Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Источники и движущие силы этнополитических процессов на Северном Кавказе.
1. Этнополитические процессы в России и на Северном Кавказе: общее и особенное в их развитии 15
2. Основные противоречия в этнополитических отношениях на Северном Кавказе 34
3. Этнические и социально-политические компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияние на этнополитические процессы 57
Глава II. Состояние и тенденции развития этнополитических процессов на Северном Кавказе.
1. Диалектика центростремительных и центробежных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе 81
2. Основные предпосылки" и причины этнополитической напряженности на Северном Кавказе и перспективы ее снижения 102
3. Этнополитические процессы на Ставрополье в оценках и представлениях массового сознания 125
Заключение 149
Примечания 159
Библиографический список использованной литературы 176
- Этнополитические процессы в России и на Северном Кавказе: общее и особенное в их развитии
- Этнические и социально-политические компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияние на этнополитические процессы
- Диалектика центростремительных и центробежных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный мир
характеризуется неоднозначностью как мировых, так и региональных
политических процессов, различием, а порой и противоположностью
тенденций и векторов развития. С одной стороны, мир характеризуется
глобализацией мировых явлений, взаимозависимостью и
взаимообусловленностью развития, с другой - повсеместным усилением сепаратизма, стремлением к обособлению, сохранению и обретению государственной независимости, этнической замкнутости, что порождает череду войн и конфликтов.
Сложность и неоднозначность современного мирового развития в полной мере проявляется на Северном Кавказе: это, с одной стороны, стремление не выпасть из русла мировых цивилизационных процессов, связанных с глобализацией современного мира, унификацией этнополитического и социального развития, взаимодополнением и взаимообогащением этнических культур и, одновременно, это проявления диссимиляции, религиозной и этнической нетерпимости, замкнутости, отстаивание самобытности этнического развития, иногда принимающей характер автаркии.
Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что современные этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной и неоднозначной истории региона. Здесь тесно переплелись колонизационные явления и освободительная борьба, миграционные процессы и переход территорий от одного этноса к другому, дружба и добрососедство и этническая рознь, - все это не может не проявиться в ходе современного развития Северного Кавказа. Серьезный отпечаток и дополнительную остроту этнополитическим процессам на Северном Кавказе придал системный кризис в современной России, и вместе со всей Россией полосу этого кризиса проходит и Северный
4 Кавказ. Но, наряду с общими чертами, характерными для всей России,
этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют и особенности в
развитии, что существенно обостряет и без того непростую
этнополитическую ситуацию.
Переходный характер современного развития России характеризуется постепенным изживанием прежнего социалистического уклада социально-экономической жизни многих народов. Переход к либеральным демократическим реформам сопровождается разрушением старых норм и ценностей, дезориентацией личности, что ставит ее перед необходимостью выбора новых ориентиров, важных для создания собственного этнополитического бытия.
Важной особенностью этнополитических процессов на Северном
Кавказе является их предельная острота и высокая степень конфликтности.
Высокий потенциал этнополитической напряженности Северного Кавказа
обуславливается не только сложностью этнической истории и этнической
структуры реглсі:а, но и его исключительной геополитической
значимостью. Другой особенностью этих процессов является то, что
определяющей доминантой политической жизни является ее
этнополитическая составляющая, которая влияет на характер и тенденции всех других политических процессов на Северном Кавказе.
Все это объективно предполагает необходимость того, чтобы этнополитические процессы на Северном Кавказе были не только предметом пристального изучения, но и постоянным объектом социального управления. Большую роль в решении этих задач играет анализ влияния конструктивных и деструктивных факторов на трансформацию этнополитических процессов на Северном Кавказе, выделение общего и особенного в этнополитических процессах России и Северного Кавказа. Практически и теоретически актуально определение основных противоречий в этнополитических отношениях и взаимосвязи мирных и немирных форм и способов их урегулирования и решения, а также исследование этнической и социально-
5 политической компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияния на
этнополитические процессы. Важным является рассмотрение основных
факторов, детерминирующих этнополитические процессы на Северном
Кавказе, и диалектика центростремительных и центробежных сил в их
развитии, а также определение основных путей снижения межэтнической
напряженности.
Необходимость исследования этнополитических процессов обуславливается также и трудными и противоречивыми процессами реформации российского общества, сложностью государственного управления этнополитическими процессами, отсутствием конкретности и однозначности государственной политики в этой области, постоянным запаздыванием решений и мер российского государства и региональных властей по разрешению противоречий в этнюполитических отношениях на Северном Кавказе. Это подтверждает < недостаточную разработку теоретических и методологических оснований рассмотрения этнополитических процессов на Северном Кавказе.
Таким образом, исследование этнополитических процессов на Северном Кавказе, рассмотрение их сущностных и содержательных аспектов, источников и движущих сил, а также состояние и тенденции развития в контексте происходящих событий в современной России и на Северном Кавказе является насущным и необходимым как в научном плане, так и для социальной практики.
Степень научной разработанности проблемы. Этнополитические процессы являются предметом изучения различных наук - политологии, социологии, истории, философии, этнической конфликтологии. В истории мировой научной мысли давние традиции имеет анализ взаимодействия этничности и политики: это, в первую очередь, труды Д. Дидро, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Г. Гегеля, И. Фихте (1). Этнополитические проблемы исследовали М. Вебер, Э. Дюркгейм, позднее - американский социолог К. Дейч и испанский философ X. Ортега-и-Гассет (2). Автор
диссертации обращается в своем исследовании к богатой отечественной философской традиции осмысления этнического и политического бытия, имеющей большое методологическое значение. Это труды Н.А. Бердяева, А.И. Герцена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, С.Ф. Платонова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, П.Я. Чаадаева (3).
Этой проблеме посвящено большое количество исследований, связанных с национальным вопросом и имевших, в сущности, этнополитический характер. Среди их авторов - видные теоретики социал-демократии О. Бауэр, Г.В. Плеханов, К. Каутский, В.И. Ленин, вожди и идеологи национальных движений: Дж. Мадзини, М. Ганди, Ф. Фанон, Сунь Ятсен (4). Все это идейное богатство требует дальнейшего освоения и вписывается в контекст исследования современных этнополитических процессов.
Важнейшим источником теоретических и методологических идей является ставшие классическими, работы Э. Геллнера, А. Смита, П. Ван ден Берге, М. Паренти. Вызывают интерес и в полной мере применялись в исследовании современные зарубежные этнополитологические теории и концепции, такие как теория неравномерности протекания модернизации Э. Блэка, А. Дейга, концепция внутреннего колониализма М. Гектора, теория неравномерного развития различных регионов страны Т. Нейрна, теория политизации лидеров национального меньшинства Дж. Ротшильда, модель сообщественной демократии А. Лейпхарта и др. (5).
При исследовании этнополитических процессов широко использовался многоаспектный этнологический, социологический и конфликтологический материал, представленный в работах: Р.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, А.К. Аклаева, В.П. Алексеева, Ю.Д. Анчабадзе, С.А. Арутюнова, А.С. Ахиезера, Ю.В. Бромлея, СИ. Брука, В.Р. Галлямова, Л.Н. Гумилева, Г.С. Денисовой, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.В. Здравомыслова, В.Н. Иванова., В.В. Ильина, М.В. Крюкова, В.И. Козлова,
7 В.В. Коротеевой, П.И. Кушнер, Л.Т. Левина, В.А. Лекторского, Г.И.
Марченко, В.И. Межуева, СВ. Передерия, С.К. Рощина, Л.С.Рубан, М.В.
Саввы, Е.И. Степанова, Ю.И. Семенова, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н.
Чебоксарова, Л.Л. Хоперской, В.М. Юрченко (6).
Для анализа современных тенденций в этнополитических процессах, а также их влияния на различные сферы жизни Северного Кавказа были использованы работы Р.Г. Абдурахимова, С.А. Абдокова, И.А. Агламова, Н.Г. Айдемирова, А.Б. Багдасаровой, В.М. Беджанова, B.C. Белозерова, Б.Д. Иванникова, В.И. Каширина, Э.Т. Майборода, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, О.С. Новиковой, В.В. Радиева, С.К. Рожина, Г.У. Солдатовой, К.Х. Унеева, В.В. Черноуса (7).
В широкой палитре научных трудов советских и российских ученых, на взгляд автора, преобладает либо глобальное видение проблемы, либо выделяются лишь локальные аспекты, не всегда просматривается региональный аспект как наиболее значимый с точки зрения автора; нередко за пределами исследования остается целостное видение содержательных аспектов этнополитических процессов. На наш взгляд, недостаточная целостность содержания делает исследования многих авторов; неполными, так, недостаточно исследованы этнополитическая действительность на Северном Кавказе как результат взаимодействия общего и особенного, и механизмы разрешения противоречий в этнополитических процессах.
Имеющиеся работы М.А. Аствацатуровой, И.О. Бабкина, Х.В. Дзуцева, Н.С. Капустина, СВ. Рязанцева, Е.В. Саввы, А. Ю. Хоца дают основу для сравнительного анализа различных аспектов этнополитической жизни региона, однако, на наш взгляд они выделяют преимущественно общесоциологические и специально-социологические аспекты. Наибольшую трудность в анализе этнополитических процессов на Северном Кавказе представляет поиск теоретико-концептуальной модели, с помощью которой необходимо анализировать фактические данные (8).
8 Таким образом, заявленная диссертантом тема исследования получила
значительное рассмотрение в научной литературе. Однако ее сложность и
многоаспектность, а также постоянная динамика этнополитической ситуации
на Северном Кавказе требует ее дальнейшего изучения, при этом
целесообразно остановиться на наименее исследованных аспектах проблемы:
основных противоречиях в этнополитических отношениях на Северном
Кавказе и путях их разрешения; этнических и социально-политических
компонентах в социуме региона и их влиянии на этнополитические
процессы; диалектике центростремительных и центробежных сил в развитии
этнополитических процессов на Северном Кавказе; основных предпосылках
и причинах этнополитической напряженности на Северном Кавказе и
перспективах ее снижения.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются этнополитические процессы на Северном Кавказе в постсоветский период.
Предметом исследования являются источники и движущие силы этнополитических процессов на Северном Кавказе, а также состояние и тенденции развития этнополитических процессов в регионе в постсоветский период.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования -анализ содержания этнополитических процессов на Северном Кавказе в постсоветский период. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
анализ отечественной и зарубежной научных традиций исследования этнополитических процессов в России и на Северном Кавказе;
выявление тенденций взаимодействия этничности и политики, а также специфики политизации этнических процессов в развитии этнополитических отношений на Северном Кавказе;
- исследование источников и движущих сил этнополитических
процессов на Северном Кавказе;
рассмотрение взаимозависимости и взаимообусловленности
этнической и социальной компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияния на этнополитические процессы;
- изучение действия центробежных и центростремительных сил в
развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе;
- исследование динамики напряженности в этнополитических
отношениях на Северном Кавказе в целом и Ставропольском крае в
частности, а также путей ее снижения.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляет системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения и прогнозирования этнополитических процессов на Северном Кавказе. Теоретическую основу исследования образуют: концепция неравномерности протекания модернизации Э. Блэка, А. Дейга, концепция внутреннего колониализма М. Гектора, теория неравномерного развития различных регионов страны Т. Нейрна, теория политизации лидеров национального меньшинства Дж. Ротшильда, модель сообщественной демократии А. Лейпхарта, и теоретические взгляды П. Ван ден Берге, М. Паренти, В.А. Тишкова; Л.Н. Дробижевой, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Г.И. Марченко, В.И. Вдовина, Л.Л. Хоперской и других зарубежных и отечественных авторов. Анализ этнополитических изменений в условиях крайней нестабильности предполагает широкое использование синергетического подхода. Этнополитические процессы на Северном Кавказе исследуются на основе социологических и конфликтологических методов. Единый методологический подход, сопоставимость выборки инструментария исследования, используемых в ходе данных исследований в определенной мере обеспечили возможность получениея объективных данных о состоянии этнополитических отношений в Ставропольском крае.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- выявлена специфика этнополитических процессов на Северном
Кавказе и показана их обусловленность этнополитическими процессами в России;
-определены тенденции взаимодействия этничности и политики, а также особенности политизации этнических процессов на Северном Кавказе;
-проведен системный анализ основных источников развития
этнополитических отношений и движущих сил этнополитических процессов
на Северном Кавказе и показано, что основным источником развития
этнополитических отношений в регионе являются взаимодействие двух
противоположных тенденций: изменение этнополитической
действительности и сохранение ее в прежнем качестве;
- исследованы основные тенденции этнополитических процессов на
Северном Кавказе, выявлены основные факторы детерминирующие их
развитие, раскрыта взаимосвязь и взаимообусловленность центробежных и
центростремительных сил в этнополитических процессах на Северном
Кавказе;
исследована динамика этнополитической напряженности на Северном Кавказе и определены основные причины, предпосылки и перспективы ее снижения;
- исследованы тенденции в развитие этнополитических процессов на
Ставрополье, определены основные очаги этнополитической нестабильности
и основные факторы, влияющие на их развитие.
Основные положения исследования, выносимые на защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:
1. Этнополитические процессы на Северном Кавказе
детерминированы не только современной этносоциальной
действительностью, но и всей многовековой историей развития этнических групп на Северном Кавказе, а также особенностью геополитического расположения Северного Кавказа, спецификой евроазиатского развития России, а также влиянием основных центров мирового развития на
этнополитические процессы в регионе. Распад СССР, превращение Северного Кавказа в южный форпост России радикально изменили статус региона. В настоящее время происходит становление геополитического единства Северного Кавказа. Северный Кавказ переживает этап регионогенеза, что, при определенных условиях, создает перспективу формирования северокавказской цивилизации.
В этническом отношении сегодняшний Северный Кавказ - это не только несколько десятков автохтонных народов, но и русское и русскоязычное население. В диссертации доказывается, что Северный Кавказ не «переплавил» разнообразные этнические общности и этнические группы в единый социум. Он по-прежнему является ареной взаимодействия культур и цивилизаций различного типа, это ареал кросс-культурного взаимодействия.
Наряду с общим, что характерно для этнополитических процессов России, существует особенное в этнополитических процессах на Северном Кавказе, которое характеризуется отсутствием социокультурного единства, целостности в этнополитическом развитии Северного Кавказа, полиэтничностью и поликонфессиональностью этнополитических процессов в регионе, а также двойственным отношением к федеральной власти и российскому государству. С одной стороны, это тяга к федеральному центру как гаранту стабильности и целостности, с другой - сепаратизм и стремление к обособлению.
4. Этническая составляющая в социуме Северного Кавказа является
определяющей и оказывает существенное влияние на экономическую и
социально-политическую сферы региона, она стала важнейшим
действующим лицом общественной жизни. Этносы и этнические группы
представляют собой не только субъект, но и объект политического влияния,
наиболее мощным генератором этого влияния является государство.
5. Источниками, определяющими состояние этнополитических
процессов, является взаимодействие двух противоположных тенденций:
12 изменения и сохранения этнополитическои реальности на Северном Кавказе.
В постсоветский период получили развитие две следующих тенденции:
сначала изменение этнополитическои действительности, а затем сохранение
измененной этнополитическои реальности в рамках российского государства.
Данные тенденции раскрывают развитие основных этнополитических
противоречий в социуме региона.
6. Этническое в социуме Северного Кавказа реализовалось через
право народов на самоопределение и привело к тому, что на Северном
Кавказе государствообразующими единицами стали выступать этносы.
Признание этносов субъектами политической власти проецируется на
понимание республик Северного Кавказа как преимущественно этнических
государственных образований, а стремление этносов стать субъектами
политической власти приводит к этнополитическои напряженности.
7. Преобладание этнической доминанты над социально-политической
в социуме Северного Кавказа как следствие суверенизации и реализации
права на самоопределение этносов привело > к возникновению проблемы
«титульных» и «нетитульных» этносов. Это; приводит в ряде случаев к
межэтническому противостоянию, использованию суверенитета для
удовлетворения нациально-специфических интересов этнической общности,
без достаточного учета социальных интересов, связанных с принципами
правовой демократии, и превращению демократических политических
институтов в абсолютную власть крупного по численности этноса в ряде
субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе над другими
этносами.
8. Особенности геополитического положения и исторического
развития Северного Кавказа должно способствовать тому, что бы
центростремительные силы стали определяющими в этнополитических
процессах в регионе. Однако, события последних десяти лет говорят о
развитии центробежных сил, хотя уже выделился ряд общих факторов,
которые серьезно ослабляют центробежную тенденцию в этнополитических
13 процессах, таких как включенность этнополитических процессов на
Северном Кавказе в общероссийские и мировые процессы в целом,
невозможность исторического пути каждого северокавказского народа вне
рамок северокавказского социокультурного цивилизационного процесса.
Теоретическое и практическое значение исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы политологами, социологами, философами, историками для углубленного изучения этнополитических процессов на Северном Кавказе. Данная работа может быть полезна для разработки концептуальных моделей и комплексных программ в области политического управления этими процессами. Результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть применены в работе государственных структур, в первую очередь Южного федерального округа и субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Они представляют несомненный интерес для формирования общественного мнения, как со стороны властных структур, так и различных институтов гражданского общества. Материалы исследования вполне применимы в базовых курсах этнологии, социологии и политологии, для подготовки специальных курсов по этнической конфликтологии и, этнической политологии.
Апробация. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседание кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: Международной научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (21-22 июля 1998, г. Ставрополь); Международной научной конференции «Проблемы населения и рынков труда России и кавказского региона» (14-17 сентября 1998, г. Ставрополь); Международный научной конференции "Расселение, этнокультурная мозаика, геополитика и безопасность горных стран" (11-16 сентября 2001 г. Ставрополь); III Форуме международной постоянно действующей
14
конференции «Женщины за жизнь без войн и насилия» (28 - 30 апреля 2001
г. Ростов); Всероссийской телеконференции «Этнические конфликты:
экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения» (22 - 23 мая 2001 г.
Ставрополь); Региональной научно-практической конференции
«Современные проблемы региональной безопасности» (29 апреля 1997 г. Ставрополь); Региональной научной конференции «Проблемы гармонии межэтнических отношений в регионе» (14-15 сентября 1999, г. Ставрополь); XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ (апрель 1997 г. Ставрополь); XLIII научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука - региону»(апрель 1999 г. Ставрополь)ХЫУ научно-методической конференции преподавателей и студентов (апрель 1999 г. Ставрополь); XLVI научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «XXI век - век образования» (апрель 2001 г. Ставрополь).
Материалы социологических исследований в рамках данной диссертации предоставлялись и находили применение при подготовки ряда документов Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, Совета по общественной и экономической . безопасности Ставропольского края, в проектах Института социально-политических исследований РАН, Международного фонда социально-экономических и политологических исследований «Горбачев - Фонд» и используются в преподавании специальных курсов кафедры философии и кафедры социальной философии и этнологии СГУ «Философско - социологический анализ современных проблем войны, мира и армии», «Методика и практика социологических исследований», «Этническая конфликтология».
Основные положения и выводы диссертации изложены в 12 публикациях общим объемом 4,6 п.л.
Этнополитические процессы в России и на Северном Кавказе: общее и особенное в их развитии
Этнополитические процессы стали объектом пристального внимания мировой научной мысли в начале 70-х годов XX века. Это была своеобразная научная реакция на обострившийся национальный вопрос, который, в сущности, приобрел глобальный характер и захватил многие многонациональные страны. Однако нельзя говорить о том, что до этого периода этнополитические процессы не рассматривались учеными всего мира. Классические политические тексты содержат немало фактов и размышлений этнического характера, свидетельствующих о весьма давнем происхождении исследования этнополитических процессов. Платон и Аристотель исходили из идеи неравенства народов, противопоставляя свободных эллинов и рабов - варварам, следуя традиции; в этом идущей от Эсхила и Евклида. «Все эллины - близкие друг к другу люди, - писал Платон, - и состоят между собой в родстве, а для варваров они чужеземцы и. враги» (1). Анализ классических, говоря современным языком, политологических произведений выявляет немало проблем, касающихся этнополитических процессов. Эти процессы с момента своего появления существуют в двух исторических формах: сотрудничества и взаимопонимания, господства и подчинения. С возникновением политических структур общества эти типы этнополитических процессов получили идеологическое обоснование, и уже в Новое время их сущность была выражена в принципах государственности, патриотизма, национализма, шовинизма, интернационализма и гуманизма. В исследованиях этнических явлений и их связи с политикой одним из подходов стал политический подход, связывающий природу этнического с наличием и развитием государственности. Национальное, согласно Гегелю, является частичной реализацией абсолютного духа в формировании национального государства (2). Макс Вебер определял нацию как общность, стремящуюся к созданию собственной государственности (3). Н.А. Бердяев считал государственное бытие нормальным бытием нации, а потеря нацией своего государства - великим несчастием, калечащим душу нации (4).
Довольно трудно найти авторов в этнополитических исследованиях развития народов и их роли в истории, которые не выделяли, не идеализировали свой, а иногда, хотя и редко, чужой народ. Так Фихте и Гегель возвышают немцев, славянофилы - русских. Хорват по национальности, служащий московскому государю, основатель панславянизма, Юрий Крижанич считал: «Русская власть - есть высшая на Земле и нет другой ее выше» (5), а француз Ш. Монтескье весьма определенно заявил: «немцы ... самые прекрасные люди на свете» (6). Для Макиавелли глубоко оскорбительна была мысльмоб уничтожении народа рабством и лишения его свободы. «Народ жестоко мстит тем, кто отнимает у него свободу»,- предупреждает он (7). Н. Макиавелли еще задолго до депортации ряда народов Северного Кавказа И. Сталиным писал, что и Филипп Македонский «... перегонял жителей из страны в страну подобно тому, как пастухи перегоняют скот» (8).
Основополагающей политической добродетелью по Ш. Монтескье является любовь к отечеству. Политические успехи и величие римлян Монтескье объяснял тем, что «любовь к отечеству была господствующей страстью, которая, выходя за рамки пороков и добродетелей, повиновалась только себе самой и не считалась ни с гражданином, ни с благодетелем, ни с отцом» (9). Для Фихте любовь к отечеству является безусловным оправданием и требованием самопожертвования. «В пожирающем пламени и высшей любви к Родине, которая окутывает нацию подобно покрову вечного, благоразумный человек охотно приносит себя в жертву, а неблагородный, который существует для благородного, должен жертвовать собой» (10). Он критиковал стремление немцев «стать всеми и быть всегда дома» (11).
П.Я. Чаадаев придерживался противоположных взглядов: он полагал, что «любовь к Родине разделяет народы, воспитывает национальную ненависть» (12).
И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления» пишет: «Приверженность духу народа, его национальному характеру оправдана любовью к богу, она должна быть зрячей к порокам и слабостям, несовершенствам народным и не перерастать в манию величия. Интернационализм не лишает человека национальных начал, но снижает его духовную высоту, обесцвечивает его дух, помогает скрыть стремление разложить, завоевать и покорить другой народ» (13).
Как видно из приведенных высказываний, существовала и существует широкая палитра взглядов, мнений и идей, касающихся развития этнополитических процессов, взаимосвязи: этнических явлений с политикой, связывающих -природу этнических процессов с становлением и развитием государственности. Она охватывала широкий круг проблем: философских, социальных, психологических и друшх, связанных с нациями и политическими средствами решения национальных противоречий. Лишь в конце 60-х - начале 70-х годов XX века обозначилось обособление этнополитической проблематики, и оно ведет свой отчет от американских ученых М. Паренти, Дж. Ротшильда, их трудов, вышедших в конце 60-годов XX века.
Этнические и социально-политические компоненты в социуме Северного Кавказа и их влияние на этнополитические процессы
На Северном Кавказе, как и в других полиэтничных регионах, этнополитические процессы представляют собой следствие переплетения экономических, правовых, социально-политических и собственно этнических проблем, находящихся в тесной взаимосвязи. Однако до сих пор нет однозначного понимания места и роли этнического в социуме. Трудность разработки современной теории этноса обусловлена тем обстоятельством, что существующие ныне этносы представляют собой обычно очень сложные образования с массой индивидуальных особенностей. Задача осложняется так же тем, что люди образуют не только этнические, но и множество других видов общностей или социальных групп.»При этом одна и та же группа людей может входить одновременно, скажем, в производственный коллектив, социальную группу или класс, религиозную общину, политическую партию, этнос и государство: в одной ситуации она будет выступать как часть одного вида общности, а при изменившейся ситуации -как часть другой. Выделить из этого социального сплетения этнические связи, признаки, надежно определяющие именно этническую, а не какую-то общность, не просто.
Дискуссия вокруг понимания этничности среди мировой научной общественности стала развертываться с начала семидесятых годов XX века. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, которые можно свести к трем подходам в понимание этнического феномена - примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому(54).
В теориях примордиалистского толка выделяется два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева, который считал этнос природным, биологическим феноменом.
Под этносом Л.Н. Гумилев понимает сложившуюся устойчивую общность людей, противопоставляющая себя другим аналогичным общностям и объединенная комплиментарностью, пассионарной индукцией и единым стереотипом поведения. Этнос, как считает Л.Н. Гумилев, напрямую зависит от природной и социальной среды обитания, которая накладывает неизгладимый отпечаток на его содержание. Можно сказать, что этнос - это способ существования людей в среде обитания (55). Однако говорить об определяющей роли биологического в этническом вряд ли верно. Л.Н. Гумилевым и рядом других ученых не учтен системный фактор при исследовании этнических процессов. В концепции Л.Н. Гумилева этнос представлен в виде энергетической системы, пассионарность которой в процессе развития расходуется в соответствии со вторым законом термодинамики. Само этническое поле подвижно, изменяемо соответственно динамике изменения пассионарности. Но дело в том, что нет никаких доказательств замкнутости этнической системы, которая только и могла бы определить ее развитие на основе второго закона термодинамики. Скорее верно противоположное: этническая система открыта и развивается по законам синергетики (56).
Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического направления в рамках примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Этот подход, поддержанный большинством советских, а затем и частью российских этнографов, определяет этнос, как социальное, следовательно, подчиненное законам развития общества, это некая однородность, идентичность всех элементов этноса, которая может быть обнаружена только в самосознании. Еще в прошлом веке Г. Гегель первые сформировал понятие «самосознание народов», которое, «состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах» (57). По Гегелю, самосознание народа - важнейшее качество в характеристике национальной общности. По выражению немецкого философа, - каждый народ, осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы. Таким образом, Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике этнической общности этносоциальная направленность самосознания, предполагающая эмоционально-оценочное отношения к представителям своей и другой этносоциальной группы. Впоследствии эта особенность самосознания оформилась в рамках противопоставления: «мы» - «они». По определению Л.М. Дробижевой, этническое самосознание во-первых, самоидентификация, во-вторых, оно включает, в себя представления этноса о своем происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, территории проживания (58). Антитеза «мы - они» играет особую роль в формировании этнического самосознания и служит основанием для образования идей этноцентризма и национализма во всех их проявлениях и формах. В образе «мы» концентрируется представление о своем народе, о его происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, традициях, нормах поведения. В образ «они» входят восприятия, оценки и представления о происхождении, истории, языке, культуре, традициях представителей иноэтничных групп.
Диалектика центростремительных и центробежных сил в развитии этнополитических процессов на Северном Кавказе
Северный Кавказ является одним из наиболее многонациональных регионов не только нашей страны, но и всей планеты. На сравнительно небольшой территории в течение очень длительного времени проживают десятки народов. Полиэтничность Северного Кавказа складывалась исторически. Уже в древнейшую эпоху особенности горного рельефа способствовали дроблению и автономизации этнокультурного пространства, выступая, таким образом, мощным фактором этно- и культурогенеза. В последующем массовые миграционные перемещения, культурные инфильтрации и т.п. неоднократно меняли этническую карту района. Соединившись в пределах замкнутого географического ареала, границы которого естественным образом закрыты двумя морскими бассейнами, а снеговой хребет Большого Кавказа играет роль «запертых ворот», гасивших возможные попытки дальнейших миграционных перемещений народов. Именно здесь народам Северного Кавказа было суждено пройти свой путь исторического развития.
Вся история народов Северного Кавказа характеризовалась диалектической взаимосвязью и взаимодействием центростремительных и центробежных тенденций.
Во-первых, стремлением к одному или другому центру мирового развития Западу или Востоку.
Во-вторых, попытками соединить Северный Кавказ или его часть в единую общность с единым центром.
В-третьих, отсутствием вплоть до советского периода у большинства народов Северного Кавказа собственных государственных форм организации и преобладанием обществ традиционного типа, носящих локальный характер, роль которых и по настоящее время очень велика.
В-четвертых, политикой дооктябрьской России, препятствовавшей созданию на Северном Кавказе самостоятельных государственных образований северокавказских народов.
В-пятых, созданием иерархической системы национально-государственного устройства в советский период, которая усилила и без того существующую этногрупповую конкуренцию.
В-шестых, стремлением к созданию этнонациональных форм государственного устройства, попытками освободиться от влияния российского центра, вплоть до выхода из состава Российской Федерации в постсоветский период.
Данные тенденции вызваны действием определенных исторических факторов.
Во-первых. Географическое положение Северного Кавказа, которое еще с древних времен определяло геополитический статус региона. Будучи мостом между Европой и Азией, Северный Кавказ испытал на себе влияние разных религий, азиатских и европейских цивилизационных течений, соперничество различных государств. Геополитическое влияние Северного Кавказа в современном мире возрастает, и видимо, в течение определенного времени будет возрастать. Согласно мнению многих политологов и социологов, былое глобальное противостояние по оси Запад - Восток сменяется противостоянием Севера и Юга. Таким образом, Северных Кавказ может оказаться под влиянием новых центров мирового развития.
Во-вторых. Исторически Северный Кавказ является полиэтничным регионом. На сравнительно небольшой территории проживают десятки автохтонных народов, говорящих на совершенно различных языках. Все автохтонные этносы по лингвистическому признаку можно разделить на четыре группы причем принадлежащие к разным этнолингвистическим семьям: адыго-абхазскую, нахско-дагестанскую (кавказская этнолингвистическая семья), иранскую (индоевропейская семья), и тюркскую (алтайская семья). Все эти лингвистические группы отстоят исторически и в чисто языковом отношении далеко друг от друга, но Северный Кавказ сделал их близкими соседями. Однако ни один из представителей каждой из четырех лингвистических групп не может понять представителя другой группы без помощи третьего языка. Это - фундаментальный фактор и он накладывает особый отпечаток не только на этнокультурные процессы региона, но и на всю политическую и экономическую жизнь. После вхождения Северного Кавказа в состав России, русский язык постепенно стал языком межэтнического общения, а в XX веке и мощным фактором развития всей культуры народов региона.
В-третьих. Северный Кавказ является поликонфессиональным регионом. Еще в раннем средневековье сюда стали проникать христианство и ислам. И христианизация, и исламизация региона шли длительное время, вытесняя местные родоплеменные верования, в основном культы природы, преодолеть которые до конца ни одной из названных мировых религий не удалось. Более того, в регионе встречается такое явление, как этнический биконфессионализм. Так, большая часть осетин исповедует православие, другая - ислам суннитского толка.