Содержание к диссертации
Введение
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 13
1.1. Теоретические основы формирования готовности к творческой деятельности в профессиональном образовании 13
1.2. Структура и содержание готовности студентов к профессионально-творческой деятельности в процессе обучения 26
1.3. Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в профессиональном образовании 38
Выводы 55
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ 59
2.1. Проектирование содержания профессионально-ориентированного курса инженерной графики в вузовском образовании. 59
2.2. Создание дидактической модели формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения студентов инженерной графике 73
2.3. Разработка и реализация дидактических средств формирования, диагностики и контроля уровней готовности к профессионально-творческой деятельности студентов 75
2.4. Разработка и содержание учебно-методического комплекса
профессионально-творческой деятельности студентов 114
ВЫВОДЫ 123
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 124
3.1. Организационно-методические особенности формирования рейтинговой системы оценок творческой деятельности студентов 124
3.2. Оценка эффективности качества обучения и формирования готовности к профессионально-творческой деятельности 133
Выводы 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 160
- Теоретические основы формирования готовности к творческой деятельности в профессиональном образовании
- Проектирование содержания профессионально-ориентированного курса инженерной графики в вузовском образовании.
- Организационно-методические особенности формирования рейтинговой системы оценок творческой деятельности студентов
Введение к работе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Качество подготовки специалиста в современных условиях определяется не столько уровнем его знаний, сколько его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом. Традиционная система образования, основанная на непрерывном усвоении знаний, не оправдывает себя в условиях постоянно растущего объема информации. В подобных обстоятельствах обучение в высшей школе должно быть направлено не только на накопление знаний, но и на формирование самостоятельного нестандартного мышления, умения ориентироваться в потоке информации и творческого отношения к постоянно изменяющейся действительности. Изменение целевых установок в образовании приводит к созданию педагогических концепций, обращенных к личности обучаемого и проблемам ее развития. Раскрытие творческого потенциала играет решающую роль для становления и профессионального самоопределения личности.
Проблемам воспитания творческой личности и формирования творческих профессионально-личностных качеств в профессиональном образовании посвящены исследования Б.Г.Ананьева, А.А.Деркача, М.М. Зиновкиной, Т.В. Кудрявцева, Н.В.Кузьминой, С.А. Новоселова, Л.В. Париновой, В.В.Серикова, М.Н. Скаткина и др.
Несмотря на то, что в настоящее время в образовании активно идут инновационные процессы, на практике в нем доминирует репродуктивная составляющая, а методы творчества даются на уровне ознакомления. Задачу развития профессионально значимых творческих качеств личности в традиционной системе образования решают, в основном, на последних курсах обучения в вузе, при изучении специальных дисциплин. Однако к этому времени у студента складывается стереотипное мышление, приводящее в дальнейшем к творческой инертности и бесплодности выпускника технического вуза. Это, в свою оче-
редь, отрицательно сказывается на адаптации молодого специалиста к конкретным производственным условиям.
Проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности и рассмотрению многочисленных ее аспектов посвящены работы В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Талызиной, К.К. Платонова, В.А. Сластенина и др.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение современного состояния образовательной ситуации, связанной с процессом обучения общепрофессиональным дисциплинам в техническом вузе, позволили выявить следующие противоречия:
между потребностью общества в творческой личности, формирующейся в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью программ формирования готовности к профессионально-творческой деятельности;
между необходимостью организации творческой деятельности студента как субъекта образовательного процесса и сохраняющейся традицией отношения к студенту как к пассивному объекту педагогического воздействия;
между потребностями личности в самореализации, развитии творческого потенциала и реальными условиями обучения в высшей школе.
Выделенные противоречия определили тему диссертационного исследования: «Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике».
Диссертационная работа выполнена в рамках госбюджетной темы ВГТУ ГБ 2001.08 №01 200 308896 «Разработка инновационных технологий профессионального образования».
Цель исследования: научно-теоретическое обоснование формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике.
Объект исследования: профессионально-творческая деятельность студентов в процессе обучения инженерной графике.
Предмет исследования: процесе формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов при обучении инженерной графике.
Гипотеза исследования: формирование готовности, к профессионально-творческой деятельности студентов будет происходить успешнее, если:
определены структура и содержание готовности студентов к профессионально-творческой деятельности в процессе обучения инженерной графике;
спроектировано содержание профессионально-ориентированного курса инженерной графики;
разработана дидактическая модель формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике;
выделены уровни сформированности готовности к профессионально-творческой деятельности и разработаны средства их диагностики и контроля;
проведена экспериментальная проверка эффективности процесса формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов при обучении инженерной графике.
Задачи исследования:
Проанализировать состояние проблемы формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов и определить ее структуру и содержание.
На основе ценностного подхода спроектировать содержание профессионально-ориентированного курса инженерной графики и реализовать его в учебном процессе.
Разработать дидактическую модель формирования готовности к профессионально-творческой деятельности в процессе обучения инженерной графике.
Выделить уровни сформированности готовности к профессионально-творческой деятельности и разработать средства их диагностики и контроля.
5. Провести экспериментальную проверку эффективности процесса формирования готовности к профессионально-творческой деятельности при обучении инженерной графике.
Теоретико-методологической основой исследования явились психологические, педагогические теории развития личности как субъекта творческого процесса (Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.В.Давыдов, А.А.Деркач, Б.М. Кедров, А.Н.Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л.Рубинштейн, А.Ф.Эсаулов); теоретические основы активности обучения и развития творческого мышления (Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, Л.С. Выготский, М.М. Зинов-кина, Т.В. Кудрявцев); личностно-ориентированный, личностно-деятельностный и контекстный подходы к подготовке специалистов (Г.А.Атанов, Л.С.Выготский, А.А.Вербицкий, П.Я.Гальперин, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, В.В.Сериков; В.А.Сластенин, И.С.Якиманская); ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д.Жуковская); эвристический подход в обучении (В.И.Андреев, М.И.Махмутов, А.В.Хуторской); методология применения информационных технологий в образовании (А.Л.Денисова, И.И.Дзегеленок, Я.Е.Львович, В.Н.Фролов); профессионально-личностная технология обучения (Л.В.Паринова); технологии активного обучения (А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова); методология инженерного творчества, проектно-конструкторской, дизайнерской деятельности в процессе графического образования (Г.С.Альтшуллер, П.И. Андрианов, П.Р.Атутов, Г.Я.Буш, Р. Арнхейм, В.Ф.Кригер, В.С.Левицкий, В.И.Нилова, С.А.Фролов, Н.Ф.Четверухин, А.А. Чекмарев, А.Ф. Эсаулов, В.И. Якунин).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование студентов; изучение и анализ опыта преподавания инженерной графики с использованием элементов активного обучения; педагогический эксперимент; наблюдение и анализ в процессе выполнения графических работ; беседы и интервьюирование преподавателей графических,
общепрофессиональных и специальных дисциплин; методы экспертных оценок, парных сравнений; статистическая обработка результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Основной базой исследования явилась Воронежская государственная лесотехническая академия. В педагогическом эксперименте участвовали студенты 1 курса и преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин. Всего в эксперименте участвовало более 300 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
этап (1999-2001). Изучение и анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике, выявление основных теоретико-методологических понятий исследования. Сформулированы тема исследования, гипотеза, цель и его задачи.
этап (2001-2004). Разработка дидактической модели формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов на базе обучения графическим дисциплинам. Разработка профессионально-ориентированного курса инженерной графики. Формирование методической базы исследования.
этап (2004-2006). Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, статистическая обработка данных, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна.
На основе ценностного подхода спроектировано содержание профессионально-ориентированного курса инженерной графики.
Разработана дидактическая модель формирования готовности студентов к профессионально-творческой деятельности, включающая комплекс дидактических средств, в том числе средств, разработанных на основе компьютерного графического моделирования.
Выделены уровни сформированное готовности к профессионально-творческой деятельности в аспекте проектно-конструкторской деятельности и разработаны средства их диагностики и контроля.
Создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий информационную поддержку профессионально-творческой деятельности студентов в процессе изучения курса инженерной графики.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность комплекса дидактических средств формирования готовности к профессионально-творческой деятельности, включающего методы активного обучения, деловые игры, ситуационные задачи, проектный метод, элементы исследовательской деятельности, компьютерное графическое моделирование, создающие условия для развития личностных качеств будущего специалиста.
Разработка показателей уровней сформированности компонентов готовности к профессионально-творческой деятельности студентов и средств их диагностики и контроля вносит определенный вклад в методику контроля качества обучения инженерной графики и формирования готовности к профессионально-творческой деятельности.
Монография «Трехмерное твердотельное моделирование» вносит определенный вклад в разработку учебной литературы по использованию средств компьютерного графического моделирования в процессе профессиональной подготовки инженеров-дизайнеров.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в практику подготовки специалистов профессионально-ориентированного курса инженерной графики.
Разработанный профессионально-ориентированный курс инженерной графики, являющийся фундаментальной основой специальной профессиональной подготовки инженеров-дизайнеров, может быть использован в образовательной деятельности учебных заведений разного уровня.
Практическое значение имеет разработанный автором комплекс дидактических средств формирования готовности к профессионально-творческой деятельности, развивающих профессиональную мотивацию и творческие способности обучающихся.
Учебно-методический комплекс, включающий методические пособия, указания, методические карты, макеты, модели может быть использован в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах при профильном обучении.
Положения, выносимые на защиту.
Структура, содержание и уровни сформированное готовности к профессионально-творческой деятельности студентов, выделенные в аспекте про-ектно-конструкторской деятельности и позволяющие диагностировать формируемые в процессе обучения инженерной графике компоненты готовности к профессионально-творческой деятельности студентов.
Дидактическая модель формирования готовности к профессионально-творческой деятельности, включающая дидактические средства, разработанные на основе компьютерных технологий (компьютерное графическое моделирование), активных методов и форм обучения; учебно-методический комплекс, обеспечивающий информационную поддержку процесса формирования готовности к профессионально-творческой деятельности при изучении курса инженерной графики; средства диагностики и контроля формирования готовности к профессионально-творческой деятельности и средства коррекции учебной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена обоснованным выбором методологических положений по исследуемой проблеме, соответствии гипотезы и задач исследования выводам по итогам диссертационной работы, внедрении результатов работы в педагогическую практику технических вузов, апробации результатов исследования на научных, научно-методических конференциях.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования обсуждались на XXXII-XL отчетных конференциях ВГТА (Воронеж, 1994-2002), научно-практической конференции «Кол-ледж-2002» (Воронеж, 2002), на Международных научно-практических конфе-
ренциях: «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе» (Белгород, 2003), «Система непрерывного профессионального образования на базе университетских комплексов» (Воронеж, 2004), "Организация научно-исследовательской работы студентов в университетских комплексах" (Воронеж, 2005); на II Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы практической подготовки специалистов» (Воронеж, 2004), на VII межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы фундаментального образования: материалы» (Йошкар-Ола, 2006).
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс обучения инженерной графике в Воронежском государственном техническом университете, Воронежской государственной лесотехнической академии, Воронежском государственном архитектурно-строительном университете, Воронежском государственном агроуниверситете, Воронежской государственной технологической академии, МОУ СОШ № 20, что подтверждено соответствующими актами.
Публикации. Материалы диссертационного исследования опубликованы в 27 печатных работах, в том числе 2 - из списка изданий, рекомендованном ВАК РФ. В работах, опубликованных в соавторстве, лично соискателем выполнено: []], [2] - выделены подходы и принципы формирования профессиональных компетенций и воспитания творческих качеств личности студентов в процессе обучения инженерной графике; [3], [24] - предложены методы использования средств компьютерного графического моделирования в проектировочных дисциплинах; [5] - рассмотрены подходы к решению задач геометрического моделирования; [6] - произведен анализ трудоемкости выполнения студентами графических работ; [7], [8], [9], [10], [).)], [13] - предложено использование активных методов обучения при обучении инженерной графике для развития самостоятельной познавательной и творческой активности студентов; [14], [16], [18], [19], [20], [25], [26], [27] - обоснованы учебно-методические подходы и разработаны методические указания к проведению практических за-
нятий по графическим дисциплинам с элементами творческой деятельности и с применением компьютерных технологий; [15] - скорректирована методика контроля качества обучения графическим дисциплинам, [17], [21], [23] - выделены психолого-педагогические условия мотивационного обеспечения учебного процесса.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения, 10 приложений. Работа изложена на 159 страницах и включает 16
рисунков и 24 таблицы, список используемой литературы, из 184 наименова-
t ний.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Теоретические основы формирования готовности к творческой деятельности в профессиональном образовании
Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека. Известно, что личность, ее способности и качества формируются и проявляются в активной деятельности, в течение которой происходит самопознание, самоопределение, самосовершенствование и самореализация личности. Таким образом, формирование своего «я» происходит в результате творческого саморазвития личности.
Структуру личности, ее интегральные характеристики рассматривали в своих работах Б.Г.Ананьев [6], А.Н. Леонтьев [95], Л.М. Митина [107], К.К. Платонов [122] и др.
Структура личности, разработанная К.К. Платоновым включает:
а) направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт;
б) опыт, включающий знания, умения, привычки;
в) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;
г) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др.
Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания.
Ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их в реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формой ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Раскрытие потенциалов личности связано с ее становлением, которое рассматривается в трудах Леонтьева А.Н. как «напряженнейшая внутренняя работа, когда человек как бы постоянно решает задачу: «Чему во мне быть?». В кристаллизации собственного «Я» Леонтьев видит смысл человеческой жизни. Определяя направленность формируемого «Я», он ставит в качестве ориентиров общечеловеческие ценности. Таким образом, личность это человек, который в определенных социальных условиях и на основе усвоенных им общественных форм сознания, поведения и культурных ценностей целенаправленно создает новое в себе, природе, обществе, культуре, причем ориентиры его деятельности характеризуются позитивной направленностью [95].
Потребность в творческой деятельности занимает одно из первых мест и часто является определяющей в личности человека. Развитие творческого начала в человеке - это непременное условие развития его личности, в какой бы сфере деятельности он ни трудился. Без этого человек не будет чувствовать себя по-настоящему удовлетворенным своей жизнью. Человек, познавший наслаждение творчеством, состояние творческого экстаза, радость созидания, никогда не будет счастлив, если опустится на уровень простого обывательского отношения к жизни. Потребность творчества - глубинная потребность человека с самого детства, которую необходимо развивать и формировать путем воспитания. Как показывает мировая статистика, всего 8% людей сохраняют творческие способности, заложенные у каждого от рождения, а у остальных они подавляются системой воспитания и образования и неправильными взаимоотношениями субъектов в учебном процессе [42]. Первостепенной задачей образования и самообразования человека можно считать поиск своей индивидуальности, определение и развитие заложенных природой способностей к творчеству. В настоящее время в связи с теми высокими требованиями, которые общество предъявляет к максимальной творческой реализации будущих специалистов в профессиональной деятельности, особое значение придается стимулированию способностей личности к творчеству, формированию внутренних потребностей, мотивов, творческих особенностей.
Анализ многочисленных литературных источников, философских, психологических и педагогических исследований, посвященных творчеству, показывает, что интерес к проблемам, связанным с пониманием сущности, творческого акта, с разработкой структуры и содержания творческой деятельности, процесса передачи опыта творческой деятельности от поколения к поколению, не ослабевает на протяжении столетий. Это вызвано тем, что вся общественная и частная жизнь людей исторически основывается на творческих достижениях.
Проектирование содержания профессионально-ориентированного курса инженерной графики в вузовском образовании
Разработка содержания экспериментального курса инженерной графики для студентов специальности проходила на основании сформулированных в квалификационных характеристиках и государственных образовательных стандартов основных видов и задач профессиональной деятельности и квалификационных требований к подготовке и подготовленности выпускников вузов. Анализ профессиональной деятельности специалистов мебельной отрасли на основе квалификационной характеристики и мнений компетентных экспертов (ведущих специалистов различных производственных сфер) позволил установить основные виды деятельности инженера-дизайнера и конкретные профессиональные задачи, решаемые специалистами данного профиля.
Специалисты данного профиля должны быть готовы к научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационной и производственно-технологической деятельности. Основными профессиональными задачами направления, связанными с графической деятельностью, являются:
1) формирование целей программы (проектов), задач, с учетом основных показателей и критериев достижения целей;
2) осуществление отбора и анализа патентной, научно-технической и другой информации, представленной в периодических изданиях, необходимой на различных стадиях (этапах) художественного конструирования;
3) разработка вариантов решения художественно-конструкторских задач, анализ и нахождение оптимальных решений в условиях неопределенности;
4) разработка художественно-конструкторских проектов изделий производственного и бытового назначения с учетом обеспечения высокого уровня потребительских свойств и эстетических качеств проектируемых конструкций;
5) участие в выполнении отдельных стадий (этапов) работ, связанных с решением художественно-конструкторских задач, в разработке художественно-конструкторских предложений;
6) решение проектных задач по формообразованию плоских и объемных геометрических форм, основанных на знании элементов геометрии деталей;
7) объемно-пространственное и графическое проектирование, детализация форм изделий, разработка компоновочных и композиционных решений;
8) разработка необходимой технической документации на проектируемое изделие (сборочные чертежи и чертежи общего вида, эскизные и рабочие чертежи для макетирования, схемы, рабочие проекты моделей);
9) проектирование изделий на основе 3-D технологий, включающих компьютерное графическое моделирование на базе современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Анализ профессиональных задач, касающихся графической деятельности инженера-дизайнера, позволил определить набор тем инженерной графики, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин, необходимых для решения той или иной профессиональной задачи. На рис. 8 представлена структурно-логическая схема решения профессиональной задачи 7, на которой указаны номера дисциплин (согласно учебному плану, данному в приложении) и номера тем, усвоение которых необходимо для успешного решения профессиональной задачи. Анализ схем решения профессиональных задач показал (Прил. 6), что для многих из них на разных этапах решения необходимы знания по теме «Компьютерное графическое моделирование» (КГМ), которая отсутствует в традиционном перечне тем. Это дало нам основание для введения темы КГМ в первоначальный, перечень тем экспериментального курса инженерной графики.
Организационно-методические особенности формирования рейтинговой системы оценок творческой деятельности студентов
Формирование рейтинговой системы оценок профессионально-творческой деятельности студентов происходила на основе методики количественной оценки графической деятельности в процессе обучения [В.И.Нилова, 114]. Методика основана на том, что содержание графической деятельности можно представить в виде совокупности элементов деятельности, составляющих четыре основные группы и определяющих уровень графической деятельности в зависимости от качества графических знаний и умений, а также заложенного в нее творческого потенциала. Все элементы графической деятельности разбиты на группы и оценены в баллах от 1 до 10, количественно выражающие уровень творческого компонента графического задания (Р):
1. Группа Г - группа элементов деятельности, требующих элементарных графических знаний и умений, знание правил ЕСКД (Р = 1,0...2,5 баллов).
2. Группа В - группа элементов деятельности, требующих знаний теории начертательной геометрии и инженерной графики (Р = 2,5.. .5,0 баллов).
3. Группа Б - элементы графической деятельности в процессе исполнения чертежей деталей, соединений, схем, сборочных единиц изделий по специальности (Р = 5,0...7,5 баллов).
4. Группа А - элементы творческой конструкторской и исследовательской деятельности, профессионального творчества (Р = 7,5.. .10,0 баллов).
Совокупность элементов традиционного курса инженерной графики ограничивается элементами групп Г, В и частично Б, основанных на базе абстрактных графических объектов, не связанных с профессиональной направленностью:
Для оценки каждого графического задания и составления рейтинга мы определяли их комплексную характеристику по вышеупомянутой методике [114]. Комплексная характеристика (КХ) графического задания выражается следующей зависимостью:
КХ = РхТх(СИ + ВТ + ТГ + АД)/4 = ОЭхОК, (балло-часы),
где Р - уровень творческого компонента ГЗ в баллах (результат):
Т - планируемые затраты времени на ГЗ (формат А1, в учебных часах)
СИ - сложность исполнения инженерных аспектов деятельности, предусмотренной ГЗ;
ВТ - сложность восприятия теории по теме ГЗ;
ТГ - трудоемкость исполнения графики задания;
ОЭ - оценка эталона ГЗ в балло-часах (ОЭ = РхТ);
АД - автоматизм действия;
ОК - обобщенный коэффициент, ОК = 0,25(СИ + ВТ + ТГ + АД), характеризующий качественный состав ГЗ.
1. Сложность исполнения (СИ) инженерных аспектов графического задания зависит от вида изделия, сложности его конструкции, вида графической деятельности (эскиз, рабочий чертеж). СИ оценивается коэффициентами в диапазоне от 1 до 5. Данные для определения СИ в конкретных ГЗ приведены в таблице 18.
2. Сложность восприятия теории (ВТ) элементов деятельности оценивается коэффициентами в диапазоне: для группы А - 3...4; для группы Б - 2...3; для группы В - 4... 5; для группы Г -1... 2.
3. Трудоемкость исполнения графической работы (ТГ) зависит от насыщенности чертежа графикой, которую можно измерить количеством линий на квадратный дециметр чертежа. Экспериментально установлено, что самые сложные чертежи в курсе инженерной графики содержат более 30 линий на дм". Поэтому принято: ТГ=2 при количестве линий на дм2 более 20; ТГ=1 при коли честве линий на дм" менее 20. При этом заполненность чертежа линиями и обо значениями должна быть около 75% от всего поля чертежа.