Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ ИДЕЙ
1.1. Идеологии как объект научного анализа . 14
1.2. Теоретическое ядро консервативной идеологии 37
1.3. Традиционные установки консервативной идеологии и их диверсификация 51
ГЛАВА 2. КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Неоконсервативные идеи в отдельных сферах жизнедеятельности общества 69
2.2. Консервативные тенденции в практической политике западных стран 87
2.3. Консервативная идеология в России: прошлое, настоящее, будущее 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Идеологии как объект научного анализа
- Традиционные установки консервативной идеологии и их диверсификация
- Неоконсервативные идеи в отдельных сферах жизнедеятельности общества
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Потребность в стабилизации общественной жизни и в обретении устойчивого порядка в государстве как никогда отличает современное состояние российского общества. Несовершенные процессы государственного управления, отсутствие эффективной судебно-правовой системы, падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, крушение привычных мировоззренческих ориентации, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, беспрецедентная в истории волна терроризма самым непосредственным образом угрожают российской государственности.
Серьезно ослабленной российская государственность оказалась в результате краха радикальных либеральных реформ конца прошлого столетия, когда существенно пострадали не только основные государственные институты, но также традиции и ценности общества, безопасность граждан.
В настоящее время восстановление былого могущества российского государства является основным приоритетом. В данной связи особую
»
актуальность приобретает исследование гипотетически возможных и теоретически желаемых моделей, обеспечивающих стабильность в развитии государства, значительный вклад в обоснование которых внесли основоположники консервативной идеологии. Так, под сильным государством консервативные мыслители подразумевали, в первую очередь, авторитет власти, устойчивость всей системы общественных отношений и структур, порядок и стабильность в обществе. Они пропагандировали такие ценности как постепенность и осторожность перемен, отрицание резких скачков и революционных переворотов, признание зависимости прав и свобод граждан от конкретно-исторических условий, степени развития их правосознания и этики,
сохранение традиционных идеалов, национальной самобытности, культурного своеобразия.
На наш взгляд, прояснение идейных истоков и базовых установок консервативной идеологии или консерватизма актуально как для теоретического анализа особенностей различных идеологических доктрин, так и для изучения специфики политической и общественной жизни разных стран. Любая страна мирового сообщества, в том числе, и Россия, сталкивается с необходимостью ясного отношения к старому и новому, к неизменным принципам государственной и культурной самобытности, к возможным переменам во всех сферах общественной жизни, что также требует детального изучения опыта применения консервативных идей в политической и социальной практике.
Степень научной разработанности проблемы
Идеология и идеологические системы являются традиционным предметом исследований западных ученых. В зарубежной политической и социологической литературе можно выделить базовые темы, которым посвящены многочисленные научные публикации. В их числе:
1) природа и роль идеологии как социально-политического института1;
2) теоретическое ядро основных идеологий современности и базовые
установки в рамках отдельных идеологических доктрин2;
1 Althusser L. L'Ideologie et Appareil ideologiques d'Etat. La Pensee, 1970. № 151; Aron R. Opium des
Intellectuels. Paris: Gallimard, 1968; Boudon R. L'Ideologie, ou l'origine des idees recues. Paris: Fayard,
1986; Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford and New York: Oxford
University Press, 1996; Heywood A. Political Ideologies. An Introduction. London: Macmillan Press LTD,
1998; Seliger M. Politics and Ideology. London: Allen and Unwin, 1976; Vincent A. Modern Political
Ideologies. Oxford: Blackwell, 1995.
2 Alter P. Nationalism. London: Edward Arnold, 1989; Bellamy R. Liberalism and modern society: An
historical Argument. Cambridge: Political Press, 1992; Bryson V. Feminist Political Theory: An
Introduction. Basinstoke: Macmillan, 1992; Carter A. The Political Theory of Anarchism. London:
Routledge and Kegan Paul, 1971; Huntington S. Conservatism as an Ideology II The American Political
Science Review. 1957. № 51; Rossiter С Conservatism in America. New York, 1968; Willets D. Modern
Conservatism. Harmondsworth: Penguin, 1992.
3) роль и функции идеологии в современном политическом процессе3.
В дореволюционной России известные мыслители-обществоведы обосновывали свои взгляды на место человека в обществе, на функции государства, на механизм власти, на границы индивидуальной свободы и ответственности в рамках либеральной4 или консервативной идеологии5. Творческой разработкой и пропагандой социалистической идеологической доктрины занимались исследователи марксистской ориентации6.
В СССР развитие социально-политической мысли осуществлялось исключительно в рамках марксистско-ленинской (социалистической — В.Г.) идеологии. Соблюдение ее канонов требовалось для всех без исключения работ, посвященных общественным проблемам. Труды отечественных ученых, в которых проводился анализ различных политических и идеологических систем, распространенных в мировой практике, носили ярко выраженный критический характер7.
После распада СССР и, в известной степени, краха марксистско-ленинской идеологии на всем постсоветском пространстве, российские исследователи получили возможность объективного анализа современного политического процесса. Налицо обращение к первоисточникам - оригиналам
3 Bell D. Modernism and Capitalism II Partisan Review, 1978. № 2; Gamble A. The Free Economy and the
Strong State. London: Macmillan, 1988; Loney M. The Politics of Greed: a New Right and the Welfare
State. London, 1986.
4 Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901; Гессен СИ.
Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917.
5 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991; Катков М.Н. Собрание передовых
статей «Московских ведомостей» (1863-87). М., 1897-98; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего
времени. М., 1993; Тихомиров Л.А. Личность, общество, церковь. М., 1904; Тихомиров Л.А.
Монархическая государственность. СПб., 1992.
6 Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Поли. Собр.
соч. 5-е изд. М., 1958 - 1965; Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия //
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. М., 1956-1958. Т. 1; Струве П.Б.
Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894; Туган-Барановский
М.И. Социализм как положительное учение. М., 1918.
7 Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980;
Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987; Пайнс Р. Русский консерватизм во
второй половине XIX века. М., 1970; Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М., 1976.
произведений классиков политической науки, стремление использовать их выводы в конструировании отечественной политической теории8.
Однако до сих пор основное внимание уделяется общетеоретическим проблемам политологии, о чем, в частности, свидетельствует рост числа учебников по данной дисциплине. При этом явно недостаточно освещаются ее отдельные важные темы, особенно в контексте российских реалий. Среди них: формирование новой политической системы и политического режима, становление гражданского общества, принципы разделения властей, политическое лидерство, многопартийность, политические идеологии.
Следует отметить, что наметились существенные сдвиги в области научной разработки феномена идеологии. Появился ряд интересных публикаций9, наиболее значимые из которых посвящены актуальной проблеме становления российской идеологии10.
Тем не менее, все еще очень мало научных работ, раскрывающих природу и сущность феномена идеологии, особенности ее структурных составляющих, а также трудов, посвященных анализу возможности применения классических, в частности, консервативных идей в политической практике современной России.
Объект исследования - консервативная идеология как социально-политический феномен.
Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992; Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 29; Де Мэстр Ж. Рассуждения о Франции. М., 1997; Маннгейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования. 1993. № 9; Шамшурин В.И. Учение Э.Берка о человеке и обществе. Идейные истоки неоконсерватизма // Социологические исследования. 1991.№ б.
9 Российские консерваторы. М., 1997; Либерализм в России. М., 1996; Романович Н.А.
Демократические ценности и свобода по-русски // Социологические исследования. 2002. № 8;
Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов на Дону: Феникс, 2000; Попова И.М.
Повседневные идеологии // Политические исследования. 2002. № 5; Соловьев А.И. Политическая
идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. 2001. № 2.
10 Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения // Вестник Московского университета. Серия
18. 2000. № 3; Кузнецов В.Н. Российская идеология 21 (опыт социологического исследования
российской идеологии XXI века). М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2004; Кузнецов В.Н. Становление
российской идеологии как научная проблема // НАВИГУТ. Приложение к журналу Безопасность
Евразии. М., 2004; Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.,
1997.
Предмет исследования — генезис и сущность консервативной идеологии, специфика и формы ее выражения в современном мире.
Цель диссертационного исследования заключалась в том, чтобы, раскрыв природу и сущность идеологии, провести анализ становления и развития теоретического ядра консервативной идеологии; обозначить совокупность ее основных положений и выявить особенности их применения в современном мире, а также определить возможность использования отдельных элементов неоконсерватизма в стратегии развития России.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
выявить и проанализировать природу и сущность идеологии;
рассмотреть ведущие политико-философские концепции, составившие теоретическое ядро консервативного мировоззрения;
раскрыть базовые положения консервативной идеологии и показать их диверсификацию;
выявить особенности проявления неоконсервативных идей в отдельных сферах жизнедеятельности общества;
- исследовать специфику применения идеологических построений
неоконсерваторов в политической практике ведущих западных стран;
рассмотреть взгляды российских консерваторов на функции государства и власти, на демократию, на нравственность и человеческую свободу;
определить границы применения неоконсервативных идей в стратегии развития России.
Теоретическая и методологическая основы диссертации
Теоретической базой диссертации послужили труды классиков философской, политической и социологической науки, анализировавших
природу идеологии11, а также западных и российских обществоведов, выражавших консервативные идеи12.
В диссертации использовались исследования современных отечественных и зарубежных политологов, философов и социологов, новейшие публикации по всем аспектам данной работы, положения и выводы, содержащиеся в них13.
Методологическую основу диссертации составили общие принципы научного исследования, такие как принцип историзма и принцип социального детерминизма; диссертантом использовались комплексный и сущностный подходы к изучению политических процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы, позволяющие выявить особенности идеологического процесса в современном мире и в России.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автором, исходя из потребностей отечественного политического процесса, проведен комплексный анализ проблемы формирования, развития и практического применения в политике системы консервативных идей. Кроме того:
- проанализированы, обобщены и систематизированы различные концептуальные подходы зарубежных исследователей к анализу природы и сущности идеологии;
11 Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955; Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. М.: Госполитиздат, 1957; Гирц К.
Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 29; Althusser L.
Ideologic et Appareil ideologiques d'Etat. La Pensee. 1970. № 151; Aron R. Opium des Intellectuels. Paris:
Gallimard, 1968; Marcuse H. One Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial
Society. Boston: Mass Beacon, 1964.
12 Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992; Де Местр Ж. Рассуждения о Франции.
М., 1997; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. Тихомиров Л.А.
Монархическая государственность. СПб., 1992; Шатобриан Ф.Р. Гений христианства // Эстетика
раннего французского романтизма. М., 1982; Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М.,
1991.
13 Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов на Дону: Феникс, 2000; Попова И.М.
Повседневные идеологии // Политические исследования. 2002. № 5; Соловьев А.И. Политическая
идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. 2001. № 2; Freeden М.
Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford and New York: Oxford University Press,
1996; Heywood A. Political Ideologies. An Introduction. London: Macmillan Press LTD, 1998; Bracher
K.D. The Age of Ideologies: A History of Political Thought in the Twentieth Century. London, 2001.
- систематизированы и адекватно представлены различные уровни
функционирования консервативной идеологии: фундаментальный,
оперативный и повседневный, а также выделено ее рациональное зерно;
разработаны теоретико-методологические основы научного разграничения отдельных идеологических доктрин;
- проведен сравнительный анализ консервативных идей в трудах
западных и отечественных обществоведов;
- выделены конкретные установки консервативной идеологии, которые
можно применять для идеологического обоснования стратегии развития
России.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Традиционно политическая идеология трактуется как социально-
политический феномен. В то же время идеология может обеспечивать
относительную устойчивость социальных и политических связей и отношений,
поэтому, с содержательной стороны, правомерно рассматривать ее и как
социально-политический институт общества.
Как социально-политический институт идеология представляет собой специфическую форму социальной и политической практики, задающую набор целесообразных стандартов социального поведения в конкретных ситуациях и посредством которой организуется политическая и социальная жизнь общества.
Научное изучение феномена идеологии до сих пор связано с некоторыми теоретическими и методологическими трудностями, поскольку в научной литературе отсутствует ее четкое определение. Поэтому объективное исследование политической идеологии, прежде всего, должно быть соотнесено с анализом содержания наиболее значимых политических доктрин и теорий, в которых адекватно отражена ее природа.
2. В настоящее время несомненным представляется рост интереса к
консерватизму как к чрезвычайно распространенной во всем мире
идеологической платформе, практике в политике и экономике, феномену массового сознания. Рациональное зерно консерватизма - сохранение и поддержание накопленного в прошлом и настоящем самого ценного для человека материального и духовного достояния.
Консерватизм, как и любая другая идеология, базируется на специфическом наборе представлений о природе человеческого бытия и общественной жизни, заимствованном из классических концепций политической философии конца XVIII- начала XIX, в которых консервативное мировоззрение получило более или менее систематическое, последовательное и четко сформулированное выражение. В его рамках постепенно сформировался специфический набор консервативных установок относительно сущности взаимоотношений человека, общества и государства.
Несмотря на то, что традиционные консервативные представления претерпели определенную диверсификацию в рамках различных направлений консервативной мысли, в них обнаруживаются сходные идейные убеждения: о несовершенстве человеческой природы и ограниченных возможностях человеческого разума, о прирожденном неравенстве людей и необходимости классовой иерархии, о сохранении устоявшихся социальных институтов.
3. В последней трети XX века углубление духовного и идейного кризиса в современном западном обществе предопределило усиление неконсервативных идей, которые все настойчивее стали проявлять себя в различных сферах общественной жизни.
С точки зрения методологических и теоретических принципов неоконсерватизм наследует целый ряд положений, традиционно присущих консерватизму как институциональной идеологии, выступающей в защиту социальных институтов, когда они оказываются под угрозой. К ним относятся приоритеты семьи и религии, моральной взаимной ответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, поддержка традиционных нравственных ценностей,
препятствующих духовной деградации личности, защита частной собственности.
4. В то же время, в основе современного неоконсерватизма лежит ряд
программных установок, требующих существенного пересмотра текущей
политики в области международных отношений, института демократии,
экономической и социальной деятельности государства, нравственной жизни
общества и т.п.
Неоконсерваторы XXI века вовсе не ограничиваются социально-философским теоретизированием в рамках традиционных для консерватизма тем. Они также упорно, как и сторонники других идеологических построений, пытаются реализовать свои представления в политической практике. При этом упор делается на программах модернизации, что вполне правомерно для неоконсервативной идеологии, согласно которой - человек - это созидатель, свободно, сознательно и нравственно разрабатывающий творческую мысль, новое знание, новое умение, новый опыт.
В отечественной политической науке активно обсуждается вопрос о том, какой должна быть национальная идеология, позволяющая обеспечить внутреннюю интеграцию общества. Однако следует принять во внимание, что формирование идеологии - длительный процесс, исторически основанный на многочисленных национально-государственных традициях. Нельзя просто сформулировать «идеологию», можно лишь взять за основу те или иные идеологические конструкции, устоявшиеся в рамках одной из основных идеологических доктрин, которые имеют солидную философскую основу и апробировали себя на практическом уровне.
В современной России возобладают идеи о необходимости внедрения в массовое сознание мировоззрения, отвечающего подлинным национальным традициям, связанным с приматом общественного над индивидуальным, с культом сильной государственности и взаимной моральной ответственности власти и народа. В известной степени это мировоззрение аккумулируют труды
известных русских философов - Н.М.Карамзина, М.Н.Каткова, К.Н.Леонтьева, Л.А.Тихомирова, К.П.Победоносцева, В.В.Розанова и др.
Идеи этих основоположников русской консервативной мысли о функциях государства, о единстве власти и народа, о нравственности и человеческой свободе представляются особенно актуальными для нашей страны, которой тяжело дается осознание и политическое выражение собственных национальных интересов, действительно объединяющих, а не расчленяющих общество.
На ключевых положениях консервативной идеологической доктрины, приемлемой для менталитета отечественного социума, может базироваться концепция социально-экономического, политического и духовного возрождения России как великого цивилизованного государства, гармонически сочетающего достижения мирового прогресса с национальными социокультурными традициями и особенностями, права и свободы личности с интересами страны и общества.
Научная и практическая значимость результатов исследования
Научная значимость диссертации заключается в возможности использования ее основных выводов для дальнейших исследований по проблеме формирования государственной идеологии в России. Ряд положений работы могут применяться для разработки принципов построения современного политического знания в целом.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться при подготовке научных отчетов и аналитических записок, цель которых -содействие оптимизации процесса принятия ключевых решений в идеологической области. Собранный фактологический материал может быть использован при разработке учебных курсов и спецкурсов по истории политологии.
Апробация исследования
Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на региональной научно-практической конференции «Качество жизни и практика социальной экономики» (г. Белгород, октябрь, 2002 г.), международной научно-практической конференции «Европейская социальная теория: источники и вызовы» (г. Москва, сентябрь, 2003 г.), научной конференции «Конституционное развитие России» (г. Москва, март 2004 г.). По материалам диссертации опубликован ряд статей14.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
14 Громовик В.Г. Идеология как социальный и политический феномен // «Идеология» и «идеологии» как предмет научного анализа. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Громовик В.Г. Теоретическое ядро консервативной идеологии // «Идеология» и «идеологии» как предмет научного анализа. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Громовик В.Г. Традиционные тезисы консервативной идеологии и их модификация // «Идеология» и «идеологии» как предмет научного анализа. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Громовик В.Г. Неоконсервативные идеи в отдельных сферах жизнедеятельности общества // Консервативная идеология в современном мире. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005; Громовик В.Г. Консервативные тенденции в практической политике // Консервативная идеология в современном мире. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005; Громовик В.Г. Консервативная идеология в России: настоящее, прошлое, будущее // Консервативная идеология в современном мире. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
Идеологии как объект научного анализа
В общенаучном смысле идеология - это «система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрения и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования».
Традиционно политическая идеология, как компонент общественного сознания, трактуется как социально-политический феномен. В то же время, идеология обеспечивает относительную устойчивость социальных и политических связей и отношений, поэтому, с содержательной стороны, представляется правомерным рассматривать ее как, социально-политический институт общества. Целесообразно привести аргументы, свидетельствующие в пользу данного положения.
Известно, что в науке существует множество определений социального института. Одним из первых развернутое определение социального института дал Т.Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые, по своей природе, представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями .
Ч.Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, политическим, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок.
П.Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию18.
Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А.Гелен рассматривает институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, побуждающее их идти проторенными путями, которые общество считает желательными19.
По мнению Л.Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов20.
Дж.Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
В отечественной научной литературе понятию социального института также отводится достаточно места.
Например, согласно С.Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» .
По мнению М.Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.».
Если суммировать все многообразие различных подходов, то социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. В данном контексте идеология - это социально-политический институт, поскольку она представляет собой специфическую форму социальной и политической практики, которая задает набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях и посредством которой организуется политическая и социальная жизнь общества.
Факт влияния идей и идеологий на политическую жизнь современного общества не вызывает сомнения. Сознательно, или неосознанно, любой человек опирается на набор политических убеждений и ценностей, которые руководят его поведением24. Политические идеи выступают в качестве особого «социального цемента», поскольку объединяют отдельные социальные группы, а порой - целые общества единым набором политических ценностей. Посредством обеспечения индивидов и социума определенной политической культурой политические идеи помогают поддерживать порядок и социальную стабильность.
Идеология, определяя цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств их реализации, мобилизует широкие слои населения для участия в политическом процессе.
Системы политических идей и ценностей могут формироваться в рамках всего общества естественным путем. В то же время, они выступают своеобразной формой социального контроля, когда правящие круги используют их в целях идеологического подавления оппозиционных взглядов или манипуляции общественным сознанием.
Традиционные установки консервативной идеологии и их диверсификация
Наиболее значимыми, центральными темами, в рамках которых консерваторы ведут постоянную полемику, на наш взгляд, являются:
1) Традиция.
2) Человек.
3) Общество.
4) Власть.
5) Собственность.
По мнению исследователей, именно установка в отношении трактовки данных тем приверженцами консервативных идей «позволяет консерватизму с полным правом претендовать на полноценную идеологию»86.
Как уже было показано ранее, консерватизм «встал на защиту» традиционного социального порядка, а основным пафосом консервативной мысли явилось «желание сохранять».
Соответственно, первой и постоянно обсуждаемой темой в рамках консервативной идеологии является необходимость защиты традиций, стремление поддерживать устоявшиеся обычаи и институты. Так, консерваторы решительно выступают против перемен, для чего находят достаточное число оснований.
Например, либералы утверждают, что полезность социальных институтов вовсе не измеряется длительностью их существования. Важную роль в оценке эффективности социальных институтов либералами играет их соответствие потребностям и интересам индивидов. В том случае, когда институты «не проходят» этот тест, их необходимо реформировать, или искоренять (пример -институт монархии). Консерваторы, как правило, противостоят данной точке зрения и убеждены, что обычаи и институты должны тщательно охраняться, поскольку «прошли испытание историей».
Следует отметить, что для некоторых консерваторов данный вывод отражает их религиозные взгляды. Если мир был создан Творцом, то традиции и обычаи в обществе также следует рассматривать, как заданные им же. Поскольку человеческое бытие связано с окружающим миром, который изменяется в соответствии с желаниями Господа, то вмешательство человека в установленный порядок вступает в противоречие с Божьей волей, а результат этого, как правило, таков, что жизнь людей становится не лучше, а хуже.
Начиная с XIX века, консерваторам стало сложнее объяснять свое стремление придерживаться традиции тем, что она - от Бога. В эпоху Ж. де Местра и Э.Берка это было возможным, поскольку бытовало представление о том, что монархия создана Богом, вследствие чего институт монархии распространен повсеместно и существует столь длительное время. Однако в рамках исторических изменений старые традиции были заменены новыми и, эти новые практики, например, свободные выборы или всеобщее избирательное право, очевидно, более естественно рассматривать как созданные человеком, а не предопределенные Богом.
В настоящее время, если неодобрение каких-либо изменений, основанное на религии, еще имеет место в рядах консерваторов, то благодаря усилиям современных фундаменталистов, которые полагают, что божественные желания открываются человеку в букве религиозного текста. Например, американские новые правые подвержены серьезному влиянию возродившегося христианского движения. Их кампании за запрет абортов или за возврат священнослужителей в школы, безусловно, базируются на реинтерпретации Библии87.
Однако большинство консерваторов просто поддерживает традицию, им нет необходимости доказывать, что она имеет божественное происхождение.
Э.Берк, в частности, рассматривал общество в качестве преемника между тем, что «живо, что умерло, и что еще может родиться». Г.К.Честертон, британский новеллист, перефразировал это высказывание следующим образом: традиция предоставляет право голоса наиболее незаметному из всех существующих классов - нашим предкам. Это демократия для мертвых. Традиция отказывается уступать дерзкой олигархии тех, кто случайно «проходил мимо». Именно в этом смысле традиции отражают аккумулированную мудрость прошлого. Институты и практики прошлого были протестированы временем и, тем самым, сохранились для нынешних и будущих поколении .
Такое представление консерваторов о традиции фактически «поддерживает» учение Ч.Дарвина - смогли выжить те институты и обычаи, которые работали и принесли пользу. Их ценность была подтверждена в процессе естественного отбора, когда они продемонстрировали свою способность к выживанию.
Консерваторы также почитают традиции за то, что они дают индивидам чувство принадлежности и идентичности. Устоявшиеся обычаи и практики знакомы индивидам и осознаваемы ими. Традиции снабжают людей чувством защищенности, покровительства, пониманием своей исторической миссии. Институт монархии, например, связывает людей с прошлым и наделяет их знанием того, кто они есть. Изменение, с другой стороны, это «путешествие никуда», «путешествие в неизвестность», оно создает неуверенность и порождает чувство опасности, и даже подвергает угрозе социальную стабильность.
Консерваторы полагают, что традиции, в определенном смысле, это больше чем политические институты, которые выдержали проверку временем. Они охраняют все те обычаи и социальные практики, которые знакомы и близки людям, и которые создают им безопасность и определяют их национальную и социальную принадлежность. Они ранжируются от моральных предписаний относительно поведения в семье до традиционного цвета почтовых ящиков и телефонных будок .
Второй перманентно обсуждаемой консерваторами темой является человек и сущность человеческого бытия.
Консерватизм во многом является «философией совершенствования человека» . Например, другие идеологии утверждают, что человек совершенен от природы, или, его можно таковым сделать, если улучшить социальные обстоятельства. Часто они рассматривают постепенное улучшение человечества как процесс перехода к идеальному обществу. Консерваторы отвергают эти идеи, расценивая их, в лучшем случае, как утопические, и настаивают на том, что человек не совершенен и не совершенствуем в принципе.
Неоконсервативные идеи в отдельных сферах жизнедеятельности общества
В целом неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные для консерватизма ценности и представления реалиям поздней индустриальной эпохи, а также непрекращающееся соперничество с либерализмом и социализмом.
С конца 60-х - начала 70-х годов прошлого века на неоконсервативных позициях оказались многие известные западные политологи, социологи, публицисты и политические деятели. Среди них - политолог И.Кристол, которого иногда называют «крестным отцом» неоконсерватизма, Д.Белл, С.Липсет, Э.Шиле, Н.Глейзер, С.Хантингтон, Д.Мойнихен и другие. На неоконсервативные позиции перешли многие из тех, кто придерживался ранее неолиберальных взглядов102.
Ускорение темпов общественной жизни, нарушение в ней равновесия духовного и экологического начал, появление разнообразных проблем глобального масштаба поставили под сомнение преемственность некоторых первичных ценностей индустриальной цивилизации, когда под непрестанным напором ускоряющихся перемен возник серьезный кризис в ценностных ориентациях людей.
Существенному политическому сдвигу в пользу неоконсерватизма способствовало непринятие политическими и общественными деятелями радикальных движений социального протеста в западных странах -антивоенного, молодежного, этнического, женского и др.
В ответ на углубление настроений недовольства, социальной критики, на расширение участия в политических акциях различных социальных групп ряд неоконсервативных идеологов выступил с требованиями установления «сильной власти», ограничения демократии во внутриполитической жизни страны, применения самых решительных мер против всех протестующих.
Несмотря на то, что неоконсерватизм — «сложный и противоречивый конгломерат идей, принципов и норм, создающих разнообразные формы современной консервативной идеологии»103, в нем молено выделить ряд общих идеологических компонентов, которыми «пронизано» восприятие отдельных сфер жизнедеятельности человека, общества и государства.
С точки зрения методологических и теоретических принципов неоконсерватизм наследует, как улее отмечалось, целый ряд мотивов, традиционно присущих консерватизму как «институциональной идеологии, выступающей в защиту социальных институтов, когда они оказываются под угрозой» .
К ним относятся: приоритеты семьи и религии, моральной взаимной ответственности гражданина и государства, увалеение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, поддержка традиционных нравственных ценностей, препятствующих духовной деградации личности, защита частной собственности.
Сохраняется тенденция воспринимать общество как некий хрупкий организм, сопротивляющийся любым попыткам людей изменить его; человеческая природа рассматривается как вместилище злых и иррациональных импульсов, нуждающихся в узде строгой нормативной морали и эффективном социальном аппарате принуждения .
В то же время, в основе современного неоконсерватизма лежит ряд программных установок, требующих существенного «пересмотра» текущей политики в области международных отношений, в отношении института демократии, экономической и социальной деятельности государства, нравственной жизни общества и т.п.
В определенном смысле современные консерваторы превратились в инициаторов новаций, но без «антиисторической спешки - сверху» и не «методами толпы - снизу». Например, Г.К.Кальтербруннер в 1975 году утверждал, что именно неоконсерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и то, что многое нужно менять106.
Основные идеологические установки неоконсерваторов сформировались к концу 70-х годов XX века, когда на страницах таких американских журналов как «Паблик Интрест» и «Комментари» развернулась широкая дискуссия по актуальным проблемам внешней и внутренней политики США.
Следует отметить, что эти установки до сих пор не претерпели существенных изменений. На наш взгляд, не все из них могут быть безоговорочно приняты. Тем не менее, научный анализ рационального зерна ряда неоконсервативных социально-политических построений, на которых во многом базируется политика правительств ряда западных стран, представляется несомненно целесообразным.
Отличительная черта современной неоконсервативной общественно-политической мысли - пристальное внимание к «силовым» аспектам внешней политики .