Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Васильченко Анатолий Анатольевич

Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью
<
Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильченко Анатолий Анатольевич. Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью : 19.00.01 Васильченко, Анатолий Анатольевич Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью :учащиеся духовных школ : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2007 227 с., Библиогр.: с. 190-217 РГБ ОД, 61:07-19/731

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПОНИМАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ И РЕЛИГИИ 9

1. Самосознание и жизненный путь личности в понимании психологии и других заинтересованных областей знаний 14

2. Жизненный путь духовного лица в понимании Православия 43

ГЛАВА II АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТУДЕНТОВ ДУХОВНЫХ ШКОЛ 82

1. Методы психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути 82

2. Анализ результатов психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути студентами духовных школ (МДА и С) 123

3. Сравнительный анализ особенностей самосознания личности студентов духовных школ и студентов светских университетов 166

ВЫВОДЫ 187

БИБЛИОГРАФИЯ 190

ПРИЛОЖЕНИЯ 218

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но и его самосознания.

Жизненный путь личности - индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Личностный смысл - выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции -в его духовной сфере.

Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностные ориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесь складываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия. В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания.

Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью является особенно актуальным, когда усиливается маргинализация молодого поколения, и когда мы воочию наблюдаем процессы ускоренной ассимиляции и интеграции в мировое сообщество.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».

Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, а также через концепцию феноменологии развития и бытия личности В. С. Мухиной. Согласно В. С. Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, что предполагает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременную уникальность этого выбора. Мы разделяем эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением Я, с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — психологическое пространство личности (права и обязанности). Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В. С. Мухиной, формируются у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении

5 в зависимости от характеристик социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.

Цель исследования - изучение особенностей жизненного пути личности учащихся духовных школ.

Объект исследования - жизненный путь личности в понимании учащихся духовных школ.

Предмет исследования - психология понимания жизненного пути личности учащимися духовных школ.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается не только в своих суждениях, но в повседневном поведении и в ориентации на предстоящее будущее. Учащиеся духовных школ разделяют и принимают идеи жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции (личностной и духовной).

Задачи исследования сформулированы в соответствии с целью и гипотезой:

  1. провести анализ исследований самосознания и жизненного пути личности в психологии и других областях знаний;

  2. исследовать специфику самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ;

  3. провести сравнительный анализ специфики самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ и у студентов светских университетов.

Методы, используемые в настоящем исследовании. В нашей работе использовались следующие методы: 1 - включенное наблюдение; 2 - проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов); 3 - проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств; 4 - экспресс-диагностика межэтнической аккультурации; 5 - рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица. Кроме того использовались статистические методы обработки данных.

Было обследовано: 100 студентов духовных школ МДА и С; 30 монахов и священников; 100 студентов-психологов V курса; 30 аспирантов-психологов МПГУ. Работа проводилась в период с 2004 по 2007 год. Кроме того, проводился сравнительный анализ результатов исследований, направленных на изучение особенностей самосознания молодежи, находящейся в различных социальных условиях.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических и теоретических принципов; применением обоснованных теоретически методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой гипотезы и выводов, а также обсуждением полученных результатов с экспертами (профессорами богословия и преподавателями МДА и С; психологами).

Научная новизна и теоретическое значение. В контексте психологии личности исследовалось понимание жизненного пути личности православной молодежью - учащимися духовных школ. Было показано, что в случае, когда молодежь уже определилась с выбором жизненного пути, она стабильно ориентируется на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности; что выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящих деятельности и образа жизни, но и особенности самосознания.

Теоретическое значение обретают выявленные универсальные и специфические показатели социальной, культурной и духовной представленности выбора жизненного пути православной молодежи, а также уникальность выбора жизненного пути, опосредованная самосознанием индивидуальной личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности прогнозирования особенностей ценностных ориентации, связанных с выбором и пониманием жизненного пути личности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения реальных проблем молодежи, связанных с выбором жизненного пути.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводит к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности. Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так и особенности самосознания личности.

  2. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан.

  3. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры. Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи. Учащиеся духовных школ отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути личности. Условия, определяющие их выбор жизненного пути достаточно категоричны, что жестко определяет их выбор в монашество или в священнослужение в миру.

Выбор жизненного пути в сфере светского образования отличается бульшим разнообразием вариантов, что влечет за собой высокий разброс вариантов целей и возможных выборов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждали: на чтениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ (2006, 2007); на Рождественских чтениях (2007).

Основные результаты исследования изложены в трех научных статьях и докладах (общий объем публикаций - 1,5 п. л.). Все статьи опубликованы в журнале «Развитие личности», который входит в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Структура и объем диссертации. Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 217 страниц. Библиография содержит 323 наименований, в том числе 21 на европейских языках.

Самосознание и жизненный путь личности в понимании психологии и других заинтересованных областей знаний

Проблема жизненного пути личности, его биографических ступеней и возрастных стадий, эволюции личности в реальном пространственно-временном континууме, ее индивидуального развития и становления нашла широкое отражение в трудах исследователей.

Проблема развития, становления человеческого индивида, в ее философском воплощении, как необходимый аспект понимания духа человека разрабатывалась Г.-В.-Ф. Гегелем. В работе «Философия духа» Г.-В.-Ф. Гегель писал: «в душе, определенной как индивидуум, различия выступают как изменения, происходящие в этом индивидууме, в этом во всех них пребывающем едином субъекте; они представляют собой моменты его развития ... Эти изменения - суть: 1. Естественный возрастной процесс, начиная от ребенка...» . И далее: «Процесс развития природного человеческого индивида распадается на ряд процессов, различие коих основывается на различном отношении индивидуума к роду и обосновывает различие между ребенком, мужем и стариком. Различия эти представляют собой различие понятия...»2. Эти положения имеют непосредственное отношение к категориям «развитие», «изменение», «отношение», которые являются ключевыми в психологии личности.

Говоря о значимости и актуальности проблемы жизненного пути личности, одной из центральных концепций которой является категория «развитие личности», следует особо подчеркнуть, что последняя, наряду с проблемой структуры самосознания личности, мотивации, психопатологии, входит в число основных составляющих теории личности. Л. Хьелл и Д. Зиглер писали: «Концепцииразвития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека» .

В социологии и социальной психологии прежде всего встает проблема социа-лизации личности . Эта проблема также обращает наше внимание ко времени жизни человека и его жизненному пути.

Временной параметр жизненного пути личности всегда представлен в творчестве мастеров прозы и поэзии, когда образы литературных персонажей показаны в ракурсе их жизненного пути. Контекст жизненного пути героя произведения позволяет достичь глубины и правдивости в раскрытии художником человеческой сущности. Чрезвычайно значимы в этом отношении художественные произведения, биографические, автобиографические, мемуарные и эпистолярные материалы. В этой связи можно вспомнить бесчисленное множество примеров из художественной литературы, из бесконечного богатства дневниковых записей и мемуаров. Назовем для примера работы Ст. Цвейга, С. Моэма, а также дневники С. Дали, А. Шмемана3.

Глубина проникновения во внутренний мир человека, в невидимые, интимные пласты человеческой психики дала повод С. Цвейгу считать писателей истинными психологами. По этому поводу Г. Олпорт писал: «На протяжении веков феномен человеческой индивидуальности описывался и изучался гуманитарными науками. Наиболее эстетически настроенные философы и наиболее философски настроенные художники всегда делали это своей специфической областью интересов» .

Г. Олпорт считал, что писатели - «это гиганты наблюдения и литературы, тогда как в психологии проблема личности разрабатывается маленькими людьми, сущими мухами, которые находят себе защиту в рамках науки и вносят в нее свои мелкие банальности и незначительную ересь» . Далее Г. Олпорт отмечал: «Это правда, что по сравнению с гигантами литературы психологи, занимающиеся изображением и объяснением личности, выглядят как бесплодные и порой немного глупые» . Это мнение Г. Олпорта, однако, не совсем объективно: литература задает индивидуальный образ, а психология ищет общие закономерности.

Г. Олпорт отмечал также, что «литература и психология являются в некотором смысле конкурентами; они являются двумя методами, имеющими дело с личностью» . Г. Олпорт утверждал мысль о необходимости интеграции, конвергенции литературы и психологии, - метода искусства и метода научной психологической науки. К этому мнению он пришел тщательно проанализировав достоинства и недостатки каждого из подходов, их возможную взаимодополняемость и продуктивность в постижении личности. Он писал: «Личность - это не проблема исключительно для науки или исключительно для искусства, но это проблема и для того, и для другого. Каждый подход имеет свои достоинства, и оба нужны для комплексного изучения богатства личности»5.

Методы психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути

В нашем исследовании использовались следующие методы:

1. Включенное наблюдение;

2. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов);

3. Проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств;

4. Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации;

5. Рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица.

Кроме того осуществлялась математическая обработка результатов психологического исследования .

Названные методы представляют собой целенаправленный комплекс исследований психологии понимания жизненного пути и личностных качеств православной молодежью.

Обратимся к описанию и обсуждению названных методов. 1. Включенное наблюдение

Названный метод является весьма распространенным в психологическом изучении человека в рамках его деятельности . Обратимся к изучению этого метода.

Метод включённого наблюдения представляет собой способ изучения социальной реальности, предполагающий включение исследователя в жизнь изучаемой группы и участие в ней в течение достаточно продолжительного времени с последующим предоставлением отчёта о наблюдении. Цель метода состоит в получении наиболее достоверной информации, недоступной при использовании других методов исследования.

В качестве научного метода включённое наблюдение впервые описано Е. Линдеманом в 19332. Наиболее известными примерами использования данного метода служат исследования американских социологов Н. Андерсона3 и У. Уайта4. В нашей стране одним из первых, применивших включённое наблюдение, был В. Б. Ольшанский5.

Наблюдение отдельного человека или группы изнутри противопоставляется наблюдению извне, поскольку присутствие постороннего наблюдателя изменяет естественный ход событий, удерживает исследуемых от некоторых высказываний и поступков.

Современные формы обсуждаемого метода различаются по степени скрытости наблюдения.

Открытое (явное) включённое наблюдение предполагает, что группе известен наблюдатель и его цели, однако постепенно участники привыкают к нему, забывают о нём как наблюдателе.

Промежуточные (частично скрытые) формы включенного наблюдения допускают, что наблюдатель известен, но его цели и объект не раскрываются.

Скрытое (анонимное) включённое наблюдение оставляет в тайне сам факт наблюдения, его цели и присутствие исследователя.

Анонимное включенное наблюдение чаще применяется в случаях, когда отдельный человек (или группа) стремится скрыть информацию об особенностях своих позиций и своего реального поведения. Выбор формы включённого наблюдения зависит от целей исследования, особенностей изучаемой группы и возможностей исследователя .

Общая классификация включённых наблюдений производится по различным основаниям.

По степени формализованное выделяют неконтролируемое (нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдение.

По условиям организации различают полевые (наблюдения в естественных ус-ловиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации) наблюдения .

По степени упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации наблюдаемых яв 3

лении - констатирующими и оценивающими, а также смешанного типа .

Особой разновидностью наблюдения является так называемый стимуляцион-ный метод. При помощи последнего исследователь может экспериментально создавать определённые ситуации с целью проверки наличия у наблюдаемого каких-либо качеств. Метод включённого наблюдения позволяет изучать поведение и взаимоотношения членов группы в ситуациях реального действия, прочувствовать те специфические условия (физические, психологические и социальные), в которых они живут и действуют. Эту информацию не могут дать никакие рассказы очевидцев, никакое чтение .

Данный метод позволяет получить наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и его основные недостатки.

Во-первых, включённое наблюдение требует больших затрат времени и сил. По данным американских исследователей, для того чтобы завоевать уважение и признание в группе, анонимному наблюдателю необходимо от 3 до 7 месяцев -лишь тогда перед ним открываются некоторые «тайны жизни». В этот период исследователь полностью выполняет все обязанности члена группы.

Анализ результатов психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути студентами духовных школ (МДА и С)

Согласно наблюдению жизни Духовных школ правила поведения учащихся МДА и С исполняются большинством учащихся добросовестно.

Главенствующее место в жизни Духовных школ отводится храму и богослужению. Посещение богослужений - непременная обязанность и потребность учащихся Духовных школ. В воскресные дни, праздничные дни, в дни говения, а также в дни храмового послушания все студенты непременно приходят на богослужение.

По словам подавляющего числа студентов в храме они постоянно подвергают испытанию свою совесть, стремятся развить в себе духовные устремления в соответствии с высокими жизненными целями

Учащиеся МДА и С ответственно относятся к храму и богослужению, развивают в себе благоговейное отношение к богослужению. Они тщательно готовятся ко всем храмовым послушаниям. Они приходят заблаговременно на утреннее и вечернее богослужение.

Они учатся тому, как ходить, как держать голову, как беседовать друг с другом, с духовными лицами и с мирскими гражданами.

Студенты, облеченные священным саном, находясь в подчинении благочинному, совершают богослужение строго по утвержденным Ректором чинопоследо-ваниям и графикам.

Студенты, не облеченные в священный сан, во время ежедневных богослужений в семинарском храме усердно несут обязанности чтецов, певцов, пономарей, помощников ризничего и другие послушания на основании храмового расписания.

Отмечая примерное поведение и рвение в богослужении, следует отметить, что возраст учащихся Духовных школ подчас прорывает благие порывы к примерному служению. Так, в день празднования Обретения Мощей Преподобного Сергия Радонежского во время торжественной службы на Соборной площади (18.07.2006) студенты, исполняющие свои певческие обязанности, в моменты службы, даже, когда службу вел Святейший Патриарх Алексий II, отвлекались от самой службы и весело шутили в своем кругу. В момент, когда требовалось включение церковного хора, все добросовестно исполняли свое послушание, но во время пауз они вновь отвлекались: достаточно шумно шутили и смеялись.

Однако студенты в соответствии со своим возрастом и социальным статусом целенаправленно обращаются к рефлексии на свою личную духовную жизнь, к своей совести. Они обсуждают свои духовные проблемы со своими товарищами и с духовником.

Семинаристы и студенты стремятся воспитывать в себе твердое православное мировоззрение через личную молитву, через воздержание телесных и душевных чувств. Они усердно участвуют в богослужении.

Особенно благоговейно относятся к принятию таинства Покаяния и Причащения. Они стремятся вникать в суть творений святых Отцов, но одновременно они стремятся быть ориентированными в современных условиях жизни.

Семинаристы и студенты чувствуют себя обязанными учиться в соответствии с учебными программами, читать Библию как заповедывал Святитель Игнатий Брянчанинов в своих аскетических опытах: «О чтении Евангелия», а так же «О чтении святых отцов»1. Для овладения богословскими знаниями, а так же по другим значимым для православного священника дисциплинам, студенты стремятся прилежно учиться.

Хотя в МДА и С всегда большой конкурс, все-таки оказываются в числе семинаристов и студентов такие, кому трудно даются учебные предметы и им приходится усиленно трудиться, чтобы не отстать от товарищей. Случаются и дисциплинарные нарушения, что отражается на баллах по поведению (до 5, 4 и 3). Злостных нарушителей отчисляют.

Обычно учащиеся неукоснительно выполняют распорядок дня, посещают все мероприятия и все лекции и уроки, обозначенные в «Расписании учебных занятий».

Похожие диссертации на Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью