Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования литературно-творческого воображения в младшем школьном возрасте 19
1. Воображение как объект психолого-педагогического исследования
2. Психологические особенности воображения в литературном творчестве 24
3. Предпосылки, условия и закономерности развития воображения j в младшем школьном возрасте 40
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования литературно-творческого воображения младших школьников 56
1. Диагностические критерии развития литературно-творческого воображения младших школьников 56
2. Организация и методика исследований по формированию лите- ' ратурно-творческого воображения 67
3 Особенности литературно-творческого воображения в младшем школьном возрасте /анализ результатов констатирующих экспериментов 79
4 Возможности развития литературно-творческого воображения в ! младшем школьном возрасте /анализ результатов формирующих і экспериментов/ 106
Заключение 135
Библиография 137
Приложения . 151
- Воображение как объект психолого-педагогического исследования
- Психологические особенности воображения в литературном творчестве
- Диагностические критерии развития литературно-творческого воображения младших школьников
Введение к работе
Развитие творческой активности личности предусматривает изучение и целенаправленное формирование воображения как важнейшего атрибута
творчества. Поэтому в отечественной психологии уделяется значительное
внимание исследованию проблем, связанных с творческим воображением.
Заметный вклад в их разработку внесли Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий,
О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, Е.А. Лустина, 6.И. Никифорова, З.Н. Нов лянская, А.В. Петровский, Н.В. Пьянкова, И.М. Розет, И.В. Страхов. Однако вопросы специфики и психолого-педагогических условий развития литературно-творческого воображения в психологической науке рассмотрены недостаточно глубоко и всесторонне. При этом одним из наименее изученных аспектов является специфика и развитие данного вида , воображения в младшем школьном возрасте, то есть в тот период, когда достигнутый уровень овладения письменной речью впервые делает возможными самостоятельные занятия литературной деятельностью. і
Характеризуя актуальность нашего исследования, следует заметить, что литературно-творческое воображение Не только является существенным компонентом процессов литературного творчества младших школьников, но и взаимосвязано с общим умственным развитием, реализацией познаватель-ной активности, эстетическим и эмоциональным воспитанием, формирует творческое начало в личности.
школьников.
ПРЕДМЕТОМ исследования явились состояние, специфические; особенности и динамика литературно-творческого воображения в младшем школьном возрасте. I
ЦЕЛЬ исследования заключалась в изучении возрастных особенностей и возможностей формирования литературно-творческого воображения в период младшего школьного возраста. і
!
В ЗАДАЧИ исследования входило:
1. Разработка диагностического аппарата для определения особенностей и динамики литературно-творческого воображения младших школьников /комплекс критериев оценки выраженности данного вида воображения, комплект заданий для литературного творчества, совокупность процедур
выявления, оценки и интерпретации результатов экспертизы/; і
2. Изучение качественных особенностей литературно-творческого воображения учащихся вторых-третьих классов начальной школы; !
3. Выявление возможностей и путей активизации литературно- творческого воображения в младшем школьном возрасте; j
4. Определение эффективности применения разнообразных приемов для формирования литературно-творческого воображения учащихся 2-3 классов начальной школы:
ГИПОТЕЗЫ исследования. Мы предположили что:
1. Литературно-творческое воображение по своим качественным, особенностям и функциональным проявлениям является относительно самостоятельной разновидностью воображения. Поэтому его успешное развитие возможно лишь в условиях осуществления соответствующей /литературно- творческой/деятельности, і
2. Индивидуальные отличия и типичные особенности литературно-творческого воображения младших школьников могут быть выявлены и описаны по материалам выполнения совокупности письменных работ творческого характера.
3. формирование воображения учащихся начальных классов в условиях литературно-творческой деятельности будет происходить эффективно, если: . j
- созданы предпосылки к накоплению образных и вербальных представлений в процессе творческого восприятия лучших образцов художественной прозы и поэзии;
;
- обеспечена возможность овладения и совершенствования применения механизмов агглютинации, акцентирования, гиперболизации, схематизации и образного обобщения;
- сформированы основы знаний о критериях качества прбдуктов литературно-творческого воображения; \
- учтены возрастные особенности младших школьников. I
Содержание предмета исследований, поставленной цели и сфор мулированных задач потребовали применения следующих МЕТОДОВ иссле дования: - анализа научной /психологической, философской, педагогиче-ской, литературоведческой/ литературы, посвященной вопросам развития воображения и особенностям детского литературного творчества; \
- формирующего эксперимента, предусматривающего лонгитюд-ное изучение возможностей активизации литературно-творческого воображения младших школьников; - констатирующих экспериментов, направленных на диагностику состояния и динамики литературно-творческого воображения в младшем школьном возрасте;
- экспертное оценивание продуктов детского литературного творчества; і
- наблюдение за особенностями выполнения комплекта литературных заданий; і
- бесед по итогам литературно-творческой деятельности младших школьников;
- качественного и количественного анализа полученных результатов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ осуществлялось (на-. ми на протяжении пяти лет /1993-1997/ в три этапа: 1/пилотажное исследование/весна 1993 г./;
2/ основной формирующий эксперимент /1993-1995/;
3/ контрольный формирующий эксперимент /1995-1997/.
В качестве испытуемых выступили учащиеся вторых-третьих классов следующих образовательных учреждений г. Воронежа и Воронежской области: средних школ 10 и 12 г. Борисоглебска, начальной школы 1 и колледжа 1 г. Воронежа, средней школы 44 г. Поворино, средней школы 2 поселка Анна.
Общее количество участников экспериментов составило 220 человек.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключена в следующем:
1. Разработан и описан комплекс диагностических критериев состояния и динамики литературно-творческого воображения младших школьников, включающих в себя компоненты оригинальности образов, качества сюжетосложения, эмоциональной насыщенности образов, степени их психологизма, особенностей использования механизмов воображения.
2. Изучены качественные особенности литературно-творческого воображения в младшем школьном возрасте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что содержание исследования способствует выявлению психологических основ и дальнейшей разработке методических приемов развития творческой активности учащихся. На этой основе создана и проверена система заданий для целенаправленного формирования литературно-творческого воображения учащихся вторых-третьих классов начальной школы.
Подготовленные нами материалы могут помочь школьным психологам и педагогам начального образования в деле диагностики и формирования литературно-творческого воображения младших школьников.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные положения диссертационного исследования отражены в научном сообщении автора на Четвертой международной конференции по проблемам психологии чтения /Москва, МГУ, 1995/, а также в докладах и выступлениях, обсуждениях на заседаниях
кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета / октябрь 1994; май 1996; март, ноябрь 1997/.
Значительная часть собранных в ходе исследования материалов опубликована в учебном пособии "Развитие литературно-творческого воображения младших школьников" /Воронеж, ВГПУ, 1997/, в статьях /Сборник научных трудов. Известия Воронежского педуниверситета.-Т. 247 Психологические проблемы семьи и школы. - Воронеж, ВГПУ, 1997/.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Литературно-творческое воображение младших школьников имеет специфические особенности процесса создания и вербализации ими наглядных образов, сюжетосложения. "
2. Диагностика и формирование литературно-творческого воображения естественно имеют максимальный эффект в условиях осуществления субъектами творчества соответствующей литературно-художественной деятельности.
3. Состояние и-динамика литературно-творческого воображения младших школьников могут быть успешно диагностированы по комплексу критериев, включающему следующие компоненты: оригинальность образов, качество сюжетосложения, эмоциональная насыщенность образов, степень психологизма образов, особенности использования механизмов воображения. При этом применение критериев предусматривает дифференцированную экспертную оценку соответствующего аспекта воображения по материалам выполнения младшими школьниками комплекта письменных литературных заданий.
4. Разработанная методика формирования литературно-творческого воображения учащихся вторых-третьих классов начальной школы, элементами которой являются комплекс диагностических критериев, комплект литературных заданий, тематический план и описание процедур тренинговых
занятий, обладает необходимой эффективностью и формирующим потенциалом.
В диссертационном исследовании нашли отражение вопросы, относящиеся как к общей психологии /вопросы специфики литературно-творческого воображения/, Так и педагогической психологии /комплекс вопросов о психолого-педагогических условиях развития литературно-творческого воображения младших школьников/. В результате удалось определить специфические особенности литературно-творческого воображения и условия их развития.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Описание диссертационного исследования представлено на 152 страницах. Оно состоит из введения, двщ глав, заключения. Список использованной литературы включает 177 наименований /из них 9 на иностранных языках/. Приложения содержат обобщенные результаты экспериментальной части исследования.
Первая глава диссертации /"Теоретические основы процесса формирования литературно-творческого воображения младших школьников"/ состоит из трех параграфов. Первый из них посвящен рассмотрению творческого воображения как психического процесса. Во втором дано описание функций, роли и особенностей проявления воображения в литературном творчестве. Третий параграф этой главы содержит анализ психологических исследований по развитию воображения в младшем школьном возрасте.
Вторая глава диссертации /"Экспериментальное исследование формирования литературно-творческого воображения младших школьников"/ включает в себя четыре параграфа. В первом параграфе содержится описание разработанного комплекса диагностических критериев развития литературно-творческого воображения. Во втором параграфе освещены вопросы организации и методики проведения экспериментального исследования. Материалы третьего параграфа раскрывают выявленные в ходе констатирующих экспериментов особенности литературно-творческого воображения
в младшем школьном возрасте. Четвертый параграф представляет собой характеристику динамики и индивидуально-типических особенностей литературно-творческого воображения младших школьников, участвовавших в формирующих экспериментах.
В заключении приводятся основные результаты и выводы исследова-ния.
Воображение как объект психолого-педагогического исследования
Однако, как указывают Е.Я. Басин /7/, И.В. Живоглядова /46/, А.Ю.Козырева /59/, Л.Т. Охитина /109/, Н.В. Пьянкова /127/ и др., подлинное творческое воображение предполагает не только известную свободу при оперировании образами объектов действительности, но и приобретение совокупностью этих образов свойства продуктивности. Действительно, отдаляясь от реальности в процессе создания образов, творческое воображение ученого, писателя, художника, изобретателя в полной мере сохраняет самую непосредственную связь с нею посредством репрезентации результатов творческих усилий, то есть некоего продукта деятельности, включаемого в реальность. В этом плане вполне правомерно было бы, перефразируя Е.И. Игнатьева /55, с. 10/, заметить, что творческое воображение в силу своей продуктивности обеспечивает создание реального в форме идеального.
Природа продуктивности образов творческого воображения обусловлена двумя факторами. С одной стороны, в психологической науке является общепринятым мнение, что единственным источником образов является объективная действительность. Воображение по своей сути не может содержать ничего, не представленного в той или иной мере в реальности. С другой же стороны, известно, что качество вновь созданного образа проходит проверку практикой. При этом те образы, которые не выдерживают проверки, либо не принимаются во внимание, либо кардинально исправляются и совершенствуются при последующих актах творчества.
Сказанное, как свидетельствует анализ специальной литературы /19; 28; 30; 77; 91; 98 и др./, относится не только к творчеству инженера, конструктора, изобретателя, ученого, но и к деятельности мыслителя, художника, артиста, писателя и т.п., относительно которых йередко говорят как о тех, кто творит собственную реальность". Ибо последняя является всегда своеобразным отражением действительности, субъективно представленной в сознании того или иного человека.
Продуктивность творческого воображения целесообразно рассматривать не отрывая процессов создания образов от предшествующих им процессов накопления знаний об определенных сторонах действительности или, в более широком смысле, от процессов познания.
Указывая на наличие прямо пропорциональной зависимости между данными сторонами творчества, Ю.А. Самарин отмечал следующее: "Самое сильное воображение бессильно, если оно не опирается на глубокие знания, не основано на мастерстве. Гениальный русский поэт А.С. Пушкин говорил, что "сильное воображение требует гениальных знаний"7138, с. 11/.
Именно поэтому развитое творческое воображение несопоставимо по своей продуктивности с воображением ребенка. Хотя стоит признать, что по иным основаниям /скажем, оригинальности образов, степени их новизны/ подобная зависимость может проявляться не столь отчетливо. Тем не менее следует считать полностью правомерным педагогический вывод Л.С. Вы готского о необходимости расширять опыт учащегося как основу для его последующей творческой деятельности : "Чем больше ребенок видел, слы шал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значителъ нее и продуктивнее /курсив наш - Н.С./ при других равных условиях будет деятельность его воображения"./21, с. 11/. 5 Если в отношении продуктивности как качества творческого воображения у нас нет сомнений, то с гораздо меньшей степенью уверенности мы решились бы утверждать тоже самое в том, что касается произвольности процессов создания образов. Дело в том, что имеются многочисленные свидетельства /1; 90; 108; 136; 170; 171; 172/ того, что продукты творческого воображения далеко не всегда возникают в результате применения
Психологические особенности воображения в литературном творчестве
Творческое воображение целесообразно рассматривать с учетом наиболее существенных особенностей содержания той деятельности, в которую оно включено. Дело в том, что совокупность отличительных черт каждого вида деятельности неизбежно накладывает свой отпечаток на сущность и форму проявления любого ее компонента. Воображение здесь не может являться исключением из правил. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить между собой, скажем, воображение художественное, научное игровое, эмоциональное и т.д. Более того, опыт подсказывает, что, применительно к художественному воображению, существует значительная разница в образах, рождающихся у писателя, живописца, музыканта или режиссера.
В данном разделе нашего исследования речь пойдет об особенностях литературно-творческого воображения. Употребляя это понятие, мы будем иметь в виду не только процессы создания художественных образов "профессиональными" писателями или поэтами, но и содержательно аналогичные им процессы, происходящие в психике любого человека, в той или иной степени занимающегося литературным творчеством. Вместе с тем, при описании специфики литературно-творческого воображения имеет смысл ориентация на его достаточно развитые формы, в которых подчас более ярко проявляются принципиальные особенности этого психологического феномена.
Творческое воображение, как свидетельствуют многочисленные отзывы писателей, литературоведов и психологов, самым явным образом проявляется на всех без исключения стадиях создания литературного произведения - от возникновения замысла до окончательного редактирования автором итогового варианта текста.
Более того, есть свидетельства, что творческое воображение писателя или поэта впервые дает о себе знать еще до возникновения у него замысла конкретного произведения, то есть на стадии общей готовности к литературной деятельности, так называемого "преддверия творчества". Как отмечает П.М. Якобсон,".. такое самочувствие.. .обычно сопровождается ростом восприимчивости к отдельным впечатлениям, которые с жадностью вбирает в себя художник. Он ловит то, что может его как-то натолкнуть на замысел" /168, с. 19/.
Таким образом, замысел художественного произведения представляет собой, в некотором смысле, первый продукт деятельности литературно-творческого воображения. При этом, разумеется, мы ни в коей мере не от 27 рицаем участия в его зарождении других психических процессов. Но очевидно, что в подобной, предельно неопределенной в творческом плане, субъективно напряженной ситуации при обработке материалов восприятия и прошлого опыта большую роль играет именно воображение.
Продолжительность этапа возникновения замысла произведения, как известно, относительно небольшая. Но сам этот этап имеет чрезвычайную значимость в деле литературного творчества. На всем его протяжении воображение художника обладает наибольшей свободой своего выражения. Здесь оно не сдерживается ни доводами рассудка, ни имеющимися в распоряжении автора умениями повествования, ни реальным потенциалом выразительных средств. Возникновение замысла - это всегда полет воображения, этап его неограниченного господства.
Но уже в ходе осмысления замысла произведения, превращения его в более или менее подробный план творческое воображение перестает играть всецело определяющую роль, уделяя часть своего влияния мыслительным процессам. Воображение и мышление начинают выступать в единстве в ходе углубления и обогащения художественных образов, конкретизации содержательно-смысловых отношений в пределах текста, доработки системы действия/фабулы/произведения.
Так, по мнению И.В. Живоглядовой, процесс становления того или иного художественного образа связан с чередованием наглядно-чувственных представлений и осмысления. При этом "...внезапное "озарение", интуитивность возникновения образов воображения нельзя отделить от последующей "рационализации" процесса"/46, с. 15/.
Диагностические критерии развития литературно-творческого воображения младших школьников
Направленность нашего исследования на психологические аспекты проблем формирования литературно-творческого воображения требует уде-ления особого внимания вопросам, связанным с формулированием и использованием критериев диагностики проявлений данного феномена. Дело в том, что любые попытки опоры на "систему отсчета", не обладающую достаточной правомерностью и достоверностью, создадут условия к оперированию в ходе исследования искаженной информацией и неизбежно уменьшат степень обоснованности сделанных выводов.
Основываясь на представленном в первой главе материале, сразу выскажем два соображения. Во-первых, структурная сложность и функциональная многозначность процессов литературно-творческого воображения не дают оснований к тому, чтобы рассматривать их развитие у младших школьников по какому-либо единственному критерию. Представляется необходимой комплексная оценка проявлений воображения по совокупности заранее выделенных и описанных признаков /характеристик/.
Во-вторых, так как речь идет именно о развитии литературно-творческого воображения, а не о констатации его наличия, то каждый критерий должен быть представлен в определенном диапазоне наблюдаемых признаков. Это обеспечит возможность четкого различения уровней развития воображения у того или иного испытуемого и позволит сравнить между собой данные в пределах одного и того же диагностического критерия. Анализ имеющейся в нашем распоряжении научной литературы, касающейся вопроса критериев оценки творчества и творческого воображения, показывает всю сложность и неоднозначность уже найденных решений. Переходя к их рассмотрению, считаем необходимым выразить свое несогласие с мнениями тех ученых, которые склонны предельно унифицировать как содержательные, так и количественные аспекты проблемы диагностирования динамики воображения.
К примеру, Я.А. Пономарев /119/, справедливо, на наш взгляд, указывая на отсутствие подлинно надежных критериев диагностики детского творчества, вместе с тем полагает, что существующая множественность применяемых критериев свидетельствует о слабой разработанности проблемы. Развивая это весьма спорное мнение, О.М. Дьяченко /42/ не считает целесообразным оперирование в исследовательских целях совокупностью "частных" по своему характеру критериев, жестко детерминированных спецификой той деятельности, в которой воображение и проявляется. С ее точки зрения, вполне достаточно во всех случаях опираться на три "традиционных" параметра, а именно: флуенциїо /количество правильных ответов испытуемых/, флексибильность /или количество различных категорий ответов/ и оригинальность /оценку частоты встречаемого в эксперименте ответа/.
Эффективность такого подхода представляется нам проблематичной. Если расценивать его как выражение тенденции изучать воображение "вообще", само по себе, то есть вне той деятельности, в которую оно включено, то очевидно, что это чревато определенным схематизмом, упрощением проблемы. Чем большей будет изолированность рассмотрения данного феномена от всех других аспектов творчества, тем меньшей станет теоретическая ценность и практическая значимость научного исследования.
Если же рассматривать попытки унификации критериев только лишь как стремление обеспечить сопоставимость результатов, выполненных в разное время психологами на совершенно различном материале, то этого совершенно недостаточно. Как минимум, такая мера должна быть осуществлена в сочетании с жесткой регламентацией всех условий проведения экспериментов и интерпретации их результатов. А это далеко не всегда воз-г можно в силу естественных отличий экспериментального материала, так и вследствие несовпадения исследовательских интересов тех, кто осуществляет подобные эксперименты.
Как бы то ни было, в настоящее время существует значительная разница в формулировках диагностических критериев творческого воображения в исследованиях по психологии изобразительного искусства /53; 93; 118; 145; 158/, по психологии музыкальной деятельности /5; 15; 77/, по психологии литературного творчества /33; 102; 105; 127; 162/ и в других областях. Признавая полную правомерность такого явления, заметим, что наличие существенного разнообразия критериев, в свою очередь, не означает еще достижения высокой надежности в деле диагностики развития воображения.
К сожалению, далеко не всякая совокупность критериев в работах того или иного ученого может быть признана удачной. Так, например, Н.В. Пьянкова при проведении весьма интересного во многих отношениях исследования для оценки состояния литературно-творческого воображения младших школьников руководствовалась следующими критериями: "а/ количество составленных рассказов и богатство вариаций сюжетов; б/ полнота изображения; в/ эмоциональная насыщенность текста" /127, с. 8/.