Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Бызова Валентина Михайловна

Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания)
<
Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бызова Валентина Михайловна. Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания) : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : СПб., 1998 332 c. РГБ ОД, 71:99-19/8-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования 16

1.1. Основные этапы истории отечественной и зарубежной этнической психологии 16

1.2. Феномен этноцентризма в современной этнопсихологии 28

1.3. Межнациональная брачность как показатель этнических процессов 33

1.4. Этническая и этнокультурная ситуация в Республике Коми 36

Глава 2. Менталитет как один из факторов, определящих этнопсихологические особенности личности 42

2.1. Менталитет и культурологические аспекты личности 42

2.2. Этническое самосознание и система ценностей личности 46

2.3. Некоторые аспекты традиционной духовной культуры народа коми и современность 50

2.4. Коми народ в русской литературе 54

Глава 3. Результаты исследований этнического менталитета представителей разных этнических групп 59

3.1. Этническая специфика ценностных ориентации подростков и молодежи 59

3.1.1. Результаты факторного анализа признаков, описывающих ценностные ориентации молодежи 69

3.2. Этнические особенности уровней развития личностной саморегуляции подростков,молодежи и взрослых 81

3.3. Этнические аспекты самоактуализации молодежи 90

3.3.1. Результаты факторного анализа показателей самоактуализации студенческой молодежи 99

Глава 4. Проблемы межэтнических отношений и понимания в этнопсихологии 113

4.1. Прикладные аспекты межэтнических: отношений 113

4.2. Идея толерантности в межэтнических отношениях 119

4.2.1. Развитие компетентности в межэтнических отношениях 123

4.3. Проблема межличностного восприятия и понимания в этнопсихологии 126

Глава 5. Межэтнические психологические отношения коми и русских 131

5.1. Специфика эмоциональных компонентов межэтнических отношений подростков и молодежи 131

5.1.1. Авто-гетеростереотипные представления молодежи о коренном этносе 145

5.1.2. Эмоционально-оценочные межэтнические отношения взрослых 153

5.2. Специфика межличностных отношений коми и русских 160

5.2.1. Личностные предпосылки межэтнических отношений подростков и молодежи 160

5.2.2. Личностные детерминанты межэтнических отношений в выборках женщин 170

5.3. Проективные приемы диагностики межличностных

отношений коми и русских 176

Глава 6. Дополнительные показатели психологических этнических различий 184

6.1. Диспозиционная структура мотивационной сферы коми и русских 184

6.1.1. Динамика диспозиций личности в зависимости от пола и возраста испытуемых 184

6.1.2. Эмоционально-мотивационная сфера личности в связи с показателями локуса контроля 191

6.2. Ролевые установки и психологические тенденции в психосексуальной сфере молодежи 196

6.3. Темпераментальный профиль коми и русских 202

6.4. Соотношение темпераментальных и интеллектуальных характеристик подростков, молодежи и взрослых 208

6.5. Отражение Я-образа русских и коми в проективных рисуночных методиках 216

6.6. Модель этнических различий коми и русских 221

Заключение 231

Выводы 237

Библиография 240

Приложение 263

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования связана с нынешним обострением межнациональных отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры представителей коми и русского этносов,а также с усиливающимся интересом к проблеме русского и финно-угорского менталитета. Вопросы этнопсихологии представителей коми и русского этноса не нашли достаточно полного отражения в работах психологов, культурологов, этнографов. Выдвижение в центр исследовательских интересов проблемы психологии этнических различии, менталитета и межэтнического понимания продиктовано насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур,важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений, преодолеть межнациональные

барьеры /154/.

Проблемы межэтнических отношений долгое время находились

вне поля внимания специалистов, а современное этнопсихологическое знание не отвечает реальному состоянию межнационального общения. На межэтнические отношения проецируются все сферы жизни общества: социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические /30/. Характерной чертой современной эпохи является дальнейшее усиление межэтнических контактов,межкультурного взаимодействия и в связи с этим актуализируется проблема оптимизации межэтнических отношений. Практическое решение этой проблемы предусматривает воспитание терпимости, этнической толерантности к культурам всех этнических групп.

Состояние межнациональных отношений требует изучения этнических стереотипов, ибо они создают благоприятную почву для манипулирования массовым сознанием, для выработки негативных установок по отношению к представителям других этносов. Расширение знаний об особенностях этнической стереотигшзации актуально и в целях укрепления сотрудничества различных этнических групп в современных условиях жизнедеятельности. Однако функционирование стереотипов на двух уровнях отношений - межгрупповом и межличностном - существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант /162/.

Возрождение России прежде всего связано с глубоким поворотом общества, его экономики, социальных связей, систем ценностей, общественного сознания в сторону человека. В соответствии с социальным заказом в 1991 году учеными Российской Федерации была разработана республиканская нарчная программа "Народы России: возрождение и развитие" и осуществлена работа по ее реализации /132/. Наши исследования проводились в соответствии с научными направлениями республиканской программы по возрождению народов России.

Перестройка и развитие процессов национального возрождения вызвали резко возросший спрос на знания в сфере межнациональных отношений. В нашей стране развитие национальных отношений выдвигает необходимость этнопсихологических исследований на отечественном материале. Этническое самосознание становится значимым системообразующим фактором этноса /Г.В.Старовойтова,1985/.

Необходимость изучения психологии этнических различий в самосознании, личностных особенностей разных этнических гр упп вызвана тем, что существующие научные источники недостаточно

освещают вопросы, порожденные ростом национального самосознания, всплеском национальных движений, развитием процессов национального возрождения.

Актуальность исследования психологических этнических различий связана и с тем, что в современных условиях общей тенденции интернационализации и универсализации жизни возрастаем этн ич-ность прежде всего малых народов, что выражается в желании их к самосохранению своей культуры и своего образа жизни. Противоречивые проявления этничности и рост национального самосознания связаны со спецификой этнического сознания, психологии, ее содержания, обусловливающих факторов в структуре ценностей и в межэтнических отношениях. Этнопсихологические исследования служат фактором познания тенденций формирования личности и еее поведенческих ориентации /25/.

Результаты социологических исследований образа жизни малых народностей свидетельствует, что общее возрождение этносов прямоо зависит от восстановления этнокультурных традиций, в первую очередь - мировоззренческих. Эти традиции выступают в качестве духовного регулятора в воспроизводстве этноса как целостного организма. В настоящее время особое внимание необходимо уделить этническому самосознанию, традиционному мировоззрению, а также культурным традициям /115/.

Динамизм общественно-политической жизни требует безотлагательного формирования кадров специалистов, профессионально занимающихся изучением национальных культур и личностных особенностей их представителей/ 62 /.

Сегодня Россия - обновляющееся многонациональное федеративное государство и от того, как складываются в ней процессы

взаимодействия и взаимной адаптации народов, зависит ...климаж межнациональных отношений, зависит судьба не только России, но и будущее Европы"/М.Губогло,1992/.

Предает исследования диссертационной работы - личностные и социально-психологические особенности /возрастно-половые различия, опыт общения, авто- гетеростереотипы, этническая идентификация/ представителей коми и русского этносов, а также этнических маргиналов.

Объект исследования - представители коми и русской этнических групп, а также рожденные в национально-смешанных семьях /коми - русские/. & качестве испытуемых выступили учащиеся общеобразовательных школ городов Сыктывкара, Ухты, ктыла в возрасте 13-17 лет, студенты Сыктывкарского госуниверситета, Коми педагогического института, Коми республиканской академии госслужбы и управления при Главе геспублики Коми в возрасте 18-25 лет, а также взрослые - представители различных профессиональных групп, имеющие высшее или среднее специальное образование в возрасте 26-35 лет. Общая численность испытуемых - 3429 человек.

Принадлежность к тому или иному этносу определялась по напиональнои принадлежности прародителей. Выборку представителей коми этноса составили те испытуемые, у которых все бабушки и дедушки были коми. Аналогично с русской выборкой испытуемых. У этнических маргиналов среди прародителей были представители коми и русского этносов.

Выбор в качестве объекта изучения учащейся и студенческой молодежи обусловлен тем, что именно в этом возрастном периоде активно формируется этническое сознание и этническое самосознание. Наиболее восприимчивыми к межнациональным отношениям оказались студенты и молодежь до 30 лет /92/.

Гипотезы исследования

1.Этнические различия возникают в результате различного опыта межэтнических контактов,особенностей менталитета и этнической идентификации. Этнические различия лежат в основе и определяют характер межэтнического взаимодействия.

2.Непосредственный обыденный опыт межэтнического общения представителей смешанного этнического происхождения обусловливает брлее глубокое и разностороннее понимание и более позитивные межэтнические оценки.

3.Направленность личности на сотрудничество и на межличностное общение определяет результаты межэтнических психологических отношений,

4.Содержание и направленность этнических стереотипов обусловлены особенностями самоотношения и взаимооценки. Существуют психологические различия в содержании авто-гетеростереотипов представителей коми и русского этноса,обусловленные половозрастными факторами и этнической средой.

5.Семейный фактор предопределяет формирование этнического сознания вообще и этнических стереотипов в частности.

Цель исследования - проследить и раскрыть психологическую специфику этнических различий и на этой основе создать обобщенную модель этнических различий,которая бы позволила прогнозировать целый ряд явлений и разработать практические рекомендации для повышения эффективности психологии управления поликультурными и многоэтническими обще ствами.

В процессе реализации цели исследования решались следующие конкретные задачи:

1.Проанализировать исследования актуальных проблем этнопсихологии в отечественной и зарубежной литературе.

2.Апробировать и отобрать комплекс невербальной и вербальной методик и методических приемов эмпирического исследования психологии этнических различий.

3.Изучить в этнопсихологическом контексте ценностные ориента ции, уровень субъективного контроля,показатели самоактуализации, образ Я, характеристики теглпераментальной,интеллектуальной и моти-вационной сфер, семейные и психосексуальные ориентации.

4.Рассмотреть изучаемые показатели во взаимосвязи категорий пол,возраст,этничность,интернальность.

5.Рассмотреть особенности проявления личностных и социально-психологических характеристик у этнических маргиналов - представителей смешанного коми-русского этноса.

6.Изучить психологическое содержание и направленность этнических стереотипов в разных этнических группах, выявить влияние семьи на формирование межэтнических отношений. Проследить влияние показателей самовосприятия на содержание и направленность авто-гетеростереотипов.

7.Изучить ролевые установки в сфере семейных отношений в зависимости от поло-возрастных и этнических факторов.

8.Определить специфически ориентированные методические приемы, процедуры и техники,способствующие формированию этнического сознания самосознания подростков и юношества. Определить пути оптимизации межэтнических отношений и перспективы исследований в РК.

9.Разработать программу тренинговых занятий по повышению

этнокоммуникативной компетентности и личностного роста молодежи. Разработать программу спецкурса по этнокультурной компетентности.

В качестве основных методов исследования были использованы: опрос, беседа, устные и письменные описания "типичного" представителя коми и русского этноса, эксперимент.

В число экспериментально-психологических методик вошли:

1. хест М. Рокича в модификации А.Гоштаутаса, А.Семенова, В.Ядова на изучение ценностных ориентаций/104/.

2. Опросник уровня субъективного контроля ДСК/, адаптиро-ванныйЕ. Ф. Бэжиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом $15/.

3. Самоактуализационный тает /CAT/, адаптированный психологами МГУ / 7 /.

4. Цветовой тест отношений /230,231/.

5. Тест Т. Лири на изучение межличностных отношений /160/.

6. Проективныйтест Руки Вагнера, адаптированный Т.Н. Курбатовой / 94 /.

7. Тест юмористических Фраз /ТЮФ/, адаптированный А.Г.Шмелевым /144/.

8. Методика РОП - ролевые ожидания и притязания в семейных отношениях,адаптированная в лаборатории дифференциальной психологии НЙИКСИ при С-Петербургском университете /216/.

"9. Опросник структуры темперамента В.М.Русалова - Д-ОСТ и В-ОСТ /169/.

10. Тест Амтхауэра /144/.

11. Проективная рисуночная методика "Дом-Дерево-Человек"/189/

12. Проективная рисуночная методика "Несуществующее животное" /160/.

