Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Адушкина Ксения Валериевна

Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины
<
Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Адушкина Ксения Валериевна


Адушкина Ксения Валериевна. Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01, 19.00.07 / Адушкина Ксения Валериевна;[Место защиты: Уральский государственный педагогический университет].- Екатеринбург, 2012.- 209 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования семейного самосознания женщины

1.1. Самосознание личности в контексте групповых отношений 14

1.2. Женщина как субъект семейных отношений 47

Выводы по первой главе .82

Глава 2. Эмпирическое исследование семейного самосознания женщины

2.1. Организация и методы исследования .85

2.2. Особенности содержательной наполненности и взаимосвязи структурных компонентов семейного самосознания женщины 92

2.3. Типология женщин, основанная на содержании структурных компонентов семейного самосознания 123

3.4. Психолого-педагогическое сопровождение женщины как субъекта семейных отношений .144

Выводы по второй главе 157

Заключение .160

Библиография 163

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Как глобальные, так и специфически российские социальные процессы самым серьезным образом сказываются на семье и семейных отношениях. Обобщая данные многочисленных исследований, можно выделить две основные тенденции, определяющие развитие семейных отношений в современном обществе. Во-первых, усиление автономности личности: преобладание субъектного начала, профессиональная и экономическая независимость от семьи, эгалитаризация отношений, свобода выхода и самопричисления делает современного человека всё более активным субъектом семейных отношений (Т. В. Андреева, Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, С. В. Ковалев, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер и др.). Во-вторых, феминизация современной семьи: трансформация семьи и семейных отношений неразрывно связана с процессом женской эмансипации, в результате которой основные семейные функции сосредоточились в руках женщины, при этом лидерство мужчины приобретает формальный характер (Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров, Л. Гудков, Г. Уилс и др.). В свете вышеизложенного особый исследовательский интерес приобретает семейное самосознание женщины, как осознание себя членом семьи и субъектом семейных отношений. Обращение к данному феномену дает возможность не только оценить состояние современной российской семьи в преломлении через основное образование личности женщины – ее самосознание, которое является смыслообразующей составляющей субъектности личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. С. Братусь, В. И. Долгова, В. В Знаков, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), но и эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение женщины, обеспечивая ее личностное самосовершенствование и гармонизацию семейных отношений (Н. Н. Васягина, М. А. Егорова, О. А. Карабанова, Р. В. Овчарова, В. К. Шабельников и др.).

Обращение к имеющимся в зарубежной и отечественной психологии исследованиям свидетельствует о том, что различные аспекты семейной проблематики рассматриваются в достаточно широком предметном аспекте. При этом наиболее динамично развиваются теории, в которых объектом исследования является семья в целом как особый социальный институт, группа или система. В этом контексте изучены психологические функции семьи (Э. К. Васильева, Н. В. Малярова, Н. А. Юркевич и др.), выявлены детерминанты построения семейных отношений и причины их дисгармонии (Л. А. Андреева, М. А. Дмитриева, А. Н. Елизаров, О. А. Карабанова, Т. М. Мишина, Н. Я. Соловьев, И. В. Ткаченко, Л. Б. Шнейдер и др.), особенности брачных отношений и супружеских конфликтов (Ю. Е. Алешина, Н. Н. Коростылева, А. Н. Обозов, Н. В. Поддубный, С.С. Седельников и др.), детально изучены детско-родительские отношения (В. И. Брутман, А. Я. Варга, Н. Н. Васягина, И. В. Добряков, С. Н. Ениколопов, Е. И. Захарова, В. С. Мухина, Р. В. Овчарова, М. С. Радионова, Е. О. Смирнова, Г. Г. Филиппова и др.), разработаны стратегии и технологии оптимизации состояния семейной системы в целом и ее отдельных подсистем (А. Я. Варга, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, Р. В. Овчарова, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.).

На фоне значительной изученности семейной проблематики, к настоящему времени все очевиднее обозначаются противоречия между:

- обширностью исследовательских разработок, раскрывающих различные психологические аспекты организации и функционирования семейной сферы, и ограниченной представленностью работ, изучающих семейное самосознание;

- многосторонней изученностью семьи как системы или группы и фрагментарностью исследований, изучающих индивидуальную психологическую реальность отдельного субъекта семейных отношений;

- повышением активности женщины как субъекта семейных отношений, феминизацией современной семьи и отсутствием работ, направленных на исследование семейного самосознания женщины;

- разработанностью многочисленных психологических практик, направленных на оказание психологической помощи семье в целом, и незначительной представленностью программ психолого-педагогического сопровождения женщины – активного субъекта семейных отношений.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования, которая в теоретическом плане заключается в изучении семейного самосознания женщины - субъекта семейных отношений; в практическом плане - в разработке программы психолого-педагогического сопровождения женщины, направленной на гармонизацию семейных отношений, на основе анализа структурной организации и содержательной наполненности ее семейного самосознания.

Цель исследования - изучение структурной организации и содержательной наполненности семейного самосознания женщины как основы психолого-педагогического сопровождения женщины - субъекта семейных отношений.

Объект исследования - семейное самосознание женщины.

Предмет исследования: структурная организация и содержательная наполненность семейного самосознания женщины как основа психолого-педагогического сопровождения женщины - субъекта семейных отношений.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что семейное самосознание как индивидуальная психологическая реальность представляет собой проекцию самосознания личности на семейную сферу, являясь необходимой основой интеграции в едином пространстве супружеских, детско-родительских и родственных отношений. Структура семейного самосознания представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого, содержание которых опосредовано функционально-ролевой системой субъекта семейных отношений. Содержание семейного самосознания женщины раскрывается через ряд взаимосвязанных элементов, комбинация которых позволяет эмпирически верифицировать типологию, отражающую особенности осознания женщиной себя в семье, специфику отношения к себе как члену семьи, особенности реализации семейных ролей и функций. Представление о семейном самосознании как индивидуальной психологической реальности может стать основой психолого-педагогического сопровождения женщины, направленного на гармонизацию семейных отношений.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к исследованию самосознания личности и его функционирования в условиях группы; представить теоретико-методологическое обоснование семейного самосознания как индивидуальной психологической реальности.

  2. Провести теоретический анализ семьи как единицы психологического исследования и женщины как субъекта семейных отношений.

  3. Провести эмпирическое исследование содержательной наполненности и взаимосвязи структурных компонентов семейного самосознания женщины.

  4. Эмпирически верифицировать типологию женщин на основе комбинации элементов, составляющих содержательную наполненность структурных компонентов семейного самосознания.

  5. На основании данных, полученных в результате теоретического и эмпирического исследования семейного самосознания женщины, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения женщины, направленную на гармонизацию семейных отношений.

Методологическая основа исследования. При рассмотрении семейного самосознания мы опирались на следующие концептуальные положения отечественных и зарубежных психологов: положения о самосознании как о центральном образовании личности (Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, В. В. Столин, Е. В. Шорохова), концепции межличностных отношений человека (А. А. Бодалев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев), теории семейных отношений (Ю. Е. Алешина, В. В. Бойко, Л. Я. Гозман, С. В. Ковалев, С. Кратохвил, А. Г. Лидерс, Г. Навайтис, В. Сатир, В. А. Сысенко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование), психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (критерий оценки нормальности распределения, корреляционный, факторный, кластерный анализ, проверка достоверности сдвига показателей с использованием пакета прикладных программ Statistika 6,0 for Windows), графические методы представления полученных данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2011 гг. и включало четыре этапа:

- поисково-подготовительный: проводился теоретический анализ научной литературы, уточнялись цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, подбирался диагностический инструментарий;

- эмпирический: исследовались структурные компоненты семейного самосознания женщины - их взаимосвязь и содержательная наполненность, на основе комбинации элементов составляющих содержательную наполненность структурных компонентов семейного самосознания была эмпирически верифицирована типология женщин;

- организация и проведение формирующего эксперимента: разрабатывалась и апробировалась программа психолого-педагогического сопровождения женщин, направленная на гармонизацию семейных отношений;

- контрольно-обобщающий: осуществлялась математико-статистическая обработка полученных данных, анализировались результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем решена актуальная для современной психологической науки задача изучения семейного самосознания как феномена, функционирующего на индивидуальном уровне, его структуры и содержания. А именно:

- дано определение семейного самосознания как осознания себя членом семьи и субъектом семейных отношений, теоретически обоснованна трехкомпонентная структура семейного самосознания, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, определена их содержательная наполненность;

- в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов описаны наиболее значимые семейные роли (мать, жена, дочь), сквозь призму которых женщина осознает себя субъектом семейных отношений. Эмпирически установлена эмоциональная насыщенность и выраженная дифференцированность конструктов, наполняющих семейное самосознание женщин; выявлено, что преобладание позитивного самоотношения сопряжено с отсутствием ожидания положительных оценок от членов семьи; наблюдается отсутствие четких границ между мужскими и женскими семейными ролями и функциями, преобладание операциональных характеристик при описании отношений с ребенком, противоречивый характер отношений с родителями;

- на основе комбинации элементов, составляющих содержательную наполненность структурных компонентов семейного самосознания, предложена типология женщин (доминантные, зависимые, эгоцентричные, ориентированные на родительство и ориентированные на супружество), отражающая особенности восприятия и осознания женщиной себя в семье, специфику отношения женщины к себе как члену семьи, особенности реализации семейных ролей, функций и взаимодействия с членами своей семьи;

- разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения «Я и моя семья», обеспечивающая гармонизацию семейных отношений женщины и ее личностное самосовершенствование в условиях групповой и индивидуальной работы;

- показано, что эффективность психолого-педагогического воздействия обеспечивается сочетанием информационных и практико-ориентированных технологий;

- доказан гармонизирующий эффект групповой работы за счет специально подобранных и разработанных нами упражнений, с опорой на универсальные механизмы функционирования самосознания: рефлексию, идентификацию, эмпатию, интерперсональное влияние;

- выделены критерии идентификации психологического типа женщины в процессе индивидуальной работы, сформулированы психолого-педагогические рекомендации для работы с женщинами разных типов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем систематизированы научные знания о самосознании и его структуре, раскрыта специфика осознания себя личностью в группе, показана смыслообразующая роль самосознания личности в реализации межличностных отношений. Расширены представления о семейном самосознании: теоретически доказано функционирование семейного самосознания не только на групповом, но и на индивидуальном уровне; обосновано, что семейное самосознание женщины является важнейшим условием эффективной реализации семейных ролей и функций.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в психолого-педагогическом сопровождении женщины как субъекта семейных отношений, а также при организации психолого-педагогической службы сопровождения семьи, просветительской, консультационной, развивающей деятельности. Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения женщины «Я и моя семья» является важнейшим условием совершенствования социальной и психологической работы с женщинами, повышения качества их жизни, формирования позитивного отношения к семейным отношениям.

Полученные в работе теоретические и эмпирические данные могут быть использованы в процессе реализации программ высшего профессионального образования по психолого-педагогическим специальностям и направлениям, в учебных курсах педагогической психологии, психологии семьи, общей психологии, психологии личности и т.п., а также при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с сопровождением семьи.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается содержательным анализом выявленных факторов и эмпирических данных, репрезентативностью выборки, применением надежных диагностических методик исследования, использованием методов математической статистики и личным участием автора в реализации всех этапов исследования.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Как индивидуальная психологическая реальность семейное самосознание представляет собой элемент самосознания личности, направленный на осознание себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Наиболее значимыми ролями, определяющими содержание семейного самосознания женщины, являются: мать, жена, дочь - каждая из которых представлена совокупностью специфических конструктов: любовь, гордость, радость, самореализация, неблагодарность детей, тревога, усталость и т.д. (мать); взаимная любовь, нежность, оказание внимания и поддержки, разногласия, бытовые проблемы, подавление собственных интересов (жена); обоюдное чувство любви и заботы, принадлежность к семье, уют, нехватка времени и связанное с этим чувство вины, непонимание, тревога (дочь).

  2. Структура семейного самосознания женщины включает три компонента, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Когнитивный представлен совокупностью представлений женщины о себе как о матери, жене, дочери, эмоциональный – отношением к себе как члену семьи, поведенческий – стилями отношения в семье, выполняемыми ролями и функциями. Эмпирически установлена тесная взаимосвязь всех структурных компонентов семейного самосознания женщины.

  3. Структурно-содержательный анализ комбинации элементов семейного самосознания позволяет создать типологию, включающую пять типов женщин: доминантные женщины, зависимые женщины, эгоцентричные женщины, женщины, ориентированные на родительство, женщины, ориентированные на супружество. Полученные типы отражают особенности восприятия и осознания женщиной себя в семье, специфику отношения к себе как члену семьи, особенности реализации семейных ролей, функций и взаимодействия с членами семьи.

  4. Представление о семейном самосознании как о феномене, функционирующем на индивидуальном уровне, позволяет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение женщин без привлечения других членов семьи в условиях групповой и индивидуальной работы. Для осуществления групповой работы разработана программа, направленная на гармонизацию семейных отношений женщины с опорой на универсальные механизмы функционирования самосознания: рефлексию, идентификацию, эмпатию, интерперсональное влияние, показавшая свою эффективность в ходе апробации. Основой для реализации индивидуальной работы являются эмпирически выявленные индикаторы, указывающие на принадлежность женщины к тому или иному типу, и рекомендации, составленные с учетом психологических особенностей каждого из них.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии личности, аспирантском объединении факультета психологии Уральского государственного педагогического университета; представлялись на конференциях международного (международная научная конференция «Культурное наследие России и современный мир» (ОАЭ: Дубай, 2010г.), международная научная конференция «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи» (Беларусь: Минск, 2011г.)), всероссийского (всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы науки образования и производства» (Нижний Новгород, 2008г.); всероссийская научно-практическая конференция, посвященная Году семьи (Стерлитамак, 2008г.); межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии (Москва, 2009г.); всероссийская научно-практическая конференция «Семья XXI века: теория и практика» (Екатеринбург, 2010г.)) и регионального (региональная научно-практическая конференция «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 2006-2011г.)) уровня. Основные идеи и научные результаты отражены в шестнадцати публикациях автора по теме исследования (включая три публикации в ведущих рецензируемых изданиях).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 160 наименований, в том числе 20 – на иностранном языке, 8 приложений. Объем диссертации составляет 176 страниц. В диссертации имеются 3 диаграммы и 13 таблиц.

Самосознание личности в контексте групповых отношений

Проблема самосознания является столь же актуальной и древней, как и вопрос «Кто я?», впервые заданный себе человеком несколько тысяч лет назад. Ответ на этот вопрос искали в различных областях познания: религии, философии, науке. Со временем накопилось достаточно информации для того, чтобы вокруг этого центрального вопроса сформировались различные научные дисциплины, каждая из которых, с одной стороны, опирается на достижения всех прочих, с другой стороны, имеет своё видение данной проблемы. В настоящее время категория «самосознание» является междисциплинарной. Она изучается различными гуманитарными науками: философией, психологией, историей, социологией и др. Каждая из них рассматривает свои грани этой категории, поэтому понимание самосознания разными научными дисциплинами будет различным в зависимости от специфики самой науки.

Наиболее долгую историю изучения самосознания имеет философия, именно достижения философской мысли легли в основу исследования этого феномена другими научными дисциплинами, в том числе и психологии. Говоря о специфике философского подхода необходимо помнить о том, что философия базируется на теоретических методах постижения действительности, оперируя фундаментальными принципами человеческого бытия, в связи с чем, в философии выделяется ряд основополагающих проблем, в числе которых соотношение субъекта и объекта познания. Именно круг проблем, связанных с феноменом самосознания позволяет раскрыть специфику этой проблемы. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, являющееся и предметом и объектом. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта.

При этом важно понять соотношение категорий самосознание и сознание. Термин «сознание» является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. В классической философии (Г.Гегель), сознание рассматривается, как способность соотносить себя с миром, сознавать предмет. При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще, т.е. сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще.

В неклассической философии (Э.Гуссерль) сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя, т.е. сознание интенционально.

В новейшей философии, понятие «сознания» утрачивает свое значение, прежде всего, благодаря работам М.Хайдеггера. Согласно ему, сознание есть неверный способ отношения к миру, который самой постановкой вопроса, этому сознанию противопоставлен. Вместо сознания, вводится бытие-в-мире — единый неделимый феномен, не разлагающийся на свои способности [86; 903]. Содержание сознания, как и его определения весьма многообразно. Сознание может включать мысли, восприятие, воображение, самосознание и пр. Поэтому принято выделять несколько форм сознания: самосознание - рефлексия сознания относительно себя, осознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; рассудок - часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, разум высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить вообще; дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы.

Таким образом, в философии понятия сознание и самосознание не тождественны, самосознание является лишь одной из форм сознания, главной особенностью которого является рефлексивность, основными функциями - получение информации о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция поведения.

Также, необходимо обратить внимание на то, что «необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность» [86; 868]. В различные эпохи отношение человека к окружающему миру и его место и роль в мире понимались различно. Поэтому, естественно, философские точки зрения по-разному отражали обстоятельства. Сообразно эпохам, одно философское учение сменялось другим. Долгое время категория «самосознание» изучалась философией только в рамках гносеологии, науки о познании, в этом контексте самосознание рассматривали: Аристотель, Августин Аврелий, Р.Декарт, И.Кант. Начиная с Г.Гегеля [31], мыслители ищут социальные факторы, определяющие самосознание и находят их в деятельности и материальных условиях (Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс). Экзистенциальная мысль ХХ века привнесла в понимание самосознания ценностный компонент значения: «самосознание есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и самим собой» [86;869].

Таким образом, философия первой из научных дисциплин сформулировала проблему самосознания и на протяжении нескольких столетий подробно изучила его когнитивный компонент (самопознание), а также задала направление для изучения самосознания другими гуманитарными науками. Так историей, социологией этнологией была подхвачена мысль Г.Гегеля и его последователей о возвышении самосознания от единичного (личного) к всеобщему. Самосознанием может обладать не только человек, но и устойчивые группы людей, такие как этносы, классы и т.д. Так актуальными проблемами при изучении самосознания социологией стали: национальное самосознание в структуре межэтнических отношений, самосознание различных (религиозных, национальных и иных) сообществ, этническое самосознание в полиэтнических регионах и т.п. Культурология рассматривает различные аспекты влияния культуры на формирование самосознания, историческая наука исследует особенности самосознания личности разных эпох, проявления исторического самосознания и другие близкие проблемы. Внимание психологической науки в большей степени было приковано к особенностям самосознания личности, именно в этом направлении работали психологи, посвятившие свои труды исследованию феномена самосознания.

Обращаясь к зарубежной психологической мысли, необходимо помнить, что в западной психологии не сложился единый категориальный аппарат по интересующей нас проблеме, поэтому феномен, обозначаемый как «самосознание», включается в такие образования, как «Я» (З.Фрейд, У. Джеймс, Э. Эриксон, К. Хрони, К.Г.Юнг и др.), «Я – система» (Г.Салливен), «Я - концепция» (К. Роджерс, Р. Бернс). При этом понятие «Я» характеризуется как идентичность и непрерывность личности (У. Джеймс, Э. Эриксон), совокупность психических потребностей, удовлетворяющих внутренние побуждения (З. Фрейд, А. Фрейд), внутренняя сущность личности (Э. Фромм, А. Маслоу) [5,11,38,101,122,124,138,158]. Первые психологические представления о самосознании развивались в западной Европе на рубеже 19 и 20 веков преимущественно в рамках психологии личности, возрастной и социальной психологии. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией.

В ранних работах авторов по проблеме «Я» не было учтено влияние социального и фактора и рефлексивного начала, понимание «Я» имело тесную связь с познавательными процессами, в первую очередь с памятью и восприятием. Так Дж. Миль представлял «Я» как память индивида о собственных действиях, Ч.Пирс как дифференцирующееся во время осознания различия при движении предметов и индивида. В.Вундт понимает «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям. Несмотря на то, что «Я» трактовалось в этих теориях достаточно узко, именно они положили начало дальнейшему изучению самосознания [5].

Первым шагом к признанию того, что «Я» включает в себя не только биологический, но и социальный компонент стала теория У. Джемса, выделившего познающую часть «я» (эго) и познаваемую часть личности («эмпирическая личность»). Эмпирическая часть «Я» (познаваемый компонент) есть то, что человек считает «собой» или «своим», она подразделяется на несколько компонентов: физическая, социальная и духовная составляющие личности [38]. К физической личности У. Джемс относит телесную организацию, которая в нашем понимании может расшириться до одежды, родных, увлечений, дома.

Социальная личность образуется в нас путем признания собственных достоинств, что представляет из нас общественную личность. Постоянство нашего поведения напрямую зависит от того или иного окружения. Для общественной личности необходимо присутствие и признание, она не выдерживает одиночества. Для этой части личности в обществе существует множество различных оценок: «позор», слава и так далее.

Женщина как субъект семейных отношений

В предыдущем параграфе мы рассмотрели категорию семейного самосознания, определив его как часть самосознания личности, направленную на осознание себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Несмотря на то, что семейным самосознанием обладает каждый член семьи, в нашем исследовании мы сосредоточим внимание на исследовании семейного самосознания женщины, поскольку считаем это наиболее актуальным в современной социальной ситуации.

На протяжении всей человеческой истории семья и брак были важнейшими институтами воспроизводства населения. Однако в настоящее время традиционная семья в странах Европы, Северной Америки, России переживает кризис, а новой формы семейно-брачных отношений пока не возникло. В результате идет старение общества и уменьшается его потенциал, необходимый для демографического воспроизводства. Так, по данным ВЦИОМ 2009-20011 годов в России рождаемость снижается в среднем на 1% каждый год, каждая 5 благополучная и здоровая россиянка от 18 до 35 не готова связывать себя узами брака и рожать ребенка. По данным переписи 2002 года, 48% семей в России были бездетны. Чуть больше 50% женятся по любви, остальные - из боязни одиночества, потому что пришел возраст для создания семьи, из желания иметь стабильную старость или в корыстных интересах. Количество разводов (как и количество браков) в 2009-2010 годах снизилось, при этом основными причинами разводов являются алкоголизм или наркомании (51%), отсутствие собственного жилья (41%) и вмешательство родственников в дела семьи (18%).

Но, несмотря на всю глубину и масштабность наблюдаемых социокультурных изменений, все больше меняющих человека, общество, гендерные роли, семейные отношения, семья остается в «ядре сознания» россиян, среди взрослых респондентов 50,6%, а среди молодых – 50,4% согласны, что семейная жизнь предпочтительнее одинокой во всех отношениях, и только 8% россиян не удовлетворены своей семейной жизнью.

Столь противоречивые данные делают обращение к семейной проблематике особенно актуальным, на государственном уровне это проявилось в том, что 2008 год был объявлен президентом РФ Д.А.Медведевым годом семьи, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал россиян заниматься исследованием истории своей семьи в целях духовного возрастания личности, укрепления семьи и самосознания нации в целом. Наука, делая прогнозы относительно развития и трансформации семьи в ближайшем будущем, в первую очередь обращает внимание на феминизацию современной семьи, возрастание в ней роли женщины. Трансформация семьи и семейных отношений в рамках западной по своей генеалогии цивилизации неразрывно связана с процессом женской эмансипации, в результате которой основные семейные функции сосредоточились в руках женщины. Американский писатель и историк Г. Уилс писал, что за последние 40 лет статус женщины изменился так, как он не изменялся за последние четыре столетия. Изменились отношения жены к мужу, матери и ребенка, женщины к женщинам [12;115]. Л.Гудков, руководитель Левада-центра, (2011) пишет о том, что изменения в обществе происходят тогда, когда они усваиваются женщинами, входят в женское сознание. Всё выше сказанное приводит нас к пониманию того, что изучение семейного самосознания женщины в современных условиях становится особенно актуальным, отвечающим запросам общества.

Для того чтобы лучше понять, какое место в системе современных семейных отношений занимает женщина, в этой главе нам необходимо рассмотреть семью как единицу психологического анализа, категорию «отношение», отношения, связывающие членов семьи, и личность женщины, включенную в эти отношения.

Семья является одной из наиболее значимых групп в жизни каждого человека. Изучение семьи было актуальным на протяжении всей истории человечества и осуществлялось с философской, социологической, психологической, экономической точек зрения (Аристотель, А.Адлер, И.Я. Баховен, Дж. Боулби, Э. Вестермарк, Ч. Дарвин, Э. Дюркгейм, А.М. Коллонтай, Ж.Пиаже, Ф. Ле Пле, П.Ф. Лесгафт, Дж. Ф. Мак-Леннан, Л.Г. Морган, П.А. Сорокин, З. Фрейд, П.А. Флоренский, Ф. Энгельс и мн. др.). Существенное внимание психологов уделялось поиску складывающихся еще в родительской семье деструктивных поведенческих паттернов, способам преодоления нежелательных воздействий, деформациям межличностных отношений, причинам и проявлению невротизации (Л.А. Андреева, Э.Берн, Л.Я. Гозман, Е.И. Гилягина, М.А. Дмитриева, А.Н. Елизаров, М.В. Полевая, О.В. Соловьева, Е.В. Солотина, З.Фрейд, О.В. Шапатина, И.Г. Швец, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Наше исследование направлено на изучение нормально функционирующей семьи: полной, нуклеарной, живущей отдельно от старшего поколения, находящейся в фазе «полного гнезда». Именно на примере таких семей, на наш взгляд, можно проследить основные тенденции функционирования семьи в современном обществе.

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Общей макротеории семьи в строгом ее понимании не существует в силу чрезвычайной сложности и многогранности этого объекта. Задача изучения семьи весьма сложна, что обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений, взаимосвязей. В формировании этих отношений участвует значительное количество личностных особенностей членов семьи, социальное окружение семьи, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.

2. Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Нет пока единой теории, которая выполняла бы роль теоретического базиса для изучения семьи [129].

В связи с этим существуют различные направления и подходы при ее анализе. Всё многообразие подходов к пониманию семьи можно разделить на три большие группы:

семья как социальный институт (этот подход характерен не столько для психологии, сколько для экономики, юриспруденции, демографии и т.п.);

семья как малая группа (М.С. Мацковский, Н.Я. Соловьёв, А.Г. Харчев и многие другие) [22, 114, 121];

семья как система (А.И. Антонов, И.К.Берг, М.Боуэн, С. Джонсон, В.М. Медков, С. Минухин, В. Сатир, и др.) [5, 7, 18, 74, 88, 129, 136].

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и др.). М.С. Мацковский пишет, что трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей, и с этим нельзя не согласиться. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье [114;98].

В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе семьи как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов заключения брака, устойчивости или неустойчивости брачного союза, стремления иметь детей или не иметь их и т.п. Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура и динамика.

Особенности содержательной наполненности и взаимосвязи структурных компонентов семейного самосознания женщины

Женщин характеризует выраженная уверенность в себе, ощущение силы собственного «Я». Они стремятся к доминированию в отношениях с детьми, вмешиваются в их внутренний мир, устанавливают отношения зависимости, стремятся к тому, что бы быть для ребенка авторитетом, чтобы ребенок разделял только ее взгляды и позицию, пытаются исключить из жизни ребенка все, что может этому помешать, подавить его агрессивные проявления. Посвящая много времени заботам о семье и ребенке, женщины, рано или поздно, начинают испытывать ощущение самопожертвования в роли матери, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Четвертый фактор - «противопоставление собственной матери», описывающий 10,67% всех дисперсий, составили следующие переменные: самоидентификация с собственной матерью (r=-0,96, p=0,01), самоидентификация с идеальной женщиной (r=-0,86, p=0,01), самопоследовательность (r=0,81, p=0,01), сходство во взглядах супругов (r=-0,76, p=0,01), требовательность со стороны матери (r=-0,71, p=0,01).

Женщины испытывают проблемы с самоидентификацией, находятся в поиске себя, они противопоставляют себя собственным матерям, которые, по их мнению, недостаточно требовательны, не считают себя идеальными, но в то же время не причисляют себя и к несчастным женщинам. Эта ситуация может быть связана с отсутствием сходства во взглядах с супругом, т.е. наличием конфликта по поводу распределения семейных функций и обязанностей, низким уровнем удовлетворенности браком.

Пятый фактор - «опора на собственное мнение», описывающий 8,75% всех дисперсий, составили следующие переменные: ожидаемое отношение другого (r=-0,87, p=0,01), самоинтерес (r=-0,83, p=0,01), стремление ускорить развитие ребенка (r=0,70, p=0,01), уравнение отношений (r=0,70, p=0,01).

Женщины, выстраивая свои семейные отношения, в первую очередь опираются на собственное мнение, не стремятся производить впечатление на окружающих или подстраиваться под них. Выполняя свои материнские обязанности, они хотят ускорить развитие ребенка, установить с ним равные отношения, как со взрослым. При этом они не склонны к рефлексии, не проявляют самоинтереса к себе как к члену семьи.

Шестой фактор - «отсутствие семейных конфликтов», описывающий 7,27% всех дисперсий, составили следующие переменные: семейные конфликты (r=-0,82, p=0,01), воспитание детей (r=0,72, p=0,01), самоуверенность (r=-0,70, p=0,01), выполнение роли хозяйки дома (r=0,70, p=0,01).

Женщины выполняют традиционные женские семейные роли воспитатель детей и хозяйка дома, т.е. обеспечивают чистоту и порядок, готовят еду, занимаются покупками, а также несут ответственность за развитие и социализацию ребенка. Выполнение этих ролей, с одной стороны, приводит к отсутствию семейных конфликтов, но с другой стороны, женщины при этом не чувствуют уверенности в правильности принимаемых решений, возможно, из-за того, что несут на себе большой груз ответственности и не чувствуют достаточной поддержки со стороны мужа.

Седьмой фактор - «отсутствие конфликта между семейными и профессиональными ролями», описывающий 6,77% всех дисперсий, составили следующие переменные: конфликт семейных и профессиональных ролей (r=-0,84, p=0,01), авторитетность матери (r=-0,82, p=0,01), отношение другого (r=-0,70, p=0,01). Женщины не имеют конфликта между семейными и профессиональными ролями, не считают, что приносят карьеру в жертву своим семейным обязанностям, а также не считают, что семья мешает полноценному выполнению должностных функций. В своих поступках эти женщины ориентируются в первую очередь на свою точку зрения, а не на мнение окружающих, в том числе и мнение соей матери, которая не является для них авторитетом.

Восьмой фактор - «материальное обеспечение», описывающий 5,83% всех дисперсий, составили следующие переменные: материальное обеспечение семьи (r=0,91, p=0,01), неудовлетворенность ролью хозяйки (r=0,78, p=0,01), самопринятие (r=0,70, p=0,01). Женщины сами отвечают за материальное обеспечение семьи, выполняя тем самым традиционно мужскую функцию, это приводит с одной стороны к высокому уровню самопринятия, а с другой стороны к неудовлетворенности своей семейной ролью.

Таким образом, женщины, принадлежащие к первому «доминирующему» типу, обладают следующими характеристиками: выполняют большую часть семейных ролей «хозяйка дома», «воспитатель», «организатор семейной субкультуры», «добытчик материальных средств», что вызывает у них повышенную раздражительность, вспыльчивость, отсутствие ощущения счастья. В отношениях с ребенком эти женщины проявляют доминантность, чрезмерно вмешиваясь в мир ребенка, проявляя излишнюю строгость, подавляя различные его проявления, стремясь ускорить его развитие. Отношения с супругом складываются непросто, ему в семье отведено мало ролей (сексуальный партнер и семейный психотерапевт), что заставляет женщину задумываться о перераспределении обязанностей, чувствовать неудовлетворенность браком, взаимопонимание между супругами отсутствует. Отношения с собственной матерью тоже нельзя назвать безоблачными: мать не является авторитетом для таких женщин, более того, они склонны противопоставлять себя ей, считая, что мать воспринимает их неадекватно, является слабой и нетребовательной. Сами женщины этого типа предпочитают действовать без оглядки на мнение окружающих, самостоятельны и независимы в своих решениях. Конфликты в их семьях отсутствуют, вероятно, такое распределение семейных ролей и отношений устраивает всех членов семьи, которые компенсируют друг друга.

Самооценка женщин данного типа неоднородна, с одной стороны они уважают себя за всё, что делают для своей семьи, за последовательность своих действий, готовы принимать себя такими, какие есть, но в то же время не испытывают самоинтереса, уровень их рефлексии достаточно низок, важно, что, уважая и принимая себя, они не ждут этого от близких людей. Это приводит к искажению их восприятия, внутреннему напряжению, ощущению тщетности своих усилий, и, следовательно, к усилению давления на членов своей семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение женщины как субъекта семейных отношений

В работе с ними необходимо в первую очередь на выявление и осознание внутренних конфликтов между профессиональными и семейными ролями, а также разными семейными ролями специфичных для данной группы. Важно развивать навыки рефлексии, интерес к собственной личности, умение отстаивать собственную точку зрения. Работа психолога с этими женщинами может вестись в следующих направлениях: устранение конфликта между Я-реальным и Я-идеальным, устранение чрезмерной зависимости от чужого мнения, формирование доверия к себе, своим силам и возможностям, формирование внутренней мотивации к активности.

Анализ самоописаний представительниц эгоцентричного типа показывает: эти женщины совершенно не готовы менять что-либо в себе, для того чтобы сделать свою жизнь более счастливой, считают, что у них нет качеств, от которых нужно было бы избавиться. Представительницы данного типа испытывают скуку от хозяйственных работ, необходимости считаться с интересами членов семьи. Они не стремятся к первенству в семье, характеризуют отношение членов семьи как непонимание и неблагодарность, поэтому стремятся к независимости. В отношении семейных ролей для них характерны такие определения как: «обязаловка», «нудность», скука. В процессе индивидуальной работы психологу необходимо обратить внимание на самоидентификацию этих женщин с собственной матерью и проработать паттерны прародительской семьи. Основную работу необходимо направить на коррекцию самооценки, формирование ответственности за свою жизнь. Использовать имеющийся потенциал, в частности высокую когнитивную дифференцированность самосознания, для формирования более критичного отношения к себе, своим достоинствам и недостаткам.

Оценить эффективность избранных тактик можно в заключительной беседе, об успешности проведенной работы будет говорить общая удовлетворенность жизнью, субъективное ощущение счастья, позитивное отношение к себе, навыки рефлексии, расширение поведенческого репертуара, видение новых возможностей и перспектив. Изменения в самосознании женщин приведут к изменениям семейной структуры в целом, делая её более гармоничной, поскольку закон развития предписывает системе адаптироваться к изменяющимся условиям. Поскольку речь не идет о кризисных семьях, мы считаем, что в семьях женщин, принявших участие в нашем исследовании, найдутся необходимые для позитивных изменений внутренние способности к реорганизации и гибкость, не разрушающая целостность семейной системы.

В качестве примера приведем и самоописания женщин субъективно удовлетворенных типов. Для женщин ориентированного на родительство типа характерны тесные связи с членами семьи, им хочется быть в центре внимания, но, разрываясь между семьей и работой, они уделяют себе мало времени, поэтому для этих женщин характерно желание быть независимой, целеустремленной, бизнес-леди. Самореализации, на их взгляд, мешает потребительское отношение со стороны окружающих, в том числе и близких людей (используют как «жилетку», пользуются добротой), от которого они хотели бы избавиться. Остальные аспекты семейной жизни не вызывают у них отрицательных эмоций.

Самоописания женщин ориентированного на супружество типа говорят о том, что для них характерен интерес к жизни и окружающим людям. Семейная жизнь их устраивает, отношения с мужем близкие и доверительные, поэтому им не свойственно желание изменить что-то в себе, они удовлетворены сложившимися отношениями и ориентированы на получение нового опыта. Не терпят, когда близкие их не замечают или используют. В подавляющем большинстве это женщины старше 35 лет.

Таким образом, представление о семейном самосознании как индивидуальной психологической реальности позволило разработать оригинальную программу психолого-педагогического сопровождения женщины как субъекта семейных отношений.

Апробация программы психолого-педагогического сопровождения «Я и моя семья», проходила на группе женщин (12 человек), принявших участие в основном исследовании и изъявивших желание принять участие в групповой работе. Занятия проводились в течение месяца, три раза в неделю. Для проверки эффективности проведенной работы испытуемым было предложено повторно заполнить следующие методики: «Техника репертуарных решетк» (Дж. Келли), «Особенности самоотношения» (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев), PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл, адаптированная Т.В. Нещерет), а так же анкету письменной обратной связи участников. Ретест производился при соблюдении интервала в 2 недели, это связано с тем, что применяемые опросники предполагают рефлексию, осознание, анализ предыдущего поведения человека. Сразу после окончания тренинга его участники еще не обладают подобным опытом и не могут адекватно отразить произошедшие с ними изменения.

Проверка достоверности сдвига показателей проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона. Анализ результатов показал наличие статистически значимых изменений под влиянием экспериментальных воздействий в группе, прошедшей тренинг. Сдвиг является достоверно преобладающим, если Т эмпир.7, при р=0,01, для n=12. Проанализируем высоко достоверные различия «до» и «после» проведения формирующего эксперимента. В когнитивном компоненте наиболее чувствительными к гармонизирующему воздействию тренинга «Я и моя семья» оказались «дифференцированность образа Я» (Т=2,3, р=0,01), «конфликт семейных ролей» (Т=-1,9, р=0,04), «амбивалентность идентификации» (Т=1,9, р=0,05). Данные изменения свидетельствуют о том, что в ходе групповой работы представление респонденток о себе стало более детализированным, уровень рефлексии повысился, женщины начали находить в себе больше положительных черт, сближающих их с теми женщинами, которых они считают счастливыми или идеальными. Проработка в ходе тренинга основных семейных ролей позволила снизить внутреннюю конфликтность семейной сферы, можно утверждать, что в ходе групповой работы женщины научились расставлять свои приоритеты таким образом, чтобы более успешно справляться с выполнением различных семейных ролей.

В эмоциональном компоненте были выявлены следующие статистически значимые изменения: самопонимание (Т=2,3, р=0,01), самоинтерес (Т=2,2, р=0,02), самопринятие (Т=2,0, р=0,04). Данные факты говорят о том, что в ходе тренинга женщины научились лучше понимать себя и свои действия, причины и мотивы поступков, их осознание своего внутреннего мира стало глубже. Важным изменением, на наш взгляд, стал рост самоинтереса, поскольку ещё при анализе первичных данных мы отмечали его более низкий уровень в целом по выборке по сравнению с другими компонентами самоотношения. Женщины прошедшие тренинг стали не просто лучше себя понимать, но собственный внутренний мир стал им более интересен, процесс самопознания начал приносить не только практическую пользу, но и удовольствие. С чем, на наш взгляд, связано и третье изменение – повышение уровня самопринятия. Женщине, которой интересен свой внутренний мир, чувствующей уверенность в том, что она хорошо себя понимает, достаточно легко принять себя во всем своеобразии поведенческих и эмоциональных проявлений.

В поведенческом компоненте были выявлены следующие изменения: партнерские отношения с ребенком (Т=2,8, р=0,01), ощущение самопожертвования в роли матери (Т=-2,6, р=0,01), семейные конфликты (Т=-2,5, р=0,01), раздражительность и вспыльчивость (Т=-2,3, р=0,01), неудовлетворенность ролью хозяйки (Т=-2,2, р=0,02), несамостоятельность и зависимость матери (Т=-2,2, р=0,02), излишняя строгость (Т=-2,0, р=0,04). Эти данные говорят о том, что в ходе тренинга были гармонизированы отношения женщин с детьми: они стали менее вспыльчивыми и строгими, осознали ценность партнерского взаимодействия с ребенком и в меньшей степени считают, что материнство – это жертва, которую они вынуждены приносить. Тренинг гармонизировал и другие аспекты семейной сферы, так, снизилось количество семейных конфликтов, неудовлетворенность ролью хозяйки, чувство несамостоятельности и зависимости от других членов семьи. В контрольной группе никаких статистически значимых сдвигов выявлено не было.

Анализ анкет участниц групповой работы показал, что женщины высоко оценивают значимость заявленной темы и информационную насыщенность программы. Отмечают, что полученные знания начали использовать на практике уже в процессе работы, чему способствовало выполнение домашних заданий, а обратная связь от участниц группы заставила задуматься над переосмыслений некоторых своих действий и поступков, несмотря на то, что выслушивать мнения других участниц было не всегда комфортно. Некоторые участницы считают, что участие в данной программе показало им необходимость дальнейшей работы над собой. На основании анализа данных полученных в ходе апробации программы психолого-педагогического сопровождения можно признать, что программа психолого-педагогического сопровождения «Я и моя семья» эффективна, поскольку вследствие групповой работы произошли положительные изменения во всех трех компонентах семейного самосознания женщин, вследствие чего гармонизировались их отношения с членами семьи.

Похожие диссертации на Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины