Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СМЫСЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В СМИ 13
1.1. Понятие образа, его структура, и основные механизмы трансформации 13
1.2. Подходы к изучению психического образа как конструкта, синтезирующего внешнюю реальность и внутренний мир личности 23
1.3. Смыслотехническое воздействие как способ конструирования образов в СМИ 38
1.4. Особенности построения и трансляции женских образов в СМИ 52
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ПРИНЯТИЯ ЖЕНСКИХ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЗОВ 60
2.1. Выбор участников исследования 60
2.2. Методы исследования смыслового принятия образов, транслируемых в СМИ 63
2.3. Комплексная методика оценки рекламных образов на основе смыслового выбора 76
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 86
3.1. Ход работы и алгоритм анализа полученных данных 86
3.2. Описание результатов и их интерпретация 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
ЛИТЕРАТУРА 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 157
- Понятие образа, его структура, и основные механизмы трансформации
- Выбор участников исследования
- Ход работы и алгоритм анализа полученных данных
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном обществе в области средств массовой коммуникации происходят изменения, сопровождающиеся трансформацией воздействий, оказываемых на целевую аудиторию. Эти изменения в научной литературе обозначаются как смена коммуникативных стратегий [Дацкж С, 1998; Рыклин М., 1992; Кара-Мурза С, 1997].
Коммуникативная стратегия - это выбор пространства, типа взаимодействия, а также совокупности транслируемых смыслов, относительно которого строится система коммуникации, представленный в различных технологиях.
В настоящий момент выделяют две основных стратегии, существующие в СМИ: манипуляции и конвенции [Дацкж С, 1998]. Эти стратегии можно дифференцировать по тому, как транслируются смыслы, присутствующие в информационных конструктах, презентируемых в массовой коммуникации.
При реализации манипуляционной стратегии, смысл порождается и трансформируется до процесса его трансляции. В данном случае действия сторон неравноправны, и одна сторона (производитель смысла) управляет другой стороной (адресатом). При использовании конвенциональной стратегии, смысл порождается и транслируется внутри коммуникационного процесса, где действия сторон равноправны. В конвенциональной коммуникации управление аудиторией открыто и равнозначно.
Помимо изменений в области коммуникативных стратегий, в СМИ также происходит смещение от вербального, литературоцентрического компонента к визуальному. Дж. Митчелл (один из теоретиков визуальных исследований) отмечает, что в последние годы произошел настоящий переворот в науке, связанный с интересом к изучению визуальной культуры [Митчелл Дж., 1995]. Речь идет об исследованиях кино, телевидения, рекламы с позиции современных теорий, объясняю-
;
тих специфику «визуального общества». Визуальная реальность, транслируемая в СМИ, предстала как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации в той же мере, в какой этим процедурам поддается текст. Эта реальность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики.
Использование визуального материала позволяет анализировать стереотипы, ценности, продукты деятельности, а также реальность, конструируемую СМИ. Поскольку визуальные образы репрезентируют мысли, мнения, установки того или иного периода культуры и развития общества как совокупность индивидуальных смыслов. Как источник для изучения, визуальный материал уникален по своему познавательному потенциалу и многоуровневости закодированной в нем информации.
В связи с возрастающим интересом к изучению визуального материала, возникает необходимость изучения особенностей восприятия аудиторией транслируемых в СМИ образов. По причине постепенного перехода от манипуля-тивной к конвенциональной коммуникационной стратегии, появляется потребность в исследовании специфики смыслового принятия образов и их трансформации в сознании для построения конструктивного диалога средств массовой коммуникации и целевой аудитории. Здесь можно наблюдать определенные сложности, заключающиеся, прежде всего, в необходимости подведения методической базы, необходимой для исследований визуального материала. Противоречие между потребностью в оценке существующих в средствах массой информации образов и уровнем разработанности инструментария, необходимого для исследования визуального материала, определило специфику темы диссертационной работы.
Цель работы заключается в выявлении специфики смыслового принятия женских рекламных образов, культивируемых в рекламе в различных культурных контекстах.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах: Теоретические:
Рассмотреть и проанализировать категорию психического образа, его структуру, основные механизмы трансформации, также основные подходы к интерпретации образа как базового элемента внутренней картины мира личности (гносеологические и психологические).
Проанализировать специфику смыслотехнического воздействия, сформулировать понятие информационно-смыслового конструкта как некоторого набора психосемантических единиц информации и выявить особенности его оценки.
Изучить специфику трансляции женских образов в современной рекламе, а также выявить существующие типы транслируемых образов в соответствии с особенностями их смыслового принятия потребителями рекламы.
Методические:
Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки рекламных образов, транслируемых в современных СМИ.
Сформировать методический комплекс для исследования специфики восприятия женских рекламных образов (интервью, стимульный и диагностический материал) с целью выявления перцептивных и личностно-смысловых особенностей и факторов, которые оказывают на них влияние.
Разработать комплексную методику оценки рекламных образов на основе смыслового выбора.
Эмпирические:
Изучить особенности восприятия женских рекламных образов, транслируемых в СМИ.
Провести сравнительный анализ особенностей восприятия женских рекламных образов, транслируемых в СМИ у испытуемых в зависимости от пола и возраста.
Описать и классифицировать образы в соответствии с психосемиотической моделью структуры образа.
Выявить механизмы предпочтения рекламных образов, существующих у испытуемых.
Апробировать разработанную нами методику комплексной оценки образов на основе смыслового выбора.
Предмет исследования - особенности смыслового принятия женских образов и трансляция смыслов в современных СМИ и рекламе.
Методическими и теоретическими предпосылками исследования являются:
концепции, освещающие проблематику конструирования и существования образа как психической категории (В.П.Зинченко, С.Д. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Д. Шепард, С. Хоровитц, X. Барратт, Ф.Е. Василюк);
положения об активном конструировании личностью социальной реальности посредством интерпретации социальных конструктов (П. Бергер,' Т. Лукман, С. Бэм), о психосемиотической модели структуры образа (Ф.Е. Василюк);
принципы деятельностного подхода, рассматривающие восприятие как особую внутреннюю деятельность (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), как особое переживание в процессе смыслового принятия (Ф.Е. Василюк);
принципы индивидуального целостного подхода к изучению восприятия (Д.А. Леонтьев), работы отечественных и западных психологов, занимающихся изучением смысловой сферы личности И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
В качестве объекта эмпирического исследования выступили 150 человек разного пола и возраста, которых можно разделить на три группы: участники в возрасте от 25 до 35 лет (25 мужчин и 25 женщин), участники в возрасте от 35 до
40 лет (25 мужчин и 25 женщин), участники в возрасте от 55 до 65 лет (25 женщин и 25 мужчин).
Гипотезы исследования:
Рекламный образ имеет определенный смыслотехнический потенциал, который определяется уровнем синхронизации транслируемых в СМИ и имеющихся у целевой аудитории смысловых образований.
Для определения успешности смыслотехнического воздействия необходимо заранее просчитать степень его воздействия на потребителей рекламы.
Для повышения эффективности смыслотехнического воздействия необходимо определить смысловой потенциал транслируемых в средствах массовой информации рекламных образов.
Специфика смыслового принятия женских образов зависит от пола и возраста потребителей рекламного продукта.
Методы исследования:
Основу составили методы, относящиеся непосредственно к процессу исследования - сравнительный анализ идей и концепций, тестирование, интервью, авторская проективная методика, изучающая особенности смыслового принятия рекламных образов, контент-анализ.
В рамках изучения основных механизмов, влияющих на восприятие и предпочтение женских рекламных образов, использовались методика семантического дифференциала и методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.
Для изучения основных типов рекламных образов, особенностей их предпочтения была разработана проективная методика, содержащая работу со сти-мульным материалом и интервью. Методика позволяет оценивать визуальные информационно-смысловые конструкты, в частности: особенности их восприятия, классифицировать виды образов, которые они порождают. Кроме этого, она позволяет оценить причины, по которым происходит смысловой выбор в разных це-
левых аудиториях и т.д. Методику можно охарактеризовать как интерпретационную, проективную, основанную на анализе визуальных документов. В результате применения методики происходит формирование целостного представления об анализируемых информационно-смысловых конструктах, причинах их предпочтения.
Математическая обработка данных включила стандартные методы математической статистики. В ходе математической обработки применялись следующие критерии: критерий Манна-Уитни, критерий Стьюдента.
Для компьютерной обработки данных, полученных эмпирическим путем, использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Exel 7.0» и «SPSS» (версия 12).
Научная новизна работы:
категория образа проанализирована в рамках гносеологического направления, выявлены особенности смыслового принятия образов, также описана специфика их трансформации;
введено понятие информационно-смыслового конструкта как некоторой совокупности смыслов и описан алгоритм его восприятия;
рассмотрено понятие смыслотехнического воздействия в контексте различных психологических направлений, вьывлены его специфические моменты и возможность применения его отдельных видов при трансляции образов в СМИ и рекламе;
установлена взаимосвязь восприятия образов, транслируемых в СМИ и рекламе со смысловой сферой личности, особенности ее смыслового развития;
разработана и апробирована комплексная методика выявления специфики и оценки образов, транслируемых в СМИ и рекламе.
Теоретическая значимость исследования:
Результаты настоящего диссертационного исследования позволили:
по-новому подойти к описанию категории образа, более подробно рассмотреть компоненты его структуры и особенности его смыслового принятия;
проанализировать различные психологические и гносеологические (культурологический, информационный, семантический и семиотический) подходы к категории образа;
описать формы смыслотехнического воздействия, существующие в современных СМИ, а также рассмотреть возможность их применения при трансляции рекламных образов (на примере женских образов).
Практическая значимость результатов исследования:
при восприятии рекламных образов большую роль играют не только перцептивные компоненты, но и личностные особенности, наиболее значимые из которых, социальная идентификация и ценностная синхронизация;
специфику и оценку, существующих в СМИ, образов можно осуществлять на основе авторской комплексной методики смыслового выбора;
применение смыслотехнического воздействия при трансляции образов в СМИ позволяет влиять на целевую аудиторию через воздействие на смысловую сферу, поскольку оно позволяет человеку наделять воспринятые образы личностными смыслами, следовательно, запоминать, вписывая их во внутреннюю картину мира, и впоследствии выбирать среди других схожих образов.
Достоверность результатов исследования гарантирована:
- общей логикой построения исследования и целостным подходом к реше
нию проблемы;
- методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных
теоретических положений исследования;
разработкой комплексной методики оценки полученных результатов;
статистическими методами обработки данных, полученных в ходе эксперимента;
- результатами диагностической работы, а также практическим подтверждением основных положений исследования.
Экспериментальная база исследования: высшие учебные заведения (Таганрогский институт управления и экономики, Таганрогский государственный педагогический институт) и предприятия г. Таганрога (рекламное агентство «Вавилон», Таганрогская межрайонная торгово-промышленная палата).
Этапы исследования:
Первый (подготовительный) этап проходил с декабря 2005 года по май 2006 года. На данном этапе мы анализировали научную литературу по проблематике категории образа в психологии, особенностям трансляции личностных смыслов (как составляющей образа) в рекламе и особенности женских образов в СМИ и рекламе, существующие на данный момент. Так же мы анализировали научную и методическую литературу, статьи относительно существующих методов оценки и анализа рекламных образов, их применимости в решении данной проблемы.
Второй (диагностико-моделирующий) этап включил в себя разработку комплексной методики оценки рекламных образов и подбор стимульного материала. Также мы анализировали то, насколько данная методика совпадает с нашими теоретическими предположениями. Этот этап проходил с сентября по ноябрь 2006 года.
Третий этап (апробационный) проходил с декабря 2006 года по февраль 2007 года. В рамках этого этапа мы проводили апробацию разработанной методики на выборке аналогичной той, которую мы собирались проводить в дальнейшем (испытуемые были разного возраста и пола). Этот этап проводился с целью внесения корректив и дополнений, а также учета тендерных и возрастных особенностей и количества стимульного материала. Кроме этого, на данном этапе проводилась подготовка к основному исследованию.
Четвертый (обобщающий) этап проходил с марта по май 2007 года, и включил в себя исследование на основной выборке испытуемых. Были получены экспериментальные данные, обобщены и проанализированы результаты.
Апробация работы.
Материалы диссертации докладывались на международной научно-практической конференции по экономической психологии (Иркутск, 2003г.), научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых (Таганрог, 2006 г.), собрании Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2007г.), IV Всероссийском съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007г.), международной научно-практической конференции (Таганрог, 2007г.), на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии, а также общей психологии факультета психологии ЮФУ (2005 -2007 гг.), «Неделе науки» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ (Таганрог, 2005 - 2007 гг.). Результаты работы бьши апробированы в рамках федеральной программы «Мониторинг процессов развития сферы образования РФ на 2006 - 2010 г.г.» по проблеме «Анализ материалов средств массовой информации, отражающий инновации в сфере образования и разработка рекомендаций по повышению компетентности средств массовой информации в освещении инноваций в сфере образования» (Ростов-на-Дону, 2007 г.).
Материалы и результаты диссертационного исследования использовались в рекламном агентств «Вавилон» г. Таганрога, в рамках дисциплин «Имиджелогия», «Психология лидерства и руководства», «Педагогическая психология», а также при проведении практикума по психологии восприятия, читаемых на факультете психологии Южного федерального университета и в Таганрогском институте управления и экономики.
Положения, выносимые на защиту:
Положения, выносимые на защиту:
Для трансляции образов в СМИ необходимо использовать смыслотехни-ческое воздействие. Это связано с тенденцией перехода от строго директивных манипуляционных стратегий к конвенциональным, подразумевающим интерактивное взаимодействие в форме диалога с целевой аудиторией, в основе которого лежит смысловое принятие воспринимаемых образов.
Для использования смыслотехнического воздействия, необходимо оценить существующие образы, выявить особенности их смыслового принятия целевой аудиторией. Также оценить возможный смысловой потенциал рекламных образов.
В зависимости от смыслового потенциала рекламных образов, возможно создание типологии, которая позволяет последить специфику воспроизведения образов во внутреннем плане сознания.
Специфика восприятия и оценки целевой аудиторией образов, транслируемых в СМИ, связана с желанием испытуемых «вписать» их в свою внутреннюю картину мира. Это становится возможным тогда, когда представители целевой аудитории наделяют эти образы личностными смыслами на основе социальной идентификации, либо ценностной синхронизации, которые могут лежать в основе смыслового принятия.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 работ общим авторским объёмом в 5,5 усл.п.л. В том числе 5 статей, и 8 тезисов (из них одни тезисы авторским объёмом 0,2 усл.п.л. - в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций).
Структура и объем диссертации:
Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего иссле-
дования проблемы; списка литературы из 186 источников, из которых 25 на иностранных языках, а также 3 приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами.
Понятие образа, его структура, и основные механизмы трансформации
Любая внешняя реальность находит свое отражение в рамках некоторой модели во внутреннем мире личности, создаваемой с помощью специфической активности, выраженной в процессе восприятия. Всю информацию, воспринимаемую извне, человек получает вначале в виде отдельных первичных ощущений, но все, что он видит, слышит и пр., преломляется сквозь призму осмысления и осознания и только тогда становится некоторым ментальным конструктом, образом реальности. Исследование реальности внутреннего образного мира отдельно взятого индивида предоставляет возможность понять систему связей внешней среды и внутреннего мира личности. Для того чтобы понять, как разрозненные элементы воздействующей на субъекта окружающей действительности объединяются в целостные ментальные конструкты, представленные в сознании субъекта, необходимо изучать систему психических образов, в которых находит свое отражение не только представление человека о внешнем мире, но и его отношение к нему.
Проблемой конструирования и существования образа как психической категории занимались В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Д. Шепард, С. Хоровитц, X. Барратт, Ф.Е. Василюк, Д.В. Колесов и пр. [19, 21, 32, 61, 65, 91, 118, 127].
В психологической литературе нет единого определения данного понятия.
Эта категория используется в нескольких значениях: наряду с расширенным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая образ преимущественно с перцептивными формами знания [22].
С.Л. Рубинштейн, связывая образ с процессом мышления, определяет его как мысленную картину того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию [119].
Д.В. Колесов, рассматривая понятие образа, подчеркивает его физиологическую основу, говоря, что это «сочетание нейрофизиологических следов воспринятого, его виртуальный «слепок» [74].
И. М. Сеченов высказывает предположение о том, что образ - это регулятор исполнительных рефлекторных эффектов. В этом определении мы можем проследить связь образной реальности с двигательной активностью и деятельностью человека в целом [20].
В работе Гостева А.В. мы встречаем следующее определение данного понятия: образ - это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [49].
Березина Т.Н. определяет образ как субъективную представленность предметов окружающего мира, обусловленную как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами, являющуюся основой для реализации практических действий по овладению окружающим миром [20].
П.Я. Гальперин называет образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [48].
В большом психологическом словаре мы находим определение образа, подчеркивающее его функциональное назначение: образ - это чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, являющаяся компонентой действий, ориентируя его и направляя на достижение конкретной ситуации, полнота и качество образа определяют степень совершенства действия [22].
Выбор участников исследования
Наш выбор в качестве объекта эти группы испытуемых продиктован следующими причинами:
- рекламная индустрия развивается, следовательно, возникает попытка охватить все более различные целевые аудитории;
- в основном все существующие исследования рекламы проводились на людях среднего (30 - 45 лет) возраста или молодежи;
- в ходе разработки комплексной методики оценки рекламных образов возникла необходимость проверить ее на разных возрастных аудиториях и выявить специфику для внесения корректив;
- более вариативная выборка позволяет сделать более основательные выводы и выявить специфику каждой целевой аудитории.
Эмпирическое исследование проходило в четыре этапа.
Первый, подготовительный, этап проходил с декабря 2005 года по май 2006 года. На данном этапе мы анализировали научную литературу по проблематике категории образа в психологии, особенностям трансляции личностных смыслов (как составляющей образа) в рекламе и особенности женских образов в СМИ и рекламе, существующие на данный момент. Так же мы анализировали научную и методическую литературу, статьи относительно существующих методов оценки и анализа рекламных образов, их применимости в решении данной проблемы.
На втором, диагностико-моделирующем этапе мы проводили разработку комплексной методики оценки рекламных образов и подбор стимульного материала. Также мы анализировали то, насколько данная методика совпадает с нашими теоретическими предположениями.
Этот этап проходил с сентября по ноябрь 2006 года.
На третьем этапе, который проходил с декабря 2006 года по февраль 2007 года, мы проводили апробацию разработанной методики на выборке аналогичной той, которую мы собирались проводить в дальнейшем (испытуемые были разного возраста и пола). Этот этап проводился с целью внесения корректив и дополнений, а также учета тендерных и возрастных особенностей и количества стимульного материала. Кроме этого, на данном этапе проводилась подготовка к основному исследованию.
На четвертом, обобщающем этапе, который проходил с марта по май 2007 года, было проведено исследование на основной выборке испытуемых. Были получены экспериментальные данные, обобщены и проанализированы результаты.
Процедура исследования проводилась методом горизонтально среза и носила характер индивидуальной и групповой работы. В молодежной выборке работа чаще всего проводилась в небольших группах (3-4 человека), а в двух других случаях - как правило, индивидуально. Испытуемые участвовали в1 исследовании только по собственному желанию. Прохождение всех этапов работы занимало приблизительно 2 - 2,5 часа.
Математическая обработка данных включила стандартные методы математической статистики: подсчет среднего арифметического, стандартной ошибки, дисперсии. В ходе математической обработки применялись как параметрические, так и непараметрические критерии. Сравнение средних значений проводилось по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Для оценки связи между психологическими переменными использовался R-коэффициент корреляции Спирмена, факторное исследование.
Для компьютерной обработки данных, полученных эмпирическим путем использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Exel 7.0» и «SPSS» (версия 12).
Ход работы и алгоритм анализа полученных данных
Напомним, что выборка исследования составила 150 человек в возрасте от 25 до 67 лет, как мужского, так и женского пола.
Все участники исследования имеют высшее образование, мы разделили их на три группы:
1. Участники в возрасте от 25 до 35 лет (25 мужчин и 25 женщин).
2. Участники в возрасте от 35 до 40 лет (25 мужчин и 25 женщин).
3. Участники в возрасте от 55 до 65 лет (25 женщин и 25 мужчин). Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:
- опрос испытуемых по методикам семантического дифференциала и ценностных ориентации;
- работа со стимульным материалом;
- качественная и количественная (статистическая) обработка данных.
Перед описанием полученных данных, нам необходимо представить некоторые общие сведения, которые мы использовали при анализе.
Что касается методики семантического дифференциала, то все качества (21 пара), представленные в бланке, мы условно разделили на три большие группы:
1. Активность (стремящийся — нестремящийся, поощряемый — наказуемый, устойчивый - изменчивый, активный - пассивный, быстрый - медленный, сильный - слабый).
2. Качества внешности (приятный - неприятный, светлый - темный, красивый - безобразный, теплый - холодный, плавный - порывистый, живой - безжизненный, яркий - тусклый).
3. Качества или состояния личности (добрый - жестокий, нежный - грубый, счастливый - несчастный, оптимистичный - пессимистичный, веселый — грустный, наслаждающийся - страдающий, сочувствующий - равнодушный).
По этим группам качеств мы просили испытуемых оценить себя, а также два женских образа, представленных в стимульном материале (тот, который больше всего понравился и не понравился).
Полученные данные мы анализировали по следующим направлениям:
- средние оценки по каждой паре качеств;
- доминирование в выборе испытуемых положительных, отрицательных или нейтральных оценок;
- оценку образа в целом как нейтрального или эмоционально значимого для испытуемого, а также по преобладанию в нем акцента на внешности, активности или качествах/состояниях личности;
- наличие различий в оценке себя и выбранных образов, а также наличие различий по полу и возрасту.
Что касается методики изучения ценностных ориентации личности М.Рокича, то здесь мы анализировали результаты следующим образом:
- частотный анализ как терминальных, так и инструментальных ценностей, выявление доминирующих ценностей в каждой группе;
- описание наиболее и наименее значимых ценностей в разных группах испытуемых;
- различия в выборе значимых ценностных ориентации по полу и возрасту;
- деление инструментальных ценностей, присутствующих в списке на две группы, связанные с внешней социальной активностью и личностными качествами. Мы поступили таким образом, чтобы иметь возможность провести параллель с выше описанной методикой семантического дифференциала.
Инструментальные ценности мы анализировали по принципу значимости для испытуемых (в ранговом выражении).