Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННИКОВ А.С. МАКАРЕНКО 10
1.1. Проблемы развития личности в возрастной и педагогической психологии XIX- начала XX вв.. .10
1.2. Преемственность идей педагогов. XIX - начала XX вв. о воспитании и развитии личности в наследии А.С Макаренко 37
1.3. Влияние идей отечественной и зарубежной психологии и физиологии дооктябрьского периода на становление взглядов А.С. Макаренко 56
ГЛАВА 2
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.С. МАКАРЕНКО 80
2.1. Взгляды А.С. Макаренко на воспитание и развитие личности 80
2.2. Реализация в практической работе А.С. Макаренко концепции воспитания и развития личности 92
ВЫВОДЫ 109
БИБЛИОГРАФИЯ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 120
- Проблемы развития личности в возрастной и педагогической психологии XIX- начала XX вв..
- Преемственность идей педагогов. XIX - начала XX вв. о воспитании и развитии личности в наследии А.С Макаренко
- Взгляды А.С. Макаренко на воспитание и развитие личности
Введение к работе
Актуальность исследования. Новые общественно-исторические условия, крупные поворотные периоды в жизни общества порождают новые трудные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов, частыми становятся акты гражданского неповиновения, обостряются межнациональные отношения. Именно в этот период общественно-политических и экономических кризисов, переосмысления исторического пути развития нашего общества вновь возникла проблема детской преступности и беспризорности. С особой остротой встает проблема правильности ориентации личности в социальных явлениях, раннего приобщения детей-подростков к общечеловеческим ценностям. Социальная ситуация побуждает нас обратиться к опыту А.С. Макаренко - педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков в ситуациях социальных катаклизмов.
Психологические исследования выявили, что деприва-ция приводит к отклонению в самосознании и формированию искаженного ценностного отношения к себе и окружающему миру. В контекст этих исследований безусловно входят труды А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко (1888 - 1939) не только один из наиболее авторитетных представителей отечественной и мировой педагогики, - в его педагогической системе мы находим психологические составляющие, созвучные современным представлениям психологов о развитии личности.
Широкое признание А. С. Макаренко пришло не только благодаря самому опыту педагога, но и благодаря упорному
Введение
труду пионеров макаренковедов(Козлов И.Ф., Медынский Е.Н., Свадковский И.Т., Тер-Ивондян А.Г., Калабалин С.А., Терский В.Н., Моносзон Э.И., Коротов В.М., Фролов А.А. и их ученики).
Исследования отечественных и зарубежных макаренковедов теоретико-педагогического и литературного наследия А.С. Макаренко мало касались психологического контекста педагогической системы известного педагога. А.С. Макаренко не оставил нам обобщающего труда по теории и методике воспитания личности. Его художественные произведения, статьи и выступления, обнаруживают оригинальную систему педагогических взглядов, но вместе с тем не претендуют на полное освещение всех аспектов педагогической теории воспитания.
В практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко большое место принадлежало изучению литературы по педагогике и психологии зарубежных и отечественных авторов, на труды которых он опирался в процессе своей педагогической работы. На это указывают различные его публикации, относящиеся к 1921 - 1928 гг. Это послужило для нас основанием рассматривать педагогические идеи А.С. Макаренко с точки зрения психологических концепций, созвучных его научным постулатам.
Теоретической основой нашего исследования является модель самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной, которая включает в себя онтологическое понимание личности. Сегодня эта теоретическая модель апробирована в практике воспитания, диагностики, психологического сопровождения и реабилитации личности. В самом общем виде концепция представляет собой систему закономерностей ста-
Введение
новления личности. Исходная позиция B.C. Мухиной состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной структуры: имя собственное, соединенное с личным местоимением (за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность); притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности (бытие в прошлом, настоящем и будущем); социальное пространство личности (долг и права). Бытие и развитие личности, согласно этой концепции, реализуются через идентификацию и обособление.
Обращенность А.С. Макаренко в своей деятельности педагогического воздействия на воспитанника к значениям имени, притязания на признание, половой нормативности, значению прошлого, настоящего и будущего, а также к социальной принадлежности позволяет нам с полным основанием рассматривать практико-теоретическую деятельность педагога с точки зрения современного психологического понимания генезиса самосознания, представленного в концепции B.C. Мухиной.
Теоретическая модель самосознания личности позволяет осмыслить практический опыт А.С. Макаренко и перевести его на уровень технологий, которые вооружают педагога психолог обоснованными приемами и методами работы с личностью подростка.
Деятельность А.С. Макаренко рассматривалась группой макаренковедов Института развития личности РАО под руководством С.С. Невской. Однако самосознание личности в практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко специально не изучалось.
Введение
Сегодня обнаружилась глубинная связь позитивного опыта А.С. Макаренко в деле воспитания и развития личности и опыта теории и практики современных психологов. Это и определило тему нашего исследования : «Проблемы воспитания и развития личности в практико-теоретическои деятельности А.С. Макаренко: психологическая составляющая педагогической системы». Сказанное позволяет по-новому рассмотреть систему А.С. Макаренко с точки зрения современного психологического тезауруса.
Объект исследования. Педагогическое наследие А.С. Макаренко.
Предмет исследования. Идеи и технологии в педагогическом наследии А.С. Макаренко, направленные на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, к половой принадлежности.
Цель исследования. Моделирование педагогической системы А.С. Макаренко через контекст концепции самосознания личности B.C. Мухиной по отношению к имени, притязанию на признание, полу.
Гипотеза исследования. Система А.С. Макаренко, обращенная к подростку, содержит в себе идею принципиального значения имени, притязания на признание и половой идентификации как психологических ориентиров личности. Эмпирический опыт А.С. Макаренко, рассмотренный через психологическую модель структуры самосознания, дает психологически обоснованную педагогическую систему воспитания человека.
7.
Введение
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретико-педагогические воззрения
педагогов и психологов XIX - начала XX вв. о воспитании и
развитии личности в контексте влияния их воззрений на по
зиции А. С. Макаренко в отношении воспитания и развития
личности подростка.
2. Исследовать теоретические позиции А.С. Макаренко и его
эмпирические технологии, направленные на воспитание и
развитие личности подростка, через формирование ценност
ного отношения к имени собственному, к содержанию притя
зания на признание, к половой принадлежности.
Научная новизна. Впервые в психологии проведен анализ практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко не только в контексте исторических предтеч, но и с точки зрения психологической концепции самосознания личности, в контексте анализа значений имени, притязания на признание, половой принадлежности. Это дает возможность не только построить модель воспитания и развития личности на основе практической и теоретической деятельности А.С. Макаренко, но увидеть обусловленную исторически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности.
Практическая значимость. Методы работы А.С. Макаренко с подростками, рассмотренные через призму модели структуры самосознания, а также через контекст современных педагогу психологических теорий дают реальную возможность психологически обоснованно работать в сфере воспитания и развития личности подростков.
Введение
Методы исследования.
1. Анализ произведений классиков педагогики и психологии
XIX начала XX вв.;
2. Изучение (сравнение и систематизация) педагогического
наследия А.С. Макаренко,^
3. Моделирование педагогического опыта А.С. Макаренко по
средством психологического тезауруса, представляющего
современное видение развития самосознания личности.
Апробация результатов исследования осуществлялась на практике работы с подростками на базе Всероссийского детского центра «Орленок» в период с 1994 по 1999 годы. Здесь в модифицированном виде практически использовались идеи А.С. Макаренко, связанные с его отношением к имени, притязанию на признание, полу в практике воспитания подростков . Эти идеи были поводом к обсуждению с современными подростками проблемы воспитания и самовоспитания личности. Работа осуществлялась под руководством B.C. Мухиной.
На защиту выносятся следующие положения. 1.Ретроспективный анализ теоретических постулатов и практических обобщений А.С. Макаренко и его научных предтечей позволяет выявить преемственность воззрений ученых XIX - начала XX вв.
В своей практической деятельности А.С. Макаренко был неизменно ориентирован на важность отношения к имени, значение потребности в признании, важность адекватной половой идентификации.
Анализ практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко позволяет выделить эмоционально-потребностную
Введение
сферу подростка как ориентир педагогического воздействия по отношению ко всем значениям идентификации: к имени собственному, к притязанию на признание, половой принадлежности.
Анализ эмпирических технологий А.С. Макаренко, направленных на воспитание и развитие личности подростка, через формирование ценностного отношения к имени собственному, к содержанию притязания на признание, через формирование адекватной половой идентификации, позволяет выявить в этих технологиях приемы, которые, с точки зрения современного категориального аппарата, могут быть соединены с механизмами обособления и идентификации, сформулированными в концепции развития личности B.C. Мухиной.
«Метод взрыва», «отрицание прошлого»( как методы, изменяющие направленность адаптационного процесса) , «метод не подкрепления отрицательного поведения»(как метод, изменяющий направленность притязания на признание) можно отнести к методам, построенньм на механизме отчуждения; «метод середины», «смена лидеров», «метод ответственных зависимостей» - сегодня можно отнести к методам, построенным на технике и механизме идентификации.
Проблемы развития личности в возрастной и педагогической психологии XIX- начала XX вв..
Мы исходим из положения о том, что психолого-педагогические воззрения А. С. Макаренко о воспитании и развитии личности связаны с дореволюционным периодом развития общественно-педагогической мысли и практики.
А.С. Макаренко как педагог сформировался и действовал на рубеже двух эпох. Педагог получил образование и начал свою деятельность до октябрьской революции. Революционно-новаторская сущность его педагогической деятельности развернулась в условиях построения социалистического общества.
Становление психолого-педагогических воззрений А.С. Макаренко происходило в русле основополагающих педагогических идей и положений, которые были характерны для отечественной системы образования и воспитания 20-х годов. Одним из определяющих факторов становления А. С. Макаренко-педагога явилась педагогическая и психологическая мысль конца XIX- начала XX вв.
Обратимся к анализу психологической и педагогической мысли конца XIX - начала XX вв.
Вторая половина XIX века - время бурного развития общественно-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и так называемые общественно-педагогические объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педагогическая теория оказывала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательно-образовательную систему.
Под влиянием общественно-педагогического движения стал складываться новый тип общественной школы, отвергающий «сословно-прикладной характер прежней казенной школы»1. Новые цели воспитания диктовали и новые принципы взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В конце 60-х гг. XIX в. в педагогике появилось новое ключевое понятие - «гуманность», возобладала мысль о необходимости общечеловеческих основ воспитания и образования, идея всестороннего образования личности.
Психология в начале XX века мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Огромное влияние на психологическую науку в России оказала мировая психология, проходящая тот же путь, но с некоторым опережением. Процессы институализации психологии и ее интенсивного развития стимулировались также конкретными социокультурными условиями России начала XX века: на фоне растущих социальных трудностей и противоречий общество все глубже осознавало ценность психологических идей, возрастал интерес к психологическому знанию, развивалась психологическая культура.
Преемственность идей педагогов. XIX - начала XX вв. о воспитании и развитии личности в наследии А.С Макаренко
Педагогические воззрения А.С. Макаренко о воспитании и развитии личности связаны с дореволюционным периодом развития общественно-педагогической мысли и практики.
Педагог родился в 1988 г. и получил образование в "старой школе" . Сначала была учеба в двухклассном начальном училище в Белополье, где получили развитие познавательные и художественные способности Антона Семеновича (18 95-1901), затем, после переезда семьи в Крюков Полтавской губернии, - в Кременчугском четырехклассном городском училище (1901-1905). В этот период будущий великий педагог увлекается живописью, учится играть на скрипке, следит за театральной жизнью Кременчуга, делает первые литературные опыты, пишет стихи, ведет дневник.
Год учебы на педагогических курсах (1905-1906) позволяет 17-летнему юноше получить звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских 2-классных училищах, то есть приступить к педагогической деятельности. Он преподавал русский язык, рисование, черчение в том же училище, которое окончил.. После восемнадцатилетней педагогической работы в железнодорожном училище ( сначала в Крюкове (1906-1911), затем в станице Долинская Херсонской области (1911-1914) Антон Семенович поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает через три года с золотой медалью. Диплом института дал право стать инспектором (директором), а не просто учителем начальных классов.
Таким образом, формирование А.С. Макаренко-педагога полностью завершилось в дореволюционный период его жизни.
Что же собой представляла школа и педагогическая мысль этого периода?
К концу XIX в. В России грамотность трудового населения была чрезвычайно низкой: на 1000 жителей грамотных насчитывалось 223 человека; на Украине - родине А.С. Макаренко - грамотного населения насчитывалось 24%. Школы (начальные, повышенные, средние) были разнотипными. Так, например, начальные училища были одноклассными с 3-4-годичным сроком обучения. Школа называлась однокомплекс-ной, если на 50 учащихся был один учитель. Меньше было двухклассных училищ, где курс обучения составлял 5-6 лет. Высшее начальное училище с 4-хлетним курсом обучения было учреждено в 1912 г. и делилось на мужское, женское и смешанное училище. Они давали повышенное образование для более обеспеченной части населения.
Среднее же образование можно было получить в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, в духовных семинариях.
Следует заметить, что в духовные училища, духовные семинарии, епархиальные училища, кадетские корпуса, институты благородных девиц могли поступить только дети духовенства и дворянства. А. С. Макаренко не мог получить образование в этих учреждениях, поэтому учеба в Полтавском учительском институте давало ему право поступать в высшее учебное заведение, что он и пытался сделать летом 1917 года, пытаясь подать заявление в Московский университет. Попытка кончилась неудачей, так как он был в Полтавском институте государственным стипендиатом и обязан отработать 6 лет в школе, или выплатить казначейству потраченные на учебу деньги.
А.С. Макаренко вынужден был отложить попытку получения дальнейшего более высокого образования, но в 1922 году, будучи уже заведующим колонии им. М. Горького, он стал-таки студентом - в Москве, в Центральном институте организаторов народного просвещения им. Е.А. Литкенса.
Однако студентом он был недолго, так как дела в колонии без него шли крайне плохо. В заявлении же с просьбой прервать обучение в институте Макаренко писал, что считает необходимьм немедленно вернуться в колонию, чтобы вовремя остановить процесс ее гибели.
Весьма показателен тот факт, что А.С. Макаренко в 1922 году, поступая в Московский институт приложил к своему заявлению чрезвычайно любопытный документ, который в макаренковедении назван "Вместо коллоквиума". В нем 34-хлетний педагог излагает в письменной форме, "какими знаниями он располагает в различных областях". Естественно, эти знания были приобретены им в дореволюционный период жизни и свидетельствуют о глубоких знаниях.
Взгляды А.С. Макаренко на воспитание и развитие личности
Возглавив учреждение для несовершеннолетних правонарушителей, А.С. Макаренко не только энергично начал осуществлять свой новаторский опыт, но и уделял большое внимание разработке теоретических проблем воспитания и развития личности.
Ставя актуальный вопрос для педагогики и психологии начала XX века о влиянии наследственности и среды в воспитании и развитии личности, А.С. Макаренко выступал против признания «прирожденной испорченности» детской натуры. Причины конфликтов между личностью и обществом А.С. Макаренко усматривал в ненормальном отношении между ними, обусловленных мотивацией поведения, понимая под мотивацией «общую картину побуждений (картину рефлексов)»1 . Для формирования личности подростка необходимо, считал педагог, «возбуждение новой системы мотивации (рефлексов). У беспризорника, писал А.С. Макаренко в 192 6 году, преобладает «мотивация присвоения (удовлетворения нужды, непосредственное присвоение, попрошайничество), преобладания ( неорганизованное и организованное) и. обособления (мотивация первоначального эгоизма, мотивация свободы личности и мотивация эстетическая)»1 .Социальные условия детской коммуны позволяют решать положительные задачи уже не правового, а эстетического воспитания» 2. Таким образом, исходная установка педагога была ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Если источником трудностей в развитии и воспитании является неблагоприятная для ребенка среда, то возможна коррекция этих трудностей.
Каждое человеческое действие и самый мотив его заключает в себе отношение между личностно значимым и общественно значимым. И мотивы и стимулы являются побудителями деятельности человека.
Всякое человеческое действие (поступок) является единством внешних и внутренних факторов (актов), связанных с сознанием и самосознанием личности и протекающих в психологическом времени каждого индивида. Как писал С.Л. Рубинштейн, «Макаренко ставил себе цели формировать сознание детей, делал он это на основе формирования у детей определенных жизненных отношений, складывающихся в их реальном поведении»3.
Итак, образ действия включает в себя сознание цели, учет (восприятие и осмысление) условий для осуществления целей, мотив (переживание) чего-то значимого, которое и побуждает к определенному действию. И, наконец, на образ жизни личности влияет психологическое время (переживание личностью своего прошлого, настоящего и будущего).
На поведение человека отражается реальная роль временной перспективы. Все эти исходные компоненты мы находим в теоретических воззрениях и в практической деятельности А.С. Макаренко, в его концепции воспитания и развития личности.
В результате анализа деятельности А.С. Макаренко, мы можем сделать вывод, что педагога с самого начала своей деятельности в колонии интересовала эмоционально-потребностная сфера в воспитании и развитии личности. И вся педагогическая деятельность педагога была направлена на воспитание социально-ценных и нравственно-волевых потребностей. А.С. Макаренко считал, что первоочередной задачей при организации детского коллектива, является организация борьбы с отрицательными потребностями детей. Эту мысль он высказывает в «Книге для родителей», где он рассматривает формирование потребностей, как одну из существенных частей воспитательной работы.