Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Селюч Марина Григорьевна

Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения
<
Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селюч Марина Григорьевна. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Селюч Марина Григорьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский университет дружбы народов"]. - Москва, 2008. - 359 с. : 17 ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования творческого руководителя образовательного учреждения 20

1.1. Методологические подходы и принципы исследования творческого Я руководителя образовательного учреждения 20

1.2. Творчество как предмет исследования в современной науке 35

1.3. Генезис исследования проблемы творческого Я личности 63

1.4. Профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения как сфера развития творческогоЯ 91

Глава II. Концептуальные основы развития творческого руководителя образовательного учреждения 104

2.1. Сущностная характеристика творческого Я руководителя образовательного учреждения 104

2.2. Структура творческого Я руководителя образовательного учреждения 120

2.3. Психологические механизмы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения 135

2.4. Функции творческого Я в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения 150

Глава III. Динамика развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности .163

3.1. Этапы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения 163

3.2. Критерии, показатели и уровни развития творческого Я руководителя образовательного учреждения 179

3.3. Зависимость развития творческого Я руководителей образовательных учреждений от профессионального опыта 192

3.4. Тендерные различия в развитии творческого Я руководителей образовательных учреждений 196

3.5. Возрастные различия в развитии творческого Я руководителей образовательных учреждений 205

Глава IV. Феноменология творческого Я руководителей образовательных учреждений 212

4.1. Индивидуально-типологические различия в структуре творческого руководителей образовательных учреждений 212

4.2. Соотношение творческой активности и творческого потенциала у руководителей с различным типом структурной организации творческого 221

4.3. Соотношение смысложизненных и карьерных ориентации у руководителей с различным типом структурной организации творческого 236

4.4. Соотношение стилей саморегуляции, профессионального поведения и стратегий решения профессиональных проблем у руководителей с различным типом структурной организации творческого Я 250

Глава V. Системный анализ развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности 266

5.1. Сравнительный анализ затруднений, психологических защит и барьеров развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности 266

5.2. Разработка и внедрение экспериментальных программ развития творческого Я руководителей образовательных учреждений 285

5.3. Условия, обеспечивающие развитие творческого Я руководителей образовательных учреждений 297

5.4. Факторы, обеспечивающие развитие творческого Я руководителей

образовательных учреждений 309

Заключение 317

Список использованной литературы 327

Приложения 358

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена целями и направлениями приоритетного национального проекта «Образование» модернизации системы отечественного образования. Реализация данного проекта требует создания условий, обеспечивающих раскрытие творческих резервов субъектов образовательного процесса; саморазвитие руководителей разных уровней системы образования, способных креативно действовать в новой социокультурной ситуации; широкое внедрение научно-практических разработок по интенсификации процессов управления образовательными учреждениями, что закреплено в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

Инновационные изменения в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений актуализируют использование их инициативы и ресурсов творческого Я. Анализ психологических аспектов творческого Я особенно важен в силу той роли, которую играют руководители образовательных учреждений в современных условиях модернизации системы образования.

Изучению творчества и творческой личности уделяется достаточное внимание в философии, культурологии, социологии, акмеологии, педагогике и психологии. Современная наука предоставляет множество теоретических и практических знаний о творчестве личности, характеризует многоаспектность идей для исследования творческого Я. Однако применительно к современным процессам модернизации системы образования тема творческого Я руководителя образовательного учреждения, ее психологический аспект раскрываются явно недостаточно. Творческое Я остается малоизученным феноменом, не имеет единого объяснения, описания процесса его развития и взаимосвязей с другими личностными свойствами, определенной психологической структуры. Эта проблема не получила пока целостного и

системного научного анализа. В исследованиях А. Адлера, О.С. Анисимова, Е.Я. Басина, А.А. Бодалева, Н.А. Бердяева, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаева, Л.М. Митиной, В.М. Розина, В.А. Петровского и Е.Л. Яковлевой феномен творческого Я раскрывается в психологических особенностях его проявления как регулятора деятельности личности. Отсутствуют фундаментальные работы о категориальных, структурных, типологических и содержательно-функциональных характеристиках творческого Я в контексте профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений. Поэтому в данном диссертационном исследовании поставлена цель разработать концептуальные основы структурно-функциональной организации творческого Я руководителей образовательных учреждений, получить эмпирические данные о динамике изменения показателей его структурных компонентов и уровней, внутрикомпонентных и межкомпонентных зависимостях, обобщить реальный практический опыт и на этой основе обосновать системную концепцию творческого Я руководителя.

Все отмеченное выше обусловило выбор темы исследования: «Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения».

Проблема исследования востребована современной социокультурной ситуацией и важна не только для решения актуальных задач в управлении образовательными учреждениями, но и выступает основанием личностно-профессионального развития руководителя.

Объектом исследования является творческое Я личности руководителя образовательного учреждения.

Предмет исследования - психологическая структура, типология и динамика развития творческого Я руководителя образовательного учреждения.

Цель исследования - разработать системную концепцию творческого Я руководителя образовательного учреждения, отражающую совокупность ее

теоретико-методологических, содержательных и организационно-методических положений.

Задачи исследования:

1. Определить методологические принципы и подходы, способствующие
раскрытию специфики структуры творческого Я и ее типологии.

  1. Рассмотреть творческое Я как системное многокомпонентное и многоуровневое образование личности руководителя образовательного учреждения, раскрыть его сущностные признаки, механизмы и функции.

  2. Обосновать совокупность критериев, показателей, уровней и этапов развития творческого Я руководителей образовательных учреждений.

4. Рассмотреть динамику изменения показателей, зависимости и различия в
структурной организации творческого Я руководителей образовательных
учреждений.

5. Определить типологию и показать внутрикомпонентные и
межкомпонентные связи структурной организации творческого Я
руководителей образовательных учреждений.

  1. Выявить связи творческой активности и творческого потенциала, смысложизненных и карьерных ориентации, стилей саморегуляции, стратегий решения профессиональных проблем и типов поведения у руководителей с различным типом структурной организации творческого Я.

  2. Осуществить сравнительный анализ затруднений, психологической защиты и барьеров развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности.

8. Выявить условия и факторы, обеспечивающие развитие творческого Я
руководителей образовательных учреждений в профессиональной
деятельности.

9. Разработать и внедрить экспериментальную программу развития
творческого Я руководителей образовательных учреждений в процессе
реализации регионального кластера национального проекта «Образование».

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие творческого Я руководителя образовательного учреждения наиболее продуктивно при обосновании и реализации совокупности взаимосвязанных теоретико-методологических, содержательных и организационно-методических положений, если:

творческое Я рассматривается как системное многокомпонентное и многоуровневое образование личности, развитие которого детерминируют психологические, педагогические, дидактические и акмеологические условия, объективные и субъективные факторы, подчеркивая психологические особенности личности руководителя;

изучение творческого Я как сложной структуры позволяет определить его компоненты, содержание которых характеризуется взаимной согласованностью и имеет ряд качественных характеристик;

существуют внутрикомпонентные и межкомпонентные связи и различия структурной организации творческого Я, которые обусловлены индивидуальными, возрастными и тендерными особенностями руководителя;

- типология структурной организации творческого Я определяется
различными связями творческой активности и творческого потенциала,
смысложизненных и карьерных ориентации, стилей саморегуляции, стратегий
решения профессиональных проблем и типов поведения;

- развитие творческого Я руководителя обеспечивается путем преодоления
профессиональных противоречий, затруднений, неадекватных психологических
защит и барьеров, а также внедрением экспериментальной программы
исследования данного феномена.

Методологическую основу исследования составили: принцип системности, который способствовал разработке системной концепции творческого Я руководителя образовательного учреждения, определению его структурных компонентов и функций в профессиональной деятельности; принцип развития, давший возможность определить степень

интегрированное между компонентами структуры творческого Я в зависимости от уровней функционирования и этапов развития; принцип детерминизма, позволивший выявить совокупность условий и факторов развития творческого Я руководителя образовательного учреждения в профессиональной деятельности; деятелъностный подход, позволивший выявить структурную динамику качественных изменений компонентов творческого Я в процессе профессиональной деятельности и отразивший соотношение стилей саморегуляции, стратегий решения профессиональных проблем и профессионального поведения руководителей с различным типом структурной организации творческого Я; дифференцированный подход, определивший уровни развития творческого Я и индивидуально-типологические различия его структурной организации; субъектный подход, раскрывший индивидуальный способ разрешения противоречий между нормативно заданными требованиями и нестандартным подходом к их реализации в профессиональной деятельности, опираясь на творческую активность и личностные ресурсы руководителя образовательного учреждения; аксиологический подход, подчеркивающий соотношение смысложизненных и карьерных ориентации руководителей образовательных учреждений с различным типом структурной организации творческого Я.

Теоретическими основами исследования выступили: концепции творчества в философии (Н.А. Бердяев, А. Бергсон, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер, М. Шелер и др.), культурологии (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, М. Бубер, М.С. Каган, Л.А. Коган, К.С. Станиславский, П.А. Флоренский и др.), социологии (В.И. Аршинов, Т.В. Керимова, А.И. Пригожий, Г. Хакен и др.), акмеологии (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.), психологии (А. Адлер, Р. Ассаджиоли, Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, P.M. Грановская, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я.Л. Морено, Я.А. Пономарев,

В.Н. Пушкин, К. Роджерс, В.М. Розин, А.В. Петровский, П.В. Симонов, O.K. Тихомиров, М.Г. Ярошевский и др.); концептуальные положения о феномене Я-концепции личности (К.А. Абульханова, B.C. Агапов, Р. Берне, А.В. Иващенко и др.); научные представления о высшем творческом Я (О.С. Анисимов, Е.Я. Басин, Ф.В. Басейн, А.А. Бодалев, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, Е.Б. Старовойтенко, Е.Л. Яковлева и др.); концепции индивидуальных различий (С.А. Изюмова, А.И. Крупное, СИ. Кудинов, B.C. Мерлин, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов и др.); научные концепции лидерства и руководства (Р.Л. Кричевский, В.Н. Маркин, А.И. Папкин, А.А. Реан, М.Ф. Секач, В.Д. Шадриков и др.); управления образовательными учреждениями (В.Е. Безруков, Л.Н. Кулешова, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.В. Филиппов, А.В. Тышковский, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы: теоретический анализ источников, контент-
анализ, опытно-экспериментальная работа, опросные методы (анкетирование,
беседы) и конкретные методики: авторская методика определения уровней
творческого Я, самоактуализационный тест (адаптированный Л.Я.

Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинской), опросник 16 - PF Р. Кеттелла, тест смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев), опросник «Якоря карьеры» (адаптированный В.А. Чикер), метод прямого шкалирования самооценки личности (А.В. Садкова); методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); многофакторный диагностический опросник поведения и переживаний, связанных с работой (адаптированный Т.И. Ронгинской), тест «Анализ ограничений» (М. Вудкок, Д. Фрэнсис); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), тест Спилбергера-Ханина «Оценка уровня личной тревожности», методика «Оценка уровня творческого потенциала» (Н.П. Фетискин).

Общее число принявших участие в исследовании - 970 руководителей муниципальных и областных образовательных учреждений Амурской области,

среди которых 250 мужчин и 720 женщин в возрасте от 25 до 56 лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Обоснована совокупность методологических принципов и подходов, открывающих возможность выстроить системную концепцию творческого Я руководителя образовательного учреждения, изучить структурную динамику данного феномена в условиях модернизации российского образования, которая включает:

авторское определение понятия творческого Я как личностного образования, имеющего многокомпонентное и многоуровневое строение, содержательными характеристиками которого являются структурные компоненты и показатели, отражающие их суть;

обоснование психологической структуры творческого Я руководителя образовательного учреждения, состоящей из деятельностного, когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов. Внутрикомпонентные и межкомпонентные связи определяют степень их интегрированное, содержание структурной организации, уровни и типологию творческого Я. Совокупность психологических механизмов и функций отражается в сущностных признаках творческого Я: целостность, уникальность и неповторимость, включенность в связи с другими психологическими феноменами человека; проявляется в творческой активности, разрешении внутренних противоречий и в пиковых переживаниях, преодолении стереотипов и стандартов, реализации творческого потенциала и личностных ресурсов; является источником творческой энергии; выражает интеграцию, синергию и кооперацию сознания и бессознательного, импульсивности и контроля, рационального и иррационального, абстрактного и конкретно-чувственного познания, познавательных процессов и преобразования реальной

действительности; побуждает личность к имплицитно существующей потребности «превзойти себя и выйти за пределы самого себя»;

характеристики совокупности критериев (активно-деятельностный, когнитивно-креативный, мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой) и показателей, отражающие достижение уровней развития (удовлетворительного, среднего, высокого) творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности;

раскрытие динамики изменения показателей структурных компонентов творческого Я руководителей образовательных учреждений в контексте возрастных и тендерных различий. В общей выборке обнаружены зависимости уровней развития творческого Я от профессионального опыта руководителей образовательных учреждений. Для руководителей с высоким и средним уровнями структурной организации творческого Я системообразующим является деятельностный компонент, а для руководителей с удовлетворительным уровнем - эмоциональный компонент. В общей выборке мужчин-руководителей изменения происходят по показателям когнитивного компонента творческого Я, а в общей выборке женщин-руководителей выявлено изменение по показателям эмоционального компонента. В общей выборке установлено, что чем старше руководители, тем выше показатели когнитивного компонента структуры творческого Я;

обоснование типологии структурной организации творческого Я руководителей образовательных учреждений, представляющей: сбалансированный тип; несбалансированный тип с выраженными показателями по деятельностному и когнитивному компонентам; несбалансированный тип с выраженными показателями по деятельностному и мотивационному компонентам; несбалансированный тип с выраженными показателями по деятельностному и эмоциональному компонентам; несбалансированный тип с проблемной зоной в развитии когнитивного компонента; несбалансированный тип с проблемной зоной развития мотивационного компонента;

несбалансированный тип с проблемной зоной развития эмоционального компонента;

анализ выявленных связей компонентов творческого Я с творческой активностью и творческим потенциалом; смысложизненными и карьерными ориентациями; стилями саморегуляции, стратегиями решения профессиональных проблем и поведением у руководителей с различным типом структурной организации творческого Я;

сравнительный анализ личностных, профессиональных и социальных затруднений, психологических защит, внутренних и внешних барьеров, блокирующих развитие творческого Я руководителя образовательного учреждения в профессиональной деятельности;

условия, обеспечивающие развитие творческого Я руководителей образовательных учреждений и проявляющиеся в психологическом, педагогическом, дидактическом и акмеологическом аспектах; объективные и субъективные факторы, влияющие на изучаемый процесс;

экспериментальную программу развития творческого Я руководителей образовательных учреждений как теоретически и практически обоснованную совокупность усилий активности самих руководителей, учреждений дополнительного профессионального образования, методических центров профессиональной подготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования; анализ результативности программы развития творческого Я до и после ее внедрения в регионе; выявленные положительные тенденции и причины, затрудняющие данный процесс, систему мер по повышению эффективности развития творческого Я руководителей образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые комплексно и многосторонне изучено творческое Я личности на основе фундаментальных исследований современной науки и полученных в ходе исследования эмпирических данных. Теоретически и экспериментально

обоснована системная концепция творческого Я руководителя
образовательного учреждения, которая раскрывает методологические,

теоретические и организационно-рекомендательные аспекты данного феномена. Психологическая структура творческого Я в единстве системного строения структурных компонентов, динамики изменения показателей, определяющих достижение уровня его развития, существенно дополняет традиционные представления и развивает инновационные идеи о творческом Я как интегральном личностном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные концептуальные основы творческого Я руководителя образовательного учреждения создают возможность прогнозирования и управления этим процессом на региональном и муниципальном уровнях.

Практическое значение исследования состоит также в том, что:

в реальной практике апробирован и предложен для использования комплекс диагностических методик, ориентированных на изучение творческого Я руководителей образовательных учреждений разных возрастных групп;

даны рекомендации по использованию совокупности критериев, показателей и уровней развития творческого Я руководителей образовательных учреждений;

разработаны программы и учебно-методические пособия для системы вузовской подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров, специальные и элективные курсы: «Психология творчества», «Управленческая акмеология», «Педагогическая акмеология»; материалы исследования легли в основу лекционных курсов «Психология личности», «Психология профессиональной деятельности», «Психология управления», «Педагогическая психология».

Достоверность и объективность полученных результатов обеспечены теоретико-методологическим обоснованием эмпирических исследований, которые опираются на генезис отечественных и зарубежных исследований;

репрезентативностью эмпирической базы исследования; многократной проверкой эмпирических данных; применением методов математической статистики (коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента), корреляционного и факторного анализа и ротации факторов (методом вращения факторных структур Varimax). Положения, выносимые на защиту:

  1. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения включает в себя: обоснование данного феномена как многокомпонентного и многоуровневого личностного образования; механизмы и функции, которые отражают его сущностные признаки; совокупность критериев, показателей, уровней и этапов развития; различные зависимости в типологии индивидуальной структурной организации; условия и факторы, обеспечивающие развитие; анализ затруднений, психологических защит и барьеров, блокирующих данный процесс; экспериментальную программу развития в условиях модернизации российского образования.

  2. Структура творческого Я руководителя образовательного учреждения представляет собой функциональное единство деятельностного, когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: творческого воображения, способности к преобразованиям, креативности, ответственности, контактности, интеллекта, самоактуализации, способности к риску, компетентности, независимости, самоконтроля, синергии, спонтанности, познавательной потребности, тревожности, эмоциональной устойчивости, рефлексии, экспрессивности, гибкости поведения и чувствительности, находящихся в тесном взаимодействии между собой и с другими личностными свойствами.

Сущностные признаки творческого Я как интегрального личностного образования раскрываются через следующие аспекты:

- категориальный (отражает сущность понятий «творчество», «творческий процесс», «творческий продукт», «творческая активность», «когнитивный

ресурс», «креативность» и «творческий потенциал» в межпредметном толковании);

содержательно-функциональный (реализация адаптивной,

преобразующей, познавательной, эмоциональной, коммуникативной, конативной и интегрирующей функций);

структурный (взаимосвязанные структурные компоненты: деятельностный, когнитивный, мотивационный и эмоциональный);

типологический (уровни развития творческого Я: удовлетворительный средний, высокий; типы структурной организации: сбалансированный тип, несбалансированный тип с выраженными показателями по двум структурным компонентам; несбалансированный тип с проблемными зонами развития в одном из структурных компонентов);

аксиологический (выбор смысложизненных и карьерных ориентации определяет четкость личных ценностей руководителя,).

Психологические механизмы (целеполагание, рефлексия, творческая
позиция, диалоговое взаимодействие, открытость ко всему новому,
идентификация, поисковая активность, самопринятие, мотивационная
вовлеченность, вдохновение, взаимодействие уровней сознания и

бессознательного, логического и интуитивного) детерминируют процесс развития творческого Я руководителей образовательных учреждений. Функции творческого Я реализуются через его структурные компоненты.

3. Совокупность критериев и показателей отражает уровни развития творческого Я, которые имеют различную степень интегрированности между компонентами в зависимости от профессионального опыта. Руководители с профессиональным опытом более десяти лет достигают высокого уровня развития творческого Я, используя ресурсы деятельностного и когнитивного компонентов; среднего уровня - деятельностного и мотивационного компонентов; удовлетворительного уровня - когнитивного и эмоционального компонентов. Руководители с профессиональным опытом менее пяти лет

достигают высокого уровня развития творческого Я, используя ресурсы деятельностного и мотивационного компонентов; среднего уровня -деятельностного и эмоционального компонентов; удовлетворительного уровня - мотивационного и эмоционального компонентов.

4. Возрастные и тендерные различия на разных этапах развития
творческого Я руководителя проявляются неравномерно. Каждый возрастной
период характеризуется специфическими особенностями, которые
подчеркивают сензитивность в развитии показателей на определенном
возрастном этапе. У мужчин в развитии творческого Я преобладают
когнитивные показатели, у женщин - эмоциональные.

5. Типология творческого Я определяется соотношением
системообразующих компонентов. Зависимости между творческой
активностью, творческим потенциалом и показателями компонентов в
различных типах структурной организации творческого Я образуют
индивидуальное «корреляционное пространство», определяющее базовую
симптоматику, и отличаются степенью выраженности межкомпонентных
связей.

6. Имеются значимые различия в смысложизненных и карьерных ориентациях в зависимости от типа структурной организации творческого Я руководителя. Анализ факторных нагрузок выявил во всех типах структурной организации творческого Я руководителей общий фактор, отражающий карьерную ориентацию - служение. Основными ценностями данной ориентации являются свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения, а главной ценностью является человек.

Установлены взаимосвязи и взаимозависимости между показателями
творческого Я руководителя и стилем саморегуляции, которые определяют
стратегии решения профессиональных проблем и поведение в
профессиональной среде. Использование стратегий решения

профессиональных проблем в зависимости от типа структурной организации творческого Я обусловлено субъективным отношением руководителя к профессиональной деятельности.

  1. Разрешение личностных (определяются личностными особенностями), профессиональных (обусловлены ролью руководителя в управлении коллективом) и социальных (детерминируются социально-культурной средой) противоречий, снятие психологических защит, внешних (субъективная оценка результатов профессиональной деятельности, приверженность традициям, неудовлетворенность статусом, отсутствие перспектив для дальнейшего карьерного роста) и внутренних (склонность к конформизму, высокая тревожность, неадекватная самооценка, отсутствие гибкости поведения и установка на стереотипы в принятии профессиональных решений) барьеров обеспечивает развитие творческого Я руководителя.

  2. Влияние условий: психологических (свободный выбор творческого самовыражения, самодисциплина, преобладание эмпатии в межличностных отношениях, признание ценности творческого Я, нравственная чуткость к подчиненным и доверие к себе); педагогических (гуманизация образовательного процесса, разнообразный набор образовательных услуг, творческая атмосфера в коллективе, овладение профессиональной культурой); дидактических (освоение технологий саморазвития и принципов творческой самореализации); акмеологических (самосовершенствование, достижение профессионального творчества и мастерства), и факторов: объективных (требования к должностным обязанностям руководителя, определяющие диапазон профессионально важных качеств); субъективных (психодинамические особенности) в их интегральной совокупности способствует более успешному развитию творческого Я руководителей образовательных учреждений.

9. Реализация программ обучения руководителей образовательных
учреждений с учетом типологии структурной организации творческого Я в
рамках дополнительного профессионального образования и разработка

регионального кластера национального проекта «Образование» на основе результатов эмпирического исследования являются результативными.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования легли в основу:

-докладов и выступлений автора на научных, научно-практических конференциях, симпозиумах и чтениях: «Восток России: проблемы и опыт преобразований» (Хабаровск, 2000), «Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве» (Благовещенск, 2000), «Реализация программы развития образования: проблемы, поиски, решения» (Благовещенск, 2001), «Психологическое здоровье учащихся: проблемы и пути их решения» (Благовещенск, 2002), «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002), «Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе» (Благовещенск, 2003), «Модернизация системы образования Амурской области» (Благовещенск, 2004), «Профессиональная деформация специалистов образовательного учреждения: проблемы и пути их решения» (Благовещенск, 2004), XXV Международная научно-практическая конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург, 2004), «Личность в системе профессиональной подготовки» (Благовещенск, 2004), «Современные тенденции развития теории и практики социальной педагогики» (Благовещенск, 2006), «Мониторинг качества профессионального образования» (Благовещенск, 2006), «Компетентностный подход - основа модернизации российского образования» (Благовещенск, 2006), «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (Благовещенск, 2007), «Гуманистическая психология в контексте социокультурного аспекта современного образования» (Благовещенск, 2007), XII симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 2007);

- выступлений перед руководителями образовательных учреждений различных уровней областной системы образования на августовских

конференциях, заседаниях коллегий Департамента образования Администрации Амурской области, курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и курсах повышениях квалификации муниципальных и государственных служащих при Администрации Амурской области по вопросам модернизации областной системы образования.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов, были апробированы в Благовещенском государственном педагогическом университете на факультете повышения квалификации педагогических кадров в курсе лекций, семинарских занятий, групповых тренингах. Работа выполнена в рамках заказа Департамента образования Администрации Амурской области. Основные положения диссертационного исследования использованы при разработке и реализации областных целевых программ «Развитие системы образования Амурской области на 2001-2005 годы», «Основные направления модернизации системы образования Амурской области до 2010 года» и регионального кластера национального проекта «Образование».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы (449 наименований) и приложений. Объем диссертации составляет 377 страниц. Текст рукописи иллюстрирован таблицами, рисунками, схемами. По теме диссертации опубликовано 52 работы.

Методологические подходы и принципы исследования творческого Я руководителя образовательного учреждения

Сложившиеся в современной психологии подходы к пониманию онтогенетического развития личности определяют его как непрерывный, неравномерный и гетерохронный процесс системных изменений, затрагивающих различные психические структуры. Согласно логике нашего исследования, необходимо выделить методологические принципы и подходы к развитию творческого Я, познание которых позволит не только осуществлять коррекцию данного процесса, но и прогнозировать результаты изменений в достижение его более высокого уровня.

Опыт обращения к принципу системности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) позволяет разработать системную концепцию творческого Я руководителя образовательного учреждения, определить структурные компоненты и функции в профессиональной деятельности, выделить ряд признаков, посредством которых можно описать его как целостное образование:

наличие совокупности компонентов, каждый из которых представляет отдельную единицу и выполняет только одному ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами;

наличие определенных внутри и межкомпонентных связей и отношений, способ взаимодействия которых определяет структурное построение системы;

наличие иерархичности, показывающей, что каждый компонент системы может рассматриваться как подсистема;

наличие интегративных компонентов и показателей, определяющих

структурную организацию творческого Я;

наличие взаимосвязи со средой (другими системами). Творческое Я как система имеет целевой, проектируемый характер. Экстраполируя положения И. П. Павлова, что человек - «система в высшей степени саморегулируемая, сама себя поддерживающаяся, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая» [250, 217], можно сделать заключение, что структурные компоненты творческого Я в ходе профессиональной деятельности дополняются новым содержанием, обеспечивающим его дальнейшее развитие и достижение более высокого уровня за счет заложенных в них потенций.

Опираясь на научную концепцию В.Д. Шадрикова [402], мы полагаем, что творческое Я представляет психическую функциональную систему. Продуктивность данной функциональной системы выступает как ее свойство, имеющее индивидуальную меру выраженности. С учетом того, что В.Д. Шадриков рассматривает функционирование психической системы во времени как психический процесс, то развитие творческого Я руководителя в профессиональной деятельности будет выступать как реальность, проявляющаяся на разных уровнях своего функционирования.

Развитие творческого Я руководителя образовательного учреждения как системы обусловлено наличием в его психике взаимосвязанных процессов, действий и отношений, благодаря которым обеспечивается процесс познания -целенаправленное, целостное конечное отражение и репрезентация в сознании личности окружающего мира.

Сущностная характеристика творческого Я руководителя образовательного учреждения

Разработка психологической концепции творческого Я предполагает необходимость раскрытия сущности данного феномена. В основу определения данного понятия положена философская трактовка понятия «сущность» как внутреннего содержания предмета, обнаруживающегося во внешних формах проявления.

Семантическое пространство исследований, теоретическая и эмпирическая информация, имеющаяся в современной науке, позволяют определить научный контекст, предпосылки возникновения проблемы творческого Я и эволюцию данного понятия в психологии. Основополагающим понятием в контексте нашего исследования выступает «творчество». Анализ научных направлений исследования позволяет определить творчество как вид человеческой деятельности, для которой характерно: наличие противоречий, проблемной ситуации, творческой задачи; объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; субъективных условий для творчества: личностных качеств - знаний, умений, мотивационной вовлеченности и включенности, творческих способностей; социальная и личная значимость для субъекта деятельности; новизна и оригинальность процесса и результата.

Под развитием в психологии понимается «направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование» [172, 117]. Данное определение позволяет нам предположить, что развитие творческого Я сопровождается изменением содержательного состава его структурных компонентов на определенных этапах, которые приводят его к более высокому уровню функционирования.

Обоснование системной концепции творческого Я руководителя образовательного учреждения требует необходимости проанализировать состав понятийно-терминологического обеспечения данного процесса и рассмотреть инвариантные характеристики базовых понятий: «творческий процесс», «творческий продукт», «творческая активность», «творческий потенциал», «креативность», «когнитивный ресурс» в межпредметном толковании.

Показателями творческого процесса выступают: иерархия различных уровней, этапов, стадий, фаз, которые связаны с существованием многих особенностей, типов связи, субординации этих уровней [134; 222; 262]; единая целостная система, обусловленная взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов [16; 36; 113; 272; 349; 382; 421]; интеллектуальный процесс высокого уровня [294]; чувствительность к проблеме, способность к синтезу, к воссозданию недостающих деталей, прогнозированию, способности к дивергентному мышлению [102]; взаимодействие внутренних и внешних факторов: «создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» [293]; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых [46]; разноплановое проявление двух тенденций - созидания и разрушения стереотипов, сопровождающихся креативным поведением как «созидательным разрушением» [135]; взаимодействие логических и интуитивных процессов, приводящих к их новому решению [82; 135; 265; 279].

Этапы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения

Исходя из структуры самосознания, предложенной И.И. Чесноковой [398, 7], оно проявляется в единстве трех внутренних процессов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения. Последний процесс предполагает включенность в него результатов самопознания и эмоционально- ценностного отношения.

Показателем эмоционально-волевого критерия в нашем исследовании является самопринятие как глобальное чувство расположенности, симпатии к себе, которое может возрасти, понизиться или остаться на прежнем уровне.

В процессе любой профессиональной деятельности с приобретением нового опыта происходят постоянные изменения в самопринятии личностью себя. Новые представления могут быть приняты, чем способствуют развитию творческого Я, или стать источником противоречий, которые, в свою очередь, могут «отвергаться» из сознания по принципу механизма вытеснения. Неосознаваемые принимаемые представления о себе до определенного момента выступают фоном самосознания и в любой момент могут перейти на осознаваемый уровень. Противоречия и конфликты, их сопровождающие, заставляют руководителя постоянно пересматривать представления о себе и переоценивать самопринятие, так как, согласно теории личности А. Адлера [18], каждый человек развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия.

Результаты нашего исследования свидетельствует о том, что самопринятие выступает как эмоциональная составляющая личности, коррелирует с самоуважением (г=0,74; р 0.01), что подтверждает основные идеи концепции становления самоактуализирующейся личности А. Маслоу: «Все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самого себя, так и со стороны окружающих» [220, 177].

В общей выборке руководителей тесные корреляционные связи обнаружены между самопринятием, умением рисковать и уверенностью в себе (г=0,77; р 0,01 и г=0,85; р 0,01). Это свидетельствует о социальной смелости, стремлении к развитию творческого Я, участвуя в инновационной деятельности и профессиональном творчестве в условиях, даже когда нововведения не принимаются и игнорируются большинством.

Саморазвитие обеспечивается высоким уровнем мотивации и обусловлено самотрансценденцией. Феномен самотрансценденции человеческого существования (А. Маслоу, Ж. Сартр, В. Франкл и др.) связывается с выходом за пределы своего Я, с его направленностью на других людей, на дело, и в целом на что-то иное, нежели он сам: «быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное»; «быть человеком - значит быть направленным на что-то или на кто-то, отдаваться делу, которому себя посвятил...» [380, 51].

Саморазвитие (несмотря на его фундаментальное значение) нами рассматривается в единстве (совместном действии) с процессом самотрансценденции, на принципе их дополнительности в диалектическом слиянии прерывности и непрерывности, как экзистенциальное становление: активности, ответственности, автономии, самоактуализации. Аналогичные представления о единстве процессов мы находим в концепции акмеологии личности А.А. Реан [286, 92], которые позволяют рассматривать самотрансцендентность руководителя как осмысленность жизни (собственное совершенствование и счастье окружающих).

Похожие диссертации на Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения