Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти Орлова Юлия Владимировна

Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти
<
Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Юлия Владимировна. Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Орлова Юлия Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 268 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/163

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования смысловых установок личности в понимании жизни и смерти

1.1. Проблема смысла жизни и смерти в философии и психологии

1.2. Подходы к проблеме понимания в психологии 42

1.3. Личностная обусловленность смысловых установок в понимании жизни и смерти

1.4. Обоснование теоретико-экспериментальных конструктов и операциональной схемы исследования

Глава 2. Методология и методы исследования смысловых установок личности в понимании понятий жизнь и смерть

2.1. Организация исследования 66

2.2. Программа исследования 67

2.3. Характеристика выборки 68

2.4. Описание схемы исследования 74

2.5. Описание методов и методик исследования 76

2.6. Методы статистического анализа 89

Глава 3. Анализ результатов исследования смысловых установок личности в понимании понятий жизнь и смерть

3.1. Анализ смысловых установок личности в понимании жизни и смерти

3.2. Особенности понимания жизни и смерти психологами 97

3.3. Особенности понимания жизни и смерти медиками 127

3.4. Особенности понимания жизни и смерти сотрудниками правоохранительных органов 162

3.5. Сравнительный анализ особенностей понимания жизни и смерти испытуемыми с различным жизненным опытом 193

Заключение 204

Выводы 207

Литература 210

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная отечественная психология характеризуется усилением интереса к исследованиям в духе постнеклассической познавательной парадигмы (С.Л. Рубинштейн, В.Х. Манеров, Б.С. Братусь, В.В. Знаков, и др.). Это отразилось в обогащении уже найденных закономерностей психологии личности научными фактами, выявляющими ценностно-смысловые, экзистенциальные детерминанты бытия человека в мире. Предметом анализа исследований экзистенциального направления выступает понимание и переживание личностью глубинных понятий: жизни и смерти, времени, свободы выбора и ответственности, общения, любви и одиночества. Но главным предметом экзистенциальной психологии является смысл человеческой жизни, условия его утраты и обретения. Только опираясь на экзистенциальное видение, можно понять, что мешает полноценному существованию человека, помочь осознать это ему самому и способствовать изменениям в его жизни. Еще одной стороной в осмыслении человеческого бытия является тема смерти. Столкновение со смертью оказывает двойственное влияние на человека: с одной стороны -вселяет ужас перед небытием и конечностью, оказывает разрушительное действие на его психику, а с другой - придает жизни смысл, делает ее более полной и содержательной (Е.П. Кораблина, А.А. Баканова, Ф.Е. Василюк и

др)

Определение смысла понятий жизнь и смерть отражает потребность человека в понимании и познании бытия и своего места в нем. В процессе их осмысления раскрывается не только отношение личности к действительности, но и мотивационные, мобилизующие источники ее мировоззрения, субъективной картины мира, системы принятых ценностей. Мы предполагаем, что отношение к этим базовым экзистенциалам имеет деятельностно-коммуникативную природу: личность не только понимает смысл жизни и смерти, но и продуцирует его в конкретной деятельности или коммуникации, усваивает его в виде объективного и универсального значения. Вторая, экзистенциальная составляющая смысла, включает в себя чувства, переживания и является по своей сути отношением человека к понятиям жизнь и смерть. Эта составляющая смысла не сводима к логике или знанию, не может постигаться только разумом (М.Хайдеггер, В. Франки, М. Ялом и др.).

Исследование смысловых установок в понимании жизни и смерти представляется важным направлением в сфере общей психологии и психологии личности. Эти личностно-смысловые структуры, задают определенный способ отношения к миру, людям и самому себе, влияют на общую осмысленность жизни. В этом контексте актуальным являются вопросы об их индивидуальной специфике, выявлении личностных детерминант, благодаря которым понимание жизни и смерти становится частью внутреннего мира личности и влияет на регуляцию ее деятельности.

С учетом отмеченных обстоятельств был сделан выбор темы

ДИССертаЦИОННОГО ИССЛеДОВаНИЯ, ПОСВЯЩеННОГО ИЗучеНИЮ СМЫСЛОВЫХ

установок личности в понимании жизни и смерти. Более глубокое изучение данной проблемы позволит выявить смысловые ориентиры личности в понимании истоков своего бытия, деятельности и общения, выявить взаимопроникновение и взаимовлияние смысловых установок в понимании жизни и смерти, выявить индивидуально-психологические детерминанты понимания.

Цель исследования состоит в выявлении смысловых установок в понимании жизни и смерти, у людей с различным профессиональным и жизненным опытом.

Предметом исследования являются смысловые установки личности в понимании жизни и смерти, а также их взаимосвязь с личностными свойствами.

Объектом исследования выступили 270 респондентов, разделенных на группы по 90 человек. Каждая группа сформирована с учетом опыта взаимодействия с проблемами жизни и смерти на психологическом (психологи), биологическом (медики) и социальном (сотрудники правоохранительных органов) уровнях.

Гипотеза исследования: смысловые установки в понимании жизни и смерти
опосредованы жизненным опытом личности, ее индивидуально-

психологическими характеристиками и спецификой взаимодействия с экзистенциальными данностями. Цель исследования достигалась решением следующих задач:

  1. Выделить общее и специфическое в понимании человеком жизни и смерти; проанализировать характер воздействия понимания экзистенциальных данностей на опыт и поведение личности; раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние понимания жизни и смерти по результатам теоретического анализа философских и психологических и исследований

  2. Разработать исследовательский подход к изучению понимания жизни и смерти; определить теоретико-понятийные и экспериментальные конструкты исследования

  3. Провести содержательный анализ смысловых установок личности в понимании жизни и смерти; выявить специфику понимания у людей с различным профессиональным и жизненным опытом

4) Выявить взаимосвязи смысловых установок личности в понимании жизни
и смерти и личностных свойств испытуемых; определить личностные
детерминанты понимания жизни и смерти у людей с различным жизненным
и профессиональным опытом

Теоретические и методологические основания работы составили

принципы:

личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,

А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн);

гуманистического (экзистенциального) направления в психологии,
утверждающего приоритетную значимость личностных ценностей и смыслов
(В. Дильтей, Р. Мэй, Э. Шпрангер, М. Хайдеггер, В. Франки и др.).

Также для настоящей работы важными явились:

психологические исследования личности как субъекта интерпретации
(В.В. Знаков, А.Н. Славская, Л.А. Регуш, Н.В. Асафьева и др.);

исследования психологии понимания в контексте самопознания
(В.В. Знаков, Е.А. Сорокоумова и др.);

психологические исследования отношения к жизни и смерти в критических
ситуациях, в контексте помогающей деятельности (Е.П. Кораблина,
А.А. Баканова и др.).

Методы исследования: экспериментальный и психодиагностический; количественного и качественного анализа данных психологического исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в
рамках одного исследования предпринят анализ смысловых установок
личности в понимании жизни и смерти как взаимосвязанных и
взаимообусловленных; выявлены общие и специфические особенности
понимания жизни и смерти, опосредованные жизненным и

профессиональным опытом личности; выявлены личностные

характеристики, обусловливающие понимание человеком жизни и смерти; определены личностные детерминанты понимания жизни и смерти у людей с различным жизненным и профессиональным опытом На защиту выносятся следующие положения:

  1. содержание смысловых установок в понимании жизни и смерти имеют общие и специфические черты, опосредованные жизненным и профессиональным опытом личности; к общим, относятся - ценности насыщенной и деятельной жизни, трудности в принятии смерти на сознательном уровне и противопоставление принятия жизни и смерти; к специфическим относятся: у психологов - повышение значимости жизни на фоне смерти, представление о жизни и смерти, как о едином процессе; у врачей - объединение жизни и смерти на ценностном и противопоставление на эмоциональном уровне; у сотрудников правоохранительных органов -разрозненность понимания жизни и смерти на смысловом и противопоставление на эмоциональном уровне;

  2. личностными детерминантами выступают высокий уровень осмысленности и ответственности за жизнь; факторами, опосредующими понимание жизни и смерти являются: для психологов - эмпатия, повышающая внутреннюю чувствительность к экзистенциальным данностям; для врачей - личностная тревожность, обладающая деструктивным влиянием на изучаемые компоненты; минимальное влияние личностных свойств на понимание жизни и смерти - для сотрудников правоохранительных органов;

  3. возрастной компонент понимания жизни и смерти характеризуется формированием изучаемых компонентов в подростковом возрасте, насыщенным влиянием личностно обусловленных свойств на понимание

жизни и смерти в юношеском возрасте, и снижением насыщенности их взаимовлияния в зрелом возрасте.

Теоретическая значимость работы состоит в предложения перспективного направление исследованийяпроблемы понимания жизни и смерти в контексте различного жизненного, профессионального и экзистенциального опыта личности; выделении личностных факторов понимания жизни и смерти в эмоциональной сфере (личностная тревожность и эмпатия), в волевой сфере (локус контроля), в сфере мировоззрения (смысложизненные ориентации); в выявлении специфики личностной обусловленности понимания жизни и смерти с учетом профессионального и жизненного опыта личности. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи, которая во многом определяется пониманием понятий жизнь и смерть. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы при профессиональной подготовке специалистов в сфере психологии, медицины и правоохранительной деятельности. Апробация диссертации. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах и заседаниях кафедры психологической помощи РГПУ им. А.И. Герцена. Содержание диссертации использовалось в спецкурсе для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. По теме исследования опубликовано 11 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 223 страницах, содержит 24 таблицы и 13 рисунков. Приложение включает 10 таблиц и 50 рисунков. Список литературы включает 204 наименования.

Подходы к проблеме понимания в психологии

Проблема понимания не нова для современной науки [1,5,11,27,28,45,57,62,90,143,146,173,177,188]. Однако, ее решение по-разному осуществляется в различных отраслях знания. Разнообразие подходов объясняется как известной изолированностью различных наук друг от друга, так и, безусловно, сложностью самого объекта описания. Разногласия в трактовках не касаются признания значимости проблемы и необходимости поиска ее решения. Поиски ведутся на стыке дисциплин, ибо любая отрасль науки является ограниченной, а понимание - проблема явно междисциплинарного порядка. Термин «понимание» можно определить как мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности [70, 107,108].

Человек, обладающий сознанием, не может не понимать. Там, где есть эффект понимания - можно констатировать присутствие сознания, следовательно, понимание имманентно сознанию и, наоборот, говоря о смысловом содержании сознания, нельзя оставить за рамками обсуждения проблему понимания.

Исторически первым направлением обратившимся к исследованию проблемы понимания можно считать философско-герменевтическое направление [90,171,172,173]. Герменевтический подход к пониманию, сосредоточивается на тех смыслах, которыми обладают явления для людей, на их интерпретациях. Герменевтический метод, берущий начало из приемов толкования священных текстов, представляет собой совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации духовной сути самых разных проявлений культуры и истории, а не только письменных памятников. Текст в герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, нуждающееся в адекватном истолковании с целью достижения его понимания, связан с определением понимания как интерпретации. Интерпретация в данном подходе определяется как метод, с помощью которого выявляется смысл конкретного феномена [Ф. Шлейермахер, А.А. Брудный, В.В. Знаков, др.]. В соответствии с психолого-герменевтическим подходом, интерпретация становится истинной в том случае, она затрагивает не только когнитивный аспект, но и согласуется с опытом и переживаниями личности, позволяет ей свободно выразить собственное отношение к понимаемому. Таким образом, данный подход позволяет объединить познавательный и эмоциональный компоненты понимания, рассматривать его как процесс и результат образования смыслов жизни и смерти.

В русле психолого-герменевтического подхода возможно и более широкое определение текста. Так А.Ю. Агафонов [5], определяет сознание как процесс «аутопонимания»: «сознание работает с собственным содержанием, значит оно и строит собственные тексты, и, вместе с тем, оно же их и понимает». Текстов, которые строит сознание, может быть множество: восприятие, представление, мышление, аффективная сфера, равно как могут иметь место и различные паттерны понимания, реализуемые параллельно. В ходе мышления человек не перестает осмысленно воспринимать видимое и осязаемое, одновременно с этим, сознание «читает» «текст», написанный на языке эмоций, чувств, настроения.

Понимание в герменевтике - раскрытие внутреннего смысла текста, которое складывается из понимания сути содержания, языка текста, исторических обстоятельств его написания, намерений, внутренней культуры и творческой оригинальности автора, традиции, к которой он принадлежит, места и роли данного текста в его духовной жизни.

История становления герменевтического метода в его взаимосвязи с пониманием как психическим процессом, отрывается работами Ф. Шлейермахера [177], который указывал на значение авторского замысла и намерений для понимания написанного им текста, а также роли "герменевтического круга" в процессе углубления понимания. Герменевтика у Ф. Шлейермахера определяется как искусство понимания "Другого", искусство понимания чужой субъективности. Важную роль в этом процессе играет интуиция, способствующая пониманию человеком целого и выходу за границы проблемы «герменевтического круга», согласно которой целое постигается, исходя из его частей, а части - только в соотнесенности с целым.

Обоснование теоретико-экспериментальных конструктов и операциональной схемы исследования

Изучение смысловых установок в понимании понятий невозможно без обращения к индивидуальному своеобразию личности, ее внутреннему миру, ее уникальной биографии [4, 122,123 и др.]. Проблема личности в исследовании понимания жизни и смерти в индивидуальном сознании - это проблема выявления их внутренних детерминант, своеобразия содержания смысловых установок у представителей различных профессиональных групп и возрастов. Для нашего исследования большое значение имеет, с одной стороны, - выявление личностных свойств, опосредующих ведущие смыслы в понимании этих понятий, с другой стороны - определение смысловых установок, обладающих способностью к интеграции личностных свойств.

Обращение к внутреннему миру человека, к осмыслению им глубинных оснований собственного бытия, невозможно без обращения к понятию личностного смысла [5,14,15,42,76-83]. Это понятие рассматривается психологами в структуре сознания и деятельности с учетом его бытийных, онтологических характеристик [83]. Впервые проблема смысла как элемента структуры сознания, выражающего отношение к внешнему миру, была поставлена Л.С. Выготским [43]. В работах А.Н. Леонтьева [78-80] данная проблема получает дальнейшую разработку в рамках концепции деятельности; подчеркивается обусловленность смысла динамикой деятельности и связей с внешним миром. А.Н. Леонтьев определяет смысл как динамическую образующую сознания, отражающую "пристрастное", личностное отношение человека к миру, "значение значения" для личности, связанное с ее потребностями, мотивами, целями, выражающееся в других образующих сознания - значении и чувственной ткани. Личностный смысл может существовать в сознании неосознанно, может осознаваться субъектом. Формой проявления личностного смысла может выступать эмоциональная окраска того или иного объекта, неосознаваемые установки, трансформации психического образа [83]. Осознанный личностный смысл предстает субъекту в некоторых социально нормированных единицах - в первую очередь в языке [43,83]. Как отмечает Д.А. Леонтьев концепция личностного смысла дала начало новым представлениям о функционально различных личностных образованиях, имеющих общую - смысловую природу: смысловой установке, смысловом конструкте, смысловом образовании.

Д.А. Леонтьев [83] определяет смысл как системное качество, связывающее объект или явление, существующее в реальности, с системой жизненных отношений субъекта, отмечая неразрывную связь смысла и жизнедеятельности, в которую включено множество объектов и явлений действительности, связанными смысловыми отношениями. При этом непосредственно сама деятельность не создает смысловых связей: смысл формируется в процессе определения места тех или иных объектов в структуре индивидуального жизненного опыта. Исследователь различает жизненный и личностный смысл. Под «жизненным смыслом» он понимает объективную характеристику места или роли объектов и явлений в жизнедеятельности; «личностный» смысл представляет собой форму отражения этого отношения в индивидуальном образе мира. Система личностных смыслов, порожденная жизнью и жизнедеятельностью субъекта, открывает действительность со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм для самого, действующего ради достижения тех или иных мотивов человека.

Согласно воззрениям автора, смысловая сфера личности понимается как определенным образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними. Смысловые структуры личности, представляющие собой превращенную форму реальных жизненных отношений субъекта с миром, описываются исследователем как функционально специализированные взаимосвязанные элементы единой системы смысловой регуляции жизнедеятельности. Так, по функциональным основаниям выделяются два класса смысловых структур: регуляторные, непосредственно проявляющие себя в эмпирически регистрируемых эффектах и смыслообразующие, проявляющие себя опосредованно, через воздействие на регуляторные структуры. К регуляторным структурам относятся личностный смысл, проявляющийся в эффектах эмоциональной окраски и трансформации психического образа и смысловая установка, проявляющаяся в эффектах стабилизирующего, преградного, отклоняющего или дезорганизующего воздействия на протекание деятельности [83]. К смыслообразующим структурам относятся мотив, проявляющийся в эффектах порождения деятельности и энергетического обеспечения определенной ее направленности; смысловая диспозиция, проявляющаяся в эффектах консервации устойчивого смыслового отношения; смысловой конструкт, проявляющийся в эффектах приписывания жизненного смысла объекту или явлению, выступающему носителем значимых качеств; и высший уровень смысловых структур - личностная ценность, проявляющаяся в эффектах смыслообразования, связанного не с актуальной динамикой потребностей, а с идеальной моделью должного [83].

Характеристика выборки

Рассмотрим более подробно каждую из выше перечисленных методик. Авторская модификация метода семантического дифференциала (см. прил. 1) была использована в нашем исследовании для выявления категориальной структуры понятий жизнь и смерть такой, какой она представлена в сознании испытуемых. Методика семантического дифференциала относится к группе психосемантических методов, направленных выявление субъективных аспектов значения (личностного смысла) того или иного понятия. Основной метод экспериментальной психосемантики - построение субъективного семантического пространства (СП) - совокупности определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области. Семантический дифференциал является методикой выделения смысловых связей, где мерой семантической связи пары объектов является сходство их оценок, данных по биполярным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы. Использование метода семантического дифференциала позволяет описать не столько когнитивные аспекты значений изучаемых понятий, зафиксировать личностный смысл оцениваемого объекта. Личностный смысл изучаемого понятия отражает характеристики субъекта оценки, его индивидуальность, ценности и смыслы. Подчеркнем, что шкалы семантического дифференциала не описывают реальность, а являются метафорическим выражением состояний и отношений субъекта, что делает этот метод в полной мере соответствующим задаче исследования смысловых установок личности в понимании экзистенциальных феноменов жизнь и смерть. При выборе шкал семантического дифференциала мы заменили содержание оценочных шкал на основании результатов пилотажного ассоциативного эксперимента с представителями всех групп испытуемых, в ходе которого отобрали наиболее часто встречающиеся определения понятий жизнь и смерть.

Таким образом, нами были сформированы следующие шкалы: отчаяние надежда, гармония- конфликт, вера безысходность, подлость-возвышенность, легкость- тяжесть, изменчивость устойчивость, покой- движение, тайна-знание, сила-слабость, безопасность опасность, страдание- наслаждение, важно-неважно.

Процедура эксперимента и обработки данных: процедура измерения была классической. Испытуемые шкалировали понятия по семизначным шкалам семантического дифференциала. На основании сходства оценок была построена матрица расстояний шкал, которая затем подвергалась процедуре кластерного анализа. В результате обработки были выделены основные смысловые размерности изучаемых понятий «жизнь» и «смерть».

Авторская методика вербального завершения «Неоконченные предложения». Данная методика разработана на основе методики «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (20,88). Проективный характер данной методики позволяет охарактеризовать систему отношений обследуемого к жизни и смерти. Испытуемым предлагалось закончить ряд начатых предложений: Жизнь - это ... Смерть - это ... Жить - это значит ... Умереть - это значит ... Когда я думаю о смерти ... По отношению к смерти я чувствую ... Результаты методики обрабатывались с помощью контент-анализа, который включал следующие этапы:

1. Определение объекта и предмета анализа. Объектом анализа выступали содержание ответов испытуемых, их тематика и смысловые значения, предметом - отношение испытуемых к экзистенциальным феноменам «жизнь» и «смерть». 2. Выявление смысловых единиц анализа: в качестве смысловых единиц в данном случае выступали понятия, выраженные в словах , отдельных терминах; словосочетаниях. 3. Выделение единиц счета: единицы счета в нашем случае совпадали с единицами анализа; квантификация сводилась к определению частоты упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям. 4. Обеспечение надежности информации полученной контент анализом: был проанализирован весь массив предложений, таким образом была обеспечена полнота объема выделяемых смысловых единиц.

Особенности понимания жизни и смерти медиками

У респондентов был выявлен средний уровень личностной тревожности и эмпатических тенденций (см. прил. 7, 8), что говорит нам о возможности быть чувствительными к переживанию данностей жизни и смерти, сохраняя конструктивное к ним отношение. Нами был выявлен высокий уровень интернальности (см. прил. 9). Наиболее важными сферами осуществления контроля являются межличностные отношения (46,7%) и здоровье (36,4%). Интернальность в области производственных отношений ни у одного из респондентов не является ведущей. Таким образом, мы видим, что для респондентов важно ответственное отношение к собственной жизни и особенно в области личных отношений.

Нами был проведен количественный анализ данных методики «Смысложизненных ориентации» (см. прил. 10). Был выявлен высокий уровень осмысленности жизни. При этом, мы не можем говорить о ведущей смысложизненной ориентации респондентов. Все направленности представлены примерно равными средними показателями («Цели» - 5,45; «Процесс» - 5,32; «Результат» - 5,28; «Локус-Я» - 5,32; «Локус-Жизнь» - 5,11).

Таким образом, мы можем видеть, что респонденты обладают высокой степенью осмысленности и ответственности за свою жизнь и средними показателями эмпатии и тревожности, что говорит о сформированности личностных предпосылок комплексного и полноценного формирования понимания феноменов жизни и смерти. 3.1.3. Взаимосвязь понимания жизни и смерти и личностно обусловленных свойств

Нами был проведен корреляционный анализ с учетом 42 показателей (см. прил. 11). В результате проведения корреляционного анализа было выявлено большое количество взаимосвязей на 5%, 1% и 0,1% уровне значимости. В связи со значительным объемом корреляционных связей, в тексте работы мы приводим описание только наиболее информативных и содержательных пучков корреляции взаимосвязи понимания жизни и смерти и их личностной обусловленности. Корреляционные плеяды представлены в приложении 12.

Понимание жизни и смерти представлено четкими насыщенными структурами, характеризующимися мерой принятия. Либо жизнь или смерть принимаются респондентами, либо характеризуются всем спектром негативных оценок. Что отличается от результатов кластерного анализа, по результатам которого мы судим об амбивалентном понимании жизни. Т.е. мы видим большее единство в понимании смерти респондентами, чем жизни. Существует четкая взаимосвязь пониманий жизни и смерти. Позитивное восприятие жизни, в основном, противопоставляется негативному восприятию смерти и связано с ее таинственностью. Таким образом, мы видим противопоставление принятия жизни и смерти.

Личностный компонент представлен ярко выраженной структурой смысложизненных ориентации. Интересно отметить, что выраженность жизненной осмысленности снижается по мере увеличения возраста, опыта вхождения в профессию и больше свойственно холостым. Таким образом, мы можем сделать вывод о снижении уровня насыщенности жизни по мере накопления личностью жизненного опыта. Также выявлена четкая структура интернальности, разрушающаяся при высоком уровне личностной тревожности. Т.е. высокий уровень личностной тревожности снижает возможность личности контролировать собственную жизнь. Выраженность смысложизненных ориентации и интернального типа контроля способствуют пониманию жизни как «легкость» и принятию смерти. Т.е. насыщенное проживание жизни способствует принятию смерти.

Итак, по результатам корреляционного анализа мы можем сделать следующие выводы. У респондентов сформировано четкое и насыщенное понимание жизни и смерти, при этом принятие жизни, в основном, противопоставляется принятию смерти. А насыщенное проживание жизни повышает уровень принятия смерти.

Похожие диссертации на Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти