Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров Галкина, Юлия Ивановна

Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров
<
Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галкина, Юлия Ивановна. Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Галкина Юлия Ивановна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/372

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена модернизацией высшего театрального образования и решением научно-практических задач, связанных с достижениями наивысших результатов в художественно-творческой деятельности будущими актерами. Использование психологического ресурса в практике личностно-профессионального становления будущих актеров открывает новые возможности для повышения продуктивности изучаемого процесса.

В театральных школах с их различными подходами, традициями и направлениями до сих пор не найдено однозначного ответа на вопросы профессионального воспитания, подготовки и раскрытия творческой личности будущего актера. Особенно востребованным на наш взгляд, является эмпирическое изучение личностно-профессионального становления будущих актеров, что необходимо для разработки научно-практических рекомендаций и психокоррекционных программ, направленных на разрешение противоречий изучаемого процесса.

В сложившейся практике личностно-профессионального становления будущих актеров существуют противоречия между:

-объективной потребностью обогащения содержания, форм, методов и техник профессиональной подготовки студентов-актеров современными достижениями психологической науки и фактическим состоянием изучаемого процесса;

-направленностью студентов-актеров на успешность в профессии и недостаточным знанием своих возможностей, неумением создать субъективные предпосылки для личностно-профессионального становления;

- необходимостью оптимизации изучаемого процесса средствами психологии и недостаточностью научных разработок по организации психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления студентов-актеров.

Все эти аспекты, востребованные в системе личностно-профессионального становления будущих актеров, выявляют актуальность проведения данного исследования и необходимость психологического анализа изучаемого процесса.

Состояние научной разработанности проблемы. В отечественной психологической науке изучались проблемы достижения вершин в художественно-творческой деятельности (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Л.А. Рудкевич, М.Г. Селюч, Е.В. Фетисова и др.). Среди прикладных психологических исследований следует выделить работы по развитию профессионального мастерства будущих актеров (М.Б. Фишман-Борисов), продуктивности творческой деятельности артистов балета (О.С. Соболева), профилактике театральных конфликтов (Е.Н. Мадонова). Осмысление актерского творчества осуществлено в работах психологов (Б.Г. Ананьев, Г. Вильсон, Л.С. Выготский. В.И. Кочнев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплое, П.М. Якобсон и др.).

Применительно к практике личностно-профессионального становления будущих актеров изучены трансперсональная психотехника актера (А.Л. Гройсман, А.В. Россохин), гештальт-коррекция психологических проблем личностно-профессионального роста актера (Усман Аль-Беш Самир), пути преодоления стереотипов создания сценического образа (А.Л. Дубровская), тренировка психофизического аппарата актера (М.Б. Александровская), способности к художественному творчеству (А.А. Мелик-Пашаев), актерские способности

(Н.В. Рождественская), природа художественного таланта (ВЛ. Дранков), психотехника актера в процессе обучения (Л.В. Грачева), эмпатия в актерской психотехнике (НЛ. Бенеш), обучение актера вербальному ролевому поведению (Е.В. Малевский), субкультура актерской среды (Т.В. Пахова), перевоплощение как регулятор Я-концепции актера (Ю.И. Панова), мотивационные особенности личности студента-актера (А.Ф. Росляков), дезадаптивные состояния первокурсников-актеров (М.В. Скандаров).

Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущих актеров в театральной школе сформулированы в работах Е.Б. Вахтангова, О.В. Егошиной, Б.Е. Захавы, СИ. Земцова, М.О. Кнебель, Е.В. Князева, П.Е. Любимцева, А.М. Смелянского, К.С. Станиславского, О.П. Табакова, М.Б. Фишман-Борисова и др.

Разработаны основания театральной педагогики (Л.А. Волков, Е.Р. Ганелин, Б.В. Зон, А.С. Кузин, Л.Ф. Макаров, К.А. Полянский, Л.В. Цуккасова и др.) и психологии (АЛ. Гройсман, А.И. Савостьянов, П.В. Симонов и др.). Их теоретические и практические разработки предшествовали психологическому анализу личностно-профессионального становления будущих актеров.

Несмотря на имеющиеся исследования, в которых рассматриваются вопросы личностно-профессионального становления с позиции комплексного и интегративного подходов (B.C. Агапов, В.Г. Зазыкин, СМ. Найденкин, Е.В. Фетисова и др.), ряд проблем не получил целостного научного анализа.

Проблема исследования заключается в недостаточной изученности психологических детерминант профессионального становления будущих актеров в высшем учебном заведении. Остается открытым вопрос содержательного, критериального и функционального обоснования изучаемого процесса; о том, какова комбинация основных внутренних и внешних детерминант и психологическая характеристика их взаимосвязей.

Цель исследования - теоретически разработать и эмпирически обосновать систему психологических детерминант личностно-профессионального становления будущих актеров

Объект исследования - личностно-профессиональное становление будущих актеров.

Предмет исследования - психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров и пути психолого-педагогического сопровождения изучаемого процесса.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях о том, что:

целостное представление о сущностном содержании, факторной структуре и динамике процесса личностно-профессионального становления будущих актеров и условий его психолого-педагогического сопровождения может быть научно обоснована на основе разработанной теоретической модели и ее эмпирической проверке;

продуктивность личностно-профессионального становления будущих актеров может определяться посредством системы критериев и показателей, что позволяет оценить уровни и выявить психологические детерминанты изучаемого процесса;

уровни личностно-профессионального становления находят свое выражение в различной качественной специфике взаимосвязей эмпирических показателей изучаемого процесса;

динамика личностно-профессионального становления будущих актеров отражает качественные изменения их отношения к себе и идеальному образу актера, содержанию актерского труда, взаимоотношений в студенческих группах;

факторная структура личностно-профессионального становления будущих актеров представлена специфической организацией психологических детерминант;

система психологических детерминант процесса личностно-профессионального становления будущих актеров включает комбинацию внутренних и внешних факторов;

оптимизация личностно-профессионального становления будущих актеров может обеспечиваться посредством познания психологических детерминант, реализацией разработанной теоретической модели и алгоритма психолого-педагогического сопровождения изучаемого процесса.

Задачи исследования:

  1. Обобщить и систематизировать различные научные подходы к проблеме личностно-профессионального становления будущих актеров и достижения ими наивысших результатов в совместной тзорческой деятельности.

  2. Выделить психолого-акмеологические аспекты личностно-профессионального становления будущих актеров.

  3. Определить систему критериев, эмпирических показателей и уровней личностно-профессионального становления будущих актеров.

  4. Осуществить сравнительный анализ динамики и факторной структуры личностно-профессионального становления будущих актеров.

  5. Выявить систему психологических детерминант личностно-профессионального становления будущих актеров.

  6. Разработать теоретическую модель и алгоритм психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления будущих актеров.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили общие научные принципы системности, детерминации развития, комплексности, междисциплинарное и объективности изучения личности; научные труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих фундаментальные общепсихологические (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьен, Л.О. Андропова, Б.Г. Асеев, С.А. Изюмова, А.И. Крупное, СИ. Кудинов, Б.Ф. Ломов, Н.А. Пешкина и др.), общепедагогические (Ю.К. Бабановский, Т.М. Балыхина, А.В. Гагарин, Г.Л. Иванова, А.В. Иващенко, B.C. Ильин, В.И. Казаренков, Т.Н. Шайденкова и др.), акмеологические (B.C. Агапов, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, Г.С. Михайлов, М.Ф. Секач, Е.В. Селезнева и др.), искусствоведения (М.С. Коган, A.M. Смелянский, СВ. Стахорский и др.) положения профессиональной подготовки специалистов, а также проблемы театральной педагогики (В.А. Андреев, Е.П. Валукин, М.А. Карпушкин, Г.В. Кристи, В.К. Львова, Л.А. Сулержицкий, Л.М. Шихматова и др.); психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Г. Зазыкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов и др.) и искусства (Е.Я. Басин, Л.С. Выготский, Г.Л. Ержемский, Ю.Г. Клименко, С.М. Найденкин, СЛ. Рубинштейн,

И.И. Силантьева, П.В. Симонов, СМ. Эйзенштейн и др.); продуктивности художественно-творческой деятельности (Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.В. Фетисова и др.); теории и практики театра (Е.Б. Вахтангов, А.А. Гончаров, О.Н. Ефремов, Ю.А. Завадский, Б.Е. Захава, М.А. Захаров, A.M. Лобанов, В.Э. Мейерхольд, В.И.Немирович-Данченко, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, О.П. Табаков, АЛ. Таиров, Г.А. Товстоногов, В.О. Топорков, М.А. Чехов, М.С. Щепкин, А.В. Эфрос и др.), личностно-профессионального становления актеров (СВ. Гиппиус, И.М. Смоктуновский, МЛ. Соснова, А.В. Толшин, М.Б. Фишман-Борисов и др.) и сценического перевоплощения (Э.В. Бутенко, Д.Г. Ливнев и др.).

Методы и методики исследования. Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов теоретического анализа: анализ научной и мемуарной литературы по изучаемой проблеме, реконструкция основных принципов и выявление резервов научного знания ведущих театральных школ; диагностических методов: включенное наблюдение, интервью с экспертами, контент-анализ. В качестве диагностических инструментов применялись следующие методики: оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер), изучения социально-психологического климата (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто), определения социальной креативности личности, диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник), реализации потребности в саморазвитии, мотивации успеха и боязни неудачи, межличностных отношений (Т. Лири), экспресс-диагностики уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко), а также шкала социального благополучия (адаптирована М.В. Соколовой) и социального самоконтроля (адаптация А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой).

Для обработки данных применялись методы математической статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализ) с использованием пакетов программ EXCEL, SPSS 10.0.

Наиболее существенные и новые результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в следующем:

систематизированы научные идеи общепсихологического, социально-психологического, психолого-акмеологического, искусствоведческого, культурологического подходов к проблеме личностно-профессионального становления будущих актеров, позволившие определить сущностные признаки, динамику, взаимосвязи и психологические детерминанты изучаемого процесса;

создана концептуальная основа для решения проблемы выявления системы психологических детерминант процесса личностно-профессионального становления будущих актеров;

рассмотрено влияние важнейших междисциплинарных идей психологии на обоснование содержательных, критериальных, функциональных и процессуальных составляющих личностно-профессионального становления будущих актеров;

определена система критериев (развития студенческой группы и личностного развития как результата профессионализации будущих актеров), эмпирических показателей (склонность к риску, любознательность, воображение, самоотношение, творческий потенциал, субъективное благополучие, мотивация, социально-психологический климат) и уровней (низкий, средний, высокий) личностно-профессионального становления будущих актеров;

обобщены результаты сравнительного анализа динамики и факторной структуры процесса личностно-профессионального становления будущих актеров; составлены психологические характеристики изучаемых выборок, отражающие уровни развития профессионально важных качеств личности, отношения студентов-актеров к себе и идеальному образу актера, особенности внутригруппового взаимодействия;

выделена система психологических детерминант (внутренних и внешних факторов) процесса личностно-профессионального становления будущих актеров;

разработана теоретическая модель и алгоритм психолого-педагогического сопровождения процесса личностно-профессионального становления будущих актеров, включающий диагностический, формирующий и рефлексивно-оценочный блоки.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлено общее и специфическое в содержании понятий «совместная творческая деятельность», «художественно-творческая деятельность», «актерская психотехника», «сценическое перевоплощение», «актерская одаренность», «творческое Я», «личностное присутствие». Определено, что в контексте единого проблемного поля исследования понятие «личностно-профессиональное становление» находится в тесной связи с категориями «продуктивность», «мотивация», «профессионализм личности», «профессионализм деятельности», «субъектность, «саморазвитие» и «психолого-педагогическое сопровождение», «профессиональное мастерство», «личностная креативность». Уточнено понимание сущности содержания и особенностей личностно-профессионального становления будущих актеров, отражающее превращение студента-актера в профессионала, способного не только создавать сценические образы, но и оказывать активное влияние на развитие художественно-творческой деятельности и профессиональной актерской общности в целом. Разработана теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса личностно-профессионального становления студентов-актеров представляющая собой концентрированное соединение сфер профессиональной и личностной компетенций, способствующих творческому росту будущих актеров, а также созданию их индивидуального творческого почерка на основе профессиограммы.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты, сформулированные в выводах и рекомендациях, могут быть использованы в создании и модернизации программ профессиональной подготовки студентов-актеров. Материалы исследования можно применять в таких отраслях психологии, как психология личности, общая психология, психология развития и акмеология, психология труда, педагогическая психология, театральная педагогика. Систематизированный практический материал будет полезен для организации психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления будущих актеров, при разработке учебных курсов, тренинговых и коррекционно-развивающих программ, основной целью которых является полноценная реализация личностного и профессионального потенциала студентов-актеров. Материалы и результаты исследования могут успешно использоваться в системе повышения квалификации актеров, театральных педагогов.

Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап (2006 - 2007 гг.) - изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, формулировалась гипотеза исследования, была разработана программа эмпирического исследования.

На втором этапе (2008 - 2009 гг.) были изучены особенности становления студенческих групп (стиль межличностных отношений, психологическая атмосфера, социально-психологический климат) и личностного становления будущих актеров (личностная рефлексия, личностная креативность, субъективное благополучие личности, реализация потребностей в саморазвитии, личностная фрустрация, мотивация успеха и боязнь неудач, социальный самоконтроль, творческий потенциал).

На третьем этапе (2010 - 2011 гг.) проводились сравнительный анализ и статистическая обработка данных отдельных групп респондентов (корреляционный, факторный), осуществлялась качественная интерпретация результатов исследования, формулировка выводов и научно-практических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Содержательное, критериальное, функциональное и процессуальное обоснование личностно-профессионального становления будущих актеров осуществлено на основе интеграции важнейших междисциплинарных идей психологии, педагогики, акмеологии, культурологи, искусствоведения; теории и практики художественно-творческой деятельности выдающихся деятелей театра на уровнях общего, особенного и единичного.

  2. Личностно-профессиональное становление будущих актеров - это процесс качественных прогрессивных изменений личности, ее профессионализма, отношений к себе и актерскому труду в результате профессиональной подготовки, воспитания, взаимодействия в художественно-творческой деятельности. Выражается в актуализации мотива достижения, потребности в саморазвитии, субъективном благополучии, возрастании личностной и социальной креативности, реализации творческого потенциала, овладении комплексом специальных знаний, умений и навыков, обогащении опыта и позитивных профессиональных взаимодействиях.

  3. В результате сравнительного анализа динамики и факторной структуры процесса личностно-профессионального становления будущих актеров выделены следующие уровни:

низкий уровень личностно-профессионального становления будущих актеров характеризуется неустойчивостью профессиональной деятельности, преобладанием некомфорных установок, склонностью к конфликтам, агрессивностью личности. Высокий уровень их личностной фрустрации блокирует возможность проявления личностной активности, они испытывают устойчивое стремление избегать неудачи в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов их деятельности. Такие студенты-актеры мало озабочены адекватностью своего поведения и эмоциональной экспрессии и не обращают внимание на нюансы поведения других людей, их творческий потенциал находится на уровне ниже среднего;

средний уровень личностно-профессионального становления будупцих актеров отличается более конформными и адаптивными стилями межличностного взаимодействия, склонностью к компромиссам, независимостью мнения.

Психологическую атмосферу в группе они оценивают как нейтральную, принимают ее как удовлетворительную, имеют общую осведомленность о его членах. У таких студентов-актеров проявляются ситуативно ощущения эмоционального дискомфорта, их отличает средний уровень личностной креативности и творческого потенциала. Они реализуют свои потребности в саморазвитии в зависимости от ситуации, а мотивационный полюс не выражен;

- высокий уровень личностно-профессионального становления будущих актеров отличается высокой степенью результативности их профессиональной деятельности, преобладанием комфорных установок в межличностных отношениях, дружелюбностью, уверенностью в себе. Считают психологическую атмосферу, сложившуюся в группе благоприятной, поэтому ощущают привлекательность и желание работать в данной группе, проявляют осведомленность о ее членах. Такие студенты-актеры эмоционально ощущают субъективное благополучие как оптимизм, бодрость и уверенность в себе, они способны идти на оправданный риск, любознательны, активно реализуют свои потребности в саморазвитии. Низкий уровень их личностной фрустрации дает возможность активного проявления личностной активности. Мотивация на успех позволяет таким студентам-актерам реализовать свой высокий уровень творческого потенциала личности. Студенты-актеры с высоким уровнем личностно-профессионального становления могут не только показывать свое истинное эмоциональное состояние, скрывать неподходящие эмоции, но и точно передавать произвольное эмоциональное состояние.

  1. Система психологических детерминант процесса личностно-профессионального становления будущих актеров образуется комбинацией внутренних (творческий потенциал, субъективное благополучие, личностная креативность, мотивация успеха, самооценка, социальный самоконтроль, самоотношение. потребность в саморазвитии, склонность к риску, любознательность, воображение) и внешних (эталоны и стандарты профессионализма, социальная креативность, стиль межличностных отношений, психологическая атмосфера, совместной художественно-творческой деятельности, социально-психологический климат) факторов. В зависимости от этапа реального процесса личностно-профессионального становления будущих актеров происходит смена его психологических и появление новых личностно-профессиональных качеств и характеристик. На каждом курсе обучения существует различная комбинация внутренних и внешних факторов в системе психологических детерминант личностно-профессионального становления будущих актеров.

  2. Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса личностно-профессионального становления будущих актеров включает комплекс психолого-педагогических и акмеологических средств, технологий и алгоритмов базирующийся на системе знаний об изучаемом процессе и его психологических детерминантах. Разработанный алгоритм психолого-педагогического сопровождения изучаемого процесса предусматривает формирование у будущих актеров способности самостоятельно преодолевать трудности в формировании собственной целостной, динамичной и разносторонней системы взглядов на самого себя, на профессиональную деятельность; способности преобразовывать себя как субъекта творческой деятельности. Значимыми выступают факторы продуктивного

сопровождения: объективные - реальные условия образовательной среды творческого вуза, в которой осуществляется взаимодействие преподавателя и студентов, направленное на достижение определенного творческого результата; субъективные - индивидуальные образы результатов, формирующиеся путем проектирования или самопроектирования профессионального пути личности и выходе на этом пути из профессиональных кризисов; субъективно-объективные, связанные с инструментальными функциями будущих актеров, организацией совместной художественно-творческой деятельности, качеством целеполагания и достижения поставленных задач.

Эмпирическая базу исследования составили 91 студент-актер Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Школа-студия (институт) имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХТ имени А.П.Чехова»: 1 курс (п=30 чел.), 2 курс (п=21 чел.), 3 курс (п=20 чел.) и 4 курс (п=20 чел.), а также 7 экспертов (A.M. Смелянский, М.Б. Борисов, СИ. Земцов, СМ. Найдёнкин, А.В. Дураев, Е.П. Невежина).

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются методологическими принципами, теоретической обоснованностью, выбором методик исследования, репрезентативностью выборки, применением математической обработки и анализа данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН. Материалы исследования докладывались на IV Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (г.Москва, 2007 г.), на VIII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальное образование и кадровое обеспечение» (г. Москва, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений» (г. Москва, 2009 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ, в том числе 5 статей в научных рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, 4 учебных пособия, 2 учебно-методических пособия, общим объемом 20,1 пл.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (303 наименования) и 18 приложений. В приложениях содержаться первичные данные эмпирического исследования и таблицы статистической обработки данных. Диссертация иллюстрирована рисунками и таблицами. Объем диссертации составляет 216 страниц.

Похожие диссертации на Психологические детерминанты личностно-профессионального становления будущих актеров