Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка как ценность и образ человеческого мира Бойко Валентина Леонидовна

Музыка как ценность и образ человеческого мира
<
Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира Музыка как ценность и образ человеческого мира
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бойко Валентина Леонидовна. Музыка как ценность и образ человеческого мира : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 Красноярск, 2001 143 с. РГБ ОД, 61:01-9/491-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско - методологический анализ феномена музыки

1.1. Музыкальное воспроизведение человеческого мира 12

1.2. Музыка и способы ее существования 34

1,3. Рациональное и внерациональное в содержании музыки и в способах ее существования 58

Глава 2. Способы существования музыки в системе основных моделей мира

2.1. Компьютеризация и информатизация музыки 73

2.2. Музыка как ценность человеческого мира 91

2.3. Музыка как образ человеческого мира 110

Заключение 128

Литература 133

Введение к работе

Актуальность.

На пороге третьего тысячелетия актуализируются основные направления рефлексии музыкального творчества, необходимость различения и уточнения его целей, общественной значимости, развертывания различных критериев его рациональности.

Для современной музыкальной жизни общества характерна дискуссия о том, что есть музыка, в каком содержании она предстает сегодня как нечто актуальное, а в каком - она уступает свои позиции, в каких отношениях она подлежит коренным изменениям, а в каких - она прочно утверждается в рамках традиционно сложившихся музыкальных норм. В этой связи делом теоретиков музыки, философов оказывается разработка таких познавательных средств, которые позволяли бы адекватно отражать процессы, происходящие в музыкальной жизни общества, динамику изменений ее содержания.

Актуальность исследования определяется особенностью современной познавательной ситуации, где ведущим является тот факт, что в реализации процесса познания определяющую роль играет деятельность самого познающего субъекта на базе стратегий о принципиальной познаваемости и непознаваемости мира, стремления общества встроиться в ход природных процессов или стремления покорять природу, пренебрегать всеобщей связью явлений. При этом музыка предстает как определенная целостность, неотделимая от перспектив реализации двух данных стратегий и, более того, специфицируемая каждой из них.

Актуальность исследования определяется также и тем, что процессы компьютеризации и информатизации общества не толь-

ко ускорили темпы происходящих в нем изменений, но и соответствующим образом укрепили позиции той и другой стратегии познавательной деятельности и, в частности, музыкального познания мира, обогатили музыкальную культуру, претендуя на свое место.

Вновь формирующиеся результаты познания человеческого мира музыкальными средствами, представленные в виде музыкальных произведений, актуализировали вопрос о музыкальном воспроизведении человеческого мира и различных типах таких воспроизведений. И в этом смысле возникла необходимость в различении специфики познания человеческого мира в соответствии с типами его воспроизведений, а, следовательно, в соответствии с теоретическим обоснованием каждого типа музыкального воспроизведения.

Исследование музыкального творчества с точки зрения философии музыки актуализировало проблематику, относящуюся к раскрытию диалектики рационального-внерационального в содержании музыки, особенности связи с процессами компьютеризации и информатизации музыкального творчества, в том числе применительно к каждому типу музыкального воспроизведения человеческого мира.

Именно состояние современной духовной ситуации определяет необходимость философского изучения проблем музыки и музыкального познания человеческого мира. Обращение к миру музыки есть необходимое дело на пути воссоздания национальных традиций духовной культуры «без убыли и томления... без конца и смерти»1.

1 Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики/УЛосев А. Ф. Из ранних произведений.М.: Правда, 1990. С. 259.

Степень разработанности темы.

Исследуемая проблема объединяет широкий круг вопросов. Изучением музыки и музыкального познания мира занимались философы, культурологи, социологи, психологи, искусствоведы.

Философские основания в исследовании музыкального познания мира были заложены в трудах Аристотеля, Горация, Северина Боэция и др. В философском наследии этих мыслителей зафиксированы и основные подходы к изучению музыки: как отражения (теория мимесиса Аристотеля) и репрезентации (Гораций). Существенный вклад в исследование музыкального познания мира, характеристикой которого выступает музыкальное творчество, был сделан С. Боэцием.

В дальнейшем философами и исследователями было продолжено изучение музыки, а разделение музыки на светскую и культовую повлекло за собой и необходимость изучения музыки для реализации различных потребностей общества и человека (И. Тинкторис, Дж. Царлино, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо).

Идея мимесиса как отражения, представленная в философском наследии Аристотеля, получила развитие в русской философии (Н. Г. Чернышевский, А. Ф. Лосев и др.)- Исследование музыкального познания человеческого мира как отражения приобретает ясно выраженный национальный характер и раскрывает определенность отечественной философской традиции. В осмысление философских проблем музыки и способов ее существования, рассматриваемых в единстве ее рационального и внерационально-го содержания, существенный вклад внесли работы М. М. Бахтина, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.

При изучении способов существования музыки как конструирования музыкальной реальности (горациевская традиция), и в

6 этом значении - символизма, авангардизма, музыкального структурализма автор обращается к работам А. Бергсона, Б. Кроче, А. Шопенгауэра, а также к исследованиям музыковедов А. С. Соколова, С. А. Курбатской, А. С. Савенко, Д. В. Житомирского.

Эстетические аспекты музыки и музыкального творчества нашли отражение в трудах Г. Гегеля, Я. Мук ар жов с кого, А. Я. Зись, М. Бензе.

Вопросы психологии музыкального творчества и его восприятия были рассмотрены в работах Т. Адорно, Л. С. Выготского, П. А. Якобсона, В. В. Медушевского и др.

В исследовании музыкального и художественного вкуса автор основывался на исследованиях Л. Н. Когана, А. А. Радугина, Е. Шимунека.

Идея рационального и внерационального в музыкальном творчестве, согласно которой любые познавательные процессы и формы их реализации зависят от специфики исследуемого фрагмента действительности и от исторически детерминированных особенностей познания человеческого мира, была проанализирована в работах А. М. Коршунова, Г.В. Орлова, А. В. Шерозия, В. С. Швырева, М. Вебера, Л. Витгенштейна.

В изучении музыкального познания мира и его результатов в информационном аспекте автор диссертации основывался на исследованиях Н.М. Чуринова, А. Д. Урсула, Б. М. Бернштейна, С. М. Мальцева, П. И. Балабанова.

Исследованиям в области различных музыкально-научных дисциплин, в которых освещается эволюция музыкально-художественного процесса, посвящены труды Б. В. Асафьева, Л. А Мазе-ля, А. С. Соколова, А.Н. Сохора, Т. В. Чередниченко, Е.В. Назай-кинского и др. Поистине неисчерпаем материал, в котором зафик-

сированы положения и наблюдения композиторов и исполнителей о музыкальном творчестве (Д. Д. Шостакович, Э. А. Артемьев, Э. Денисов, К. Штокхаузен и др).

Процессы компьютеризации и информатизации музыки нашли отражение в историко-аналитических работах в области музыковедения, в которых исследуются различные аспекты компьютерной музыки. Среди них работы Р. X. Зарипова, , В. С. Улья-нича, В. Н. Устинова и т.д.

Таким образом, была создана основа для изучения музыки, музыкального творчества. Однако автор исследования полагает, что музыкальное познание человеческого мира еще не вполне изучено и не учитывает особенности актуальных стратегий современного научного познания.

Объектом исследования является музыкальное познание

человеческого мира.

Предметом исследования являются способы существования проективной музыки и музыкального отображения человеческого мира.

Цели и задачи диссертаиии.

Цель настоящего исследования - изучить зависимость содержания музыки и музыкального познания мира от реализации задач удовлетворения музыкальных потребностей общества и задач музыкального отображения человеческого мира.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Показать какими средствами достигаются цели и задачи музыкального познания мира.

  1. Раскрыть специфику способов существования проективной музыки и музыкального отображения человеческого мира.

  2. Осуществить анализ рационального и внерационально-го в содержании музыкального воспроизведения человеческого мира.

  3. Изучить особенности процессов компьютеризации и информатизации способов существования проективной музыки и музыки художественных образов.

Методологическая основа исследования.

В решении поставленных задач диссертант руководствуется диалектическим методом, а также положением о единстве материальных и духовных сторон деятельности человека. Изучение музыки и способов ее существования осуществляется посредством системного, деятельностного, ценностного и информационного исследовательских подходов, общенаучных методов исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, интуиции, идеализации и т. д. Диссертант руководствовался также положениями и выводами по исследуемой тематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

в диссертации учитываются особенности современных направлений в музыке и в связи с этим вводятся новые понятия: «музыкальная репрезентация человеческого мира», «проективная музыка», «ценностная музыкальная рациональность», «миметическая музыкальная рациональность»;

доказывается, что музыкальное воспроизведение человеческого мира осуществляется средствами, воссоздающими его в качествах художественного образа, адекватных музыкальных обобщений и в качествах художественных репрезентаций, соответствующих проективной музыке;

музыкальное познание человеческого мира, развертываясь в двух основных формах (композиторское творчество и исполнительское творчество), соответствует специфике принципов рациональности, среди которых различимы принцип, раскрывающий богатство свободы воли познающего человека и принцип, соответствующий его духовному совершенству;

музыкальное познание согласно принципу свободы воли предполагает способы существования проективной музыки, а согласно принципу совершенства - способы существования музыкальных отображений человеческого мира;

музыкальное познание раскрывается в системе реализации двух типов музыкального воспроизведения человеческого мира: в конструировании музыкальной реальности, результатом которой есть многочисленные музыкальные репрезентации и в музыкальном мимесисе, раскрывающемся в музыкально-художественных образах;

музыкальная рациональность предполагает возможность компьютеризации и информатизации музыкального воспроизведения человеческого мира, при этом музыкальное познание специфицируется и обогащается новыми институциональными и функциональными средствами, свойственными музыкальному мимесису и музыкальной репрезентации.

Положения , выноси мые на защиту:

1.Исследование музыки и способов ее существования целесообразно проводить с учетом двух типов воспроизведения человеческого мира: конструирование музыкальной реальности и музыкального мимесиса. 2.Дифференциацию способов существования музыки существенно проводить по способам реализации основных принципов рациональности музыкального творчества, соответствующих содержанию двух моделей мира, представляющих человеческий мир как Космос и как Универсум.

З.В проекции Универсума музыка репрезентирует человеческий мир и служит удовлетворению музыкальных потребностей человека и общества, предстает как ценностная, проективная музыка.

4.С позиции Космической модели мира музыкальный мимесис служит делу совершенствования духовного мира человека и общества, созданию музыкально-художественных образов человеческого мира. 5.Компьютеризация и информатизация музыки способствует развертыванию новых качеств ценностной, проективной музыки и новых качеств музыки как образа человеческого мира. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут служить теоретико-методологической основой дальнейшего изучения музыки, анализа способов и форм ее существования, тех изменений, которые происходят в музыке в результате процессов ее компьютеризации и информатизации.

Выводы, полученные в ходе исследования, отвечают требованиям адекватной научной постановки и разрешения проблем музыкального познания человеческого мира. Они могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов философии, философии художественного (музыкального) творчества, философии музыки, эстетики, в философии культуры, в сфере музыкальной критики для целей объективного исследования произведений музыкального творчества, а также в вузовских курсах истории и анализа современной музыки.

Апробация работы.

Основные положения и выводы работы прошли теоретическую апробацию в выступлении на Всероссийской научно-практической конференции «Д. Шостакович и мировая культура» (Красноярск, 1996), в докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Новые образовательные технологии. Система художественного образования: школа - училище - вуз» (Красноярск, 1997), на научно-практической конференции «Культура, искусство интеллектуального труда» (Красноярск, 1999), на Всероссийской конференции «Музыка в современном осмыслении» (Красноярск, 1999), а также в публикации ряда материалов, в которых отражено содержание основных разделов диссертации.

Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре философии и социальных наук гуманитарного факультета Сибирской аэрокосмической Академии им. акад. М. Ф. Решетнева.

Структура и содержание диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Музыкальное воспроизведение человеческого мира

В данном параграфе ставится задача: показать каков человеческий мир с точки зрения возможности его воспроизведения музыкальными средствами.

Издавна музыка является неотъемлемой частью духовной жизни человечества и столько же человек пытается постичь ее природу: первоначально, еще до рождения науки — в мифах, позже — в философии. Музыка как феномен и как проявление высшей человеческой духовности притягивала к себе многие умы человечества.

Музыка создает настроение, будит в нас эмоции. Она может взволновать, настроить на печальный или радостный лад. Исходя из этого, в мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпрепровождения, а музыканта как затейника. Музыка, конечно, отображает духовную жизнь общества. Но вместе с тем предмет музыки гораздо шире. Эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы колорита и грандиозные обобщения - все доступно музыке. И как пишет философ А. Ф. Лосев: «...Музыка обладает способностью изображать все, что угодно...» [66]. Ведь практически все, что невозможно объяснить словами находит свое отражение в музыке. Что же такое есть музыка?

В трактате франко-фламандского исследователя XV века И. Тинкториса - «Обобщение о действии музыки», «Об изобретении и применении музыки» (ок. 1480 г.) говорится о том, что музыка есть средство «усовершенствования жизни», человеческого мира [108, с.236].

А Рамос де Пареха (философ XV в.) определяет музыку как «замечательную часть философии» [80, с.341], Музыкальные звуки позволяют чувственно-материально ощутить гармоничность сущего. Музыка обеспечивает чувственное усвоение философии.

Музыка есть звуковая абстракция и одновременно чувственная материализация философских понятий и категорий, тождество конкретного и абстрактного. Именно это имел в виду Т. Манн, когда писал о том, что «музыка создает тождество в мно-горазличии» и что «величайшая тайна музыка - тайна тождественности» [74, с.236].

Парадокс музыки как феномена заключается в том, что музыку, — как замечает современный исследователь музыки Т. Чередниченко,— «принято считать наиболее чувственной среди различных видов искусств» [114, с.208], и вместе с тем, она предстает как «наиболее обобщенное, абстрактное явление- своеобразный художественный эквивалент философии и математических пропорций» [141, с.29].

Одно из современных определений музыки представлено в «Музыкальной энциклопедии»: музыка - вид художественного творчества, «который отражает (выделено нами - В. Б ) действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков) определенной высоты» [78, с.730].

Но существуют и другие определения музыки, так, например, согласно А. Бергсону, музыка есть скорее «форма гипноза-внушения, чем способ отражения реальности такой, как она существует сама по себе» [63, с.6]. При этом музыка, по мнению А. Бергсона, есть самостоятельная форма человеческой активности, совершенно независимая от явлений действительности.

Идеи А. Бергсона нашли отклик у многих его современников и последователей, в частности у Б. Кроне, который считал, что музыкальное познание мира осуществляется при помощи «фантазии человека», путем выдумывания [63, с.6].

Музыка и способы ее существования

В нашем исследовании музыка представлена двумя способами существования, это: процесс деятельности композитора, направленный на создание музыкального произведения (сочинение музыки), а также - процесс исполнительской деятельности (исполнение музыки).

Отметим, что идея способа существования предполагает единство бытия и существования, где бытие - есть непосредственное, а существование - опосредованное. Любые способы существования, в том числе и способы существования музыки, характеризуются их опосредованностью. Сочинение и исполнение музыки опосредованно инструментальным богатством, мировоззрением композитора и исполнителя, оркестровкой, аранжировкой и т.д.

Процесс воссоздания человеческого мира музыкальными средствами сложен. Его можно было бы представить как ряд последовательных важных этапов: от познания самого себя и общественной жизни к возникновению замысла, от замысла через поиски средств его воплощения к появлению готового музыкального произведения.

Во взаимосвязи с композиторским познанием человеческого мира развивается и музыкально - исполнительское познание. Благодаря ему (исполнительству), музыкальное произведение является слушателю в своем существовании - в живом звучании. Только живой исполнительский процесс дает полноту музыкального произведения. Музыкальному исполнительству присуще особое качество - исполнителю необходимо «расшифровать» нотную запись, перевести ее в звучание и тем самым воспроизвести авторский замысел композитора. Интерпретируя авторский замысел, перед исполнителем стоит задача: каким образом привнести в звучание новые оттенки, сохранив при этом авторский замысел. Показательно в этом отношении письмо Бетховена французской пианистке Мари Биго по поводу исполнения одного из его произведений: «Это не совсем то, что мною задумано, но продолжайте в том же духе: если это не вполне я, то тут есть нечто лучшее, чем я» [18, с.28].

Сочинение музыки как способ существования музыки предполагает реализацию следующих этапов: 1) формирование автором художественного содержания на основе своей мировоззренческой позиции и музыкально-художественного опыта; 2) воплощение его с помощью музыкально-выразительных средств в интонационном процессе.

Рассмотрим каждый из этапов. 1) Одним из важных структурных компонентов формирования художественного содержания является мировоззрение. На уровне мировоззрения создателя (и исполнителя) музыкальных произведений проявляется сопричастность к общественной жизни, эпохе. Социальное бытие получает свое воплощение в мировоззренческой концепции композитора, а результат этого предстает как предмет глубокого мировоззренческого осмысления.

Наиболее распространенным является следующее понимание: мировоззрение - «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе» [135, с.203]. Поскольку главным в мировоззрении является отношение человека к миру и самому себе, то музыка как вид творческой активности человека испытывает зависимость от мировоззрения, т. е. концептуально оформленного отношения человека к различным явлениям действительности. Для человека «жизнь без мировоззрения, - как замечает А. Швейцер, — представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» [121, с.82]. Таким образом, мировоззрение становится непосредственным принципом построения музыкального произведения, воздействуя на взаимоотношения его элементов и на общее содержание произведения.

Можно сделать вывод о том, что мировоззрение композитора составляет основу, согласно которой осуществляется процесс музыкального воспроизведения человеческого мира. Мировоззрение - это, в частности, принцип музыкального познания мира. Отметим, что принцип - это особая форма познания, которая -по мнению В. Н. Демина -«обеспечивает корректировку, упорядочение или синтез знания в процессе осмысления и преобразования действительности и направляет практические действия по его организации» [38, с.48].

Компьютеризация и информатизация музыки

В данном параграфе ставится задача исследовать процесс компьютеризации и информатизации способов существования музыки.

Дискуссия о компьютеризации и информатизации общества, развернувшаяся в восьмидесятых -девяностых годах XX века, показала не только актуальность исследуемой проблемы, но и многообразие плодотворных направлений исследования, богатство познавательных средств общефилософского, общенаучного и ча-стнонаучного уровней, доказавших результативность исследования. При анализе явлений компьютеризации и информатизации способов существования музыки мы исходим из диалектики единства структуры и функции.

Компьютеризация способов существования музыки означает, что по мере проникновения компьютерной техники в различные сферы музыкального творчества, происходит формирование институционального богатства музыкального творчества, пересматривается та совокупность устойчивых связей и отношений способов существования музыки, которая обеспечивает их целостность, сохраняет основные свойства при различных внутренних и внешних изменениях. Вместе с проникновением компьютерной техники в процессы сочинения и исполнения музыки вызываются к жизни новые институциональные структуры (от лат. structura -строение, порядок) в сфере музыкальной жизни общества: музыкант (будь то композитор или исполнитель) становится зависимым от институтов производства компьютерной техники, подготовки программистов и иных специалистов в области электронно-вычислительной техники. Для сочинения и исполнения музыки стали создаваться электронно-музыкальные студии, специальные творческие лаборатории, конструироваться системы музыкальной аппаратуры, музыкальные инструменты; открываются новые кафедры в музыкально-учебных заведениях, организовываются конкурсы электронной, компьютерной музыки. Все эти институциональные структуры становятся новыми элементами структуры музыкального творчества.

При этом институциональная структура музыкального творчества обнаруживает новые функции, корректирует функции старой институциональной структуры, уточняет их применительно к новой творческой ситуации, составляя тем самым особый процесс, сопутствующий компьютеризации способов существования музыки. Этот сопутствующий процесс мы называем информатизацией способов существования музыки.

Процесс компьютеризации и информатизации способов существования музыки можно анализировать с различных точек зрения, но в нашем исследовании мы будем иметь в виду следующее:

Во-первых, существование музыкального творчества любых эпох невозможно представить без развития технической мысли и техники, на основе которой создавались и совершенствовались инструменты. Бытие музыки опосредуется определенными музыкальными инструментами. Ведь «композиторский замысел, - пишет Житомирский Д. В., - становится реально звучащей музыкой не только при технической фиксации звука, при технике исполнения, но и при работе звукоизвлекающей машины» [42, с.127].

Даже древняя свирель — уже есть техническое устройство. А клавесин? Его изысканные, хрупкие звуки (извлекаемые при действии перышка о струну) были необходимы и достаточны для исполнения пьес Скарлатти, Рамо, Куперена. Фортепианной музыке XIX - XX веков понадобился молоточковый механизм. Произошли изменения и усовершенствования фортепиано, которые позволили ему надолго воцариться в огромных концертных залах.

Во-вторых, с некоторых пор сам процесс создания музыкального произведения не был подвержен серьезным изменениям. Изменения, которые произошли в этой сфере во второй половине XX века, связаны преимущественно с достижениями в области науки и техники.

В результате развития музыкального творчества перед музыкантом возникают новые художественные задачи, а это ведет к необходимости изменения не только отдельных компонентов, но и всей системы музыкального мышления. Возникает необходимость существенно нового подхода к процессу сочинения и исполнения музыки. Для решения этой проблемы техническая мысль в процессе воспроизведения человеческого мира музыкальными средствами раскрывает широкие перспективы использования компьютера.

Музыка как ценность человеческого мира

Задачей данного параграфа является раскрытие музыки в качестве ценности человеческого мира.

Исследование музыки как ценности делает необходимым учитывать следующее: во-первых, различение музыки как ценности является результатом различения индивидом ее потребительских свойств, осознание им своих музыкальных потребностей; во-вторых, музыка как ценность определяется музыкально-художественным вкусом потребителя музыки; в-третьих, музыка как ценность раскрывается как статистическая определенность музыкальных вкусов совокупностей индивидуумов, веяний моды.

В проекции универсалистской модели мира человек рассматривает и изучает все явления с точки зрения своей шкалы ценностей, содержание которой зависит от эгоистических предпочтений, устремлений индивидуума или социума, образования, мировоззрения и т. д. И исходя из шкалы ценностей, он изучает, создает, воспринимает и музыку. Ценностью для индивида, в данном случае, является то, что музыка удовлетворяет его музыкальные потребности. Если музыкальное произведение удовлетворяет его потребности, то, очевидно, что оно представляет собой некоторую ценность. Исходя из этого, мы и рассматриваем музыку и использование компьютера в музыкальном творчестве с точки зрения ценности, которая определяется следующими чертами: значимость, необходимость, полезность, целесообразность.

В связи с этим, деятельность музыканта становится связанной с определенными ценностными ориентирами индивида и общества. При сочинении и исполнении музыки композитор/исполнитель обязан учитывать ценностные ориентиры людей, которые приходят на концерт, которые готовы платить, но только за ту музыку, которая отвечает их интересам, их вкусу. Вследствие этого деятельность музыканта носит характер адаптивности, приспособления: его музыка должна отвечать определенным требованиям, которые к ней предъявляются, музыкант вынужден угождать индивиду, обществу, учитывая их музыкальные потребности, вкусы. Вполне возможно, что в этой ситуации, вкус самого композитора/исполнителя не совпадает со вкусом потребителя. В данном случае, музыкант вынужден сочинять/исполнять в угоду публике, потому что за это платят деньги («Кто платит, тот и заказывает музыку»). В этом смысле принцип свободы воли проявляется в том, что музыкант рационально конструирует реальность, угождая общественным вкусам, угождая тем, кто заказывает музыку. Такая музыка не призвана отображать человеческий мир (быть его образом), она способна его представлять - существовать в форме репрезентации. В этом смысле она и существенна как ценность.

Но произвольно сконструированная, эта музыка представляет собой вымышленную реальность, она приписывает свойства человеческому миру, которых нет, т.е. существует как фантазия. И в данном случае, такая музыка может быть просто «игрой звуков», своеобразным экспериментом, проявлением определенного вкуса того, кто ее создал, что также отвечает качествам ценностной музыки.

Таким образом, характеризуя музыку как ценность, мы отмечаем, что она в этом случае отвечает вкусам 1)индивида и 2)общества.

Понятие «художественный вкус» рассматривается с разных сторон. В нашем исследовании понятие «художественного вкуса» выступает как характеристика ценностных ориентации потребителя (индивидуума или социума). Как отмечает Л. Н. Коган ; «Подход человека к явлениям действительности с позиции «художественного вкуса» всегда аксиологический (ценностный), причем ценность определяется его способностью доставлять нам наслаждение» [56, с.25]. Поскольку в нашем исследовании речь ведется о музыке, то мы будем говорить о музыкально-художественном вкусе, который есть характеристика ценностных ориентиров в музыке (индивида и общества). Для нашего исследования важным является тот факт, что музыкально-художественный вкус есть проявление определенного принципа, подхода к освоению человеческого мира и воспроизведению его музыкальными средствами. Отсюда следует, что сочинение и исполнение музыки с точки зрения понятия ценности должно 1)приносить наслаждение, удовлетворять определенные потребности общества и 2) соответствовать определенным потребностям индивида и общества по конструированию музыкальной реальности.

Похожие диссертации на Музыка как ценность и образ человеческого мира