Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема понимания является одной из ключевых для психологии мышления, однако, психологические механизмы понимания до сих пор остаются «трагически невидимыми». В качестве модели для изучения психических событий, разворачивающихся в ментальном поле реципиента в процессе конструирования им смысла, были выбраны вербальные и рисованные метафоры.
Мы исходим из того, что метафора как логический конструкт является бинарным текстом, состоящим из двух структурных элементов - основного и вспомогательного понятия. Становясь объектом понимания, такой текст превращается в психический конструкт, создаваемый в пространстве индивидуальной психики субъекта.
Специфика любой метафоры состоит в неочевидности логики связи основного и вспомогательного понятий. Поэтому для понимания смысла, заложенного в метафору ее автором, реципиент должен совершить большой объем самостоятельной когнитивной работы, которая и представляла для нас особый интерес. Основное понятие метафоры обычно является более обобщенным, а вспомогательное понятие - более предметно-образным. Благодаря этому метафора как модель для исследования процессов понимания и передачи смысла позволяет проанализировать специфику построения и трансформации связанных с ним образно-ментальных репрезентаций.
Научная новизна исследования
-
Опровергнуто положение когнитивных лингвистов о «пассивности» основного понятия метафоры и «активности» вспомогательного понятия, свойства которого проецируются на основное понятие (Лакофф, Джонсон, 1980/2004; Grady, 1998; Oakley & Coulson, 1999; обзор Скребцова, 2011). Эмпирически доказано, что конструирование смысла метафоры - результат взаимного влияния ментальных разверток основного и вспомогательного понятий.
-
Впервые процессы создания и понимания метафоры рассмотрены во взаимосвязи. Мы исходили из того, что метафора имеет три фазы существования. На первой фазе - фазе создания метафоры - она возникает как психический конструкт,
создаваемый в ментальном пространстве автора и являющийся носителем смысла. На второй фазе - фазе трансляции метафоры - она объективирована в знаковой форме в виде текста. На третьей фазе - фазе понимания метафоры - она воссоздается в ментальном пространстве реципиента в виде субъективной смысловой реконструкции метафорического текста.
-
Разработаны оригинальные способы психологического изучения понимания и создания метафор, позволяющие исследовать особенности образной развертки понятий метафоры.
-
Впервые показано влияние таких характеристик когнитивной сферы, как ассоциативная продуктивность, поленезависимость, образная и вербальная креативность, на успешность вычленения существенных смысловых аспектов метафор в процессе их понимания, а также на самостоятельное создание метафор.
-
Впервые выделены и описаны уровни понимания метафор. Предложены основания для содержательной оценки самостоятельно созданных метафор в виде критериев эмоционально-образной и когнитивной точности.
-
Показаны различия в процессах понимания вербальных и рисованных метафор.
Практическая значимость работы. Разработан психологический инструментарий для исследования процессов понимания и создания метафор, который можно использовать также для диагностических целей.
Выявлена специфика понимания рисованных метафор, которая определяет эффективность их применения в педагогической практике, рекламе, политической агитации. Показано, что самостоятельное создание метафоры можно использовать как педагогический прием для проверки уровня понимания усвоенных знаний.
Цель исследования заключается в изучении психологических механизмов процесса конструирования смысла на примере создания и понимания метафоры.
Объект исследования: процессы понимания и создания метафоры.
Предмет исследования: психологические механизмы, обеспечивающие конструирование смысла в процессе понимания и создания метафоры.
Задачи исследования
1. Выявить особенности метафоры как продукта психической деятельности
реципиента и описать ее базовую структуру как психического конструкта.
-
-
Разработать и апробировать методы для исследования метафоры как психического конструкта.
-
Выявить специфику интеллектуальных действий, обеспечивающих ментальную развертку содержания понятий метафоры, и исследовать их связь с такими характеристиками интеллектуальной сферы как когнитивный стиль, ассоциативная продуктивность, а также с беглость, гибкость и оригинальность мышления.
-
Сравнить особенности понимания словесных и рисованных метафор.
-
Исследовать соотношение между процессами понимания чужих метафор и создания собственных метафор.
В исследовании проверялись следующие гипотезы.
-
-
-
Понимание метафоры определяется активным взаимовлиянием ее основного и вспомогательного понятий.
-
Способность реципиента дифференцировать существенные аспекты смысла метафоры связана с его успешностью в актуализации ассоциативного материала, относящегося к данной метафоре.
-
Способность реципиента дифференцировать существенные аспекты смысла метафоры связана с его способностью к когнитивной обработке сложных образных структур.
-
Каждое метафорическое высказывание обладает специфическим эмоционально-чувственным профилем, который будет сходно определяться разными испытуемыми.
-
Создание метафор детерминировано особенностями вербальной и образной креативности их автора, проявляющимися в таких характеристиках мышления как оригинальность, беглость и гибкость.
Теоретико-методологические основания исследования
В теоретическом плане мы опирались на единую теорию психических процессов Л.М.Веккера и его концепцию «двуязычности мышления» (Веккер, 2000), согласно которой понимание является результатом полного взаимообратимого перевода с вербального языка на образный и наоборот; на исследования
М.В.Осориной о роли образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности (Осорина, 1976, 2008); исследования М.А.Холодной о структуре концептов (Холодная, 1983, 2002); работы Д.Н.Завалишиной, посвященные практическому мышлению и его особенностям (Завалишина, 2005), теорию ментальных пространств G. Fauconnier и M.Turner (Faueonnier & Turner, 1994); концептуальную теорию метафоры Дж.Лакоффа и М.Джонсона (1980, 2004); на теорию структурированного проецирования D.Gentner (1997) и представления М. Johnson (1990) о роли двигательно-кинестетического опыта и кинестетических схем в мыслительной деятельности.
Методы исследования
Дизайн исследования основан на сочетании феноменологического и экспериментального подходов. Были использованы такие качественные методы, как: 1) глубинное полуструктурированное интервью, 2) постэкспериментальное интервью, 3) метод пиктограмм, 4) анкетирование. Также были специально созданы оригинальные методы для исследования процессов понимания и создания метафоры: 1) «Понимание метафор», 2) «Создание метафор», 3) «Понимание пар метафор с одинаковым вспомогательным понятием» и 4) «Понимание рисованных и словесных пар метафор». Для исследования эмоционально-чувственного компонента смысла метафоры использовался метод семантического дифференциала.
Для замеров устойчивых характеристик когнитивной сферы реципиентов применялись тестовые методики: 1) АКТ-70: разновидность методики «Включенные фигуры», 2) методика диагностики невербальной креативности (субтест «Завершение картинок» теста Э.П.Торренса), 3) методика диагностики вербальной креативности «Словесная ассоциация» (субтест теста Э.П.Торренса в модификации Е.Е.Туник), 4) тест «Отдаленные ассоциации» С.Медника.
Достоверность и надежность обработки полученных эмпирических данных обеспечивалась двумя способами: экспертными процедурами и методами математической обработки. Качественный анализ письменных и графических ответов испытуемых осуществлялся с помощью техники категоризации и методов экспертной оценки. Затем полученные результаты статистически обрабатывались.
Для этого были использованы методы факторного анализа, дискриминантного
анализа, а также t-критерий Стьюдента для независимых выборок и %2 Пирсона.
Основные положения, выносимые на защиту
-
-
-
-
Оба структурных элемента метафоры - основное и вспомогательное понятия - активно влияют на процесс конструирования ее смысла. Ментальная репрезентация основного понятия метафоры создает активный контекст, направляющий содержательную развертку вспомогательного понятия: актуализацию перцептивных эталонов и субъективный выбор реципиентом уровня обобщенности, на котором будет происходить образная развертка вспомогательного понятия. Ментальная репрезентация вспомогательного понятия обусловливает выбор тех содержательных аспектов основного понятия, которые существенны для реконструкции смысла метафоры.
-
Психологическими механизмами понимания и создания метафоры являются процессы развертки образных репрезентаций обоих понятий метафоры и ментальные преобразования, совершаемые с ними в процессе конструирования смысла метафоры.
-
Субъективная значимость одного из двух понятий метафоры детерминирует выбор реципиентом того понятия, которое будет в большей степени направлять конструирование смысла метафоры.
-
Активность в порождении ассоциаций является индикатором успешности реципиента как при поиске смысловых аспектов стимульной метафоры, так и в процессе создания собственных метафор. Когнитивный стиль «поленезависимость» как индивидуальная особенность когнитивной сферы личности оказывает влияние на успешность понимания и создания метафор.
Апробация результатов исследования
По теме диссертации работы были опубликованы тезисы и сделаны доклады на следующих конференциях: на международных межвузовских научно- практических конференциях молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт- Петербург, 2008, 2010), научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2010, 2011, 2012), международной научно-практической конференции «Современная реальность и жизненный путь человека: психологические аспекты» (Тула, 2012), XX международной научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» (Москва, 2013).
Похожие диссертации на Психологические механизмы понимания и создания метафоры
-
-
-
-
-
-