Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Ожерельева, Ольга Вячеславовна

Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки
<
Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ожерельева, Ольга Вячеславовна. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2005. - 235 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы дизайнерского образования студентов факультета педагогики и методики начального образования педагогических институтов

1.1. Дизайнерское образование как художественное и педагогическое явление. 13-25

1.2. Современное состояние проблемы изучения дизайна в отечественной теории и практике образования. 26-43

1.3. Содержание и структура педагогической деятельности учителя начальных классов по преподаванию основ дизайна. 44-53

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих учителей к преподаванию основ дизайна в начальных классах

2.1. Исследование состояния подготовленности будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна (констатирующий эксперимент). 54-95

2.2. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы по дизайнерскому образованию студентов педагогических вузов факультета педагогики и методики начального образования (формирующий эксперимент). 96-131

2.3. Результаты опытно-экспериментального обучения (контрольный эксперимент). 132-160

Заключение 161-164

Библиография 165-178

Приложение 179-235

Введение к работе

Одной из главных, если не определяющих, тенденций современного процесса подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием является интеграция гуманитарных, естественных, технических дисциплин, возникновение комплексных форм деятельности, объединяющих специалистов разного профиля и уровня в рамках целостных программ. Этого требует сложный характер современных социально-экономических проблем. В перспективе следует ожидать дальнейшего развития комплексных форм организации науки и культуры, которые обеспечат гибкость структуры подготовки выпускников высшей школы. Современному человеку приходится справляться с множеством сложных проблем, умея реагировать при этом на постоянную динамику развития ситуации. Обладание творческим и нестандартным, критическим и конструктивным мышлением для современного выпускника вуза просто необходимо. Создание условий для развития такого мышления - одна из основных задач любого педагогического процесса. Обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя, врачи, конструкторы, нужны художники и философы и т. д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей (80).

Непременное условие профессиональной деятельности современного учителя, способного подходить к делу творчески, новаторски и вместе с тем не отрываться от действительности, непосредственно связано с приобщением школьников к активным формам творчества, формирующим высокие культурные потребности, эстетический вкус, одухотворяющим и возвышающим труд человека, весь образ его жизни. Это является, в частности, одной из важных составляющих общей проблемы повышения качества художественно-педагогической подготовки в системе высшего образования.

К подобным активным формам творчества следует отнести дизайн, связывающий в неразрывное целое целесообразность и красоту, техническое и

з эстетическое начало деятельности. Знания в области дизайна необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобщи и эффективны как специфическое средство формирования социального сознания. Их роль для становления духовного мира человека как личности и его творческого потенциала трудно переоценить. Они необходимы каждому человеку, как и знания языка, литературы, истории. Поэтому перед педагогическим вузом стоит задача подготовки учителя, способного дать эти знания подрастающему поколению.

Дизайн и есть та социальная структура, посредством которой человек воспроизводит пространственно-временной порядок в себе и через который смотрит и на себя, и на мир. Любой человек, включённый в процесс производства или потребления дизайнерских изделий, как особой материальной среды, формируется с позиции художественно-технического видения социального мира.

В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. В теоретическом плане - это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, причём, не только дизайнеров-профессионалов, но и педагогов, воспитателей, учащихся школ и даже, возможно, детей дошкольного возраста. Однако дизайн сегодня целенаправленно и массово вообще не изучают нигде: ни в школах, ни в институтах.

В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства. В одном случае в основу обучения положено формирование изобразительной грамоты и рисование с натуры (B.C. Кузин), в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б.М. Неменский), в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства

(Т.Я. Шпикалова) и др. Однако ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работы, так как они составляют необходимую специальную базу, обеспечивающую успешность изучения курса в рамках любой программы, и должны воплощаться комплексно.

В соответствии с этим в определении содержания занятий по изобразительному искусству мы пришли к необходимости рассматривать их и как уроки дизайнерского образования; при этом мы учитывали, что художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина, наряду со знаниями теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, лепки, моделирования.

Особое место в решении этой задачи в педагогическом вузе принадлежит курсу «Методика изобразительного искусства», в рамках которого происходит подготовка творческого учителя, умеющего самостоятельно мыслить, анализировать самые разнообразные методические и практические материалы, альтернативные программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с требованиями развивающего обучения. Выпускник педагогического вуза, освоивший курс методики, должен уметь самостоятельно оценивать и творчески использовать любые традиционные или новые подходы в художественном обучении.

В настоящее время недостаточно доказывать факт необходимости изучения основ дизайна на факультете педагогики и методики начального образования пединститутов, необходима дидактическая ориентация на это явление, поскольку оно имеет глобальный характер, а потому являет собою не только узкопрофессиональную дизайнерскую, но и всеобщую культурологическую ценность.

В педагогической науке накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент научной концепции формирования личности учителя

и его профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования.

Анализ работ по проблеме подготовки учителя позволяет условно выделить три группы исследований. Первую составляют исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы формирования и развития личности учителя в системе непрерывного педагогического образования (Е.П. Белозёрцев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).

Ко второй группе относятся исследования, посвященные изучению процесса формирования у студентов основ педагогического мастерства, профессиональных умений в области педагогической технологии, их готовности к осуществлению как различных видов учебно-воспитательной работы, так и целостного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Ю.К. Васильев, И.А. Зязюн, Л.Ф. Спирин, Н.И. Фатеева и др.).

Третью группу образуют исследования, направленные на изучение процесса формирования культуры учителя, его профессионально значимых качеств личности, направленности, отношений, мотивов (И.Д. Багаева, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, Р.Н. Хмелюк, Д.С. Яковлева и др.).

Теоретическое обобщение результатов исследований по названным проблемам позволило определить исходные предпосылки нашей работы. Они сводятся к следующему. Готовность к учительской профессии формируется в процессе определённым образом организованной деятельности. Основными условиями её формирования являются профессионально-педагогическая направленность этой деятельности, ценностно-мотивационная сфера обучающихся, их личностные установки, создание целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков.

Профессионально-педагогическая направленность проявляется и закрепляется в непосредственной (учебно-познавательной, учебно-практической, самостоятельной) деятельности будущего учителя через знания и

6 умения, выражающиеся в системе определённых общепедагогических и специальных действий.

Вопросы подготовки учителя начальных классов по основам дизайна в определенной степени находятся в русле проблем, решаемых на сегодняшний день теорией и практикой эстетического и художественного образования и воспитания высшей школы.

Значительный вклад в разработку проблем художественного образования подрастающего поколения средствами различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства внесли А.И. Ковешников, Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, В.П. Копцев, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.

Более локальную базу нашего исследования составляют труды специалистов в области дизайнобразования: А.Г. Дроздецкого, Ю.Г. Коваленко, А.И. Ковешникова, Н.М. Конышевой, Л.П. Малиновской, Б.В. Наумова, Н.М. Сокольниковой, И.А. Спичак, В.И. Шклярова, которые затрагивают те или иные аспекты дизайнерского образования студентов и школьников. В них во главу угла ставится творческое развитие личности, формирование способности к непрестанному приобретению новых знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной постановки и решения задач, не имеющих в прошлом близких аналогов.

В распоряжении современного исследователя проблем дизайнерского образования студентов и школьников имеются также и труды специалистов, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких, как В.П. Зинченко, Ю.Б. Соловьёв, В.Ф. Сидоренко и др. Нельзя пройти мимо опыта ведущих

»

индустриально развитых стран, особое место среди которых занимают США, Япония, ФРГ, Великобритания, где к дизайну обращаются как к генеральной линии воспитания молодёжи, где это направление образования возведено в ранг государственной политики.

Таким образом, формирование основ дизайнерских знаний и представлений у подрастающего поколения рассматривается в современных исследованиях и прогрессивной педагогической практике как действенный путь введения детей в мир общечеловеческих ценностей, человеческой культуры. Вместе с тем эта важная проблема в отечественном образовании еще далека от системного решения как, в теоретическом, так и в практическом плане.

Несмотря на то, что такие дисциплины, как «Художественное конструирование», «Декоративно-прикладное искусство и основы дизайна», включались в учебные планы факультета педагогики и методики начального образования педагогических институтов, уровень их преподавания далеко несовершенен, значение дизайна в формировании всесторонне развитой личности педагога начальных классов многими пока недооценивается. Дизайн чаще всего рассматривается как узкопрофессиональное дело. Такое положение объясняется, прежде всего, тем, что не выработана единая система преподавания дизайна на факультете педагогики и методики начального образования, нет в достаточно полном изложении теоретических и научно-исследовательских публикаций, связанных с проблемами изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между: признанием особой актуальности и важности проблемы дизайнерского образования подрастающего поколения на современном этапе; необходимостью элементарного дизайнерского образования учащихся, начиная с младшего школьного возраста и отсутствием научно обоснованной системы подготовки педагогических кадров, способных к осуществлению данной задачи.

С учётом этого был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и методика подготовки будущего учителя начальных классов по основам дизайнерского образования?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: педагогический процесс подготовки студентов на факультете педагогики и методики начального образования педагогических институтов.

Предмет исследования: содержание и методика дизайнерского образования студентов факультетов педагогики и методики начального образования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профессионально-педагогическую подготовку по основам дизайнерского образования можно реализовать на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду.

По своему содержанию эта подготовка должна включать: 1) систему специальных знаний из области дизайна, а также формирование умений творческой преобразующей деятельности с различными материалами (в соответствии с программой начальной школы); 2) профессионально-педагогические знания и умения в преподавании основ дизайна школьникам.

Со своей стороны, методика проведения занятий со студентами должна предполагать:

активизацию творческого мышления студентов посредством использования эвристических и проблемных методов обучения;

выполнение комплексных творческих заданий (включающих изобразительную деятельность и конструирование) в системе занятий; - создание студентами в процессе обучения необходимого методического и дидактического материала для реализации дизайнерского образования в практической педагогической деятельности. Задачи исследования:

  1. Выявить сущность дизайнерского образования как художественного и педагогического явления и определить содержание и структуру педагогической деятельности учителя начальных классов по преподаванию основ дизайна в начальных классах.

  2. Проанализировать современное состояние проблемы изучения дизайна в

отечественной теории и практике образования.

3. Исследовать состояние подготовленности будущих учителей начальных
классов к преподаванию основ дизайна.

  1. Определить содержание и методику опытно-экспериментальной работы по дизайнерскому образованию студентов факультета педагогики и методики начального образования педагогических вузов.

  2. Провести проверку результатов опытно-экспериментальной работы по дизайнерскому образованию студентов.

Методы исследования:

изучение и теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, эстетике, теории и истории дизайна, (в том числе периодических изданий, диссертационных исследований и учебных программ);

наблюдение за студентами в процессе учебно-воспитательной деятельности;

анализ учебных и творческих работ студентов;

опросные методы (анкетирование, беседы, опросы учителей и студентов);

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Исследование проводилось с 1996 по 2005 годы в несколько этапов. На

первом этапе (1996 - 1999 гг.) был проведён анализ психолого-педагогической,

методической и специальной литературы по проблемам педагогики и

психологии творчества, теории и практики дизайна и дизайнерского

образования/Определены основные задачи и направления исследования.

Помимо этого на данном этапе проведены предварительные наблюдения и беседы с учителями и студентами; разработано начало опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999 - 2002 гг.) по теме исследования были организованы экспериментальные занятия на базе факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института. С учётом полученных результатов была разработана программа курса «Основы дизайна», преподавание которого велось также на факультете педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института. В дальнейшем разработанная методика была применена в процессе занятий на указанном факультете.

На третьем этапе (2002 - 2005 гг.) подводились итоги практической экспериментальной работы, формулировались основные выводы, проводилось окончательное оформление результатов исследования.

ю Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

обоснована необходимость целенаправленной подготовки будущего учителя начальных классов к осуществлению дизайнерского образования младших школьников в системе их общеобразовательной подготовки;

выявлены научно-теоретические основы дизайнерского образования студентов факультета педагогики и методики начального образования: определены сущность дизайнерского образования как художественного и педагогического явления, а также содержание и структура педагогической деятельности учителя начальных классов по преподаванию основ дизайна в начальных классах;

разработана целостная модель методической подготовки будущего учителя начальных классов по основам дизайнерского образования, включающая:

а) цели, задачи и содержание учебного курса «Основы дизайна»;

б) принципы, формы, методы и методические приёмы дизайнерского
образования студентов;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих
процессов на занятиях по конструированию (TGO, наглядные пособия и т. д.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленный в нем научный анализ сущности дизайнерского образования как художественного и педагогического явления, так же, как и теоретическое определение содержания и структуры педагогической деятельности учителя начальных классов по преподаванию основ дизайна в начальных классах позволяют создать базу научно-теоретических данных для дальнейших исследований в данной области.

Теоретический фонд современных исследований пополняется моделью подготовки будущего учителя начальных классов по основам дизайнерского образования, а также анализом современного состояния проблемы изучения дизайна в отечественной теории и практике образования и состояния подготовленности будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна.

11
Практическая значимость исследования заключена в том, что оно дает
возможность на основе научно обоснованных рекомендаций повысить качество
подготовки будущих учителей. Предложенные программы « Основы дизайна»,
комплекс оригинальных наглядных пособий и раздаточного материала, а также
методика дизайнерского образования могут использоваться в учебном процессе
педагогических учебных заведений, а также на курсах повышения
квалификации учителей изобразительного искусства, художественного труда и
дизайна, учителей начальных классов.
! Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность дизайнерского образования как художественного и педагогического явления на современном этапе состоит в единстве определенного круга специальных знаний с развитием творческих качеств личности, а также с духовно-нравственным воспитанием. При этом массовое дизайнерское образование в начальной школе предполагает не подготовку «юных дизайнеров», а формирование у школьников сознательного и осмысленного отношения к миру вещей. В соответствии с этим содержание и структура педагогической деятельности учителя начальных классов по преподаванию основ дизайна в начальных классах изначально строятся на основе интеграции различных областей знания и сочетают в себе образовательную и воспитательную направленность в целях формирования в сознании школьников представлений о гармонии предметного мира и целостной картины мироздания.

  1. Дизайнерское образование студентов факультета педагогики и методики начального образования должно быть организовано с учетом специфики будущей профессиональной деятельности учителя. В связи с этим оно не может полностью строиться (ни организационно, ни по содержанию или методически) по аналогии с преподаванием этой дисциплины в учебных заведениях, готовящих профессиональных дизайнеров.

Рабочая модель специалиста, готового к преподаванию основ дизайна в начальной школе, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов психолого-педагогического и специального плана:

- знание специальных вопросов, составляющих основу художественно-
конструкторской (дизайнерской) деятельности;

практические умения в художественной обработке материалов и в конструировании предметов по законам дизайнерской деятельности;

знание психолого-педагогических основ дизайнерского образования младших школьников;

- практические умения в реализации психолого-педагогических знаний.
3. Реализация данной модели в целостном процессе профессиональной

подготовки учителя начальных классов должна базироваться на собственной творческой деятельности студентов художественно-конструкторского и психолого-педагогического содержания. В организации этой работы предполагается использование специальной системы средств, направленной на поэтапное формирование каждого из обозначенных компонентов модели. Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты настоящего исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Борисоглебского государственного педагогического института, на методических объединениях г. Борисоглебска и района и в Воронежском институте повышения квалификации работников образования.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, а также на факультете дошкольного воспитания по специализации «Развитие художественного детского творчества».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Дизайнерское образование как художественное и педагогическое явление

Важное значение для нас имеет установление содержания термина «ди-зайн». Для нашей страны дизайн - деятельность, находящаяся в стадии формирования, поэтому каждый год в трактовке этого вопроса появляется что-то новое, дополняющее, и из-за этого пока нет окончательно сформированного понятия «дизайн».

Семантически слово «дизайн», которое употребляется сегодня для обозначения творческой практики в самых разных областях, толкуется по-разному. В силу экономических и культурных особенностей в основе дизайнерской j практики в разных странах лежат их национальные традиции: для англичан и американцев это Art & Crafts, для остального мира — прежде всего Ар Нуво, для французов это также декоративное искусство (Ар Деко), в немецком дизайне — традиция рационализации и стандартизации, для стран Скандинавии — народное искусство. Считается, что в тоталитарных государствах дизайн полностью подчинен политике, а в странах развивающихся — он на уровне ремесла (48).

Существует несколько точек зрения на определение сущности и сферы применения дизайна. С точки зрения художников, дизайн относится к сфере искусства, с точки зрения архитекторов — к сфере архитектурно-/ художественной деятельности, с точки зрения инженеров — к сфере техники. Исследовались определения понятия «дизайн», данные в энциклопедических (165), толковых и специальных словарях (163), в учебно-методической литературе, предназначенной для обучения дизайнеров-профессионалов (195), в учебно-методической литературе для школы (96; 43).

Рассмотрим определения дизайна в указанной выше последовательности. В толковых словарях определение «дизайна» отсутствует, видимо, в силу его специфичности. Словарь иностранных слов определяет дизайн как: а) художественное конструирование предметов, б) проектирование эстетического облика промышленных изделий (162). Энциклопедический словарь различает широкий и узкий смысл понятия «дизайн» (164). «В узком смысле дизайн понимается, как «художественное конструирование», широкий смысл предполагает понимать дизайн как «термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств, предметной среды». В широком определении введены отличия, указывающие 1) на особенности проектирования («различные виды проектировочной деятельности»); 2) цель проектирования; И если в определении словаря «иностранных слов» говорится об «эстетическом облике промышленных изделий», то здесь предполагается «формирование качества предметной среды». Дополнительно к эстетическим качествам вводится необходимость формирования функциональных качеств. Важно заметить, что словарь иностранных слов и энциклопедический словарь приводят разные этимологические справки происхождения слова. Читаем в словаре иностранных слов: англ. design - замысел, проект, чертёж, рисунок. В первом случае - глаголы, обозначающие процесс; во втором - отглагольные существительные, обозначающие не только действие, как процесс, но и как результат этого действия, продукт деятельности по указанным глаголам. Популярная художественная энциклопедия соединяет две указанные выше этимологические справки в одну, давая через союз «также» ряд глаголов и существительных. Соединяются и два значения этого слова, данные в предыдущем словаре, в одно, но более широкое и ёмкое: «термин, обозначающий разновидность (а в предыдущем определении: «различные виды деятельности») художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» (133).

Современное состояние проблемы изучения дизайна в отечественной теории и практике образования

Для решения проблемы, поднятой в настоящем исследовании; необходимо обратиться к анализу современного состояния отечественного дизайнерского образования: Получить полную картину дизайнерского образования- в нашей стране можно, лишь ознакомившись. со всеми уровнями дизайнерской подготовки - от дошкольной до профессиональной:

Поскольку ясно, что предпосылкой успехов школы в приобщении к прекрасному является? всестороннее развитие детей в дошкольных.учреждениях, следует обратить внимание на то, чтобы привлекать выпускников факультета педагогики и методики начального образования к работе с малышами. Ведь ребёнок - это маленький художник.ипевец, архитектор и артист, он легко соединяет в себе эти художественно-творческие занятия: Так же органично в нём сплавлены конструкторские и исследовательские начала: Пресловутое «ломание» игрушек сочетается; с созданием; новых комбинаций: из разных и: неожиданных элементов: Очевидно, что дизайн в этой ситуации-прямая, эффективная! универсальная5форма.образования и воспитания, внутренне сообразная;с возрастными особенностями ребенка.

Сегодняшний дошкольник - это завтрашний ученик школы, студент, рабочий. Эстетическое воспитание начинается: в детском саду, технико-эстетическая; художественная подготовка через приобщение к основам дизайнерской культуры должна начинаться там же.

С самого раннего возраста ребенок попадает в архитектурно-игровое пространство улицы, двора, детского сада. От того, как это пространство организовано, по законам удобства, красоты, пользы иликое - как наспех, зависит пробуждение в каждом ребенке художника, творца, ценителя прекрасного или безразличного человека, способного лишь к разрушению...

Познакомившись с творческими; работами студентов факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, изготовленными для детей, мы рассмотрели одну из сторон воздействия дизайна на человека через окружение его высокохудожественными изделиями. Другой аспект воспитывающего значения дизайна заключается в вовлечении детей в сам процесс начальной дизайнерской деятельности. К сожалению, этот момент художественно-конструкторского развития ребенка, как показали наблюдения за работой школ №5, 6, 9, 10 г. Борисоглебска, практически не используются. Принято считать, что эстетическое воспитание младших школьников сводится к знакомству с изобразительным искусством и музыкой, изучение которых ведется далеко не совершенно. Однако по вопросу приобщения детей к названным видам искусства идет хотя бы дискуссия, с целью их совершенствования, в то время как о художественно-конструкторской деятельности как эффективном средстве элементарного дизайнерского образования практически забывают.

Обращаясь к анализу учебных программ факультета педагогики и методики начального образования пединститутов (140) и к опыту подготовки учителей начальных классов, мы заметили, что получение знаний по основам дизайна в процессе изучения специальных дисциплин затрудняет превращение этих знаний в действенное средство решения проектных задач. Например, при изучении разделов рисунка и живописи учебный процесс зачастую сводится к реалистической передаче натуры, светотеневой моделировке его формы, решению с помощью цвета и тона пространственно-изобразительных задач и т. п. Примерно в этом же плане построено содержание раздела «Композиция». Из многообразия тем этого курса лишь малая часть в какой-то мере соприкасается с дизайнерским творчеством. Сюда нами отнесены следующие по содержанию темы занятий:

1. Основные законы композиции.

2. Книга и книжная графика.

3. Декоративное искусство.

4.Ознакомление с различными видами и техниками графического искусства.

Из перечня указанных тем видно, что на их основе обогащение знаний осуществляется в изобразительном направлении, то есть посредством художественно-изобразительных средств, которые здесь выступают как исключительные и доминирующие.

В большей же мере освоению теоретических и практических дизайн-знаний изучаемых разделов по дисциплине «Теории и методики изобразительного искусства» способствуют «Декоративно-прикладное искусство» и «Художественное оформление в школе». Однако, прежде, чем определить содержание дизайна в этих разделах, следует указать, что нами были проанализированы учебные издания по подготовке специалистов в педагогических вузах, а также учебные пособия, действующие и ранее изданные учебные программы по дизайну для подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования пединститутов и изобразительного искусства для средних общеобразовательных школ.

Достаточно обратиться к зарубежному опыту дизайнерского образования, например, в Японии, чтобы понять важность поиска форм художественного развития ребенка через вовлечение его в конструкторскую деятельность. Совершенно очевидно, что простейшие формы дизайнобразования должны быть включены в школьное воспитание, которые можно отнести к первому уровню подготовки по основам дизайна. Воспитание на этом уровне, в частности, общеэстетическое и художественное уже содержит в неявной, простейшей форме отдельные моменты дизайнерской подготовки. Развить и углубить их, превратить их в осознанную систему и реализовать практически - вот главная задача первого уровня.

Исследование состояния подготовленности будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна (констатирующий эксперимент).

Исследование состояния подготовленности будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна мы провели с учетом разработанной нами модели специалиста.

Опытной базой нашего исследования послужил факультет педагогики и методики начального образования в Борисоглебском государственном педагогическом институте. G целью определения уровней художественно-эстетической образованности студентов и исследования состояния подготовленности, будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна в 1999-2002 в учебном году на первых занятиях по изобразительному искусству в Борисоглебском государственном педагогическом институте на факультете педагогики и методики начального образования был проведен констатирующий эксперимент. Использовались методы: анкетирование (устное и письменное), фронтальные и индивидуальные опросы, наблюдения, специальные проверочные работы, а также анализ творческих работ студентов. В содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов по курсу «Основы дизайна» вместе со знаниями теоретического материала мы включаем и умения, которые студент показывает в период педагогической практики. Теоретическое изучение студентами курса и педагогическая практика взаимно обогащаются и обеспечивают связь теории с практикой.

Исследование состояния подготовленности будущих учителей начальных классов к преподаванию основ дизайна проводилось в точном соответствии с теми компонентами, которые мы включили в модель специалиста.

Данные компоненты представлены следующим образом: I. Знание некоторых специальных вопросов, составляющих основу художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности:

- проявление интереса к изобразительной и художественно-конструктивной деятельности;

- знание средств художественной выразительности рисунка;

- знание основ цветоведения, особенностей художественных материалов применяемых для живописи и живописных техник;

- знание законов композиции, приемов и средств композиции;

- знание некоторых вопросов истории изобразительного искусства;

- владение системой базовых знаний в области дизайна (основные требования к разработке предметной среды; принципы и правила дизайна; основы формообразования и композиции в художественном конструировании);

- понимание художественно-выразительных особенностей языка дизайна;

- знание средств художественной выразительности в проектировании объекта дизайна (линия, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форма, композиция), а также пропорциональных отношений объекта.

II. Практические умения в художественной обработке материалов и в конструировании предметов по законам дизайнерской деятельности:

- умение воспринимать и осознавать форму объекта и использовать ее в дизайнерской деятельности;

- умение выявлять характерную форму объекта на разных стадиях завершенности изображения;

- умение видеть художественную выразительность в предметах быта и других объектов предметного мира, учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа объектов дизайна;

- умение различать художественно-эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна, а также понимать законы стилизации;

- владение практическими навыками художественной обработки различных материалов;

- умение совершенствовать практические навыки в,каком-либо виде художественной обработки материалов..

. Знание психолого-педагогических основ дизайнерского образования младших школьников:

- знание об отдельных подходах к организации художественного обучения в истории развития педагогической науки и практики; понимание социально-исторической обусловленности содержания и методики данного учебного курса и его места в современной системе общего образования;

- знание психологических и дидактических основ изобразительной и предметно-практической деятельности и представление их роли в общем развитии личности ребёнка младшего школьного возраста;

- владение системой знаний об основных качествах дизайнерского мышления и способах их диагностики у младших школьников;

- знание предметного содержания курса «Художественно - конструкторская і деятельность» в начальных классах как средства развития личности школьника.

IV. Практические умения в реализации психолого-педагогических знаний:

- умение анализировать содержание альтернативных (в том числе экспери ментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- владение методами обучения младших школьников художественно-конструкторской деятельности;

Похожие диссертации на Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки