Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Боровский Михаил Иванович

Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы)
<
Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Боровский Михаил Иванович. Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы) : ил РГБ ОД 71:85-9/81

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Марксистская концепция детерминизма. понятие нравственного поведения 21-81

I Объективный детерминизм и социальная детерминация человеческих поступков . 21-58

2 Категории "моральное действие" и "нравственное поведение" 58-81

ГЛАВА П Детерминизм и свобода нравственных поступков 82-120

I Детерминизм и проблема свободы воли в домарксистской философии 82-93

2 Диалектика детерминизма, нравственной свободы и ответственности личности . 94-120

ГЛАВА Ш Механизм детерминации нравственного поведения личности. потребности . I2I-I79

I Потребности как филооофская проблема 123-143

2 Место и роль потребностей в механизме детерминации поведения 143-179

ГЛАВА ІУ Механизм детерминации нравственного поведения личности интересы. мотивы . 180-260

I Интересы как детерминанты поступков . 180-210

2 Мотивация поведения личности в свете философско-психологического анализа . 210-238

3 Морально-поихологичеокая регуляция поступков 238-260

ГЛАВА У Актуальные проблемы научного управления нравственным поведением личности в условиях развитого социализма 261-346

I Нравственная оценка поступков как форма развития активности личности в трудовом коллективе 263-297

3 Закон возвышения потребностей и воспитание личности 297-326

3 Возрастание нравственной детерминации деятельности людей в условиях развитого социализма 327-346

Заключение 347-359

Библиография 360-392

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по воспитанию нового человека. ХХУІ съезд КПСС, отметив достигнутые успехи, в то же время указал: "Это не значит, конечно, что мы уже решили все вопросы, связанные о формированием нового человека"1.

Одним из таких вопросов является утверждение у всех членов общества идейно-нравственного фундамента личнооги советского человека, выработка активной жизненной позиции. На нравственное поведение и воспитание личности оказывают влияние не только успехи, но также недостатки и трудности, противоречия. В целом проблема формирования нового человека, человека высокой коммунистической морали - сложный, противоречивый и непрерывный процесс, который осуществляется под воздействием многих объективных и субъективных, внутренних и внешних условий и факторов. Поэтому приобретает особую значимость действенная, целеустремленная идеологическая, массово-политическая работа, ведущаяся в органическом единстве с организаторской и социально-экономической деятельностью.

КПСС ставит перед обществом конкретные, четкие и ясные задачи, требующие сосредоточения всех сил и средств для их решения. Выступая на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, Ю.В. Андропов подчеркнул: "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интереоами, высокой культурой труда и поведе-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 63.

- 5 -ни я" .

Проблема детерминации нравственного поведения личности явля-етоя составной чаотью общей проблемы человека и лежит в русле направлений, обозначенных ХХУІ оъездом КПСС, последующими постановлениями партии, июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС, в качестве важнейших для разработки ооветокой философской наукой. Детерминация поведения как причинная обусловленность поступков личности - это не новая проблема, она всегда привлекала внимание исследователей.

В истории философии домарксового периода сформировались две противоположные концепции: детерминистская и индетерминистская. Однако обе в силу их односторонности и метафизичности оказались неспособными дать правильное научное объяснение важнейших вопросов социальной детерминации нравственного поведения человека. Это стало возможным только с позиций диалектического и исторического материализма, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В условиях развитого социализма возрастает значимость и актуальность разработки различных аспектов детерминации нравственного поведения личности в силу вое более явственного проявления объективной закономерности возрастания роли нравственных начал в жизни общества, расширения сферы действия морального фактора и соответственно уменьшения значения административного регулирования взаимоотношений между людьми.

В развитом социалистическом обществе становится особенно ощутимой та социальная действенная роль нравственности, о которой говорил В.И. Ленин, подчеркивая, что "нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше..." . Обеспече-

1 Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.
- М.: Политиздат, 1983, с. 18.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 4-І, о. 313.

- б -

ниє оптимальных возможностей для проявления этой функции коммунистической морали диктуется не только внутренними изменениями социзльво-экономичеоких условий жизни общества, в том числе под влиянием таких важнейших факторов, как социальные последствия научно-технической революции, вступление в жизнь новых поколений и т.д., но и внешними условиями - идеологической борьбой между силами социализма и капитализма, которая в последние годы особенно обострилась.

Благодаря достигнутой более высокой степени целостности общества зрелого социализма, планомерности и пропорциональности развития всех его сторон возрастают объективные возможности целенаправленного управления процессом формирования выооконравотвенной личности. Практика коммунистического воспитания требует научно обоснованных рекомендаций. Говоря о задэчах, стоящих ныне перед общественными науками, Ю.В. Андропов отметил: "Необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении этих задач"1.

Раскрытие оущности, специфики, нахождение механизмов социальной детерминации нравственного поведения личности в условиях развитого социализма имеет огромное значение для правильного понимания и успешного осуществления целенаправленного воспитания грудящихся в духе соблюдения ими требований и норм коммунистической нравственности.

Таким образом, актуальность темы исследования, во-первых, продиктована потребностями практики коммунистического строительства и прежде всего воспитания нового, всесторонне развитого человека.

1 Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983, с. 285.

- 7 -Во-вторых, она вытекает из потребностей и внутренней логики развития мзркоистско-ленинской неуки о нравственности. Становится все более настоятельной необходимость изучения различных аспектов нравственного поведения и воспитания личности не только в рамках марксистско-ленинской этики, что в основном имело место до последнего времени, но и в рамках диалектического и исторического материализма на базе комплексного подхода с привлечением конкретно-социологического материала, полученного при изучении реально функционирующей нравственной жизни общеогва. И, наконец, в-третьих, актуальность темы исследования определяется необходимостью аргументированной критики буржуазных антинаучных концепций нравственного поведения личности.

Состояние научной разработки проблемы. В современной марксистской философской литературе в достаточной степени исследованы различные аспекты проблемы детерминизма прежде всего как философского принципа. Здесь в первую очередь оледует назвать ряд коллективных трудов*, при подготовке которых особая заслуга принадлежит Г.А. Свечникову, Ю.В. Сачкову, работы академиков Б.М. Кедрова, Т.И. Ойзермана, а также исследования Я.Ф. Аокина, Г. Герца, И.И. Жбанковой, В.Г. Иванова, Л.А. Куликова, В.И. Купцова, В.Ф. Паркина, М.А. Парнюка, Н.В. Пилипенко, Стойко Попова, Б.С. Укра-инцева, А.П. Шептулина, Д.И. Широканова и др.

Важное значение для разработки проблем детерминизма, в том числе и социального дегерминищма, имели: Всесоюзная школа-семинар, состоявшаяся в 1971 г. в г. Новосибирске, Всесоюзная науч-

1 См.: Современный детерминизм. Законы природы. Ред. коллегия: Г.А. Свечников, Н.Т. Абрамова, М.В. Веденов, Ю.В. Сачков. - М.: Мысль, 1973. - 527; Современный детерминизм и наука. Т. I, 2. Под ред. акад. Д.К. Беляева и др. - Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1975. - Т. I - 319 о.; Т. 2. - 335 о.

- 8 -ная конференция, состоявшаяся в г. Тбилиси в 1980 г., а также другие научные форумы, опубликованные в ходе их подготовки и по итогам работы материалы.

Проблема детерминации на естественнонаучном материале рассматривается в работах В.Г. Борзенковэ, П.А. Водопьянова, Э.В. Волковой. Л.А. Микешиной, О.С. Разумовского, А.И. Филюкова и других авторов. Критика различных концепций социальной детерминации буржуазных теоретиков, а также разоблачение классовой полигики манипулирования поведением человека в современном капиталистическом обществе показана в грудах Т.И. Ойзермана, И.И. Антоновича, В.И. Бовша, Г.П. Давидюка, И.О. Кона, В.В. Косолапова, В.А. Лисичкина, Ю.П. Ожегова, Ю.В. Согомонова, Л.Т. Титзренко, К.А. Шварцман и

ДР.

Особо следует сказать о вкладе в разработку проблем социального детерминизма в аспекте поведения и воспитания личности, которая принадлежит советским психологам1.

Проблемы свободы, ответственности личности, влияние культуры, социалистического образа жизни на поведение человека как важнейших сторон сложной системы детерминации рассматривается в работах Е.М. Бабооова, Е.П. Буслова, И.В. Бычко, Г.Е. Глезерманз, А.И. Головневз, В.Е. Давидовича, А.Г. Мысливченко, B.C. Семенова, Г.Л. Смирнова, М.В. Тараткевича.

Отдельные вопросы взаимосвязи человека и среды, как проявления объективной и субъективной сторон детерминации поведения, а также раокрытие категорий диалектики объективной и субъективной детерминации, ее познания и использования нашли отражение в работах С.С. Батенина, Д.А. Волкогонова, л.А. Гуцэленко, Н.й. Іукова, A.M. Елсуковэ, СМ. Ковалева, Р.И. Косолапова, СИ. Попова, П.Ф.

1 Вое работы из различных отраслей знания, иопользованные в диссертации, приведены в библиографии.

- 9 -Протасени, B.C. Сгепина, Ю.А. Харина.

Вопросы научного управления поведением и воспитанием личности о наибольшей полнотой рассмотрены во многих трудах академика В.Г. Афанасьева. Правовые аспекты социального детерминизма и поведения личности в условиях социализма, выяснение причин преступного поведения исследуются в работах В.Н. Кудрявцева.

Различные стороны поведения и нравственного воспитания лично- « оти Н8шли отражение в грудах многих советских и зарубежных эти-ков. Они рассматриваются в работах советских ученых Г.Г. Акмам-бетова, В.И. Бакштановского, В.А. Блюмкина, Л.Б. Волченко, О.Г. Дробницкого, В.Т. Ганжина, Н.Л. Головко, Г.Н. Гумницкого, А.А. Гусейнова, Т.М. Джафарли, Л.Ф. Евменова, В.Г. Иванова, В.В. Квасова, В.П. Киселева, Н.Н. Кругова, В.П. Кобляковэ, Л.В. Коноваловой, О.Н. Круговой, В.И. Игнатовского, С.Д. Лапгенкз, Б.О. Нико-лаичева, Г.В. Петропавловского, В.И. Писаренко, Н.В. Рыбаковой, Ф.А. Селиванова, Э.В. Сгрукова, О.С. Тернового, А.И. Титаренко, СП. Целиковой, Е.Г. Федоренко, А.Г. Харчева, В.Н. Шердакова, К.А. Шварцман, Ф.Н. Щербака, Я.Г. Якубсона и др. Нельзя не сказать о том, что проблема детерминации нравственности постоянно привлекала внимание А.Ф. Шишкина, считавшего ее одной из кардинальных, основополагающих, от решения которой зависят многие вопросы нравственного воспитания людей, их правильное понимание и реализация.

Заметим* что монографий или диссертаций, в которых специально » ставилааь бы задача целостного комплексного рассмотрения проблемы детерминации нравственного поведения личности в условиях зрелого социализма, не имеется. В наибольшей степени к указанному типу приближаются труды ученых Л.М. Архангельского, С.Ф. Анисимо-ва, Л.П. Буевой, В.Т. Ефимова, Д.А. Кикнадзе, И.Т. Фролова. Обратим поэтому внимание на те исследования названных авторов, в ко-

торых в наибольшей степени анализируется интересующая нас проблема.

Л.М. Архангельский в своих работах исследовал различные сто- ь роны нравственного воспитания, морального сознания, социально-этические проблемы теории личности, решая вместе с тем некоторые вопросы детерминации моральных поступков человека в условиях развитого социализма. В трудах С.Ф. Анисимова рассматриваются вопросы нравственной ответственности, моральной оценки как элементов целостной сиотемы нравственной детерминации. В его монографии: Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1979 г. исследуется диалектика нравственности и нравственного поведения. В монографии В.Т. Ефимова: Социальный детерминизм и мораль. - М.: Высшая школа, 1974 г. сосредоточено главное внимание на анализе того, как и под влиянием каких детерминирующих факторов происходит формирование самой морали как социального феномена. И лишь в одном параграфе автор рассматривает вопрос о социальной детерминации нравственного поведения.

Многие вопросы социальной детерминации и активности личности, влияния ореды и микросреды на развитие человека, на его деятельность и поведение, формирование различных черт и качеств социалистической личности получили отражение в трудах Л.П. Буевой. Д.А. Кикнадзе обратил внимание на то, какое место в детерминации социального поведения человека занимают потребности. В трудах И.Т. Фролова проблема детерминизма, поведения и воопигания личности является частью более широкой проблемы человека, его сущности, развития, перспектив. В его исследованиях большое место отводится биологическому аспекту детерминации; критике в указанном аспекте различных антинаучных концепций детерминизма, выдвигаемых буржуазными теоретиками. Наконец, необходимо назвать работы, по-овященные изучению механизмов дейотвия социальных законов в уело-

- II -

виях социализме. Это прежде всего монографии В.И. Приписновз и А.Ф. Яцкевича.

Подводя итог краткому анализу вопроса о разработанности темы исследования, нужно отметить, во-первых, что, как правило, авторы воех названных ранее работ не ставили перед собой задачу комплексного изучения целостного процесса детерминации нравственного поведения личности в условиях зрелого социализма. Во-вторых, нельзя не сказать о том, что ряд значимых в философоко-методоло-гическом плане категорий этиками долгое время либо вовсе не использовались, либо применялись недостаточно всесторонне. А это значительно обедняло анализ явлений нравственной жизни. К чиолу таких категорий можно отнести потребности, интересы, мотивы.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - разработка в широком философеко-методологическом аспекте важнейших вопрооов сущности и специфики детерминации нравственного поведения личности в условиях развитого социалистического общества. Общая цель определила более конкретные исследовательские задачи:

раокрытие сущности и специфики социального детерминизма и характера детерминации поведения человека в сфере нравственности;

исследование диалектики детерминации, нравственной свободы и ответственности личности;

выявление структуры и характера действия механизма детерминации нравственного поведения личности;

анализ с позиций диалектического и исторического материализма категорий потребностей и интересов как главных элементов детерминации моральных действий, выявление их взаимосвязей и субординации с другими детерминантами;

раскрытие сущности и особенностей морально-психологической регуляции поссупков, характера мотивации поведения личнооти;

определение важнейших путей и средств повышения эффективности

идейно-нравственного воспитания личности в условиях зрелого социализма.

Методологическая основа» Источники. Методологической основой написания диссертации явились произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, материалы и документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий. Особое значение в диссертации придается указаниям партии, содержащимся в исторических решениях ХХУІ съезда КПСС, Постановлении ЦК КПСС от 26 июля 1979 г., в решениях ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС.

В диссертации используются работы советских и зарубежных ученых-марксистов, работающих в области философии, ооциологии, этики, психологии, а также анализируются некоторые работы буржуазных теоретиков. Автор использует конкретно-социологический материал из опыта идейно-нравственного воспитания в Белорусской республике, опирается на некоторые собственные наблюдения, полученные в ходе проведения научно-исследовательской, преподавательской, пропагандистской, лекторской работы.

В целом диссертация непосредственно связана с государственными планами научно-исследовательской работы и является итогом их выполнения автором за время работы в Институте философии и права АН БССР (1962 - 1979 гг.) и зэтем в Белорусском институте физической культуры (о 1979 г. по нестоящее время).

Научная новизна исследования. Главное, что дает диссертация и отражающие ее содержание опубликованные работы, заключено во вкладе в разработку некоторых важнейших вопросов методологии исследования социальной детерминации нравственности, в частности нравственного поведения личности в условиях развитого социализма. Недостаточная разработка, отсутствие единого понимания методологических оонов исследования нравственности тормозит изучение раз-

- ІЗ -

личных этических явлений современной жизни общества. Решение проблемы нравственного воспитания, отмечал Л.М. Архангельский, "с помощью одной этики мы считаем невозможным. Необходимы комплексные исследования, осуществляемые на базе социологии, психологии, педагогики"*.

Именно такой широкий оистемный, комплексный анализ философоко-социэльных проблем детерминации поведения личности о выявлением механизмов взаимодействия биологического, психологического и нравственного в человеке позволяет более доказательно понять социальную сущность природы нравственности человека, выявить глубинные мотивы его поступков. Более конкретно представляющие новизну исследования результаты можно резюмировать в следующих положениях:

- Раскрытие оущности и специфики социальной детерминации в сфере нравственности, характера и особенностей детерминации нравственного поведения. Понимание того, что моральные поотупки личности, причинно обусловливаемые внешней средой и микросредой, социально-классовыми отношениями и связями, в которых проходит жизнь и деятельность человека, определяют поведение личности неоднозначно, оставляя свободу воли, свободу выбора поступков. На этот выбор влияют не только условия и факторы внешней детерминации, но также элементы субъективной детерминации как проявления сознания и воли личности. В сфере нравственных поступков оообое значение имеет вероятностный тип детерминации, обусловливаемый действием статистических закономерностей. Раскрытие сложного характера детерминации поведения человека, его моральных поступков, анализ различных видов детерминации, выяснение диалектики объективной и субъективной сторон детерминации поведения личности позволяет по-

1 АН СССР. Философское общество СССР. Информационные материалы. № 5 (16). - М.: 1979, с. 16.

новому подойти к пониманию как самой личности, гак и путей ее формирования и развития, совершенствования.

Уточнение философского смысла категорий "моральное действие", "нравственный поступок", "нравственное поведение". Показ того, что практически все действия человека в той или иной степени имеют нравственный аспект, как затрагивающие интересы общества, коллектива, других людей. Правильное понимание морального дейотвия, при совершении которого находит выражение важнейшее овойогво морали как оценочно-императивного способа оовоения действительности через категории "добра" и "зла", имеет не только теоретическое значение, но важно и для практики коммунистического нравственного воспитания трудящихся, в частности, для уяснения понятия активной жизненной позиции личности, путей ее формирования.

вскрытие диалектики социальной детерминации, нравственной свободы, свободы воли и свободы морального выбора как необходимого условия правильного понимания важнейших вопросов этики: о критерии нравственности, принципах нравственной оценки поступков и установлении моральной ответственности личности. Правильное решение вопроса позволяет подвергнуть аргументированной критике как концепции жесткого, механистического детерминизма, абсолютизирующие необходимость в моральных действиях человека, так и различные индетерминистекие, релятивистские, субъективно-идеалистические теории, абсолютизирующие случайность, тем оэмым оказывающиеся не способными решить вопросы об оценке нравственных поступков человека и его ответственности за их выбор.

Установление сущности и выявление характера действия механизма детерминации нравственного поведения личности, выявление субординации и диалектики взаимодействия между различными элементами, образующими сложную целостную систему детерминации нравотвен-

ных поступков. Важным является философский анализ мотивации, морально-психологической регуляции поведения личности в конкретных условиях ее жизнедеятельности. Акцентируется внимание на том, что механизм детерминации моральных поступков во многом однотипен с подобными механизмами причинной обусловленности других видов социальных действий человека, что имеет методологическую значимость для анализа поведения человека в более широком плане. Выделяются в качестве ведущих компонентов механизма детерминации потребности и интересы.

Анализ с позиций марксистско-ленинской философии потребностей и интересов, раскрытие сущности этих понятий и определение их места в оисгеме категорий материалистической диалектики и исторического материализма. Понимание потребностей как оообого вида диалектически противоречивых отношений, связей, указание на обязательность момента осознания потребностей субъектом как необходимого условия для превращения последних в непосредственные побудители активности личности.

Определение некоторых важнейших направлений и путей повышения эффективности целенаправленного управления идейно-нравственным поведением и воспитанием членов общеотва в современных условиях: исследование роли и значения нравственной оцещси поступков в трудовых коллективах для развития социальной и трудовой активности личности, укрепления трудовой дисциплины; формирование потребностей как средства воспитания нового человека; анализ возрастания роли нравственной детерминации в формировании у всех членов общества активной жизненной позиции; значение нравотвенной культуры в процессе воспитания и самовоспитания личности, преодоления влияния буржуазного образа жизни, пережиточных явлений в офе-ре морального поведения; анализ так называемых "скрытых" пороков и нахождение путей борьбы с ними.

Таковы основные положения, составляющие новизну научного исследования, которые выносятся на защиту.

Научно-практическая знзчимооеь исследования. Важнейшие выводы и результаты, научно обоснованные рекомендации исследования могут быть попользованы при решении многообразных задач воспитания нового человека, формирования нравственной культуры, активной жизненной позиции личности. Практическое применение и использование результатов разработки возможно по следующим основным направлениям:

1. В плане дальнейшей теоретической разработки проблемы.

Ряд положений исследования, содержащихся в опубликованных работах соискателя, уже нашли отражение и поддержку в работах советских и зарубежных ученых, изучающих вопросы поведения и воспитания личности в условиях социализма: С.Ф. Анисимова, В.А. Блюм-кина, Н.А. Головко, Л.Н. Жилиной, М.Г. Журавкова, В.П. Коблякова, В.Н. Семенькова, Э.В. Струкова, А.А. Тарасенко, И.Ф. Харламова, Т.Е. Чумаковой, Стойко Попова, А. Шопенбурга и др.

Основная по теме диссертации монография "Детерминизм и нравственное поведение личности" реферирована на отраницах реферативного журнала АОН при ЦК СЕПТ1.

2. В учебной, пропагандистской и лекционной деятельности.
а) Важнейшие положения дисоергации могут использоваться при

чтении курсов исторического материализма, научного коммунизма, оо-нов марксистско-ленинской этики в вузах, особенно при изучении следующих тем: "Формы общественного сознания", "Роль народных масс и личности в истории. Личность и общество", "Социалистический образ жизни", "Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Коммунистическое воспитание трудящихся", "Детер-

Heferatblatt. Zentralstelle fur die philosophische Information and Dokamentation. - Berlin, 1975» N II.

минизм, свобода выбора и моральная оценка поступков".

Работы автора включены в некоторые программы вузов и школ, методические рекомендации. (См., например: Марксисте ко-ленин-окэя этика. Методические указания для студентов вечернего и заочного отделений философских факультетов государственных университетов. - Изд-во МГУ, 1976, с. 18; Актуальные вопрооы методики преподавания марксистско-ленинской этики. - Минск: изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1980, с. 175; Этика. Примерная программа для УШ класса общеобразовательной школы. - Минск: Народная асвета, 1975, с. 15, 17).

б) В пропагандистском плане заслуживают особого внимания идеи работы о роли потребностей и интересов как ведущих детерминантов моральных поступков, в целом поведения человека. Заметную роль в жизни республики сыграла научно-практическая конференция, посвященная этим вопросам, в подготовке которой, а также при издании материалов по ее итогам непосредственное участие принял автор. Книга "Проблемы формирования потребностей человека в условиях развитого социализма" (Минск: Беларусь, 1978) отмечена Дипломом Всесоюзного общества "Знание" за лучшие произведения научно-популярной литературы. Автор стремился основные выводы в доступной форме доводить до массовых аудиторий, выступая с лекциями перед населением города, республики. В 1977 г. читал лекции по вопросам социалистического образа жизни и коммунистической морали в МНР. В качестве председателя НМС по пропаганде марксистской этики и коммунистической иорали и затем в качестве зам. председателя Координационного совета по пропаганде советского образа жизни, коммунистической морали и этики при Правлении общества "Знание" БССР непосредственно участвовал и участвует в разработке планов и программ лекционной пропаганды для университетов нравственного воспитания и других материалов. Как член комиссии

по физкультурному образованию и воспитанию Спорткомитета СССР автор регулярно участвует в выработке практических рекомендаций по совершенствованию коммунистического воспитания студентов физкультурных вузов страны.

Апробация работы. Диссертация предварительно обсуждалась на совместном заседании кафедр философии и научного коммунизма, педагогики и психологии Белорусского государственного института физичеокой культуры и была рекомендована к защите. Затем - на заседании сектора теоретических проблем научного коммунизма (19. 02. 1982 г.) и на Ученом совете Института философии и права АН БССР (13. 07. 1982 г.) и также рекомендована к защите. Ранее (16. II. 1978 г.) по теме исследования соискателем был сделан доклад на заседании Ученого совета Института философии и права АН БССР, где была утверждена тема докторской диссертации.

Важнейшие аспекты исследования получили апробацию в результате выступлений эвтора с докладами и сообщениями на республиканских, всесоюзных и международных конференциях, симпозиумах. В чаотнооти, автор выотупал с докладами и научными сообщениями, участвовал в дискуссиях на следующих всесоюзных конференциях, семинарах-совещаниях и других форумах всесоюзного масштаба: "Ленинизм и социальное управление при социализме" (Львов, 31 марта - 5 впреля 1969 г.); "XXIV съезд КПСС об актуальных проблемах коммунистического строительства" (Москва, 2-3 июня 1971 г.); "Изменение социальной структуры советского общества" (Сверд-ловок, февраль, 1972); "Актуальные вопросы развития марксистско-ленинской этики" (Москва, 17-19 сентября 1974 г.); "О содержании и методике пропаганды этических знаний" (Москва, 22-24 декабря 1975 г.); Всесоюзное координационное совещание по марксистско-ленинской этике (Звенигород, 12-14 декабря 1977 г.); Научно-практическая конференция "Коммунистическая мораль и формирование

активной жизненной позиции" (Тюмень, июнь, 1979).

Участвовал в работе международной научно-методической конференции "Современная научно-техническая революция и распространение политических и научных знаний" (Москва, 23-25 сентября 1975 г.)» выступал с докладами: а) на вогрече философов СССР и ПНР (Москва, 21-23 июня 1976 г., материалы опубликованы), б) на международной конференции в ГДР (Потсдам, 27-31 мая 1979 г.)

С докладами по теме исследования выступал также на республиканской конференции "Развитие марксистско-ленинской теории в документах ХХУІ съезда КПСС" (Минск, 26-27 ноября 1981 г.); расширенном заседании Белорусского Отделения Советского Национального Объединения истории и философии, естествознания и техники (Минск, 10-11 декабря 1981 г.)* а также на других научных форумах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Структура работы определяется целью и задачами исследования. В первой главе выявляются основные исходные понятия социальной детерминации нравственного поведения личности. Диалектика детерминации, нравственной свободы и моральной ответственности личности рассматривается во второй главе. Центральное место в диссертации занимает анализ сущности и выявление особенностей механизма детерминации нравственного поведения, чему посвящены третья и четвертая главы работы. В пятой, заключительной главе исследуются некоторые наиболее актуальные вопросы нравственного воспитания, в том числе вопросы научного управления процессом нравственного воспитания личности в условиях развитого социализма.

В заключении диссертационной работы подводятоя общие итоги исследования, определяются направления возможностей практического использования научных выводов и рекомендаций в теории и прак-

- 20 -тике коммунистического строительства, а также указываются некоторые важнейшие перспективные вопросы темы, которые требуют своей дальнейшей разработки.

Категории "моральное действие" и "нравственное поведение"

Моральное действие как отдельный вид, разновидность человеческой деятельности еще очень слабо разработано в нашей философской, з том числе и в этической литературе. Нуждаются в дальней - 59 -шей разработке и философско-этические категории "нравственный поступок" , "нравственное поведение сердцевиной которых является моральное действие.

Ранее встречались даже высказывания относительно того, что вообще не правомерно выделение из всей структуры морали морального действия как отдельного элемента1. Не стало "моральное действие" еще и категорией относительно самостоятельной философской науки - этики в гаком разработанном и общепринятом виде, как это относится, например, к понятиям долга, совести, чести, или даже к таким в известной степени соизмеряемым, одноплановым с моральным действием элементам, как моральное сознание, нравственные отношения. Неразработанность понятия "моральное действие" объясняется во многом сложностью и все еще недостаточной изученностью самого феномена "мораль".

С другой стороны, надо учитывать и то, что еще очень слабо исследована категория "деятельность" в широком, общефилософском плане. Так, M.G. Каган в своей работе, специально посвященной анализу человеческой деятельности, пишет, что "смысл самого понятия "деятельность" является крайне неопределенным ... и, видимо, понятие "деятельность" еще не обрело статуса философской категории"2.

Все возрастающая роль нравственных начал в жизни социалистического общества, в жизни и деятельности строителей коммунизма требует от ученых дальнейшей разработки философских проблем нравственности, коммунистического нравственного воспитания, в том числе и анализа категории "моральное действие".

В последние годы в работах философов, особенно специализирующихся в области разработки различных аспектов теории нравственности личности, формирования нового человека., стали исследоваться различные стороны и аспекты морального действия и нравственного поведения1.

Однако разработка этих понятий находится лишь в самой начальной стадии. Перед учеными здесь стоят сложные и ответственные задачи.

"Моральное действие", "нравственный поступок" и "нравственное поведение" - это не отвлеченные категории, значимость которых ограничивается сферой, областью теории. Разработка их имеет важное значение для практики коммунистического нравственного воспитания нового человека.

Моральный аспект, нравственная характеристика любого вида деятельности советского человека характеризуют его преданность идеалам коммунизма, его сознательность, его отношение к интересам коммунистического строительства.

Понятно, что моральное действие личности, как сердцевина нравственного поведения, есть важнейший элемент нрэвотвенное ти, через который находит проявление и выражение активная жизненная позиция человека, строителя коммунистического общества. Поэтому обратим особое внимание на раскрытие категории морального действия.

Вычленение морального действия, его сущности, выяснение места и значения в жизни и воспитании трудящихся предполагает рассмотрение его, во-первых, во взаимосвязи и соотношении с понятиями деятельности и действия в широком общефилософском смысле, а, во-вторых, рассмотрение его в сфере самой морали как сложного социального феномена.

Но прежде чем анализировать моральное действие в этих двух аспектах, попытаемся дать определение самого феномена категории "моральное действие", опираясь на понятия "деятельность", "действие", как более широкие по отношению к деятельности и действию в сфере морали.

Деятельность как совокупность ряда действий, а равно и как само действие, взятое в качестве единичного явления, как правило, и при этом совершенно справедливо - связывают с движением. Само же движение есть наиболее общая форма существования материи, ее атрибут. К. Маркс отмечал, что "первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение ..." . Термины "движение", "действие", "деятельность" очень тесно связаны между собой, взаимораскрывают друг друга2.

Диалектика детерминизма, нравственной свободы и ответственности личности

Одним из коренных отличий марксистско-ленинского решения проблемы свободы от всех предшествующих и современных буржуазных теорий является то, что марксизм учитывает один из важнейших факторов развития человеческой свободы, а именно фактор социальности, категория "социальное" в последние годы стала исоледо-вагься наряду с другими категориями. В наиболее широком плане под социальным следует понимать то наиболее общее, что отличает развитие человека и человеческого общества от природы, животного и растительного мира. Важнейшими элементами, характеризующими социальное, через которое оно раскрывается, являются способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, особенно характер производственных отношений, базис общества и его надстройка.

Социальное раскрывается через труд, как целенаправленную деятельность по преобразованию природы и общества. Труд — важнейший фактор, присущий только человеку, отличающий человека от животных, выделяющий его из природной среды, и в известном смысле являющийся средством возвышения человека над природой.

Труд - стержнеобразующий элемент практической деятельности человека, является объективной основой социального. Недопонимание, недооценка социального во всем его богатстве и сложности не позволила и не позволяет сторонникам как механистического детерминизма, так и представителям индетерминизма понять сложный механизм социальной детерминации всего многообразия человеческих поступков.

Материалисты домзрксового периода по существу не выделяли человека из природы. Он у них рассматривался всего лишь как часть последней. Материалисты домарксового периода явно не видят роли преобразующей практической, трудовой деятельности человека, которая хотя и не отрывает человека от природы, частью которой он, безусловно, остается, но в то же время и выделяет его из природы, делает его существом и социальным. Роль социального настолько велика, что в огромной степени социальное определяет собою сущность биологического в человеке. А при таком понимании характер детерминации поступков далеко выходит за рамки детерминации лишь природной средой и самой биологической природой человека.

Различные концепции индетерминизма, пытающиеся "поднять" человека над природой, вычленить из природы, впадают в другую крайность: они вообще отрывают человека от природы, противопоставляют ей, выпячивая элемент "духовности", "сознания" и т.д. И самое главное, индетерминисты, как и сторонники механистического детерминизма, забывают сознательно о социальном, а в итоге и классовом факторе, как ведущем, главном. Они забывают о роли практического, революционного действия.

Все эти недостатки, изъяны различных концепций недиэлектиче-ского детерминизма и индетерминизма были устранены марксизмом, который в споре между выше названными теориями поддержал детерминизм. Но марксизм поддерживает и отстаивает детерминизм не механистический, а в его диалектико-материэдиетическом понимании, где важнейшим детерминирующим фактором человеческих поступков выступает фактор социальный, труд, практическое действие.

Марксизм впервые научно решил вопрос о диалектике детерминизма, свободы и человеческой активности. Ф. Энгельс, связывая, например, вопрос об исчезновении религии с ликвидацией эксплуататорских, буржуазных отношений подчеркивает, что одного познания объективных законов "недостаточно для того, чтобы подчинить общественные силы господству общества. Для этого необходимо прежде всего общественное действие"1.

Марксизм не останавливается в понимании свободы лишь на субъективной стороне, на познании необходимости, но обязательно требует ее использования, подчинения человеком. Пассивность, созерцательность чужды творческой революционной марксистско-ленинской теории познания. Ее главная черта - действенность. Говоря о роли революционной практики как основы познания и критерия истины, классики марксизма-ленинизма также указывали на активную роль познания: "... Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления как раз является изменение природы человеком, а не одна природа как таковая..." . В своих знаменитых "Тезиоах о Фейербахе" К. Маркс, отмечая недостатки всей прежней философии, пишет: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" .

Совершенно ясно, что человек, лишь созерцательно познающий "слепую необходимость", приспосабливающийся к ней, но не проявляющий активной деятельности, не способен изменить мир. В.И. Ленин в одном из своих замечаний говорит о том, что сознание не только отражает мир, но и творит его. Человеческая активность в объективной необходимости получает направление действия, а через свободу это действие, эта активность становятся возможными. Таким образом, марксизм-ленинизм, выводя понятия свободы и свободы воли, решая проблему диалектики детерминизма, свободы и необходимости, не сводит свободу воли лишь к субъективному, внутреннему моменту, как это делают субъективные идеалисты.

Место и роль потребностей в механизме детерминации поведения

Основные идеи и положения, относящиеся к раскрытию, правильному научному пониманию проблемы потребностей, места и роли потребностей в общей системе детерминации и мотивации человеческих действий и нравственных поступков, содержатся во многих произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина.

Но особое внимание этим вопросам уделено в таких работах К. Маркса и Ф. Энгельса, как "Экономическо-философские рукописи 1844 г.", "Принципы коммунизма", "Из экономических рукописей 1857-1858 гг.", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Святое семейство", "Немецкая идеология", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Положение рабочего класса в Англии", "Капитал". В.И. Ленин в новых условиях развивает взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по проблеме потребностей и потребления прежде всего в следующих трудах: "По поводу так называемого вопроса о рынках", "К характеристике экономического романтизма", "Развитие капитализма в России", "Заметка к вопросу о теории рынков", "Грозящая катастрофа и как с ней бороться".

В первые годы советской власти в нашей стране потребности как проблема стали решаться не только теоретически, но и практически. Вслед за В.И. Лениным вопросы потребностей, как важнейших детерминантов, стимулов человеческой деятельности, моральных поступков личности, поднимаются в работах саратников Ленина: Н.К. Крупской, М.И. Калинина, А.В. Луначарского, замечательного советского педагога А.С. Макаренко.

Нельзя не отметить однако, что богатейшее творческое наследие основоположников марксизма-ленинизма по вопросам потребностей учеными-марксистами еще использовано далеко не в полной мере, изучено слабо и ждет своих исследователем.

Актуальность и значимость всего богатого теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма по проблеме потребностей особенно возрастает в наши дни, когда эта проблема стала столь злободневной. Задача освоения богатейшего наследия основоположников марксизма-ленинизма весьма сложна и ответственна, требующая больших усилий многих и многих исследователей .

Необходимо, опираясь на важнейшие основополагающие идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, попытаться как можно отчетливее представить, каковы место и роль потребностей личности в сложном механизме социальной детерминации моральных поступков личности в условиях развитого социалистического общества.

Выяснение места и значения потребностей в системе мотивации нравственных поступков требует комплексного подхода, опоры на успехи различных наук, изучающих одно и го же явление - в данном случае "потребность личности" - как категорию с различных сторон, в различных аспектах.

Развитие науки подтверждает мысли основоположников марксизма о том, что наступит время, когда изучение природы и изучение человека сольются в единое гармоническое знание о мире, частью которого является общество и человек как его представитель.

Поведение человека причинно обусловливается множеством различных переплетающихся, взаимодействующих отношений, условий, факторов, сторон объективного и субъективного характера. Вся систем ма детерминации напоминает собой как бы "хаос", который как будто бы не подвластен человеку: не только в смысле управления им, но и постижения, изучения. Но по мере прогресса общества, науки, морали становится все более доступным и возможным изучение сложной системы детерминации поведения.

Человек представляет собой не только социальное существо, определяемое совокупностью общественных отношений, но и природное существо. Понятно, что здесь неразрывное единство социального и биологического при приоритете социального. К. Маркс в "Капитале" употребляет выражение "личность человека": "Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека (курсив наш. - М.Б.) и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости"1. Нельзя правильно понять нравственные поступки человека, если не рассматривать его как целостное биосоциальное существо. Благодаря достижениям различных специальных наук, изучающих разные аспекты поведения человека, складываются благоприятные условия для комплексного исследования проблемы. А.С. Макаренко говорил: "Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически"2.

Мотивация поведения личности в свете философско-психологического анализа

Возникновение и формирование интересов как объективных феноменов происходит независимо от сознания и воли людей, но отражаясь в деятельности человека, как отмечал Ф. Энгельс, интересы проходят через его голову и превращаются в побуждения, мотивы воли1.

Мотив2 в наиболее общем виде представляет собой побуждение к действию, он отвечает на вопрос, почему человек совершил тот или ИНОЙ поступок. Мотив - это субъективный элемент нравственного поступка. В наибольшей мере проблема мотивации разработана в психологии, и это понятно, так как мотив представляет собою прежде всего совокупность внутренних морально-психологических компонентов, определяющих поведение индивида.

Поведение же, поступки людей, сущность и причины их действий важны не только для психологии, но для всех наук, исследующих различные стороны человеческой жизни и деятельности. Еще в 1904 г, видный русский социолог и правовед, основатель психологической школы права Л.И. Петражицкий писал: "Создание научной теории мотивации поведения есть необходимое условие для научного построения множества других дисциплин, а именно всех тех, которые имеют дело с человеческим индивидуальным и массовым поведением, с соци - 211 -альными явлениями, их историей и т.д."1 Как известно, Петрэжиц-кий переоценивал роль психических процессов, но данное высказывание, на наш взгляд, в целом правильное.

Проблеме мотивов уделяли большое внимание философы прошлого. Декарт говорил, что основной задачей этики как ветви философского древа, помогающей нравственному совершенствованию людей, является выяснение причин и мотивов всех человеческих поступков.

Вопросы внутренних побудительных сил поведения человека занимали Спинозу, французских материалистов хУш века, Канта, Гегеля, великих русских революционных демократов XIX века и других философов домаркоового периода.

Основополагающие идеи по проблеме мотивации поведения содержатся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина2.

В советской философии и социологии причины социального действия людей исследуются в общей системе социального детерминизма. Проблема мотивов поведения личности как таковая не была темой специального исследования. И лишь в последние два десятилетия различные стороны, аспекты мотивации, изучения мотивов различных форм поведения стали затрагиваться в той или иной степени в

Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. - СПб., 1908, с. 161; Его же: 0 мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. - СПб., 1904. работах философов, социологов, этиков1.

Интересные исследования по изучению мотивации проводят филосо Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики.-Л.: йзд-во ЛГУ, 1963; Человек и его работа. Под ред. А.Г. Здра-вомысловз, В.П. Рожина, В.А. Ядова. - М.: Мысль, 1967; Кикнад-зе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. - М.: Политиздат, 1968; Личность и ее ценностные ориентации. "Информационный бюллетень", Ш 4 (19), вып. I. М.: 1969. Под ред. А.Г. Здрзвомыслова, И.О. Кона, В.А. Ядова, с. 2-42; Витевскэя Т.Ф. Мотив как социологическая категория. - Вестник МГУ, серия философ. М.: 197I, № 3; Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. - М.: Высшая школа, 1974; Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 1974; Буе-ва Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968; Ее же: Человек: деятельность и общение. - М.: Мыоль, 1978; Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. - М.: Изд-во МГУ, 1976; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. - М.: Изд-во МГУ, 1977; Кобля-ков В.П. Этическое сознание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979; Аниси-мов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1979; Методология этических исследований. - М.: Наука, 1982, с. 84-153; Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: Изд-во Московского университета, 1983.фы-мэрксисгы других социалистических стран, особенно НРБ1.

Вместе с тем, следует сразу же подчеркнуть, что приоритет разработки проблем мотивов и мотивации поведения личности, безусловно, принадлежит психологии.

Ясно и другое, что без опоры на психологический материал, на важнейшие достижения психологии в области исследования мотивов, невозможно дать достаточно полное, научно обоснованное понимание мотивов, как внутренних побуждений, которые в основе своей синтезируют детерминирующее влияние потребностей, интересов и других элементов детерминации. Если потребности образуют объективную основу, скелет, становой хребет побуждений к действию, в том числе и моральных поступков, а интересы выступают как бы в качестве связующего звена между объективной средой и внутренним миром действующего субъекта, то мотивы - это уже сформировавшееся внут-ренее побуждение к действию.

Похожие диссертации на Детерминация нравственногно поведения личности (философско-социальные проблемы)