Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретика - методологические основы формирования политической культуры
1.1. Сущность, значенияи понятие политической культуры 14- 52
1.2. Специфика формирований политической культуры студенческой молодежи в современности .52 - 83
ГЛАВА II. Процесс формирования и развития политической культуры студенческой молодежи в Республике Таджикистан
2.1.Социально-политические аспекты формирования и развития политической культуры студенческой молодежи 84 - 110
2.2. Вопросы духовной основы формирования политической культуры студенческой молодежи 110 - 136
2.3. Особенности процесса политической активности студенческой молодежи в условиях независимости 137 - 155
Заключение 156 - 160
Список литературы
- Сущность, значенияи понятие политической культуры
- Специфика формирований политической культуры студенческой молодежи в современности
- Вопросы духовной основы формирования политической культуры студенческой молодежи
- Особенности процесса политической активности студенческой молодежи в условиях независимости
Сущность, значенияи понятие политической культуры
Более 70 лет прошло со дня возникновения и продвижения нового этапа в развитии политической науки. В 50-е годы почти одновременно мировая политология обогатилась целым комплексом новых методологических и концептуальных подходов, методов и приемов исследования. Среди них можно перечислить сравнительный, бихевиоризм, системный анализ и политико-культурный подход и связанные с ними теории и концепции, а также приемы, методы, понятия и категории. Можно утверждать о том, что в тот период окончательно сформировалась сравнительная политология как самостоятельная область политической науки. Что касается политико-культурного подхода и концепции политической культуры, то они разрабатывались и получили дальнейшее развитие в рамках сравнительной политологии. Как известно, в определенном смысле слова в сфере политики любое исследование носит сравнительный характер. Политическая наука, как и любая другая наука, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотнесения с другими феноменами и процессами. Поэтому к началу 50-х годов как методологический арсенал политической науки, так и ее понятийно-категориальный аппарат, сложившийся в предшествующий период, перестали отвечать реальностям мирового политического развития и адекватного политологического исследования этих реальностей и процессов.
Когда в Европе сравнительная политология твердо утвердилась как наука и в этом большая заслуга сравнительного подхода и происходивших политических процессов (деколонизация и образование новых государств), в рамках данной науки развернулись исследования политической культуры различных стран и регионов. Правильно замечает российский политолог К.С.Гаджиев, что «в полный голос заявили о себе новые дисциплины или разделы политической науки, такие, как политическая антропология,политическая психология, политическая экология и др.»11. В выяснении вопросов, касающихся системного анализа, огромную роль сравнительной политологии трудно переоценить. Поэтому особо важное значение с этой точки зрения приобретает сравнительное исследование политико-культурного измерения в современном мире. Не случайно политическая культура составляет один из главных разделов сравнительной политологии. Более или менее законченная форма концепции политической системы, сравнительного анализа и политической культуры была выдвинута в едином комплексе американским политологом Г. Алмондом.В настоящее время существует неимоверно широкий и распространенный спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура» среди исследователей данного термина. Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. В научной литературе отражено несколько десятков определений политической культуры. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантности проблемы, невозможность сведения еек либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену. Нередко можно услышать жалобы и нарекания относительно отсутствия или низкого уровня политической культуры в обществе. Между тем, термин “политическая культура” не несет в себе строго позитивного содержания. Это понятие, которое позволяет дать адекватную характеристику политической системе, объяснить причины ее напряженности, предполагать и предугадать возможные перспективы развития. Достаточно понятие распространено, в том числе и на теоретическом уровне, взгляды на политическую культуру, как содержащую
Политическая культура: теория и национальные модели. П50/ Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В., и др. М. :- Интерпракс, 1994. С.13. в себе исключительно позитивные, ценные для людей приобретения, а следовательно, приобщение к культуре возвышает личность или группу. Поэтому политическая культура - явление сложное и многогранное. Поскольку термин «политическая культура» представляет двуединое понятие, его рассмотрение начинается с базового термина «культура».
К настоящему времени известно несколько оригинальных подходов к изучению феномена культуры, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий. Изначальное определение культуры восходят к античной Греции, Древнему Риму, Китаю, Индии, Ирану и Восточному Ирану. Представление о культуре и науке как самостоятельной сфере деятельности, имеющей высокое значение для развития общества, тоже развивалось в русле восточного наследия в VIII-XII вв.
Таджикский востоковед, археолог и ученый Яъкубшох Юсуфшох отмечает: «Научное наследие таких среднеазиатских ученых, как Фараби, Бируни, Ибн Сина и многих других, благодаря вхождению в состав халифата Хорасана и Варазруда посредством арабского языка способствовали знакомству европейцев с достижениями народов Востока. Исследования по медицине, математике, астрономические таблицы и арабские переводы из разных языков проникли на Запад и столетиями являлись наиболее авторитетными руководствами»1. Мы не хотим развивать полемику с учеными о вышеупомянутой проблеме, но фактом остается то, что с возникновением и процветанием науки и культуры процветали и развивались сами народы и государства. Ученый замечает только положительную сторонувхождения в состав халифата Хорасана и Варазруда и посредством арабского языка знакомство европейцев с достижениями народов Востока.
Специфика формирований политической культуры студенческой молодежи в современности
При этом они исходили из того, что выявление средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно-политического развития, помимо изучения различных форм правления и конституционно правовых систем и норм, должно включать в себя анализ глубинныхэмоциональных и социально-психологических связей между членами политических общностей и формами правления. А также выявление тех связей, которые содействуютили препятствуют национальному развитию и достижению общественной стабильности. Многие исследователи выделяют два подхода, в рамках которых происходит дискуссия о соотношении, видении и определении места в поведении, действии человека, групп, классов и общества в целом. Оба подхода определяют его через понятие «ценности»1, но понимают различно. Первый подход называется объективным. «Объективный подход осуществляется в рамках структурного функционализма (которыйпринадлежит политологу Т. Парсонсу), когда ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие в обществе и в малых группах. Этой позиции больше придерживается западный политолог Д. Истон, который выработал представление о политической культуре как совокупность лишь тех верований и представлений, которые явно определяют политические действия»2.
Второй подход называется субъективным. «Субъективно психологический подход (сторонниками которого являлись американские ученые Г. Алмонд и С.Верба) – рассматривали политическую культуру как систему политических ориентаций и убеждений, присущих той или иной 1Политическая культура: теория и национальные модели. П50/ Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В., и др. М.:- Интерпракс, 1994,Стр. 36-37. 2 Там же: Стр. 36 личности»1. По первому подходу можно сказать, что когда речь идет о ценности как высшем принципе, то можно придерживаться мнения о том, что согласие в обществе обеспечивается только при наличии сознательности, политической идеологии, (идеология, которая гарантирует свободу граждан в обществе) и политической культуры. По второму подходу особо надо подчеркнуть, что не каждая ориентация и убеждения личности развиваются до уровня политической культуры общества. Убеждения и мировоззрение не каждой личности являются демократичными. Эти ориентации (как ценности) и убеждения могут не разделяться большинством членов этого общества, даже противодействовать функционированию режима.
Уместно констатировать, что такие ориентации и есть в сознание каждого индивидуума. На путях синтеза таких подходов - «объективного анализа, системы ценностей и анализа личных ценностей» - красной нитью проходит дальнейшее изучение политической культуры. На наш взгляд, в изучении политической культуры как феномена и ее места в политической жизни общества заслуга сторонников данного подхода очень важна и весома. «Заслуга сторонников политико-культурного подхода состояла в том, отмечает политолог Василик М.А. что, они (имеется в виду Г. Алмонд и С.Верба), предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его заботами, интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т. д.»2. Только в рамках данного подхода ученым удалось соединить исследования формальных и неформальных компонентовполитических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, политического мировоззрения, политического сознания и т. д.
При этом они исходили из того, что выявление средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно-политического развития, помимо изучения различных форм правления и конституционно 1 Там же: Стр. 39
М.А. Василик и др. Политология. Коллектив авторов. Издательство АСТ. М. 2002. С.261. правовых систем и норм, должно включать анализ глубинных эмоциональных и социально-психологических связей между членами политических общностей и формами правления. А также выявление того, какие из этих связей содействуют, а какие препятствуют национальному развитию и достижению общественной стабильности. Предпосылки для массового изучения этих связей (имеется в виду анализ глубинных эмоциональных и социально-психологических связей между членамиполитических общностей и формами правления) были созданы так называемой «бихевиористской революцией», развернувшейся в политической науке США во второй половине 50-х и особенно в 60-е годы ХХ века. Введение бихевиористского метода в политическую науку открыло широкие возможности для исследования более объемного спектра общества. При введении бихевиористского метода в политическую науку были внесены заимствованные из естественных наук модели и методы исследований. Поэтому заслуга сторонников бихевиористов состояла в том, что они пытались не только использовать эти модели и методы для выявления количественных параметров социальных и политических феноменов, но и наблюдать, изучать и анимировать эти феномены с точкизрения индивидуального избирателя или участника политического процесса. Для выполнения этой задачи были установлены тесные междисциплинарные связи политической науки с другими общественными науками (культурнойантропологией, социологией, психологией, историей, культурологией и т.д.).
Особое значение в возникновении политико-культурного подхода имело проникновение различных концепций культуры и культурной антропологии в политическую науку после второй мировой войны. В данном отношении предшественниками концепции «политической культуры» можно считать известных антропологов и культурологов К. Клакхона, К.Кребера, Б. Малиновского и др.1В целом, политико-культурный подход представляет собой попытку преодолеть формально-юридический подход к политике и выйти за рамки ценностно-нормативного описания политических процессов.
Кроме вышеперечисленных подходов и бихевиористского метода существующий традиционный подход и другие методы для исследования политологических терминов и государственно-правовых институтов оказались не в состоянии. Поэтому необходимо было определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют различно в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних государствах и совершенно неприемлемы для других стран.
Исходя именно из этих соображений, они ставили перед собой цель разработать комплексный подход, базирующийся на основе органического соединения эмпирического и теоретического, микро и макроуровневых аспектов исследования. С этой точки зрения политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, антропологию и социальную психологию в единую политологическую дисциплину. Главную свою цель исследователи концепции политической культуры усматривали в том, чтобы выделитьсугубо политические аспекты, формальные и неформальные политические компоненты из общенационального культурного контекста в целом. Продолжая и развивая свою точку зрения о термине «политическая культура», Г. Алмонд и С. Верба пишут: «Термин «политическая культура» подразумевает специфические политические ориентации – установки в отношении политической системы и ее различных частей»2.
Вопросы духовной основы формирования политической культуры студенческой молодежи
НаXVI–ой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан Председатель Верховного Совета Республики Таджикистан Эмомали Рахмон и Правительство Республики Таджикистан издали ряд указов, в том числе: об утверждении Положения о государственном знаке, флаг и гимн Республики Таджикистан. С уверенностью можно сказать, что эти символы оказывают влияние на формирования и развитие национального самосознания, национальной идеи, социально-политического образа жизни, политическую культуру, национальной гордости и национальной идентичности нашего общества. Символы это отражение национального духа, содействующий рычаг национального самосознания и одновременно и узнаваемое лицо каждого суверенного и национального государства. Таджикистан в качестве суверенного государства приобрел собственные государственные символы: государственный язык, государственный гимн, государственный флаг, государственныйгерб и национальную валюту. Символы не только содействующий рычаг, но и как духовная пища содействуют на воспитании молодежи в духе патриотизма и любви к отечеству.
Справедливости ради, уместно отметить, что наряду с символиками есть и другие компоненты политической культуры. Например, политическая социализация. Под политической социализацией понимается процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры.Политическая социализация как другие политические и социальные явления понимается в широком и узком смысле слова. В узком смысле политическая социализация-это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т. п. Выполнение этих задач лежит в основном на плечах официальных и полуофициальных учреждений, институтов и организаций. Они призваны к созданию благоприятных условий для принятия людьми господствующего социального порядка и его ценностей, общей картины мира и адаптации к его политическим, экономическим, внутренней и внешней политики и другими потребностям, а также неприятие альтернативных социальных устоев. Школы и другие учебные заведения существуют в качестве агентов господствующих социальных, экономических и политических сил. Они отражают институты и социальные отношения общества, выполняя функции воспроизводства и усиления социальных отношений, включая производство и потребление, вплоть до передачи от поколения в поколение. Например, служба в армии для достигших возраста восемнадцати лет, является гражданским долгом перед отечеством. Иногда нежелание служить в рядах вооруженных сил, дезертирство и другие негативные случаи становятся постоянным явлением обществе.
Политическая социализация в широком смысле слова - это система политического обучения как формального, так и не формального, целенаправленного и не предусмотренного на всех этапах жизненного цикла, включая не только сугубо политическое, но и неполитическое обучения, которые сказываются на политическом поведении и политические установки. Процесс знания о мире политики входит в обиход политической социализации, хотя начинается в детском возрасте, но его формирование проходит в наивной форме. Наукой, особенно педагогическими и психологическими науками, определена политическая социализации человека в детском, молодом, среднем и старом возрасте. Швейцарский детский психолог Ж. Пиаже считает, что «дети до одиннадцатилетнего возраста необладают концептуальными навыками (или способностью к логическим,абстрактным рассуждениям) каким-то образом связывать свое положение с политическими феноменами и вообще они не думают о политике»
В детском возрасте им больше характерно проявление интереса к тому, чтокто находится у власти, и кто руководит государством. Потом им нравится находиться в гуще политических событий, особенно в выборах, демонстрациях и других мероприятиях, в которых хотят быть очевидцами. Политическая социализация молодежи, особенно студенческой молодежи, как правило, проявляется еще в детстве. Чувства патриотизма и лояльность к членам правительства, представителями народа в парламенте, о роли законодательной власти, что создает предпосылки для формирования лояльности в зрелом возрасте в отношении существующей системы.
Поэтому каждый член общества в процессесоциализация и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усиленно и интегрирует в себя политическую культуру или ее отдельные компоненты. Думается, что с этой точки зрения каждый и отдельно взятый член любого общества является носителем политической культуры в той мере, и в какой он социализируется в данной конкретной социальной общности. В этом отношении политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы.
Таким образом, политическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Действительно это, по сути, бесконечный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. А политическая культура с момента глубоких и далеко идущих трансформаций подвергается изменениям, особенно в период войн и кризисов, экстремальных и аномальных явлений в жизни страны и народов. Наглядным примером этого высказывания является распад Советского Союза и кризис политической культуры советского периода общества и в настоящее время многие люди переживает его последствия.
Особенности процесса политической активности студенческой молодежи в условиях независимости
Тут немаловажно роль воспитательной работы. Поэтому задача воспитательной работы и состоит в том, чтобы обнаружить эти подлинные связи ицеленаправленным, всесторонним воздействием или укрепить их, (да, если они несут в себе прогрессивное начало), или активно содействовать наполнению мировоззрения новым содержанием. Следовательно, в практической деятельности по формированию мировоззрения студента, необходимо стремиться к тому, чтобы в воспитательном процессе (пусть будет политический процесс) гармонично сочетались: овладение необходимыми знаниями, выработка соответствующих убеждений, закрепление в последних и реальных поступков.
Идейная убежденность, политическая зрелость, высокая нравственность, социальная активность будущих специалистов (студенческая молодежь) во многом зависят от учебной и воспитательной работы. Уметь хорошо ориентироваться в нынешних сложных и противоречивых, ситуациях в обществе и жизни, особенно в условиях глобализации, когда все взаимосвязано и взаимозависимо в мире – вот главная задача воспитания и этому нужно учить нашу смену и нынешнее поколение.
Участие в общественно - политической жизни как социально политический аспект играет огромную роль для формирования и развитии политической культурыстуденческой молодежи. Некоторые исследователи «политическое участие» или «поведенческий аспект» называют типами политической субкультуры. «Само политическое участие – это вовлеченность в той или иной форме людей, группы, классов, этносов в процесс политико-властных отношений данного общества или международного сообщества. Политическое поведение индивида служит, прежде всего, средством его самоорганизации, самовыражения. Но объективно, в конечном итоге, оно может способствовать и изменению политической реальности»1.
Политическое участие молодежи как социальной группы в политических мероприятиях, выборах, шествиях, празднованиях дня независимости, в конференциях и семинарах посвященных политическими проблемами общества, повышает уровень его самобытности и уверенности за завтрашний день и будущее общества. Вести себя достойно, представить себя в качестве полноценного члена данного общества. Человек образованный и подкованный знаниями всегда заинтересован в привлечение студенческой молодежи для проведения политических и культурных мероприятий. В подготовке и празднования 20-летия годовщины дня независимости Республики Таджикистан были привлечены большая масса студентов. Участия в такоммассовом политическом мероприятии в качестве исполнителей разного рода ролей, побуждает у молодого человека стремление, ответственность, интерес,толерантный и интегрирующих мотивации и функции.
Политическое участие студенческой молодежи особенно проявляется тогда когда они во что, то заинтересованы. Их интерес проявляется больше всего во внимание властных структур. В соответствии с Указом Президента Таджикистана до 2000 году было установлено 100 президентских стипендий, которые ежегодно выдаются студентам отличникам и молодежи. С целью выполнения данного Указа по поддержке студентов городов и районов, руководителей организации ипредприятий в целом по стране учреждены 1500 стипендии и ежегодно сумма стипендии и стипендиатов растет.
Конечно, это«капля в море», но является одним из путей материального стимулирования студенческой молодежи. Потому что, они воочию видят проявление забот, когда их спрашивают о путях решений проблеми трудностей, студенческая молодежь охотно выражают готовность совместно решать наболевшие проблемы. Поэтому сегодня как никогда проблемы, жизнь, учеба, воспитание студенческой молодежи Республики Таджикистана приобретает большое значение для государства, политической системы и общества в целом. А формирования политической культуры студенческой молодежи способствует укреплению позиции государственной независимости и суверенитета Таджикистана, е внутренней и внешней политике истуденческой молодежи способствует для укреплений позиций, независимости и суверенитета, внутренней и внешней политике построению демократического, правового, унитарного и социального государства.
Послераспада СССР все союзные республики и в том числе Таджикистан приобрел независимость. Хотя до этого события республики приобрели так называемую «независимость», оно былоОграниченным и напольным суверенитетом. Распад стимулировал независимости республик в широком смысле этого слова. Когда шел процесс деидеологизации в обществе, распад Советского Союза сильно повлияло в сознание отдельных индивидов, групп, наций и народов великой империи. Ибо и без этого само собой и естественным образом протекал процесс политизации сознания людей. Распад Союза придал мощный толчок процессу политизации сознании общества. Процесс политизации общества, в том числе студенческой молодежи, после приобретения республикой государственной независимости в значительной мере повлияло на коренное изменение сознания и поведения студенческой молодежи.
Постепенно выросла социально-политическая и общественно-идеологическая активность студентов. Это в большей степени проявился в их активное участие в политических мероприятиях. Тайная бурная активность еще было несозревшим и иногда она приобретала наивные тенденции. Активность и уровень политической культуры студентов не являлся адекватным и отвечающим требованиям жизни, духу времени происходящим политическим процессам.
Поэтому процесс формирования политической культуры студенческой молодежи на первом этапе развития и становления независимости республики оставалось отстающим по сравнение с происходившими обновленческими процессами, хотя предпринимались правительством республики важные шаги в этом направлении и принимали соответствующие нормативные акты, программы, документы и проводилось различные политические мероприятия. Можно утвердить что, за первые годы, (но не первый этап) независимости республики уровень поведения и нравственности подростков и студенческой молодежи, их чувство национального самосознания и человеческого достоинства значительно возросло.