Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Сметанина Ольга Михайловна

Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта
<
Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сметанина Ольга Михайловна. Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Н. Новгород, 1999 237 c. РГБ ОД, 61:00-19/249-6

Содержание к диссертации

Введение

Главаї. Философско-методологические основы общепсихологических взглядов В. Вундта

1.1. Анализ русских и отечественных историко-психологических работ, посвященных научному наследию В. Вундта

1.2. Жизнь и научная деятельность В. Вундта 30

1.3. Становление и развитие философско-методологических основ учения В. Вундта

1.4. Общепсихологические взгляды В. Вундта 78

1.5. В. Вундт как основатель и руководитель первого в мире института экспериментальной

психологии в Лейпциге

Выводы по главе 112

Глава 2. Вундт как основатель нового направления психологических исследований - психологии народов

2.1. Вундт как основатель нового направления психологических исследований

2.2. «Психология народов» как новое направление в психологической науке

2.3. Вундт о четырех периодах развития психологических основ человеческой культуры

2.4. Основные понятия психологии народов 129

2.5. Основные области психологии народов 142

2.5.1. Психология языка 144

2.5.2. Психология искусства 147

2.5.3. Психология мифов и религий 155

2.6.Социально - психологические идеи в психологии народов В. Вундта

Выводы по главе 172

Заключение 177

Библиография 181

Приложение

Список научных трудов В. Вундта 197

Введение к работе

Отечественные историко-психологические исследования в нашей стране уходят корнями в дореволюционную Россию и представлены трудами М.И. Владиславлева (32, 33), М.М. Троицкого (106), Ф.А. Зеленогорского (64), Е.А. Боброва (12). После революции вопросами истории психологии занимались Б.Г. Ананьев (4), Е.А. Будилова (27-29), А.А. Смирнов(102), М.В. Соколов (102), С.Л. Рубинштейн (93), М.Г. Ярошевский (115-118) и другие.

Необходимость историко-психологических исследований вытекает из потребностей дальнейшего развития современной психологической науки. Новые обстоятельства, сложившиеся к настоящему времени в отечественной науке, определяют особую актуальность историко-психологических исследований. В советское время, особенно после второй мировой войны, отечественная психология развивалась, как отмечает А.Н. Ждан, «вне или в условиях слабых контактов с мировой наукой, идеологические мотивы, побудившие к осознанию своеобразия путей развития отечественной психологической мысли, к этому времени приобрели гипертрофированную форму и выразились в противопоставлении отечественной науки - мировой, в преувеличении её достижений, которое превратилось в идею превосходства психологической науки в СССР» (62, с.З). Чрезмерная идеологизация психологического знания привела к искажению объективных реалистических оценок мировой психологии, к односторонней трактовке, недооценке значения как русских дореволюционных, так и зарубежных психологов. Содержательный научный анализ зачастую подменялся идеологической критикой, в связи с этим назрела острая необходимость переосмыслить прошлое и настоящее мировой психологии. В последние десятилетия к разработке историко-психологических проблем обращены работы Л.И. Анцыферовой (6,7), Е.А. Будиловой (27-29), В.В. Большаковой (15-26), Е.Ю. Бобровой (13), А.Н. Ждан (57-62), В.А. Кольцовой (69-71), Н.А. Логиновой (76), А.А. Никольской (79-82), О.Г. Носковой (83), Ю.Н. Олейника(85), А.В. Петровского (86, 87), О.М. Тутунджана (107), М.Г. Яро-шевского (115-118), С.А. Цветкова (108), В.А. Якунина (113) и других. Ус пешное развитие психологического знания невозможно без глубокого анализа мировой психологической мысли.

На выдающиеся заслуги В.Вундта в области психологии указывали Н. Н. Ланге(73), Г.И. Челпанов (109-111), Я.Н. Колубовский (68), А.И. Селитренни-ков (94, 95), Оболенский (84) и другие. Так, Г.Челпанов писал: «Что энциклопедическое познание доступно для человеческого ума, - доказывается примером таких философов, как О.Конт, Спенсер, Вундт, которые в совершенстве были знакомы с основными принципами современных наук. Если они погрешали в деталях, то это не имело существенного значения для цельности их построений» (109, с.6). К работам В.Вундта в России обращались также К.Н. Вентцель (31), Н.Я. Грот (56), Ф. Зелинский (65), А. Болтунов (14), Б. Яковен-ко (113), А.К. Бао (10, 11), Волынский (34) и другие.

В советские годы имя Вундта хотя и было на слуху, мы находим лишь отдельные ссылки, оценочные суждения о его некоторых психологических идеях в трудах Л.С. Выготского (53, 54), А.Н. Леонтьева (75), А.В. Петровского (86, 87), С.Л.Рубинштейна (93), А.В. Запорожца (63), К.А. Рамуля (91) и других. Лишь в работах Е.А. Будиловой (27-29), A.M. Ждан (57-62), Е.В. Шо- , роховой (224, с. 78-89) есть более серьезный анализ психологических идей Вундта.

М.Г. Ярошевский отметил, что творческая заслуга Вундта заключается в утверждении психологии как самостоятельной опытной науки. «Вундт поместил в лабораторию человека с его «таинственной душой». Это было революционное событие, всю значимость которого мы, привыкшие к достижениям экспериментальной психологии, теперь с трудом можем оценить» (116, с.227).

Е.В.Шорохова высоко оценила социально-психологические исследования Вундта и его научный вклад в формирование исторической психологии как специфической ветви социальной психологии (224, с.86).

Цель нашей работы - дать обстоятельный анализ общих научных и исторических предпосылок формирования психологии народов В.Вундта.

Объектом исследования является научное наследие В.Вундта, а пред

метом исследования- общепсихологические идеи Вундта и его взгляды на психологию народов.

В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть методологические основы психологических трудов В.Вундта и истоки его научных воззрений.

2. Проанализировать взгляды Вундта на проблемы экспериментальной психологии и раскрыть его роль в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины.

3. Рассмотреть взгляды В.Вундта по проблемам психологии народов в его психологической концепции .

4. Оценить значение психологического наследия В.Вундта для развития мирового психологического знания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Большой вклад В.Вундта в становление и развитие мировой эмпирической психологии обусловлен тем, что он способствовал интеграции психологического знания, обращаясь к источникам смежных наук: физиологии, биологии, истории, лингвистике, философии;

2. Труды В.Вундта по психологии народов заложили основы для развития новых направлений в психологической науке - психологии языка, психологии искусства, мифов и религии.

3. В.Вундт обогатил мировую психологическую мысль социально- психологическими идеями, предвосхитив появление социальной психологии как новой ветви психологического знания.

Источниками нашего исследования являются научные труды В.Вундта, работы, посвященные его творчеству, отечественная и зарубежная психолого-педагогическая литература. Нами были изучены не только переводные труды В.Вундта и зарубежных психологов о Вундте, но и их работы в подлинниках (на немецком языке).

Основополагающими принципами нашего исследования являются принцип историзма, требующий изучения явлений в их становлении и развитии,

органической связи с порождающими их условиями, и принцип детерминизма. В качестве методов исследования в работе были использованы:

1) историко-генетический, предполагающий изучение происхождения /истоков/ того или иного явления с учётом существующей социально- исторической обстановки;

2) историко-функциональный, благодаря которому изучается бытование и воздействие явлений на последующее развитие человеческого общества, этот метод позволяет спрогнозировать судьбу отдельного явления, научной идеи;

3) сравнительно-исторический, позволяющий изучать преемственные связи между различными явлениями. Этот метод позволяет критически рассматривать научно-теоретическое наследие изучаемых авторов по двум линиям. Во-первых, проследить контактные связи, изучить взаимовлияния; во- вторых, осмыслить типологические связи, когда изучается явление по их социально-исторической аналогии;

ОдHaKov отечественной истории психологии отсутствуют фундаментальные исследования психологического наследия В.Вундта. Между тем его творчество заслуживает глубокого осмысления, его психологическое наследие широко исследуется в Германии и во всем мире. Только в сборнике международного симпозиума (224), состоявшегося в Лейпциге (ноябрь 1979г.), представлены 40 авторов из Германии, США, Болгарии, Венгрии, Польши, Японии, Румынии, Канады, Франции. Россия представлена лишь одним автором - Е.В.Шороховой (224, с. 78-89). И это не случайно. Творчество этого выдающегося учёного изучено в нашей стране недостаточно.

В.Вундт оставил огромное психологическое наследие, основательно исследовав проблемы физиологической психологии, философского обоснования психологии, а также психологии народов, оказав огромное влияние на развитие мирового психологического знания. Венцом его экспериментально - психологической научной деятельности явилось основание им первого в мире института экспериментальной психологии в Лейпцигском университете, вокруг которого постепенно сложилась большая интернациональная школа,

«равной которой история психологии не знает» (116, с. 227).

В списке полного собрания сочинений Вильгельма Вундта, составленного Мейшнером и Метге, любезно переданного нам одним из авторов (А.Метге), 511 наименований. Многие работы не переведены на русский язык, в частности, его фундаментальный десятитомный труд «Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев» (211-220). 1 и 2 тома (объёмом соответственно 695 и 681 с.) Вундт посвятил языку; 3 том (624с.) называется «Искусство»; 4,5 и 6 тома обращаются к проблемам мифа и религии (587, 494 и 564с), 7 и 8 тома анализируют развитие общества (438 и 344с), 9 том (484с) называется «Право», название 10 тома (478с) -«Культура и общество».

Наш отечественный читатель знаком с мыслями великого учёного по другим его произведениям в русском переводе: «Миф и религия» (40), «Проблемы психологии народов» (44), «Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества» (49). Из «Психологии народов» переведена лишь одна глава из третьего тома «Фантазия, как основа искусства» (47).

В советские годы труды В.Вундта не переиздавались. Во многих учебниках, методических пособиях, статьях особо подчёркивается заслуга Вундта как основателя и руководителя первого в мире института экспериментальной психологии и высоко оценивается его роль в становлении психологии как науки. Однако этим не ограничивается его вклад в психологию.

Реализация системного подхода позволила нам рассмотреть генезис психологических идей Вундта в широком общенаучном контексте и влияние его творческого наследия на динамику развития психологического знания. Обоснование и эффективность использования этого подхода как в области фундаментальных исследований психического, так и в историко-психологических работах показаны в работах Б.Ф. Ломова (77), В.А. Кольцовой (69), (70), (71), Ю.Н. Олейника (85) и других. Мы считаем, что данный подход может быть методологической базой изучения психологического наследия В. Вундта.

В процессе анализа психологического наследия Вундта мы попытались

выделить, во-первых, когнитивный аспект его творчества, включая его категориально-понятийный аппарат, методы исследования, суждения и высказывания об изучаемых явлениях, теории и гипотезы о сущности исследуемых феноменов, представления о перспективах развития проблем. Во-вторых, мы рассмотрели структурно-коммуникативный аспект, обращенный к осмыслению влияния Вундта на формирование психологических идей своего времени. В-третьих, нами предпринята попытка исследовать социальный аспект, характеризующий значимость трудов Вундта для психологической науки.

С нашей точки зрения, реально историю науки можно представить не только через динамику научных проблем, но и через осмысление и оценку персонального научного вклада ученого. Л.И. Анцыферова (8) отнесла к плодотворным методам историко-психологических исследований субъектно-личные измерения создателя психологического знания, т.к. история психологии - это история творческой деятельности учёных, в процессе которой возникают, развиваются и решаются проблемы, формируются идеи, всегда имеющие своих авторов.

В качестве системообразующего фактора в нашем исследовании выступает традиция, которая отражает процесс исторической преемственности знаний, рассматриваемой в настоящее время как одна из закономерностей исторического развития науки. Как отметил Ю.Н. Олейник (85), основные проблемы возникают при попытке осмыслить и охарактеризовать движение научного знания от одного поколения исследователей к другому. Мы поддерживаем точку зрения, которая подчёркивает возможность возникновения нового в рамках традиции , т.е. подчеркивается нововведение как важный компонент развития традиции. Изучая научные традиции европейской психологии, в частности , научные традиции Германии в познании психического, мы будем акцентировать внимание на содержательной стороне традиций, особенно на их конструктивных и рациональных компонентах.

Считая важным вопросом системного подхода в историко-психологическом исследовании вопрос о периодизации творческого пути учёного, мы сочли основным критерием нашей периодизации творчества

Вундта характер его научных интересов. Мы исходили из следующих мето-долого-теоретических принципов, лежащих в основе периодизации, как метода познания исторических процессов, а именно:

1. Принцип объективности. Поскольку любая периодизация условна и приблизительна, то за основу мы берем хронологию творчества Вундта.

2. Принцип множественности критериев. Мы учитываем включенность творчества Вундта в европейскую психологическую культуру, предполагая ее многоуровневую представленность.

3. Принцип противоречивости познания. Периодизация отражает реальный процесс развития научных идей Вундта как сложного спиралевидного процесса от историко-психологического обзора европейской психологической мысли к решению проблем экспериментальной психологии и психологии народов.

Исходя из системного видения процесса формирования и развития психологических идей Вундта, основное внимание мы уделяем изучению следующих вопросов: жизненный и творческий путь В. Вундта, анализ его основных психологических трудов в контексте развития мирового психологического знания, взаимодействие психологических идей Вундта с русской психологической мыслью конца XIX века - начала XX века.

В нашем исследовании мы использовали биографический метод, позволяющий увидеть особенности становления личности учёного, формирование его мировозрения, научных взглядов, рождение его теорий, его взаимоотношения с современниками. Мы обратились к работам Мейшнера и Эшлера (140), Брингмана и Баланса (123), Тирмана (224, СІ29-136), самого Вундта (262).

Научная новизна работы заключается в том, что:

1) впервые в России изучены, критически проанализированы и систематизированы взгляды В.Вундта по вопросам физиологической психологии и психологии народов, а также его философские воззрения;

2) впервые дан анализ 10-томного труда В.Вундта «Психология народов.

Исследование законов развития языка, мифов и обычаев».

Достоверность и обоснованность выдвигаемых в диссертации положений и выводов определяется использованием научных методов, адекватных целям и задачам историко-психологического исследования, разнообразием источниковедческой базы.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии на психологических факультетах университетов, институтов повышения квалификации, в педагогических вузах, на факультетах практических психологов.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры психологии Волго-Вятской академии государственной службы (1996-1999). Были сделаны доклады на 1-ой Всероссийской конференции «Психология сегодня» (31 января-2 февраля 1996 г.), на 7-ой Международной научно-методической конференции "Проблемы многоуровневого высшего образования» (31 марта - 2 апреля 1998 г.) и на Международной научно-практической конференции «Индивидуальный и групповой субъект в изменяющемся обществе», посвященной 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15-16 сентября 1999г.). Материалы диссертации отражены в 6-ти публикациях.

Анализ русских и отечественных историко-психологических работ, посвященных научному наследию В. Вундта

Многие русские дореволюционные психологи работали в лаборатории Вундта: Г.И. Челпанов, Н.П. Ланге, Я.Н. Колубовский, Д.Н. Узнадзе, В.М. Бехтерев, Ф.М. Чиж, А.П. Нечаев и др. К различным сторонам творчества Вундта обращались также К.!!. Вентцель, Н.Я. Грот, Ф. Зелинский, А. Болтунов, Б. Яковенко, А.М.Селитренников, А.К. Бао, Волынский, Оболенский, М.И. Владиславлеь А.И. Введенский и чр.

Анализируя психолого-фплософскис позиции Вундта и не соглашаясь с отдельными моментами в его рассуждениях, практически все эти ученые отмечали его заслуги или опирались на него в своих размышлениях.

Так, Д.А.Бао (И) отмечал общее научное, положительное направление работ Вундта. Анализируя нравственные воззрения В.Вундта, Бао охарактеризовал сю « )і!п, как «каї.ніальное и своеобразное явление в сфере научной мысли- ( I 1. с.-, і, как кишу . которая, подобно всем другим работам Вундта, имеет много крупных достоинств (11, с. 10). Однако, по Бао, понимание метафизики Вупдтом претерпело со времени выхода в свет «Души человека и животных» некоюрую эволюцию, но только отнюдь не прогрессивного характера (11. с.6). )о слишкол категоричное суждение, в котором коренится отрицательная о ненка Бао меіафпзики, метафизиков и метафизических изысканий (11. с.5-0). )волюцию взглядов Вундта Бао видел в том, что, «понимая в «Дуіпе человека и животных» метафизику, как ... науку, стремящуюся достигнуть абсо.- iw: лого ползания сущности вещей на почве опыта, теперь, в «Этике», Вундт заметно изменяет свой взгляд; он уже не убежден более в возможности аГкЗ отного п лымия сущности вещей, ибо выражается гораздо мягче, оетопо:-!-". » (! 1, с ";1 К анализу этических и религиозных воззрений Вундта обращались также Селитренников, Волынский, Оболенский, Челпанов.

Критики Вундта, особенно многочисленные в области его этических воззрений, почти единогласно заявляли, что Вундт односторонним образом понял задачу своего исследования и, построив «вавилонскую башню» эмпирических данных, ничего в сущности не вывел оттуда для установления нравственных принципов. Но ведь нравственные принципы не выводятся из эмпирических данных. Из критиков «Этики» Вундта среди русских и зарубеж-ных дореволюционных психологов можно назвать Иодля (133), Волынского (34),Бао(11).

Волынский находит в «Этике» Вундта крайности: «превосходный анализ, неистощимая эрудиция, целая Вавилонская башня фактов, а рядом с этим отсутствие настоящего широкого захвата» (34, с.73). Селитренников усматривает в характеристике Волынским Вундта «целую башню трескучих фраз и вместе с тем отсутствие настоящего широкого понимания разбираемого учения» (95, с.5).

В русском переводе «Этики» мы находим значительное искажение суждений Вундта из-за неточного перевода. Например, слово «insbesondere» переводится как «между прочим». Благодаря этому получается, что психология народов «между прочим» должна заниматься формами нравственной жизни, хотя Вундт считал их исследование «преимущественной» задачей коллективной психологии, т.е. переводить нужно было как «в особенности, особенно».

Положительно, а порой даже с восторгом, оценил вундтовскую «Этику» Оболенский (84). Оболенский считал «Этику» Вундта замечательнейшим произведением, «которое ... составляет капитальное, давно небывалое событие в научно-философской литературе по новизне, глубине взглядов, а также и по многосторонности отношений к вопросу (Этика, 1887, «Русское богатство". От редакции) (95, с.6), ибо в нем знаменитый учёный предстает как физиолог, логик, психолог.

Селитренников высказал сожаление, что комментарии к переводу "Этики" карикатурны, это произведение требует лучшего перевода и менее небрежного издания (95, с. 6). Он высоко оценил обращение Вундта к анализу исторического материала коллективной психологии, прежде чем формулировать этические положения. Приступая к такому анализу, Вундт "уже сразу своим методом указывает на ту универсалистическую точку зрения, которая проходит через всю его философию духа. Не отдельные индивидуумы берутся в основание таких исследований, а целые народы, не произведения личностей, а результаты коллективного творчества, вылившиеся в языке, нравах и мифах" (95, с.5-6). Селитренников высоко оценил утверждение Вундта о вере человека в то , что наша жизнь и жизнь человечества есть только незначительный момент сверхдуховной жизни Бога. Философия по необходимости содержит элементы веры, так как она ищет смысла вещей, искание же смысла вещей есть дело веры, а не знания. Признание духовности мира, вера в моральный строй мира - в этом заключается сущность философии идеализма. Как считает Вундт, мы только верим в осуществимость идеалов, фактически недостигаемых. Эта вера в моральный строй мира и есть основа этических деяний человека (95, с.293).

Паульсена и Вундта Г.И. Челпанов относил к представителям идеалистической этики, основные принципы которой или обосновываются при помощи метафизики, или приводят к метафизике. Г.И. Челпанов отметил, что свою этическую систему Вундт называет эволюционистическим универсализмом, и подчеркнул, что, с точки зрения Вундта, индивидуальные цели человек не должен выдвигать как основную цель своей жизни, а свои личные цели должен подчинять целям общей духовной жизни. Целью жизни нужно считать не счастье, как нечто субъективное, а нечто объективное, находящееся вне этой жизни. Целью человеческой жизни Вундт считает создание духовных благ, а универсальную духовную жизнь самоцелью.

Жизнь и научная деятельность В. Вундта

Вильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 г. в Неккарау под Маннгеймом в семье протестантского священника Максимилиана Вундта, мягкого, добродушного человека, тепло относившегося к детям (123). Его мать, Мария Фредерика, родила четырех детей, двое из них умерли в раннем возрасте, один из сыновей воспитывался у тетки, так что Вильгельм рос в одиночестве. Молодой викарий, помощник отца Фридрих Мюллер, стал настоящим воспитателем мальчика. Они полюбили друг друга так, как редко любят друг друга учитель и ученик. Он был Вильгельму ближе отца и матери, и когда несколько лет спустя он получил должность в своем приходе в находящемся недалеко местечке Мюнцесгейм, мальчика охватила такая невыразимая тоска, что родители согласились на просьбу Фридриха отпустить сына к нему на год, до времени поступления в гимназию (262,с. 31).

Наряду с занятиями Вильгельма в народной школе и после них он занимался с викарием латинским языком. Уходя в церковь, Мюллер оставлял мальчику задания и предоставлял его самому себе, поэтому юный Вильгельм привык к самостоятельной работе в одиночестве. Вильгельм рос мечтателем и фантазером, отличался невнимательностью. На тринадцатом году жизни родители послали Вильгельма в католическую гимназию в Брухзале, став 31

шую для рассеянного, не привыкшего к систематическим занятиям мальчика настоящей «школой страданий». Нередко юный Вундт подвергался телесным наказаниям. После года мучений его перевели в гейдельбергскую гимназию, что оказалось благотворным для Вильгельма. В новой атмосфере, во многом благодаря примеру серьезно учившегося брата, он так сильно изменился, что почувствовал себя заново рожденным. Здесь у него появились друзья. Особенно хорошие оценки он получал по латинскому, греческому, еврейскому и немецкому языкам, по истории, но испытывал трудности по математике и религиозным занятиям. У него сформировался стойкий интерес к филологии, литературе и истории, которому во многом содействовали филолог Себастьян Фельдбаум и ориенталист Бернард Юлг.

Еще во время учёбы в гимназии Вундт перешел к систематическому изучению произведений немецкой литературы, истории литературы и работ исторического содержания. В богатых библиотеках Гейдельберга он углубился в изучение литературы эпохи просвещения, движения «Буря и натиск».

В 1851 г. Вундт окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Тюбингенского университета. По воспоминаниям самого Вундта, он в университетские годы внимательно слушал только те лекции, которые пробуждали в нем особый интерес (262, с.38). Он скоро понял, что его не интересует профессия практического врача, а привлекают естественные науки: анатомия и физиология.

С 1852 г. Вундт продолжил учебу в Гейдельберге на медицинском факультете, где его особенно впечатляли лекции химика Бунзена и физика Джолли. Под влиянием Бунзена он написал свою первую научную работу «О содержании поваренной соли в моче человека»(201). Лекции Бунзена привели его к мысли, что и физиология может развиваться на основе строгого эксперимента.

В 1854 г. Вундт самостоятельно провел на кроликах «Опыты о влиянии надреза нерва отдела легкого на органы дыхания» (ассистировала его мать) и представил работу анонимно на немецком и латинском языках, что было оценено как особая заслуга. В то же время другой студент под руководством своего профессора пришел к тем же результатам. Гейдельбергский медицинский факультет наградил обоих претендентов. Позднее эту работу Вундта опубликовал Иоганн Мюллер в Архиве анатомии, физиологии и научной медицины (210). В 1855 г. В. Вундт сдал государственный экзамен в Карлсруэ, получив лучшие отметки по трем основным клиническим предметам: медицине внутренних органов, хирургии и родовспоможению.

В 1856 г. Вундт стал ассистентом в клинике Гассе и с большим успехом защитил диссертацию «Исследования о поведении нервов в воспалённых и дегенерировавших органах», приобретя право на получение доцентуры в университете, что и произошло в 1857 г. Перед этим он несколько месяцев работал в Берлине в институте Иоганна Мюллера. В Гейдельберге как приват-доцент он начал читать лекции по общей физиологии с демонстрациями. Тяжелое заболевание легких привело его на грань смерти и на год оторвало от работы.

После продолжительной болезни Вундт вновь обратился к исследованию физиологии нервов и мускулов, интересуясь соотношениями физиологической и физической механики. По приглашению Германа Гельмгольца Вундт начал работать в Гейдельберге на кафедре физиологии (1858) с более чем скромным жалованием 300 гульденов в год, где читал лекции по микроскопической физиологии, «Медицинскую физику» и «Введение в изучение естественных наук», а с 1859 г. к ним присоединились и лекции по антропологии и физиологии. Свой первый психологический курс «Психология с точки зрения языкоестествознания» он начал читать в 1862 г.

Вундт как основатель нового направления психологических исследований

Фундаментальный десятитомный труд «Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев» (1900 - 1920) Вундта обращен к социальным и культурным явлениям. В. Вундт «развивает идею своих предшественников о психологическом исследовании явлений народной культуры как продукта духовной деятельности народа, как проявления «народной души» (40, с.25).

Первый том этого произведения, планировавшегося первоначально как трёхтомное издание, появился в марте 1900 года. Появлению первого тома предшествовала многолетняя разработка идей, волновавших автора. В предисловии к десятому тому Вундт отмечает, что уже в летний семестр 1875 года в университете Цюриха он спланировал одну лекцию по психологии народов, а в следующий зимний семестр в одной из лекций по психологии языка подробнее повторил основную часть её содержания. Спустя несколько лет он вновь поднял эту тему в двухчасовой лекции зимнего семестра.

Сразу же после публикации первого тома появились отклики. Зюттерлин отметил, что произведение Вундта заслуживает большого внимания (154, с.1), однако оно написано трудным языком, и стоит больших усилий следовать его рассуждениям (154, с.6). Зелинский высоко оценил большое влияние этого труда на языковедение, утверждая, что в лице Вундта экспериментальная психологическая система впервые пошла навстречу лингвистике (65). Труд Вундта вызывает уважение и благоговение, так как в нём чувствуется высший предел человеческой энергии в области научной мысли. Такая высокая оценка современников говорит о значимости труда Вундта. К сожалению, он не переведён на русский язык.

Как введение в изучение трудного и объёмистого основного труда Вундта по психологии народов можно рассматривать «Проблемы психологии народов»(44), что даёт читателю возможность впервые ориентироваться в трудных и спорных вопросах новой и интереснейшей, -в силу связи со многими другими дисциплинами, особенно с лингвистикой, - отрасли психологии.

Вундт осмысливал психологию народов как необходимое дополнение и совершенствование психологии. Его первые подходы к вопросам психологии народов присутствуют уже в «Лекциях о душе человека и животных», работа же над монументальным произведением «Психология народов. Законы развития языка, мифов и нравов» длилась более двадцати лет.

До сих пор остаются противоположными оценки как всей системы вунд-товской психологии, так и его психологии народов в современной психологической литературе. Так, Бэрри (Канада) (120) полагает, что психология народов Вундта содержит множество идей для дальнейшего развития сравнительного исследования человеческого поведения и ориентирует прежде всего на исторический аспект, на теорию развития. Современные сравнительные исследования человеческого поведения могли бы значительно обогатиться, если бы они развили многочисленные идеи, высказанные Вундтом.

Л. Шпрунг (Германия), напротив, характеризует психологию народов как сильно психологизированное, идеалистическое общественное учение (150, с. 80), которое, в конце концов, потерпело крушение. Противопоставлением физиологической психологии и психологии народов Вундт разработал концепцию дуалистического и предметного обоснования психологии, закрыв экспериментальной психологии доступ к высшим психологическим процессам, что имело негативные последствия - по крайней мере в Германии - для дальнейшего развития экспериментальной психологии. Мы полагаем, что это, без сомнения, сильно идеологизированное суждение.

Эти примеры показывают, что характер оценки психологии народов зависит в том числе от предметных областей, методологических позиций и применяемых методов их авторов. Однако историк психологии, ретроспективно рассматривая и оценивая тенденции развития психологии в прошлом из перспективы настоящего, должен исходить из принципа историзма в науке, а потом уж судить о степени актуальности анализируемых работ для современного психологического знания. Необходимо исследовать психологию народов в связи с конкретными историческими общественными отношениями, в которых она разрабатывалась и набирала силу, а также в связи с достигнутым к тому времени уровнем разработки проблем психологии народов.

Похожие диссертации на Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта