Введение к работе
Данное диссертационное исследование посвящено проблеме исследования метафоры на материале художественного дискурса Нобелевского лауреата в области литературы 2009 года Герты Мюллер. Метафора как объект исследования неизменно находится в фокусе внимания сменяющих друг друга научных парадигм, каждая из которых выдвигает по отношению к ней новые проблемы и исследовательские задачи (Аристотель, М. Блэк, Х. Вернер, Дж. Вико, Гиппократ, Т. Гоббс, В. фон Гумбольдт, Платон, Сократ, М. Хайдеггер, Эзоп и др.).
Объектом настоящего исследования являются метафоры в дискурсе Герты Мюллер.
Предметом исследования являются особенности фрактального построения концептуальной метафоры MENSCH ist ein TIER.
Цель диссертации заключается в исследовании особенностей функционирования метафор в дискурсе Герты Мюллер.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью дальнейшего развития теории концептуальной метафоры и исследования взаимосвязи между языковыми, мыслительными и социальными процессами на материале немецкого языка.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном подходе к исследованию концептуальной метафоры и разработке методики исчисления концептов, формирующих глубинные смыслы художественного дискурса на основе фрактальных построений метафор. Проведен анализ метафор, характеризующих творчество Герты Мюллер. Установлено, что концептуальная метафора базируется на двух оппозициях: «властвующий – подчиняющийся», «свой – чужой». Введен термин «концептосфера метафорического творчества». Выявлено, что концепты, структурирующие концептосферу метафорического творчества Г. Мюллер, находятся в отношениях каузации, вхождения и взаимодополнения. Описан лингво-когнитивный сценарий осуществления диктаторского режима.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач исследования:
-
На основе анализа научной литературы определить понятийный аппарат исследований языковой и ментальной сущностей метафоры.
-
Выявить теоретические основы изучения дискурса, определить его статус на современном этапе развития науки.
-
Рассмотреть специфику соотношения понятий текст, дискурс, метафора.
-
Проанализировать особенности немецкоязычного художественного дискурса Г. Мюллер.
-
Выявить особенности функционирования концептуальной метафоры в немецкоязычном художественном дискурсе Г. Мюллер.
-
Использовать фрактальное построение метафоры как методику исчисления концептов, формирующих и определяющих глубинные смыслы немецкоязычного художественного дискурса Г. Мюллер.
-
Проанализировать глубинные смыслы, стоящие за фрактальным построением метафоры на материале немецкого языка.
-
Определить дискурсивные стратегии, используемые Г. Мюллер для описания механизма диктаторского режима государства.
Гипотеза научного исследования состоит в том, что фрактальная природа метафоры позволяет проникнуть в механизм познания и осмысления дискурсивных стратегий и глубинно-ценностных смыслов художественного дискурса.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Дискурс Герты Мюллер представляет собой совокупность художественных текстов, тематически организованных вокруг двух концептов MENSCH и TIER.
-
Доминантной концептуальной метафорой дискурса Г. Мюллер является концептуальная метафора MENSCH ist ein TIER.
-
В концептуальной метафоре MENSCH ist ein TIER находят свое выражение глубинные смыслы о том, что в социалистической Румынии страх за собственную жизнь уподобляет банатских швабов зверю и является причиной проявления в человеке животных инстинктов.
-
Функционирование метафор в дискурсе Г. Мюллер подчинено когнитивному сценарию осуществления диктаторского режима государства.
-
Когнитивный сценарий реализации диктаторского режима государства в дискурсе Г. Мюллер определяется в системе координат: «Властвующий – Подчиняющийся», «Свой – Чужой».
-
В концептосфере метафорического творчества Г. Мюллер обнаруживается функционирование метафор между полюсами LEBEN и TOD, а взаимодействие концептов MENSCH, TIER, GESELLSCHAFT, STAAT, DIKTATUR, MACHT, MORAL, TERROR, MORD, VERFOLGUNG, ZERSTRUNG, ARMUT, KAMPF, UNTERWERFUNG, ANGST, UNGLCK, GRAUSAMKEIT, GIER, WAHNSINN, SEX, ESSEN, HARTHERZIGKEIT, MUT способствует пониманию сценария осуществления диктаторского режима в художественном дискурсе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории метафоры, лингвистической аксиологии, теории коммуникации, теории дискурса. Осуществлено когнитивное моделирование области знаний «диктаторский режим» в немецком художественном дискурсе. Установлено, что дискурс Г. Мюллер организуется вокруг двух концептов – MENSCH и TIER, в нём реализуются две дискурсивные стратегии – стратегия власти и стратегия подчинения. Доказано, что концептосферу метафорического творчества Г. Мюллер составляют 25 концептов, находящихся между собой в отношениях каузации, вхождения и взаимодополнения.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования данные о принципах моделирования области знаний «диктаторский режим» на примере немецкого художественного дискурса могут быть использованы при моделировании других областей знаний. Результаты исследования могут найти практическое применение при обучении в таких областях знаний о языке, как теория языка, теория коммуникации, теория межкультурной коммуникации, культурология, стилистика и лексикология.
Для достижения поставленной цели и задач была использована методика фрактального построения и методы сплошной выборки, этимологического анализа, анализа словарных дефиниций, компонентного анализа, контекстуального анализа, интерпретативного анализа, сравнительно-сопоставительного анализа, концептуального анализа, аксиологического анализа и метода метафорического моделирования.
Методологическую базу исследования составляют основные положения:
– теории языковой номинации (Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия, А.А. Уфимцева, С.А. Хахалова и др.);
– теории стилистики (И.В. Арнольд, А.Н. Баранов, Н.Н. Болдырев, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, В.З. Демьянков, В.А. Кухаренко, С.Н. Плотникова, W. Fleischer, M. Freeman, G. Michel, E. Riesel, E. Schendels и др.);
– теории метафоры (А.Н. Баранов, М. Блэк, Э.В. Будаев, В.Г. Гак, О.Н. Лагута, М.В. Никитин, Г.Н. Скляревская, С.А. Хахалова, W. Ingendahl, K. Kohl, L. Mitrache, P. Paschke, M. Schwarz-Friesel и др.);
– теории когнитивной лингвистики (А.Н. Баранов, Н.Н. Болдырев, О.И. Глазунова, М. Джонсон, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, В.Н. Телия, Л.А. Фурс, С.А. Хахалова, А.П. Чудинов, C. Baldauf, P. Drewer, G. Fauconnier, Z. Kvecses, L. Mitrache, J. Searle, M. Turner и др.);
– теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, Т. ван Дейк, В.З. Демьянков, А.А. Кибрик, М.Л. Макаров, Е.О. Опарина, С.Н. Плотникова, Ю.С. Степанов, Е.И. Шейгал, В.И. Шувалов, R. de Beaugrande, Fr. Brinkmann, W. Dressler, W. Heinemann, A. Linke, M. Nussbaumer, P. Portmann и др.);
– теории лингвистической аксиологии (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Н.Н. Казыдуб, В.И. Карасик, Е.Ф. Серебренникова, В.Н. Телия, С.А. Хахалова, M. Harth, M. Meyer, K. Port, M. Schneider и др.);
– теории фракталов (Н.Н. Белозерова, В.Ю. Ключникова, Б. Мандельброт, С.Н. Плотникова, В.В. Тарасенко, Е. Федер, Ф. Хайсдорф, С.А. Хахалова и др.).
Материалом исследования послужили одиннадцать произведений Нобелевского лауреата в области литературы 2009 года Герты Мюллер: «Atemschaukel», «Herztier», «Der Fuchs war damals schon der Jger», «Der Knig verneigt sich und ttet», «Reisende auf einem Beim», «Ich glaube an die Sprache nicht», «Niederungen», «Die blassen Herren mit den Mokkatassen», «Die Nacht ist aus Tinte gemacht», «Barfiger Februar», «Heute wr ich mir lieber nicht begegnet». Всего было проанализировано 3005 случаев употребления метафорических единиц (слов, словосочетаний, предложений и текстов).
Апробация результатов настоящего исследования прошла на кафедре немецкой филологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (2009-2012 гг.). По теме диссертации представлены доклады на конференциях молодых ученых «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Иркутск, март 2010-2012 гг.), на российско-германской научно-практической конференции «Инновационные подходы к исследованию языковой вариативности» (Иркутск, сентябрь 2010 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Аспирантские чтения в ИГЛУ» (Иркутск, май 2012 г.), на VІ-ой Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, апрель 2012 г.), на научно-практической конференции «Die deutsche Sprache: eine Sprache der Freundschaft, des interkulturellen Verstndnisses, der akademischen Zusammenarbeit sowie der wissenschaftlichen und wirtschaftlichen Kooperation» (Улан-Удэ, август 2012 г.). Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты отражены в одиннадцати публикациях общим объемом 4, 615 п.л., в том числе в трех статьях в рецензируемых научных изданиях.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и источников примеров, приложений. Общий объем работы составляет 227 страниц, из них основного текста – 182 страницы.