Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Прудовская Ольга Юрьевна

Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий
<
Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прудовская Ольга Юрьевна. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Омск, 2007 203 с., Библиогр.: с. 147-164 РГБ ОД, 61:07-13/2912

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Информационные технологии в профессиональной подготовке дизайнеров 17

1.1. Применение информационных технологий в сфере образования 17

1.2. Использование программных средств при обучении дизайнеров 24

1.2.1. Информационные технологии как объект изучения 30

1.2.2. Информационные технологии как средство обучения 39

1.2.3. Информационные технологии как среда обучения 47

Выводы к главе 1 53

Глава 2. Проблемы формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности будущих дизайнеров 56

2.1. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера .. 56

2.2. Готовность к применению ИТ как профессионально важное качество дизайнера 61

2.3. Диагностика готовности студентов-дизайнерон к применению ИТ в профессиональной деятельности 79

Выводы к главе 2 93

Глава 3. Методика формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности студентов-дизайнеров 95

З.1. Содержание и методика преподавания курса компьютерной фафики для формирования профессиональной готовности студентов-дизайнеров 95

3.2. Анализ построения структуры учебного материала в специализированной компьютерной обучающей среде 111

3.3. Анализ результатов реализации методики формирования готовности студентов-дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности , 124

Выводы к главе 3 139

Заключение 141

Библиографический список 147

Приложение 165

Введение к работе

Усложняется мир, трансформируются идеология, экономика, политика, вес сложнее становится система межличностных отношений. В связи с этим концептуально иной становится и предметно-пространственная среда, которая окружает людей и является продуктом их творческой деятельности, их понимания красоты и гармонии. Дизайнер не может и не должен оставаться в стороне от происходящих в мире изменений, в том числе и научно-технического прогресса, развития культуры, цивилизации, ведь именно дизайнер формирует облик предметов, с которыми человек имеет непосредственный контакт, именно дизайнерская мысль руководит созданием образа пространственной среды, в которой человек живет, отдыхает, трудится, творит. [16, 25? 34, 77] Это и определяет социально-педагогический уровень исследования.

Дизайн зарождался на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерпого проектирования и науки. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира в чрезвычайно обширной т'зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с гуманитарными дисциплинами - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др., средств инженерно-технических и естественнонаучных знаний. Все эти знания интегрируются в акте просктно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление. [200, 112]

Научно-теоретический уровень данного исследования предполагает ответ на вопрос: каким должен быть дизайнер наступившего века - века разви-

5 тия творческих способностей и человеческой интуиции? Этот вопрос не может не интересовать общество в целом и во многом определяет стратегию образовательных учреждений. [124]

Рассматривая эти вопросы с позиции изучения специальных дисциплин, традиционный взгляд на содержание обучения, его роль и место в образовании будущего сп е цн ал иста-дизайнера требуют существенной переоценки и уточнения, и в первую очередь в связи с появлением новых информационных технологий и компьютерной графики.

Научно-методический уровень актуальности исследования определяется фундаментальными переменами, связанными с развитием компьютерных технологий и их использованием в профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Сегодня человек, вероятно, уже не может считаться грамотным, и, тем более, профессионально компетентным, не владея в достаточной степени компьютерными технологиями. Для дизайнера сегодня уже недостаточно знать закон построения пространственных форм на чертеже, необходимо понимание алгоритмов и правил отображения их на экране монитора. Для продуктивной деятельности дизайнера в современном информационном мире нужна фундаментальная базовая компьютерно-графическая подготовка. Важной задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня подготовки специалистов-дизайнеров не только как пользователей универсальных графических пакетов, но и как специалистов, способных использовать полученные знания при решении стоящих перед ними задач с помощью современной техники для интерпретации разнообразной социальной, экономической, технической и др. информации.

В настоящее время информационные технологии широко используются при подготовке специалистов различного профиля, в том числе и специалистов-дизайнеров. Проведенные исследования существующих подходов и методик использования информационных технологий при обучении студентов дизайнерских специальностей показали, что, в основном, они применяются как средство визуализации принимаемых решений и практически не исполь-

зуются как средство для получения профессиональных проектно-художественных навыков. [65, 171, 172] При этом целью обучения является освоение конкретной графической программы и выполнение в ее среде заданий профессиональной направленности. Однако, современные графические пакеты могут быть использованы дополнительно, как средство интенсификации процесса обучения, а также получении и развитии профессиональных художественных навыков. [135, 183]

Высшая школа, решая конкретную задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование таких качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность, высокая нравственность. Этот вклад должен найти отражение в профессиональной готовности выпускника вуза, поскольку она является критерием результативности высшего образования. В педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с когша 50-х годов прошлого столетия (В, С. Ильин, С. А. Рубинштейн, Н- К. Сергеев, В. В, Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. Проблемам формирования профессиональной готовности посвящены работы М. И, Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г, А. Бокарсвой, К. М. Дурай-Но ваковской и др. На результаты названных выше исследований опираются и В. С. Ильин, Н. В. Кузьмина, ILK, Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др, Однако в этих работах проблемы подготовки специалистов в системе дизайн-образования не рассматриваются. Следовательно, специфика подготовки дизайнера в научной литературе осмыслена недостаточно.

Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Но, несмотря на то, что с каждым новым поколением они все более приближаются к человеку, ориентируясь на пользователя, для которого данные технологии не са-

7 моцель, а лишь средство профессиональной деятельности, их огромные возможности во многом остаются неиспользованными» Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, ''лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров1'. Это свидетельство того, что профессиональное образование не успевает в содержательном плане следовать за быстро изменяющимися технологиями. Возникает необходимость устранения разрыва между требованиями, которые предъявляют к человеку новая техника, информационные технологии, и сю информационно-компьютерной подготовкой как специалиста.

Вышеназванные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в формировании готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, обусловленную социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы. Решение этой проблемы связано с разработкой соответствующей технологии подготовки студентов.

Необходимость разрешения выявленных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий».

Целью исследовании является разработка научно-методических основ формирования готовности к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности у студентов-дизайнеров.

Объектом исследования является процесс формирования готовности будущих дизайнеров к использованию информационных технологий.

Предметом исследования являются содержание, формы, методы и средства, способствующие формированию готовности будущих дизайнеров к

8 применению информационных технологий в условиях специализированной

компьютерной обучающей среды (СКОС).

Гипотеза исследования состоит и-j следующих предположений:

-процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий будет более эффективным при условии уточнения сущностных характеристик готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформи-рованностью знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций;

-организация процесса обучения будет ориентирована на поэтапное формирование готовности к применению информационных технологий не только в профессиональной деятельности в целом, по и в отдельных ее компонентах (мотивационном, содержательно-операционном, рефлексивном), а также в планомерном переходе от низкого уровня к более высокому в соответствии с логикой формирования готовности;

-процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий будет более эффективным при условии, что подготовка дизайнера будет осуществляться в условиях СКОС, разработанной с учетом специфики деятельности дизайнера с помощью средств информационных технологий (ИТ) и направленной на формирование его готовности к применению данных средств в профессиональной деятельности.

Общий подход к конструированию дидактических компьютерных сред (ДКС), использованию их в обучении и формированию умений обучаться в таких средах подробно рассмотрен Л. М Коротковым [86]; особенности использования ДКС в личностно ориентированном обучении проанализированы Е, А. Локтюшиной [87], Продолжая в целом линию, начатую их исследованиями, мы конкретизируем понятие ДКС, определенное А. М. Коротковым как <(5лижнсс окружение ученика в обучении с использованием электронно-вычислительной техники», выделяя понятие специализированной компыо-

9 терной обучающей среды, предназначенной для подготовки будущего специалиста-дизайнера и формирования у него готовности к применению в профессиональной деятельности новых информационных технологий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

  1. На основании анализа психал о го-псдагоги ческой литературы исследовать проблему подготовки дизайнеров к применению информационных технологий в теории и образовательной практике высшей школы,

  2. Уточнить сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности.

  3. Исследовать структуру и содержание готовности студентов, обучающихся по специальности 052400 «Дизайн» (специализации «Дизайн среды») к применению инфop^faциoнныx технологий в будущей профессиональной деятельности,

  4. Сконструировать экспериментальную специализированную компьютерную обучающую среду, обеспечивающую реализацию предлагаемой системы формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера.

  5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы эффективность разработанных методов в процессе подготовки студентов-дизайнеров.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о системном подходе к анализу явлений и процессов, всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений, а также важнейшие положения философии, педагогики и психологии о дея-тельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам использования компьютерных технологий в учебном процессе. В значительной степени диссертационная работа опирается на результаты исследований в области теории и методики профессионального образования, представленные в трудах С.Я Батышева, ПФ. Кубрушко, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко,

ЇО В.А. Федорова, Н.К, Чапаева и др.; концептуальные и методологические подходы к формированию проектной культуры, к дизайн-образованию (В.Л. Бенин, М.С. Каган, В.П. Климов, СМ. Кожуховская, JLB. Левицкий, Л.Б. Пере-всрзев, В.И. І Іузанов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко).

Теоретическим фундаментом исследования являются теории личности, деятельности и общения (Б.Г, Ананьев, Л.С, Выготский, АЛ, Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, ВА. Сластенин, Б.М. Теплов), личностно-ориентированного обучения (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют положения о сущности педагогического процесса (В.И, Андреев, А.С. Белкин, В.В. Краев-ский), об активизации познавательной деятельности посредством реализации методов и форм обучения (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лер-нср, Л-В. Моисеева, Н.Н. Тулькибаева и др.).

Нами анализировались также труды педагогов и психологов в области автоматизированных систем интенсивною обучения на базе компьютерной техники (Б.И. Андреев, СИ, Архангельский, В.П, Беспалько, ТА. Ильина, ГА. Китайгородская, Н.Ф. Талызина), а также теория компьютеризации образования (Б.С. Гершунский, АЛ. Ершов, ЕА. Машбиц, В.М. Монахов и др.), теоретические, методологические и философские труды, посвященные вопросам использования новейших информационных технологий в образовании (И.В. Роберт, СА. Христочевский и др.), научные основы готовности к профессиональной деятельности (ГА. Бокарева, М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуков, ЛА. Кандыбович, Е.Э. Смирнова), труды по теории и методологии дизайн-проектирования (ОТІ. Генисаретский, В.Л. Глазычев, Д.Л. Мслодинский, СМ. Михайлов), диссертационные исследования по проблемам дизайн-образования (В.П. Климов, СМ. Кожуховская, ТВ. Костогриз, Т,М, Стена-нова), а также идеи Л.С Выготского об активизации восприятия в процессе деятельности, А.Н. Леонтьева - о значении деятельности в формировании

личности, Б.Д. Эльконина - о развитии мотиэационно-потребностной сферы личности.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования:

изучение и сравнительный анализ существующих и используемых в практике подготовки студентов компьютерных средств, систем и технологий;

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности; моделирование;

наблюдение за учебным процессом в вузе с целью изучения условий формирования готовности будущего дизайнера к применению компьютера в дизайн-проектировании, в частности, при организации обучения в условиях СКОС;

тестирование и анкетирование студентов, интервью с ведущими специалистами, анализ продуктов проектно-художественной деятельности, опытно-поисковая работа;

математическая обработка эмпирического материала.

База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Омского государственного института сервиса, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), Сибирского профессионально-педагогического колледжа (СППК), Регионального центра инновационных технологий (Омск). В исследовании приняли участие студенты художественно-технологического факультета ОГИС (121 чел-)т обучающиеся по специальности «Дизайн» (специализация «Дизайн среды»), студенты факультета туризма и прикладной информатики ОГИС, обучающиеся по специальности «Туризм», «Гостиничный сервис» и «Домоведение» (150 чел.); студенты факультета прикладной информатики СибАДИ (46 чел.); студенты отделения «Дизайн» СППК (38 чел.); слушатели Регионального центра инновационных технологий (136 чел.).

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2006 г. Общий замысел и логика исследования определили последовательность этапов исследования.

Первый этап (2001-2002) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературы определялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, объект, предмет, цель, задачи, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат исследования. J la этом этапе была построена рабочая версия понятия «готовность к применению информационных технологий», выявлены компоненты и уровни готовности, а также разработана рабочая гипотеза.

Второй этап (2002-2004) - опытно-поисковый. На этом этапе была разработана технология (отобраны содержание, формы и методы обучения), Уточнена система педагогических средств, способствующих формированию готовности к применению ИТ ь профессиональной деятельности у будущих дизайнеров. В данный период проведен формирующий man опытно-поисковой работы, в ходе которой проверялась гипотеза и решались выдвинутые задачи. Результатом этой работы явилось создание комплекса программно-педагогических средств, направленных на формирование готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнеров и внедрение этих средств в учебный процесс.

Третий этап (2004-2006) - итогово-обобщающий. Был проведен контрольный этап опытно-поисковой работы, позволяющий перепроверить правильность сформулированных теоретических выводов, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы высшей школы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Уточнено понятие сущности готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности дизайнера, понимаемое

13 как целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний,

умений, способностей и навыков к творческому использованию ИТ.

  1. Обоснована структура компонентов готовности будущих дизайнеров к применению ИТ, включающая мотивационный, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты, а также их содержание.

  1. Создана специализированная компьютерная обучающая среда, ориентированная на формирование готовности к применению ИТ в будущей профессиональной деятельности дизайнеров, на основе дидактических принципов (научности, адаптивности, информативности, последовательности, наглядности).

  2. Разработаны научно-методические рекомендации по формированию готовности будущих дизайнеров к использованию ИТ в условиях обучения в специализированной компьютерной обучающей среде.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: оно вносит вклад в дальнейшую разработку теории формирования готовности к профессиональной деятельности, готовности к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, в обосновании логики поэтапного формирования готовности применения ИТ в условиях компьютерного обучения и выявлении состава и структуры специализированной компьютерной обучающей среды, обеспечивающей необходимый уровень подготовки дизайнеров в области использования ИТ в будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная автором система подготовки будущих дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности позволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки специалиста в высшей школе; разработанные методические рекомендации по использованию графических программных средств в учебном процессе, способствующие развитию профессиональных художественных навыков, а также продуктивному формированию готовности к применению ИТ, внедрены в учебный процесс при подготовке специа-

14 листов художественных специальностей. Практическую значимость имеют

также компьютерные программы, методические и дидактические материалы,

созданные в ходе исследовательской деятельности и используемые в учебном

процессе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается адекватностью методической системы цели, предмету и задачам исследования, научно-методическим обеспечением опытно-поисковой работы, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах, репрезентативностью эмпирических материалов, воспроизводимостью и повторяемостью результатов опытно-поисковой работы, обработкой экспериментального материала методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-поисковой работы, обсуждались на заседаниях кафедр дизайна, рисунка и живописи, социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса, кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (ОГПУ) и отражены в публикациях автора. По результатам исследования опубликован ряд работ в научной и научно-педагогической периодике; они докладывались, были обсуждены и поддержаны на научных конференциях международного, всероссийского, регионального уровня: IX Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании)^ Пенза, 2002; Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса», Омск, 2003; II межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Молодежь. Наука. Творчество - 2004», Омск, 2004; III Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе», Омск, 2005; Международная научно-практическая конференция, посвященная 45-летию факультета искусств (ХГФ) ОГПУ «Йстория! проблемы и перспективы художественно-педагогического образования»,

15 Омск, 2005; научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры педагогики РГППУ «Профессиональная педагогика: становление и пути развития», Екатеринбург, 2006. Полученные в ходе исследования результаты внедрены в учебный процесс ОГИС при подготовке студентов специальностей «Дизайн», «Гостиничный сервис» и «Домоведение». На защиту выносятся следующие положения:

1, Готовность дизайнеров к применению ИТ в профессиональной дея
тельности есть цель целостного педагогического процесса, состав которой
структурируется совокупностью следующих компонентов:

мотивационного, отражающего побуждения к совершенствованию знаний и умений в области познания теоретических основ информационных технологий;

содержательно-операционного, включающего владение теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для применения информационных технологий в профессиональной деятельности;

рефлексивного, отражающего значимость развитой готовности к применению ИТ для профессиональной деятельности дизайнера.

  1. Логика формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера определяется тремя уровнями ее развития: начальным, средним и высоким. Содержание каждого из уровней зависит от сформироваиности мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов готовности.

  2. Процесс формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнеров проходит в своем развитии несколько этапов, каждый из которых направлен на формирование ее компонентов и оснащен системой педагогических средств.

4, Формирование готовности к применению ИТ будущих дизайнеров бу
дет более эффективным в условиях обучения в специализированной компью
терной обучающей среде, учитывающей специфику проектно-художест-

венной деятельности дизайнера, максимально приближенной к потребностям, возможностям и особенностям обучающихся.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенною научного исследования. Диссертация (203 с), состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (208 наименований) и приложений. Диссертация содержит в тексте 11 рисунков, 8 таблгш.

Применение информационных технологий в сфере образования

Анализируя содержание понятия информационных технологий, следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «технология».

Информацию рассматривают в одном ряду с такими философскими категориями, как материя и энергия. Существует много определений этого понятия. Информация (от лат. information - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - это: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксической, семантической и прагматической характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) [191].

В работе Абдеева Р. Ф. [1] аккумулированы определения этого многозначного понятия, данные известными учеными, как: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер); отрицание энтропии (Бриллюэн); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон); передача разнообразия (Эш-би); мера сложности структур (Моль); вероятность выбора (Яглом).

Кирьякова А. В. предлагает рассматривать информацию в системе ценностей как базисную ценность, а также еще и с позиций нравственно-этических достижений человечества и влияния информации на развитие личности с аксиологической точки зрения. [82]

В широком смысле информация - это отражение реального мира; в узком смысле - любые сведения, являющиеся предметом храпения, передачи, преобразования и управления. Информация может содержать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. [126]

Наиболее точным на наш взгляд определение понятия «информация» дано С. А. Бешснковым и ЕЛ. Ракитиной, которые трактуют информацию «как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира» [20, с, 18], и далее будем использовать следующее определение:

Информация — это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения хт данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями [193].

Из этого определения следует, что информация передается только опосредованно, с помощью данных. Данные-это любые сигналы, получаемые и обрабатываемые либо человеком с помощью органов чувств, либо устройством. Такие сигналы являются зарегистрированными сигналами любой физической природы, но чтобы они стали информацией, необходим метод для их восприятия. Информация образуется в момент взаимодействия данных и адекватных им методов. [140]

Термины «информация» и «данные» необходимо четко разделять. Можно сказать, что у источника сведений информация создается и хранится в аппарате мышления и отчуждается только в виде данных, а у адресата полученные аппаратом мышления данные приватизируются в виде информации. При таком определении информации естественно считать, что знания - это высший уровень информации. [192]

Понятие «технология» подразумевает совокупность методов обработки, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки - выявление физических» химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Технология рассматривается также как операция добычи, обработки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. [169] Информационная технология (ИТ) будет рассматриваться нами в процессе данного исследования как практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. Информационная технология, реализуемая с помощью средств компьютерной техники, характеризуется:

Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера

Уточнение знания о сущности готовности к профессиональной деятельности у будущих дизайнеров невозможно без выявления специфики профессиональной деятельности дизайнера.

Попытки определить дату возникновения индустрии дизайна предпринимались неоднократно. Одна из первых концепций трактует дизайн как обязательный атрибут созданного человеком объекта - извечное качество вещей. Это объясняется тем что одним из первых видов дизайна был промышленный дизайн. Но сводить целую индустрию к приданию внешней формы объектам искусственной среды неправомерно. Другие концепции называют точную дату возникновения индустрии дизайна. В Германии - 1907 год, в США -1929-й и т. д. [43].

Изначально классификационным признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Каждый из этих материалов имел свою специфику, требовал особых знаний в области конструирования и технологии производства. В первых школах дизайна 20-х гг. - Баухаузе, ВХУТЕМАСе деление студентов велось по следующим направлениям: столярное дело, гончарное ремесло, металлообработка, ткачество, графика (полиграфия). Позднее этот перечень специализаций был расширен: появились "Эмали", "Дизайн одежды", "Интерьеры", и совсем недавно - "Дизайн архитектурной среды", а также основанными на современных компьютерных технологиях web-дизайн, телевизионный дизайн и пр. Сформировался и новый вид дизайна - системный дизайн. Его основакомплексное проектирование всех направлений деятельности по созданию и функционированию объекта, конструирование всех его составляющих, научная организация труда- Особенности развития дизайна во второй половине XX века позволяют исследователям говорить о нем как о "синкретическом виде творческой деятельности, основная цель которой - функциональная организация внешней среды, в том числе предметной, коммуникативной, политической и т. д." [29]. Данное определение основано на базовом признаке, позволяющем в любом контексте отличить произведения дизайна от произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, - функциональность»

Классическое определение дизайна принято в 1964 году на международном семинаре по дизайнерскому образованию в Брюгге; "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с ТОЧКИ зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя1 - Постепенно выделяется новое направление дизайн-деятельности, где дизайнер предстает руководителем созданной им для данного случая группы специалистов, поэтому второй уровень развития дизайна был определен как дизайн межпредметных связей. Принципиальным моментом было возникновение нон дизайна (проектирование межличностных отношений), конечным продуктом которого является документ, текст.

В последние десять-пятнадцать лет глобальное усложнение созданной человеком среды обитания расширило границы дизайна до разработки средо-вых и отраслевых программ, а также комплексных проектов жизнедеятельности, реализация которых возможна на государственном уровне. Дизайн уже сегодня пытается выйти на новый уровень - мегадизайн человека. Такие гуманистические проекты осуществляют крупные международные организации. Как вид искусства дизайн имеет ряд общих моментов с художественным видом деятельности человека, отмеченных в исследованиях по педагогике, психологии искусства, художественной педагогике:

- продукт деятельности - целостность логического и образного, эмоционального и рационального, материально] о и духовного, теоретического и практического;

- результат деятельности обязательно связан с преобразованием самих субъектов деятельности восприятие (создание, воссоздание) художественного продукта;

- предмет деятельности учащегося - явление, которому присущи образность, метафоричность, эмоциональность;

- за субъектом деятельности закрепляются такие качества, как оригинальность индивидуально-личностного выражения чувств и отношений, восприимчивость к своеобразию художественных проявлений другого, способность к художественному диалогу [33, 131, 162 и др.].

Содержание и методика преподавания курса компьютерной фафики для формирования профессиональной готовности студентов-дизайнеров

Сегодня компьютерная графика широко используется в проектной практике и обучении дизайнеров. Суть такого явления понятна, так как с помощью компьютера можно легко строить трехмерные модели проектируемых объектов, изображения которых могут рассматриваться в любых заданных ракурсах и с любых дистанций удаления. Информация компьютерной графики сравнительно легко воспринимается заказчиком, построения могут быть осуществлены людьми, нс умеющими рисовать и чертить, они могут быть легко размножены, компьютер чрезвычайно удобен в процессе построения рабочих чертежей. Однако, в разных школах дизайна России, широко внедряя технику компьютерной графики, преподают фундаментальные курсы рукотворной графики, макетирования, рисунка и живописи. Большая часть заданий по графике и проектированию на младших курсах исполняется в технике рукотворных эскизов, чертежей и макетов. По мере освоения основ компьютерной графики младшекурсники используют одновременно с рукотворными чертежами и фрагменты, исполненные на компьютере. На старших курсах компьютерная графика используется шире, дипломные проекты исполняются целиком на компьютере или частично, с фрагментами, выполненными вручную- Таким образом, в российских школах прослеживается тенденция сначала научить студента рисовать и чертить, а затем осваивать приемы компьютерной графики. Причина такой последовательности в убежденности российских педагогов что изначальные способности визуального восприятия, воображения, зрительной и ассоциативной памяти развиваются в тесном взаимодействии пары «глаз-рука», когда умение целенаправленно видеть сопровождается искусством осознанно изображать увиденное. Опыт рукотворной графики облегчает студенту процесс освоения компьютерной графики, повышает качество проектных компьютерных чертежей, сообщает им иное смысловое содержание.

Как указывалось в первой главе, в разделе, посвященном обоснованию применения ИТ в образовательном процессе (п. 1.2.1), мы выделяем информационные технологии в качестве предмета изучения как один из способов приобщения студентов-дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, то применение новых информационных технологий в образовании невозможно без предварительного знакомства с самими такими технологиями и методиками их применения, а простое изучение их, без выхода на дальнейшее практическое использование, как показывает многолетний опыт преподавания, не имеет смысла.

В связи с этим нами был спроектирован самодостаточный, внутренне логичный курс с использованием модульного подхода в обучении, который позволяет осуществить дифференцированный подход к обучаемым. Несмотря на обучение использованию современных технологий в дизайне курс обучения относится к традиционному компьютерному обучению, т. к. используются традиционные методы для обучения работе с различными ОПП, применения команд, подготовки документов на основе специализированной компьютерной обучающей программы.

В основу построения методической системы изучения информационных технологий для студентов-дизайнеров положен действующий стандарт высшего профессионального образования по специальности «Дизайн» с фиксированным перечнем дисциплин, которые определяют основные этапы формирования готовности дизайнеров к применению ИТ.

Рассматривая в диссертационном исследовании вопросы формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнеров, мы следовали структуре образовательного стандарта. В связи с этим, нами выделены следующие этапы последовательного формирования готовности к

применению ИТ в профессиональной деятельности и тематические разделы:

- начальный этап:

1. Компьютерные технологии;

2. Информационные технологии в дизайне;

- профессионально-ориентированный этап:

3. Компьютерное обеспечение дизайн-проектирования;

4. Введение в трехмерное компьютерное моделирование;

- итоговый этап.

Похожие диссертации на Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий