Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки психологического изучения ценностей частной жизни личности 16
1.1. Ценностная сфера личности как объект психологического исследования 16
1.2. Частная жизнь в системе ценностей личности 53
1.3. Психосемантика как метод изучения ценностей частной жизни .... 83
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование ценностной сферы частной жизни личности102
2.1. Организация и этапы исследования ценностей частной жизни .... 102
2.2. Психологическая характеристика ценностных составляющих частной жизни 117
2.3. Семантический анализ ценностной сферы частной жизни 140
Заключение 162
Список использованной литературы 170
Приложения
- Ценностная сфера личности как объект психологического исследования
- Частная жизнь в системе ценностей личности
- Организация и этапы исследования ценностей частной жизни
Введение к работе
Начатое в последние десятилетия изучение субъектности личности и ее субъективной реальности (К.А. Абульханова-Славская, И.Г. Антипова, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, Е.И. Исаев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Т.П. Скрипкина и др.) поместило в современное исследовательское пространство проблемы, непосредственно связанные с личными отношениями человека. Показателем этого выступило ясно проявившееся в научных публикациях и информационном потоке СМИ обострение общественного интереса к феноменологии семьи, дружбы, любви, соседства, приятельства, т.е. к широкому спектру личньк переживаний человека, - всего того, что принято обозначать понятием «частная жизнь».
Установившаяся культурная традиция разделяет бытие человека на широко общепризнанную дихотомию публичной и частной жизнедеятельности. Первая сфера, отождествляемая с общественной, массовой активностью, реализуемой в контексте установленных государственных нормативов и доступной широкому социальному контролю, получила в отечественной науке рассмотрение достаточно масштабное, чтобы с необходимой четкостью обозначить ее предметное пространство. Вторая же - сфера частной жизни, в современной науке, в том числе и психологической не получила должного освещения.
В последние годы в отечественной науке стали появляться исследования, которые можно отнести к проблематике частной жизни личности. Прежде всего, отметим появление целого цикла работ, раскрывающих специфику и характер интимных процессов психического отражения людьми друг друга, а также зависимости, связывающие особенности этого отражения с их отношениями или поведением. Особое внимание в них было уделено изучению особенностей прочтения вербального поведения человека по сравнению с невербальным, когда
4 необходимо было оценивать его личность (С.С. Галагудзе, Н.П. Ерастов, А.А. Леонтьев, В.Х. Манеров, А.К. Никитченко и др.), а также выяснению характера влияния на восприятие человеком других людей чувств, испытываемых им по отношению к этим людям (В.И. Зацепин, В.Н. Князев, Я.Л. Коломинский, В.Б. Ольшанский, Л.А. Петровская и др.), исследованию особенностей восприятия людьми друг друга, формирующихся у них друг о друге представлений памяти, образов воображения и изменений в них, происходящих в зависимости от специфики деятельности, которая объединяет людей и программирует для каждого из них определенные роли (Г.М. Андреева, Г.Д. Долинский, А.А. Кроник, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.И. Щербаков и др.), исследованию содержания, функций и мотивации построения имиджа личности (Е.М. Забазнова, А.А. Калюжный, Н.М. Шкурко, СВ. Яндарова) и др. В результате было показано, что, несмотря на то, что обозначенные процессы имеют непосредственный «выход» на сферу публичного, в своей основе они имеют глубоко личные проявления и напрямую влияют на душевное спокойствие и удовлетворение личностью собственной жизнью [87].
С проблемой взаимовосприятия и взаимовлияния людей тесно связана проблематика их взаимодействия в рамках семейных и супружеских отношений. Попадая в пространство частной жизни, семья и супружество в последние годы подверглись массированному изучению в различных отраслях психологической науки (В.В. Бодрова, М.А. Дмитриева, А.К. Дмитриенко, А.Ф. Копьев, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова, М.В. Лысогорская, М.С. Мацковский и др.). Сделанные выводы показали приоритетную роль данных социальных образований в построении психического пространства личности.
Достаточно редкими, но, тем не менее, знаковыми являются исследования, посвященные глубоко личным, интимным переживаниям личности - любви, соперничества, зависти, эмпатии, нарциссизма и т.д.
В названном ряду нельзя особо не выделить исследования по проблеме
5 любовных взаимоотношений. Работы таких зарубежных ученых, как А. Арон, М. Барнес, Э. Бершайд, Э. Бутройд, К. Дайон и К. Дайон, К. Дейвис, Дж. Ли, Д. Педерсон и М. Шумейкер, С. Пил, Р. Плучик, 3. Рабин, X. Поре, Р. Стернберг и других, в отечественной психологии и психологии ближнего зарубежья в последние годы были продолжены трудами Г. Бреслава, И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, А.В. Погодиной, В.А. Поликарпова, М.И. Розеновой и Н.Ю. Рыжовой, Е.Н. Шиянова и др. Проведенные исследования позволили показать, что отношения любви являются фундаментальной основой и ведущим фактором личностного становления, развития и жизнепроявления человека [171].
В процессе публичной жизни человека проявляется и такой психологический феномен, недавно вошедший в научную проблематику, как эмпатия, который имеет свои истоки в сфере частной жизни человека. Проведенные за последние годы исследования в данной проблемной области (Алтухова Е.В., 2007; Ахрямкина Т.А., 2003; Белых Д.В., 2004; Бобкова М.Г., 2006; Вартанян В.М., 2007; Даудова Д.М., 2005; Петрушина Л.В., 2007; Сапига Е.В., 2006 и др.) позволили установить, что эмпатия является особой человеческой способностью, представленной в качестве интуитивного, непосредственного отклика на чувство других, способности идентификации с другим человеком и глубокому сопереживанию. Корни данного феномена находятся в глубинных структурах личности, закрытых от непосредственного наблюдения. Подобные выводы можно экстраполировать на вводимые в последние годы в психологическую проблематику процессы переживания тоски (И.А. Гундарев, И.А. Воробьева, Б.Б. Саленко, Т. Ташев и др.), идеалов (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, И.И. Грачева, Н.И. Судаков, Э.В. Чудновский, Б.Д. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.), имеющих непосредственный выход на уровень эмоционального благополучия личности (М. Аргайл, К.Э. Изард, О.Ю. Данилова, Э. Джекобсон, Н.В. Дмитриева, П.В. Симонов, М. Кляйн, П. Лафренье, М. Малер, С. Миллер, В.А. Труфакин и др.).
Очерченное пространство научного поиска позволяет отметить возрастание исследовательского интереса к сфере частной, непубличной жизни личности. Вместе с тем, обзор первоисточниковой базы свидетельствует о наличии в данной проблемной зоне значительных белых пятен.
Основное противоречие, побудившее нас поставить проблему ценностей частной жизни личности, заключается в том, что, с одной стороны, проблема ценностей частной жизни является психологически ключевой для формирования и развития отдельной личности и общества в целом; с другой стороны, имеется крайне скудная представленность темы в психологии, прежде всего, на уровне эмпирических исследований соответсвующего феномена.
Актуальность настоящей работы нами определяется наличием следующих факторов:
отсутствием в современной отечественной психологии системных представлений о феноменологии частной жизни личности;
недостаточным оформлением в общественном и профессиональном (психологическом) сознании структурных составляющих частной жизни личности;
потребностями современной теоретической и практической психологии в наличии системных представлений о феномене частной жизни личности, т.к. развитие соответствующих ценностей представляет собой насущную проблему современного обучения и воспитания; современная система обучения и воспитания не воспроизводит традиционные культурные ценности частной жизни, не воспитывает соответствующую им культуру переживаний; отсутствие осознания данной необходимости приводит на повседневном уровне к опошлению представлений о ценности частной жизни личности, к подмене связанных с нею высших человеческих чувств потребностями значительно низшего, организменного порядка;
необходимостью понимания того, как обыденное сознание
7 категоризирует ценностную составляющую частной жизни личности в контексте других жизненных ценностей, т.к. этим определяются особенности поведенческой и социальной ориентации людей в окружающем мире;
- практическими задачами воспитания в человеке системы смысложизненных ориентации и необходимостью квалифицированной психологической помощи по вопросам построения жизненных ценностей, регуляции психических состояний и переживаний личности; неквалифицированные советы или рекомендации по психологическим проблемам частной жизни приводят к ухудшению всего жизненного контекста, состояний человека, формируют у него и окружающих негативное отношение ко всей психологии.
Практическая актуальность и теоретико-эмпирическая не изученность обусловили постановку следующей исследовательской проблемы: каковы структурно-содержательные особенности ценностной составляющей частной жизни личности?
Соответственно, цель нашего исследования: изучить особенности ценностей частной жизни личности.
В основе проведения исследования лежат следующие гипотезы:
1. Ценности частной жизни представляют собой сложно
организованное многокомпонентное психологическое образование,
содержательно представленное на уровне обыденного сознания личности в
форме наиболее субъективно значимых составляющих ее повседневной
жизнедеятельности.
2. Ценностные составляющие частной жизни обладают личностной
значимостью, неоднородно проявленной на уровне обыденных
представлений в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов
функционирования человека.
3. Ценностные составляющие частной жизни характеризуются
иерархической представленностью, в которой можно выделить наиболее
близкие друг к другу (ядерные), приближенные к ним на смысловом уровне и
8 относительно самостоятельные элементы.
4. Построение личностной значимости элементов частной жизни можно осуществить на основе привлечения классических психосемантических инвариант («активность», «сила» и «оценка»), которые структурируют свойственные им качественные параметры и задают их смысловую приоритетность.
В качестве объекта исследования выступила ценностная организация личности, его предмета - ценности частной жизни личности.
Задачи исследования:
1) изучить состояние ценностной проблематики в зарубежной и
отечественной психологической науке;
наметить теоретические подходы к выделению ценностей частной жизни в ценностной сфере личности;
провести анализ психологических методов и методик изучения ценностной сферы личности;
эмпирически выделить основные элементы ценностей частной жизни личности;
сопоставить особенности распределения ценностей частной жизни у субъектов, обладающих разными типологическими и индивидуально-психологическими проявлениями;
6) установить структурные характеристики функционирования
ценностей частной жизни личности.
В качестве методов исследовательской работы выступили:
обзорно-аналитический анализ научной источниковой базы, сформированной на основе материалов отечественной и зарубежной психологической мысли по проблеме исследования;
комплекс экспериментальных методов исследования: беседа, семантический дифференциал, метод свободных ассоциаций, субъективное ранжирование, тестирование (шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Фрайбургский личностный опросник, опросник УСК);
3) комплекс математико-статистической обработки эмпирических
данных: методы первичной (процентное распределение, среднее
арифметическое) и вторичной (критерий Фридмана, факторный и кластерный
анализ) статистики, методы графического анализа эмпирических данных;
4) методы интерпретационного анализа полученного материала.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в
период с 2002 по 2007 г.г. и включало в себя четыре этапа:
этап - 2002 - 2003 г.г. - определение целей и задач исследования, выбор предмета и объекта, выдвижение основных гипотез, анализ теоретических подходов к изучаемому предмету. Было проанализировано философское социологическое и психологическое понимание проблем ценностной сферы личности;
этап - 2003 г. - проведение пилотажного исследования, результаты которого позволили сформулировать концепцию диссертационного исследования и определить методическую базу. Также на этом этапе было осуществлено построение эксперимента, подбор методов исследования и выбор конкретного психодиагностического инструментария, выдвижение эмпирических гипотез, определение контингента испытуемых;
3 этап - 2004 - 2005 г.г. - проведение экспериментального
исследования, обработка и анализ экспериментальных данных, обобщение
полученных результатов;
4 этап - 2006-2007 г.г. - разработка методических рекомендаций по
изучению и регуляции ценностной составляющей частной жизни, проведение
тренинговых мероприятий по коррекции ценностей частной жизни,
оформление рукописи диссертации, разработка перспективных направлений
дальнейшей работы.
Методологическую основу исследования образовали:
Общенаучные принципы целостности, системности, детерминизма,
единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Ф.
Ломов, Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович).
Решающую роль для проведения исследования сыграл принцип гуманистической трактовки личности (А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, И.В. Дубровина, О.А. Зимовина, И.Б. Котова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Т.Я. Решетова, И.Н. Семенов).
Были также использованы следующие методические принципы: адекватности; комплексности всех использованных методов или принцип операциональной дополнительности; принцип релевантности цели, задачам, этапам исследования, контингенту испытуемых.
Непосредственно теоретическую основу исследования составили аксиологические философские концепции М. Veber, A. Husserl, I. Kant, G. Rickert; труды Г.М. Андреевой (1980); социологические наработки по проблеме ценностной организации личности в общественной структуре, представленные в трудах СИ. Артоновского (1988), О.Г. Дробницкого (1967), Е.Л. Дубко (1995), Л.И. Когана (1993), А.Я. Розина (1989) и др.; результаты психологических исследований М.И. Бобневой (1978), Л.И. Божович (1981), Б.С. Братуся (1985), Л.С. Выготского (1935), А.Н. Елизарова (1995), СИ. Ковалева (1986), И.С. Кона (1982), В.В. Кортавой (1987), Д.А. Леонтьева (1999), А.Е. Личко (1983), А.В. Петровского (1982), А.А. Ручки (1986), Ч.А. Шакеевой (1998) и др., раскрывшие ведущую роль ценностных ориентации в организации личности и структурировании ее жизнедеятельности.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась:
совокупностью исходных методологических подходов и методов исследования, соответствующим его задачам и логике;
надежностью выбранных методов;
достоверностью и проверяемостью данных и фактов;
последовательной реализацией теоретических положений в решении задач эмпирического исследования;
сопоставлением количественного и качественного анализа
11 полученных данных с использованием методов математической статистики;
достаточно репрезентативной выборкой испытуемых;
эмпирической проверкой основных научных предположений;
привлечением для обработки эмпирических результатов компьютерных статистических программ.
Эмпирическая база исследования: Дагестанский государственный университет.
Контингент испытуемых: студенты государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет». Количество испытуемых -250 человек.
Научная новизна диссертационного исследования:
Впервые ценности частной жизни выделены в качестве
самостоятельного предмета экспериментально-психологического
исследования.
Проведенное психосемантическое обследование позволило впервые выделить основной круг феноменов, на субъективном уровне образующих систему ценностей частной жизни. Новым является эмпирическое выделение характеристик, атрибутируемых личностью пространству частной жизни.
Впервые показана подверженность ценностных доминант частной жизни личности влиянию ряда ее типологических и индивидуально-психологических характеристик (профессиональная направленность, половая принадлежность, интернальность, экстравертированность и уровень личностной тревожности).
Новой выступает установление основных смысловых линий структурирования ценностей частной жизни: устойчивость, привлекательность и публичность. Показано их смысловое совпадение с классическими осгудовскими инвариантами сознания (активность, оценка и сила).
Впервые на эмпирическом уровне показано, что распределение
12 элементов частной жизни в смысловом пространстве личности осуществляется по линиям социальной близости (любовь или социальное позиционирование) и временной нацеленности (прошлое - будущее).
Научную новизну составляет выделение иерархической структуры ценностей частной жизни личности, включая ядро ценностей частной жизни, приближенных к нему элементов и относительно самостоятельных на смысловом уровне элементов частной жизни личности.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в его обращении к проблематике, образующей до сегодняшнего дня своеобразное «белое пятно» психологического знания, - к психологическому аспекту частной жизни личности как неотъемлемому компоненту жизнедеятельности человека в целом. Психологическое исследование осуществлено в отношении одного из наиболее значимых пластов личностной организации - ценностной сферы, играющей решающую роль в построении всей системы взаимодействия человека с окружающим миром.
Обоснована результативность привлечения для изучения ценностей частной жизни метода экспериментальной психосемантики и представлена методика изучения ценностей частной жизни на основе инструментария семантического дифференциала.
Расширены представления о ценностно-смысловой сфере личности в целом за счет детального структурно-содержательного изучения ценностей ее частной жизни.
Теоретически значимым представляется уточнение данных о типологических и индивидуально-психологических факторах, влияющих на ценностную систему личности. Кроме того, расширены научные представления о составляющих осмысления личностной значимости элементов ценностной системы. Доказана их идентичность общим факторам или значениям субъективного мнения (активность, сила, оценка), выделенным Ч. Осгудом.
Представленные в диссертационной работе материалы уточняют общие
13 представления о системе ценностей личности и открывают собой новую исследовательскую область изучения психологических аспектов частной жизни личности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в получении эмпирически достоверных данных о ценностном компоненте частной жизни личности, делающих доступным осмысление одного из самых закрытых аспектов ее жизнедеятельности. Это позволяет найти подлинные истоки многих психологических проблем, возникающих у личности и негативно сказывающихся в построении ее взаимодействия с окружающим миром.
Разработанный исследовательский инструментарий может использоваться практикующими психологами при изучении ценностных проявлений широкого круга респондентов для решения обширного перечня практических задач.
Предложенные практические рекомендации могут использоваться при изучении и коррекции ценностей частной жизни личности.
Материалы диссертационного исследования использовались в рамках изучения ряда психологических дисциплин: общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, дифференциальной психологии, педагогической психологии.
Полученная информация о ценностях частной жизни может служить первоначальным «капиталом» для развернутых научных исследований психологических аспектов частной жизни личности. Она может выступить «катализатором» постановки ряда исследовательских проблем в рамках общей, социальной, педагогической, возрастной и других отраслей психологии.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального
14 образования «Дагестанский государственный университет», а также через публикации и выступления на научных конференциях международного, российского и межрегионального уровня (г. Махачкала, 2005 - 2007).
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на годичных собраниях ЮО РАО и психолого-педагогических чтениях Юга России (2005 -2007 гг.); на Y Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Крутецкого (Армавир, 2007), Всероссийском семинаре «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход». Май 2007 г. (Краснодар, 2007), а также на региональных и вузовских научно-практических конференциях Дагестанского государственного университета и республики Дагестан.
Прикладной аспект исследуемой проблемы выразился в разработке программы «Психологическая помощь в супружеских конфликтах», которая прошла апробацию и внедрение в деятельности Центра психологической помощи семье и детству г. Махачкала.
Статья опубликованы в журнале, вошедшем в список изданий, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертационных исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Являясь сложно организованным многокомпонентным
психологическим образованием, ценности частной жизни включают в себя
следующие наиболее субъективно значимые составляющие повседневной
жизнедеятельности личности: ее внешность, проявление дружбы, душевных
«терзаний», привязанности, привычек, построение жизненных планов,
социального позиционирование, здоровье, карьеру, любовь, материальное
благосостояние, прошлое, секс, семью, супружество, успех, хобби.
2. Личностная значимость ценностных составляющих частной жизни
15 обладает неоднородностью, подверженной влиянию профессиональной направленности, половой принадлежности, уровня интернальности, экстравертированности и тревожности личности.
Ядро ценностей частной жизни личности образуют несколько ее составляющих - семья и здоровье личности; на более высоком уровне смысловой близости к ним присоединяются ценности супружества, привязанности, карьеры, материального благополучия и успеха; относительной самостоятельностью в системе ценностей частной жизни обладают внешность и дружба.
Осмысление и структурирование ценностей частной жизни строится по трем основным факторам: фактор устойчивости составляющих частной жизни (активность), фактор привлекательности составляющих частной жизни (оценка), фактор публичности составляющих частной жизни (сила).
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 245 источников.
Диссертация изложена на 189 страницах, включает в себя 4 таблицы, 15 рисунков, 2 блока приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, цель, задачи и гипотезы; формулируется методологическая основа, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы; выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические предпосылки психологического изучения ценностей частной жизни личности» проводится анализ наработок зарубежных и отечественных исследователей по проблеме ценностной сферы личности, намечаются ориентиры выделения ценностей частной жизни в системе ценностей личности в целом, изучаются возможности привлечения исследовательских методик к изучению ценностей частной жизни и отстаивается приоритетность к решению данной задачи методов экспериментальной психосемантики.
Во второй главе «Экспериментальное исследование ценностной сферы частной жизни личности» представлено описание организации и этапов исследования ценностей частной жизни, результатов эмпирического изучения психологических характеристик ценностных составляющих частной жизни и психосемантического анализа ценностной сферы частной жизни.
В заключении подводятся итоги исследования, подтверждающие его гипотезы и положения, выносимые на защиту; указаны возможности применения полученных результатов, намечены перспективы дальнейшего исследования по проблеме психологии частной жизни.
Ценностная сфера личности как объект психологического исследования
Проблема ценностной сферы человека составляет один из наиболее изучаемых пластов психологической науки. Это объясняется тем, что все, что существует в мире или могло бы в нем существовать, содержит в себе оценочную (обвинительную или оправдательную) основу.
Действительно, наряду с нормами и идеалами, ценности образуют важнейшие компоненты человеческой культуры. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей, объектов ценностного отношения, - может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого [108, 109, 112].
Существование ценностей укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное [3]. Их выделение вводит два подхода к освоению мира вещей: научно теоретическое и ценностное: первый связан с рассмотрением объекта таковым, каков он существует вне и независимо от сознания субъекта, в своем природном, вещественном выражении, второй - с тем, каково его значение для удовлетворения потребностей и интересов человека [115].
Войдя в научный обиход благодаря И. Канту, понятие «ценности» отражает все то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, как идеал. В частности, В. Франки подчеркивал, что ценности представляют собой смыслы человеческой жизни [220].
Вопросы о том, что считать ценностью, занимали еще философов древности (Сократ, Аристотель [101], Диоген Лаэртский [67], И. Кант [219] и ДР-) Так, Сократ первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота - основные жизненные ценности - сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По мнению Г.П. Выжлецова, введение Сократом принципа целесообразности, объединяющего категории блага и красоты, возводит их из оценочных понятий в ранг идеальных ценностей [51].
Аристотель среди всех видов благ выделил ценимые («божественные» - душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. В отличие от Сократа, по его собственным словам, у него «благо может быть целью и может не быть целью» [10]. Высшим благом у Аристотеля выступают добродетели, т.е. этические ценности, которые могут быть, в свою очередь, мыслительными и нравственными. Как справедливо отмечает Б. Расселл, для Аристотеля мыслительные добродетели являлись целями личности, а нравственные -только средствами их достижения [10].
В дальнейшем данная проблематика получила широкое развитие в самых разных формах общественной мысли и культурной практики человечества, утвердила исследовательские поля в философии, социологии, психологии, педагогике и других отраслях научного знания.
Историко-теоретический анализ свидетельствует, что эмпирические истоки ценностная проблематика обретает в результатах полевых работ представителей культурной антропологии, рассматривающих индивида как носителя культуры и, соответственно, как информанта, рассказывающего вроде бы только о своих ценностях, но тем самым полно информирующего и о групповых ценностях. При изучении ценностей антропологи не обращались к людям, а доверяли традиционным этнографическим источникам и фиксировали религиозные убеждения, общие детали поведения, символику и особенности художественных работ и т.п.
Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии. Сформировавшаяся в начале прошлого столетия как отдельное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), она получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М. Шелер, Н. Гартман, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, С. Поппер). У истоков разработки понятия «ценность» в отечественной философии стоял В.П. Тугаринов. Он акцентировал внимание на способности вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. В 60-е годы XX в. в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов [212].
Частная жизнь в системе ценностей личности
Перечень того, что может ценить каждый отдельный человек, на сегодняшний день весьма обширен. К ценностям относят как абстрактные привлекательные смыслы или оперативные ценности, так и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения.
Содержательная вариативность понятия «ценности» приводит к индивидуальному разнообразию ее возможных значений, дифференцирующихся начиная от утилитарных вещей, и до духовных благ -вплоть до общечеловеческих ценностей. Для характеристики образующегося при этом содержательного многообразия используется понятие «система ценностей» личности.
Имеется достаточно обширное множество классификационных моделей построения системы ценностей личности, различающихся критериями, положенными в их основание [242].
Как отмечает Т.Б. Любимова, наиболее распространенной классификацией ценностей на философском уровне считается разделение их на религиозные, этические, эстетические, логические и экономические ценности [124]. Основанием данной иерархии ценностей является их соответствие основным областям общественной жизни. В различных философских концепциях выделяются также абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности, предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели и т.д.
Во многих классификациях элементов ценностной системы личности прослеживается тенденция разведения их по параметрам объективности и субъективности. Так, Н.А. Бердяев выделял духовные, социальные и материальные ценности [23], В.П. Тугаринов - духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага) [213], Д.А. Леонтьев - общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности [119].
Более четкая дихотомия обнаруживается при сопоставлении ценностей по признаку идеальности - материальности. В частности, В.Ф. Сержантов подразделяет все ценности на две категории - материальные (орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления) и духовные (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи) [183]; О.Г. Дробницкий противопоставляет предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания, или ценности-представления; первые, в его трактовке, являются объектами наших оценок, вторые - высшими критериями для таких оценок [72].
Близка обозначенному подходу классификация Я. Гудечек, в качестве основы которой используются два основных значения понятия «ценность» -ценности в смысле объективно (независимо от субъективных оценок людей) существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., и ценности в смысле субъективной значимости, «ценностности» для индивида. Значимость ценности для индивида понимается автором в трех значениях: как качества вещей, к которым направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности; как положительно оцениваемые индивидом объекты; как критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [61].
Одним из широко распространенных подходов к решению вопроса классификации ценностей является разделение их на группы по критерию абсолютности (универсальности) и относительности. Так, Э. Фромм выделял два вида ценностей: универсальные (истинные), выходящие за рамки социально-исторического сознания и имеющие целью реализацию, развитие и совершенствование личностных потенций; социально-имманентные ценности, порожденные необходимостью сохранения функционирования определенного общества. По его мнению, личность, регулирующая свои поступки, опираясь на универсальные ценности, стоит на более высокой ступени личностного развития [224].
В. Франкл среди ценностей, рассматриваемых им в качестве смысловых универсалий, выделял три основных класса, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения [220].
В качестве вариации рассматриваемой классификации можно разводить ценности по их распространенности в различных социальных общностях. Характерной для такого подхода является классификация ценностей, предложенная М.А. Дмитриевой. Наряду с универсальными ценностями, к которым она относила любовь, престиж, уважение, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье и др. ценности, распространяемые на все человечество. Ею выделены внутригрупповые (политические, религиозные и др.) и индивидуальные (личностные) ценности [69]. Радикальная дихотомия ценностей, характерных для индивида и группы, свойственна классификации Ш. Щварц и У. Билски [226].
Организация и этапы исследования ценностей частной жизни
Изучение особенностей ценностей частной жизни личности осуществлялось на основе теоретических положений, изложенных в первой главе. Экспериментальной базой выступил Дагестанский государственный университет.
В качестве контингента испытуемых выступали студенты очной и заочной формы обучения, специализирующихся по направлениям «Психология», «Юриспруденция» и «Экономика».
Общая численность студентов, охваченных экспериментальным исследованием, составила 250 человек (из них «психологов» - 84 человека, «юристов» - 83 человека, «экономистов» - 83 человека). Возрастной диапазон испытуемых - 18 - 30 лет, средний возраст - 21,7 года. Исследование проводилось на выборке жителей Дагестана. По половому признаку выборка распределена примерно равномерно - в следующем соотношении: 52,8 % - женщин, 47,2 % - мужчин. Соотношение городских и женских жителей также приближено к равномерному теоретическому распределению: 49,2 % - городских жителей, 50,8 % - сельских жителей.
Целью экспериментального этапа исследования выступило изучение особенностей ценностей частной жизни личности.
В качестве экспериментальной гипотезы выступило предположение, согласно которому личностные ценности частной жизни имеют сложно компонентную структуру, включающую несколько ценностных «ядер», на индивидуальном уровне дифференцирующихся по своей значимости; при этом личностные ценности частной жизни характеризуются:
1) доминированием в своем составе терминальных, интраперсональных ценностей;
2) высоким уровнем сокровенности, закрытости ценностей от
окружающих и их эмоциональной насыщенностью;
3) наличием иерархии ценностей «ядерных» и их дополняющих;
4) подвижностью приоритетов ценностей частной жизни в зависимости от ряда типологических и индивидуально-психологических (уровень экстернальности, экстравертированности, тревожности) характеристик субъекта, ими обладающих.
Задачи экспериментального этапа исследования:
1) выявить основные составляющие пространства ценностей частной жизни личности;
2) изучить параметры, приписываемые субъектом ценностному пространству своей частной жизни;
3) установить особенности структурной организации ценностей частной жизни;
4) охарактеризовать особенности дифференциации ценностей частной жизни:
- лиц, специализирующихся по психологии, юриспруденции и экономике;
- мужчин и женщин;
- экстравертов и интровертов;
- экстерналов и интерналов;
- лиц, различающихся по уровню личностной тревожности;
5) выявить психосемантические особенности ценностного пространства частной жизни личности.
Методологическим обеспечением организации экспериментального исследования явились:
- принцип системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.М. Ганзен, Ю.М. Забродин, Б.Б. Косов, Н.Б. Крылова, Б.Ф. Ломов, Я.А.
Пономарев, В.Д. Шадриков и др.), включающий в себя рассмотрение предмета психологического исследования как целостной, многомерной, многоуровневой реальности;
- принцип единства теории - эксперимента - практики, применение которого последовательно разработано в трудах В.Н. Дружинина, Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова и других исследователей и предполагает рассмотрение движения психологического значения от теории через ее экспериментальную проверку к практическому применению; в применении к нашим исследовательским задачам принцип единства «теории -эксперимента - практики» был конкретизирован как принцип единства психологической теории ценностей личности, их экспериментального исследования и поиска путей использования полученного материала;
- принцип смежности (междисциплинарных связей), означающий изложение курса психологии личности с учетом достижений педагогической и социальной психологии; принцип актуальности, согласно которому содержание экспериментального материала выстраивается на основе применения современных научных достижений, оказания положительного влияния на психологов, принципа новизны и практической значимости.