Обработка рещультатов исследований производилась корреляционным и факторным анализом в ВЦ Санкт-Петербургского и в ВЦ Сыктывкарского госуниверситетов.

Научная новизна исследования

Впервые в Республике Коми с позиций системно-деятелъностного подхода осуществлено комплексное этнопсихологическое исследование представителей коренного этноса, а также самой большой по численности этнической группы русских и этнических маргиналов - представителей смешанного этнического состава /коми-русские/.

Применение разнообразных психодиагностических методик и методических приемов,прежде всего невербальных, позволило получить новые эмпирические факты и закономерности,характеризующие менталитет каждого им исследованных этносов, отношение к себе, к своему этносу, к другим этносам, к действительности,когнитивные образования, Нормирующиеся в процессе межэтнического взаимодействия и регулирующие его.

Рассмотрены элементы этнического самосознания /образ Я,авто-гетеростереотипы/ на двух уровнях: осознаваемом и неосознаваемом, что позволило выявить неадекватное осознание межэтнических отношений в группах подростков и молодежи. Расхождение осознаваемого и неосознаваемого моментов в межэтнических отношениях служит существенным фактором формирования негативных гетеростереотипов в молодежных выборках.

Впервые экспериментально выявлены автостереотипы и гетеросте-реотипы коренного этноса, дан сравнительный анализ авто-гетеросте-реотипов представителей разных этнических групп - коми,русских и лиц смешанного этноса. Выявлено влияние самоотношения на авто-гетеростереотипные свойства молодежи, а также влияние направленности личности на результаты межэтнических отношений. Выявлены психологические различия в содержании и направленности этнических стереотипов в зависимости от половозрастных и этнических факторов. Обнаружена деформация в системе самоотношения личности представителей коренного этноса.

Обнаружены и описаны специфические проявления в системе ценностных ориентации представителей разных этнических групп в зависимости от половозрастных факторов.

Установлены и содержательно проанализированы особенности личностного развития и самоактуализапии молодежи и лиц старшего возраста разных этнических групп. Выявлены разные стратегии поведения в реализации жизненных целей молодежи коми и русского этноса. Отмечены показатели ожидаемой помощи у коми и показатели готовности к собственным усилиям у русских.

Показано различие регулятивных функций локуса контроля личности у коми и русских в сферах межличностных и семейных отношений. Выявлена специфика личностной саморегуляции в зависимости от половозрастных и этнических факторов.

Определена специфика семейных ролевых установок и психосексуальных особенностей поведения представителей коми и русского этноса. Выявлена установка коми молодежи на семью как на терминальную ценность.

Впервые психологически исследованы представители смешанного этнического происхождения /коми-русские/ в первом поколении. Получены показатели,отражающие более выраженную социально-психологическую адаптацию к условиям .жизнедеятельности и общения.Выявлено более активное стремление к самореализации и личностному

росту.

С учетом системного и личностного подходов к исследованию

создана модель этнических различий, а также выделены характеристики ,поддающие ся психологической корре квди.

Отобраны и апробированы невербальные и вербальные методики, направленные на реализацию задач этнопсихологии.

Теоретическое значение работы

Проблема изучения этнопсихологических различий для отечественной психологии .является новой. Пока идет становление новой области психологических исследований, основные понятия и подходы заимствуются из смежных областей. Перспективы и тенденции развития этнопсихологии связаны с накоплением эмпирического материала,осмыс ление и обобщение которого приведет к созданию новых этнопсихологических концеіщий, а также с насыщением психологическим содержанием понятий, по необходимости заимствуемых из смежных наук.

Этнопсихологические исследования проблем межэтнических отношений и понимания позволяют описывать и прогнозировать развитие этнопсихологических феноменов: межэтнический диссонанс, внутри-групповой фаворитизм, межэтническая дискриминация, этноцентризм.

Использование невербальных методик, их модификации соответственно целям этнопсихологического исследования, существенно расширяют представления об их психодиагностических возможностях. Сопоставление вербального и невербального рядов данных и обнаруженное несоответствие между этими рядами позволило выявить факторы формирования этнической стереотипизации. Полученные факты свидетельствуют о значимости и самостоятельности неосознаваемой регуляции поведения и о необходимости учета его в межэтническом взаимодействии.

Выявленные результаты позволяют по-новому взглянуть на цели и задачи межкультурного воспитания, формирование этнического самосознания детей и юношества. Полученные данные позволяют понять проблемы вхождения личности в новую социокультурную среду, выяснить причины социально-психологической дезадаптации сельской молодежи. Результаты исследования служат основой психокоррекцион-ных программ и диагностики поведения.

Практическое значение исследования и внедрение его результатов в практику. Полученные в работе данные обогащают понимание процессов формирования образа другого /чужого/, появления ряда негативных национальных стереотипов, феноменов этноцентризма, внутригруппового фаворитизма и других феноменов. Эмпирические данные, выводы и обоснования, полученные в результате исследования, могут быть обобщены на сходные ситуаши в республиках Российской Федерации, где велика доля некоренного и смешанного населения.Опыт работы в этом смысле может быть распространен.

Материалы исследования психологии этнических различий важны для истории и практики национальных отношений в СССР и России, изучения причин межэтнических конфликтов?разрабртки концепций, способных определить основные контуры современной национальной политики, может быть перспективным опыт выявления авто-гетеросте-реотипов, психологического своеобразия межэтнических отношений, специфики этнического менталитета, диагностики толерантности в процессе межэтнического общения и взаимодействия.

Результаты исследования важны для организации воспитательно-образовательной практики детей и молодежи Республики Коми,могут быть использованы при разработке концепции развития национальной школы. Понимание этнопсихологических особенностей народа,глубинное осознание своих корней, развитие национальной культуры,традиций и духовных ценностей способствует формированию ноаого типа представителя коми этноса.

Выявленные нюансы социальной рефлексии различных этносов российского Севера могут быть учтены в процессе семейной психотерапии, в психологическом консультировании, в профориентации, в психокоррекционной работе, в социальной работе , в психологии управления, в этнопсихиатрии, в юридической практике.

Материалы диссертации легли в основу разработанного спецкурса

по актуальным проблемам современной этнопсихологии, а также в программу спецкурса по этнокоммуникативной компетентности социальных педагогов, практических психологов и социальных работников.

Разработанная на основе диссертационного исследования программа психокоррекпионных занятий в молодежных группах по проблемам личностного развития, уверенного поведения, ададтадии к новой социокультурной среде реализуется при подготовке педагогов в педагогических колледжах Сыктывкара.

Организованы лекционные и семинарские занятия для преподавателей педколледжей по этнопсихологическим проблемам педагогики, осуществляется индивидуальное консультирование педагогов и учащихся.

Психокоррекционные мероприятия, в частности психокоррекция самоотношения,позволили создать основу реальной самооценки и творческой самореализации сельской молодежи.

В целях реализации перспектив этнопсихологических исследований в Республике Коми организована на общественных началах при кафедре педагогики Сыктывкарского госуниверситета лаборатория по изучению проблем развития национальной школы.

Материалы диссертации используются при чтении лекций,прове/ дении семинарских занятий,"круглых столов" в Академии госслужбы Республики Коми для слушателей разных категорий, а также студентов Сыктывкарского госуниверситета.

Апробация работы.

Результаты исследования были заслушаны на Всесоюзной конференции "Системное исследование индивидуальности" /Пермь,1991/, на ііервьіх Международных научных Ломовских чтениях в Москве в декабре 1991 года, на Международном семинаре в МГУ "Проблемы межкультурного воспитания", 3-8 июля 1991 года, на Международной конференции в Одессе "Актуальные проблемы психологической службы", сентябрь 1991 года, на Международных конференциях в Москве: ".Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен", 1-4 июня 1994 года, "Государство и дети: реальности России",декабрь 1994 года, в Санкт-Петербурге "Молодежь в условиях социально-экономических перемен и реформ", сентябрь 1995 года, на научно-практической конференции в Сыктывкаре "О социальном положении женщин в Республике Коми",1995г, на Всероссийской научно-практической конференции в Сыктывкаре "Семья в изменяющемся мире", 9-Ю июня 1994 г., на Международной научно-практической конференции в Москве "Семья на пороге третьего тысячелетия",15-18 июня 1994 г.

Результаты исследований обсуждались на ФПК МГУ в 1991 г., на заседании кафедры общей психологии факультета психологии С-Петербургского госуниверситета /1993,1996/, на заседании лаборатории психологии и психофизиологии им.В.Д.Небылишна Института психологии РАН /1993/, на заседании кафедры педагогики и психологии Сыктывкарского университета /1993,1994/,на заседании лаборатории феноменологии и развития личности РАО /1997/.

Структура и объем работы, диссертация состоит из введения,

шести глав,заключения,выводов, списка литературы и приложения,

включающего Щ табл. и 8 рисунков.Библиография включает 325 наименований, в том числе 72 - на иностранном языке.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе психологии этнических различий лежат особенности менталитета, проявляющиеся на двух уровнях рассмотрения: фкло- ж онтогенетическом, на всех уровнях структуры личности.

2о В основе межэтнических психологических отношений находятся эмоционально-оценочные авто- гетеростереотипные представления и этническая идентичность личности со своей этнической группой. Этническая идентичность определяет направленность и содержание авто- гетеростереотипов. Психологические различия в эмоционально-оценочных компонентах межэтнических отношений проявляются как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

3. Выделено два уровня межэтнического восприятия и самовосприятия: осознаваемый и неосознаваемый.Неосознаваемый уровень регуляции поведения и межэтнических отношений является существенным фактором формирования стереотинизалии. Значимость и самостоятельность неосознаваемой регуляции требуют учета ее в целях оптимизации межэтнических отношений и понимания,

4. Специфика самовосприятия определяется половозрастными и этническими факторами. Выборка подростков и молодежи коми этноса, в отличие от русских выборок, характеризуется неудовлетворительным самоотношением, проявляющимся прежде всего на неосознаваемом уровне, что препятствует коррекции самосознания.

5. Система межэтнических представлений в отношениях коми к русским отличается большей позитивностью по сравнению с межэтническими представлениями русских о коми. Этнические маргиналы характеризуются позитивными гетеростереотипами коми и русских. Неадекватное межэтническое восприятие обусловливает проблемы межэтнического непонимания.

L и

6. Психологическое своеобразие межэтнических отношений обусдовлено половозрастными факторами и направленностью личности. Подростки к молодежь, з отличие от лиц более старшего возраста, характеризуется более низкой этнической толерантностью к представителям коренного этноса. Направленность представителей коми этнических групп на сотрудничество и межличностные контакты определяет позитивные результаты межэтнического взаимодействия. Фактором субъективной регуляции межэтнических отношений является локус контроля личности в сфере межличностного контактирования.

7. Представители коми молодежи характеризуется проблемами, самореализации и личностного развития, обусловленными субъективными факторами, преаде всего негативным самоотношением и эмоциональным неприятием Я- образа. Стремление к самоактуализации, в отличие от русских выборок молодежи, связано со стратегиями конформно-подчиненного типа, ожиданием психологической помощи и эмоциональной поддержки.

Основные этапы истории отечественной и зарубежной этнической психологии

Этническая психология зародилась в нашей стране в 20-е годы Представляет исторический интерес докладная записка об учреждении кабинета этнической психологии от 1 февраля 1920 года: "Постановка и развитие изучения этнопсихологии могли бы оказаться полезными не только для целей учебных и научных,но и для целей государственных, что связано с психологическими особенностями жизни народа, составляющих его классов и иных социальных группировок" /240 /.

Заявив о своем возникновении,этническая психология столкнулась с трудностями самоопределения, так как обнаружилась сложность в установлении границ со смежными науками. Место этнической психологии среди других наук продолжало оставаться неорределенным и в первые десятилетия нового века. Скорее это была дисциплина, тяготеющая к этнографии и языкознанию.

В России начала XX века национальная проблема становится предметом обсуждения. Так, в работе "Психология национальности" Д.Н.Овсянико-Куликовский /1922/ изложил взгляды,характерные для русской науки предреволюционных лет. Автор полагал,что нации, определяются психическими особенностями людей, в состав национальной психики входят волевые элементы,которые проявляются в национальном характере. Разнообразие национального характера проявляется в общественной жизни, в политической и социальной борьбе, в истории каждого культурного народа. Языковед и литературовед Д.Н.Овсянико-Куликовский развитие национальных черт связывал с усвоением языка, причем ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков. По его мнению, национальный уклад в наибольшей степени проявляется в мышлении и творчестве одаренных мыслителей,поэтов,писателей.

В национальных характерах Овсянико-Куликовский различал два типа: пассивный и активный,причем каждый из них включает в себя два уклада воли. Пассивный тип: 1/ задерживающая и действующая воли не отличаются силой и осложняются психологическим элементом волевой лени /пример - русскийволевой уклад/. 2/ обе воли одинаково сильны и характеризуются психологической дисциплиной /пример - немепкийволевой уклад/. Активный тип: 1/ обе воли сильны, но действующая воля осложняется психологическим элементом спорта /пример - английский волевой уклад/. 2/ сильная и импульсивная действующая воля при относительно слабой задерживающей воле,особый психологический элемент - героизм /пример - французский волевой уклад/. Из теории национальной психологии автор делал практические выводы для национальной политики, основной вопрос которой сводился к вопросу о языке. Трактуя язык как инструмент этнической идентификации, Овсянико-Куликовский видел в нем фактор национального самоопределения личноети.Автор ввел понятие патологии национальности, "болезней" национальной психики /национализм,шовинизм/. По его мнению,гипертрофия социальных межнациональных признаков в ряде случаев вызывает атрофию национальных черт,явление "денационализации", однако следствием может быть также повышение национального чувства,ведущего к национальному тщеславию и шовинизму.

В историческом развитии этнической психологии в России одно из направлений было связано с языкознанием,причем язык выступая как основа единства психического склада того или иного народа. Получила развитие идея,что язык обусловливает существование этнических общностей,.Сформировалось психологическое направление в языкознании, которое" связываяось с народной психологией. В русском языкознании и литературоведении это направление наиболее ярко проявилось в трудах А.А.Потебни/ Мысль и язык. Харьков,1313/.

Менталитет и культурологические аспекты личности

Если речь идет о межличностном общении, то преобладания таких установок в большинстве районов Республики Коми не обнаружено. Свыше 70% опрошенных в группах коренного и около 90% пришлого населения считали, что национальность при выборе брачного партнера не жмеет значения. В то же время почти каждый 5-6-й в группах коренного и пришлого населения выбрали бы в супружеские партреры только человека своей национальности, еалъная брачная структура опрошенных подтверждает их предпочтения. Каждый 3-й респондент коренной национальности имел супруга некоренной национальности, а пришлое население меньше вступало в брак с коренными жителями, итак, в группах пришлого населения установки на предпочтительный выбор супруга или коллеги по работе по национальному признаку распространены более широко, чем среди коренного населения/222/.

Существует определенная опасность утраты своей национальной самобытности, чем обеспокоено 69% коренного и 57% пришлого населения и эти представления могут стать одним из факторов, порождающих элементы напряженности в отношениях. Приезжающие на Север в половине случаев не ориентированы на активное приобщение к культуре коренного народа, в то время как более половины опрошенных коренных северян убеждены в необходимости этого. Самооценка степени знакомства с культурой коренного народа невысока как среди пришлого, так и среди коренного населения, " наком не очень хорошо" - так оценивали степень своего приобщения к северной культуре,т.е. в общих чертах,поверхностно /222/.

Таким образом, уровень реального знания культуры коренного народа в самооценке опрошенных еще ниже, чем осознание необходимости приобщения к ней. Как известно, чем больше люди знают друг о друге, устанавливая живой дружественныйобмен культурными ценностями, тем больше у них терпимости и бережного отношения к иным взглядам,традициям, обычаям, а также стремления понять друг друга,развивать формы культурного взаимообогащения.

Коми этнос относится к числу народностей, которых ассимиляционные процессы /языковые и этнические/ коснулись в достаточно серьезной степени. В связи с этим понятна тревога коренного этноса за свою стабильность, его стремление сохранить свой язык и национальную культуру. Энергичная промышленная экспансия республики в 40-80-е годы, деформации в области национальной политики повлекли за собой не постепенное взаимопроникновение национальных культур мигрантов и коренного населения, а насаждение общих элементов политических, идеологических и экономических отношений, которые способствовали разрушению внутренних структур национального развития коми этноса /16/.

Рассмотрим тенденции суицидального поведения населения Республики Коми /147/. За период 1991-1S94 годы численность населения сократилась на Ь%, а число самоубийств возросло на 54%, Данная тенденпия свидетельствует о повышении уровня суицидально-сти населения, об увеличении депрессивных настроений в обществе. В связи с усилением социально-экономического кризиса, снижением уровня жизни, изменением ценностно-мировоззренческих ориентации у значительной части населения нарушились привычные механизмы адаптации к социальной среде. %явлена крайне тревожная тенденция увеличения суицидов среди детей и юношества / в 2,6 раза/.

Выявлен более высокий уровень самоубийств среди лиц коренного этноса: коэффициент суицидальной активности в 1994 году среди коми составил 1,34, среди русских - 0,82, а среди представителей других национальностей - 1,01, иреди возможных причин повышенной суицидальной активности коренного населения следует отметить высокий уровень социальной дезадаптации, маргинализации населения в сложных условиях современного этапа развития республики, что оказывает крайне негативное влияние на психологическое состояние и здоровье.

Этническая специфика ценностных ориентации подростков и молодежи

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания и являются одной из самых личностно значимых особенностей. Осознание собственных ценностных ориентации, понимание ценностей других этнических общ ностей необходимо в связи с межэтническими взаимодействиями, в процессе которых актуализируются вопросы взаимопонимания. Среди причин, затрудняющих процесс понимания, могут быть этнические различия в системе ценностных предпочтений.

Общеметодологической основой анализа ценностных ориентации в контекете личностного подхода является понимание личности,ее сущности как совокупности всех общественных отношений и психики как отражения окружающей действительности /Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, С Л. Рубинштейн, Е. В. Порохова, А.В.Брувдинекнй, А.А.Крылов, Е.#. Рыбалко, А.А.Рван и др./. В.ІЧАнаньев /1968/ утверждал, что имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов, пеихол0гв...Этим общим центром являются ценностные ориентации групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей".

Система ценностных ориентации реально складывается лжшь к подростковому периоду онтогенеза і неразрывно связана с определенным уровнем самосознания.

В диссертации предпринята попытка проанализировать системы ценностей у представителей разных этнических и возраетинх групп, используя хорош известную методику М.Рокжча, е адаптированный вариант /104/. Процедура исследования: испытуемым предлагались списки ценностей с инструкцией:"Перед Вами список,включающий жекоторые цели, к которым могут стремиться люди.Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения ж слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую п значимости цель и обозначьте цифрой 2. и т.д. Затем цените.насколько каждая из них уже реализована в Вашей жизни и поставьте справа от нее соответствующую цифру". Статистическая обработка данных проводилась е использованием дисперсионного и факторного анализа.

Нас интересовала прежде всего структура терминальных ценностей, особенности реализации целей деятельности, жизненная направленность, мотивация поведения, а также групповые представления системе значимых ценностей. В исследовании приняли участие 1165 испытуемых,в том числе: 455 подростков 13-16 лет /245 девочек и 210 мальчиков/,308 девушек н 222 юноши 18-25 лет, 180 женщин и мужчин 26-35 лет. Изучено 18 выборок.

В подростковых выборках показатели реалшзованиости ценностей представлены в приложении в таблицах 1-4. Среди наиболее реализованных терминальных ценностей в группах девочек /табл.1/ выделена независимость в выборке девочек коми этноса. Беседы с подростками позволили боле содержательно оценить жх ориентации. Стремление к независимости отражает прежде всего свободное выражение свожх взглядов и убеждений, поступков и суждений, самостоятельность.

В выборке девочек коми этноса выявлена тенденция к более высокой значимости ценности счастливой семейной жизни. & выборке девочек русского этноса более реализованным казалось познание, расширение своего кругозора,повышение уровня образования.

Похожие диссертации на Психология этнических различий (Проблемы менталитета, отношений, понимания)