Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Пиров Аламшо Каримович

Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана
<
Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пиров Аламшо Каримович. Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Пиров Аламшо Каримович; [Место защиты: Ин-т философии].- Душанбе, 2010.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/241

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы этнокультурных взаимодействий

1.1. Осмысление природы этнокультурных взаимодействий 16

1.2. Подходы в анализе проблемы этнокультурных взаимодействий в советский период 36

1.3. Соотношение объективных и субъективных факторов в процессе этнокультурных взаимодействий 56

Глава 2. Плюрализация этнокультурных взаимодействий в Республике Таджикистан

2.1. Социокультурные особенности этнокультурных взаимодействий 72

2.2. Современный контекст этнокультурных взаимодействий в Таджикистане 93

2.3. Плюрализация социокультурного пространства этнокультурных взаимодействий и перспективы усиления их гармонизации 108

Заключение 122

Литература 131

Введение к работе

1 Актуальность. Поиск путей гармонизации межэтнических взаимодействий в постсоветских государствах сегодня как никогда важен, несмотря на то, что наиболее острый период межэтнических противоречий уже прошел и не является столь эмоциональным, как это происходило на начальном этапе становления независимых государств после распада Союза. К сожалению, стоит отметить, что межэтнические и межнациональные противоречия все еще полностью не решены. Во многом они просто перешли от своей эмоциональной составляющей к рациональной и к более осознанной форме с применением социальных элементов конструирования реальности. В то же время стоит отметить и столь немаловажный фактор как межэтническое взаимодействие внутри национальной системы титульной нации. Взаимоотношение субэтнических групп в этнической и национальной парадигмах на сегодняшний момент является ключевым элементом в создании стабильной социальной системы, учитывая быстрорастущую социальную мобильность населения и обмен культурными, политическими и религиозными ценностями в информационный век глобализации.

Учет этих факторов сохраняет свою злободневность и актуальность и необходим для обеспечения консолидированности и застрахованное национальных государств от социальных катаклизмов. Несмотря на то, что они стали этнически более однородными, наличие субэтнических групп в каждом из них продолжает сохранять свое место и в некоторых случаях может серьезно влиять на характер формирования социальной конфигурации в различных этнонациональных социальных структурах. Исходя из этого, одной из актуальных и острых проблем в процессе построения национальных государств становится вопрос о .межэтническом и межкультурном* взаимодействии в новых условиях: В- этнонациональных социальных системах с; наличием^ доминирующего государствообразующего этноса сам; характер социальных., культурных и политических взаимоотношений часто ставит многие субэтнические группьг в ситуацию;, когда в реализации^ своих прав; и интересов они находятся в неодинаковых позициях: с доминирующей; этнической группой: Этносы, являющиеся* национальными меньшинствами; РТ и составляющие, согласно; переписи 2000 года, около-20%; населения, Таджикистана, представляют достаточно многочисленную группу с этнокультурными* особенностями, которые сложились в результате активных ;: процессов; взаимодействия^ культур; в совместной исторической жизни пришлого и коренного народа. Обеспечение их .> гармоничного сосуществования ш взаимодействия друг с другом и с титульной5, нацией? — гарантия консолидированное общества- и недопущения межэтнических конфликтов: '/Исследование этих проблем; в плоскости социально-философского* анализа актуален тем; что; с распадом; Єоюза создалась ' ситуация, когда традиционная модель регулирования межэтнических культурных; взаимодействий канула в: прошлое, а новая модель еще не; ! была-сформирована: На наш взгляд, сложившаяся ситуация является;;' следствием недостаточной изученности и осознания* важности; исследования; проблемы формирования новых моделей социальногоповедения в этнонациональных государствах. Тем'более эта.0; актуальность возрастает в связи; с усилением процессов глобализации;; когда происходит перемещение больших этнических групп из одной, страны, в другую. При этом- надо учитывать, что мы входим; ; в пространство информационной цивилизации, где межэтнические; границы носят иной характер. Все это необходимо* исследовать, чтобы адекватно формировать национальную политику

5 и тем самым адекватно реагировать на существующие вызовы XXI века^.! ' Исходя из вышесказанного, исследование особенностей трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана является необходимой потребностью нашего времени.

Степень научной разработанности. Социальные науки уделяют много внимания исследованию этнокультурных взаимодействий начиная с середины прошлого столетия. Наряду с социально-философской мыслью свои аспекты исследования в ней находят также социология, социальная антропология, социальная психология, что часто приводит к появлению теоретических концепций на стыке этих дисциплин. Потребность в исследовании проблем, связанных с этнокультурными взаимодействиями, в социальных науках возросла в связи с усилением осознания необходимости обеспечить тесные узы консолидации субэтнических групп в современных полиэтнических обществах вокруг общих символов идентичности и санкционируемых ими общих, унифицированных норм и правил социального поведения. Усиление в 60-70-е гг. дезинтеграции американского общества по принципу этнической принадлежности вызвало в этнологии постановку проблемы природы этнической солидарности и этнокультурных взаимодействий. Ее анализ имел глубокий социальный контекст и отвечал задаче сохранения национального (гражданственного, политического) единства и согласия в' стране. Постановка этой проблемы привела к методологическим новациям. Поэтому если в американской этнологии до 60-х годов главенствующие позиции занимало возглавляемое Т.Парсонсом1 направление социальной интеграции, ориентированное на изучение интеграционных 1 Parsons. Т. The Social System. L.: Routleadge, 1991.; Parsons T. On the Concept of Influence //Parsons T. Politics and Social Structure. — New York, The Free Press, 1969. процессов и «равновесия» социальных систем, то в конце 60-х годов анализ дезинтеграционных процессов сделал популярным исследование проблем, связанных с социальными, особенно этнокультурными, взаимодействиями. Развитие этой идеи содержится прежде всего в работах социальных антропологов Радклифф-Брауна, Ф.Гребнера, Б.Малиновского и др.1 В их работах раскрываются роль и значение этнокультурных взаимодействий в трансформации природы социальности этнических групп в рамках современных национальных обществ в сторону бесконфликтного разделения общих символов идентичности.

Важное значение для разработки проблемы этнокультурного взаимодействия имеют теории символического интеракционизма, изложенные в работах известных западных ученых, таких как: Ч.Кули, У.Томас, Дж. Мид, М.Мосс, У.Джеймс, Р.Парк, Р.Блумер, Э.Хыоз, А.Стросс, Г.Бекер, Т.Шибутани, М.Кун, Т.Партленд, К.Бёрк."

Богатые традиции осмысления проблемы этнокультурных взаимодействий имеются и в российской социально-политической науке. Прежде всего следует назвать труды Н.Тишкова, Л.М.Дробижевой, С.Абашина, Н.Чебоксарова, В.И.Козлова,

С.А.Токарева, С.М.Широкогорова, А.Ф.Дашдамирова, 1 Радклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996.; Малиновский Б. Магия и религия //Религия и общество. М.,1996. Charles Н. Cooley. Primary Groups/Social Organization. - Glencoe, III.: The Free Press, 1956. - pp.23-31.; Blumer H. Social psychology II Man and society I Ed E. P. Schymidt. M.Y., 1938. P. 144—198.; George H. Mead. The I and the Me/In Mind, Self, and Society, ed. Charles Morris, Part III,. University of Chicago Press., 1923. - pp.152-164.; Mead G. H., Andersol B. M. (Jr.). Social value: A study in economic theory II Psychol. Bull. 1911. № 8.; M. Mauss. Reciprocity. - Glencoe, 111.: The Free Press, 1954.- pp.69-77.; Парк. P. Конкуренция и конфликт II Вопросы социологии, 1995.; Парк. Р. Экология человека // Теория общества. М.: Канон. Пресс. - Ц., 1999.; Kenneth Burke. Permanence and Change. - New York: The New Republic, 1937.

7 А.Арутюнова!1 По мнению известного советского этнолога Ю.В.Бромлея, «процесс этнического взаимодействия неизбежно сопровождается формированием в обществе определенных этнопсихологических стереотипов, которые не только суммируют характерные черты контактирующих этносов, но и выражают ценностные отношения к ним. Закрепление же в общем сознании негативного стереотипа соседа может считаться достаточно достоверным свидетельством наличия конфликтной межэтнической ситуации в конкретную историческую эпоху».2

Этнический гетерогенный состав населения таджикистанского общества обусловливает вариативность процессов межэтнического культурного взаимодействия в общественной жизни. В условиях стабильного развития общества проблема межэтнических взаимоотношений не имеет ярко выраженного протестного характера, но когда экономическое положение страны ухудшается и доступ к ресурсам ограничивается, социальная напряженность в этих условиях повышается. В подобной ситуации этническая сплоченность обычно усиливается, возможность социально не контролируемых действий, в том числе агрессивного характера, возрастает, так же как и желание лидеров различных политических сил использовать ситуацию в своих целях. Данное явление мы могли 1 Тишков В.А. Этнос и политика. - М.: Наука, 2005; Тишков В. От этнического к гражданскому национализму //Отечественная история. - 1996. № 6.; Дробижева Л.М. Об изучении этнопсихологических явлений этничности в социологическом и психологическом ракурсе // Этническая психология и общество. М, 1997; Абашин С Археология]среднеазиатских национализмов// «Ab Imperio".- 2003. №1; Абашин С. Свой среди чужих, чужой среди своих (этнографические размышления по поводу новеллы А.Волоса «Свой»)// ЭО.- 2003. №2; Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах современных ученых.- М.: Наука, 1978; Козлов В.И. О понятии этнической общности,- М.: Наука, 1974; Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей //К методологическим проблемам этнографии.- М., 1964. №11; Широкогоров СМ. Этнос- М.: Наука, 1978; Дашдамиров А.Ф. Нация и личность.- Баку: ЭЛМ, 1976; Арутюнов А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /Отв ред. Ю.В.Бромлей. - М.: Наука, 1989. 2 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С.181.

8 не раз:наблюдать в годы гражданского противостояния в начале 90-х годов в разных регионах Таджикистана, в местах компактного проживания таджиков с другими этническими группами.

В начале 90-х гг. рост интереса в Республике Таджикистан к исследованию4 проблем, связанных с этнокультурными взаимодействиями, был вызван поиском основ консолидации и стабильного развития независимого государства. В этом отношении определенное значение представляют работы И.Ш.Шарипова, А.Х.Самиева, П.Д.Шозимова, Х.У.Идиева, С.Джононова,

К.-Х.Риёева, Т.Н.Бозриковой, З.Д.Дадабаевой, А.Мамадазимова и др.1 В'их работах исследовательский интерес сфокусирован не только на анализе общетеоретических вопросов, но и на изучении проявления характера этнокультурных взаимодействий в таджикистанском обществе на примере взаимодействия конкретных субэтнических групп.

При исследовании влияния характера этнокультурных взаимодействий на различные сферы общественной жизни были . -Шарипов И.Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития. 4.2. Душанбе, 1976; Давлаткадамов X. Социально-классовые основы сближения социалистических наций. Душанбе, 1976;

Шарипов И. Инкишофи муносибат\ои миллй дар Точикистони муосир. Душанбе: Дониш, 2002; Самиев А. Историческое сознание как самопознание общества. Душанбе, 2009; Джононов С. Исторический опыт решения проблем национальных меньшинств и его значение для государственного строительства // Национальные меньшинства Таджикистана: проблемы и перспективы. Душанбе, 2002; Джононов С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений. Душанбе: Дониш, 1987; Касымова Р. Проблемы развития этнических меньшинств в современном Таджикистане (политико-правовой аспект). Душанбе: Эчод, 2004; Ким В. Аналитический обзор положения национальных меньшинств в Республике Таджикистан. Душанбе, 2005; Бозрикова Т.Н. Проблемы этнических меньшинств в Таджикистане. Душанбе, 2003; Шозимов П. Таджикская идентичность и национальное строительство в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2003; Идиев Х.У Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006; Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2000; Дадабаева З.А. Особенности эволюции национальных отношений в Республике Таджикистан: автореферат дис. док. полит. наук. Душанбе, 2002. "її і ' ' использованы работы Б.Х.Кармышевой, Л.Ф.Моногарова,

Н.Негматова, Н.Ханыкова, М.Шукурова и др.1

В; то же время следует отметить, что отдельные аспекты поставленной ' проблемы остаются еще недостаточно разработанными. Прежде всего, отсутствуют работы, целостно исследующие особенности, которые приобретают этнокультурные взаимодействия в условиях перехода от одной социальной системы к другой1. Следует обратить внимание также на то, что при исследовании этих особенностей, помимо значимости концепции кросс-культурных различий на макроуровне, в социальных науках в последнее время обсуждается и необходимость учета значимости культурных границ, культурной дистанции и т.д. Принадлежность этнических групп к «коллективистским» или «индивидуалистским» культурам, устойчивость традиционалистской идентичности, адресованной целым народам, возможности преодоления культурных границ на личностном уровне требуют проверки на материалах таджикистанского общества.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики этнокультурных взаимодействий в Республике

Таджикистан". Для реализации указанной цели автором последовательно^ ставились и решались следующие исследовательские задачи: -' проанализировать философские интерпретации понятий 1 «социальное взаимодействие», «этнокультурное взаимодействие», выделить их основные характеристики и базовые принципы; 1 Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана (по этнографическим данным) - М Наука, 1976; Жданко Т.А. Специфика этнических общностей в Средней Азии и Казахстане (XIX — начало XX в.) // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник, 4. — М., 1974. Кисляков Н.А., Писарчик А.К. Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе: Дониш, 1966; Негматов<Н. Таджикский феномен: история и теория. - Душанбе: Оли сомон, 1997; Шукуров М. Хуросон аст ин чр. - Душанбе, 1996. ту провести: .; ; анализ проблем сферы этнокультурных '^взаимодействий в условиях полиэтнических обществ. Представить : зоны:; общих; взаимопринимаемых ценностей и ориентации, ]которые ." могут обеспечить как безопасность каждой из ^контактирующих субэтнических групп в Республике ^Таджикистан, -так и основы динамической стабильности и их ^взаимодействия на основе согласования интересов; -'- обозначить тенденции становления и развития этнокультурных .взаимодействий в общественной жизни современного таджикистанского общества; выявить, каков набор новых ^принимаемых" ценностей и ориентации, как они сочетаются с 'групповой этнической лояльностью и другими лояльностями; -определить пространство культурной отличительности в политической^ социальной, нормативной, социально- психологической сферах и установить, что в этой і .'."'.'''"'' і-..'..-'-.'. [отличительности представляет жесткие и что - прозрачные ^границы;;' : - Доказать'- диалектический характер развития процесса" _:;этно культурных. взаимодействий, внутреннюю его ^неоднозначность и противоречивость, вскрыть диалектику общего ;ш ;' особенного' в развитии этнокультурных взаимодействий, показать' диалектику объективного и субъективного в данном Гяв'лении;-''-;' : - -'изучить; этнические границы не только с целью выявления того, ?что 'разъединяет, разграничивает этнические группы, но и, того, v4TO их не; отличает и не разъединяет, а возможно и объединяет людей Л- разных субэтнических групп в иных или новых

, лбяльностях. Тем самым выявить, какие внешние факторы стимулируют прозрачность и ужесточение этнических границ; t -; ':: : -j выявить пути теоретического и практического решения проблем, [связанных с этнокультурными взаимодействиями субкультур в таджикистанском обществе. ', Научная новизна работы определяется разработкой авторского* подхода к комплексному исследованию этнокультурного взаимодействия в РТ и его обоснованием в качестве социальной стратегии межкультурных отношений. В этой связи в работе как новое проведено следующее: - дано авторское определение понятия «этнокультурное ' взаимодействие» как базовой категории социальной философии, характеризующей бесконфликтное сосуществование и взаимодействие, самоутверждение множества культур в границах разных социально-политических единиц; - проанализированы этнокультурные взаимодействия в условиях полиэтнических обществ и определено, что культурная сфера общества представляет собой зоны наиболее общих, 1 взаимопринимаемых ценностей и ориентации, способствующих вхождению ' символов общенациональной идентичности в структуру самоопределения субэтнических групп; - установлено, что границы социальных взаимодействий субэтнических групп РТ во многих областях, таких как политика, экономика, религия и т.д., носят прозрачный, толерантный характер, что способствует стабильному развитию общества, взаимосвязанности групповой этнической лояльностью; - проведен, анализ особенностей протекания этнокультурных : взаимодействий в условиях утверждения новых норм и ценностей социального поведения в РТ. Отмечается, что наряду с сохранением и поддержанием культурного многообразия, "разработкой нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту субкультур, в то же время имеются нерешенные проблемы,

12 ,. связанные с включением в единое культурное поле страны * элементов субэтнокультур, способствующих вхождению символов ; общей идентичности в структуру их самоопределения; - выявлены особенности становления и развития толерантного сознания и этнокультурного взаимодействия в современной РТ, ' которые создают поле для сближения приоритетов национального самосознания таджиков с консолидационными процессами, происходящими среди субэтнических групп.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Анализ многообразия толкований понятия позволяет определить этнокультурное взаимодействие, во-первых, как феномен культуры, основанный на осознании в рамках того или иного сообщества собственной полиэтничности и поликультурности; во-вторых, как синоним культурного плюрализма, который является характеристикой конкретного общества и сложившихся в нем общественных отношений. ' 2. В современной ситуации модель этнокультурного взаимодействия должна способствовать выходу социальной активности и чувства ответственности индивида за пределы границ своей общины, группы с целью поддержания общенациональных приоритетов и интересов. Именно здесь и проявляется гражданская позиция индивида по отношению к обществу и интересам его развития.

3. Расширение границ этнокультурных взаимодействий позволяет субэтносам реализовать свои права как индивидуальные права человека и гражданина, одинаково признаваемые национальным государством за всеми членами общества независимо от различий в их культуре, форме хозяйствования и т.д. Это создает основу для вхождения символов общенациональной идентичности в

13 структуру социальной идентификации всех членов общества независимо от их субэтнической принадлежности. у 44'. Создание благоприятных условий для межэтнического взаимодействия на конституционном и законодательном уровнях соЬдаеТ; предпосылки для развития не только политических, но и экономических и культурных сфер общества, и к тому же является і "' '.'. .".' :' основным фактором сдерживания общества от различных радикальных политических и религиозных форм идеологий.

Теоретико-методологическими основами исследования являются следующие принципы: принцип системности при выявлении философских интерпретаций понятий этнокультурного взаимодействия; принцип междисциплинарности при анализе культурного плюрализма; принцип диалектической взаимосвязи исторического* и логического анализа, что дает возможность ис'следовать 'отдельные аспекты феномена этнокультурного взаимодействия, а также принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

В качестве общенаучного метода применяется метод структурного анализа, который дает возможность исследовать отдельные элементы феномена этнокультурного взаимодействия. Кроме: того,' использованы общетеоретические методы и приемы (анализ5,- синтез, обобщение), которые способствуют систематизации : и упорядочиванию материала. і-']'.'"Объектом исследования является такой феномен современной национальной s культуры как система этнокультурных взаимодействий. ; Предметом исследования выступают содержание, особенности проявления этнокультурных взаимодействий в современном таджикистанском обществе и их место в структуре новых социальных отношений.

14 I ," Теоретическая и практическая значимость работы.

Философская концептуализация этнокультурного взаимодействия послужит более глубокому и развернутому взгляду на характер культурной жизни современного таджикистанского общества. Философия межкультурных взаимодействий представляется основополагающим звеном в методологии исследования проблемы

, этнокультурного взаимодействия, как в мировой, так и в отечественной науке. Положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы в качестве методологической основы для дальнейшей разработки проблемы этнокультурного взаимодействия в РТ, анализа процессов, происходящих в обществе. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для общей теории философии, культурологии и философии культуры, а также могут быть использованы при преподавании дисциплин и разработке лекционных курсов, затрагивающих проблемы этнокультурного взаимодействия, межкультурной коммуникации, толерантности и терпимости. 'Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в научных журналах и в докладах на различных научных конференциях, в частности, на республиканской конференции «Нбсир Хусрав и прогрессивное мышление человечества» (Курган-Тюбе, 2003) с докладом «Вопросы культуры общения в трактате Носира':Хусрава "Книга путешествий"»; на конференциях молодых учёных с докладами: «Соотношение массового и общественного сознания» (Курган-Тюбе, 2002); «Соотношение национальных и интернациональных интересов» (Душанбе, 1991); «К вопросу о культуре*' межнационального общения» (Душанбе, 1991); t «Межнациональное общение в трудовом коллективе (на примере

Таджикистана)» (Ленинабад, 1990). Диссертация обсуждена и

15 режомендована к защите на заседании отдела социальной философии Института философии АН РТ (Протокол № 12 от 29.12.2009).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Осмысление природы этнокультурных взаимодействий

Любая социальная система для поддержания своей жизнеспособности постоянно нуждается в выработке новых ориентиров, образцов поведения, которые призвана предлагать ее культурная подсистема. А культурная подсистема эти элементы вырабатывает не только с опорой на имманентные возможности, но и в результате налаживания взаимодействия с социокультурным опытом других этносов и общностей. Данный процесс таджикским философом Акбаром Турсоыом сравнивается с движением планет, вступающих волей-неволей в гравитационное взаимодействие с другими небесными телами, которое обеспечивает гармонию и порядок в мире: «...Точно так же на земле нет изолированной культуры или цивилизации, существовавшей или существующей вне духовного поля других культур и цивилизаций. Все известные цивилизации на том или ином этапе своего исторического бытия испытывали влияние других культур, которое, однако, далеко не всегда было мирным, желательным или позитивным. В событийной истории человечества, оказывавшейся временами не в меру суровой, шум и гам военных походов и завоеваний, сопровождавшихся масштабными и бессмысленными разрушениями, зачастую заглушали негромкий голос диалога культур - синхронного и диахронного.

Соотношение объективных и субъективных факторов в процессе этнокультурных взаимодействий

Как было отмечено в предыдущих параграфах, структура этнокультурных взаимодействий носит многоуровневый характер и их проявление в каждом обществе имеет свои особенности. С точки зрения структуры этнокультурные взаимодействия могут проявляться на цивилизационном, региональном, национальном и внутриэтническом уровне, служа при эффективном управлении ими благоприятной основой для развития толерантных межэтнических, межнациональных, межцивилизационных отношений. Такое взаимодействие предполагает сопоставление своих ценностей с ценностями другого субъекта и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование невозможно без уважительного и бережного отношения к ценностям других. Тем самым созидательное содержание взаимодействия культур в таком понимании приобретает свою специфику на основе пересечения уникальных культурных систем.

Этнокультурные взаимодействия в границах современных национальных государств, которые имеют полиэтничный состав населения, протекают в основном по линии субэтнокультур. Это можно отнести и к Таджикистану, где этнокультурные взаимодействия внутри в основном осуществляются между локальными этносами. К этим локальным субэтносам в основном относятся представители даштикипчакской этнической группы, туркмены и другие малочисленные этноязыковые общности. Согласно переписи 2000 года, хотя национальный состав РТ претерпел существенные изменения, Таджикистан остается полиэтническим государством, где проживают представители более ста этнических групп. Если до 1990 года только русские и узбеки составляли 35% населения Таджикистана, то в настоящее время все национальные меньшинства составляют 20% населения республики. По результатам переписи 2000 года в Таджикистане проживает: узбеков - 15,3%, русских - 1,1%5 киргизов - 1,1%» локайцев - 0,8%, туркмен - 0,3%, татар - 0,3%, кунгуротов - 0,3% и т.д.

1 " Для того чтобы предпосылки этой полиэтничности были ясны, необходимо дать, хотя бы кратко, более широкий контекст происхождения разнокультурных сообществ на территории Таджикистана. В первую группу можно включить так называемые автохтонные меньшинства, то есть те, которые проживали на территории Таджикистана еще до момента образования Таджикской ССР. К ним относятся: узбеки, которые испокон веков живут на надпойменных землях среднего течения Кафарнигана и Сырдарьи и ее притоков; локайцы, кунгуроты и другие даштикипчакские субэтнические группы, которые на протяжении XVI века постепенно расселялись на территории нынешнего Таджикистана. Во вторую группу входят люди, оказавшиеся на территории Таджикистана в результате масштабных социально-экономических преобразований советской поры: индустриализации, подъема социальной инфраструктуры Таджикистана, эвакуации, выселения неблагополучных категорий населения и так далее. Не всегда эти перемещения были добровольными, но, как правило, одним из мотивов была личная заинтересованность переселенцев. Таким образом, на территории Таджикистана появилось большинство русских, украинцев, белорусов, татар и др. Субэтносы, относящиеся к первому типу, сохранив свою культурную и языковую специфику, не отличаются от остального населения особыми способами хозяйствования, повседневными социальными стратегиями и механизмами поддержания внутригрупповой мобилизации и солидарности на базе осознаваемой культурной близости. Однако многие из них в силу своей сильной привязанности к традиции, обладая вековыми традициями хозяйственно-культурной деятельности в данном регионе, оказались в стороне от модернизационных процессов, связанных как с советскими преобразованиями, так и с постсоветскими. Оставшись маргиналами в политической и культурной жизни, они на основе самодостаточного сельского хозяйства и самозанятости занимают крепкие позиции в структуре локальных экономик, поддерживая их за счет определенной самоизоляции и архаизации социальной жизни при подчеркнутой лояльности к властям всех уровней.

Социокультурные особенности этнокультурных взаимодействий

По мнению Т.Н.Бозриковой, «межнациональные, межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в различных сферах - политике, экономике, культуре и т.д., в узком смысле — как межличностные отношения людей разных национальностей в трудовой, семейно бытовой сферах и других видах неформального общения. Межнациональные отношения в любом обществе формируются и трансформируются под воздействием целой группы взаимозависимых факторов: исторических, политических, социальных, культурных, психологических и ситуативных. Поэтому безусловно на современных межнациональных отношениях в республике не могли не сказаться преобразования и изменения в различных сферах общества за последние 12 лет»"". Анализируя содержание достигнутых результатов в фокусе нашего исследовательского интереса, можно заметить, что в этих исследованиях мало внимания уделяется особенностям проявления диалогового взаимодействия субэтнических групп в новых независимых государствах, в том числе в Таджикистане. Имевшая место на советском этапе их развития идеологически обоснованная модель выстраивания взаимодействия данных групп на основе общности классовых интересов теперь оказалась не в состоянии удовлетворить запросы общественного развития по обеспечению основ интеграции разных слоев и общностей вокруг общих целей и задач. Поэтому после приобретения независимости эти страны вступили на путь поиска других основополагающих механизмов обеспечения продуктивного социального взаимодействия составляющих их субэтносов. Поиск этих основ в начале приобретения независимости осуществлялся путем привлечения культурных артефактов, призванных легитимизировать идентичность государствообразующего этноса и налаживать тем самым его взаимодействие с другими субэтническими группами. Однако в силу культурного многообразия проживающих в стране субэтнических групп данный проект не принес желаемых результатов в налаживании интенсивного межкультурного взаимодействия между ними. Так как перенос в реалии «государства-нации» культурных артефактов, формировавшихся в другом политическом контексте и не отражающих содержания символов современного национального государства, не всегда увенчивается успехом, они чаще переименовываются или предаются забвению.

Каждый из этих факторов диалогового сотрудничества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому многие страны региона сегодня находятся перед выбором одного из этих факторов в качестве приоритета на пути налаживания диалога с другими, соседними государствами.

Сегодня на фоне происходящих в общественной жизни Республики Таджикистан трансформаций особо актуальным остается вопрос о том, каким образом при существующей полиэтничности состава населения, росте национального самосознания и духовного возрождения таджикского народа можно достичь в долгосрочной перспективе толерантного отношения различных этнических групп к иным культурным традициям и ценностям жизни. Думается, что одним из важных механизмов достижения этой цели может стать распространение диалоговой формы социального взаимодействия между всеми живущими на территории РТ этническими группами, что позволит им активно интегрироваться в общественную жизнь страны. Именно поэтому ознакомление этих групп с этническими ценностями и самобытными традициями других социально-культурных общностей и приобщение к ним может стать одним из основных факторов создания сосуществующей культурной и политической модели в Республике Таджикистан. Гражданам Республики Таджикистан важно осознать то, что создание такой социальной и культурной модели общества зависит не только от государства, но и от структур, связанных, прежде всего, с гражданскими и экономическими секторами. Это позволяет мирными средствами устранить всякую почву для проявления высокомерного и пренебрежительного отношения представителей одних этнических групп к другим.

Похожие диссертации на Особенности трансформации этнокультурных взаимодействий в общественной жизни Таджикистана