Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Татаренко Оксана Владимировна

Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта
<
Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Татаренко Оксана Владимировна. Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 2006 183 с. РГБ ОД, 61:07-19/150

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивов благотворительной активности субъекта 11

1.1. Благотворительная активность субъекта: концептуальные основы исследования 11

1.2. Подходы к исследованию мотивов благотворительной активности субъекта 31

Глава 2. Содержание субъективных систем значений в аспекте анализа мотивов благотворительной активности человека: теоретико-методологические основы 53

2.1. Психология субъективной семантики и психосемантический подход к пониманию регуляции активности субъекта 53

2.2. Мотивационные аспекты смысловой регуляции активности субъекта 70

Глава 3. Экспериментальное исследование мотивационных компонентов благотворительной активности субъекта 85

3.1. Организация и методы исследования 85

3.2. Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта

3.2.1. Вариации проявления благотворительной активности 97

3.2.2.Анализ содержания альтруистического и денежно-символического компонентов благотворительной активности 137

Заключение 147

Список литературы 151

Приложение 166

Введение к работе

Актуальность исследования, Практика решения государством
проблем, связанных с дополнительным финансированием социальных
учреждений (детских домов, геронтологических центров,

специализированных интернатов и т.п.) за счет средств благотворительных фондов и частных пожертвований широко распространена в современном мире. В нашей стране, с многовековой традицией оказания помощи нуждающимся, милосердием и отзывчивостью как чертами, национального характера, ролью церкви в вопросах нравственности, благотворительность справедливо претендует на статус национальной идеи. В стремительно меняющемся мире, с появлением новых угроз физическому и социальному существованию человека только идея взаимовыручки и взаимоподдержки, пронизывающая общество, позволит культивировать чувство безопасности в каждом человеке, а, следовательно, и снизить уровень социальной напряженности.

Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной активности человека явно или подспудно проявляют многие гуманитарные науки. Идеи благотворительности широко изучаются в историческом, философском и, особенно, социологическом ракурсе, причем понятие «благотворительность» четко не дифференцируется от других проявлений просоциальной активности, таких как «филантропия», «меценатство», «милосердие», а определяется через эти понятия, теряя тем самым свою специфичность (Р.А. Апресян, А.Н. Боханов, П.В. Власов, Я.Н. Щапов, В.Н. Якимец, К.Ю. Котляров, М.В. Фирсов, А.А. Кленина, А.В. Орлова, О.А. Борисова, А.С. Борисов, М.В. Голомидова, Г.Н. Штинова и др.). Исследователи контекстно указывают на мотивы людей, занимающихся благотворительной деятельностью, однако их комплексное изучение не являлось целью конкретного научного исследования.

Психологическая наука приступала к осмыслению феномена благотворительности через призму анализа альтруизма как некоторой врожденной или приобретенной в процессе онтогенетического развития

особенности человека, выражающейся в бескорыстном стремлении оказывать помощь другим людям, посредством механизмов эмпатии, сопереживания, сочувствия и морального долга (ответственности) (П.М. Якобсон, Т.Ю.Гаврилова, И.М Юсупов, Я. Рейковский, Е.Е. Насиновская, В.Е. Ким, Э. Пайнс, К. Маслач, Дж.А. Пильявин, Д. Эванс, П. Калеро, Б. Латане, Дж. Дарли, Э. Брадли, Ф. Раштон, Д. Берковец, С. Шварц и др.). Акцент в понимании благотворительной активности субъекта и её мотивов ставится на готовности/неготовности оказать бескорыстную помощь другому человеку, тогда как спецификой благотворительности является ещё и отчуждение собственных материальных средств (в конечном итоге имеющих денежное выражение) в пользу другого. Иными словами, денежно-символическое опосредование благотворительной активности человека не рассматривалось исследователями в качестве её возможных мотивов.

