Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место православия в формировании политической культуры российского общества Рымкевич, Яна Александровна

Место православия в формировании политической культуры российского общества
<
Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества Место православия в формировании политической культуры российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рымкевич, Яна Александровна. Место православия в формировании политической культуры российского общества : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Санкт-Петербург, 2005. - 194 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 14

1.1. Религиозный компонент в зарубежных исследованиях политической культуры 14

1.2 Религиозный компонент в отечественных исследованиях политической культуры 27

1.3 Механизмы формирования политической культуры 44

ГЛАВА II. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ 55

2.1 Политическое и религиозное сознание как объект социализации 55

2.2 Русская православная церковь как агент социализации 73

2.3. Взаимодействие русской православной церкви со средствами массовой информации и

образовательными учреждениями в процессе социализации 86

ГЛАВА III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 103

3.1 Правовое регулирование государственно-церковных отношений a 103

3.2 Религизация политики 121

3.3 Политизация религии 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 160

ПРИМЕЧАНИЕ 184

Введение к работе

Одним из направлений исследований в политической науке является изучение политической культуры российского общества.

Под политической культурой понимается исторически сложившиеся ценности, нормы политического поведения, передаваемые из поколения в поколение. Политическая культура является одной из важнейших сторон гуманитарного измерения политики. Понятие политической культуры активно используется и в тех случаях, когда нужно объяснить особенности работы одних и тех же политических институтов в разных странах или вероятность принятия политических новаций и заимствований из других государств.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, к политическим институтам, к элитам, к лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты в обществе. Политическая культура поддерживает архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы в стране. Наиболее ярко это свойство проявляется в эпоху реформ, когда после революционных преобразований происходит либо возврат к прежним порядкам, означающим невозможность для населения

адаптировать новые цели и ценности, либо новая власть вынуждена использовать террористические акты (например, репрессии Сталина), способствующие принуждению людей к принятию новой системы. Кроме того, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. Это может быть опыт проведения политических кампаний, экономических реформ, а также изменения, происходящие в административной структуре государства. Наконец, . политическая культура способствует комбинированию элементов прежнего и перспективного политического устройства.

Среди исследователей распространено мнение, что политическая культура в России находится на низком уровне, что наглядно подтверждается провалами избирательных кампаний (на Дальнем Востоке, к примеру). Для современного российского общества характерны низкая избирательная активность, даже на президентских выборах, и протестное поведение граждан (популярность графы «Против всех»).

Причины низкой политической культуры в России, как нам кажется, заключаются не только в том, что такой вывод не вполне корректно делается при сравнении политической культуры российского переходного общества со стабильными западными демократическими обществами, накопившими богатый опыт политического волеизъявления. Исторически, в России опыт демократических выборов был пресечен Иваном Грозным при объединении земель (присоединение Новгородской республики к Московскому царству) и централизации власти и практически уничтожен многовековой традицией авторитарного правления.

В целом, формирование политической культуры происходит через социализацию и адаптацию людей к изменяющейся внешней среде. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые - государст-

во, семья, средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, армия, партии и церковь.

Каждый из этих социальных институтов привносит свой, значимый элемент в общий процесс формирования политической культуры всей нации, небольших социальных групп и отдельного человека. Государство, создавая законы, влияет на формирование политической культуры, поддерживающей режим, существующий в стране. Семья как социальный институт способствует передаче ценностей младшему поколению в процессе воспитания. СМИ передают необходимую информацию о политических ценностях и политических ситуациях всему населению. Образовательные учреждения адаптировано к возрасту осуществляют знакомство с основными политическими понятиями, такими как общество, власть, избирательная система и т.д., а также дают общее представление о мировых политических системах и месте России в мире. Армия занимается не только военной подготовкой защитников отечества, но и ведет идеологическую пропаганду, в том числе и через прививание чувства гражданского долга. Партия придерживается собственных интересов и ценностей и, в зависимости от своей ориентации, активно распространяет их среди населения.

Церковь является неким морально-этическим центром и основным источником общечеловеческих ценностей. Православие - это одно из трех основных направлений христианства, которое исторически сложилось и сформировалось как его восточная ветвь. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей во II веке. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. Оттуда православная вера попала в 988 году в Киевскую Русь.

В энциклопедическом словаре определение «православие» обычно дается в двух аспектах: как догматическое учение и как деноминация христианской церкви.

В современном религиоведении различается религиозная и нерелигиозная деятельность. Компонентом государственно-церковных отношений является нерелигиозная деятельность институциональных религиозных субъектов - политических, экономических, научных и т.п.

Социальный институт в рамках социальной системы в целом представляет собой относительно автономное образование, имеющее внутреннюю специфику и тенденции развития. Социальный институт выступает как такое образование, в рамках которого складывается определенная совокупность правил, норм, стереотипов поведения на основе конкретного рода деятельности. По мнению Д.Е. Мануйлова1, церковь как социальный институт дает верующим определенные стандарты и стереотипы мышления и поведения, определяет их отношение ко всему остальному миру. Так, в целом, Русская Православная Церковь (далее РПЦ) воздействует на процесс формирования политической культуры и повышения ее уровня в России. Более того, мы считаем, что РПЦ это делает эффективнее, чем другие социальные институты, участвующие в этом процессе.

Проблемы взаимоотношения православия и политики тесно связаны с любыми трансформациями, которые происходят в настоящее время в современном российском обществе. После распада СССР начался переходный период, который был связан со сменой политического режима. С этого момента в стране начались демократические преобразования: появляются новые законодательные документы, в том числе отражающие религиозную политику государства. Они начинают регулировать различные аспекты жизни российского общества. Происходящие поли-

1 Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1978. С.115

тические изменения повлияли на взаимоотношения между религией и государством.

Торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси привлекло внимание общественности, увеличилась численность верующих. С этого момента доверие к Русской Православной Церкви постоянно растет среди населения, идет восстановление старых богослужебных зданий и строительство новых церквей. К православию начинают проявлять интерес различные политические институты (партии, общественные организации и другие).

Актуальность темы с теоретической точки зрения, заключается в том, что вопрос воздействия религиозного компонента на политическую культуру мало изучен. Практическая актуальность диссертационного исследования заключается в перспективе изучения воздействия РПЦ на политическую культуру и политику в целом.

Изучением политической культуры занимались такие зарубежные учёные, как Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, С. Ханстингтон, Н. Петро и другие. Работы этих исследователей посвящены политической культуры вообще, а также указали на существование религиозного компонента в политической культуре, чем сформировали основу для дальнейших исследований данного феномена,

Российские исследователи, такие как А.А. Федосеев, И.Б. Гардинар, А.И. Дже-нусов, Б.С. Орлов, И.Н. Гомеров, В.Ю. Сморгунова, Г.П.Артемов, Ю.С. Пивоваров, Ф.М. Бурлацкий, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, Э. Баталов, исследовали российскую политическую культуру: ее структуру, эволюцию, где отводилось не маловажное значение православию.

Одним из важных элементов политической культуры является сознание. Проблемами сознания занимались многие общественные науки. Каждый из исследователей подходил к изучению общественного сознания с различных позиций, на-

пример, М.Я Ковальзон и Н.И Макешин рассматривают гносеологический и социологический аспекты общественного сознания. А.И. Бурдина рассматривает общественное сознание как некоторую совокупность присущих обществу духовных образований в их эмпирической данности. Таким образом, она рассматривала взаимоотношения общественного сознания и общественного бытия. С 60-х гг. прошлого столетия появляются исследования, посвященные массовому сознанию. Данный феномен изучали такие ученые, как Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский и другие. Обыденное политическое сознание изучалось в историческом аспекте А.Я. Гуревичем, Е.В. Гутновым. Сравнительный анализ политического сознания в капиталистических странах и развивающихся странах проводился Г.Г. Дилигенским, Н.М. Сапожниковым, Б.Е. Ерасовой и другими. Также политическое сознание исследовали в рамках политической психологии А.К. Уледов, Р.Г. Яновский, О.И. Гордеева.

Религиозное сознание изучалось в рамках исследования истории религии и атеизма такими советскими учеными как Н.П. Андрианов, Д.М. Угринович, К.К. Платонов, Б.А. Лобовик, Н.П. Кириллов, М.Г. Писманик.

Вопрос взаимодействия религиозного и политического сознания рассматривали в рамках изучения форм общественного сознания и в рамках политической мифологии, но при этом не указывалось на взаимосвязь религиозного и политического сознания в условиях переходного общества. К исследователям мифологического компонента политического сознания и религиозного сознания можно отнести Л.И. Лазебного, А.Н. Кольева, И.В. Вольфсона, Э. Кассиера, М.Н. Ересько, В. Полосина.

Исследованию политической социализации посветили свои работы такие исследователи как П.Бергер, Н.Лукман, В.А.Ядов, З.И.Синкевич, Н.А.Головин.

Несколько работ посвящены проблеме взаимодействия религии и политической культуры: работа «Политическая культура: теория и национальные модели»,

вышедшая под редакцией К.С. Гаджиева2, в которой рассматривается религиозный фактор в формировании политической культуры; диссертационное исследование И.Т. Рябовой3 «Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества»; диссертационное исследование В.В. Заярного4 «Русская Православная Церковь и политический процесс в России в условиях демократических реформ» и исследование Николая Петро5 «Перерождение демократии в России: интерпретация политической культуры».

Проанализировав вышеуказанные работы, можно сделать следующие обобщения: все авторы рассматривают воздействие религии на политическую культуру через призму развития государственно-церковных отношений. Кроме этого, И.Т. Рябова указала на доминирующие воздействие русской религиозной философии на сознание граждан России, хотя нам кажется, что идеи русских философов, на которые ссылается автор, не имели сильного воздействия на формирование политической культуры всего российского общества, потому что большинство приверженцев православной религии знакомы с трудами этих мыслителей в рамках школьной программы или в пересказе священнослужителей. В.В. Заярный, в свою очередь, рассматривал деятельность политических партий религиозной направленности на современном этапе развития российского общества, но не указывал, как они влияют на политическую культуру.

Таким образом, можно сказать, что церковь рассматривается в рамках политического процесса в целом, и практически полностью отсутствуют исследования, посвященные месту РПЦ в процессе формирования политической культуры.

2 Политическая культура: теория и национальные модели / [ B.C. Ажаева, Е.В. Ананьева, К.С. Гаджиев] / Отв. ред.
Гаджиев К.С. - М.: Интерпракс, 1994.

3 Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах
православия в России): Автореф. диссер.... канд. филос. наук. 03.00.06 / Московский Государственный Универси
тет им. М.В. Ломоносова. - М., 1996.

4 Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе: Автореф. диссер. ... канд.
полит, наук. 23.00.02 / Северо — Кавказская академия государственной службы. Ростов- на Дону, 2003.

5 Petro Nicolai N. The rebirth of Russian democracy: an interpretation of political culture I Nicolai N. Petro. - London,
Harvard University Press, 1995.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования политической культуры российского общества.

Предметом диссертационного исследования является воздействие РПЦ как социального института на формирование политической культуры российского общества.

Выбор предмета обусловлен тем, что, во-первых, РПЦ на сегодняшний день является наиболее массовой и влиятельной в России. Так она насчитывает: 128 епархий (для сравнения - в 1989 году было всего 67), более 19000 приходов (в 1988 году - 6893), около 480 монастырей (в 1980 - 18). Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов. В 2000 году число православных в России насчитывало около 60 млн. человек. Во-вторых, с исторической точки зрения, РПЦ имеет многовековой опыт взаимодействия с государственной властью (государственно-церковные отношения). И, в-третьих, в последнее время РПЦ начинает принимать активное участие в общественной и политической деятельности, поэтому необходимо проследить, как вместе с эволюцией политической культуры России будет изменяться место православия в обществе.

Цель диссертационного исследования: определить место православия в формировании политической культуры российского общества. Место религии в обществе, по мнению Яблокова И.Н.,6 определяется через изучение религиозной идеологии в системе общественного сознания и религиозной деятельности в системе социальной действительности.

Методы диссертационного исследования:

Историко-культурологический подход;

Структурно-функциональный подход. Задачи диссертационного исследования:

6 Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. С. 115

Выявить роль религиозного компонента в исследованиях феномена политической культуры в зарубежной и отечественной литературе;

Установить, каковы взаимосвязи и взаимодействие политического и религиозного сознания как объекта социализации в условиях переходного общества;

Определить каналы воздействия православия на формирование политической культуры российского общества;

Выявить характер взаимодействия РПЦ и агентов социализации в процессе формирования политической культуры;

Выявить изменения в социально-политической позиции РПЦ в условиях переходного общества;

Определить роль политических партий религиозной направленности в процессе социализации.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют социологические и политико-психологические исследования различных аспектов современного состояния сознания российского общества и его политической культуры, проводимые исследовательским центром «Религия в современном обществе» под руководством М.П. Мчедлова, СБ. Филатова, Д.Е. Фурмана, Э.Г. Филимонова и другими исследователями, а также материалы христианских демократических партий.

Научная новизна диссертации состоит в том, что изучение процесса формирования политической культуры российского общества на примере православия позволило выявить:

Роль мифологических компонентов во взаимодействии религиозного и политического сознания в переходном обществе;

Возрастающие значение демонстративного общения высших церковных иерархов с представителями власти для процесса социализации;

Роль партий с религиозной ориентацией на процесс политической социализации в период до и после принятия закона о политических партиях в 2001 года;

Эволюцию социально-политических позиций Русской Православной Церкви в условиях переходного общества;

Возрастание опосредованного воздействия церкви в процессе политической социализации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выявлении методов политической социализации в процессе формирования политической культуры такими агентами как РПЦ, партии и государство. Диссертационное исследование может быть использована для чтения курсов и спецкурсов по религиоведению, политологии, социологии религии, современной истории России.

Диссертационное исследование состоит из трех глав.

Первая глава называется «Религиозный компонент в исследованиях политической культуры». В первом параграфе рассматривается религиозный компонент в исследованиях зарубежных авторов, где отмечается опосредованное изучение воздействия религии на политическую культуру. Второй параграф посвящен исследованиям российских авторов, где религиозному, а именно православному, компоненту уделялось значительное внимание при исследованиях эволюции российской политической культуры. Третий параграф посвящен описанию основных механизмов формирования политической культуры, в котором ведущую роль занимает социализация.

Вторая глава называется «Русская Православная Церковь в механизмах социализации». В первом параграфе второй главы автор диссертации описывает исследования отечественных авторов, которые рассматривали сознание в рамках общественных наук. Второй и третий параграф посвящены вопросу участия церкви в процессе социализации.

В третьей главе «Русская православная церковь и политика в переходном российском обществе» основное внимание уделено поведенческому аспекту. В первом параграфе рассматривается правовой аспект государственно-церковных отношений, которые регулируются как светским, так и церковным законодательством. Во втором параграфе рассматривается религизация политики, которая проявляется в отношениях между священнослужителями и политическими лидерами государства и партиями. В третьем параграфе изучается политизация религии, которая нашла свое отражение в политической деятельности РПЦ и в отношении церковных иерархов к конфликтам, происходящим в обществе.

Религиозный компонент в зарубежных исследованиях политической культуры

Предметом исследования многих отечественных ученых была российская политическая культура. Целью их исследований являлось понятие «политической культуры», ее эволюция и выявление особенностей российской политической культуры.

СИ. Ткачёв и Н.А. Ткачёва в своем труде « Нравственная и политическая культура как ценности воспитания»42 рассмотрели генезис понятия «политической культуры» в отечественной науке. В результате своих изысканий авторы выделили четыре группы исследователей, давших различные определения «политической культуры».

К первой группе относятся Ф.М. Бурлацкий и Ю.А. Ожегов. Они придерживаются трактовки, что «политическая культура - это система знаний, убеждений, взглядов, принципов и способов политической деятельности, исторического опыта и традиций».

Другая группа, к которой относятся А. Аминев и А.А. Копанова, определяют политическую культуру как уровень и степень политической развитости и активности граждан, умение применять политические знания на практике.

Третья группа - ученые (Л.Н. Коган, А.А. Ерышев, В.А. Ребкало и другие), которые считают, что политическая культура - это обусловленный классовыми интересами процесс формирования и реализации сущностных сил человека.

Последняя группа исследователей (А.А. Галкин, Н.М. Кейзеров и другие) определяют политическую культуру как показатель высокой или низкой степени усвоения идеальных моделей и опыта, предложенных личности со стороны политической системы.

Э.Я. Баталов отмечает, что политическая культура, «не имея вещественного содержания, ... представляет собой тем не менее объективную данность, которая выступает не как внешнее отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его органическая часть. Она "вплетена" в контекст существующих общественно-политических отношений и систем социальной деятельности. Политическая культура — это описание способа существования (политического поведения) социального субъекта — нации, класса, группы, индивида — как субъекта политического процесса»43.

В российской политической науке такие исследователи как Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал, В. Рукавишников, В.П. Пугачев, В.Ю. Кондратьев так же, как и зарубежные исследователи, интересовались вопросом систематизации концепции политической культуры и выделили следующие подходы к ее изучению:

Психологический подход (Г. Алмонд, С. Верба): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентации на социально-политические объекты и процессы

Комплексный подход (Р. Такер): политическая культура распространяется на всю политику в целом и, следовательно, не обладает своей спецификой

Эвристический подход (С. Хантингтон): культура рассматривается как гипотетический конструкт, созданный для целей анализа

Аксиологический подход (К. Зонтхаймер, Э. Баталов): политическая культура рассматривается как ценности, нормы, символы и образцы поведения людей

Социо-психологический подход (Р. Карр, Д. Гарднер, Ю. Тихомиров): политическая культура представляет собой поведенческую матрицу, в рамках которой функционирует и политическая культура, и многие другие проявления бихевиоризма.

Естественно, отечественных авторов интересовал вопрос развития российской политической культуры.

Так, полагая, что особенности культуры любой нации детерминированы ее историческим опытом и до, некоторой степени, национальным характером, политическую культуру часто рассматривают через призму политической истории, выявляя общее и особенное в организации политической жизни, свойственное различным этапам развития конкретной нации или страны.

Парадоксальность развития политической культуры российского общества, по мнению Б.С. Орлова, заключается в том, что резко менялись осевые направления духовно-мировоззренческих состояний, основанные на религии: язычество (древние славяне), православие, атеизм.

Эволюция российской политической культуры представлена в приложении (таблице 1), где мы рассматриваем типологию двух авторов - Б.С. Орлова44 и А.В. Носкова45.

Б.С. Орлов использует следующие критерии типологизации политической культуры российского общества: собственность, власть, свобода человека в атмосфере определенных религиозно-мировоззренческих установок.

В свою очередь, В.А. Носков использует такие критерии, как интеграция общества, легитимность и самоидентификация общества.

Политическое и религиозное сознание как объект социализации

Исследованием сознания занимаются различные науки. Так с философской точки зрения А.К. Уледов определяет, что «сознание есть единство отражения действительности и отношение к ней» . С.Л. Рубенштейн отмечает, что « в психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя»99. В социологическом словаре сознание определяется как «часть человеческого разума, которая осознает «Я», действие окружающей среды и умственную активность. Сознательный разум содержит воспоминания, текущий опыт и мысли, которые являются доступными пониманию»100.

Приведенные выше определения сознания указывают на то, что любая наука, изучающая этот феномен, делает акцент на каком-то одном аспекте сознания.

Источниками сознания являются: внешний, предметно-духовный мир, социокультурная среда, духовный мир индивида, мозг как макроструктурная природная система.

В философии рассматривалось как общественное, так и индивидуальное сознание. В нашем исследовании мы обращаемся к общественному сознанию. Под общественным сознанием следует понимать собственно духовную сферу жизни об щества — совокупность чувств, представлений, взглядов, понятий, идей, теорий общества, социальных групп в процессе их закономерного развития101.

Философский анализ включает в себя гносеологическую и социологическую точки зрения на общественное сознание.

Гносеологический аспект позволяет рассмотреть общественное сознание во множестве его проявлений — философии, науке, искусстве как отражении познания действительности.

Социологический аспект учитывает социальную обусловленность и взаимосвязь с конкретно-историческими формами общественных отношений. Это позволяет объяснить активную роль общественного сознания. С марксистской точки зрения, религиозное и политическое сознание является формой общественного сознания. Под формой общественного сознания понимается система определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются.

Религиозное сознание является формой общественного сознания, которая возникла в результате реальных отношений человека с окружающим миром и мира с человеком, а также является иллюзорным отражением действительности.

Политическое сознание характеризует всю совокупность духовных образований, определяющих способность субъекта к существованию в этой специфической сфере общественной жизни.

Каждая форма общественного сознания оформляется и функционирует в двух видах: во-первых, в виде системы взглядов, а во-вторых, как неофициальная позиция общества (общественное мнение).

Уровень развития повседневного сознания выступает критерием прочности в культуре тех или иных идей, взглядов, представлений и мерой их массового распространения в обществе.

В психологическом плане сознание выступает как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя.

Социология рассматривает общественное сознание как реальное, практически функционирующее сознание, в котором органически переплетаются теоретическое (научное) и обыденное сознание. Социологические исследования общественного сознания шли в нескольких направлениях.

Первое направление рассматривает познание деятельности личности. В результате подобных исследований были выделены качественные характеристики таких форм общественного сознания, как политическое, нравственное, правовое, религиозное и другие.

Второе направление рассматривает общественное мнение как особую специфическую форму проявления реального сознания. Изучение феномена общественного мнения позволило выявить отношение людей к актуальным, жизненно важным для них экономическим, социальным и политическим проблемам, а также их оценки, мотивы их поведения, интересы и потребности.

В 60-70-х гг. XX века в научных исследованиях появляется новое понятие «массового сознания». С психологической точки зрения, политическое сознание масс - «это мышление, ориентированное на мистическую или мифологическую причинно-следственную связь»102. Так, например, Т.В. Науменко шз при рассмотрении основ массового сознания выделила несколько направлений:

Правовое регулирование государственно-церковных отношений

Историческое развитие общества выработало множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни. Раньше других обособились в своей самобытности религиозные нормы, обычаи и мораль.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных учреждений. Свод морально-этических установлений — это составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе. Так, например, в "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование к детям почитать своих родителей, запрещение убийства, воровства, лжесвидетельства.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями, так как они, в известной мере, формализованы и содержательно определены в Библии. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означают, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и государством в лице законодательной и исполнительной властей, между государством и неверующими.

Любые взаимоотношения регулируются в первую очередь законодательно. По мнению Ю.Н.Афанасьева172, существует несколько направлений, по которым развивается система правовых отношений церкви и государства в РФ.

Первое направление - это стремление привести действующее законодательство в соответствие с существующими международными стандартами, учитывая при этом местную специфику.

Второе направление включает в себя практику создания региональных правовых норм и прецедентов отношений церкви и местной власти, которые не всегда соответствует федеральному законодательству.

Третье направление представляет собой правовую базу для негосударственных источников поддержки институтов общинного самоуправления, в частности, инициатив религиозных объединений.

Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признанными или установленными законом для всех и каждого из будущих участников правоотношений. Совокупность этих качеств и образует понятие субъекта права. Следовательно, субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъективности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Таким образом, можно выделить два блока правовых взаимоотношений между церковью и государством. В первый блок входит светское законодательство, которое рассматривает церковь как субъект права. Во второй блок входит церковное право, которое так же регулирует деятельности РПЦ. На территории РФ юридически значимая деятельность религиозных организаций осуществляется на основании действующих законов РФ и субъектов РФ, к числу которых относится Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.09.97г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также на основании соответствующих нормативных актов, таких как Указы президента РФ, Постановления правительства РФ, Приказы министерства юстиции РФ, Нормативные акты субъектов РФ.

К международным законодательным актам относятся: "Всеобщая декларация прав человека" (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1960 г.), "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений" (1981 г.).

В данном диссертационном исследовании автор рассматривает два самых важных законодательных документа, определяющих взаимоотношение церкви и государства, а именно Конституцию РФ и Федеральный закон от 26.09.97 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Конституция РФ 1993 года обеспечивает все международно-признанные права человека. Конституция утверждает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признает, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В статье 14 говорится: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Похожие диссертации на Место православия в формировании политической культуры российского общества