Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мусульманские общины в политической жизни современной России Филь, Мария Сергеевна

Мусульманские общины в политической жизни современной России
<
Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России Мусульманские общины в политической жизни современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филь, Мария Сергеевна. Мусульманские общины в политической жизни современной России : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Москва, 2006. - 153 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН 14

1.1. Основные подходы к исследованию политического участия мусульманских общин 14

1.2. Традиционные исламские представления о политике в контексте исторически сложившихся моделей государственно-конфессионального взаимодействия в России 31

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности мусульманских общин в современной России 53

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В РОССИИ 74

2.1. Роль мусульманских общественных и политических движений в политическом процессе России (1991 — 2005 гг.) 74

2.2. Проблема оценки конфликтного потенциала исламских общин России (на примере Центрального Федерального Округа) 94

2.3. Принципы и механизмы укрепления интеграции мусульманских общин в единое политико-правовое пространство России 109

Заключение 134

Библиография 141

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Формы политической активности, возникающие на базе догматов ислама, сегодня находятся в центре общественного внимания не только в России, но и в мире. При этом многие экспертные оценки данного феномена носят эмоциональный оттенок, что значительно препятствует осознанию реального положения дел.

Разработки в области оценки характера политического участия исламских общин особенно актуальны для нашей страны: по сведениям Совета муфтиев России в различных регионах РФ сегодня проживает около 20 млн. мусульман (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 14,5 млн.). Если допустить, что первая цифра верна, то следует признать, что этнические мусульмане составляют примерно 14% населения страны, настроения и специфику мировоззрения которых необходимо учитывать при выработке и реализации политических решений.

Автор отдает себе отчет в том, что тенденция к политизации религии существует во всем мире1 и обусловлена рядом объективных обстоятельств, непосредственно связанных с процессом глобализации. Очевидно, что эта тенденция по сути своей достаточно противоречива и на практике может привести как к усилению ценностной компоненты политической деятельности, так и к увеличению конфликтного потенциала религиозных общин, причем не только исламских. Поэтому в задачи политологического сообщества, безусловно, входит осуществление мониторинга процессов, происходящих в духовной сфере жизни общества, в частности, с позиций решения проблем обеспечения государственной безопасности.

Основная проблема нашего диссертационного исследования включает в себя ряд составляющих, среди которых:

исторические тенденции развития государственно-исламских взаимоотношений в России;

См., в частности: Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана. М.: Изд-во НИЕВ, 1997 г., стр. 11.

4 потенциал политической мобилизации, заложенный в догматах ислама;

- формы и возможности политического участия мусульманских общин
в РФ;

- степень влияния догматов ислама на политическое поведение
россиян, исповедующих эту религию;

качество системы мониторинга конфликтного потенциала мусульманских общин в регионах РФ;

- технологии, направленные на оптимизацию политического участия
мусульманских общин в современной России.

Говоря о географических рамках исследования надо подчеркнуть, что основной задачей работы была выработка общей оценки политического участия мусульманских общин в современной России. Однако, в рамках одной кандидатской диссертации невозможно одинаково подробно рассмотреть ситуацию во всех регионах, которая в интересующем нас аспекте неравномерно изучена политической наукой. Поэтому, дав общую картину в первой главе, во второй мы сфокусировали свое внимание на положении в регионах Центрального федерального округа, так как роль мусульманских общин в политических процессах, происходящих в этих субъектах Федерации, мало освещена в научной литературе. Акцент на выделенной группе регионов связан с рядом обстоятельств, жизненно важных для дальнейшего развития нашей страны, в частности, с изменением этноконфессионального состава населения вследствие демографических процессов и увеличения миграции из «мусульманских» регионов и стран на территории, для которых характерно традиционное преобладание русского населения.

Следует особо подчеркнуть, что комплекс проблем Северного Кавказа, непосредственно связанный с темой данного исследования, детально нами не рассматривался. Разработке данной проблематики посвящен ряд

5 диссертационных исследований таких авторов как Бережной СЕ. , Карсанова Е.С3, Кристалинский Л.Б.4, Новиков Д.В.5, Тепляков О.В.6. Этот список можно продолжить. Хотя обращает на себя внимание тот факт, что значительное число исследований данного комплекса проблем произведено в тех регионах, которые обозначенная проблематика напрямую затрагивает. Это симптоматично: во-первых, ввиду усиления процессов регионализации в стране, а, во-вторых, вследствие избирательного внимания исследователей к развитию политического участия мусульманских общин в Российской Федерации, о котором речь пойдет в дальнейшем.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на достаточную новизну поставленной проблемы для отечественной и зарубежной политической науки, отдельные вопросы влияния религиозного фактора на характер политического участия мусульман подробно освещены в научной литературе.

Проблема формирования исламской концепции государства и представлений о должном характере политических отношений в обществе, построенном на догматах ислама, рассматривается в работах таких авторов как Бартольд В. В.7, Борисов А.Б.8, Грюнебаум Г.Э.9, Жданов Н.В.10 и многих других. Большинство работ, посвященных данному вопросу, носит историографический характер, однако в исследовании Жданова Н.В. предпринята попытка, проследить влияние специфики исламских

2 Бережной СЕ. Исламский фундаментализм на Юге России: политологический анализ. Диссертация
кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2004.

3 Карсанова Е.С. Регулирование этнополитических конфликтов на Северном Кавказе. Диссертация
кандидата политических наук. М.: РГБ, 2003.

4 Кристалинский Л.Б. Этнополитические факторы и их учет в обеспечении безопасности РФ в Северо-
Кавказском регионе. Диссертация кандидата политических наук. М.: РГБ, 2004 г.

Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2002.

Тепляков О.В. Использование конфессионального фактора в террористической деятельности политическими радикалами. Диссертация кандидата политических наук. СПб: РГБ, 2004.

Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М: Наука, 1966 г.

Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М.: Изд-во РАН. Институт востоковедения, 2002 г.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерки истории. 600-1258. М.: Наука, 1988 г. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003 г.

представлений о государстве и политике на современные политические процессы, ценная в контексте нашего исследования.

Различные аспекты соотношения исламской и светской правовых систем детально и разносторонне освещены в работах Аль-Альуани Т.Д.11, Мухаметшина Ф. М.12, Петрова Э.А.13, Сюкияйнена Л.Р.14 и других ученых. Так как данная проблема является особо острой и непосредственно затрагивает сферы влияния многих групп интересов, авторами высказываются прямо противоположные оценки. На наш взгляд, наиболее взвешенный анализ данной проблемы представлен в работе Петрова Э.А., который научно обосновывает невозможность сосуществования двух различных правовых систем на территории одной страны.

Заслуживающие внимания подходы к оценке развития ислама на территории России и генезиса государственно-исламских отношений в нашей стране представлены в работах Батунского М.А.15, Гайнутдина Р.16, Кобищанова Ю.М.17, Ланды Р.Г.18, Малашенко А. В.19, Мелькова С. А.20, Мизун Ю.В. и Мизун Ю. Г.21, Нуруллаева А. А.22, Силантьева Р. А.23, Фанзова Г.Б.24. Работы перечисленных авторов преследуют разные цели,

11 Аль-Альуани Т.Д. Некоторые размышления относительно Фикха для меньшинств//Мусульмане в
публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. М.: Идея-Пресс, 2005 г.

12 Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М.: Изд-во РАГС, 2001 г.

13 Петров Э.А. Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в
процессах реализации социальной доктрины ислама. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д:
РГБ, 2003 г.

14 СюкияйненЛ. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986 г.

15 Батунский М.А. Россия и ислам. Т. 3., М.: Прогресс-Традиция, 2003 г.

Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004 г.; Выборы в России и выбор мусульман. М., 2004 г.

17 См., в частности: Кобищанов Ю.М., Место ислама в этноконфессиональной структуре Северной Евразии — России//Общественные науки и современность. М., 1996 г., № 2; Россия и ислам: взаимодействие культур//Восток. 2000, № 9. 1 ЛандаР.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1995 г.

19 Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский центр Карнеги, 1998 г.

20 См., в частности: Ахмадуллин В. А., Мельков С. А. Государственно-исламские отношения в России:
история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. M., 2000 г.; Журавлев И.В., Мельков С.А.., Л.И.
Шершнев
Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. M.: Вече, 2004 г.

21 Мизун Ю.В., Мизун Ю. Г. Ислам и Россия. M.: Вече, 2004 г.

22 Нуруллаев А. А. Мусульманские религиозные организации в современном обществе. Эволюция
идеологических установок и культовой практики. Автореферат диссертации доктора философских наук.
M.: РГБ, 1990 г.

23 Силантьев Р. А. Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества
России. Диссертация кандидата исторических наук. М.: РГБ, 2003 г.

24 Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН, 1995 г.

7 поэтому сравнивать их по степени значимости достаточно проблематично. Однако, среди перечисленного надо особо выделить исследование Силантьева Р.А., который на основании данных различных видов мониторинга показывает динамику развития всей совокупности религиозных объединений мусульман в РФ, делая акцент на анализе дезинтеграционных процессов.

Среди огромного массива работ, посвященных проблемам, связанным с возникновением феномена «исламского фундаментализма», хотелось бы выделить работы Игнатенко А.А.25, Ж. Кепеля26 и Медведко Л. И.27. Каждый из этих авторов олицетворяет определенную точку зрения на рассматриваемый феномен. На наш взгляд, наиболее прагматичный подход предложен в работах Игнатенко А.А., так как трактовка возникновения деструктивных исламистских движений как реакции на процессы глобализации (Медведко Л.И.), а, тем более, гипотеза об их скором исчезновении под влиянием естественных факторов (Ж. Кепель), имеет под собой слишком мало фактических оснований.

Вследствие специфики темы нашего исследования особого внимания также заслуживают разработки, посвященные проблематике межэтнических отношений и политике России в области межнациональных отношений. Среди них обязательно необходимо упомянуть работы известных этносоциологов Арутюняна Ю.В.28 и Дробижевой Л.М.29. Именно в трудах социологов, написанных в советский период, впервые появляется вывод о том, что этнические мусульмане менее подвержены внешним культурным влияниям, очень важный для нашей работы. В этой группе следует выделить так же труды специалистов, имевших непосредственное отношение к

См., в частности: Игнатенко А. А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004 г.

26 Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: НИЦ «Ладомир», 2004 г.

27 Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Жуковский - Москва: Кучково поле,
2003 г.

гіАрутюнян Ю.В. Социальное и национальное. M.: Наука, 1973 г.; Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В. (отв. ред.) Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологических исследований. М.: Наука, 1986 г. и другие работы.

29 См, в частности: Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений, М.: Мысль, 1981 г.

8 практическому регулированию вопросов национальной политики во время работы в органах исполнительной власти, - Зорина В.Ю.30 и Тишкова В.А.31.

Оценивая степень разработанности темы в целом, можно констатировать, что при достаточном количестве работ общетеоретического и исторического плана ощущается нехватка практикоориентированных разработок в данной сфере. Это заметно даже на уровне оценки характера употребления в научном языке ключевого для нашей работы термина «мусульманская община». В большинстве исследований он трактуется как совокупность всех мусульман, проживающих на определенной территории, хотя в современных условиях говорить о «единстве» всех верующих, принадлежащих к определенной конфессии, не представляется возможным даже в рамках одного региона. В связи с этим в нашей работе понятие «мусульманская община» используется исключительно как единица анализа, необходимая для выделения автономных групп верующих: обоснование данной трактовки представлено в первой главе диссертации.

Надо отметить, что российскими учеными пока не накоплен достаточный опыт работы с локальными объединениями, созданными по конфессиональному признаку, к которым относится значительная часть исламских общин. В этом контексте изучение характера политического участия членов этих объединений приобретает особое значение для реализации эффективной государственной политики в области этноконфессиональных отношений.

Объектом исследования являются российские мусульманские общины, а также общественные и политические объединения, созданные на базе догматов ислама.

Предмет исследования - совокупность теоретических, методических и практических аспектов политической активности мусульманских организаций и объединений в нашей стране.

30 Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ. Диссертация доктора политических наук. М.: РГБ, 2003 г. 1 См., в частности: ТишковВ. А. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 2001 г.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили основные понятия, инструментарий, законы и принципы наук: политологии, социологии, этнологии и религиоведения. Решение поставленных задач требовало комплексного подхода: в нашу методологию вошли элементы ретроспективного, сравнительного, системного и структурно-функционального анализа.

Мусульманские общины рассмотрены как элемент российского гражданского общества, находящийся во взаимодействии и взаимоотношениях с другими группами, организациями и институтами.

Источниковую базу исследования составили теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам этноконфессиональных отношений (в частности, диссертационные исследования), нормативно-правовые акты (в том числе, проекты документов), тексты государственных целевых программ, материалы общественных и религиозных организаций и объединений, периодические научные издания и публикации СМИ, а также результаты социологических исследований (включая данные экспертного опроса, проведенного автором).

Цель диссертационной работы - комплексное исследование роли мусульманских общин в политическом процессе России в контексте общего политологического анализа влияния ислама как религии на политическое поведение его приверженцев.

Эта общая цель раскрывается в следующих конкретных задачах, среди которых:

- изучение влияния исламских представлений о государстве на отношение мусульман к российской политической системе;

анализ исторического опыта государственно-исламского взаимодействия в России;

анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности мусульманских общин в нашей стране;

- рассмотрение перспектив создания влиятельных общественно-
политических объединений происламской направленности на территории
РФ;

выработка подхода к оценке конфликтного потенциала религиозных общин;

выявление существующих и возможных направлений взаимодействия между мусульманскими общинами и органами государственной власти и управления РФ.

Наиболее существенными результатами исследования, выносимыми на защиту, являются следующие выводы:

сегодня влияние религиозного фактора (в частности, ислама) на политическое поведение граждан России является значительным, в первую очередь, в социокультурном и ценностном аспектах, однако, на настоящий момент оно еще не обрело оптимальных институциональных форм, соответствующих специфике светского государства;

работа органов власти, направленная на усиление позитивной вовлеченности мусульманских общин в жизнь гражданского общества, политические и экономические процессы, должна включать в себя три основных направления:

стимулирование экономической активности (в первую очередь, в «депрессивных» регионах с преобладанием мусульманского населения);

реализацию государственных целевых программ как регионального, так и федерального уровня;

соответствующую информационную политику (путем использования всех возможностей СМК);

успех реализации мер, направленных на повышение степени
вовлеченности членов мусульманских общин в процессы,
происходящие в российском обществе, во многом зависит от

роста уровня доверия их членов к институтам государственной власти страны;

необходимо воссоздание единого координационного центра реализации государственной политики в области этноконфессиональных отношений для обеспечения большей согласованности предпринимаемых действий;

проблема возможного роста конфликтного потенциала мусульманских общин напрямую связана с проблемой миграции, поэтому одной из самых важных задач государственной политики на данный момент является совершенствование миграционного законодательства и создание эффективных механизмов интеграции мигрантов в единое социально-политическое пространство России.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

предложена оригинальная классификация мусульманских общественно-политических объединений, возникавших в России с 1991 по 2005 гг.;

уточнено понятие «мусульманская община», и сформулирован принцип выделения религиозных общин;

диагностирован характер и тенденции развития политического участия мусульманских общин на территории 16 областей Центрального федерального округа;

впервые комплексно исследованы факторы, способные повлиять на увеличение конфликтного потенциала исламских общин в современной России;

предложен авторский подход к оценке влияния принадлежности к исламу на политическое поведение россиян;

разработаны основы модели оценки конфликтного потенциала религиозных общин;

даны практические рекомендации по совершенствованию работы
органов государственной власти и управления РФ в области
этноконфессиональных отношений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в выводах и рекомендациях автора, в первую очередь, направленных на совершенствование деятельности органов государственной власти и управления. Они могут быть использованы при решении таких задач как:

формирование государственных целевых программ федерального и регионального уровня;

сбор и анализ информации о политической деятельности мусульманских общин;

выработка информационной политики в области этноконфессиональных отношений;

организация взаимодействия с лидерами мусульманских общин;

проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации государственных служащих в области этноконфессиональных отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на таких научно-практических мероприятиях, как X и XII Международные конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (2002 г., 2005 г.) и круглый стол «Взаимодействие общеисторического и национального в политическом процессе», состоявшийся в рамках IV Российского философского конгресса (2005 г.).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях автора общим объемом 1,88 печатных листа.

Внедрение. Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации были использованы при формировании комплекса мер Подпрограммы № 9 «Содействие формированию атмосферы межконфессиональной солидарности» Среднесрочной городской целевой программы "Москва многонациональная формирование гражданской

13 солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)", а также проекта Губернаторской программы по гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2006 год.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 153 страницах печатного текста, иллюстрирована блоками информации в виде 4 таблиц и 3 рисунков.

Основные подходы к исследованию политического участия мусульманских общин

Приступая к рассмотрению темы, заявленной в названии данной работы, прежде всего, необходимо отметить, что проблема политического участия различных социальных и этнических групп не может рассматриваться исключительно через призму конфессиональной принадлежности. В то же время существенное социокультурное значение религии в жизни общества приводит к тому, что этот фактор оказывает серьезное влияние на политические процессы.

Несмотря на основополагающий принцип светскости государства, заложенный в Конституции РФ, полностью отделить религию от политики невозможно по ряду причин:

- во-первых, религия вообще и ислам в частности представляет собой целостное мировоззрение, которое включает в себя объяснительные концепции политической сферы жизни общества, следовательно, верующий воспринимает политические явления через призму своих религиозных представлений;

- во-вторых, регулятивные функции религий проявляются в регламентации повседневного поведения их последователей (в том числе и политического);

- в-третьих, культуротранслирующая функция религии оказывает значительное влияние на формирование систем правовых и политических отношений в конкретных обществах.

Следует добавить, что религия имеет не только культуротранслирующие, но и «культуросберегающие» функции. В связи с тем, что данная форма мировоззрения является древнейшей основой формирования человеческих сообществ, она играет особую роль в воспроизводстве национальной самобытности отдельных этносов, сохраняя их в качестве самостоятельных субъектов политического процесса. Даже в светских обществах, к которым относится Россия, нельзя отрицать наличия определенных архетипов, унаследованных от религиозных представлений, на уровне массового сознания. Поэтому понимание различных аспектов взаимосвязи религиозного и политического на уровне лиц, принимающих решения, может направить энергию этого сопряжения в конструктивное русло, так как «Религия...способна служить не только инструментом реализации политических интересов, но и обогащать своими догмами и концепциями саму политическую реальность»33.

На наш взгляд, в современных обществах особо ценна интегрирующая функция религий, так как она способствует преодолению проблем, связанных с атомизацией социума и потерей «духовного измерения» его развития, хотя, признавая положительные аспекты роли религии в жизни общества, не следует игнорировать ее дезинтегрирующую функцию. Не случайно директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтон, называет религию первым по значению фактором, отделяющим людей одной культуры от представителей другой34. Именно конфликтный потенциал религиозных организаций делает построение оптимальных отношений между государством и группами верующих одной из насущных политических задач в многоконфессиональном и полиэтничном российском обществе.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению заявленной проблематики, необходимо произвести операционализацию понятий и обозначить возможные исследовательские подходы.

Термин «мусульманская община», употребленный в названии данной работы, имеет целый ряд часто употребляемых значений, что вызывает определенные трудности в его трактовке. В исламских догматических текстах «общиной» названы отдельные сообщества людей (не обязательно мусульман), объединенных общей религией, то есть религия традиционно выступает в исламе как основной идентификационный признак человека (это замечание значимо в контексте нашей дальнейшей работы).

В последствие широкое распространение получает формулировка «Умма ал-ислам», обозначающая всемирное духовное единство верующих. В таком значении понятие «мусульманская община» и сегодня употребляется достаточно часто. Ученые отмечают, что в мусульманских странах вплоть до XIX века принадлежность к интернациональной общине верующих (Умме ал-ислам) была приоритетнее национального гражданства, отголоски этого явления сегодня находят свое отражение в различных современных версиях идеологии панисламизма. В то же время термин «умма» продолжает употребляться и для обозначения автономных религиозных общин .

Нормативно-правовое регулирование деятельности мусульманских общин в современной России

На протяжении более десяти лет вопрос о перспективах и возможностях политического участия мусульманских общин в качестве самостоятельного субъекта политических отношений остается дискуссионным в отечественной политологии и юриспруденции. Столь пристальное внимание к данному вопросу обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести рост номинальной религиозности россиян на фоне активизации национализма у ряда народов России в конце XX - начале XXI века. Данную точку зрения подтверждает ряд прикладных исследований, в частности, работы Р.Н. Мусиной, которая, анализируя этноконфессиональный состав населения Татарстана, утверждает, что «у татар...конфессиональная идентичность слабо актуализирована, и ислам выступает как один из национальных символов».

Еще одним важным обстоятельством, вызывающим пристальное внимание научного и экспертного сообщества, является постепенная «исламизация» России и других регионов мира, где мусульмане ранее отсутствовали вообще или составляли незначительное меньшинство. Причин возникновения этой тенденции две: стабильный демографический рост в мусульманских странах и растущая миграция из регионов «компактного проживания» мусульман. Согласно данным авторитетного российского исламоведа С. Мелькова, количество мусульман, родившихся в нашей стране, постоянно увеличивается в процентном отношении . Хотя подобное утверждение неоправданно ставит знак равенства между регионом происхождения, национальной и религиозной принадлежностью человека. В частности, на мой взгляд, вместо устоявшихся словосочетаний «мусульманские регионы» и «мусульманские народы» с учетом российской специфики более корректно употреблять выражения «регионы с преобладанием этнических мусульман» и «этнические мусульмане».

Среди субъективных причин преувеличения роли исламских общин в политической жизни России следует выделить традиционное для отечественной общественной мысли противопоставление «европейско российской» и «мусульманско-тюркской» культур , восходящее к концепции государственно-конфессиональных отношений периода Империи. В работах авторов, придерживающихся данной позиции, ислам описывается как сугубо чуждое и потенциально опасное для России явление80. Но на наш взгляд, любая попытка противопоставления граждан страны по конфессиональному признаку потенциально опасна.

Наряду с преувеличением угрозы, исходящей от ислама, имеет место и другая крайность, характерная для различных евразийских и экуменистических проектов , которая проявляется в ориентации на максимальное сближение (вплоть до полного слияния) российской и исламской правовой и политической культур. Это, в силу разных объективных причин, часть из которых обозначена в предыдущих параграфах, невозможно в рамках светского, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Россия.

Подводя итоги сказанного выше, следует отметить, что повышенный интерес общественности и экспертного сообщества к роли «исламского фактора» в политическом процессе России связан не только и не столько с реальным усилением его влияния, сколько с личной заинтересованностью ряда частных лиц и лоббистских групп в «нагнетании страстей» вокруг острой темы. Этот факт отмечает и А.Б. Юнусова, анализируя социально-политическую обстановку в одном из традиционно «мусульманских» российских регионов - Республике Башкортостан. При этом она подчеркивает, что «наряду с журналистами и «политиками от ислама» виртуальную исламскую оппозицию невольно создают или провоцируют ее реальное создание некоторые исламоведы» . Не называя конкретных фамилий, следует отметить, что последнее обстоятельство реально снижает авторитет российской науки и подрывает доверие общественности к отечественным исследованиям в области этноконфессиональных отношений.

Правовой статус мусульманских общин в России. Для того, чтобы оценить потенциал влияния мусульманских общин на политический процесс в нашей стране, следует ответить на вопрос, каким правовым статусом обладают исламские общины согласно российскому законодательству.

Сегодня в России законодательство, регулирующее реализацию прав человека и гражданина на свободу совести, представляет собой целую совокупность правовых актов и норм. Важнейшими среди них являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях».

Роль мусульманских общественных и политических движений в политическом процессе России (1991 — 2005 гг.)

Общественные и политические движения, в основе идеологических систем которых лежат догматы ислама, стали возникать на территории бывшего СССР в 80-е гг. XX века (первоначально на уровне неформальных групп) на фоне общего всплеска интереса к религии, характерного для эпохи «гласности», и процессов так называемого «национального возрождения» народов России.

Конечно, говорить о существовании централизованной информационной политики, направленной на дезинтеграцию народов СССР, нет фактических оснований, хотя идеологический плюрализм, безусловно, сыграл существенную роль в изменении характера самоидентификации граждан страны.

В этом контексте важно отметить тот факт, что религия является одной из основ этической самоидентификации человека, факторами которой в зависимости от конкретных обстоятельств также могут быть территория, язык, обычное право и другие отдельные элементы культуры.

Нельзя упускать из виду то, что на протяжении всего существования СССР религия не утратила своего значения в качестве атрибута этнической идентичности в особенности у народов, традиционно исповедующих ислам .

Официально в Советском Союзе политическая установка на интеграцию как мировоззренческое сближение народов была выражена вполне определенно и формулировалась в виде стратегической задачи формирования «единой социальной и исторической общности - советский народ», но этническое самосознание (в частности, его религиозный аспект) продолжало реализовываться в сфере бытовой культуры и косвенно влияло на политические процессы . Проект наднациональной консолидации бывших народов Российской империи не был доведен до успешного конца во многом благодаря специфике советской внутренней политики, одним из проявлений которой являлось территориальное деление страны по национальному признаку, что в кризисной ситуации дало о себе знать.

По мнению автора, возникновение общественных и политических движений на религиозной основе на территории Российской Федерации в рассматриваемый период имело следующие причины:

«кризис идентичности» в российском обществе, связанный с утратой светской государственной идеологии.

активизация деятельности религиозных объединений в России в 90-е гг. XX века;

повышение доступности массовой информации о ранее «закрытых» темах (религия, зарубежные квазирелигиозные идеологии и т.п.);

открытость границ (в том числе, для проникновения иностранных проповедников);

укрепление суверенитета административных единиц Российской Федерации, созданных по национальному признаку (в особенности в регионах, имеющих исторический опыт собственной государственности).

Генезис общественных и политических объединений российских мусульман и их классификация. В отечественной научной литературе проблема генезиса мусульманских организаций в России освещена достаточно скудно. Как правило, данная тема рассматривается в контексте развития организованных форм религиозной жизни107 мусульман или анализа тенденций развития национального самосознания народов, традиционно исповедующих ислам.

Действительно, для общественных объединений мусульман характерно тесное переплетение политического, национального и религиозного компонентов, связанное с нераздельностью этих сфер жизни в исламе. Не случайно, многие российские и зарубежные политические деятели происламской ориентации одновременно являются религиозными лидерами своих общин.

Несмотря на то, что первая община мусульман сформировалась на основе родоплеменных структур и была достаточно демократична, зрелое «мусульманское государство никогда не признавало ни за отдельными лицами, ни за сложившимися группами людей права на создание своих представительных учреждений»109. Поэтому участие объединений мусульман в общественной и политической жизни России, на мой взгляд, само по себе является следствием процесса «внутренней секуляризации» исламских общин.

Похожие диссертации на Мусульманские общины в политической жизни современной России