Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств
1.1. Содержание и структура направленности личности студента-хореографа 21
1.2. Специфика профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов и условия её формирования 50
1.3. Особенности профессиональной подготовки студентов хореографических факультетов в вузах культуры и искусств 82
Глава II. Методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов в вузах культуры и искусств
2.1. Современное состояние профессионально-педагогической направленности студентов хореографических факультетов 111
2.2. Экспериментальная методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов хореографического факультета вуза культуры и искусств 130
Заключение 170
Список литературы 177
Приложения 200
- Содержание и структура направленности личности студента-хореографа
- Специфика профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов и условия её формирования
- Современное состояние профессионально-педагогической направленности студентов хореографических факультетов
Введение к работе
Актуальность исследования. Наметившийся в последние десятилетия разрыв между вузовской подготовкой студентов хореографических факультетов и их культурным уровнем определяет задачу исследования -формирование специалиста XXI века. В Национальной доктрине образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года обращено внимание на формирование «гармонично развитой, социально активной, творческой личности», способной не только найти свое место в мире, но и реализовать свои возможности в решении сложных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Стратегия развития профессионального образования предполагает также изменения и в художественной педагогике. В системе высшего образования происходит переход от формирования «образа» знания к «образу» человека -профессионала. Сегодняшнему студенту хореографического факультета необходимо ощущать себя субъектом образовательного процесса, автором своей жизни, гражданином своего отечества и представителем духовно-нравственной культуры своего народа. Проблема совершенствования хореографического образования, остро обозначившаяся в свете идеи гуманизации общества, находится в прямой зависимости от качества процесса образования и качества подготовки выпускников. Вузы культуры и искусств являются важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки художественных руководителей хореографических коллективов, преподавателей. Можно выделить множество проблем в педагогическом процессе, но одна из главных - становление духовной культуры будущего специалиста, поэтому актуализируется проблема профессионально-педагогической направленности будущих наставников молодого поколения.
Будущему специалисту-хореографу необходимо осознать, открыть или изобрести себя заново в новом мире глобальных изменений. Первое, что необходимо каждому человеку, желающему творить культуру и воспитывать
духовный потенциал нации, писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, -чувство своего предстояния, своей призванное и ответственности.
В решении проблемы профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов, постоянно взаимодействующих с различными видами искусств, актуальными являются направления, исследующие развитие художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов, определяющих общекультурный уровень специалиста, успешность освоения и плодотворность выполнения педагогической, художественно-творческой деятельности, связанной с созданием новых хореографических образов и смыслов. Несмотря на многообразие научных работ по проблемам профессиональной направленности исследуемая тема в такой постановке вопроса является одной из наименее разработанных областей педагогического научного знания. Интегральное взаимодействие студента-хореографа с искусством позволяет узнать свои реальные возможности в избранной профессии, расширить круг художественно-эстетических потребностей, интересов и скорректировать свои идеальные представления в целях гармонизации своего внутреннего мира. Развиваясь на прочном фундаменте ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сферы искусства, синтетически работающее сознание студента хореографического факультета постепенно превращается в духовную сущностную силу и рождает потребность в творческом самовыражении.
Нами выявлены основные противоречия: между потребностью общества в личности, соответствующей идеалу педагогики настоящего времени, и недостаточной направленностью образовательно-воспитательного процесса на формирование «человека культуры»; между возвышенным содержанием искусства и неполнотой формы реализации его духовного потенциала; между требованиями к качественной подготовке специалистов и отсутствием образовательных программ по ее осуществлению. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов хореографических факультетов является возможным фактором, устраняющим данные
противоречия. В этой связи необходима выработка педагогических условий формирования профессиональной направленности, одним из средств которого выступает богатейший материал искусства. Все вышеизложенное явилось предпосылкой для разработки диссертационного исследования по проблеме формирования профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств.
Степень научной разработанности проблемы. В основе работы осуществлен системный анализ и осмысление комплексных данных целого ряда наук о человеке: философия, этика, эстетика, культурология, психология, педагогика, социология, искусствоведение и др.
Анализ и осмысление процессов развития личности в научной литературе показывает, что на протяжении длительного исторического периода к исследованию обращались еще античные мыслители (Платон, Аристотель), которые, размышляя о познании мира, утверждали, что человеку, прежде всего, необходимо постоянное духовное совершенствование. Идеи античности продолжали свое развитие в трудах мыслителей Средневековья, Возрождения и Просвещения (Ж.-Ж. Руссо). Немецкие философы (И. Кант, Г.Ф. Гегель) освещали проблему духовных идеалов личности, придавая ей масштабы абсолютности. В XIX и XX веках в философских, этических и эстетических трудах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, К. Маркса, В. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.Г. Чернышевского и др. человек провозглашается как эпицентр культуры, духовная ценность, определяющая сущность и назначение человека, смысл его существования и направляющая его профессиональную самореализацию.
Основные проблемы человеческой жизни анализируются в трудах гуманитарной этики А.А. Гусейнова, М.Н. Росенко и др.
Потребность человека в эстетической культуре раскрыта в трудах А.И. Бурова, И.А. Джидарьяна, О.А. Краевой, Г. А. Петровой, С.Л. Рубинштейна и др. Потребность в художественных произведениях и художественном творчестве - В.И. Волынкина, А.Ф. Еремеева, A.M. Семашко, Э. Сиймера.
Изучение личности, ее специфики, уровней развития нашло отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А. Маслоу, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, К.К. Платонова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, 3. Фрейда, Э. Фромма, Е.В. Шороховой и др.
Отечественные и зарубежные исследователи Л.И. Божович, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, И.Ф. Гербарт, Л.А. Гордон, У. Джеймс, К.Э. Изард, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С. Немов, А.В. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д. Суппер, Г.И. Щукина рассматривают потребность в тесной связи с интересом и проблемой ценностей, которые проявляются во внутренних возможностях человека, оказывая влияние на различные области деятельности общества и отдельно взятого человека.
Идеал как представление о должном, нравственном, общественном, эстетическом совершенстве исследуется в научных трудах В. Крутоуса, С.Х. Раппопорта, Л.Н. Столовича, Е.Г. Яковлева и др.
Вопросы духовно-ценностных основ профессионального обучения нашли отражение в трудах таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, О.А. Блох, В.А. Волобуев, Л.С. Зорилов'а и др.
Для педагогической части исследования большое значение имели труды выдающихся отечественных и зарубежных педагогов - Ю.К. Бабанского, Джона Дьюи, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., утверждавших, что главным духовным стержнем человека являются идеалы, поэтому уделяется большое внимание вопросам искусства воспитания, авторитету учителя, его мастерству, сформулированы основные требования к ценностным качествам личности педагога в русле гуманистической педагогики.
В исследовании уделялось внимание вопросам профессиональной подготовки, личностным качествам педагога-гуманиста, его духовно-нравственному развитию. Проблемы гармонически развитой, духовно богатой личности преподавателя нашли отражение в трудах: В.И. Андреева, Л.Г.
Арчажниковой, Н.А. Бердяева, М.А. Верба, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М.С. Кагана, БЛ\ Лихачева, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, В.А. Сластенина, Тейяра де Шардена и др.
Культура как универсальная модель развития образования рассматривается в научных работах М.А. Ариарского, А.Я. Данилюка, А.С. Запесоцкого, Д.С. Лихачева.
Художественно-образное мышление как культурная основа педагогики исследуется в трудах Г.С. Батищева, B.C. Библера, Р.Штайнера.
Различные аспекты образования и воспитания личности в вузах культуры и искусств разработаны в трудах Ю.П. Азарова, А.Я. Айзенберга, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, В.Г. Кузнецова, B.C. Садовской, Н.А. Слядневой, Ю.А. Стрельцова, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, В.И. Черниченко, А.И. Щербаковой и др.
Влияние положительного примера как одного из средств педагогического воздействия изучали Л.Н. Антилогова, П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов и др.; в практике высшей школы - С.Д. Смирнов.
Познание художественного языка изучаемого искусства через сравнения, аналогии, взаимоисключения с выразительными средствами знакомой художественной литературы исследует Е.В. Квятковский.
Взаимодействие различных видов искусства как средства формирования художественно-эстетических интересов, потребностей, способностей рассматривается в трудах М.С. Кагана, Е.П. Крупника, Л.П. Печко, С.Х. Раппопорта, А.Н. Семашко, Ю.У. Фохт-Бабушкина.
Методы осуществления художественно-эстетического воспитания одного из видов искусств рассматриваются в трудах таких исследователей, как Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов.
Роль и значение изобразительного искусства в творческом процессе хореографа освещается в трудах Т.В. Портновой.
В театральной педагогике исследуются приемы обучения актерскому мастерству в области психологии пластического движения на основе методики идентификации К.С. Станиславского.
С исторической и эстетической точек зрения исследован балетный театр, что нашло отражение в трудах Л.Д. Блок, Е.П. Валукина, Г.Н. Добровольской, П.М. Карпа, В.М. Красовской и др.
Роль танца в системах дополнительного, начального и высшего профессионального образования разрабатывается в докторских и кандидатских диссертациях В.И. Уральской (1969), В.В. Геращенко (1985), Г.Ф. Богданова (1988), А.П. Кириллова (1988), Н.П. Яценко (1994), А.В. Палилей (1995), Л.В. Богомоловой (1997), В.Н. Нилова (1998), М.Е. Валукина (1999), Г.В. Бурцевой (2000), М.Н. Юрьевой (2001), А.С. Яценко (2001), Е.Н. Фокиной (2002), В.В. Королева (2003), О.А. Рындиной (2004), И.Н. Измайловой (2005), Е.Н. Поповой (2005), Э.А. Широкой (2005), Ю.А. Герасимовой (2007), В.Ю. Никитина (2007), В.Н. Нилова (2007), М.Г. Грищенко (2009), Е.В. Перлиной (2009) и др.
Опыт выдающихся педагогов-хореографов, создавших славу русского балета, передан в трудах A.M. Мессерера, Н.И. Тарасова, В.Д. Тихомирова и др.
Учебные пособия и методики по классическому ганцу отечественных педагогов - Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, С.Н. Головкиной, B.C. Костровицкой и мн.др. широко используются в практике обучения студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств.
О необходимости сохранения преемственности в обучении хореографии утверждается в исследовании А.Л. Гройсмана.
Изучение исследуемой проблемы позволило установить, что категория направленности личности имеет широкое отражение в философии, в отечественной и зарубежной психологии и ограниченное — в педагогике. В психологической науке все компоненты направленности личности рассматриваются в совокупности, а в педагогике - только один из компонентов: либо потребности, либо интересы, либо идеалы. В педагогике искусства крайне недостаточно работ, исследующих проблему синтеза искусств в формировании
направленности личности как субъекта воспитания. При всем многообразии, ценности опубликованных работ следует отметить широкое пространство для исследования проблем формирования художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов, что и обусловило выбор нами темы диссертационного исследования: «Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств».
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка студентов-хореографов в вузах культуры и искусств.
Предметом диссертационного исследования является процесс формирования профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов на всем протяжении вузовской подготовки.
Цель исследования заключается в теоретико-методологической разработке, научном обосновании особенностей профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов и экспериментальной апробации авторской методики, обеспечивающей эффективное формирование профессионально-педагогической направленности в образовательно-воспитательном процессе вуза.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: уточнить сущность и содержание профессионально-педагогической направленности в совокупности ее компонентов: художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов;
выявить особенности профессиональной подготовки студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств; - разработать педагогические условия формирования профессиональной направленности у студентов хореографических факультетов;
спроектировать педагогическую модель эффективной организации формирования профессиональной направленности студентов хореографических факультетов средствами искусства;
- создать и экспериментально апробировать эффективную авторскую методику
воздействия духовного потенциала искусства на формирование
профессионально-педагогической направленности у студентов
хореографических факультетов вузов культуры и искусств.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс
формирования профессионально-педагогической направленности у студентов-
хореографов средствами искусства становится возможным и эффективным,
если уточнены сущность и содержание профессионально-педагогической
направленности в совокупности ее компонентов - художественно-эстетических
потребностей, интересов, идеалов; выявлены особенности профессиональной
подготовки студентов хореографических факультетов вузов культуры и
искусств; разработаны педагогические условия формирования
профессиональной направленности студентов-хореографов; спроектирована
педагогическая модель эффективной организации формирования
профессиональной направленности студентов-хореографов средствами
искусства; создана и экспериментально апробирована эффективность авторской
методики воздействия духовного потенциала искусства на формирование
профессионально-педагогической направленности у студентов
хореографических факультетов.
Методологической основой исследования послужили: философские идеи и концепции о социальной сущности человека, деятельности и теории творчества, духовных идеалов личности Г.Ф. Гегеля, И. Канта; гуманистические идеи Н.А. Бердяева, И.А. Ильина; философская теория диалога культур М.М. Бахтина, B.C. Библера; концепции социальной активности личности М.С. Кагана, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова; концепция направленности личности С.Л. Рубинштейна; основы педагогики высшей школы Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, 1І.И. Пидкасистого, В. А. Сластенина; концепция духовных идеалов личности Л.С. Зориловой.
Теоретические основы исследования опираются на концепции выдающихся историков, культурологов, педагогов, психологов, музыкантов,
хореографов прошлого и настоящего: концепцию творческого развития личности Л.С. Выготского; теорию поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина; концепцию деятельностного подхода как основы эмоционально-эстетического отношения к действительности Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теорию личности 3. Фрейда; концепцию личностно ориентированного подхода Е.В. Бондаревской; концепцию личностно ориентированного взаимодействия В.А. Петровского; концепцию самосовершенствования личности Е.И. Ильина; концепцию диалогической позиции преподавателя В.В. Давыдова; концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого; теорию совместной продуктивной деятельности В.Я. Ляудис; концепцию комплексного подхода в художественном образовании Б.М. Неменского; теорию эстетического отношения А.А. Мелик-Пашаева; теорию оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского; различные аспекты развития музыкального искусства Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского; идеи театральной педагогики К.С. Станиславского, П.М. Ершова, М.О. Кнебель; концепцию целостного подхода к формированию личности Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко, разработанную на кафедре педагогики и психологии МГУКИ; концепцию психолого-педагогического, творческого и духовного развития личности А.Я. Айзенберга, Л.С. Зориловой, В.А. Кан-Калика, Б.Ф. Ломова, В.А. Сластен и на; концепцию формирования творческой личности балетмейстера В.Ю. Никитина; концепцию постижения языковой природы танцевального творчества А.П. Кириллова.
Для реализации поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, индукция, дедукция); эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос, собеседование); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); математико-статистическая обработка полученных данных.
Экспериментальной базой исследования послужили: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ), Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), Московский областной колледж искусств (МОКИ).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2010 год.
На первом этапе исследования (2005-2007гг.) проводился анализ научно-теоретических источников по проблеме исследования; изучалась степень ее разработанности и методологическая основа; исследовался процесс становления профессии хореографа, его специфики; анализировалась профессиональная подготовка студентов-хореографов в вузах и колледже искусств; были определены основные направления, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза.
В 2006 году был проведен констатирующий этап экспериментального исследования, базами которого являлись: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) - 65 респондентов, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) - 43 респондента, Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) - 48 респондентов, Московский областной колледж искусств (МОКИ) — 58 респондентов. Общее количество участников исследования составило 224 респондента, из них 10 преподавателей.
В процессе анкетирования, опросов, наблюдения, бесед, интервьюирования выявлялось отношение к искусству, педагогической и художественно-творческой деятельности по проблеме формирования творческих качеств личности студентов-хореографов - художественно-эстетических потребностей, интересов, идеалов, выявлялись критерии оценки и диагностический инструментарий для определения уровня сформированности профессионально-педагогической направленности. Спроектирована педагогическая модель эффективной организации формирования профессиональной направленности
студентов-хореографов средствами искусства, разработаны программы факультатива «Теория и методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов средствами искусства» (1-2 курсы), спецкурса «Русские балетные сезоны СП. Дягилева» (3-4 курсы) и примерная программа мероприятий дискуссионного молодежного клуба «Классика и мы».
На втором, формирующем этапе исследования (2007-2009гг.) осуществлялось внедрение экспериментальной методики. Количество участников на основном этапе эксперимента составило 52 человека - студенты кафедры классического танца хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). По итогам констатирующего этапа экспериментального исследования были сформированы две группы студентов: контрольная группа (24 человека) и экспериментальная (28 человек).
В процессе формирующего экспериментального исследования велась работа по апробации авторской методики формирования профессионально-педагогической направленности. В рамках изучения дисциплин «Классический танец и методика его преподавания», «Мастерство хореографа», «Ансамбль» реализовывались и внедрялись разработанные программы факультатива, спецкурса и клуба с последующим анализом полученных результатов. Структуру основной работы экспериментальной группы составили теоретические, практические, индивидуальные и групповые занятия, а также нетрадиционные формы работы (лекции-диалоги, дискуссии, деловые игры, экскурсии, коллективные просмотры и обсуждение спектаклей, устные журналы, вечера-портреты, концерты, литературно-музыкальные композиции, «круглые столы», диспуты, конкурсы, выставки, постановки и исполнение хореографических произведений), в контрольной же группе занятия велись традиционно (лекционные, семинарские и практические).
На третьем, завершающем этапе (2009-201 Огг.) проведен сравнительный анализ эффективности исследования, обрабатывались, обобщались и были
оформлены в тексте диссертации его результаты, осуществлялась формулировка выводов и практических рекомендаций по совершенствованию формирования профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств. Было доказано, что работа по данной методике способна значительно улучшить качество профессиональной подготовки будущих специалистов-хореографов, позитивно воздействовать на общую художественную культуру и оптимизировать образовательно-воспитательный процесс в целом.
Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнены сущность и содержание профессионально-педагогической направленности студента-хореографа, которая понимается как личностная характеристика, включающая профессионально-педагогические качества, художественно-эстетические потребности, интересы, идеалы, а также знания, умения, навыки, формирующиеся под воздействием профессиональной среды, обеспечивающие успешность процесса освоения педагогической деятельности и духовно-нравственное становление личности будущего специалиста-хореографа;
выявлены особенности профессиональной подготовки студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств, которые заключаются в использовании педагогического потенциала искусства как гаранта формирования профессиональной культуры будущего специалиста-хореографа, что способствует эффективности развития теоретического, практически-деятельностного и оценочного отношения к искусству и художественно-творческой деятельности;
- разработаны педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов-хореографов, которые предусматривают: 1) создание духовной атмосферы образовательно-воспитательного процесса; 2) освоение художественно-теоретических знаний о видах и жанрах искусства, их специфике и взаимодействии с хореографией; 3) способность адекватного восприятия художественного образа (идеала); 4) ценностное отношение к
личности художника-творца и шедеврам мирового искусства; 5) использование личного примера преподавателя в самоактуализации и саморазвитии студентов; 6) осуществление художественно-творческой деятельности на пути создания танца;
спроектирована педагогическая модель эффективной организации формирования профессиональной направленности студентов-хореографов средствами искусства, представляющая собой целостную, универсальную систему становления человеческой личности, как гармоническое развитие ее общей культуры, духовно-нравственного и художественно-творческого потенциала;
- создана и экспериментально апробирована эффективная авторская методика воздействия духовного потенциала искусства на формирование профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов, опирающаяся на разработанные программы, мероприятия клуба «Классика и мы» и способствующая установлению прочных связей каждой изучаемой темы факультатива «Теория и методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов средствами искусства» (1-2 курсы) и спецкурса «Русские балетные сезоны СП. Дягилева» (3-4 курсы) как идеальный образец синтеза искусств с практикой профессиональной жизни, ее соотнесенности с интересами и возможностями студентов, что позволяет активизировать художественно-творческую деятельность на всем протяжении образовательно-воспитательного процесса вузовской подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены сущность и содержание профессионально-педагогической направленности как интериоризация социокультурных ценностей в личные качества будущего специалиста-хореографа; раскрыта необходимость преодоления узости профессиональной подготовки студентов-хореографов; установлено многофункциональное рассмотрение направленности на постижение комплекса искусств как условие (среда), принцип (руководящая идея), форма (система организации), метод (прием, способ) художественно-эстетического развития
личности; собраны и обобщены научно-методические концепции, опирающиеся
на гармоническое единство художественно-эстетических потребностей,'
интересов, идеалов личности; обоснована необходимость формирования
профессионально-педагогической направленности у студентов
хореографических факультетов вузов культуры и искусств; разработаны
педагогические условия формирования профессиональной направленности
студентов-хореографов; определены критерии и уровни сформированности
профессионально-педагогической направленности; спроектирована
педагогическая модель эффективной организации формирования профессиональной направленности студентов-хореографов средствами искусства как универсального источника развития активности художественно-творческой деятельности; разработана авторская методика воздействия духовного потенциала искусства на формирование профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов.
Практическая значимость исследования: разработанная и внедренная методика формирования профессионально-педагогической направленности позволяет повысить качество подготовки студентов хореографических факультетов в вузах культуры и искусств.
Авторская ориентация направленности образовательно-воспитательного процесса на ценности классического наследия искусства и духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности студентов-хореографов определяет перспективы использования материалов исследования в профессиональной подготовке специалистов, сочетающих педагогическую и творческую деятельность не только в вузах, средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, но и других сферах образования.
Предлагаемая методика развития активности художественно-творческой деятельности, синтезирующая различные виды искусства, может быть использована для различных возрастных групп, как студентов, так и учащихся, что определяет ее универсальность и способствует внедрению в образовательно-воспитательный процесс в широких контекстах.
Материалы исследования могут быть полезны студентам, педагогам образовательных учреждений в период их самоопределения, самовоспитания, саморазвития. Результаты исследования дополняют и конкретизируют современные представления о социально-кулыурном значении выпускников хореографических факультетов вузов культуры и искусств.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; теоретическим и экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам формирования профессионально-педагогической направленности; статистической значимостью полученных экспериментальных данных; качеством студенческих художественно-творческих достижений; актами о внедрении основных результатов диссертационного исследования на экспериментальных базах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогической деятельности автора исследования на хореографическом факультете Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), в Московском областном колледже искусств (МОКИ), в образовательно-воспитательном процессе на кафедре классического танца Академии народной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), кафедре хореографии факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ); участии в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания молодежи па современном этапе» (Москва, 16 мая 2007г.), Международном симпозиуме «Многообразие культур - путь к единству мира» (Москва, 17-18 мая 2007 г.). Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), на кафедре классического танца хореографического факультета Московского государственного университета
культуры и искусств (МГУКИ) и в Московском областном колледже искусств (МОКИ). Опубликованы статьи по теме диссертационного исследования, а также рабочие программы «Классический танец», «Историко-бытовой танец», «Итоговая государственная аттестация» и в соавторстве с Ю.А. Герасимовой «Исполнительская подготовка», по которым осуществляется учебный процесс в МОКИ по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация - «Хореографическое творчество» (Современный и народный танец).
Лично соискателем были осуществлены подготовка, организация и проведение всего экспериментального исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
Профессионально-педагогическая направленность понимается как личностная характеристика, включающая профессионально-педагогические качества, художественно-эстетические потребности, интересы, идеалы, а также знания, умения, навыки, формирующиеся под воздействием профессиональной среды, обеспечивающие успешность процесса освоения педагогической деятельности и духовно-нравственное становление личности будущего специалиста-хореографа.
Особенности профессиональной подготовки студентов хореографических факультетов основываются на интеграции искусств, постоянной потребности в общении с различными видами искусств, развитии широкого диапазона художественных интересов, что способствует духовно-нравственному саморазвитию личности будущего специалиста и качеству создаваемых художественных образов хореографического произведения.
Эффективность организации формирования профессиональной направленности студентов-хореографов достигается при соблюдении следующих педагогических условий: 1) создание духовной атмосферы образовательно-воспитательного процесса; 2)освоение художественно-
теоретических знаний о видах и жанрах искусства, их специфике и взаимодействии с хореографией; 3) способность адекватного восприятия художественного образа (идеала); 4) ценностное отношение к личности художника-творца и шедеврам мирового искусства; 5) использование личного примера преподавателя в самоактуализации и саморазвитии студентов; 6) осуществление художественно-творческой деятельности на пути создания танца.
Педагогическая модель эффективной организации формирования профессиональной направленности студентов-хореографов средствами искусства представляет собой целостную систему, структурными компонентами которой являются: цель - формирование профессионально-педагогической направленности; задачи — развитие широты художественно-эстетической потребности, повышение уровня качества художественно-эстетических предпочтений на основе ценностных ориентации, идеалов, развитие устойчивости художественно-эстетических интересов; самостоятельная художественно-творческая деятельность на всем протяжении образовательно-воспитательного процесса - факультатив, спецкурс, клуб; принципы художественной педагогики; пути решения -развитие эмоционально-чувственного восприятия искусства и результат -целостность, гармонизация личности будущего специалиста-хореографа.
Авторская методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов в вузах культуры и искусств учитывает специфику профессиональной деятельности, опирается на использование духовно-нравственного потенциала искусства и представлена в комплексных программах: факультатива, спецкурса и клуба, содержание которых реализовывалось с помощью специальных методов и форм, ориентированных на активность художественно-творческой деятельности на пути создания танца.
Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (263 позиций) и приложения, содержащего 1 модель, 3 программы, 1 анкету, 8 диаграмм, 1 рисунок-схему.
Содержание и структура направленности личности студента-хореографа
Одной из особенностей последних десятилетий является коренное изменение качества современного человека. Личность находится в переходном потребностно-мотивационном состоянии, «которое не знает своего конкретного предмета пути, не знает себя» . Падение культуры и морали вызвано ущербностью нынешних представлений студенческой молодежи о личностных качествах, необходимых для будущей жизни и профессиональной деятельности. Это во многом усложняет педагогическую реальность в определении соответствующих методов, способов, приемов формирования профессионально-педагогической направленности студентов хореографических факультетов, обладающих мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющих способностями к педагогическому, интеллектуальному и художественному творчеству. Повышение качества профессионально-педагогической подготовки в вузах культуры и искусств направлено на совершенствование личности студента-хореографа, процессов ее самоформирования и профессионального самоопределения в качестве «человека культуры», способного воздействовать на духовную сферу своих воспитанников. Актуальной становится проблема формирования целостной, гармоничной личности студента-хореографа, готовой к многостороннему познанию и постижению явлений мира и искусства на основе свободного, творческого отношения к ним.
Изучение личности - объект многих наук: философии, психологии, педагогики, социологии, этики и др. Однако до настоящего времени отсутствует единое определение личности. Профессор К.К. Платонов личность определял «как носителя сознания»1. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал личность как социальное психологическое понятие, «которое отличается признаком овладения, связанного с волей» . В.Н. Мясищев, автор концепции психологии отношений, утверждал: личность -присуща только человеку, находящемуся «в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития»3. Лвюр работ по социальной психологической теории Б.Д. Парыгин отмечал интегральную сущность понятия, характеризующего человека «в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений» и объединяющего в нем «общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое»4. Профессор А.Н. Леонтьев, автор наиболее современной концепции теории деятельностного подхода в психологии, обращал внимание, что социальные, биологические и природные факторы не прямо перенесены в личность, а представлены в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов. Личностью не рождаются, «личностью становятся»5. Вполне правомерно, что академик А.В. Петровский определяет личность как «системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» .
Специфика профессионально-педагогической направленности студентов-хореографов и условия её формирования
В научных изысканиях Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В. А. Сластенина и др. профессиональная направленность представлена как один из видов общей направленности личности и рассматривается как система мотивов, определяющая успешность педагогической деятельности. В профессиональной деятельности мотивация выступает связующим звеном, которое определяет целенаправленный характер действий человека - потенциальные возможности личности, потребность в данном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде. Мотивация предопределяет выбор профессиональной деятельности, выступает как активный стимул развития перестройки личности в целом. Вхождение личности будущего специалиста-хореографа в профессиональную среду связано с изменением отдельных ее свойств (качеств) и, прежде всего, ее направленности. Взаимодействие личности и профессиональной среды, являющееся обязательным этапом в развитии личности как субъекта социальных отношений, приводит к появлению в структуре личности новой подструктуры - профессиональной направленности - на основе общей направленности личности. Отсутствие единого мнения относительно трактовки понятия «профессиональная направленность» препятствует решению проблем ее формирования. Впервые вопросы научного исследования профессиональной направленности получили свое отражение в трудах К.К. Платонова. Известным отечественным психологом были установлены основные качества ее характеризующие: уровень, широта, устойчивость, интенсивность, действенность.
