Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Мальцева Владислава Юрьевна

Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира
<
Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцева Владислава Юрьевна. Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира : 09.00.11 Мальцева, Владислава Юрьевна Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира (социально-философский аспект) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2007 141 с. РГБ ОД, 61:07-9/348

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА.

1 . Генезис явления «терроризм» 15-30

2. Понятие «терроризм» в его развитии 31-48

3. Концепт «современный терроризм», его основные признаки и типы 49-69

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА КАК СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРА В XXI ВЕКЕ.

1. Глобализационные стратегии как источник активизации современного терроризма 70-88

2. Дискуссии о социокультурном контексте «нового терроризма» в начале XXI века 89-106

13. Перспективы трансформаций моделей и практик терроризма в условиях глобализирующегося мира 107-124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125-131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132-141

Введение к работе

Актуальность исследования.

Актуальность настоящего исследования связана с глобальными политическими и социально-экономическими трансформациями в современном мире, которые приводят к противоречивым последствиям. Как и в предшествующие исторические периоды, проблема обеспечения безопасного существования человека сохраняет на сегодня свою значимость. Трагические события последних лет - войны, террористические акты, межнациональные и религиозные конфликты, приводят к расширению «пространства ненависти»: «испытывающий ненависть знает в себе и признает в других лишь заразу, распространяемую под видом единственного всемирного законодательства» \

Никогда ранее XX века человечество не ощущало с такой остротой, что Насилие, Агрессия и Деструктивность стали непременными спутниками человека - их «духом» пронизаны почти все аспекты человеческого бытия. Терроризм не только стоит в одном ряду с насилием, он представляет собой особую форму насилия, поскольку навязывает обществу одностороннее, уродливое решение, приемлемое только для малой, преступной части общества, но не приемлемое для общества в целом. Терроризм -это антигуманизм, характерный для современного состояния культуры. Многие исследователи в области социальной философии утверждают, что рост насилия - определяющая тенденция современности.

Под хрупкой оболочкой цивилизации скрывается слепой инстинкт разрушения, готовый проявить себя в любой момент. Опасно закрывать глаза на проявления этой ненависти, важно понять причины расширения пространства насилия, исследуя его природу, формы и цели. Чтобы по 1 Глюксмаы Андре Философия ненависти. М., 2006, с.30. нять террор как социальный феномен, необходимо исследовать его как сложноэволюционирующий феномен, меняющий свою форму и методы, выявить его объект и цели в эпоху глобализации.

Степень научной разработанности. За всю историю борьбы с терроризмом написано большое количество работ по данной проблеме специалистами разного профиля. Большинство исследователей, пишущих на тему терроризма, склонны считать, что объектом научной мысли данное явление стало в годы Великой французской революции. В это время были написаны труды, в которых терроризм рас-сматривался как определенный инструмент власти. Жан-Поль Марат и Максимилиан Робеспьер обосновывали мысль о власти при помощи страха, который внушает террор.

В ряду философов прошлого, которые пытались осмыслить террор как «полезный» метод принуждения политической оппозиции выделяются Аквинский Ф., Вольтер Ф., Гоббс Т., Гегель Г., Макиавелли Н., Руссо Ж.-Ж. и др. Истоки современного терроризма восходят к базовым мировоззренческим и культурным парадигмам в русской мысли 19-20 вв. Терроризм пропагандировали и практиковали народническая и анархическая школы мысли. Бакунин М. и Нечаев П. были основными идеологами терроризма, как и князь Кропоткин П., считавший террор способом пробуждения революционного духа в массах.

Большая заслуга в философском осмыслении идеологии терроризма, раскрытии особенностей экзистенциального сознания одиночки-террориста принадлежит французскому мыслителю Камю А., который на основе метода исторических аналогий, проследил генезис террористических идей и сделал вывод о невозможности их оправдания ни при каких обстоятельствах .

В исследованиях немецкого психолога и философа Фромма Э. дается анализ анатомии человеческой деструктивности, проявляющейся в таких различных социальных формах как война, революция и терроризм 1.

До 90-х годов XX в. терроризм был периферийной, если не закрытой темой для отечественной науки, поскольку считалось, что социализм уничтожает социальные условия этого явления. Этой проблемой занимались главным образом западноевропейские и американские исследовате-ли . В последнее десятилетие терроризм стал предметом систематического внимания со стороны отечественных ученых. Среди них - Апресян Р.Г., Витюк В., Воронович Б.А., Гусейнов А.А., Замковой В.И., Ильчиков М.З., Илларионов СИ., Иванов В.Н., Креншо Н., Капустин Б.Г., Копылов Г.Г., Лекторский В.А., Ляхов В.Г., Никитаев В.В., Пружинин В.А., Пути-лин Б.Г., Салимов К.Н., Сулимов К.А., Федотова В.Г., Шляхтунов А.Г., Эфиров С. и другие3.

В связи с событиями в Чечне, а также в странах арабского мира, ученые стали уделять пристальное внимание анализу терроризма в его национально-религиозной окраске. Этой проблеме посвящены работы Бар-ковской Е., Безымянского Л., Васильева Л.С., Ляхова Е.Г., Медведко Л.И., Мирского Г., Мантаева А.А., Попова А.В., Сайгитова У.Т., Уткина А.И. и др. .

Поскольку террористический акт вызывает у людей естественное чувство страха, незащищенности, то данному аспекту исследования терроризма уделяется должное внимание в работах Китаева-Смыка Л.А., Оль 7 шанского Д.В., Поуста Дж., Шляпентоха В., Шубкина В.Н., Щеглова А.В. и других авторов 2.

Терроризм имеет глубокие исторические корни. Генезис терроризма, его проявление в различные периоды человеческой истории, в различных странах, в том числе и России, рассмотрен Будницким О.В., Бурениным СВ., Василенко В.И., Ильиным И.А., Лунеевым В.В., Новиковым Я.Ю., Петрищевым В.Е., Франком С.Л. и др. .

В публикациях Бьюкенена П., Бремера П.А., Видала Г., Глюксмана А., Дерриды Ж., Мейссана Т., Примакова Е.М., Уткина А.И., Флинна С, Хоффмана Б., Хомски Н., Хабермаса Ю. и других ученых содержится анализ причин и последствий террористического акта 11 сентября 2001 г. в США. Многими из них выдвигаются нетрадиционные версии относительно этих событий, в частности, противоположная позиции представителей американской администрации 2.

Следует отметить также работы, в которых исследуются причины появления так называемого «нового», «глобального», «международного», «транснационального» терроризма в условиях современной глобализа ции, которая не только не решает современные общечеловеческие проблемы, а наоборот обостряет их, расширяя социальное поле использования насилия .

Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ посвященных исследованию терроризма (политических, психологических, социологических и др.), недостаточное внимание уделяется социально-философским проблемам терроризма в современном глобализирующемся мире. Между тем, масштаб проблем, которые возникают в связи с угрозой терроризма, а также скорость и глубина глобальных преобразований, связанных с этим феноменом, оставляют значительное поле для исследований. И в этом смысле феномен терроризма может быть предметом изучения с использованием средств социально-философского анализа, который предполагает выявление объективных и субъективных факторов, сущности, генезиса «нового» терроризма, рассмотрения его в связи с другими социальными процессами в конкретно-исторических условиях - условиях современной глобализации. Все эти факторы, обусловили выбор темы диссертационного исследования, предопределили цели и задачи исследования.

Объектом исследования является терроризм как социально-политический феномен.

Предметом исследования является социально-философский дискурс о сущности, генезисе, типологии и специфике «нового» терроризма в условиях глобализирующегося мира.

Цель и задачи диссертации. Основная цель исследования - концептуальный социально-философский анализ феномена терроризма, оказывающего существенное влияние на глобализирующийся мир. Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

- концептуализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе точки зрения на современный терроризм;

- исследовать эволюцию смысла этого понятия на базе собственной авторской трактовки его сущности;

- дать социально-философский анализ событий 11 сентября 2001 года в США как специфической формы террора в глобализирующемся мире;

- раскрыть протестный потенциал современного терроризма как антитезы глобализации «по-американски».

Теоретические источники и методологические основания диссертационного исследования. При исследовании проблематики терроризма использовались теоретические положения современных отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, юристов.

Существенное значение для решения исследовательских задач имели работы Витюка В.В., Глюксмана А., Дерриды Ж., Камю А., Лакера У., Хабермаса Ю., Эфирова С.А. и др.

Методологической основой анализа терроризма послужили принципы диалектики, системности, историзма, а также общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии особенностей социально-философского понимания деструктивной сущности терроризма в практике глобализирующегося мира. 1. На основании социально-философского анализа генезиса терроризма, диссертант приходит к выводу, что этот сложноэволюционирующии противоречивый феномен не является принципиально новым для нашего времени. Он уходит своими корнями вглубь истории. Систематический анализ развития терроризма позволил сделать вывод, что по своим целям, сущности терроризм не претерпел качественных изменений в течение веков, трансформировались только его типы, определяемые экономическими, социально-политическими, духовными условиями и техническими возможностями того или иного исторического периода.

2. Вместе с тем, концептуализация имеющихся в российской и зарубежной литературе различных точек зрения по вопросу о природе терроризма показывает, что современный терроризм существенно отличается от терроризма прошлых столетий по целям, объектам, тактике и средствам борьбы. Исходя из этого терроризм в диссертационном исследовании трактуется как нелегитимное, политически мотивированное насилие с использованием различных видов оружия с целью воздействия на политику государства; тем самым терроризм предстает как социально-политический феномен, сущностью которого является противоправное использование разных форм насилия или угрозы насилием для создания социально-психологической ситуации устрашения для достижения определенных целей социального или личного характера.

3. Исследование процессов глобализации позволило диссертанту выявить особенности современного международного терроризма. Анализ современной внешнеполитической доктрины США и их союзников дает основание сделать вывод о том, что терроризм зачастую используется на государственном уровне. При этом истинные цели США и их сторонников - стремление к мировому господству, вуалируется борьбой с теми странами, которые определяются ими как носители «мирового зла». После 11 сентября 2001 г. в своей новой международной доктрине США предусматривают использование военных действий для защиты своих интересов в любой точке земного шара. На практике это может привести к попыткам насильственного устрашения тех стран, которые пытаются проводить самостоятельную политику. Социально-философский анализ показывает, что в условиях глобализации метода террора нарушается сие тема международно-правовых отношений, игнорируется решение международных организаций, в том числе СБ ООН.

4. Прогнозируется возможная трансформация терроризма в условиях углубления процесса глобализации. Глобализация как американизация не только не способствует решению общечеловеческих задач, а, наоборот, усиливает в мире напряженность и конфронтацию. Возникает необходимость выдвижения альтернативных моделей, одной из которых выступает концепция «устойчивого развития» («sustainable development»), которая была поддержана представителями более 179 государств. В этой связи исследуется роль «новых социальных движений», альтерглобалистских организаций как альтернативы глобализации как американизации. Согласно авторской позиции альтернативой однополярной глобализации по-американски должна стать установка на формирование многополярной модели мира, в которой более активную роль будут играть не только европейские страны, но и Китай, Индия, Россия и другие страны, обладающие значительным экономическим, интеллектуальным и военно-техническим потенциалом.

Положения, выносимые на защиту.

Систематический социально-философский анализ сущности терроризма в условиях глобализации показывает, что терроризм приобретает новые черты, проявляясь в общепланетарном масштабе. По своему объекту, методам, техническим средствам, он приобретает новые черты. На динамику его базовых свойств оказывают влияние многие социально-экономические, политические, этнические, религиозные факторы.

Глобализация - сложное, противоречивое явление, которое включает объективные и субъективные факторы. Реализуясь преимущественно в форме американизации, глобализация способствует активизации международного терроризма. Альтернативой подобного развития глобализации может быть создание многополярного мира, основанного на учете экономического, технологического, политического, военного потенциала объе диненной Европы, таких ведущих акторов международной политики, как Китай, Индия, Россия, реализация идей концепции устойчивого развития.

1. Дается экспликация философских категорий «содержание» и «форма» для объяснения природы террора. Использование категории «содержания», как совокупности наиболее существенных, устойчивых и структурно оформленных связей для изучения такого сложного явлейия как терроризм, приводит к трактовке террора как политически мотивированного жестокого насилия с использованием различных видов оружия для воздействия на политику государства.

2. Такой подход к сути понятия «терроризм» позволил вычленить в его содержании внутренние, существенные, взаимосвязанные характеристики: теракт тщательно планируется; используются технические средства и разные виды оружия; насилие осуществляется над личностью, большими социальными группами; выдвигаются социальные, политические требования.

3. На основе диалектического «принципа развития», выявлены инвариантные характеристики терроризма, в частности показано, что по своему содержанию терроризм существенно не менялся на протяжении долгого исторического периода, но значительно трансформировались его формы проявления. Формы, как внешнее выражение содержания, с одной стороны, отражают содержание, а, с другой - специфику террористической деятельности, на которую накладывают отпечаток социальные условия, традиции, психологические факторы и т.п.

4. Концептуализировано понятие «новый» терроризм. Обосновывается положение о том, что «новый» терроризм - продукт современного этапа глобализации, как американизации, которая не только не решает общечеловеческих проблем, а наоборот, обостряет их. Внешнеполитическая доктрина США, принятая после событий 11 сентября 2001 г. предполагает усиление американской экспансии в различных регионах мира, опираясь на разветвленную систему насилия (экономическое, политическое, технологи ческое, военное) подобная модель глобального мира, отвечающая только интересам США, вызывает ответное насилие, что в конечном итоге приводит к глобализации методов терроризма.

6. Прогнозируются возможности развития глобализации по пути «устойчивого развития», формирования многополярного мира и т.п., что может привести к снижению уровня напряженности в мире. Если вектор глобализации существенно не изменится, то можно предположить дальнейшее обострение террористической деятельности.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в диссертационном исследовании проведена концептуализация феномена терроризма в контексте социальной философии с учетом особенностей влияния глобализации. Теоретические обобщения и выводы, сформулированные методологические подходы к проблеме современного терроризма могут быть использованы в учебном процессе при подготовке спецкурсов, лекций по социально-философским и социально-политическим проблемам современного терроризма, поиска альтернатив глобализации как американизации. Диссертационное исследование имеет не только теоретико-методологическое, но и практическо-политическое значение, особенно для органов МВД России, поскольку только на основании знания сущности, социальных причин, мотивации террористической деятельности можно ей успешно противодействовать.

Апробация работы осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии РАГС при Президенте РФ, в участии во Всероссийской междисциплинарной аспирантской конференции РАГС - СЗАГС «Государственность и государственная служба в России: пути развития» 9-10 июня 2004 г. в г. Санкт-Петербурге, в IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» 24-28 мая 2005 г. в г. Москве, в 3-ей международной конференции «Мировое сообщество против глобализации, преступности и терроризма» 27-29 сентября в г. Москве, а также в публикациях автора.

Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 26 декабря 2006 г. (протокол № 10) и принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 19 марта 2007г. (протокол № 8).

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Мальцева В.Ю. Международный терроризм и сепаратизм как угроза территориальной целостности России // Государственность и государственная служба в России. СПб., выпуск 4,2004, с. 39-41.

2. Мальцева В.Ю. Терроризм как социально-политический феномен. Эволюция смыслов. Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): В 5т.Т.З. М.: Современные тетради, 2005, с. 85-91.

3. Мальцева В.Ю. Генезис явления терроризм // Сборник 3-ей.международной конференции: Мировое сообщество против глобализации, преступности и терроризма. М., 2007, с.49-52.

4. Мальцева В.Ю. Глобализация как источник активизации современного терроризма // Вестник ПАГС, №11, 2006, с. 104-111.