Деньги как сакральные, символические, мистифицированные объекты, не предназначенные для функционального использования, рассматриваются многими исследователями в качестве фактора, определяющего тины человеческих взаимоотношений (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, В.Д. Рубинштейн, О.С.Дейнека, А.Б. Фенько, Капустин, Т. Вайсман, А. Фарнем, Т. Танг, К. Ямамучи, Д. Темпер, Н. Goldberg, R. Lewis и др.). Символически деньги, в целом, выражают отношения власти, любви и привязанности, свободы, безопасности. В современной социально-экономической реальности России деньги, безусловно, несут в себе указанную символическую нагрузку, что не позволяет нам игнорировать их как источник и фактор, обуславливающий проявления благотворительной активности.

Анализ опыта деятельности некоммерческих организаций осуществляющих благотворительные функции указывает на недостаточную эффективность зарубежных моделей организации благотворительной деятельности, что обусловлено их несоответствием российской ментальности. На наш взгляд, восстановить это несоответствие возможно

исследуя альтруистический и денежно-символический мотивационные компоненты оказания материальной помощи нуждающимся в социокультурной реальности России.

В определении актуальности диссертационного исследования нами были выделены практические и теоретические противоречия.

Практическое противоречие состоит в том, что деятельность
некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительные
\ функции посредством благотворительных акций и стратегий, имеет

невысокую эффективность в связи с тем, что в ней не учитываются психологические знания о мотивах благотворительной активности человека в социокультурной реальности России.

Теоретическое противоречие заключается в понятийном и
феноменологическом отождествлении благотворительности с другими,
близкими, но не эквивалентными проявлениями просоциальной активности
субъекта. Это приводит к несоответствию между содержательными
характеристиками благотворительности, выражающей отношение к себе и
другому в системе субъективных значений и традиционно приписываемыми

ей мотивами, характерными для филантропии, милосердия, меценатства.

На основании выявленных противоречий мы сформулировали проблему исследования: в чем специфика содержания субъективной системы значений, мотивирующей тот или иной тип благотворительной активности субъекта.

Цель исследования: на основе анализа мотивационных компонентов благотворительной активности выделить и охарактеризовать типы мотивации благотворительной активности

Объект: благотворительная активность субъекта.

Предмет: альтруистический и денежно-символический

мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта

Гипотеза: 1. Благотворительная активность субъекта мотивационно опосредована спецификой взаимосвязи двух критериев:

соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности;

соотношением содержательных характеристик альтруистического и денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной активности в субъективном пространстве значений.

2. Указанные критерии определяют тип мотивации благотворительной активности.

Задачи исследования:

  1. С позиции гуманитарных наук, исследующих благотворительную активность человека и психологической науки, обозначить концептуальные подходы к определению и пониманию благотворительности, ее природы и мотивов.

  2. На основе анализа психологических исследований обосновать связь системы субъективных значений с мотивами активности субъекта.

  3. Исследовать мотивационные компоненты благотворительной активности (альтруистический и денежно-символический) в группах респондентов с различным соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности;

  4. На основе экспериментального исследования мотивационных компонентов благотворительной активности человека обосновать и описать типы мотивации благотворителей.

Теоретические и методологические основы исследования.

В качестве теоретической основы исследования выступают базовые общепсихологические принципы: историзма - в анализе концептуальных подходов к пониманию природы благотворительной активности человека; детерминизма - в раскрытии причинной обусловленности мотивов активности человека спецификой содержания его субъективной системы значений; системности - в понимании и рассмотрении благотворительности

как единицы, феномена общественной, социальной и личностной сфер, а так
же в раскрытии содержания благотворительной активности:
взаимообусловленности её компонентов. Теоретические и концептуальные
положения: о мотивационной составляющей субъективной системы
значений и личностных смыслов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А.
Леонтьев, Б.С. Братусь, Б.А. Сосновский, В.Ф. Петренко, И.Л. Соломин); об
активности субъекта в рамках субъектно-деятельностного подхода (С.Л.
Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский,
А.К. Осницкий), психология субъективной семантики и

психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания (ЕЛО. Артемьева, Ч. Осгуд, В.П. Серкин, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, И.Л. Соломин, Е.В. Улыбина и др.); о смысл ообразующих мотивах альтруистического поведения (Я. Рейковский, Е.Е. Насиновская, В.Е. Ким); о сакральном, символической значении денег (Т. Вайсман, А. Фарнем, Т. Танг, К. Ямамучи, Д. Темпер, Н. Goldberg, R. Lewis, А.Б. Фенько). Методы и методики исследования В исследовании использовался комплекс методов и методик: методика «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации», разработанная И.Л. Соломиным, предполагающая компьютерную обработку данных; результаты диагностики обрабатывались в программе STATJSTICA 6.0 с применением процедуры кластеризации; для диагностики денежно-символического компонента благотворительной активности использовалась «Методика субъективного ранжирования типов символического отношения к деньгам», построенная нами на основе предложенной Н. Goldberg, R. Lewis типологии символического отношения к деньгам. В качестве диагностического инструментария, позволившего дифференцировать респондентов на основе осознанности/неосознанности потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и сформированное мотива, применялась разработанная нами самооценочная анкета.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2003-2004 гг.) — поисково-теоретический, включал выбор темы исследования, анализ её актуальности; изучение отечественной и зарубежной литературы по теме исследования с целью определения и осмысления её теоретико-методологической основы. Проведено пилотажное исследование в целях апробации и последующей доработки основного диагностического инструментария.

На втором этапе (2005 г.) осуществлялся сбор эмпирического материала и первичный анализ данных.

Третий этап исследования (2005-2006 гг.) - анализ, обобщение и интерпретация данных, оформление результатов и выводов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования: ^* Впервые изучен психосемантический аспект мотивации благотворительной активности человека.

> Предложено определение благотворительности как полисмысловой и
полимотивированной активности субъекта, направленной на оказание
материальной помощи людям, выражающим в этом необходимость и не
предполагающей общественного признания.

5> Эмпирически подтверждено и раскрыто содержание альтруистического и денежно-символического компонентов мотивации благотворительной активности.

> Дана характеристика типов мотивации благотворительной активности.
Теоретическая значимость исследования. Предложенное

психологическое определение благотворительности как полисмысловой и полимотивированной активности субъекта, позволяет наполнить обобщенные «милосерднические» и «филантропские» её мотивы конкретно-психологическим содержанием. Данные, полученные в исследовании, позволяют использовать выраженность альтруистического (мотив эмпатии и мотив морального долга) и денежно-символического (деньги как символ

власти, безопасности, любви, свободы) компонентов в качестве критериев выделения типов мотивации благотворительной активности.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе установленных типов мотивации благотворительности возможно построение дифференцированных благотворительных стратегий и акций. Результаты исследования выступают основой для дальнейшего, углубленного изучения психосемантическими методами психологических мотивов и мотивации (процессуальной характеристики) благотворительной активности человека.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием методов и методик, адекватных поставленным задачам; объемом выборки (100 человек на этапе пилотажного исследования и 250 человек на этапе констатирующего эксперимента), качественным и количественным анализом результатов, их статистической обработкой.

Положения, выносимые на защиту

> Благотворительность это полисмысловая и полимотивированная
активность субъекта, направленная на оказание материальной помощи
людям, выражающим в этом необходимость и не предполагающая
общественного признания.

У Тип мотивации благотворительной активности определяется

спецификой взаимосвязи двух критериев:

- соотношением субъективно осознаваемой потребности в оказании материальной помощи нуждающимся и мотива, сформированного на основе её «опредмечивания» в конкретном акте благотворительности; - соотношением содержательных характеристик альтруистического и

денежно-символического мотивационных компонентов благотворительной

активности в субъективном пространстве значений.

> Существуют достоверные различия в типах мотивации
благотворительной активности в зависимости от возраста, пола и
профессиональной (гуманитарная и техническая сферы) принадлежности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы - 184 страниц, из них 166 страниц основного текста; библиографический список литературы включает 188 наименований. Работа содержит 4 рисункаДЗ таблиц и 10 приложений.

Благотворительная активность субъекта: концептуальные основы исследования

Изучение благотворительности современно и, может быть, модно, однако общенаучные рамки данного явления представляются такой же целостной исследовательской задачей как и его содержание. В связи с этим важным представляется раскрытие видения благотворительности в некоторых гуманитарных науках и осмысление её" как особого вида активности субъекта в общепсихологическом ракурсе.

Определения понятия «благотворительность», существующие в современных гуманитарных науках, достаточно ясно обозначают его контуры. Однако в понимании сущности благотворительности у разных авторов мы сталкиваемся с разнообразными отождествлениями. Сравнительный анализ словарных источников различных научньж дисциплин и областей практики (Большой юридический словарь, Большой энциклопедический словарь, Кратологический словарь, Политика.Словарь, Современный энциклопедический словарь, Словарь Ефремовой, Словарь бизнес терминов, Словарь символов) и [35, 7, 8, 26, 30, 35, 60, 88, 136, 143, 160] позволяет заключить, что благотворительность (благотворительная деятельность) - это оказание материальной помощи нуждающимся как организациям, так и отдельным лицам. Несомненно, «творить благо» -делать добро, однако уже в общепринятых определениях, коими выступают словарные, закреплена материальная основа благотворительности, как отличительная черта от всех других человеческих «творений благ». Вырисовывается контур данного явления, а именно отчуждение собственных материальных средств для оказания помощи другим людям.

В обыденном и научном строе значений понятие благотворительность близко понятиям «милосердие», «филантропия», «меценатство». Вновь обратимся к словарным значениям. Дефиниции понятия «милосердие» практически идентичны и сводятся к следующему: «готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» (Большой энциклопедический словарь), «сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся; деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.» [88]. Обратим внимание, что данные определения подчеркивают скорее мотивирующую роль милосердия, чем описание некоторого реального процесса (как, например, благотворительность). В подтверждение этому благотворительность рассматривается как форма проявления милосердия.

Из этого следует что, во-первых, милосердие шире благотворительности, так как подразумевает не только оказание материальной помощи нуждающимся, но и моральной поддержки, во-вторых, что милосердие некоторое свойственной людям побуждение, «готовность», которая может быть реализована, а может и нет в конкретном акте оказания материальной помощи - акте благотворительности.

Еще одно распространенное отождествление - отождествление понятий благотворительность и филантропия. Оно закреплено практически во всех, анализируемых нами словарных источниках. Этимологически филантропия (греч. Philanthropia) - человеколюбие (phileo — люблю + anthropos — человек) (Большой энциклопедический словарь), однако в словарях определяется через благотворительность, тем самым подразумевая что проявлять филантропию возможно лишь оказывая материальную помощь. Известно, что на Западе, в частности в США, Канаде, Великобритании существуют как общественные фонды, занимающиеся филантропией, так и благотворительные фонды. Причем первые функционально направлены на моральную и на материальную поддержку, а вторые главным образом концентрируются на материальной. Это подтверждает неправомерность отождествления понятий и функций обеих видов деятельности. Согласно этому, во-первых, филантропия шире благотворительности, так как подразумевает различные формы проявления любви к человеку и человечеству в целом, а не только ее материальную разновидность; и, во-вторых, филантропия, подобно милосердию, выступает некоторым побуждением, которое в одних случаях выступает мотивом благотворительности, а в других - мотивом моральной поддержки, взаимопомощи, общего позитивного «человеколюбивого» настроя в человеческих взаимоотношениях. Отсюда ясно, что филантропия скорее ближе к милосердию, нежели к благотворительности.

Все же отождествление филантропии и благотворительности -интересный факт, отражающий, на наш взгляд, осознанное или неосознанное стремление «очистить» благотворительную деятельность от некоторых, несообразных нравственности мотивов (например, рекламных, имиджевых, сугубо экономических и проч.).

Психология субъективной семантики и психосемантический подход к пониманию регуляции активности субъекта

Психология субъективной семантики является в отечественной психологии хронологически более ранним и теоретически более общим и основательным направлением исследования субъективной реальности. В отечественной психологии из её недр психосемантика возникла, её концептуальную «идеологию» разделяет, отличаясь, по мнению В, П. Серкина, [123] лишь в решении задачи построения модели структуры субъективного опыта,

Предметом психосемантики является моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании- Данное моделирование основано на измерении локализации объектов в пространстве, которое образованно системой семантических координат субъективной категоризации объектов и явлений [9, 10, 41, 45, 77, 107. 108, 116, 122, 123,126, 127, 141, 142, 164, 165, 166,178, 181].

Предметом психологии субъективной семантики является, согласно Серкнну, исследование и реконструкция структур субъективного опыта, на основе которого строится образ мира человека, К структурам субъективного опыта относятся системы значений и смыслов [9, 10, 41],

Единицами анализа субъективной реальности в описываемых подходах являются значения и личностные смыслы, которые в статичности и во взаимодействии позволяют нам понять «образ мира» человека. Следовательно, и логику освещения теоретических основ данного параграфа согласуем с данной логикой: проведем анализ представлений о значении и личностном смысле в современной психологической науке, затем обобщим основные представления об их взаимодействии в целостном «образе мира» и влиянии на регуляцию активности человека. Со времен признания очевидной разницы между понятиями «значение» и «смысл» произошедшим в эпоху необходимости толкования скрытых смыслов Священного писания (XVI век) и сложившимся в рамках «теоретической парадигмы герменевтики» [76], за первым зафиксировалось достаточно точное определение, отражающее его генезис и сущность. «Значение - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях» [Зинченко, цит. .по 76]. Значение, как указывает Головин [124], «раскрывается как содержание знаков, образов, действий, в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле». Суть значения - в его надиндивидуальности, оно отражает общее в явлении или понятии для всех людей, объединенных, как минимум, одним культурно-историческим опытом.

В отечественной психологической науке с работ Л.С. Выготского о роли значений в формировании и развитии индивидуального сознания, о функции знаков в развитии высших психических процессов [27] и, в общем, о генезисе значения от его простейших форм, так называемых синкретов и комплексов, до наиболее развитой формы значения - научного понятия начинаются исследования индивидуального сознания на основе его связи со структурами языка. Идея такой связи встречается у Гегеля, в суждениях которого сознание выступает формой выделения субъекта из природной среды и установления отношения к ней, реализуемого посредством слова. «Для того, чтобы эмансипировать объект от наличных потребностей субъекта, надо выразить его в чем-то отличном от эмоционально-чувственной «субстанции» субъекта, в чем-то противостоящем субъекту. Такой формой отчуждения, выражения отражения содержания (отражения отражения) в устойчивой константной форме является фиксация его в знаковой форме, в словесном значении» [139]. Под значением, как «молярной единицы», опосредующей передачу общественного и культурно-исторического опыта от субъекта к субъекту, Л.С. Выготский понимал совокупность признаков, на основе которых упорядочиваются и классифицируются явления, ситуации, объекты -атрибуты реальности [27]. Становление системности в организации значений, возможности выражения одних значений через другие, представляются, согласно Выготскому, компонентами онтогенеза сознания [27, С. 262-462].

Данная идея находит отражение в представлениях А, Н. Леонтьева о структуре индивидуального сознания - «развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью» [73, С. 91] - и значении как об одном из его элементов.

Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта

Согласно Ч. Осгуду, фактор оценки, или ценности позволяет выявить степень эмоциональной привлекательности объектов (понятий), «Помещая стимулъный объект на положительный полюс фактора Оценка, в семантическом пространстве, субъект, сам того не осознавая, выражает свое удовольствие этим стимульным объектом» [164, С. 71]. Тем самым, согласно Ч. Осгуду, мы можем судить о возможном поведении испытуемого по отношению к объектам-понятиям, описывающим опосредованно определенные ситуации, а так же «об общих энергетических особенностях реализации этого поведения» [там же],

В таблице Приложения 4 приведены понятия, набравшие вес по фактору Оценка у четырех групп испытуемых.

В первой группе, представленной респондентами испытывающими потребность в оказании материальной помощи нуждающимся и делающими это на практике, на первом месте, а значит наиболее эмоционально привлекательным, приносящим удовольствие, расположено понятие Мое прошлое. В второй группе респондентов («не хочу, но делаю») данное понятие на Г7 месте; в третьей - («хочу, но не делаю») -на И месте; в четвертой группе респондентов с отсутствием проявления благотворительной активности ( «не хочу и не делаю») - на 14 месте.

Анализ опыта прошлых переживаний (причем остается неясным, какой валентности - положительной или отрицательной) представляется эмоционально значимым, субъективно привлекательным для респондентов данной группы. Как правило, человек обращается к позитивным воспоминаниям из прошлого опыта (а это скорее воспоминания не о событиях, а об отношениях со значимыми и близкими людьми) ощущая конфликтные или неудовлетворяющие переживания в настоящем. Обращение же к негативным переживаниям прошлого опыта с позиции «настоящего» может выступать свидетельством острой конфликтной и неразрешенной нагруженности этого опыта. Ввиду того, что только в группе респондентов, испытывающих потребность в оказании материальной помощи нуждающимся и делающих это доминирует понятие Мое прошлое, являющееся фактически малозначащим фактором, не приносящим эмоциональное удовлетворение респондентам других групп, отметим более выраженную способность к рефлексии, а так же способность и готовности понимать и принимать свои чувства и переживания у респондентов первой группы.

В третьей и четвертой группах респондентов, характеризующихся отсутствием поведенческого выражения («хочу, но не делаю») и отсутствием как потребности, так и её поведенческого выражения («не хочу и не делаю») соответственно, на первом месте понятие Достижение успеха. В первой группе респондентов данное понятие на 5 месте, а во второй - на 8 ( месте. Вслед за Мюрреем, под Достижением успеха, вернее под потребностью в достижении успеха, мы понимаем стремление выполнять нечто трудное, делать это по возможности быстро и самостоятельно, реализовьшать себя и тем повышать самоуважение. Отличительная черта в достижении успеха - прагматичность, ориентация на настоящее и будущее (в подтверждение - понятия Мое настоящее и Мое будущее в указанных группах выше рангом).

На первом месте во второй группе респондентов («не хочу, но делаю») понятие Мои друзья, занимающее в первой, четвертой и третьей группах респондентов 4, 2 и VI места, соответственно. Понятие Мои друзья - из области потребности человека в эмоциональных отношениях, однако в данном контексте, по нашему мнению, выделение его как наиболее эмоционально привлекательного - свидетельство субъективного деления всех людей на условно, своих и чужих - друзей и врагов. Источник удовольствия - в ощущении близости контакта с людьми, разделяющими интересы, взгляды и, в общем, понимающих. И тогда благотворительная активность, выраженная в отсутствии потребности оказывать материальную помощь людям, но при этом на практике - оказание такой помощи - из области нежелания включать таких людей, даже посредством осознания в круг «близких:», с общими интересами и переживаниями, но при этом внутреннее ощущение общносіи с ними, возможно мотивируемое прошлым, эмоционально непривлекательным, (17 место, самое низкое по выборке) опытом респондентов. В этом случае вполне понятна ситуация кажущейся «подневольности» респондентов данной группы: ощущая высочайшую ценность, удовольствие от наличия круга близких людей вдруг проявление «сострадания» к совершенно чужим, возможно, основывающееся на чувстве ответственности перед ними, а не понимания их состояния.

Похожие диссертации на Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта