Введение к работе
Актуальность проблемы исследования.
В эпистемологии начала XXI века по-новому актуальной становится проблема познания социального действия. Социальное действие рассматривается сегодня как ресурс изменений социальной структуры и социальной системы, как процесс осмысления, интерпретации социального мира. Рассматриваемая эпистемологией постоянная включенность субъекта в социальное действие порождает ряд проблем, таких как соотнесенность с ожиданиями другого субъекта, сознательный характер действия, его мотивация и др.
В свете современного философского понимания социальное действие -одна из основополагающих категорий, в рамках которой человеческая деятельность рассматривается как совокупность неопределенного множества действий обособленных индивидов, а каждое из таких индивидуально мотивированных действий предстает как простейшая единица (первоэлемент) такого рода деятельности.
Изучение социального действия включает в себя исследование проблемы субъекта социального действия, проблемы ценностного статуса социального действия, его информативной нагруженности, проблемы эвристического потенциала методов исследования социального действия, классификации этих методов и пр., что определяет особенности самого гносеологического процесса.
Феномен социального действия неразрывно связан с изучением ценностно-смысловой составляющей бытия. Любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальное окружение. Совокупность вещественного, социального и культурного своеобразия среды создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия. Действия индивида, следовательно, основываются на взаимопроникновении и наложении его собственных ценностей на общепризнанные ценности и нормы, принятые в данном обществе.
Следует отметить, что при всем многообразии теорий социального действия, четкой классификации методов исследования данного феномена на сегодняшний день нет. В то же время, крайне слабой, по мнению В.П. Кохановского, остается методологическая компонента гуманитарных дисциплин1. «Специализированной методологии гуманитарных наук, по своей разработанности, значительности, значимости сопоставимой с методологией наук естественных, невзирая на несомненные находки -проницательные мысли и обобщения немногочисленных теоретиков-энтузиастов, до сих пор не сложилось»2. Необходимость создания такой методологии становится сегодня одной из главных задач. В решение данной
1 Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д, 2005. С. 4. J Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 260-261.
проблемы внесет свой вклад анализ гносеологических особенностей методологии познания социального действия. Это и определяет актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Во второй половине XIX - XX вв. внимание западных и отечественных философов было обращено к онтологическим, гносеологическим, психологическим проблемам общества.
В частности, в западной философской традиции одним из актуальных направлений являлся позитивизм. В качестве основы исследований рассматривались системы воззрений О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера. Социальную реальность как взаимодействие множества субъектов-«актеров» и их групп и связанные с этим проблемы на основе психологического подхода анализировал Г.Дебор. Интерпретация общества у западных исследователей тесно взаимосвязана с акцентированием внимания на роли пассивной массы и субъекта действия, в качестве которого выделяются как индивидуум, личность, актор, так и коллективные субъекты (Ж.Бодрийяр).
Отечественной философией накоплен также значительный опыт исследования различных аспектов деятельности. Комплексный подход к изучению деятельности в ее целостности характерен для работ Г.К.Ашина, К.Х.Момджяна, В.Н.Сагатовского и др. Так, К.Х.Момджян рассматривает социальную реальность с позиций деятельностного подхода, выделяет формообразования социума как модусы и атрибуты субстанции деятельности. Психологическая составляющая взаимодействия индивидов, связь деятельности с личностными интересами, сознанием становятся объектом познания в работах А.И.Леонтьева.
В ходе обсуждения онтологических, гносеологических, психологических проблем общества постепенно выделяется тема социального действия. Обширная и многомерная проблематика анализа данного феномена была впервые актуализирована в науке на рубеже XIX -XX вв., причем пик активности приходится на середину прошлого столетия. Сегодня этот вопрос широко освещен как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Теории социального действия различных авторов были подвергнуты системному анализу со стороны ряда западных философов. Так, исследованием концепции социального действия М.Вебера занимались Г.Корф, Дж.Льюис; теория Э.Дюркгейма была проанализирована А.Б.Гофманом; И.П.Фарман, В.Л.Шульц изучали социально-культурные аспекты теории Ю.Хабермаса; всесторонне рассмотрены современные социологические теории Дж.Ритцером.
В отечественной философии различные аспекты проблемы социального действия активно исследовались в XX в. Аналитические работы таких авторов, как О.С.Анисимов, А.Б.Баллаев, Н.М.Бережной, ДЛ.Горский, С.Четвертаков, К.И.Шилин (теория К.Маркса), Г.Э.Адыгезалова, И.И.Антонович, А.Д.Ковалев, А.И.Кравченко, В.В.Посконин (концепция социального действия Т.Парсонса), А.С.Бухаров, П.П.Гайденко,
Ю.Н.Давыдов, Р.Даскалов, М.В.Масловский, А.И.Неусыхин, Э.Н.Ожиганов, А.И.Патрушев, Р.П.Шпакова (концепция М.Вебера), А.О.Ганжа, А.О.Зотов, Е.В.Яковкина (теория Ф.Знанецкого), П.С.Дабоскин, М.П.Чаушян (теория Ю.Хабермаса), Е.В.Осипова (концепция Э.Дюркгейма) поднимают множество сложных актуальных вопросов по данной проблеме.
С изучением феномена социального действия формируется проблема методологии его познания, которая сама становится объектом исследования.
Существенное значение для диссертационного исследования имели работы зарубежных философов XIX — XX вв., посвященные проблемам активизации процессов научного рефлексирования, методологического потенциала теорий в целом и концепций социального действия в частности (П.Фейерабенд, Р.Арон, Ф.Теннис, Г.Риккерт, Р.Рорти, К.Поппер, Г.Гадамер).
Отечественными философами изучались актуальные проблемы методологии науки, социального познания, методологии исследования социального действия (Г.М.Андреева, А.А.Гагаев, А.П.Гладилин, Б.А.Глинский, В.П.Загороднюк, Л.Г.Ионин, И.Т.Касавин, А.В.Козин, А.М.Козин, А.М.Коршунов, Н.Моисеев, Т.И.Ойзерман, Г.ВЛугач, В.С.Степин, И.Г.Тимошенко, А.В.Туркулец, В.П.Кохановский, А.И.Кравченко, Ю.А.Харин). Так, работы В.С.Степина позволяют создать общий взгляд на проблемы методологии науки и теории познания; В.П.Кохановский изучает философские проблемы социально-гуманитарных наук, теоретико-методологические подходы к теориям социального действия западных философов рассматривает Г.М.Андреева; Ю.А.Харин акцентирует свое внимание на всестороннем анализе феномена социального действия, в том числе и на методологических позициях его познания.
Большое внимание в зарубежной и отечественной литературе уделяется частным методологическим проблемам.
Важное место в работах западных философов занимает проблема эвристического потенциала конкретных методов исследования, в том числе и методов познания социального действия. Например, активно изучаются возможности социологического (Г.Беккер, Г.Дебор Ф.Теннис), психологического метода (В.Дильтей, А.Маслоу), ценностно-нормативного (Г.Корф, Х.Лэйси), эволюционного подхода (К.Поппер), метода понимания (Г.Гадамер), интерпретации (Г.Гадамер), мотивационная составляющая деятельности и психологический метод (А.Маслоу) и др.
Эпистемологические концепции современной отечественной философии поднимают актуальные проблемы специфики аксиологического подхода к изучению феноменов социальной реальности (М.М.Бахтин, А.А.Ивин, П.П.Гайденко, Л.А.Микешина, М.С.Бургин, Ю.В.Перов, В.Ю.Перов), деятельностного подхода (К.Х.Момджян, А.С.Бухаров, В.Н.Сагатовский), биографического метода (В.П.Кохановский), интерпретации (Л.А.Микешина, В.П.Кохановский, И.Т.Касавин), понимания (Л.А.Микешина, АЛ.Ивин, В.П.Кохановский, В.А.Лекторский, Л.Г.Ионин, В.И.Аршинов), объяснения (А.А.Ивин, В.П.Кохановский), познавательной операции репрезентации (Л.А.Микешина, Б.А.Глинский) и др. Также
рассматриваются особенности субъектно-объектных отношений в познавательной деятельности (В.П.Кохановский, В.А.Лекторский, П.П.Гайденко), проблемы ценностно-смысловой детерминированности истины (А.П.Гладилин), структуры знания в социально-гуманитарном познании (В.П.Кохановский, В.П.Загороднюк), проблема соотношения рационального и иррационального в познании (Т.И.Ойзерман, В.С.Швырев) и др.
На сегодняшний день существует большой ряд исследований феномена социального действия и методологии его познания в зарубежной и отечественной философской мысли, но комплексной, целостной, всеобъемлющей работы по методологии исследования социального действия нет.
Осознавая, что проблема социального действия актуальна для различных философских, социологических, психологических работ, диссертант сознательно ограничил исследование этого феномена областью гносеологии и методологии.
