Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3-11
ГЛАВА 1. ПОЗНАНИЕ ГЕНЕЗИСА ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ 12-58
1. Власть как метафизическая сила общества и ее функции 12-41
2. Структура политической жизни и ее познание 42-58
ГЛАВА 2. ПОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
И ЕЕ ИСТИННОСТИ 59-108
1. Категории "истина" и "ложь", "существование" и "сущность",
"целое" и "часть" при анализе онтологических и гносеологических
аспектов политической жизни 59-79
2. Методология познания онтологической истинности 79-92
3. Модели политической жизни и проблема определения
их истинности 93-108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109-111
ЛИТЕРАТУРА
Введение к работе
Актуальность темы. Мысль о триединстве истины, красоты и добра, которая была когда-то элитной философской идеей, сегодня стала "ходячим мнением" обыденного сознания. Здравый смысл современного человека использует эти категории в роли критерия совершенности предметов, социальных явлений, качеств человека. В том числе и политической жизни общества. Идеалом граждан государства служит такой порядок, который истинен, красив и служит добру. На наш взгляд, категория "истина" в этой триаде является ключевой, что и послужило одним из мотивов выбора темы. Обзор существующей литературы показывает, что, во-первых, очень мало работ, специально посвященных "политической жизни", во-вторых, проблеме ее истинности посвящено еще меньше, в-третьих, исследований, ориентирующихся на анализ онтологической истинности политической жизни, почти нет. За последние годы этот вопрос специально исследуется лишь в одной монографии1.
Исследование структуры истинности политической жизни представляет сегодня и практическую, и теоретическую актуальность. Практическую потому, что "правильная" политическая жизнь государства, партий и других политических институтов связана как с судьбой страны, так и каждой семьи, каждого человека, с его благополучием, материальным и духовным. Теоретическую потому, что реформирование общественной и политической жизни требует ясного понимания критериев истинности социальных явлений.
Противоречие между потребностями современной российской политической жизни в ясных критериях истинности и недостаточной разработанностью этой темы, в особенности онтологической истинности политической жизни, обусловило выбор темы диссертационного исследования.
"Политическая жизнь" - категория, употребляемая философами, политологами, социологами, как правило, без четкого определения, и как интуитивно понятная требует более строго научного анализа. Мы в соответствующих параграфах
1 См Асадуллин А Р , Хазиев В С , Шарипов Р А Истинность социума Уфа 2003
исследования рассмотрим структурные элементы политической жизни, трактуемой нами как динамичное состояние политической системы общества, обеспечивающее стабильное функционирование социума в целом и жизни каждого отдельного человека. Среди структурных элементов мы обратим внимание также на такие, как потребности и цели, методы и средства их удовлетворения и достижения. Политическая жизнь, как и жизнь человека, включает чувства (психологию), мысли (идеологию), речь (учения, концепции) и деятельность (практику). Политическая жизнь может угасать и оживляться в зависимости от различных обстоятельств и условий (внутренних и внешних). Она требует обмена "веществом" и информацией со средой - природной, экономической, правовой, этнической, религиозной, моральной. Разумеется, существуют различные субъекты политической жизни. "Политическая жизнь" -категория, которой обозначается весьма широкий и организованный фрагмент жизни общества, касающийся, в первую очередь, проблем власти.
Степень разработанности темы. Политическая мысль в античности развивалась в рамках общих философских учений, постепенно сужаясь до проблем этических и правовых. Таковы разработки, например, Конфуция, Платона, Аристотеля. Хотя уже в древнеегипетской идеологии есть проблема обоснования власти фараона. Впервые в рамках философии вопросы о происхождении и сути власти, роли правителя и подданных возникают в римской философии, продолжая содержать в значительной мере традиционный правовой и этический оттенок. Работы Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, а также римских историков освещают различные стороны политической жизни своего времени. В интересующем нас плане политическая жизнь рассматривалась в духе античной космоцентричности. Истинной считалась та власть, которая осуществлялась в логическом пределе в соответствии с принципами устройства космоса. Эта схема онтологической истинности общества в целом и политической жизни в частности. Она сохранится и в Средние века, где онтологическая истинность и государства, и правителя будет определяться их соответствием порядкам, установленными
богом. Отсюда и клерикализм, и долгая борьба светских правителей с притязаниями церкви на высшую власть. Это можно увидеть в работах "отцов церкви", особенно ярко - в знаменитой концепции Августина о "двух градах" -земном и небесном. В эпоху Возрождения возникает фигура Никколо Макиавелли, заложившим фундамент современной политологии как науки, где ценятся точная и реальная оценка событий, учет политического опыта (то, что называют сегодня "субъективным, или человеческим, фактором"), необходимость постоянного учета уроков истории. "Государь" Макиавелли объективно отражает истинное положение итальянских государств того времени и имеет точного адресата: тогдашних правителей. Итальянский мыслитель освободил политическую мысль от религиозных догматов. Он подчеркивает, что политические явления зависят не только от общественных факторов, но и от климата, географического положения государства, от природных ресурсов. Макиавелли утверждает, что хорошему правлению нужно также учиться, как и любому ремеслу, что существуют отработанные веками правила политики. Идеи мыслителей Нового времени также содержат положения, которые можно трактовать как стремление выяснить онтологическую истинность государства и политической жизни общества. Для того, чтобы социальная жизнь была справедливой, а граждане счастливы, считали они, нужно, чтобы общественные порядки соответствовали "истинам разума", которые соответствуют объективным законам миропорядка. Эти мысли можно найти у Ф.Бэкона, Гоббса, Локка, у французских просветителей Вольтера, Дидро. Но идея поиска объективных законов развития истории наиболее яркую форму приобретает в социальной философии марксизма. Свою версию политической жизни общества разработали представители русской религиозной философии (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков и другие). В качестве онтологической основы политической жизни выступает соборность, основанная на божественных ценностях и принципах. Они рассматривали государство как посредника между церковью и материальным обществом: оно охраняет, но не вмешивается в духовный мир человека.
Европейская политология как наука возникает в конце XIX века и имеет свои национальные особенности . Интересны идеи М.Вебера о роли иерархически организованной бюрократии, которую он рассматривал в качестве системы управления на основе правил, инструкций и предписаний.
В современной литературе можно найти различные подходы к трактовке основ политической жизни. Не претендуя на исчерпывающую полноту, укажем, на наш взгляд, основные:
- географическая, которая подчеркивает роли климата, ландшафта, территории,
природных ресурсов;
демографическая, акцентирующая внимание на населении, тенденциях миграции, рождаемости и смертности;
расово-антропологическая, пытающаяся объяснить политическую жизнь особенности расовых отношений;
органическая школа, которая рассматривает общество и его жизнь как аналог существования живого организма. Она близка к социальному дарвинизму с его попыткой объяснить политическую жизнь на основе законов естественного отбора;
структурно-функциональная (Т.Парсонс);
неофрейдистская (Э.Фромм);
- есть направления (бихевиоризм, социальных инстинктов), которые видят
основу политической жизни в особенностях индивидуальной психики;
Э.Дюркгейм объясняет политическую жизнь особенностями не индивидуальной, а коллективной психики;
- Г. Зиммель - формами социальных контактов.
Различные аспекты политической жизни осветили в своих ставших классическими работах К.Ясперс - "Смысл и назначение истории"; А.Тойнби -"Христианское понимание истории"; П.Тиллих - "История и Царство Божие";
См Асадуллин А Р , Хазиев В С , Шарипов Р А Истинность социума Уфа 2003 С 55-60
Ф.Фукуяма - "Конец истории?"; О.Тоффлер - " Эра смещения власти"; Ф. Гваттари - "Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип".
В отечественной философии, социологии и политологии сформировалась довольно представительная группа авторов, работающих в этой области. Э.Я.Баталов рассматривает человеческие составляющие политической жизни, А.Бекарев и Г.Пак - методологические проблемы исследования, А.Г. Белов, А.И.Демидов, А.А.Федосеев, А.С.Панарин - структурные проблемы политологии, Ф.М.Бурлацкий, В.П.Пугачев - роль государственной власти, В.Г. Виноградов, А.В.Сергиев, Б.П.Краснов - прогностические возможности политических учений, П.В.Волобуев, А.А.Миголатьев - исторические аспекты политики, К.С.Гаджаев -критерии научности политических теорий, В.В.Горбунов - учения русских религиозных философов о политике и государстве, И.Ю.Залысин, Н.Я.Лазарев -роль насилия и убеждения в политике, М.В.Ильин, В.С.Нерсесянц, Э.Ю.Соловьев - правовые аспекты политической жизни, В.А.Тишков - "нациестроительство" в государстве, В.Е.Чиркин - глобальные политические системы и вопросы легитимации.
Литература по теме истины еще более фундаментальна и обширна, ибо сама тема входит в список "вечных" тем философии. В списке литературы дан достаточно полный перечень классических и современных работ. Приведем лишь небольшую выдержку из этого списка. Саму философию часто называли учением об истине. Например, Аристотель пишет: "Философия называется знанием об истине" . Или вот: через века слышим, что "стоит заниматься философией, которая и есть поиск истины" . Такие оценки философии не зависят от особенностей течений и школ. О том же пишет материалист Локк ("Философ не ставит никакой другой цели, кроме беспристрастного исследования истины"5), и субъективный идеалист Беркли ("Философия есть не что иное, как стремление к
3 Аристотель Соч М , 1976 Т 1 С 94
4 Гассенди Соч М , 1968 T2 С 28
5Локк Соч М, 1985 ТІ С 153
мудрости и истине" ), и объективный идеалист Гегель ("В форме истины истина является предметом философии" ). Отечественные философы не прошли мимо этой проблемы. В.С.Соловьев высказал, ставшую популярной мысль о том, что
"абсолютное осуществляет благо через истину в красоте" . Бердяев настойчиво повторяет: "А философия есть школа любви к истине, прежде всего к истине" . Такую позицию можно встретить и в современной отечественной философии. "Без интереса к истине нет философии", - пишет Г.В.Лобастов10, со словами которого перекликаются мысли А.Н.Чанышева: "Отнимите у философа стремление к истине - и философа нет"1'.
Что касается онтологической истины, ее историческую судьбу достаточно полно исследовал в своих работах В.С.Хазиев .
Гносеологическая истина - это знание, соответствующее действительности. Выделяют в рамках гносеологической (иногда называют еще "эпистемологической") истины два варианта истинности: корреспондентской, определение которой дано выше. И когерентной, когда истинность одного знания проверяется через другое истинное знание. Во втором случае, понятно: речь идет о логической истинности знаний.
Если же характеристика "истинный" применяется для оценки вещей, событий, процессов, явлений самой действительности, а не знаний о них, то речь идет об онтологической истине. Классическим является определение Гегеля: "Предметы истинны, когда они суть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию"13. На языке материалистической философии это
6 Беркли Соч М, 1978 С 158
7 Гегель Энциклопедия философских наук М , 1977 Т 3 С 392
8 Соловьев В С Собр соч в8-митт б/г T8 С 102
9 Бердяев Н Философская истина и интеллигентская правда // Вехи Сборник статей о русской
интеллигенции M, 1990 С 8
10 Лобастое Г В Так что же есть истина1?//Философские науки 1991 №6 С 49
Чанышев А Н Некоторые соображения по поводу статьи двух философов // Вестник Московского университета Серия 7 Философия 1991 №2 С 88
См Хазиев ВС Философское понимание истины // Философские науки 1991 №2, Онтологическое и гносеологическое определения истины // Деп в ИНИОН АН РАН № 43919 от 5 03 91, Роса истины Уфа 1998, Трагедия категории "онтологическая истина" // Философская мысль 2001 № 2, Формулы истины // Философия и социально-гуманитарное познание М , 2003 И др 13 Гегель Энциклопедия философских наук М , 1971 T 1 С 401
означает, что вещи, предметы, события истинны, если их существование соответствует их сущности, если их развитие детерминировано их собственными законами.
Как мы уже отмечали выше, специальных работ, посвященных анализу онтологической истинности политической жизни, на сегодняшний день в отечественной философии последних десятилетий нет.
Этим обстоятельством определены цель и задачи исследования.
Основная цель - выявить специфику истинности политической жизни в единстве онтологических и гносеологических аспектов и раскрыть картину ее (истинности) познания. Для достижения этой цели, на наш взгляд, необходимо решить ряд последовательных задач:
выяснить происхождение и природу властных отношений (первый параграф первой главы);
определить структурные элементы политической власти, сравнить с элементами дополитических (догосударственных) форм власти, рассмотреть политическую жизнь как стабильную и динамическую систему отношений и связей государства и других политических институтов общества (второй параграф первой главы);
разработать категориальный аппарат анализа онтологических и гносеологических аспектов политической жизни (первый параграф второй главы);
исследовать методологию и методы познания политической жизни, выяснить процедуры определения онтологической и гносеологической истинности политической жизни, установить их объективные и субъективные критерии (второй параграф второй главы);
дать свои варианты понимания онтологической и гносеологической истинности существующих моделей политической жизни.
Объект исследования - политическая жизнь и познание ее истинности.
\
Предмет исследования - познание внутренней взаимосвязи онтологической и гносеологической истинности политической жизни, определение структурных элементов и критериев.
Принципиальную новизну результатов диссертации мы видим в следующих положениях:
обосновано положение, что властная сила, возникающая буквально с первых шагов человечества, представляет собой "силу коллективности, орудийной деятельности и речевой коммуникации", превосходящую по своей мощи простую сумму сил образующих общество индивидов;
дан четкий критерий демаркации между властными отношениями до возникновения государства и политической жизнью, которая возникает на таком уровне развития производительных сил, когда появляется "прибавочный продукт" (К.Маркс) и как следствие этого расслоение общества на классы и эксплуатация;
применена категория "онтологическая истина" в исследовании политической жизни;
выяснено, что гносеологическая истинность политической жизни, т.е. истинные знания о ней, вторичны по отношению к онтологической ее истинности, что соответствует материалистическому положению о первичности объективной реальности и вторичности познания;
разработаны собственные критерии определения онтологической и гносеологической истинности различных моделей политической жизни (третий параграф второй главы).
Методологической и методической основой исследования служит материалистическое мировоззрение и рациональный подход к познанию и пониманию объективной реальности. Где логика предмета исследования этого требовала, были использованы и системно-структурный, и синергетический, и диалектический подходы. По ходу диссертационной работы на разных этапах использовались такие общенаучные методы, как абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование.
Также употреблялись такие частные методы, как изучение текстов, составление библиографических справок, "прогулки" по Интернету, изучение каталогов диссертационных отделов библиотек, бюллетеней ИНИОН.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования их в реальной политической практике как отдельными политиками, так и различными социальными институтами и структурами, занимающимися проблемами власти. Современное реформирование российской жизни требует истинных знаний, чтобы в очередной раз не оказаться в тупике исторического развития.
Теоретическая значимость диссертации в том, что дано новое развитие концепции "истины", предлагается учение об истине рассматривать как единство двух составляющих моментов: онтологической и гносеологической истинности. А также продемонстрированы методологические перспективы использования "онтологической истины" для анализа конкретного социального явления.
Апробация работы. Основные положения исследования были доложены и обсуждены на двух международных конференциях в г. Перми (Язык, культура, образование в современном мире. Международная научно-практическая конференция. Пермь. 2006.) и г. Уфе (Наследие М.Акмуллы: взгляд через века. Международная научно-практическая конференция 14-15 декабря. Уфа. 2006), а также на теоретических и методологических семинарах кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы в период с 2004 по 2006 годы.
Диссертация состоит из введения, двух глав (два и три параграфа соответственно), заключение и списка литературы (199 наименований).