5. Мальцева В.Ю. Концептуализация понятия терроризм // Оптимизация механизмов государственного управления в условиях глобализации. Сборник ПАГС, 2006, с.68-72.

6. Мальцева В.Ю. Терроризм в альтернативных условиях глобализации «по-американски» // Власть. М., №1, 2007, с.74-78.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Генезис явления «терроризм»

Терроризм возник не сегодня, он имеет глубокие корни в истории человечества. Истоки многих современных течений терроризма можно найти на Древнем Востоке, в греческих и римских республиках. Более 2,5 тысяч лет назад согласно Ветхому Завету (кн. Исход 5-12) на территории Египта в течение почти трех месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, именуемых как «Казни Египетские». Сценарии тех «казней» и по сей день, уже более двадцати веков являются классической моделью терроризма. Вскоре вслед за «казнями» на каменных скрижалях появляется, пожалуй, первая религиозно-этническая доктрина безопасности - Десятисловие или десять заповедей. В ней концептуально разработан идеологический и этнический образ врага, детально развитый в Законах Моисея. С тех дней все дальнейшее развитие общества проходило в противоборстве двух начал: Права Силы, т.е. насилия и Силы Права, т.е. закона» .

Самая ранняя террористическая группировка - секта сикариев, ко торая действовала в I веке новой эры, Сикарии - хорошо организованная секта, действовавшая в Палестине в 66-73 годах н.э. Иосиф Флавий от мечал, что сикарии применяли необычную тактику: они атаковали про тивника в дневное время, особенно по праздникам, когда Иерусалим бы вал запружен толпами людей. Любимым оружием сикариев был кинжал или короткий меч (сика), который они прятали под одеждой. Как отмечал знаток из эссе английского писателя Де Куинси «Убийство как изящное искусство», сикарии, справедливо полагая, что толпа сама по се бе есть нечто вроде темноты (благодаря своей плотности, давке и невозможности увидеть со стороны, кто именно нанес роковой удар), присутствовали там, где была толчея, и когда люди пытались понять, кто убийца и где он, ответом оставалось: «неизвестно!» Сикарии уничтожили дом первосвященника Анании, а также дворцы представителей династии Иродов, они сожгли публичный архив, чтобы уничтожить расписки должников. У Тацита упоминается, что сикарии сжигали зернохранилища и выводили из строя системы водоснабжения в Иерусалиме. Это были экстремистски и антиримски настроенные националисты, которые в то же время видели своих противников и в среде умеренной египетской и палестинской диаспоры, в евреях, стоявших за мир с Римом. Из некоторых источников следует, что у сикариев была тщательно разработанная доктрина, так называемая «четвертая философия», нечто вроде иудейского протестантизма. Они повиновались одному лишь Богу, не признавали над собой никакой земной власти, отказывались видеть в священнослужителях посредников между Всевышним и простыми смертными.

Другие авторы делают акцент на том, что сикарии возглавляли движение социального протеста, настраивая низы против богатых верхов. Однако, по убеждению Иосифа Флавия, это были самые обыкновенные корыстные разбойники, которые управлялись иноземными силами и использовали призывы к справедливости для прикрытия своих неблаговидных целей. Но даже Иосиф Флавий признает, что некоторые из них проявляли религиозный фанатизм: они видели в мученичестве нечто приносящее радость, полагали, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий .

В Китае тайные общества, Триады, были основаны в конце семнадцатого века, когда маньчжуры захватили две трети территории Китая .

Они были основаны как тайные общества для свержения господства маньчжуров и восстановления династии Минь на имперском троне. Эти общества во время правления династии маньчжуров фактически превратились в инструмент местного самоуправления, взяли на себя многие административные и судебные функции. Многие Триады расширили философию сопротивления маньчжурским завоевателям и включили в число противников также «белых дьяволов», в особенности, британцев, силой навязавших торговлю опиумом Китаю. Триады неоднократно предпринимали попытки к народному восстанию, жестоко подавлявшихся маньчжурами. После восстания Красных Тюрбанов в начале XIX века, маньчжурами была проведена особо жестокая операция наказания, когда сотни тысяч китайцев были обезглавлены. К началу XX века прежде легальная база существования триад была подорвана репрессиями маньчжур, Триады постепенно перешли на использование криминальных методов обеспечения своей деятельности: рэкету, контрабанде, пиратству, вымогательству. В 1911 году деятельность Триад полностью превратилась из патриотической в криминальную. Впервые в истории образовалось государство, возглавляемое и управляемое членами тайных криминальных обществ, которые привлекали отряды боевиков Триад для расправы над своими политическими противниками.

Понятие «терроризм» в его развитии

Одной из важнейших задач социально-философского анализа терроризма является исследование его сущности. Выявление сущностных свойств терроризма в условиях глобализации предполагает концептуализацию понятийного аппарата, с помощью которого дается объяснение природы и формы проявления этого социального феномена. Приступая к такому анализу, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, рассмотреть имеющиеся теоретически значимые точки зрения на терроризм, обозначить его критерии, позволяющие выделить этот феномен среди общей совокупности социально опасных явлений. Это достаточно сложная задача, поскольку серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить социально-экономические, этнические, религиозные и политические процессы, которые определяют появление и деятельность тех или иных террористических групп. В социально-философском плане представляется логичным сопоставление смыслов понятий «насилие» - «террор» -«терроризм», которые имеют определенную смысловую общность, хотя эти понятия не тождественны.

Как показывает исторический ракурс динамики осмысления понятия «терроризм», базовый для него термин «террор» происходит от латинского слова (Terror - страх, ужас). Он употребляется в работах античного философа Аристотеля для объяснения трагедии в древнегреческом театре. Слово «террор» специально использовалось драматургами в своих пьесах. Означающее страх и ужас, это слово должно было воздействовать на души зрителей, чтобы заставить их сопереживать происходящим на сцене драматическим, а то и трагическим событиям.

В современном значении понятия «террор» и «терроризм» появились в 1798 году в «Словаре Французской академии» . Они определялись как «режим террора» относительно событий периода Великой французской революции (1789-1794 гг.). Кровавые революционные события повлияли на содержание терроризма, под которым стали понимать политическую власть, которая пытается достичь свои цели путем бесчисленных казней, карательных экспедиций, неправовых и без суда расправ, расстрелов, сжигания селений, конфискаций имущества, убийств, экспроприации и пр. В этот период терроризм рассматривается как жестокое насильственное действие в сфере политики с целью реализации прав революционной власти от имени «народа».

Подобная практика терроризма опиралась на разработанную английскими (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) и французскими (Д. Дидро, Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и др.) философами теорию «общественного договора». Так, согласно Т. Гоббсу, все люди от природы равны, свободны, наделены от рождения одинаковыми правами на свои действия и пытаются их осуществить. Происходит столкновение интересов. Отсутствие разграничений между «моим и твоим» приводит к «войне всех против всех», угрожая гибелью человеческому роду. Во имя сохранения жизни люди должны заключить между собой «общественный договор». Обязанности осуществления «общественного договора» были возложены на государство. Если представители власти не устраивают своих граждан, то они могут быть лишены ее. Эта теория способствовала обоснованию легитимности чрезвычайных мер, репрессий в отношении представителей свергнутой королевской власти 1.

С точки зрения Дж. Локка, люди должны обладать правами, позволяющими противостоять тирании. И если государственная власть нарушает договорное обязательство, то граждане вправе расторгнуть договор и лишить власти любое государственное лицо, в том числе и монарха .

Тем самым выдвигается положение о правомерности свержения существующей власти в определенных ситуациях, то есть в тех ситуациях, когда власть не выполняет свои обязательства перед гражданами. Теоретические разработки английских и французских мыслителей явились тем идеологическим обоснованием, которые поднее привели к революционным потрясениям.

Для исследования различных точек зрения, которые содержатся в работах современных отечественных и зарубежных ученых, необходимо, на наш взгляд, прежде всего обратиться к словарным изданиям, энциклопедиям, которые по определению содержат сущностно-краткую характеристику того или иного явления, и которые в силу значительного тиражирования в наибольшей степени оказывают влияние на сознание широких слоев население. Так, например, в «Толковом словаре русского языка» «терроризм» определяется как политика и практика террора. Понятие «террор», согласно данному словарю, имеет два смысла: 1) устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения; 2) жесткое запугивание, насилие над личностью, большими социальными группами, обществом в целом .

Глобализационные стратегии как источник активизации современного терроризма

Чтобы выявить причины расширения террористической деятельности в различных регионах мира, необходимо вскрыть не только объективные причины глобализации, но и субъективные социальные механизмы, которые управляют ее процессами.

Глобализация - одна из самых актуальных и пока еще недостаточно четко сформулированных проблем современного мира. Идея глобализации концептуально еще недостаточно осмыслена. Основная сложность ее понимания, связана с тем, что глобализация представляет собой переплетение различных по своим последствиям процессов. С одной стороны - это качественно новый уровень взаимодействия стран в области экономики, политики, культуры, который начал складываться в последние десятилетия прошлого века вследствие появления глобальных проблем, ставших серьезной угрозой для самого существования человечества. С другой - западное общество в своей политике все больше и чаще переходит на позиции рыночного фундаментализма. Между тем, в условиях, когда природные ресурсы становятся дефицитом, оно предъявило единые универсальные требования ко всем странам: законы рынка должны действовать поверх границ национальных государств .

На процесс глобализации оказал влияние и тот факт, что в конце XX в. разрушился сложившийся мировой порядок, подводя итог тем геополитическим отношениям, которые функционировали в течение почти столетия. Закончилась эпоха биполярности. Началась борьба между ведущими мировыми державами за новый миропорядок К

В целом не вызывает сомнения, что глобализация - сложный и многоликий процесс, который стал ареной многочисленных дискуссий среди философов и социологов, политологов и юристов. Изучению и осмыслению проблемы современного глобализма посвящены многие работы зарубежных и отечественных ученых2. Как справедливо отметил немецкий социолог У. Бек: «Без сомнения, глобализация является наиболее употребляемым и наименее проясненным, вероятно, самым непонятным, затуманенным, политически эффектным словом (лозунгом, оружием в споре) последних лет» .

Это обстоятельство отмечает и У. Макбрайд, по мнению которого «глобализация - слово со многими значениями, которые всегда было очень трудно отделить».

В общем виде, глобализацию обычно определяют как совокупность процессов становления более или менее единых общемировых систем в экономике, финансах, технологии, политико-правовой сфере, информационной среде, а также сфере культуры и других областях человеческой жизнедеятельности5.

В ряде документов ООН глобализация характеризуется появлением на глобальном уровне рынков валюты и капиталов; появлением новых средств глобализации (РІнтернет, сотовые телефоны, спутниковое телевидение); новых глобальных организаций (всемирная торговая организация, многонациональные корпорации); новых глобальных правил и норм (международное соглашение по вопросам торговли, интеллектуальной собственности и т.д.), которые имеют обязательную силу для национальных правительств. Данные процессы ведут к взаимозависимости между странами и народами.

Анализируя современную глобализацию в ее многообразных формах проявления, академик О. Богомолов основную ее причину усматривает в интернационализации хозяйственной жизни. В работе «Глобализация - вызов мировому экономическому порядку» он пишет, что процесс интернационализации экономической жизни проявляет себя уже давно, в последние десятилетия он приобрел ряд качеств, позволяющих говорить о его вступлению в новую фазу -фазу экономической глобализации. Данная позиция обосновывается автором следующими положениями: во-первых, взаимосвязанность хозяйственной деятельности в настоящее время охватила почти все страны мира, став глобальной; во-вторых, обострилась проблема соотношения сырья и населения; в-третьих, с распадом мировой социалистической системы, рыночные отношения стали преобладать в хозяйственной жизни и экономического взаимодействия стран; в-четвертых, произошли существенные изменения в самой структуре глобальной экономики .

Похожие диссертации на Новый образ терроризма в условиях глобализирующегося мира