Объектом исследования является социально-гуманитарное познание социального действия.
Предмет исследования - эвристическо-гносеологический потенциал методов исследования социального действия.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью настоящего исследования является эпистемологический анализ особенностей методологии познания социального действия.
В соответствии с темой, целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
выделить характерные черты социального действия как предмета социально-гуманитарного познания;
исследовать особенности научного познания социального действия, выявить специфичность его методов;
провести анализ классических (К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм) и неклассических концепций социального действия (Т.Парсонс, Ю.Хабермас, Ф.Знанецкий) и реконструировать предлагаемую в рамках этих учений интерпретацию онтологических основ социального действия;
выявить эвристический потенциал основных методов исследования социального действия в классических и неклассических философских концепциях.
Методологические основы исследования.
Методологическая база исследования характеризуется
интегративностыо. Диссертант использует диалектический, сравнительно-исторический, системно-структурный, историко-философский методы, методы междисциплинарного анализа и синтеза, индукции, дедукции. Так же был использован типологический анализ, принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, когнитивный подход, принцип дополнительности.
Достижение поставленной цели и решение намеченных задач предполагает опору на общие принципы и нормы научного, рационального, философского мышления. Наиболее значимыми для данного исследования являются такие общефилософские и научные принципы, как принцип системности, принцип активности процесса познания, принцип социального взаимодействия.
Научная новизна исследования.
установлено, что основными чертами, присущими социальному действию как предмету социально-гуманитарного познания, являются: имманентность таких характеристик, как процессуальность, каузальность, ситуативность; смыслообразующее значение; структурность и системность, что делает необходимым анализ социальных действий в системе, учет их пространственно-временных характеристик, а также делает возможным методологический плюрализм исследования каждого элемента структуры социального действия;
показаны формы проявления особенностей социально-гуманитарного познания (коммуникативная, ценностная, смыслополагающая природа) в научных исследованиях феномена социального действия. Обосновано положение об отсутствии в настоящее время единой методологии познания социального действия, вместо которой наличествует комплекс собственно методологических систем как проявление методологической полипарадигмальности;
выделено два типа основных методологических подходов к анализу социального действия: классический (К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм) и неклассический (Т.Парсонс, Ю.Хабермас, Ф.Знанецкий). Установлено, что различия познавательных подходов классических и неклассических концепций в первую очередь обусловливают несовпадения в интерпретации онтологических оснований социального действия. В классических теориях это - практика (К.Маркс), классическая рациональность (М.Вебер), солидарность (Э.Дюркгейм), а в неклассических - психическая природа человека (Т.Парсонс), рациональность как компонент коммуникативного действия (Ю.Хабермас), ценности и установки (Ф.Знанецкий);
показано, что в обоих подходах используются принципы и методы классификации, моделирования, интерпретации, аксиологического, эволюционного, функционального и психологического подходов. Для классических теорий характерна опора на анализ социальных фактов. В неклассических концепциях значительно расширена методологическая база исследования, в которую включаются метод моделирования единичного акта, системный анализ социальной реальности, ориентация на исследование динамики ценностей в ходе социального действия, анализ коммуникативного аспекта социального действия;
разработана классификация принципов, приемов, методологических подходов к исследованию социального действия, в рамках которой выделены, наряду с общенаучными методами и подходами (логический,
исторический, психологический подходы и др.) специфические авторские методы (социологический, структурно-функциональный, коммуникативный подходы применительно к анализу социального действия, аналитический реализм, аналитическая индукция, биографический метод, метод системы координат, интерпретация социального действия через его селективность, телеологичность, ситуативность). Данная классификация применима для анализа методов познания других феноменов социального бытия.
Теоретическая значимость работы.
Теоретическое значение работы заключается в том, что положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего гносеологического, методологического анализа проблем социального действия, осмысления методологических проблем социально-гуманитарных наук.
Практическая значимость работы.
Материалы исследования могут использоваться в ходе преподавания курсов философии, онтологии и теории познания, социальной философии, истории философии и социологии.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии и религиоведения ОПТУ и семинарах означенной кафедры. Полученные в ходе исследования результаты докладывались на ежегодных аспирантских чтениях ОГПУ (2004-2008гг.), на XXIX преподавательской научно-практической конференции «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов», проходившей в апреле 2008 г. в ОГПУ, а также на международной научной конференции «Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов», которая состоялась 2-4 октября 2008 г. в Москве. По теме диссертации опубликовано 8 статей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографии.