Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Шилова Юлия Борисовна

Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности
<
Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шилова Юлия Борисовна. Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 СПб., 2006 136 с. РГБ ОД, 61:06-9/276

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Системный взгляд на деятельность с точки зрения роли в ней сознания и бессознательного 16

1.1. Особенности системного подхода к деятельности 16

1.2. Проблема сознания, роль и место сознания в системе деятельности 32

1.3. Проблема роли и места бессознательного в деятельности 46

ГЛАВА 2. Существующие представления о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности (Марксизм, экзистенциализм, синергетика) 56

2.1. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках марксистского подхода 56

2.2. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках экзистенциального подхода 68

2.3. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках синергетического подхода 78

ГЛАВА 3. Сравнительный анализ данных подходов к деятельности в рамках системного подхода 88

3.1. Возможность взаимодополнения и противопоставления марксистского и экзистенциального подходов 88

3.2. Возможность противопоставления и дополнения философских подходов и синергетики 100

3.3. Систематизация философского и естественно - научного подходов к деятельности. 109

Заключение 116

Библиографические источники 124

Введение к работе

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных, природа вынашивала всё более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью явилось сознание. Главным условием возникновения и развития сознания является сов -местная продуктивная деятельность опосредованная речью, которая требовала кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Главной составляющей сознания является разум. Важность его как главенству — ющего факта, проявляется не только в познавательном процессе, но и в способ -ности к творчеству, в свободе и созидании культурных ценностей, в придании смысла человеческой деятельности.

Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический дуализм природы человека. И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему. Однако существуют несколько основополагающих наук, таких как философия, психология, биология, которые вплотную занимаются этой проблемой. В каждой из этих наук ставится вопрос о деятельности и проблеме в ней сознания и бессознательного, согласно основным положениям.

Философия подходит к проблеме с онтологической позиции, рассматривая существование человека и его деятельность через бытие и в бытие; и с позиции теории познания, которая затрагивает вопросы роли процессов когнитивного развития, творчества, учитывая, что познание носит как чувственный, так и логический характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя через чувства.

Психология рассматривает данную проблему, представляя душевную жизнь человека, как составляющую телесной жизни, изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.

Биология рассматривает данную проблему с точки зрения теории эволюции живых организмов в целом и в отдельности каждого биологического существа. Человек же является биологическим существом, поэтому развитие и становление деятельности человека, роли и места сознания и бессознательного в деятельности связано с основными вехами эволюции человека и живых существ. Несмотря на кардинальные различия наук, трудно провести границу между ними и поэтому, данная работа - есть попытка объединить представления этих наук на основе философской методологии.

Проблема деятельности, роли и места сознания и бессознательного в деятельности это универсальная проблема человечества. Перед взором человека предстаёт мир, который разворачивает многообразие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний. Но все процессы данности мира и переживаний проходят через чувства и мысли, через сознание. Сознание есть то вездесущее, вечное, неуничтожимое, что сопутствует человеческой деятельности, человеческому освоению мира, составляет его основу, внешнюю и внутреннюю. Сознание связывает человека с внешним миром и одновременно с внутренним миром самого человека. Сознание не существует как отдельный предмет, поэтому его нельзя познать, описать, оно проявляет себя в трудовой деятельности, в творчестве, оно присутствует в образах восприятия, соотносит наши ощущения, мысли, чувства Чтобы войти в состояние сознания недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать. Для этого необходимы дополнительные акты, с помощью которых «я не просто мыслю, а осознаю, что я мыслю». Поэтому проблема деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней - это проблема самого сознания, имеющая различные уровни своего решения. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания в связи с ролью в деятельности, а также психического опирается на определённые философско-мировоззренческие установки. И это придает проблеме особый дополнительный смысл и значение.

В настоящее время накоплен большой научный опыт, культурологический, философский и психологический материал по различным аспектам деятельно -сти, роли становления сознания и бессознательного, его природным предпосылкам, нейрофизиологическим, психическим и социокультурным механизмам, ди -намике внутренних состояний и переживаний.

За период с середины 19 века сложились многочисленные философские и пси -хологические направления исследования деятельности, роли и места сознания и в деятельности, роли и места бессознательного в деятельности и в их взаимосвязи. Проблема деятельности исторически имела различное толкование в зависимости от направленности философских и психологических течений. Так в марксистской философии деятельность рассматривается как познавательно — практическое освоение и преобразование человеком объективного мира, подчёркивается единство чувственно - практической и рациональной сторон, определяются её различные виды в зависимости от сфер общественной жизни.

Современная философия определяет деятельность как способ преобразования человеком окружающего мира, основываясь на антропоцентризме, формирует представление о необходимости её разумной и позитивной направленности. В современной психологии основоположником деятельностного подхода является С.Л. Рубинштейн, который опирался на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепцию С.Л. Рубинштейна подхватили Л. С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема «Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности» является комплексной и затрагивает такие научно — исследовательские подходы как деятельностно—исторический, феноменологический, экзистенциальный, психоаналитический, герменевтический, эволюционно — эпистемологический, а также синергетический- Эти подходы находятся в центре внимания отечественных и зарубежных учёных. Научные разработки в данной области исследования можно сгруппировать по следующим направлениям:

- деятельностно — историческое направление где труд является источником деятельности- Оно представлено немецкими философами в диалектико — мате — риалистическом подходе К. Марксом и Ф. Энгельсом;

- экзистенциальное и феноменологическое направления в рамках западно-европейской философии представлены в трудах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, Н. Гартмана; в рамках русской и российской философии пред -ставлены в работах Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Н. Бердяева, ЯЛ. Слинина;

- собственно психологическое направление, которое рассматривает созна -тельные и бессознательные процессы, их взаимоотношения под разными углами зрения, в рамках западноевропейской психологии и психоанализа Следует выделить прежде всего работы З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Э. Берн, Л.Бинсвангер;

- проблемой деятельности, деятельностного подхода и роли в нём психических процессов, работой головного мозга занималась школа советской психологии, представленная — Н.А.Леонтьевым,А.В.Брушлинским, В.М.Бехтеревым, П.Я Гальпериным, В.В. Давыдовым, Л. С. Выготским, С. Рубинштейном, В.П. Зинченко;

- подходы к проблеме сознания и деятельности в рамках русской и советской философии представлены в трудах ММ. Бахтина, B.C. Библера, Д.И.Дубровского, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, И.Ф. Михайлова, В.В. Налимова, Э.Г. Юдина;

- разработка синергетической модели и применение её в социальной сфере, анализ проблемы сознания, творчества, а также механизмы взаимодействия и функционирования системы, являющейся головным мозгом, представлены в работах -И. Пригожина, Г. Хакена, Д. Николиса, Е.Н. Князевой, СМ. Курдюмова.

Марксистский подход к рассмотрению вопросов о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности исходит из примата общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Сам способ бытия человека в міфе всегда предполагает преобразующую, практическую деятельность, которая организуется и контролируется сознанием. Такое взаимодействие - соотношение материального и идеального, реализуется в процессе труда. Но марксистский подход конкретно не связывает бессознательное с материальной деятельностью.

Экзистенциальный подход исходит из того, что человеческое сознание и предме -ты окружающего мира образуют различные виды бытия. Человеческое бытие - это отдельная реальность каждого человека, существующая в мире бытия других людей. Существование человеческой личности представляется как процесс

осознание ею своего «Я», углубление себя, в результате чего, формируется сущ -ность человека. Поиск сущности каждой личностью образует её бытийность, кото -рая становится основой независимого, жизненного плана, включающего предпо — сылку выбора альтернативного поведения и обретения личностью свободы. Но в обществе не может быть полной свободы и независимости. Социальная жизнь бесчеловечна, но является необходимой стороной существования каждого челове -ка. Таким образом, в экзистенциалисты, обращают внимание на мотивацию в поведении человека, действующего в различных жизненных ситуациях. Тем самым, экзистенциальный подход конкретно не рассматривает материальную деятельность как основу мотивации и поведения.

Сравнительно молодая наукасіїнергетика по новому подходит к данной проб -леме. Она привлекает к рассмотрению природы психического теорию самоорганизации, теорию нелинейных систем, понятия порядка и хаоса. Но конкретные предложения по вопросу о роли и месте сознания и бессознательного в деятельности не поднимаются синергетикой до уровня философского обобщения во всём их возможном объёме. Она лишь уточняет, конкретизирует целый ряд вопро -сов, возникающих в связи с ролью и местом сознания и бессознательного в дея -тельности.

Все перечисленные выше направления, имея определённые достижения в решении данной проблемы, обнаруживают вместе с тем, неполноту своих теорий. При этом возникает целый ряд вопросов: Каковы роль и место сознания в деятельности, роль и место бессознательного в деятельности? Что есть бессознательное и какую роль оно играет в жизни человека? Какая роль отводится сознанию и бессознательному в деятельности в экзистенциальном подходе? Какую роль представляет бессознательное в марксистской концепции? Каковы механизмы деятельности в синергетике? Все эти вопросы требуют нового методологического осмысления, чтобы эффек тивно использовать достижения всей научной сферы. Таким образом, исследова -ние роли и места сознания и бессознательного в деятельности представляется актуальной проблемой, значимой для философии, психологии, для антропологии и синергетики.

Прежде всего, возникает потребность в исследовании таких наиболее влиятель — ных направлений как марксистское и экзистенциальное, анализ их различия и взаимодополнения. Соответственно на наш взгляд, необходимо поставить цели и задачи исследования:

- уточнить системные аспекты деятельности;

- определить границы действия основных механизмов сознания в рамках психологического и философского подходов;

- уточнить эту роль в материальной деятельности в рамках марксистского подхода;

- прояснить особенности понимания деятельности, роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках экзистенциализма;

- определить ту роль сознания и бессознательного в деятельности, которая отводится им в рамках синергетики;

- выявить точки соприкосновения и возможность взаимодополнения во взглядах на роль и место сознания и бессознательного в организации деятельности, в данных подходах (философских, синергетического и психологического). Научная новизна исследования просматривается в том, что:

1. деятельность может рассматриваться с точки зрения структурного — функ— ционального анализа, как временная целостность, в отличии от пространственной целостности, системообразующими признаками которой являются потребности, мотив, цель, смысл, действие, предметность, аспекты (ценностный, гносеоло - гический)и механизмы их осуществления;

2. деятельность как целое определяется действием сознательного и действием бессознательного, её составляющих;

3. в деятельности раскрывается феномен человека, специфика раскрытия которого, представлена ведущими факторами организации и реализации деятельности - ролью сознания и ролью бессознательного;

4. выявлены особенности этой проблемы в различных направлениях представленных марксизмом, экзистенциализмом, синергетикой, дается критический разбор данных, по данной проблеме, оцениваются их результаты и достижения;

5. в данной диссертаций сторона процесса труда - отчуждение, должна рассматривается не только в плане социальной природы, но и в плане психологической природы, как патологическое состояние сознания, которое может привести к креативности.

Объектом исследования являются различные факторы и механизмы деятельности, гносеологические и аксиологические стороны её" проявления.

Предметом исследования являются процессы функционирования сознания и бессознательного в деятельности.

В данной работе использованы диалектический, логический и системный методы рассмотрения поставленных задач, в совокупности их отношений и связей.

Материал на котором выполнено исследование - работы, посвященные:

1. диалектико - материалистическому рассмотрению роли труда в экономической теории, представленной К. Марксом и Ф. Энгельсом;

2. теории деятельности, которая разрабатывалась как культурно -историческая деятельностная школа советской психологии, представленная А.Н. Леонтьевым, А.В. Брушлинским, ЛЯ. Гальпериным, В.В. Давыдовым, В.П. Зинченко;

3. психологическим аспектам роли сознания и бессознательного, экзистенциальной психоаналитике, представленной К.Г. Юнгом, 3. Фрейдом, Э. Фроммом, Л. Бинсвангером и критиком Я. Нидлменом;

4. экзистенциальной диалектике, рассмотренной западными мыслителями Ж.П. Сартром, М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Н. Гартманом, а также русской школой, представленной в лице Н.О. Лосского, С.Л. Франка;

5. философским и психологическим школам, рассматриваемым сознание, их различные подходы к роли сознания, роли бессознательного, функционирование головного мозга, представленные в трудах В.М. Бехтерева, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, А.В. Иванова, Я.А. Слинина, Э.Г. Юдина;

6. синергетическому методу исследования, представленному И. Пригожиным, Г. Хакеным, Д. Николае, Е.Н. Князевой, СМ. Курдюмовым, Кроме того в работе использованы работы немецких классиков Г. В. Гегеля, И. Канта, Г. Риккерта, данные современной психологии и философии, представленные в статьях, взятых из журналов «Вопросы философии» и «Вопросы психологии», а также в сборниках, посвященных философским и психологическим проблемам сознания. В работе использована работа В.И. Вернандского «Биосфера и ноосфера». Также новые исследования теории самоорганизации, представленные в журналах «Синергетика и психология», исследования в области когнитивных процессов.

За методологической основой стоит психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, психологическая и философская теории сознания различных авторов и психологическая теория бессознательного К. Г. Юнга. Базой исследований являются подходы: психологический и естественно - науч -ный (синергетика). В данной работе используются психологическое, марксистское, экзистенциальное и синергетическое направления, сравнение и противопоставле -ние этих направлений.

Делаются выводы, представленные в 3 главе об общих закономерностях деятельности и роли и места сознания и бессознательного в ней. Материалы исследования могут послужить для дальнейшего уточнения теории деятельности, роли и места сознания и бессознательного в жизни каждой личности, имеют актуальность, которая требует дальнейшего исследования в этой научной области.

Полученные результаты исследования, сформулированные в выводах предполагают возможное вовлечение материалов в процесс обучения, в процесс профессиональной практической и теоретической подготовки специалистов, чтения курсов по специальности, включающей дисциплины - психология, психотерапия, философия. На защиту выносятся положения:

1. деятельность, являясь системой, представлена системообразующими признаками, которые лежат в основе механизмов функционирования сознания, состоит из подсистем, аспектов;

2. сознание имеет структурный характер, элементы которого взаимосвязаны отношением сознательного и бессознательного и обусловлены деятельностью;

3. в системе отношений сознательного и бессознательного выясняются особенно ста и роль бессознательного и его динамика;

4. деятельность представлена двумя сторонами процесса труда — отчуждением и опредмечиванием; отчуждение может выступать не только как отчуждение средств труда (материальный аспект), но и в плане психологического отчуждения, которое может иметь деструктивный характер для человека; опредмечивание формируется на основе отчуждения, в основе которого лежит разделение труда;

5.становление деятельности, с точки зрения синергетики, - это процессы организации и самоорганизации в условиях изменяющейся среды; б.сущность человека, с точки зрения экзистенциализма, формируется за счет про явление внутренней деятельности, в процессе формирования которой, достигается соединение сущности с существованием.

Положения и результаты исследования были подтверждены на семинарских и аспирантских занятиях кафедры философии РГПУ им. А.И. Герцена, некоторые из них были представлены материалами на Международных конференциях «Ребёнок в современном мире. Культура и детство», «Ребёнок в современном мире. Государство и дети», «Ребёнок в современном мире. Семья и дети», Санкт-Петербург, 2003,2004,2005 год.

Особенности системного подхода к деятельности

Особенности системного подхода к деятельности предполагает рассмотрение проблемы деятельности с точки зрения психологии, философии, синергетики, а так же взглядов учёных в области исследования когнитивных процессов. В связи с этим можно выстроить иерархию понятий, связанных с построением системного подхода. Системный подход к деятельности включает в себя понятие системы, которая является совокупностью протекающих процессов, происходящих в сознании, а также взаимодействием и взаимосвязью этих процессов со средой. Существующие подходы в исследовании деятельности страдают однобокостью. Так А. Н. Леонтьев определяет деятельность процессом, в основе которого лежит материально-чувственная активность человека с предметными образами окружающего мира Материально -чувственная активность - это такое «качество, природа которого лежит в особенностях опосредованной деятельности», пишет А. Н. Леонтьев в сборнике «Восприятие и деятельность», тем самым ставя в основу деятельности сознание, представленное чувственной тканью, значениями и личностным смыслом. В этом смысле точка зрения Леонтьева А.Н. близка к бихевиоризму (стимул-реакция), но понятие поведения исчерпывает себя. Однако существуют исследования в рамках феноменологии, где акцент определений деятельности сводится к рассмотрению проблемы — средства и результативность. Так Э.Г. Юдин рассматривает деятельность как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, единство интерио-ризации и экстериоризации, то есть воплощение способностей и замыслов человека в продуктах деятельности. «Разгадка природы деятельности коренится не в ней, а в том, ради чего она совершается, в той сфере, где формируются цели человека и строится образ действительности» [154, с. 263]. Юдин говорит о том, что деятельность носит целесообразный характер, осуществляется сознанием и абстрагирует её теоретическим мышлением, предполагая внутреннюю психичес -кую деятельность, выводя из этого универсальные понятия. "Их универсальность предполагает, что они характеризуют некий универсум - весь мыслимый мир, взятый как целое, благодаря приведению его к единому масштабу" [154, с. 256]. Но при этом не поднимается вопрос о необходимой целесообразности деятель -ности и её результатов, в том смысле что результаты могут быть как положитель -ными так отрицательными.

С точки зрения Г.В. Суходольского, исходной позицией деятельности служит категория движения, отражающая способ существования материи, в котором деятельность предстает как целесообразная жизнедеятельность высокооргани -зованных форм жизни животных и людей. А человеческая деятельность, с точки зрения Суходольского, это - сознательная деятельность. Но в данном случае не ясно, чем отличается жизнедеятельность от сознательной деятельности. Поэтому такой подход носит абстрактно — универсальный характер.

С точки зрения Ю.П. Платонова, деятельность выступает в качестве субъектно — объектных отношений, как фактор коллективных отношений, направленных на создание определённого продукта. Ю.П. Платонов ставит понимание деятельности в рамки гносеологического и ценностного рассмотрения, в качестве субъ -ектно - объектных отношений. «Но несмотря на значительные исследования аспектов коллективной деятельности остаётся открытым вопрос о психологических факторах, детерминирующих деятельность» [101,с.6]. При этом Ю.П. Пла -тонов акцентирует внимание на необходимости раскрытия психических механизмов и детерминант деятельности.

Проблема сознания, роль и место сознания в системе деятельности

Рассмотрение деятельности привело нас к тому, что деятельность - это не просто форма движения материи, она неразрывно связана с сознанием, с формированием программы деятельности в ментальном пространстве и соответствен -но, с творческим осмыслением её как аналога реальной действительности и применением в конструировании материальной реальности. В современной литературе проблема сознания представлена в виде отдельных сфер функционирования головного мозга, с которыми соотносятся функцио -нальные возможности сознания.

Первая сфера представлена ощущением, восприятием и представлением, вторая сфера—логико-понятийная, третья - эмоциональные переживания и субъективные состояния, четвёртая сфера—«сфера Духа» [42, с. 83-85]. Но ни одна из них не может быть собственно сознанием. Такая точка зрения характерна тем, что легко выделить составляющие, лежащие в основе функционирования сознания, но очень трудно обосновать их единство. В целом, возможности каждой сферы представлены физиологическим функционированием головного мозга - материальной системы. Но сознание нельзя разложить на части или секторы, не сведя к единой целостной картине все сектора, так как отдельно каждый сектор не может в отдельности выполнять функцию единой системы как целого и быть собственно сознанием. Поэтому, сознание представляет собой совокупность, совместность действий всех секторов одновременно. И такую совместность действий нужно представить как систему, элементами которой являются все четыре сферы, а их работа связана с функциональностью каждой сферы и вместе всех одновременно.

Рассмотрение проблемы системности сознания следует начать с вопроса об особенностях физиологических оснований сознания. Эту особенность могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности. Физиологические процессы, присущие мозгу, и наши мысли две стороны одного и того же процесса. С точки зрения Бехтерева, «различие между теми и другими в действительности основывается на том, что одно и тоже явление рассматривается нами как с двух различных точек зрения: с внутренней и внешней» [12, с.43].

Столь же правомерна точка зрения Леонтьева, в которой он говорит о том, что сознание нужно рассматривать как особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности, то есть говорить о явлении сознания как продукта деятельности. В структуру его входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания. Явление сознания включает в себя сложные мыслительные акты, связанные с селекцией инфор — мации, которые проявляются в знаниях об окружающем мире, извлекаемых из потока информации и в этом проявляется ценностный смысл. Вот почему можно согласится с А.Н. Леонтьевым о том, что "сознание в своей непосредственности есть открывающаяся человеку (субъекту) картина мира, в которую он включён сам, его действия и состояния [66, сЛ29].

В методологическом плане мы встречаемся с различными подходами к пониманию природы сознания. Это различие во многом понимается в различии философ -ских позиций авторов. Так Мамардашвили интерпретирует понятие сознания как «предельное понятие философии», которое нельзя представить как вещь, как материю, и только можно соотносить с представлением cogito, с мыслью, то есть идеально[76, с.3-18]. Сознание, по Мамардашвили, есть определённая сфера, в которой соотнесено то, что "я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что подумал", то есть субъективно.

У Сартра сознание есть особый модус познания, называемый внутренним чувством или самопознанием, то есть сознание существует лишь посредством себя. Оно носит так же субъективный характер и в этом тоже проявляется ценностный аспект.

У Лосского, сознание есть: сознающий субъект, сознаваемый объект, отношение субъекта и объекта. Внутренний мир сознания у Лосского также представляется субъективным, но у него есть и трансубъективный мир сознания. Таким образом, у Лосского сознание содержит в себе субъект и объект одновременно и принадлежит к области «данного мне» [69, с. 143]. Внутренний субъективный мир сознания является образующим сущности. Трансубъективный мир сознания представляется существованием, являясь внешней составляющей сознания, носит временной характер, то есть проявляется в конкретное время и конкретном месте.

Идеальный характер сознанию придавал Ильенков. Он писал, что сознание есть отпечаток мира, субъективный образ, совокупность осознанных человеком форм деятельности, которые представляются в ценностном и гносеологичес ком аспектах. Идеальность существует только в сфере сознания. Из этого выте кает, что сознание не есть абстрактная композиция (идеи у Платона), а оно / / обладает материальной составляющей, сущностью.

Роль и место сознания и бессознательного в деятельности в рамках марксистского подхода

Марксистский подход к деятельности представлен в достаточно обширных трудах, где под деятельностью имеется в виду человеческая активность, которая определяется как способ производства жизни посредством труда. Марксизм исходит из предпосылок об уникальности человеческого бытия. В рамках этого подхода стоит предметно - практическая деятельность человека, которая пред — ставлена в марксизме формами взаимодействия человека с окружающей средой.

Это позволяет вскрыть специфику человеческого бытия, определить сущность человека через различные возможности вещей, соединяющие человека и труд. Таким образом, труд выражает особенности социального существования человека. Даже Э. Фромм отмечает эту особенность марксизма: «Чтобы понять мир, человек должен его себе присвоить» [143, с. 606]. Основной формой взаимодействия человека с окружающим миром является материальная трудовая деятельность, потому что от неё зависит всякая иная деятельность. «Труд- это сила, которая стоит над индивидами» [81, Т.З, с.50]. В деятельности непосредственно присутствуют два начала: субъект деятельности и объект деятельности. Человек является субъектом деятельности в том смысле, что он обладает способностью изменять объективное положение вещей, в соответствии со своими потребностями. Он должен обладать энергией, волей и желанием, что делает его действующим субъектом. С точки зрения марксизма, субъект деятельности всегда конкретно исторический субъект. Поэтому он заведомо ограничен существующими естественными и социальными условиями, закономерными связями вещей и явлений, ресурсами своих собственных физических и духовных сил, взаимоотношениями с другими людьми. Социальный субъект действует в пространстве, образованном двумя полюсами—реальным и идеальным. Реальность - это то что окружает человека - общество и то, что есть сам человек и его сознание, выработанные в условиях социальной среды. У неофрейдистов человек является частью реальности, а у Франка «реальность есть та первичная общая атмосфера, погружённость в которую и принадлежность к которой делает всякое содержание сущим, придаёт ему характер объективности». [140, с. 243]

Человеческое бытие является не только объективным, оно субъективно. Объек — тивность же ему придают предметы мира, которые он вовлекает в силу своих потребностей в свои отношения между людьми и с помощью которых челове -ческое бытие приобретает характер объективности. У человеческой реальности есть своё бытие - социальное. У предметов мира есть также своё бытие -физи -ческое, которое вовлекаясь в систему отношений между людьми обретает значение ценности. Тем самым, социальная реальность формируется на стыке человеческого и предметного бытия. Для того, чтобы предметы мира образовали единое пространство, необходим переход, соединяющий мир человеческого бытия с миром предметного бытия. Сознание выступает объединением этих миров бытия, способствует соединению их. Процессом, соединяющим эти миры является тру -довая деятельность человека. Но труд никогда не протекает сам собой, он должен исполняться за счёт сил человека, в том числе его сознания.

На уровне индивидуального сознания субъект сопоставляет себя, своё "Я" с вещью, исходя из своих потребностей. С помощью труда субъект создаёт такое бытие, в котором он вместе с другими людьми погружается в отношения с предметами объективного мира. При этом субъект целенаправленно использует сознание, направляя его на предметы труда, то есть на объективный мир, проти -вопоставляя своё бытие (мир культуры), миру вещного бытия, упорядоченность -миру хаоса.

В процессе труда происходит не только приспособления объективного мира к человеческому бытию, но и конструирование собственного мира, в котором ведущую роль играет сознание и самосознание. Поэтому у Маркса сознание является результатом общественно - исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном взаимодействии с другими людьми. В связи с этим Маркс писал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том что дано природой, он осуществляет и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» [82, с. 189]. Теперь мы перейдём от выяснения социальной роли субъекта к выяснению содержания роли объекта деятельности в марксизме. Напомним, что в качестве объекта выступает окружающий мир — «вещество природы». Но процесс опредмечивания не протекает автоматически. Маркс писал: «Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной собственной жизни человека, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, человек в то же время изменяет свою собственную природу» [84, с. 188].

Возможность взаимодополнения и противопоставления марксистского и экзистенциального подходов

Мы рассмотрели 2 философских подхода: Марксистский и экзистенциальный, где выяснили роль и определили место сознания и бессознательного в деятель — ности в этих подходах.

Марксизм исходит из того, что материальная трудовая деятельность человека определяет характер бытия и, следовательно, уникальность существования человека, сущность которой опредмечивается через комбинации различных возможностей вещей, соединяющие в себе потребности человека и труд. Вот почему в труде проявляется сущность человека. Материальная трудовая деятельность выступает формой взаимодействия человека с объектами мира и представ — ляется процессом, в котором подсистемами являются субъект в своей собственной объективности и объекты мира. С одной стороны деятельность связывает субъекта с объектами мира, а с другой, в рамках этой деятельности формируется сознание, конструирующее проект бытия.

Экзистенциальный подход рассматривает существование, которое проявляется в индивидуальном бытие человека. Труд же или материальная деятельность для экзистенциалистов не являются системообразующими факторами деятельности. Сущность в экзистенции формируется как результат существования. Основу сущности составляет «Я» сознания, которое представляется центром бытийной матрицы. Этот центр концентрирует в себе процессы, формирующие человека. Он является головным, связующим фактором всех процессов бытия. Так как в основе процесса обретения сущности лежит «Я» сознания, оно стремится подчинить себе и подчиняет себе внешний объективный мир, и приспосабливает его отдельные фрагменты в соответствии с потребностями субъективного мира. Поэтому сознание представляется ведущей системой, а объективная действительность - объекты мира становится полигоном, на котором проявляет свои фантазии наше сознание. Сознание и объекты мира, представленные в нём в виде ценностей составляют бытие личности, мир её субъективности. Субъек -тивностью становятся объекты мира через образы, с помощью которых мир вещного бытия включается в мир человеческого существования. Сознание в экзистенции представляется системой, где подсистемами выступают объективная действительность и внутренние состояния сознания представленные бессознательным содержанием - психикой.

Если сравнивать эти два подхода, то в марксистском подходе сознание является процессом, на основе которого формируется деятельность и труд выступает системообразующим фактором сущности. Сущность человека проявляется в противоречивом характере его деятельности, когда субъект противостоит «веществу природы» как «сила природы» [83, с. 188]. Поэтому бытие человека и материальная трудовая деятельность неотделимы друг от друга. Трудовая дея -тельность становится формирующей бытие, в его специфике формируется сознание и его специфика формируется сознанием. Поэтому согласно марксизму, в деятельности, существующей в бытие происходит самореализация сознания. Экзистенция же определяется внутренними процессами, в которых происходит самореализация сущности. Для самореализации необходимы главные условия, из которых считается свобода, а целостность существования может проявляться только в условиях свободы. Свобода - это величина ограниченная: с одной стороны - бытийной матрицей, с другой стороны - объективной реальностью. "Свобода человека не в том, хочет ли он действовать в данной ситуации или нет, потому что и отказ от действия есть поступок и в случае неправомерности может пасть на него виной. Скорее человек всегда принуждён к действию.

Похожие диссертации на Роль и место сознания и бессознательного в структуре деятельности