Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Даллакян Камо Сарибекович

Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации
<
Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Даллакян Камо Сарибекович. Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Даллакян Камо Сарибекович; [Место защиты: Военный университет].- Москва, 2008.- 187 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. ЭТНОНАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ 16

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 49

Раздел III. ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

БИБЛИОГРАФИЯ 166

Введение к работе

Нарастающая глобализация мира не ведет к стиранию его социокультурного многообразия. Напротив, как пишет У. Альтерматт, чем больше выравниваются различные страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности и испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга. Становясь все больше похожими друг на друга при потреблении и ведении хозяйства, на уровне культуры они поднимают мятеж против глобализации1. Американские политологи Т. Гурр и Б. Харфф в середине 90-х годов XX в. выявили более восьмидесяти народов, поддержавших в то или иное время с 1940-х гг. движения за установление более широкой политической автономии. Из них после окончания Второй мировой войны тридцать народов оказались вовлеченными в затяжные войны за национальную независимость или объединение с родственными группами, проживающими в других государствах". С тех пор эта цифра только возрастала. Не удивительно, что этнонациональные движения, выступающие с требованиями самоопределения территории или общности, движения, которые в большинстве своем носят конфликтогенный характер, входят в сферу пристального внимания мировой общественности.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств:

Во-первых, революционные технологические сдвиги в развитии производительных сил, международном разделении труда, обусловленная ими растущая открытость стран и народов внешнему миру, их зависимость от него изменяют существующие природу и структуру связей между территориальными, государственными, этническими общностями и внутри

1 См.: Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М., 2000. -СП.

2 См.: Ачкасов В.А. Этнополитология. - СПб., 2005. - С. 179.

4 них. Это находит свое проявление, в частности, в том, что в современном мире наряду с глобализацией действует противоположная ей тенденция фрагментации. Социальные причины, движущие силы и значение последней требуют углубленной научной проработки.

Во-вторых, фрагментация мира является результатом

самоидентификации различных общностей людей, которые ищут новые формы самоорганизации и место в мировом сообществе, соответствующее их представлениям о собственных интересах. Эти процесс и результат уже давно известны как самоопределение. Однако сегодня нужны новые и дальнейшие исследования его современных причин, ресурсов, форм.

В-третьих, теоретически не до конца разработанным остается вопрос о
субъектах самоопределения. В этом отношении принципиально важным не
только в научном, но и в политическом отношении становится выяснение (и
обоснование) того, что этнонация является носителем права на
самоопределение. :;

В-четвертых, в мире накоплен огромный - и положительный, и негативный - опыт этнонационального самоопределения. Его обобщение и осмысление, интересное в познавательном плане, позволит выработать практические рекомендации по управлению этническими процессами, нейтрализующему или ослабляющему конфликтогенный потенциал этнонационального самоопределения.

В-пятых, особый интерес к теме обусловлен тем, что этнонациональное самоопределение очень часто оказывается сопряженным с военной сферой. Между тем выяснение причин, характера и форм этой сопряженности не получило достаточного освещения в литературе.

Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования.

Различные аспекты поставленной проблемы диссертационного исследования изучаются в рамках многих научных дисциплин и нашли свое отражение в целом ряде диссертационных исследований, монографий,

научных статей. Все эти работы условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа включает труды, посвященные анализу
общетеоретических и методологических проблем принципа

самоопределения. Сюда относятся труды Г. Котанджяна, Р. Тузмухамедова, Ю.Г. Барсегова, Р.Дж. Осборна, А.Е. Козлова, М.В.Золотарева, А. Залиняна, Г. Старушенко, Н. Глэйзера, Л. Актона и др.3 Для осмысления проблемы важное теоретическое и прикладное значение имеют также работы 36. Бжезинского, Дж. Гудби, Г. Киссинджера, С. Хантингтона, Дж. Неру, М. Ганди, В. Коннор, С. Энлоу, К. Иглтона, Т. Уолси, А. Маргалит, Р. Эммерсон, М. Померансе, М. Хечтер.4

Котанджян ГС. Грани согласия-конфликта. Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. - М., 1992; Его же. Особенности разрешения Карабахского конфликта // Айкакан Банак / ИНСИ МО РА 2006; Его же. Этнополитология консенсуса - конфликта: Цивилизационные проблемы теории и практики. Российская академия управления, Фонд нац. и междунар. безопасности - М., 1992; Тузмухамедов Р.А. Национальный суверенитет. - М., 1963; Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем. - Ереван, 1989; Его же. Самоопределение и территориальная целостность. - М.: Междунар. Гуманит. Фонд Арменоведения .-М., 1993; Осборн Р.Дж:. Национальное самоопределение и целостность государства// Общественные науки и современность. 1993, - №5, - С. 122; Козлов А.Е. Право на самоуправление как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. Отв. Ред. Е.А.Лукашева. - М., 1994; Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. Дис... канд. юрид. наук. - М., 1999; Залинян А. Правопреемство государств: проблемы и пути решения. Дис... канд. юрид. наук. - М., 1998; Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике советского государства. - М., 1960; Glazer N., Moynihan D.P. (Eds.) Ethnicity: Theory and Experience. -Cambridge, MA: Harvard University P ress, 1975; Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot. - Cambridge: MIT Press & Harvard University Press, 1963; Glazer N., Moynihan D.P. Introduction II Ethnicity: Theory and Experiense. - Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975; Актон Л. Принцип национального самоопределения // Нации и национализм. - М., 2002.

4 Бжезинский 36. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 2003; Гудби Дж., Бувальда П., Тренин Д. Стратегия стабильного мира. Навстречу Евроатлантическому сообществу безопасности // Пер. с англ. - М., 2003; Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии для XXI века. Пер. под ред. В. Л. Иноземцева. - М., 2002; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка -М., 2003; Его же. Политический порядок в меняющихся обществах. - М., 2004; Его

Во вторую группу входят работы, в которых исследуются этнонациональные общности не столько сами по себе, сколько как возможный субъект самоопределения. Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлова, В.А.Тишков, СВ. Чешко, Э.А. Баграмов, Ю.Г. Барсегов, В.Ю.Хотинец, С.Е.Рыбаков, А.Г. Здравомыслов, СВ. Лурье, Э.А. Паин, С.А. Арутюнов и др. рассматривают общие проблемы этногенеза, природу и содержание «этничности» и основные этнодифференцирующие признаки, правосубъектность этнонации, роль этнических элит в этнополитических процессах. В этой группе следует отметить работы Л.Ю.Симонян

же. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004; Неру Дж. Взгляд на всемирную историю: Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества: В трех томах / Вступ, ст. Р. А. Ульяновского. Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского и др. - М.,1975; Ганди. М. Антология гуманной педагогики. - М., 1998; Connor W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding. - Princeton, 1994; Connor W., «From Tribe to Nation» History of European Ideas Volume 13.- New-York: Pergamon, 1991; Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. Boston; 1973; Eagleton C. Self-Determination in the United Nations// American Journal of International Law, -Vol.47, -Is.l, -Jan, 1953; Woolsey T. Self-determination, American Journal of International Law 1919; Margalit A. The Ethics of Memory. - Harvard UP, 2002; Emerson R. Self-determination revisited in the era of decolonization. Cambridge, MA: Center for International Affairs, Harvard University. 1964. Pomerance M. Self-determination in law and practice: The new doctrine in the United Nations. The Hague: MartinusNijhoff Publishers, 1982; Его же. "The United States and Self-Determination: Perspectives on the Wilsonian Conception, American Journal of International Law, 70, 1976; Хечтер M. Внутренний колониализм. В кн: II Этнос и политика. - М.: УРАО, 2000.

5 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность.

М., 1987; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 2004; Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. - М., 1979; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Его же. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003; Его же. Этнология и политика. Научная публицистика. - М., 2001; Чешко СВ. Человек и этничность в кн.: Этнос и политика. Хрестоматия. Автор - сост. А. А. Празаускас. - М., 2000: Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982; Его же. Национальные идеи в евразийском контексте // Россия в XX веке. Проблемы национальных отношений / Под редакцией А.Н. Сахарова и В.А. Михайлова. - М., 1999; Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем. - Ереван, 1989; Его же. Самоопределение и территориальная целостность.

М., 1993; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000; Рыбаков СЕ. Философия этноса. - М., 2001; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996; Его же. Социология конфликта. - М., 1996;

Во вторую группу входят работы, в которых исследуются этнонациональные общности не столько сами по себе, сколько как возможный субъект самоопределения. Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлова, В.А.Тишков, СВ. Чешко, Э.А. Баграмов, Ю.Г. Барсегов, В.Ю.Хотинец, С.Е.Рыбаков, А.Г. Здравомыслов, СВ. Лурье, Э.А. Паин, СА. Арутюнов и др. рассматривают общие проблемы этногенеза, природу и содержание «этничности» и основные этнодифференцирующие признаки, правосубъектность этнонации, роль этнических элит в этнополитических процессах.5 В этой группе следует отметить работы Л.Ю.Симонян

же. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004; Неру Дж. Взгляд на всемирную историю: Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества: В трех томах / Вступ, ст. Р. А. Ульяновского. Пер. с англ. под ред. Г. Л. Бондаревского и др. - М.,1975; Ганди. М. Антология гуманной педагогики. - М., 1998; Connor W. Ethnonationalism: The. Quest for Understanding. - Princeton, 1994; Connor W., «From Tribe to Nation» History of European Ideas Volume 13. -New-York: Pergamon, 1991; Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. Boston; 1973; Eagleton C. Self-Determination in the United Nations// American Journal of International Law, -Vol.47, -Is.l, -Jan, 1953; Woolsey T. Self-determination, American Journal of International Law 1919; Margalit A. The Ethics of Memory. - Harvard UP, 2002; Emerson R. Self-determination revisited in the era of decolonization. Cambridge, MA: Center for International Affairs, Harvard University. 1964. Pomerance M. Self-determination in law and practice: The new doctrine in the United Nations. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1982; Его же. "The United States and Self-Determination: Perspectives on the Wilsonian Conception, American Journal of International Law, 70, 1976; Хечтер M. Внутренний колониализм. В кн: II Этнос и политика. - М.: УРАО, 2000.

5 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность.

М., 1987; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 2004; Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. - М., 1979; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Его же. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., 2003; Его же. Этнология и политика. Научная публицистика. - М., 2001; Чешко СВ. Человек и этничность в кн.: Этнос и политика. Хрестоматия. Автор - сост. А. А. Празаускас. - М., 2000; Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М., 1982; Его же. Национальные идеи в евразийском контексте // Россия в XX веке. Проблемы национальных отношений / Под редакцией А.Н. Сахарова и В.А. Михайлова. - М., 1999; Барсегов Ю.Г. Право на самоопределение - основа демократического решения межнациональных проблем. - Ереван, 1989; Его же. Самоопределение и территориальная целостность.

М., 1993; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000; Рыбаков СЕ. Философия этноса. - М., 2001; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996; Его же. Социология конфликта. - М., 1996;

7 «Этнизация политики в посткоммунистическом мире» и СВ. Ушакова «Социокультурный анализ этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике)».6

К третьей группе можно отнести этнополитологические труды и исследования, посвященные взаимодействию двух начал социетальной системы - этнического и политического. Сюда можно отнести в первую очередь фундаментальные работы ученых Дж. Ротшильда, Г. Котанджяна, Н. Глейзера, Д. Горовица, Д. Мойнихана. Глубокий анализ этнополитических процессов дается рядом российских ученых, таких как Р.Г. Абдулатипов, М.Н. Губогло, А.Г. Здравомыслов, В.М. Межуев, В.Р. Чагилов, В.А. Авксентьев, А. Н. Майборода, Г.И. Марченко, В.А. Тишков, А.И. Миллер, О.А. Бельков и др.7

Лурье СВ. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. - М., 2004; Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. - М., 2003; Его же. Этнополитические маятники в постсоветской России / Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общей редакцией Заславской Т.И. - М., 2003; Арутюнов С.А. Народные механизмы языковой традиции // Язык. Культура. Этнос. - М., 1994; Его же. Этничность - объективная реальность в кн.: Этнос и политика // Хрестоматия Автор - сост. А. А. Празаускас. - М., 2000; Его же., Богина Ш.А. Маргинальность этнокультурная // Этнические и этносоциальные категории. -М, 1995.

6 Сішонян Л.Ю. Этнизация политики в посткоммунистическом мире: Дис...
канд. полит, наук : - Ставрополь. 2005; Ушаков СВ. «Социокультурный анализ
этнополитического конфликта (на примере конфликта в Чеченской Республике):
Дис. канд. полит, наук. - Ставрополь. 2004.

7 Rothschild J. Ethnopolitics: A conceptual framework. - N.Y., 1981; Котанджян
Г.С.
Грани согласия-конфликта. Цивилизационные проблемы теоретической и
прикладной политологии. - М., 1992; Его же. Этнополитология консенсуса -
конфликта: Цивилизационные проблемы теории и практики. Российская академия
управления, Фонд нац. и междунар. безопасности - М., 1992; Glazer N., Moynihan
D.P.
(Eds.) Ethnicity: Theory and Experience. - Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1975; Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение //
Национальная политика в Российской Федерации. Материалы международной
научно-практической конференции (Липки, сентябрь 1992). - М., 1993; Horowitz
D.L.
Ethnic Groups in Conflict. Berkeley & Los Angeles: University of California Press,
1985; Moynihan D. Pendaemium: Ethnicity and International Politics. - NY.: Oxford
Univ. Press, 1993; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.,
1991; Его же. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства.
- М., 1995; Его же. Национальные отношения и политика общественного договора

8 Большое внимание было уделено работам современных зарубежных авторов, занимающихся разными аспектами анализа этнополитики, таких как Ф. Барт, Р. Брубейкер, М. Бэнкс, Э. Геллнер, М. Манн, Э. Смит, Т. Эриксен, Н. Глейзер, М. Зейну, К. Оффе, Э. Ян, П.Л. Ван ден Берге, А. Коэн, О. Бауэр, Б. Андерсон, К. Энлое; Ю. Хабермас и др.

// Этнополис. 1995. - №2; Его оке. Этнополитология. - СПб., 2004.; Губогло М.Н. Идентификация идентичности. - М., 2003; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1996; Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе. // Полис. 1992. - №5, 6; Чагилов В.Р. Политизированная этничность: Опыт методологического анализа. -М., 1999; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001; Майборода А.Н. Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования. - Киев, 1993; Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестник Московского Университета. Сер. 12. Политические науки. 1995. - №1, 2: Его Dice. Этнополитология как наука // Социально- политический журнал. 1994. -№1; Его же. Формирование этнополитических идей // Социально-политический журнал. 1994. - № 9-10, 11-12; Тншков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997; Его же. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение.

1997. - №3; Его оке. Этнология и политика. - М., 2001; Его оке. Реквием по этносу.

М., 2003.; Миллер А. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. Т. 2, Осень 1997; Его же. Русификация: классифицировать и понять // Ab Imperio. Theory and History of Nationalism and Empire in the Post-Soviet Space. Казань, 2002. -№2; Бельков O.A. Антиномии национализма. НАВИГУТ. 2005. - №5; Его оке. Этнические факторы геополитики // Этнополис. - 1995. - №4.

8 Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. - Bergen, 1969; Brubaker R. Nationalism Re framed. - Cambridge, 1996; Бенкс M. «Этничность: антропологические конструкции». - Лондон, 1996. Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991; Мапп M.A. Political Theory of Nationalism and Its Excess II Periwal S. (ed.) Nations of Nationalism. - Budapest, 1995; Smith A. The Ethnik Origins of Nations. - Oxford; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. - L., 1993; 1986. Glazer TV., Moynihan D.P. Introduction II Ethnicity: Theory and Experiense. -Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975; Зейну M. Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных отношений // СПЖ. 1992. - №9. - С. 89 -95; Оффе К. Этнополитика в восточном переходном процессе // Полис. 1996. - №2, №3; Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходства // Полис. 2000. - №1; Van den В erg he Р. The ethnic phenomenon. - N.Y., 1982; Cohen A. The Lesson of Ethnicity II A. Cohen (ed) Urban Ethnicity. L: Tavistock Publications, 1974; Нации и национализм / Б. Андерсенн, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др.; Пер с англ. И нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского - М., 2002; Enloe С. Police, military and ethnicity: Foundations of State power. New Brunswick: L.: Transaction Book, 1980; Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. - Boston. 1973; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М., 1995.

К четвертой группе относятся труды, посвященные глобализации и фрагментации современного мира. Раскрытие источника актуализации этничности и связанное с этим самоопределение проведено на основе изучения и анализа работ известных авторов: Гудби Дж., Киссинджера Г., Хантингтона С, Бжезинского 3., Сороса Дж., Панарина А.С.9

Анализ литературы и источников по теме диссертационного исследования показали, что накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, разработаны методологические основы изучения исследуемой проблемы. Вместе с тем не все проблемы этнонационального самоопределения получили полное или однозначное решение. По целому ряду принципиальных аспектов этнонационального самоопределения существует значительное расхождение взглядов. Некоторые вопросы недостаточно разработаны или вообще не стали предметом исследования. Практически отсутствуют работы, в которых историко-стадиальный подход был бы соединен с этнополитологическим, что, несомненно; повысило бы научно-теоретический уровень исследования данной проблемы.

Сказанным определяется характер и содержание настоящей работы.

Объект диссертационного исследования - этнонациональное самоопределение как социально-политическое явление.

Предмет диссертационного исследования - особенности и механизмы этнонационального самоопределения в условиях глобализации.

Основная цель диссертационного исследования - изучить мировой и российский опыт этнонационального самоопределения и сложившиеся в науке подходы к его изучению и на этой основе раскрыть сущность, содержание и структуру этнонационального самоопределения, определить его особенности, и демократические механизмы и формы реализации в

9 Сорос Дж. О глобализации. - М., 2004; Панаргт А.С. Агенты глобализма // Москва. - 2000. - №1-11. Против глобализма и его агентов; Его же. Искушение глобализмом. - М.5 2002 (История России. Соврем, взгляд); Его же. Глобальное политическое прогнозирование: Учеб. для вузов. - М., 2002; Его же. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

10 условиях глобализации, выработать рекомендации по предупреждению, локализации или смягчению межэтнической конфронтации.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

проанализировать сложившиеся в научной мысли в России и на Западе теоретические и методологические подходы к определению этнической общности;

выявить специфику этнонации как особой формы этнической общности;

проанализировать общемировые тенденции современности -глобализацию и фрагментацию, их влияние на этнические процессы;

выявить условия и источники, а также рассмотреть механизмы этнизации политики и политизации этничности в условиях глобализации;

изучить теоретические и методологические основы права народов на самоопределение;

обобщить современные представления о понятиях «самоопределение» и «право на самоопределение»; -:

обосновать правомерность и содержание этнонационального самоопределения, его особенности в условиях глобализации;

выявить его возможные формы, типы и способы реализации;

провести анализ способов практикой реализации права на самоопределение.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили международно-правовые документы, касающиеся проблем самоопределения и защиты прав этнонациональных групп; работы российских, армянских и западных ученых; материалы научных дискуссий; национальные концепции, доктрины и другие официальные документы по рассматриваемой проблематике.

Методологической основой диссертационного исследования явились диалектический, системный, институциональный, типологический,

феноменологический, структурно-функциональный, прогностический, сравнительный методы. Исследование строилось на принципах объективности, единства исторического и логического, доказательности, единства практического и теоретического и т.д. В интересах многостороннего анализа этнополитических процессов была разработана методология, являющаяся непосредственной основой диссертационного исследования, объединяющая социокультурный, системный, структурно-функциональный, субъектно-объектный и динамический подходы к изучению разных этнополитологических конструкции.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические материалы и справочная литература, архивные материалы, контент-анализ российской и западной периодической печати, данные социологических исследований, опубликованные в печатных и электронных СМИ, личные наблюдения диссертанта.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения библиографии. Содержание работы изложено на 183 страницах, список литературы содержит 261 наименований.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в специальном и всестороннем анализе этнонации как особой формы и особого состояния этнической общности, в обосновании ее права на самоопределение, в раскрытии возможности, целесообразности и форм этнонационального самоопределения в условиях глобализации. В диссертации выдвинуты и обоснованы положения, раскрывающие:

эвристические границы традиционных подходов к анализу этнических общностей, авторское видение этногенеза и авторская классификация современных этнических общностей;

сущность «этнонации», условия и процесс ее формирования; авторское определение этого феномена; особенности этнонации как носителя права на самоопределение, его самостоятельного и специфического субъекта;

новые теоретические подходы к самоопределению групп и общностей;

взаимосвязь возможных форм и способов этнонационального самоопределения с развертывающимися в мире процессами глобализации, обусловленные этим политизацию этничности и этнизацию политики;

перспективные направления дальнейших исследований поднятых в диссертации проблем.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.
Сформулированные в работе теоретические положения и выводы углубляют
и расширяют этнополитологическое представление о сущности, содержании ?

и природе этнонации, а разработанная методология создает определенную платформу для дальнейшего теоретического изучения проблемы. Инновационный характер работы вводит в широкий научный" оборот категорию этнонационального самоопределения, а достигнутые в ходе исследования результаты могут быть использованы при дальнейшем теоретизировании. Теоретическая значимость работы также заключается в том, что полученные результаты анализа и обобщения аналитического и эмпирического материала могут стать определенной методологической основой при дальнейшем изучении взаимоотношения этничности и политики.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны и использованы в первую очередь этнополитологами, политологами, этнологами, этноконфликтологами, а также социологами, юристами, специалистами международных отношений и других областей обществознания для всестороннего изучения этнонации, этнической проблематики и самоопределения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы при разработке внутренней и внешней государственной политики относительно выбора путей и способов гармоничного и динамичного

13 развития, предотвращения возможного возникновения этнонационального напряжения при разработке нормативно-правовых и политико-правовых документов. Рекомендации работы также могут быть использованы международными и общественными организациями в практической работе в области этнической политики для налаживания условий динамичного развития этнических общностей, для разрешения существующих этнополитических конфликтов и в практике этнонациональных отношений в целом.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании эклективных, специальных и факультативных курсов этнополитологии, политологии, этнологии, социологии в высших учебных заведениях.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, сводятся к следующему:

  1. Этнические общности - объективно существующие людские сообщества, объединенные рядом признаков в той или иной комбинации.

  2. Этничность является универсальной характеристикой, определяющей этническую общность.

  3. Одна из современных форм этнических общностей - этнонация -общность людей, идентифицирующих себя этничностыо и стремящихся к государственному конституированию в той или иной форме либо к институционализации своих отношений с государством.

  4. Утверждающиеся в этнополитологии понятия «нация-государство» и «нация-этнос» характеризуют взаимополагающие, но отнюдь не однопорядковые, а совершенно различных образования.

  5. Этнонациональное самоопределения реализуется в широком спектре форм и способов - от этнокультурной автономии,

14 муниципалитета до образования самостоятельного субъекта международной политики и суверенного государства.

6. Глобализация становится причиной расширения и усиления движений, направленных на самоопределение, что свое выражение находит в этнизации политики и политизации этничности.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена

и рекомендована к защите на кафедре политологии Военного университета.

По теме диссертации делались сообщения и доклады на международной

научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в

современном обществе: общее и различное», Санкт-Петербург, апрель 26-28

2006г. Основные положения диссертации доложены автором на

теоретическом семинаре кафедры политологии Академии государственного

управления Республики Армения по теме: «Проблемы этнонационального

самоопределения в условиях политической глобализации» (рук. доктор М.

Маргарян, май 2005г.), в Институте Мировой экономики Международной

академии бизнеса и управления по теме: «Проблемы самоопределения

непризнанных республик Южного Кавказа и геополитические ориентиры

России» (рук. доктор, профессор О.А. Рыжов, ноябрь 2007г.). Материалы

диссертационного исследования обсуждались и получили положительную

оценку на научных форумах и семинарах на кафедре юриспруденции

Ереванского Государственного Университета (2005-2007гг.). Положения и

выводы диссертации излагались автором в выступлениях перед

профессорско-преподавательским составом кафедры политологии Военного

университета (2005-2007гг). Работы, вошедшие в диссертацию,

докладывались на научных семинарах, проводимых в Армении, в ИНСИ МО

РА и в какой-то мере учтены в документах стратегии национальной

безопасности и военной стратегии РА.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в публикациях:

  1. Даллакян К.С. Институциализация этнонациональном самоопределении: история политико-правовой регламентации // Сборник научных статей адъюнктов - 2006. - №14, часть 1. - С.173-195.

  2. Даллакян К. С. Об этнонациональном самоопределении // Национальные интересы. - 2006. - №4(45). - С.33-37.

  3. Даллакян К.С. К вопросу об этнонациональном самоопределении // Военно-научный журнал института национальных стратегических исследований имени Драстамата Канаяна Министерство Обороны Республики Армения «Айкакан Банак» («Армянская Армия»). Ереван, - 2006. -№4(50).-С.41-51.

  1. Даллакян К.С. О субъекте права на самоопределение // «Власть». - 2007. - №9. - С.86-90.

  2. Даллакян К.С. Взгляды на современную глобализацию // Военно-научный журнал института национальных стратегических исследований имени Драстамата Канаяна Министерство Обороны Республики Армения «Айкакан Банак» («Армянская Армия»). Ереван, - 2007. - №4(54). - С. 18-30.

  3. Даллакян К.С. Эрозия суверенитета нации-государства // Национальные интересы. - 2008. - №1(45). - С.31-34.

Общий объем публикации по теме диссертации - 4,5 печатных листа.

Этнонация как особый вид этнической общности

С появлением вида «Homo sapiens» (человек разумный) прослеживается определенная закономерность - стремление людей к объединению в самые различные группы или общности, отличающиеся друг от друга структурой, численностью, характером внутренних связей и другими признаками. Практически во все известные нам времена люди живут, объединяясь в группы, большие, чем семья, и меньшие, чем все человечество. Опасаясь чего-нибудь неожиданного, что может произойти с ними в неизвестной ситуации, человек предпочитает, чтобы рядом с ним находился другой, пусть даже совершенно чужой человек, чем быть в одиночестве.10 Потребность в аффилиации - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

В ходе совместной социальной деятельности людей возникают особые коллективистские связи. Люди сплачиваются и осознают свою общность на разных основаниях. По характеру коммуникативных связей внутри общности, степени их сплоченности, механизмам идентификации группы и ее членов, ряду других факторов они образуют огромное разнообразие. В европейской науке понятие «общность» семантически нейтрально и означает то, что относится ко всем или к определенному количеству людей в качестве черт сходства. В советской и постсоветской науке присутствует другая семантика. Под общностью подразумевается целостное объединение, единство, то, к чему относятся все: идейная общность, общность интересов, классовая общность, историческая общность. В широком смысле слова общность - это совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

Общности складываются на разных - территориальной, стратификационной, конфессиональной, расовой, государственной и т.д. - основах. Формируемые человеческие сообщества создают разные типы общностей: родина, страна, нация, конфессия, клан, сословие, племя, раса и т.д. Среди всех разновидностей в рамках этнополитологии особый интерес представляют общности, именуемые в научном обществоведческом лексиконе этническими общностями или этносами, а в англоязычной литературе -«этническими группами» . В отличие от сознательно создаваемых общностей, они возникают и формируются независимо от воли и сознания людей, их образующих. Изучение этнических общностей находится на обширном междисциплинарном поле: социология рассматривает их как элементы социальной системы общества; антропология исследует внутрисистемные связи и взаимоотношения в самобытных обществах; культурология изучает культурные особенности и их трансляции; этнология анализирует собственно этническое составляющее; конфликтология рассматривает данную проблематику с точки зрения межэтнических конфликтов; этнополитология анализирует этнические и политические параметры, их взаимосвязь и взаимодействие.

Г. (Дж.) де Вое определяет этническую общность как «сознающую себя группу людей, придерживающихся общих традиционных установок, не разделяемых другими группами, с которыми она находится в контакте. Такие традиции обычно включают народные, религиозные верования и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения»12. Ю.И. Семенов выдвигает представление, согласно которому этническая общность в своей основе есть совокупность людей, имеющих общую плоть и общую кровь, и каждая такая группа - особая порода людей, с общим происхождением.13 В основе такой общности лежит общность поведения (поведенческих реакций) и регулирующих их норм, которые не обязательно осознаны. Это общества относительно «прямого действия» (Ортеги-и-Гассет) и ориентирующиеся на апелляцию к коллективному бессознательному. К тому же любая этническая общность вырабатывает и обладает собственными механизмами самоорганизации, которые обеспечивают ее известную самодостаточность, автономность и, следовательно, воспроизводство в качестве самобытного организма. В целом можно считать, что этническая принадлежность составляет устойчивую и многогранную форму связи человека с миром и влияет на мировосприятие, образ жизни, ценностные ориентации личности.

Существуют и иные подходы к этой проблематике. Ряд ученых подвергают сомнению само существование этнической общности.14 «Представление о том, что этносы существуют объективно, независимо от нашего и какого угодно сознания, а мы только отражаем и описываем их, -заявляет В.А. Тишков, - не только философски наивно, но и идеологически опасно».15 Ю.И. Семенов подвергая резкой критике такие взгляды и подходы пишет: «Все учёные, какими бы ни были их философские взгляды, с неизбежностью должны исходить из того, что объект, который они-исследуют, существует независимо от их сознания».16 Солидарно с ним российские ученые Ю. Кутахов и Р. Явчуновская отмечают, что «...этническое, всегда было силой связывавшей в единое целое различные стороны народной жизни, формируя образ жизни этнического сообщества». Жизнь подбрасывает факты, которые никак не опровергнуть: согласно переписи 1990 года, только 5% граждан США считали себя в тот момент «просто американцами», остальные относили себя к 215 этническим группам.

Содержание этнонационального самоопределения

Начиная с эпохи Возрождения в научной мысли и политической практике все большее значение приобретает идея отрицания абсолютизма, признание народа как источника и носителя суверенитета. Одн о из первых свидетельств этого можно найти в булле «Sublimis Deus», которую монах Бернардино де Минахо получил от папы римского Павла III 2 июня 1537 г.: «Народы не должны быть лишены свободы и права на владение имуществом; они должны пользоваться ими безраздельно и ни в коем случае не должны быть порабощены».77Уже Вестфальская система закрепила это право народов. В трактате «Права человека» Т. Пейн приветствовал Французскую революцию, утверждая, что правительство всего лишь орган, ведающий делами нации. «Суверенитет как правовое понятие, - подчеркивал он, -относится только к нации... И любая нация имеет неотъемлемое право в любое время устранить такую форму правления, которую она находит для себя неприемлемой, и установить такую, которая соответствует ее интересам, предрасположению и удовольствию» . Европейские философы пытались теоретически обосновать «суверенитет народа» через теорию «естественного права», общего для всех людей и народов. В ту эпоху, по существу, самоопределение рассматривалось как оппозиция определенной социальной группы (народа, этнической группы) центральной имперской власти. Позже идея самоопределения была развита и распространена на этнические общности в Османской, Российской, Австро-Венгерской империях. Этнонациональные элиты были вдохновлены идеями Французской революции, и у себя они находили те же противостояния «население (граждане) - власть (государство)», но теперь уже как оппозиция к власти с определенным этнонациональным (этнокультурным) лицом. Для обеспечения мира в Европе, включавшей в себя этническую, геополитическую и социо-культурную общности людей, еще в начале XIX столетия была выдвинута идея создания системы национальных государств на базе культурно-языковой однородности, и религия окончательно перестала рассматриваться как государствообразующее основание. Национальное государство стало основной формой государственной организации. Параллельно с развитием международного права распространилось и понятие «самоопределение». В ряде межгосударственных договоров право на самоопределение отдельных народов нашло свое обоснование и юридическое оформление. Так, на Венском конгрессе в мае 1815 г., были подписаны договоры между Россией, Пруссией и Австрией о Варшавском княжестве, согласно которому поляки получили национальные учреждения,80 а Краков с прилегающей областью объявлялся на вечные времена вольным, независимым и совершенно нейтральным городом, под покровительством России, Австрии и Пруссии. Концепцию самоопределения развивал итальянский политический деятель, юрист и писатель Дж. Мадзини. Он выдвинул лозунг «Каждой нации - государство, в каждом государстве - единая нация», а далее - «Мы сделали Италию, сейчас будем делать итальянцев». Мадзини считал, что национальное единство и независимость являются неотъемлемым правом всех народов. В 1851 г. в Италии издается книга итальянского юриста, дипломата и государственного деятеля Манчини «О национальности как фундаменте управления родом», где, по сути, говорится о самоуправлении и самоопределении этнонациональных групп. Право этнических групп на самобытность все чаще протоколировалось в международных договорах, и со временем становилось нормой международного права. 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефанском прелиминарном мирном договоре оговаривался вопрос об обеспечении прав армянского народа в Османской империи. «Ввиду того, что очищение русскими войсками занимаемых ими в Армении местностей, которые должны быть возвращены Турции, могло бы подать там повод к столкновениям и усложнениям, могущим вредно отразиться на добрых отношениях обоих государств, Блистательная Порта обязуется осуществить без замедления улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами...». Последующий Берлинский конгресс почти дословно повторил это положение.81 После первой мировой войны, когда перед победившими державами стал вопрос о послевоенного устройства мира и расчленении Османской и Австро-Венгерской империй, которые являлись основными политическими соперниками и противниками победивших держав, наиболее приемлемой, обоснованной, гуманной нормой оказался принцип самоопределения," но от самоопределения территориальной общности в целом постепенно приходили к пониманию необходимости самоопределения конкретных групп- внутри большой общности. Напомним, что в революционной Франции самоопределение признавалось за всем населением, а не за отдельными этническими группами (бургундцев, басков, бретонцев, корсиканцев и т.д., в США, говоря о самоопределения «народа Соединенных Штатов» как территориальной общности отцы-основатели в ее содержании не включили индейцев и негров.

Этнизация политики и политизация этничности в условиях глобализации

В течение последнего десятилетия многочисленные научные исследования и публикации по политологии посвящены глобализации. Сам термин глобализация (от французского global - всеобщий, латинского globus - шар) вошел в международный политический и научный лексикон в 1960-е годы. Ее интерпретация носит характер острых политических и сухих академических дискуссий, что свидетельствует о недостаточной ее изученности и настоятельной необходимости ее дальнейшего исследования. Одни (глобалисты) считают, что глобализация - это превращение планеты в единое мондиалистское экономическое, политическое и информационное пространство, управляемое ТНК и мировой финансовой олигархией. Другие же (антиглобалисты, или, как их называют некоторые исследователи, -современные мировые диссиденты) модернизацию современного мира представляют как агрессивную вестернизацию, несущую опасность незападному миру.180 Предчувствуя грядущий этнонациональный дискомфорт, они отстаивают право на самоопределение каждого народа, его суверенитет, право распоряжаться собственными природными и интеллектуальными ресурсами. Многие из них считают также, что глобализация является «раковой опухолью», превращающей мировое сообщество в конгломерат индивидов, «человеческую пыль», и ее основной вектор нацелен на стирание этнонациональной сущности вообще. Они выступают против интенсивного вторжения «аморальных» принципов в область «священных этнонациональных ценностей». Глобализация проявляется во всех областях и сферах общественной жизни: в информационной, политической, экологической, культурной, экономической, технологической и др. Но следует сделать сущностное разграничение естественной, объективной, рациональной глобализации и иррациональной формы ее проявления с метастазами, которые не до конца изучены. В нынешней планетарной интеграции транснациональные агенты заинтересованы извлечь максимум экономической выгоды. Но последствия будут не только экономического характера, но и, что для нас представляет особый интерес, этнополитического. Процесс глобализации предполагает построение нового мирового порядка, унифицирование и стандартизацию разных параметров жизнедеятельности человека, стирание местных локальных особенйостей и ценностей, создание своеобразной системы ценностей культуры в планетарном масштабе, единый образ жизни, которые распространяются через государственные и этнические границы. По всему миру через телевидение и другие коммуникационные системы победоносно шествуют новые ценности и мораль, экспортируется кинопродукция с массовой культурой. Вбивающая в мозги потребителей вездесущая и навязчивая реклама продукции ТНК воздействует на общественное сознание, формирует у людей, независимо от их этнической и расовой принадлежности, новый образ жизни с одинаковыми потребностями - Макдональдсами, определенными общественными потребительскими товарами, вплоть до создания совершенно искусственных потребностей и бытовых характеристик жизнедеятельности. Почти три четверти мирового рынка заполнены американскими телевизионными программами и голливудскими (порой и низкопробными!) фильмами, «Американское» приобретает черты общемировой культуры.1 Все это влечет за собой и соответствующую идентификацию. Например, в 1997 г. Япония 84% своей продукции экспортировала в западные страны и получила оттуда 71% импорта. Не удивительно, что, как показал проведенный соцопрос, около 40% респондентов считают Японию частью «западного мира».183 Сам термин глобализация184 (от французского global - всеобщий, латинского globus - шар) вошел в международный политический и научный, лексикон в 1960-е годы. В академических исследованиях он приобрел значимость лишь в середине 1980-х годов. Для большинства работ характерен экономический подход, согласно которому глобализация редуцирована к одному - экономическому - измерению, которое к тому же мыслится линейно, как непрерывное расширение всякого рода зависимости от мирового рынка. Все остальные измерения «тематизируются (если это вообще делается) только в предположении о доминировании экономической глобализации». В зависимости от теоретических позиций авторов, они сводятся к трем основным: реалисты рассматривают глобализацию скорее как процесс эволюционного развития мира, нежели качественный скачок в ее преобразовании. Неомарксисты современные процессы усматривают как заключительную стадию развития капитализма, порождающую экономическую сверхполяризацию мира. Для неолибералистов глобализация - это качественно новый этап развития политической структуры и цивилизации в целом.

Похожие диссертации на Проблемы этнонационального самоопределения в условиях глобализации