Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Кошенов Камбарбек Сапашович

Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
<
Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кошенов Камбарбек Сапашович. Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Алматы, 2007 135 с. РГБ ОД, 61:07-13/1719

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование включения дизайна в систему подготовки студентов художественно-графических факультетов 11

1.1. Меж предметные связи между дизайном и другими специальными дисциплинами 11

1.2. Состав профессиональных умений студентов, которые развиваются на дизайне 22

1.2.1. Понятие «профессиональные умения» 22

1.2.2. Особенности профессиональных умений 23

1.3. Методика обучения дизайну, которая способствует развитию профессиональных умений студентов 33

1.3.1. Основные подходы к обучению дизайна 33

1.3.2. Этапы развития профессиональных умений 50

Выводы по первой главе 71

Глава II Экспериментальная проверка методики обучения дизайну, направленная на развитие профессиональных умений студентов 78

2.1. Методика эксперимента 78

2.1.1. Экспериментальное исследование профессиональной направленности 82

2.1.2. Развитие информационно-коммуникативных умений 84

2.1.3. Оценка профессионально-значимых качеств 90

2.1.4. Исследование активности студентов 92

2.1.5. Методы наблюдения за самостоятельной деятельностью студентов 96

2.1.6. Самооценка деятельности студентов 100

2.2. Эффективность экспериментального обучения 102

Выводы по второй главе 105

Заключение 107

Список использованной литературы 109

Приложение 123

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования.

Экономические и социокультурные изменения в развивающемся информационном обществе определяют смену парадигмы системы образования, пересмотр содержания, методик и средств обучения, которые, в конечном счете, затрагивают систему подготовки учителей. В новых условиях появилась необходимость усиления работы по развитию профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

С этих позиций была рассмотрена возможность внедрения нового курса дизайна для комплексного развития профессиональных умений. Это объясняется тем, что дизайн представляет интегрированный вид искусства и технического творчества и объединяет такие специальные дисциплины, как начертательная геометрия, черчение, рисунок, живопись, композиция и др. На занятиях по дизайну студенты применяют все возможности изобразительных средств, учатся раскрывать и преобразовывать пространственные свойства, формы и конструкции объектов. Занимаясь преобразованием окружающей предметной среды, человек изменяется и сам, развивая свой творческий потенциал, восприятие окружающего, индивидуальность мышления, эстетические ценности и пр. Художественно-познавательная, интеллектуальная и творческая деятельность студентов на занятиях дизайна определяет развитие многоаспектного и междисциплинарного мышления и умений.

Поэтому проблема исследования заключается в необходимости проведения анализа влияния обучения дизайна на развитие профессиональных умений студентов в контексте с современными требованиями к высшему педагогическому образованию и информатизации образования.

В процессе изучения проблемы исследования были рассмотрены научные труды по общим подходам к формированию личности учителя (А.М.Арсеньев, С.И.Архангельский, Б.С.Гершунский, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова, И.С.Якиманская и др.); художественной подготовке будущих учителей и развития их способностей (С.Е.Игнатьев, Ю.Ф.Катханова, В.С.Кузин, Е.И.Корзинова, Т.С.Коморова, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов и др.); использованию информационно-коммуникативных технологий в образовании (Д.Д.Аветисян, З.И.Калмыкова, Д.Лауриллард, А.С. Маркова, И.П.Подласный, В.П.Пазина, С.Паперт, Е.С.Полат, В.С.Токарева, В.А.Трайнев, А.В.Хуторской, В.С.Цетлин, В.Ф.Харьковская и др.); системному анализу педагогических явлений (Ю.К.Васильев, В.С.Ильин, Ю.А.Конаржевский), информационному подходу к педагогическим явлениям (В.А.Извозчиков, И.А.Липский), сравнительной педагогике (Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, М.А.Соколова).

Однако целенаправленных исследований влияния дизайна на развитие профессиональных умений нет. Поэтому возникает противоречие между необходимостью включения дизайна в систему подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов и отсутствием научно-обоснованной методики использования дизайна для формирования профессиональных умений. Постановка проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов».

Цель исследования состоит в выявлении возможностей дизайна как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Объект исследования: дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования: процесс обучения дизайну студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что дизайн может быть средством развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, если:

- занятия по дизайну основаны на межпредметных связях с
традиционными учебными дисциплинами (начертательной геометрией,
техническим рисунком, композицией, живописью, рисунком, декоративно-
прикладном искусством и др.);

- учебная деятельность студентов организована с использованием
информационно-коммуникативных технологий (компьютерной графики);

методика обучения дизайну основывается на личностно-ориентированном, продуктивном и компетентностном подходах.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предусматривалось решение следующих задач исследования:

проанализировать и определить возможности межпредметных связей между дизайном и такими специальными дисциплинами как основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, декоративно-прикладное искусство и компьютерная графика;

уточнить состав профессиональных умений студентов, которые могут развиваться на занятиях дизайна;

разработать на основе личностно-ориентированного, продуктивного и компетентностного подходов и с использованием информационно-коммуникативных технологий методику обучения дизайну, которая способствует развитию профессиональных умений студентов.

Методологическую основу исследования составляют теоретические и практические положения в области психологии, педагогики, методики о системе художественной подготовки будущих учителей, развития способностей, формирования мастерства и профессионализма, а также о стратегических направлениях общих подходов в образовании.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта работы преподавателей информатики и компьютерной графики, профессиональных конструктивно-графических умений, логический, психологический анализ; беседы со студентами, преподавателями, учителями информатики и компьютерной графики; анализ практических работ студентов; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка результатов исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) изучался отечественный и зарубежный опыт использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе вуза и школьной практике. Анализировались возможности компьютерных технологий в преподавании дизайна, а также система профессиональных умений студентов, обобщался и накапливался теоретический материал. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, обозначена структура диссертации. Разработан поисковый эксперимент по выявлению эффективности обучения дизайна студентов художественно-графического факультета на основе знаний и умений, полученных при изучении перспективы, основ начертательной геометрии, технического рисунока, композиции, живописи, рисунка, компьютерной графика, декоративно-прикладного искусства и др.

На втором этапе (2002-2004 гг.) были скорректированы цель и гипотеза диссертационного исследования, проводились занятия по дизайну со студентами художественно-графического факультета, в ходе которых были получены первые результаты экспериментального исследования, направленного на профессиональную подготовку. Были также разработаны вариативные задания и темы проектов и осуществлена их экспериментальная проверка. Уточнялась и дополнялась учебная программа по дизайну, а также методика обучения студентов художественно-графического факультета, направленная на специальную подготовку к будущей профессиональной

работе в школе. Помимо этого дорабатывалось содержание обучения студентов художественно-графического факультета с учетом использования информационно-коммуникативных технологий.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) осуществлялась систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы. Проведена доработка содержания курса дизайн и методического пособия для студентов художественно-графического факультета. Завершалось оформление диссертационного исследования.

База экспериментального исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2002 по 2006 гг. на базе кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета Казахского Национального Педагогического Университет им. Абая. В экспериментальной работе приняли участие 250 студентов художественно-графических факультетов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

предложен теоретический подход к введению и изучению дизайна как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов (рассмотрены на уровне содержания межпредметные связи дизайна с другими дисциплинами, которые выстраиваются на преемственности гуманитарно-художественных, технических и технологических специальных предметов; интеграция деятельности заключается в организации традиционных форм работы с использованием компьютерных технологий);

уточнен и конкретизирован состав профессиональных умений студентов, которые развиваются на занятиях дизайна (умений интеллектуального, исследовательского, творческого и информационно-коммуникативного характера и пропедевтического развития профессионально-значимых качеств личности). Выявлено влияние дизайна на личностные качества студентов (развитие интеллектуального уровня, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения,

работоспособность, творчество), а также специальные умения, обуславливающие успешность выполнения дизайнерской деятельности (креативные умения, которые направлены на анализ и конструирование взаимосвязей целостной формы окружающей предметной среды);

- определена методика обучения дизайна, направленная на развитие
профессиональных умений студентов (на основе личностно-
ориентированного, продуктивного и компетентностного обучения и с
использованием информационно-коммуникативных технологий).

Практическая значимость работы заключается в разработке содержания курса дизайна и методического пособия, направленных на развитие профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

теоретическое обоснование межпредметных связей дизайна с другими дисциплинами, которые обеспечивают эффективность подготовки и развитие профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов;

методика обучения дизайну как средства развития профессиональных умений студентов художественно-графического факультета педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях по дизайну в Казахском педагогическом университете им. Абая на кафедре начертательной геометрии, дизайну компьютерной графики и дизайна. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна по итогам научно исследовательских работ КазНПУ им. Абая (2001-2006 гг.), на научно практических конференциях:

«Образовательные технологии XXI века», Алма-Ата, 2001.

«Казахской научно-практическая конференция Алма-Ата, КазНПУ им Абая, 2002, 2003,2004, 2005.

Всесоюзный научно-практический конференции г. Ташкент, 2006г.

По результатам исследования опубликовано 8 работ.

Методика обучения студентов художественно-графического факультета дизайну внедрена в практику работы художественно-графического факультета КазНПУ им Абая, КазНАИ им Тургенова.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 130 страниц основного машинописного текста. Список литературы насчитывает 180 наименование.

Меж предметные связи между дизайном и другими специальными дисциплинами

Какую практическую пользу может принести студентам художественно-графических факультетов включение нового курса дизайна в систему подготовки? Прежде всего, это возможность качественного нового подхода к изучению специальных дисциплин, таких как: живопись, скульптура, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, черчение компьютерная графика, методика преподавания и многих других. И кроме этого существует и обратная сторона. Выше перечисленные дисциплины необходимы для профессионального подхода изучения дизайна, который может стимулировать познавательную деятельность студентов и вывести их на новый качественный уровень.

На основе теоретического анализа содержания и учебной деятельности специальных дисциплин мы определили межпредметные связи между этими предметами и дизайном. В ходе выстраивания преемственности содержания курсов нами выявлены общие и взаимодополняющие компоненты обучения.

Основным видом деятельности на занятиях дизайна является проектирование, которое предполагает визуализацию объекта различными способами и средствами. Разбор и классификация этих способов и средств позволили так же, как и теоретические основы специальных дисциплин, рассматривать деятельность на дизайне с позиций преемственности. Анализ интегрированной деятельности на дизайне показал, что в ней объединяется три направления: гуманитарно-художественное, научно-техническое и технологическое. Эти направления пересекаются и дополняют друг друга по системным методам познания и единству приемов деятельности. Так можно выявить общие и взаимодополняющие темы по дизайну, которые рассматриваются на специальных предметах (табл. 1.)

В исследовании интеграции учебных дисциплин особое внимание мы уделяем использованию компьютерных технологий, т.е. взаимосвязи дизайна и компьютерной графики. Эти дисциплины тесно взаимосвязаны и напрямую зависят друг от друга. Хотя компьютерная графика является основным инструментом дизайнера, для профессионального подхода к деятельности необходимы знания таких специальных дисциплин как живопись, рисунок, композиция, так как дизайнер представляет собой совокупность различных элементов, таких как цвет, композиция информационного содержания, шрифт, пространственные отношения, пропорции и т.д.

Синтез этих предметов позволяет:

- освоить современные технологии, которые используют дизайнеры;

- повысить заинтересованность студентов;

- активизировать интеллектуальную деятельность и визуальное мышление;

- интенсифицировать процесс обучения за счет применения информационных технологий, что на много облегчает, упрощает работу и выводит ее на новый уровень исполнения;

- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Содержание учебного материала по дизайну можно рассматривать как включение в него элементов информатики как науки и компьютерной графики как прикладной дисциплины. При отборе практических заданий, которые должны войти в содержание обучения дизайну, решающим является их значение в специальной подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства и черчения, широта их применения в художественно-изобразительной и творческой деятельности. Кроме того, при построении содержания курса дизайна должны быть учтены также общие требования к профессиональной подготовке студентов художественно-графических факультетов. Поэтому разработку содержания учебной дисциплины «Дизайн» мы осуществляли в соответствии с основными требованиями стандарта на образование специальности 030800 «Изобразительное искусство». В содержании раздела основ дизайна должны рассматриваться следующие темы информатики и компьютерной графики:

теоретические представления об информационных процессах в природе и обществе;

понятие информации, процессы поиска, передачи и приема;

интерпретация информации;

социальная информация и её особенности;

информационные процессы в культуре, культурная коммуникация;

информационная культура личности, информационные системы и средства массовой информации;

аппаратные и программные средства персональных компьютеров, предназначенные для обработки информации;

основные понятия информатики и компьютерной графики; технические и программные средства реализации информационных процессов;

методы решения функциональных, вычислительных, художественно-графических задач;

базы данных;

программное обеспечение и технологии программирования.

После изучения основ дизайна студент должен знать, что такое информация, методы ее хранения, обработки и передачи, иметь представление о проблеме искусственного интеллекта, о способах представления знаний и манипулировании ими, о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях, о возможностях вычислительной техники, а также иметь опыт ее использования для решения специальных задач по дизайну.

Понятие «профессиональные умения»

Для выявления психолого-педагогических особенностей формирования

профессиональных умений в исследовании рассмотрены существующие точки зрения на понятие «умение». Согласно К.К.Платонову, профессиональное умение определяется, как способность человека выполнять определенную деятельность в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и умений [151]. Умения включают в себя совокупность осознанных познавательно-практических действий, которые обеспечивают продуктивное применение знаний и навыков в новых условиях в соответствии с целью [1]. В психолого-педагогическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и В.Г. Мещерякова умение определяется как этап овладения новым способом действия, который соответствует правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач. Условиями, обеспечивающими эффективность становления умений, являются: а) применение учащимися правил; б) контроль за выполнением действий; в) обратная связь в процессе решения новых задач [160].

П.М. Гапонов определяет умение как компоновку знаний в самых разнообразных комбинациях и использование их на практике. По его утверждению, умение невозможно без знания, но и наличие самых широких и прочных знаний еще не делает человека специалистом. Специалист начинается там, где приходится изменять и применять новую комбинацию знаний, где начинается элемент творчества в малом и большом. Умение будущего специалиста развивается постепенно в результате продвижения его по «лестнице» от одного этапа обучения к другому, так как за счет взаимодействия разнообразных знаний, приобретенных в процессе обучения, возможность самостоятельной деятельности обучаемого возрастает. Когда наступает творческое применение знаний, тогда наступает реализация процесса формирования профессиональных умений будущего специалиста [142].

Е.А. Милерянц считает, что умения в отличие от навыков, характеризуются вариантностью способов достижения целей. [173]. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сущность понятия «умение» заключается в поэтапном овладении обучаемыми способом действия на основе правил, позволяющих применять знания в измененных и творческих условиях. РІменно такой смысл мы будем вкладывать в понятие «умение» и рассматривать его, как способность личности самостоятельно и успешно выполнять деятельность на занятиях дизайна.

Для определения особенностей профессиональных умений необходим углубленный анализ существенных сторон деятельности дизайна. Е.А.Климовым разработан анализ требований к профессиям и разработана их классификация, где основными признаками деятельности являются предмет, цель, орудия и условия труда. Предметов труда пять: «Человек - природа», «Человек - Человек», «Человек - техника», «Человек - художественный образ», «Человек -"знаковая система». Каждый из предметов труда имеет профессиограмму, которая включает существенные стороны деятельности, описанные в качестве необходимых требований к данной профессии [139].

Деятельность дизайнера относится к сфере профессий «Человек-художественный образ». Анализируя цель, предмет труда и условия деятельности дизайнера, мы обратились к определениям «дизайна». Дизайн -проектная, художественно-техническая деятельность по формированию гармоничной предметно-пространственной среды с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами [37]. В.Ф. Кригер определяет дизайн, как поисковое конструирование художественного образа объекта, методом которого является пространственно-графическое моделирование [105]. Художественный образ моделируется при помощи пространственных, системно-гармонизирующих и конструктивно графических знаний, в результате оценочно-познавательной и практической деятельности обучаемых. В формировании образа задействованы профессионально-значимые качества личности, которые рассмотрены нами по профессиограмме «Человек - художественный образ». Ее составляют следующие качества личности: способность к сотрудничеству, концентрация, переключение, распределение внимания, пространственное представление, наглядно-образное мышление, наглядно-образная память, наблюдательность, воображение, точность сенсомоторики, художественные способности, литературные способности, технические способности, целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, выносливость, художественная культура [139]. Согласно Е.А.Климову, к качествам личности, выполняющей художественную деятельность, также относятся особенности воображения, мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов и развитию эстетических чувств, которые проявляются в эмоциональном отношении к действительности, а также волевых качествах, обеспечивающих претворение замыслов [139].

Т.К. Селевко характеризует умения деятельности как особые качества личности, от которых зависит темп и уровень выполнения действий, исполнительское или творческое отношение к ним [174]. Профессионально-значимые качества будущих специалистов сферы деятельности «Человек -художественный образ» способствуют повышению возможностей в формировании у них профессиональных умений, поэтому эти качества обучаемых требуют первостепенного развития.

В контексте задач исследования нам необходимо было определить различный уровень и качество профессиональных умений, поэтому нами проанализированы разные классификации умений. В.Д.Симоненко различает профессиональные умения как узкие, широкие и творческие и считает, что они состоят из комплекса умений успешного осуществления деятельности, своеобразного у каждого человека и характеризующего его как личность [139].

Экспериментальное исследование профессиональной направленности

Исследование профессиональной направленности как целенаправленности обучения проводилось через анкету (25 вопросов с тремя уровнями ответов: первый уровень А - положительный ответ, второй уровень Б - среднее значение, третий уровень В - отрицательный ответ). Факторами профессиональной направленности являлись мотивы успешных действий, удовлетворенность деятельностью, потребность в целенаправленном формировании профессиональных умений.

В соответствии с требованиями исследования после каждого среза осуществлялось распределение студентов по группам: высокий уровень, если студент отвечал на 20 вопросов из 25, средний уровень, если отвечал на 15 вопросов из 25, а низкий уровень, если студент отвечал меньше, чем на 10 вопросов из 25. При подсчете результатов учитывались ответы группы А и Б. Сравнение результатов ЭГ и КГ студентов свидетельствует о разнице в показателях. Если сравнить показатели ЭГ, то на 1 и 2 этапе обучения видно, что 6,6% от общего количества студентов перешли с 3 на 2 уровень, а 13,3 % со 2 на 1. Сравнение 2 и 3 этапа показало, что 3, 4% студентов перешли с 3 на 2 уровень, а 10% со 2 на 1. Из результатов исследования можно сделать вывод, что от этапа к этапу уровень профессиональной направленности студентов возрастал.

Сравнение результатов профессиональной направленности до эксперимента с результатами формирующего эксперимента показало, что все студенты ЭГ к концу обучения не только вовремя осознали необходимость формирования умений, но многие из них сформировали их, обрели уверенность в своих умениях. А в КГ после эксперимента еще 9% студентов оставалось неуверенных в себе. Из ответа (вопрос №3) было выявлено, что в ЭГ, несмотря на уверенность в своих умениях, 92% студентов критически относились к ним, а в КГ таких студентов оказалось только 42%.

Все студенты ЭГ ответили (вопросы № 7, 8, 9), что теория «Закон формы», конструкты, направленные на усвоение способа конструктивно-графического моделирования облегчают усвоение деятельности, так как делают ее понятной. 95% студентов (вопрос № 14) ответили, что они стали сильнее концентрировать внимание, так как в деятельности ясно, что необходимо анализировать. Из ответа на вопросы № 15, 19 87% студентов ответили, что в своей самостоятельной деятельности они применяют усвоенные действия, направленные на конструктивные связи, в том числе и пооперационный самоконтроль за ходом выполнения действий. На вопрос № 23 все студенты ЭГ ответили, что они удовлетворены организацией обучения.

Результаты, представленные в табл. 5 наглядно показывают влияние экспериментальной модели обучения на повышение профессиональной направленности. Студенты ЭГ (высокий уровень) к концу эксперимента повысили профессиональную направленность по сравнению с констатацией на 63,4%), а студенты ЭГ повысили всего на 30%. Данные исследования показывают, что ЭГ по сравнению с КГ к концу эксперимента повысили профессиональную направленность на 33,4 % .

Похожие диссертации на Дизайн как средство развития профессиональных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов