Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитический конфликт Кленов Игорь Николаевич

Этнополитический конфликт
<
Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт Этнополитический конфликт
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кленов Игорь Николаевич. Этнополитический конфликт : Генезис, сущность, пути урегулирования : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Москва, 1996. - 214 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность и природа этнополитического конфликта, методология анализа 16-81

1. Этнополитический конфликт: методология анализа 16-40

2. Природа этнополитического конфликта: сущность, формы выражения, воздействие на сферы общественной жизни 40-59

3. Типология этнополитических конфликтов 59-81

Глава 2. Эволюция этнополитического конфликта 82-145

4. Условия формирования, движущие силы и цели конфликтов .84-101

1. Динамика этнополитических конфликтов 101-120

3. Специфика форм проявления этнополитического конфликта в России 121-145

Глава 3. Пути достижения межнационального мира 145-186

1. Исторические предпосылки межнационального мира в России 147-166

2. Пути обеспечения межнационального мира и урегулирования этнополитических конфликтов 166-186

Заключение 187-194

Введение к работе

Став интегральной составной частью глубоких общественно -политических преобразований на постсоветском пространстве, процесс этнополитических потрясений, наложивший свою печать на становление новой государственности России, других стран СНГ, властно привлек к себе внимание исследователей. Новый феномен на рубеже XX и XXI вв., этнополитический конфликт, сотрясая сферы общественной жизни и деформируя их, превратился в одну из серьезнейших угроз для самой территориальной целостности России.

Актуальность темы исследования. Именно это определило актуальность темы исследования. Многолетняя полоса этнополитических конфликтов, через которую проходит наша многонациональная страна с ее почти ста пятьюдесятью народами, препятствует достижению цели федеративной и национальной политики. Она заключается в том, чтобы, как пишет профессор Р. Г. Абдулатипов,"...Научиться выявлять и использовать в полной мере самобытный потенциал всех народов России во имя процветания Российского государства и благополучия ее граждан."1

Перед глазами исследователя в процессе анализа многочисленных источников и литературы, открывается драма планетарного масштаба. Многовековой уклад мирного межнационального сожительства и совместного труда оказался вытесненным кровавым противоборством. К середине 90-х гг. на территории бывшего СССР имелось 180 точек, где межнациональная напряженность вылилась в столкновения. Треть его территории (7 миллионов квадратных километров) оказалось вовлеченной в территориальный передел. На охваченной

' Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. -М., 1996. С. 249

этнополитическими конфликтами территории проживает более 30 млн. человек.

Обострение этнополитической обстановки в России стало одним из проявлений кризисного развития. Проблема достижения стабильности межнациональных отношений все более становится ключевой во внутриполитической жизни, нередко выходит в международную сферу. Этнополитические конфликты в своей динамике свидетельствуют о том, что практика намного опережает теоретическое осмысление событий в сфере межнационального взаимодействия народов. Детально разработанные теории по достижению межнационального согласия и мира оказываются не в полной мере применимы к динамике событий.2 Этнополитология в силу объективных и субъективных причин, будучи в России наукой молодой, повернулась к этим проблемам с известной задержкой, переходя к их постижению на всю глубину, следуя в фарватере сегодняшнего развития и с немалым трудом преодолевая грань, разделяющую общеполитологический анализ и прикладные конкретные рекомендации в этнополитической сфере.

Приоритетность проблемы этнополитического конфликта отчетливо ощутило и мировое сообщество.3 Это нашло свое выражение в обострении внимания зарубежной науки к этнополитической проблематике в целом и ее отдельным составным частям, включая положение национальных меньшинств и собственно этнополитические конфликты.4

Этнополитическая нестабильность положения в России негативно сказывается на ее экономических позициях. Напряженность на южных

2 О влиянии национальных движений на обстановку в России // Власть. -
1994.-№ 8.-С. 102-104

3 См. об этом: Cahiers marxistes. 1990. - № 173,174; L' Unita . -1995;
Revue des Sciences Morales & Politiques. -1992. - № 3 - 4.

« Jenner Meletti. Sengul, curdo "senza terra"// L' Unita. -1995. 13 maggio.

границах страны уже привела к ухудшению системы коммерческих связей России в этом регионе.5

Состояние научной разработанности темы. Здесь ситуация складывается достаточно противоречиво. В публикациях тема этнополитических конфликтов разрабатывается систематически. Предложены даже технологические системы по достижению компромисса;6 выдвинуты методики продвижения на переговорах по урегулированию конфликтных ситуаций.7 Однако, практическое применение таких разработок осложнено целым рядом обстоятельств.

Прежде всего тем, что большинство технологий посредничества, достижения компромисса на переговорах и в целом управления процессом назревания взрывной этнополитической ситуации заимствовано из зарубежных источников. Это было бы оправдано, если бы почерпнутые в трудах иностранных авторов идеи и технологии носили универсальный характер и были в анализе привязаны к российской специфике. Автор считает, что российская почва, формируя собственную, во многом уникальную , конфликтогенную среду, требует пристального внимания при разработке на ее основе путей выхода из конфликтных ситуаций. Отечественные концепции оптимизации национальных отношений и, следовательно, урегулирования этнополитических конфликтов могут опираться только на собственные

5 Мурсалиев А. В обход России // Коммерсант. -1996. - № 18.- С. 22-23

6 Устинова М. Я. Первый опыт обучения разрешению конфликтов в
постсоветском пространстве и его уроки // Социс-1994. - № 3. -С. 132;
Алиев И. В поисках общенациональной идеи // Этнополис.-1995.-№ 2. -
С. 245; Р. Фишер и У. Юри. Путь к согласию или переговоры без
поражения. -М., -1992. -С. 8

7 Грум А. Дж. Без компромисса: подход, основанный на решении
проблем, в теоретической перспективе // исследование международных
конфликтов. -1991. - № 3. -С. 85; Казимирчук В. П. Консенсус как форма
разрешения политического конфликта // Социс. -1994. - № 3. -С. 125;
Чумиков А. Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как
новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. - № 3. -С.66

исторические, этносоциальные и этнопсихологические корни. Вот почему в основу предлагаемого исследования положены концептуальные положения трудов российских историков: Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева.8 В их исследованиях история становления государственности многонациональной России предстает во всей противоречивости сожительства населяющих ее народов, предлагая систему координат для научной работы последователей. В этих трудах заложена основа для постижения изначальных законов, регулирующих жизнь рядом многочисленных этнических общностей. Автор исходит из того, что эволюционный характер становления российской государственности, и, как результат - ее стабильность в этнополитической сфере суть категории диалектически связанные. Постепенное присоединение к России новых народов в определенной мере способствовало формированию ее "надэтнического" устойчивого единства, фактора стабильности для народов, вступающих в ее семью.

Вот почему автор исходил из того, что изучение проблематики этнополитического конфликта целесообразно начинать с трудов, посвященных этнической истории народов. В этом отношении богатый материал для анализа и систематизации им почерпнут в трудах основоположников отечественной этнографии, антропологии и этнополитологии сегодняшнего дня, которые образовали вместе с работами корифеев российской истории, названных выше, фундамент диссертационного исследования. Речь идет прежде всего о монографических исследованиях Гумилева Л. Н., Башмакова А., Бромлей Ю. В., Тревер К. В.9 Анализ содержания этой группы

8 См. об этом: Карамзин Н. М. История Государства Российского. -М.,
1987; Ключевский В. О. Сочинения. -М., 1987; Соловьев С. М.
Сочинения. -М.,1987.

9 См. об этом: Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. -М.,1993;
Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. -М., 1993; Гумилев Л. Н.
Древние тюрки. -М., 1993; Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного

литературы позволил сформировать целостное представление об этнополитических и этнических процессах, приведших к возникновению и расселению современных этносов на территории Евразии.

Особую группу источников и литературы, сыгравшую свою роль в формировании научного аппарата диссертации составили научные труды, созданные в советский период.10 Абстрагируясь от идеологических клише и делая поправку на доминировавшую тогда общественно - политическую доктрину, автор и через эти работы вел поиск истоков нынешнего конфликтогенного этнополитического развития. Им обнаружены примечательные рассуждения о динамике нарастания позитивных элементов в межнациональном общении.'1 Однако нельзя не заметить, что тогда проблемы межнациональных отношений преподносились в приукрашенном виде. В исследованиях, документах КПСС этнополитические отношения характеризовались через динамику восхождения дружбы народов, в то время как многие реальные проблемы оказывались вынесенными за скобки.12 И тем не

царства. -Спб. 1994; Baschmakoff A. Cinquante siecles d'evolution ethnique autour de la Mer Noire. - Paris. 1937; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1993; Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. - М., 1959.

10 См. например: Арутюнян С. М. Нация и ее психический склад. -
Краснодар., 1986; Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей. -
М., 1982; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М., 1981; Он же.
Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988;
Паин Э. Попов А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская
этнография. -1990. - № 1; Бурмистрова Т. Ю. Дмитриев О. А. Дружбой
сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. - М., 1980;
Иордан М. В. Интернационализм против национализма. - М., 1980;

11 См. например: Арутюнян Ю. В. Дробижева Л. М. Социально -
культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. -
М., 1972; Ленинизм и сближение наций в СССР на современном этапе. -
М., 1974; Современные этнические процессы в СССР. - М, 1975; Семенов
В. С. Интернационализм и общественный прогресс- М., 1978.

>2 См. например: Пушкина 3. М. Интернационализация социально -классовой структуры социалистических наций. - Л., 1984; Крачковская Е.

менее, изучение научных данных группы дало пищу для размышления и помогло увидеть истоки многих процессов, приобретших не просто болезненный, а разрушительный характер.

Начиная с 90-х гг., проблемы межнациональных отношений, межэтнического взаимодействия в обществе, специфике национального самосознания народов нашли отражение в работах ученых Абдулатипова Р. Г., Болтенковой Л. Ф., Доронченкова А. И., Дробижевой Л. М., Калининой К. В., Королевой - Конопляной Г. И., Мацнева А. А., Михайлова В. А., Печенева В. А., Тавадова Г. Т., Чичановского А. А., Ярова Ю. Ф. и других.13 Труды данной группы авторов позволили диссертанту осмыслить и классифицировать важнейшие этнополитические процессы в России, определив в главном и

О. О культуре межнационального общения // Коммунист Эстонии. -1984. - № 1; Гурцелидзе Р. К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе (на примере Грузинской ССР). - Тбилиси., 1980; Гизатов К. Национальное и интернациональное в советском искусстве. - Казань., 1974.

13 См. Абдулатипов Р. Г. Человек, нация, общество. - М., 1991; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. - М., 1994; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1-3. - М., 1990-1993; Доронченков А. И. Проблемы теории наций и межнациональных отношений в диссертационных трудах // Социально - политические науки. -1990. - № 10; Дробижева Л. М. Многонациональность - богатство государства // Россия и современный мир. -1994. - № 1; Калинина К. В. Национальные отношения в СССР: история и современность. - М., 1991; Она же. Национальные меньшинства в России. - М., 1993; Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования. // Социально -политический журнал. -1996. - № 4; Королева - Конопляная Г. И., Мацнев А. А., Тавадов Г. Т. Россия в поисках формулы национального возрождения. // Социально - политический журнал. -1994. - 2; Михайлов В. А. Россия перед выбором. // Обозреватель. -1993. - № 7; Печенев В. А. О национальной и региональной политике в федеративной России. // Этнополитический вестник. -1995. -1-2; Чичановский А. А. В тенетах свободы. -М., 1995.

основном несущие конструкции диссертации, ее структуру, и выделить важнейшие аспекты.

Кафедра этнополитологии и федерализма Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации своими трудами помогла автору выработать собственную концепцию исследования, насытить ее современными идеями, постичь противоречивую диалектику развития этнополитических коллизий. Научный поиск на кафедре помог диссертанту не только увидеть масштабы проблемы этнополитического конфликта, но и оценить ее место в общих этнополитических процессах, развертывающихся в России.

Предлагаемое исследование этнополитических конфликтов не могло бы состояться без дружеской и требовательной помощи, оказанной автору на всех этапах работы профессорами Королевой -Конопляной Г. И., Дашдамировым А. Ф. и др.

Исследуя обширный этнополитический материал, автор уделил немалое внимание научным трудам зарубежных авторов. Он стремился взять в них все рациональное и полезное, что может помочь, используя видение со стороны, отчетливо представить себе структуру современного этнополитического конфликта. Была предпринята попытка избежать крайностей, уйти, с одной стороны, от заимствования подходов и рекомендаций технологического характера. Но с другой - не впасть в заблуждение сплошного отрицательства методов и результатов исследований зарубежных коллег, которое было столь распространено в 70-е гг.

Так, с большим вниманием изучена изданная Александром Беннигсеном в 1979 г. книга "Мусульманский национальный коммунизм

в Советском Союзе",14 в которой была обоснована гипотеза о возможной волне кризисного развития в этнополитических взаимоотношениях на пространстве посткоммунистической России. Автором не упущено и то, что симпозиум "Национальности и национализм", состоявшийся в США, прогнозировал подъем в Советском Союзе волны сепаратизма в следующем десятилетии.

Отдельную группу работ образуют труды российских и зарубежных авторов перестроечного периода. Они стали для диссертанта своего рода прорывом к реальности развития этнополитического пространства тогдашнего СССР. Данные исследования отличаются одной общей чертой - поиском научного инструментария для изучения того, что длительное время замалчивалось.15

Для данных работ характерно и другое, столь важное для диссертанта, - попытка научного обоснования предвидения. Своего рода одновременный "взрыв" многих проблем в ходе реформирования общества прогнозировали в 80-е гг. многие ученые. Так, итальянский историк и публицист Дж. Боффа глубоко обосновал непосредственную диалектическую взаимосвязь между перестроечными процессами и национальным вопросом.16 Он доказывал, что в обстановке решительного раскрепощения, созданной политикой Горбачева, "взрывом" чреваты и национальная, и другие проблемы. Эти идеи помогли диссертанту понять логику следования отдельных фаз в развитии этнополитического конфликта.

14 Alexandre A. Bennigsen S. Enders Wimbush. Muslim National
Communism in the Soviet Union. - Chicago. 1979.

15 Роль средств массовой информации в совершенствовании
межнациональных отношений. -М, АОН при ЦК КПСС. 1989.

16 Интервью Дж. Боффы журналу "Ринашита". // Rinascita.-1988. - № 45.
-С. 28-29.

В диссертации довольно точно фиксируется момент появления первых поисковых отечественных работ о причинах, движущих силах и эволюции этнополитических конфликтов. Эта группа научных исследований появилась в России фактически в начале 90 - х гг.17 Ее

17 См. Овчинников В. С. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социально-политические науки. -1990. -№ 10.; О разработке общей концепции и механизма преодоления межнациональных конфликтов. Ч. 2. -М., 1991.; Силласте Г. Г. Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценности // Политология и современный политический процесс (По материалам дискуссии). -М., 1990; Социально-политические конфликты в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения. -М., 1990; Скакунов Э. И. Этнонациональные конфликты и политическая стабильность России // Этнополис. -1992; Тишков В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. -1993. -№ 4; Абдулатипов Р. Г. Политическое согласие - ключ к согласию межнациональному // Россия и современный мир. -1994. -№ 1. -С. 5-7; Васильева О. Есть ли будущее у этнического федерализма в России: повторит ли Россия судьбу СССР? // Новое время. -1995. -№ 2-3. -С. 16-19; Вдовиченко Л. "Дуга кризисов" в Причерноморье и положение российских соотечественников // Власть. -

  1. -№ 8. -С. 47-51; Воронов В. Над Пригородным районом безоблачное небо // Столица. -1994. -№ 41.- С. 4-7; Демидов Ю. Н. Уголовная ответственность за нарушение национального и расового равноправия // Государство и право. -1994. -№ 7. -С. 91-99; Дмитриев А. В. Через разъединение - к согласию // Наука в России. -1994. -№ 2.- С. 62-64; Дробижева Л. М. Многонациональное^ - богатство государства // Россия и современный мир. -1994. -№ 1. -С. 25-28; Дулаев К. "Дудаев нас не обманул" // Столица. -1994. -№ 28. -С. 10; Егоров Н. Война - это выбор Дудаева, а не Москвы // Огонек. -1995. -№ 15. -С. 23; Зотов В. Предыстория распада: Межнациональные конфликты глазами этносоциолога // Родина. -1994. -№ 5. -С. 58-65; Игрунов В. Экономическая реформа как вызов // Пределы власти. -1994. -№ 4. -С. 79-89; Казинцев А. Чечня: Первый несданный рубеж // Наш современник. -

  2. -№ 4. С. -164-173; Кобищанов Ю. Этнические аспекты гражданской войны // Азия и Африка сегодня. -1994. -№ 3. -С. 20-23; Ковальская Г. Долгая трагедия после короткой войны // Новое время. -1994. -№ 50. -С. 13-15; Костоев И. Двадцать третий чрезвычайный указ: Беседа с председателем Комитета по законодательству Совета Федерации о ситуации в зоне осетино-ингушского конфликта // Новое время. -1994. -№ 45.- С. 12-13; Крошин Г. Кое-кому в Москве выгоден конфликт....//Столица. -1994. -№31. -С. 10; Крошин Г. Чей же это

общая особенность - поисковый характер. Из этих трудов диссертант почерпнул очень многое, учась вести собственное исследование в условиях невиданного прежде плюрализма мнений, открытого столкновения точек зрения. Мозаика позиций настоятельно требовала выработки собственного подхода к анализу сложных процессов этнополитического пространства России. Данные публикации несли в себе и другое - априорность, недостаточную адекватность теоретической базы изучения, без которой невозможен ни анализ, ни выработка и реализация конструктивной национальной политики.18

Но именно эта группа научных работ способствовала формированию у автора гипотезы относительной устойчивости сущностных характеристик этнополитических конфликтов и возможности использования на этой основе синтетического подхода к анализу этнополитической коллизии как явления, имеющего в своей первооснове определенную долю универсальности.

Такой подход не препятствовал выявлению специфики конфликта. Напротив, он способствовал вычленению специфических компонентов в анализе, раздвигая методологический инструментарий исследований. В этом отношении немалую помощь особенно оказали работы Котанджяна Г. С.19 и Здравомыслова А. Г.20

конфликт? : Интервью с заместителем председателя Совета Федерации РФ Р. Абдулатиповым о региональной политике Центра в Осетии и Ингушетии // Столица. -1994. -№ 36. -С. 15.

18 Доронченков А. И. Проблемы теории наций и межнациональных
отношений в диссертационных трудах // Социально- политические
науки.-1990.-№10.-С. 118.

19 См. Котанджян Г. С. Этнополитические проблемы национальной
безопасности. Цивилизованный анализ "Консенсуса - конфликта". Дисс.
Док. Полит. Наук. - М., 1992.

20 См. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М., 1995.

При формировании своей позиции автора укрепило тщательное знакомство с рядом докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в последние годы, в которых рассматриваются проблемы этнополитических конфликтов.21 Анализ их содержания позволил не только собрать богатый и разносторонний фактический материал, но почерпнуть немало ценных идей, дефицит которых столь остро ощущает начинающий научный работник.

Анализ охарактеризованных выше групп научных работ, посвященных теоретическим проблемам современной этноконфликтологии, помог вычленить и изучить современный этнополитический конфликт на фазе его совпадения с общими структурными изменениями в социально - политической системе общества, дающего крайне неблагоприятный для страны эффект усугубления кризиса практически всех сфер ее общественной жизни.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выделить и изучить закономерности и особенности формирования конфликтогенной феды, исследовать сущность и движущие силы этих этнополитических столкновений, проанализировать их типологизацию, постичь динамику конфликта, увидеть и осмыслить специфику форм проявления этнополитического конфликта в России, выявить пути возможного достижения межнационального мира в условиях этнополитического столкновения.

21 Маликова Н. Р. Межнациональное общение: взаимодействие в согласии и конфликте (этносоциальный анализ на материалах Азербайджана). Дисс. Док. Соц. Наук. -М., 1993; Шуверова В. Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980 годы) в англоамериканской литературе. Дисс. Док. Истор. Наук. -М., 1993; Амелин В. В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. Место и роль политических партий, общественных движений в их разрешении. Дисс. Канд. Истор. Наук. -М., 1992; Сергеев А. С. Межнациональные конфликты в Российской Федерации: государственно- правовые проблемы. Дисс. Канд. Истор. Наук.-М., 1993.

Предметом исследования является совокупность явлений и процессов, образующих такой сложный, противоречивый и многоуровневый феномен, каким является современный этнополитический конфликт, сумма которых формирует структуру этнополитического пространства России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х до середины 90-х гг., -вместивший в себя годы резкого обострения этнополитической напряженности в России. Вместе с тем, сложность изучаемого явления предполагает обращение и к более ранней отечественной истории.

Источниковедческую базу диссертации составили: официальные документы, текст Основного Закона (Конституции РФ), текст Федеративного Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Указы Президента РФ о Концепции национальной политики, постановления Правительства РФ, документы политических партий и движений, различных конфессиональных организаций, данные социологических исследований, публикации печати.

Новизна исследования заключена в первую очередь в сущности используемого в нем методологического подхода. Многомерность и динамика этнополитического конфликта подводит к выводу о возможности применения комбинированного методологического подхода, включающего исторические, социологические и иные компоненты. Однако доминирование в числе генетических признаков этнополитического конфликта феномена властных притязаний перевешивает в пользу политологического подхода. Его применение практически впервые создает предпосылки послойного изучения ткани

этнополитического конфликта. В таком случае не отвергается рациональность ни одной из теорий, изучающих конфликт под разными углами зрения. Системный анализ побуждает исследователя формировать синтетическую методологию, доминантой которой остается политологический компонент.

Анализ совокупности факторов, влияющих на условия формирования этнополитического конфликта, позволяет определить властные интересы его участников, а также их ресурсный потенциал. Последний, воздействуя на динамику протекания конфликта, может меняться в зависимости от целого набора факторов, характеризующих ту или иную этническую общность. Пластичность таких характеристик этнических общностей, как культура, уровень социально -экономического развития, наличие опыта государственного строительства, создает своего рода шкалу изменения интенсивности этнической напряженности и возможность выбора соответствующей клавиши.

Коренные признаки этнополитических конфликтов, важное место среди которых занимает и уровень культуры, положены в основу соответствующей типологии. Для последующего изучения специфика конфликтного процесса в России с присущей ему динамикой может быть вычленена и изучена при опоре на внешние и формальные характеристики. Концентрированным воплощением сущностных свойств этнополитических конфликтов, характеризующих их природу, впервые в отечественной литературе выступает их объемная типологизация. Социальное пространство, возникающее в результате разметки конфликтного поля участников противоборства, становится пространством, адсорбирующим признаки этнополитического конфликта. Они могут быть изображены в виде голограммы, в структуру которой войдут все признаки, определяющие типологию конфликта.

Анализ условий формирования этнополитических конфликтов и их динамики позволяет делать,несущий немалую меру новизны довод о взаимозависимости и взаимопроникновении перечисленных признаков, дающих мощный взрывной эффект. Именно он привел к нарастанию этнополитической напряженности и распаду СССР. В этом - ключевое значение изучаемого явления. Динамика этнополитических конфликтов воспроизводит основные фазы крушения Советского Союза, напоминая об угрозе, которая может быть актуальной и для России. Выявлено и обратное воздействие. Анализ причин этнополитического характера, вызвавших исчезновение целого государства и даже мировой системы, наводит на мысль о том, что разрушение прежних социально -политических структур и переход к "новым" сопровождается глубокими качественными преобразованиями, сильно затрагивающими политическую сферу на всю глубину.

Анализ специфических черт этнополитических конфликтов в России показывает, что их развитие проходит на двух уровнях: местной элиты, деятельности национальных партий и движений, а также Федеральной Власти. Двухуровневая система развертывания этнополитических конфликтов в стране дает основания для вывода о глубокой внутренней связи между деятельностью национальной элиты и властным использованием настроений национальных масс. Обозначенные уровни развития конфликтов кореллируют между собой, не имея возможности обойтись друг без друга. Ни один из этнополитических конфликтов не исчерпывается только участием элит. В ходе столкновения происходит этническая мобилизация масс, не имеющих представления об истинных интересах своих лидеров. Такая констатация обосновывается впервые.

При анализе путей достижения этнополитического равновесия в России приоритетным представляется использование национального

исторического опыта страны в улаживании межнациональных коллизий. Исключительно ценные элементы его содержат инструментарий внутренней политики страны. Ряд последовательно сменявших друг друга монархий (раннефеодальной, сословно - представительной, абсолютной) свидетельствует о жизнеспособности такого опыта, нуждающегося в дополнительном изучении и осмыслении. Это отнюдь не снижает ценности миротворческих технологий, хорошо зарекомендовавших себя в ходе переговорного процесса. Исследование показало большую и насущную актуальность Концепции национальной политики с целью обеспечения мира в этополитическом пространстве России. Автор пришел к выводу, что переговоры призваны завершать процесс создания алгоритма компромисса, выравнивающего этнополитическое пространство в период конфликта.

Данные, отличающиеся новизной, выводы и оценки работы могут представлять практическую значимость для разработки конкретных мер при проведении цикла мероприятий по реализации национальной политики, для изучения общественного мнения в полиэтнической среде, в интересах обеспечения предвыборных кампаний на региональном и федеральном уровнях России, для анализа формирования федеративных отношений.

Этнополитический конфликт: методология анализа

Методологическая база анализа этнополитического конфликта представляет собой более "объемное" понятие нежели сам предмет исследования. Причины этого явления на первый взгляд не совсем очевидны, дело в том, что исследовательская стезя этнополитического конфликта не просто способна вывести исследователя на сопредельные дисциплины, а поднять уровень теоретических заключений на принципиально иную поверхность. Размышления о том "Как и с помощью чего анализировать этнополитический конфликт?" предусматривает анализ определенных областей общественной жизни, структурные связи которых детерминированы не столько их предметной спецификой, а возникающими на этой основе межпредметными связями. Попытка представить этнополитический конфликт как предмет изучения одной дисциплины непродуктивна, ибо сферами своего возникновения и действия он неизбежно охватывает целый спектр проблем, предметную область которых изучают другие науки.

Теоретические воззрения на конфликтологию носят системный характер. Многогранность социальных явлений, раскрываемая в ходе эволюции этнополитических конфликтов, позволяет обнаруживать определенные структурные элементы общества, изменение которых влечет за собой изменение оценочных суждений о его развитии.22 К числу подобных оценок относятся и методологические принципы. Сам характер социально-экономического развития государств в большинстве своем сопряжен с волнами кризисного развития, немалое место в которых принадлежит и этнополитическим конфликтам. Конфликтогенная почва развития конфликтов безусловно затрагивает внутреннюю структуру общественного устройства. При попытке представить этнополитический конфликт как производную функцию социального кризиса, становится возможным представить его обусловленность собственной логикой устойчиво неравновесных социальных процессов, то есть тем, что прежний путь развития общества заходит в тупик.23 Отсюда проистекает необходимость поиска существенно новой модели социальных, в том числе и этнополитических, связей в государстве. Существенную проблему при определении методологических подходов анализа этнополитических конфликтов представляет I перспектива синтеза двух походов к изучению общества: формационного I и цивилизационного. В целях наиболее объемного представления об / этнополитических конфликтах характер исследования не предполагает полностью отказываться и от формационного. Состояние теории формации, по словам доктора исторических наук Алаева Л. Б., сейчас тяжелое. Это объясняется тем, что она, будучи выдвинутой К. Марксом в 1850-е гг. с тех пор не развивалась, а лишь догматизировалась.24 Хотя нельзя отрицать и далеко неполного представления о характере этнополитического конфликта при явном доминировании только формационной теории.25 Перспективный анализ этнополитических конфликтов предполагает создание достаточно гибкого теоретического механизма, предполагающего пластичный переход от одной научной парадигмы к другой.

Условия формирования, движущие силы и цели конфликтов

Условия, в которых происходит вызревание этнополитического конфликта, по мнению автора можно подразделить на следующие группы: этнические, исторические, социально - экономические, политические. Каждая из названных групп оказывает определенное влияние на формирование корней этнополитического конфликта. Данное влияние - не однозначная величина, сохраняющая стабильность воздействия. Например, она предполагает притяжение одних и отталкивание других факторов. Интеграция и дезинтеграция, сменяя друг друга, также играют свою роль, однако данные качественные характеристики проявятся позднее в ходе самого этнополитического конфликта. Другими словами, - конфликт будет выступать в качестве отражения тех условий, в которых развивался процесс его вызревания. Обстоятельства политического характера могут воздействовать как фактор субъективный на скорость развития этнополитического конфликта двояко: ускорять его протекание или, наоборот, способствовать замедлению динамики.

Социально - экономические условия развития конфликта связаны прежде всего с неравномерностью экономического обустройства территорий народов, на ней проживающих. Автор придерживается той точки зрения, что этнополитический конфликт не всегда возникает между различными этническими общностями. Там, где в результате исторических событий этнографическая структура общества достаточно усложнена, этнополитический конфликт может возникать и между субъэтническми группами, и между составными частями одних и тех же этнических образований, не представляющими этнографические группы, но отличающимися по уровню развития культуры.

Исторические условия могут включать в себя оценку этносом своего места и роли в мировом эволюционном процессе. Данная группа условий будет зависеть от появления исторической памяти, которая хранит национальные традиции и легенды, перечень "исторических врагов", отражает колониальное прошлое, наличие или отсутствие собственного опыта государственного строительства.

К группе исторических условий могут быть отнесены характеристики, раскрывающие процесс вызревания этнополитических конфликтов на територии бывшего СССР. Здесь целесообразно учитывать тот факт, что некоторые из них накапливались в ходе взаимоотношений этнических групп в годы, предшествовавшие Октябрьской революции 17 года, а другие - более тесным образом связаны с политико - административным устройством страны в послеоктябрьский период. Несомненно и существование такой группы факторов, влияющих на формирование этнополитических конфликтов, которые начали оказывать свое воздействие в досоветский период и были усилены впоследствии. Как представляется, последовательное рассмотрение данных групп может оказать существенную помощь в деле изучения генезиса и эволюции этнополитического конфликта. В анализе тем самым предстает весь изгиб.

Рассматривая условия, которые способствовали обострению межэтнической обстановки между соседними народами, следует отметить прежде всего те, которые связаны с различиями в культуре. Например, Самарканд и Бухара, являясь древнейшими областями персидской культуры, в 30-е годы XX в. были присоединены к Узбекистану. Таджикам, проживающим на территории Бухары и Самарканда, была предоставлена возможность выбора: либо переехать в новую столицу Душанбе, либо официально сменить этническую принадлежность, т.е. называться "узбеками".102 Конечно, здесь явно присутствовал культурологический аспект, ибо разница в уровнях культуры, несомненно есть. Но здесь примешивалось и другое. Многолетний спор между двумя достаточно различными этническими группами, был усугублен неуклюжей попыткой политико административного переустройства, которая не могла не вести, вместе с культурологическими факторами, к обострению процесса.

К этнополитическому конфликту неизбежно приводят и любые попытки "волевого" изменения имеющейся социально - политической, этнографической структуры общества: границ, названий, статуса и др. Свою роль при этом, очевидно, играет и этноконфессиональная структура страны.

Продолжая анализ историко - этнических условий, в которых проходило формирование генезиса гражданской войны в Таджикистане, целесообразно подробнее остановиться и на рассмотрении других факторов. Этнический анализ , как вытекает из ниже приводимой классификации, должен быть дополнен анализом географическим. В нем на первый план явно выходит не этнический, а некий пространственный признак: возникает необходимость в том, чтобы дифференцировать народы "центральные" и "периферийные". Это необходимо потому, что многочисленные этнические группы как таджиков, так и узбеков в центральной части Средней Азии, практически не имея конфессиональных различий, очень смешаны по своему происхождению. Так, например, чагатаи здесь и на юге

Исторические предпосылки межнационального мира в России

Изучение сложных процессов формирования российской государственности способно придать конструктивный характер разработке модели относительной стабильности в полиэтническом обществе. Для поиска невостребованных или в недостаточной степени востребованных вариантов государственного строительства, исследование предполагает анализ исторического опыта России в этом направлении.

Эволюционное развитие российской государственности существенным образом отличается от аналогичных процессов в западной Европе. Исторический феномен для России дореволюционного периода заключается прежде всего в способности властных структур генерировать специфическую социальную среду для оптимального проживания различных этнических общностей. Генератором межэтнических связей, в том числе, выступала национальная политика царского правительства. В триединой формуле: православие, самодержавие, народность - фактически сконцентрирована вся государственная политика имперской администрации.176

Генезис формирования национальной политики напрямую не связан с периодом раннефеодальной монархии, но, тем не менее, многие из направлений будущей национальной политики самодержавной власти опосредованы всем историческим ходом развития страны. Начало формирования российской государственности условно можно отнести к 9 веку н.э., когда происходило объединение Киевского, Новгородского, Смоленского, Полоцкого, Турово-Пинского, Тмутараканского, Переяславского и других княжеств под эгидой Древнерусского государства.177 История развития федерализма дает основания для гипотетического предположения о том, что идея сверхдержавы и примат государства не способны длительное время оставаться в числе главных ценностных норм для этнических общностей, проживающих на его территории. Так, к примеру, объединение древнерусских княжеств происходило двояким путем - на добровольной и силовой основе. Очевидно, что тенденции к узурпации власти и отсутствие прочной экономической основы для объединения послужили причиной для распада Древнерусского государства в 12 веке.

Изучение исторического опыта России на предмет достижения относительной стабильности в межэтнических взаимоотношениях может натолкнуть поисковую деятельность в этом направлении на следующее предположение. Тенденция к узурпации власти, сопряженная со слабой экономической ( и культурной) основой для интеграции, имеет в качестве закономерного следствия колебания в характере межэтнических взаимоотношений. Применительно к существующей власти эта тенденция носит разрушительный характер, что вынуждает властные структуры активизировать поисковую деятельность в сфере этнополитических отношений. Поиск адекватной модели сосуществования этнических общностей в стране является признаком "живого" государственного организма: он способен продолжать свое существование за счет "обновления" структурных элементов. "Клиническая смерть" государственной власти наступает в момент потери чувства самосохранения, когда максимально утрачивается связь с окружающей политической обстановкой.

Власть, стремящаяся к упрочению государства только в одном направлении, неизбежно наталкивается на исчерпанность средств и методов. Как правило, исторические факты подтверждают возможность нахождения адекватной модели межэтнических взаимоотношений не "по краям" общей политической шкалы, а на некотором усредненном значении, которое и будет свидетельством относительной устойчивости всей политической системы, а значит - и межэтнических взаимоотношений.

Древнерусское государство дало истории конкретные образцы наличия не только унитарных тенденций в деле государственного строительства, но и примеры федерализма и демократии. Речь идет о зарождении идеи народного представительства еще в княжеский период 10 века,178в Новгороде и Пскове. Когда на собраниях проговаривалось -призвать или изгонять князей, начинать ли военные походы. Естественно, что о возникновении зачаточных тенденций к формированию федеративного государства в тот период можно говорить с большой долей условности. Но факт остается фактом: существование Новгородской республики служило прологом к возможному образованию будущего государства с зачатками федеративных принципов.

Однако, вектор исторического развития Древнерусского государства получил основное направление в результате воздействия на него других, не менее сильных. Так, Новгородское вече претерпело постепенное исчезновение после завоевания Руси монголо - татарами. Все меньше оставалось свободных граждан, которые могли бы приходить на него. Предположительно, что зародившаяся в этот период идея объединения русских земель с целью противостояния захватчикам, в будущем нашла практическое применение под эгидой абсолютизма, ставшего высшим выражением унитарных тенденций.

Историческое движение Руси к образованию Московского государство - тому подтверждение. В силу большой территории и трансформации властных полномочий в пользу боярского сословия появилась необходимость в менее представительных формах управления. Продолжением народных вече в этот период стал Земский собор. Однако, если вече состояло из всего населения области, то на собор призывались представители населения; если вече обладало полнотой государственной власти, то собор, как правило, играл лишь совещательную роль; участие в вече для населения было только правом, участие в соборе - обязанностью.

Похожие диссертации на Этнополитический конфликт