Исследование показало, что содержание профессионально-педагогической направленности определяется спецификой самой профессии.
Профессиональная направленность - устойчивое свойство личности, выражающее общую направленность в специфическом виде деятельности — преподавательской, система отношений личности к профессии, к преподаваемой дисциплине, к обучаемым, к себе как к субъекту педагогической деятельности, достижению высокой результативности в обучении и воспитании.
Профессия преподавателя-хореографа связана с искусством, поэтому само понятие «профессионально-педагогическая направленность» понимается как личностная характеристика, включающая профессионально-педагогические качества, художественно-эстетические потребности, интересы, идеалы, а также знания, умения, навыки, формирующиеся под воздействием профессиональной среды, обеспечивающие успешность процесса освоения педагогической деятельности и духовно-нравственное становление личности будущего специалиста-хореографа.
Определить уровень профессионально-педагогической направленности значит определить, какое место в числе доминирующих мотивов занимают общественные мотивы. Уровень профессионально-педагогической направленности устанавливает социально значимый мотив выбора профессии и готовность выполнять общественно необходимые функции в соответствии с возможностями личности. Несоответствие возможностей профессии рушит уровень профессионально-педагогической направленности. Духовно-нравственные потребности студентов-хореографов характеризуют социальную активность личности, которая выступает не только как источник формирования потребностей, но и как критерии их развития. Существуют различные уровни сформированности профессионально-педагогической направленности: низкий (ограниченный), средний (элементарный), высокий (гармоничный). Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая профессионально-педагогическая направленность личности, в противоположность которой выделяются понятия широты, характеризующее количество (объем) необходимой интеграции. Целостное и гармоническое развитие личности предполагает большую широту потребностей и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Узость интересов определяется наличием у человека одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Широта социальной активности личности предопределяет многосторонние ее потребности, интересы, общение с подлинными источниками культуры и искусства, стимулирует художественно-творческую деятельность. Интенсивность профессионально педагогической направленности имеет разный диапазон, связанный с эмоциональной окрашенностью: от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость профессионально-педагогической направленности определяется стабильностью познавательных потребностей, профессиональных интересов и характеризуется постоянством на протяжении определенного времени. Устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и профессиональной деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности в отличие от неустойчивых интересов, которые сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают. Действенность определяет активность реализации целей в деятельности. Профессионально-педагогическая направленность становится действенной тогда, когда личность стремится практически усвоить специальность и активной творческой деятельностью выразить свое отношение к профессии. В отличие от пассивного интереса, препятствующего активной деятельности, действенными интересами называют интересы, глубоко воздействующие на жизнь и профессиональную деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов.
Современное состояние профессионально-педагогической направленности студентов хореографических факультетов
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, завершающий и осуществлялась по специально разработанной программе.
Констатирующий этап экспериментального исследования охватывает период 2006-2007 гг.
Целью констатирующего эксперимента было установление исходного уровня сформированности профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов в вузах культуры и искусств.
В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
- изучить существующую организацию профессионально-педагогической подготовки студентов хореографических факультетов в вузах культуры и искусств и колледже искусств;
- определить общий культурный уровень студентов-хореографов;
- собрать данные о художественно-эстетических потребностях, интересах, идеалах студентов-хореографов и их желании заниматься художественно творческой деятельностью;
- выявить критерии оценки и диагностический инструментарий для определения уровня сформированности профессионально-педагогической направленности.
- разработать авторскую педагогическую модель эффективной организации формирования профессиональной направленности студентов-хореографов средствами искусства.
Для решения данного комплекса задач нами были определены методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование.
Согласно программе экспериментальной работы, были определены базы исследования, которые осуществляют подготовку хореографов различных специализаций: ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» (МГУКИ), хореографический факультет, ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (СПбГУКИ), факультет искусства, кафедра хореографии, ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (КГУКИ), академия народной культуры, кафедра классического танца, ГОУ СПО МО «Колледж искусств» (МОКИ). Уточним, что Московский областной колледж искусств был взят для сравнения данных довузовской подготовки будущих преподавателей-хореографов. В исследовании приняли участие преподаватели и студенты-хореографы различных курсов указанных учебных заведений в количестве 224 респондентов, из них 10 преподавателей.