Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение точности и истинности в научном познании Убайдов Негмат Эгамбердиевич

Соотношение точности и истинности в научном познании
<
Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании Соотношение точности и истинности в научном познании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Убайдов Негмат Эгамбердиевич. Соотношение точности и истинности в научном познании : ил РГБ ОД 61:85-9/581

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Генезис понятия точности в философии и науке и его содержание 22-63

I. Становление понятия точности в до марксистской философии. 11-34

2 Лапласовский детерминизм как идеал точности и методологическая проблема точности в современной науке. 34-49

3. Основоположники марксизма-ленинизма о категориях точности и неточности . 49-63

ГЛАВА П. Философские и спщимьнонаучные аспекты категории точности в познании и практике 64-146

I. Диалектика соотношения точного и истинного знания /категориальный статус понятия точности 64-82

2.Виды точности в познавательной и в практической деятельности 82-105

3. Точность и неточность в получении истинного знания в процессе реализации основных функций науки 105-125

4.Методологическая функция категории точности в развитии научного знания. 125-146

Заключение 147-154

Список использованной литератуш 155-174

Введение к работе

В материалах ХХУІ съезда КПСС и последующих Пленумах ЦК КПСС указывалось на необходимость дальнейшего развития марксистской философии, выступающей мировоззренческой и методологической основой частных наук.

Одним из путей совершенствования философской теории выступает процесс философского анализа общенаучных проблем науки. Этот анализ основанный на практическом использовании методологической функции диалектики, осуществляя связь философии и частных наук способен приводить к обогащению категориальной системы философии, развитию ее основных идей и положений, т.е. способствовать ее разработке.

Важнейшей общенаучной проблемой современной науки выступает проблема точности. Актуальность ее обусловлена особенностями интенсивного развития материального и духовного производства, связанного с широким использованием электронно-вычислительных машин и автоматических систем управления.

На заре строительства социализма в нашей стране В.И. Ленин настойчиво указывал на необходимость усовершенствования управления обществом на научной основе, на необходимость "выдержать испытание на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления...". Эти идеи В.И. Ленина особенно актуальное значение приобретают в период развернутого строительства коммунизма в нашей стране. Поэтому партия уделяет ныне огромное внимание вопросам усовершенствования управления народным хозяйством и социальными процессами на основе привлечения достижений современной науки и техники, и прежде всего кибернетики и вычислительной математики. Как отмечено в Программе КПСС, в период развернутого строительства коммунизма в нашей стране "получат широкое применение кибернетика, электронные счетно-решающие и управляющие устройства в производственных процессах промышленности, строительной индустрии и транспорта, в научных исследованиях, в плановых и проектно-конструкторских расчетах, в сфере учета и управления".

Создание и широкое применение этих устройств требует совершенствования логического обеспечения, характерной чертой которых является точность. Вместе с тем активное применение кибернетикой помимо "точных" логик, типа "неточных", "расплывчатых", логик оперирующих понятиями с нежестко-фиксированными объемами, требует выяснения природы логической точности и неточности, определения их онтологических и гносеологических детерминантов.

Известно, что проблема точности всегда выступала актуальной проблемой науки и практики. Но сегодняшние масштабы развертывания НТР задачи стоящие в области практического преобразования природы и общества выдвигают проблему точности знания в разряд наиболее важных, от решения которой зависит уровень научного и практического овладения силами природы.

Обоснованно можно утверждать, что сегодня точность предсказания экономических и политических явлений, точность предсказания погоды, точное знание об ожидаемых стихийных явлениях природы выступает важнейшими условиями социального прогресса общества.

Проблема точности сегодня выступает особо острой проблемой общественных наук. В связи с проникновением в социальные дисциплины формальных, количественных методов исследования и эффективном их использовании, появилась задача выяснения пределов применимости точных математических методов в общество знании. Вместе с тем обнаружилось, что точность общественных дисциплин обладает определенной спецификой. Оказалось, что социологическая точность не сводима только к количественной точности.

Все это ставит задачу выяснения природы точности в общество знании, а вместе с тем и обобщения многообразия видов точности, выделения точности как общенаучной категории.

Проблема точности выступает актуальнейшей задачей в сфере развивающейся науки. Выяснение гносеологической точности, как точности знания, соотношения точности знания с истинностью является сегодня одной из основных задач логико-методологических исследований в науке. 

Становление понятия точности в до марксистской философии.

Понятие точности прошло длительный этап своего становления, прежде чем стало объектом науки в философии. Вопрос о точности неизменно вставал перед человеком в ходе его практической деятельности, требующей во многих случаях точной реакции человека на изменения в природе.

Объектом специального внимания точность становится на определенном этапе развития общества, когда появляется необходимость измерения труда.

Обмен товаров, установление различных мер, создание календарей и других видов хронологических измерений - вот те первоначальные области практической деятельности, где точность считалась существенным свойством.

Однако внимание к проблеме точности здесь носит пока сугубо утилитарный и эмпирический характер, ограниченный локальными регионами социальных отношений людей и их непосредственными практическими потребностями. Об этом красноречиво свидетельствует то, что о чем говорит наличие различных, часто совершенно несовмес т тимых друг с другом мер длин, веса, объема в разных странах. Установление пределов точности измерения носит интуитивный ненаучный характер.

Возникновение частной собственности на средства производства сделало необходимость создания точной системы мер и способов измерения не только меры труда, но и средств и предметов труда. С дальнейшим развитием торговли, экономических связей между городами и странами, а также возникновением и формированием различных видов знания, точность становится объектом не только практического интереса, но и научного, разрабатываемого первоначально в рамках философского знания.

Историко-философский подход к анализу понятия "точность" позволяет выявить некоторые узловые моменты развития теоретического и практического значения категории точности, позволяет осмыслить то новое, что вносит современная наука в его содержание.

Впервые в древнегреческой философии встает вопрос о точности как теоретической проблеме, решающей задачу соответствия знания отражаемым явлениям внешнего мира, образа объекту отражения.

Первый шаг в этом направлении сделал Гераклит, хотя у него, как отмечает А.Н.Чанышев, мифологические идеи преобладают над научностью.

Гераклит понимает точное больше интуитивно, чем научно осмысленно, точность он описывает на языке повседневного оценочного опыта как следствия сопоставления чувственно воспроизводимых явлений с реальным миром. Характерно в этом смысле пример, когда

Гераклит заявляет, что глаза и уши плохие свидетели для людей, а"мышление - великое достоинство", позволяющее более адекватно отражать мир чем зрение и слух.

Демокрит рассматривает.проблему точности подобным же образом. Включая в словарь слов, характеризующий знание, понятия истинности, достоверности, ясности, Демокрит определяет их смысловое содержание на основе интуитивного знания, знания полученного с помощью опыта качественного сравнения вещей.

Но разработка атомистической концепции точности подготовила вопрос о точности как следствии количественного сравнения. В представлениях Демокрита попытки сравнения различных по форме атомов, сравнение конечного числа атомов, соответствующих предмету и бесконечного их числа, составляющего мир в целом уже представляли собой аспект соотношения образа и объекта познания,

В гносеологии Платона понятие точности получает конкретизацию на основе применения критериев математической точности.В категориальную структуру точности включаются такие понятия как достоверность, размерность, что позволяет придать понятию точности строго математическую, количественную характеристику. Так Платон четко проводит различие между понятиями "достоверность" и "точность" Эмпирическое значение он определяет как знание недостоверное, А знание об идеях получаемое путем припоминания,т.е. априорное, доопытное знание есть знание достоверное» Точность же, согласно Платону, это свойство математического знания. Последнее, будучи знанием о мерных отношениях, дает строгое определение своему предмету и тем самым отличается от тех мнимых знаний, которые получаются при исследовании природы.

Платон отказывается в точности знания о природе на том основании, что натурофилософское исследование имеет дело с беспредельным, то есть с тем, что не имеет определенную количественную характеристику, не допускает однозначного определения.

Но, испытывая влияние пифогорейцев, Платон склоняясь к выводу о том, что явлениям природы, которые подчиняются математическим закономерностям, может быть присуща точность. И поэтому, в своем сочинении "Послезаконне", он выдвигает требование, касающееся исследования точности небесных явлений. "... Нам надо познать точность времени, а именно, с какой точностью совершаются все небесные кругообращения".

Представление Платона о взаимосвязи точности и размерности получает свое дальнейшее развитие в философии Аристотеля.Согласно Аристотелю, точность детерминируется существованием меры. В свою очередь, в основе меры лежит нечто единое, неделимое."Единое есть мера всех вещей, потому что мы узнаем, из чего состоит сущность, когда производим деление либо по количеству, либо по о виду".

Мера приложима к тем вещам, которые имеют количественную определенность, однозначность. Точность по Аристотелю представляет собой количественное выражение степени совпадения меры с определяемой величиной.

Основоположники марксизма-ленинизма о категориях точности и неточности

Диалектико-материалистическое представление о, точности,как характеристике знания были сформулированы в рамках марксистской философии.

Основой формирования нового взгляда на проблему точности знания явилось диалектике-материалистическое решение основного вопроса философии. В противоположность Гегелю К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что источниками точности и неточности знания являются не объективная идея, а объективно существующий мир; точность и неточность появляются в сознании не только в силу совершения познавательной деятельности, но и потому, что у них есть и онтологические основания. К.Маркс и Ф.Энгельс в своих трудах специально не акцентировали внимание на решении проблемы точности и неточности, но оставили много идей, связанных непосредственно с анализом точного и неточного Важнейшим аспектом проблемы точного в исследованиях К.Маркса следует считать идеи об онтологических основаниях точности и неточности знания, как результата отражения развивающегося объективного мира. Образцом такого анализа служит исследование развития такого объекта как капитал. Если у Гегеля проблема развития связана с неопределенным началом; "чистым бытием", то К.Маркс связывает начало развития одной вещи с определенными причинами. Этим началом, например, в развитии капиталистического общества у К.Маркса выступает товар.

Товар у К.Маркса обладает внутренней противоречивостью; он способен выступать и как товар и одновременно как не товар - а как капитал, то есть товар способен быть определенным, как данная сущность, а может быть и неопределенным.

Выявление К.Марксом свойства определенности и неопределенности товара и выступает онтологическими основаниями для появления точного или неточного знания, отражающего процессы развития объективного мира. Неопределенность и определенность товара проявляют себя каждый в своих рамках - качественных и количественных.

Качественная определенность товара по Марксу связана с существованием товара как данного, как неопределенного отношения человека к предмету. Количественная определенность товара связана с меновой стоимостью, выступающей как результат отношений между людьми.

Как качественные, так и количественные характеристики товаpa обладают также и неопределенностью. Неопределенность товара как капитала К.Маркс выявляет, рассматривая развитие капитала, которое "... не знает границы". К.Маркс подчеркивал, что капитал способен оставаться капиталом при различных мерах своего качества, он способен безмерно возрастать, т.е. переходить ранее установленные свои границы, «зта неточность границ меры капитала и выражает объективную неопределенность количественных параметров, связанных с качеством.

Но как справедливо отмечает М.М.Розенталь данная неопределенность капитала всегда ограничина уровнем развития общества, его потребностями: "... движение капитала определяется не "безмерностью стоимостью", а мерой потребления или, строже говоря, противоречие его меры заключается в том, что он стремится все время к выходу за границы меры, а его "имманентные границы"... ставят постепенно предел его движению".

Таким образом, анализируя развитие клеточки общества-товара К.Маркс вскрывает причины объективной определенности и неопределенности, давая вместе с тем основные направления их познания. К.Маркс в своем труде "Капитал" разработал логику познания объективного мира, логику познания всех его свойств между собой. Его способ логико-теоретического подхода в познании отличен от подхода Гегеля, осуществленным в "Науке логики". Если у Гегеля процесс познания связан в начале с познавательной неточностью и неопределенностью предмета, т.е. незнанием или неподтвержденным знанием того, что познается, то у К.Маркса весь последующий этап познания направлен на устранение этой гносеологической неточности знания, путем адекватного воспроизведения объекта в сознании субъекта. движение познания у К.Маркса не устраняет объективную неопределенность, а отражает, воспроизводит ее в логических формах. Как известно у Гегеля движение мысли, направленное на устранение изначальной логической неопределенности, приводит к уничтожению объективной неопределенности "чистого бытия" и переходу всего в чисто определенностное состояние.

К.Маркс таким образом различает в знании определенность и неопределенность, точность и неточность, обусловленную самим объектом познания, и он обращает внимание и на причины точности и неточности обусловленные логическими приемами познания. Этот последний вид неточности связан с существованием относительно самостоятельной сферой реальности - сферой познания, специфика законов которой и порождает познавательную неточность.

Исследуя методы и способы математического аппарата познания К.Маркс обращал внимание на разнообразие неточностей, даваемых именно данным способом исследования. Так, например, исследуя возникновение понятия функции К.Маркса, выделяя неточность, неопределенность решения алгебраических задач в том случае, когда количество уровнений не соответствовало количеству неизвестных. Подобного рода неточности вскрывает он анализируя элементы дифференциального исчисления.

Диалектика соотношения точного и истинного знания /категориальный статус понятия точности

На современном этапе развития научного знания гносеологическое понятие точности не приобрело еще достаточно однозначного употребления. Многие частные науки оперируют понятием точности, используя его для характеристики разнообразных сторон познавательного процесса. С помощью точности характеризуются как эмпирические операции /измерение, эксперимент/, так и теоретические основы данных наук /методы построения, логический аппарат, законы и принципы теории и т.п./.

Считается, что категории точности и неточности являются категориями частнонаучного познания, а в философии функционируют как элемент естественного языка, с необходимостью присущей любой системе научного знания. Именно этим объясняется, видимо, тот факт, что данные категории не заняли заметного места в современной философской литературе в философских словарях и в энциклопедии.

Сами понятия точного и неточного как многие другие пришли в науку из обыденного языка. Здесь они функционировали в разных смыслах, но исходным и системообразующим было слово точка. Как отмечает Владимир Даль в своем толковом словаре точность родственная словам точка, точеный: "Точный, - точь-в-точь , точь-в точь, аккурат, во-всем равный, подобный, без розни,... точно, верно, истинно, право, подлинно". Очевидно, что естественное понятие точности полисемично, точное - это совпадение предметов их свойств и т.п., это и совпадение предметов нашего знания с предметом познания « истинности. Подобная полисемия понятия точности нашла широкое хождение в различных разделах частных наук. Даже в одной и той же каждой дисциплине понятие точности употребляется в нескольких смыслах, зависимо от контекста.

Так важным контекстом понимания точности выступает связь данного понятия с процедурой измерения, которая направлена на то, чтобы получить максимальную точность результата,т.е. соответствия этих результатов к истинному значению измеряемой величины. Неточность в измерении составляется с погрешностями измерения.

Погрешность данного числа а , которое рассматривается как приближенное значение некоторой величины, точное значение которой равно х , есть разность /х - а/. В области разности /х - а / и лежит область неточностей измеряемой величины, т.е. неточность в измерениях связывается отклонением результата измерения от истинного значения. Если точность понимается как степень соответствия измеряемой величины ее значению в измерениях, то неточность - понимается как степень несоответствия результата истинному значению измеряемой величины.

Понятие точности нашло широкое применение в науках, где невозможно обойтись без измерения. В химии функционируют как основное понятие, понятие точности химического анализа. Точность химического анализа выступает как характеристика результатов качественного и количественного анализа в химии, и которая отража - 66 ет влияние на эти результаты случайных ошибок метода определения химического состава и свойств химических элементов.

Точность химического определения в свою очередь зависит от выбранного аналитического метода и способов проведения количественных процедур химических измерений. Различают точность качественного анализа и точность количественного анализа в химии. Под качественным анализом понимают определенную совокупность химических, физических, химико-физических методов обнаружения и идентификации элементов, радикалов, ионов и соединений входящих в состав исследуемого химического вещества. Под точностью качественного анализа в химии выступает чувствительность, определяемая как наличие наименьшего количества элемента, которые могут быть обнаружены данным методом в капле раствора. Чем меньше количество измеряемого элемента возможно обнаружить данным методом, тем точнее этот метод химического анализа. Количественный анализ в химии, представляется в виде совокупности химических, физико-химических и физических методов определения количественного соотношения компонентов, входящих в состав анализируемого вещества. Точность этого совпадет с точностью в измерениях и понимается как значение относительной ошибки измерения.

Как видим понимание точности как чувствительности может быть отлично от измерительной точности. Если точность количественного измерения это соответствие результатов измерения характеристик компонентов и их соотношений истинным результатам, то точность качественного анализа связана с фиксацией минимальных количеств измеряемых элементов, которое может быть обнаружено.

И в этом плане она тоже может рассматриваться как степень соот - 67 -ветствия, но только наших знаний о количестве элементов химического вещества действительному положению дел, т.е. реальному количеству элементов данного химического вещества.

Точность, употребляемая в теории измерения, широко используется в технических науках и производстве. Так, з машиностроении под точностью понимается степень соответствия изготовляемых изделий заранее установленным параметрам, задаваемых технической документацией На практике для определения точности используется так называемые классы точности. Эти классы точности имеют свое значение для различных параметров деталей и механизмов."В зависимости от предъявляемых к машине /прибору/ требований, « отмечает Д.Л.Юдин, - а также условий работы деталей в узле и узлов в машине назначают точность изготовления деталей. Различают: точность формы /степень соответствия поверхностей детали определенным геометрическим телам/; точность размеров детали; точность взаимного расположения поверхностей детали. Точность детали определяется отклонениями от заданных форм и размеров Погрешности формы деталей в виде тел вращения выражаются в овальности, огранке, бочкообразности и седлообразности, конусности, изогнутости. Для деталей, имеющих плоские поверхности, отклонениями формы являются непрямолинейности и неплоскостности, о которых можно судить по выпуклости или выгнутости поверхностей".

Точность и неточность в получении истинного знания в процессе реализации основных функций науки

Развитие научного знания включает в себя ряд научных операций, в результате которых осуществляется приращение нового знания. К числу этих операций относятся такие важные в научном плане процедуры как научное описание, объяснение и предвидение.

От того, насколько точным оказывается описание, объяснение и предвидение изучаемых явлений действительности той или иной наукой, зависит ее место и роль в системе научного знания, а в конечном счете уровень и глубина познания человеком окружающего мира.

Проблема точности в реализации основных функций науки -это проблема волнующая ученых очевидно с самых начальных этапов зарождения научного знания, поскольку она имеет тесное соприкосновение с проблемой соответствия знаний и практики людей.

Еще в древнем мире очень остро стояла проблема точности предвидения тех или иных природных явлений, оказывающих существенное влияние на судьбы людей, общества в целом. Так, например, точность предсказания таких небесных явлений как затмение Луны или Солнца могла оказать решающее воздействие на ход некоторых общественных явлений того времени. Таким же образом обстояло дело и с проблемой точности описания и объяснения в науке.Попытки объяснения причин явлений окружающего мира, люди делали и в науке, но вопрос о точности объяснения стал возможным лишь в рамках научного знания, поскольку одним из основных критериев точ - 106 -ности выступала практика.

В полной мере проблема точности научного описания возникает в науках» обладающей развитой эмпирической и теоретической базой. Сам процесс научного описания представляет собой определенную фиксацию "результатов эксперимента и наблюдений с помощью выбранных в данной науке систем обозначений".

Точность научного описания в основе своей связана с той системой обозначений, с помощью которой отображаются результаты измерений в ходе наблюдения и эксперимента. И если система описания способна полностью воспроизвести свойства изучаемого объекта, то вопрос о точности описания снимается сам по себе. В противном же случае описание представляет собой весьма неточную картину происходящего. Таким образом проблема точности описания связана с такой характеристикой описываемой системы как широта возможностей отражения, то есть, если язык описания способен отразить абсолютно все детали описываемого явления, то это является необходимой предпосылкой получения точного описания.

Однако широта описательной системы должна сочетаться с такой характеристикой как глубина и четкость описания. Эти характеристики определяются взаимооднозначностью и взаимоопределенностью элементов языка и элементов описываемых систем.

Данное требование, относящееся к семантическим аспектам язы ка,является тем достаточным условием, в единстве с которым условие широты языковой системы позволяет предполагать возможность точного описания наукой изучаемых явлений. Язык научного описания стремится максимально учесть эти требования.

Во-первых, любой язык употребляемый в той или иной науке всегда расширяется за счет введения в него научных понятий,категорий, терминов, имеющих употребление лишь в узкой области научного знания, связанной с изучением опять-таки определенной области окружающего мира. Это расширение языка науки постоянно приводится в соответствии с расширением области предметного исследования данной науки, причем, при этом стремятся сопоставить каждому элементу системы определенные элементы языка. Это сопоставление связано с реализацией второго требования точности описания.Оно выражает необходимость взаимооднозначности языковых элементов и элементов описываемой системы.

Употребление в науке языка обыденного общения или так называемого естественного языка весьма затруднительно для получения точной картины описываемого явления. Ибо, как отмечает ряд исследователей "... в семантическом отношении слова естественного языка не устраивают науку ввиду их многозначности.нгопреде-ленности значений, наличия эмоционально-экспрессивных элементов"."

Похожие диссертации на Соотношение точности и истинности в научном познании