Введение к работе
Проявления сексуальности во все века привлекали к себе внимание: древние культуры Востока, Античность, эпоха Возрождения, Новое время и даже викторианская Англия оставили множество памятников скульптуры, изобразительного искусства, литературы, в том числе фольклора, отразивших интерес к этой сфере человеческого бытия.
В христианстве, особенно средневековом, сексуальность ассоциировалась с грехом, пороком плоти, и эта аксиома была для представителей культуры, которую сейчас мы назвали бы «массовой», запрещающим императивом. Вплоть до конца ХГХ века сексуальность обращала на себя внимание как феномен, специфически позиционированный в культуре или даже противоположный ее духовным основаниям, затем - как предмет внимания физиологов и психиатров. Однако в аристократической среде имело место иное отношение к сексуальности, которая становилась как предметом художественного творчества, так и пространством обыденных практик (Дж. Казанова, маркиз де Сад, Л. Фон Захер-Мазох). Свидетельства традиционного внимания к сексуальности нетрудно найти в артефактах отечественной культуры до XX в.: это и фольклорные произведения -«заветные» русские сказки, частушки, лубок с непристойными изображениями, - и литературное авторское творчество И. Баркова, А Пушкина, М. Лермонтова, а также анонимная поэма «Лука Мудищев».
ВХХв. отношение к сексуальности кардинально изменилось. Особая роль в формировании нового представления о сексуальности принадлежит 3. Фрейду и его последователям. Апологетика человеческого бессознательного, в значительной мере сексуализированного, была генерализирована самим масштабом его учения, претендовавшего на универсальность.
Идеи Фрейда, действительно, имели несколько масштабных взаимосвязанных культурных и теоретических последствий. Культурные последствия выразились, во-первых, в массовой культуре (популяризация психоаналитического знания о бессознательном и либидо, феномен «сексуальной революции», идеологами которой выступили Т. Райх и Г. Маркузе), породившей социальные миниритарные движения. Во-вторых, психоанализ оказал сильное влияние на искусство, в частности, сюрреализм в поэзии, живописи, кинематографе опирается на теорию Фрейда в сочетании с интуитивистской методологией А. Бретона. При этом искусство является не только полем интерпретации психоаналитических идей, но и каналом их популяризации. Теоретические последствия развития психоанализа выразились в том, что идеи 3. Фрейда заняли важное место в истории науки, в том числе философии, совершив «коперникианский переворот» в представлении человека о самом себе1, открыв в нем более глубокое детерминирующее его самого поле и поколебав, таким образом, картезианскую веру в силу разума.
Одним из теоретических следствий этого «переворота» может рассматриваться философия постструктурализма, выросшая, во многом, из психоанализа. В рамках своей антилогоцентристской программы постструктурализм проблематизирует тело, бессознательное, желание, изменяя и уточняя представление о сексуальности. В сетке дискурсов Ж. Лакана, Ж. Делеза, Р. Барта, М. Фуко, Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси тело, ускользая от однозначных описаний, превращается в собственную противоположность и само становится дискурсом. Та же логика определяет в постмодерном теоретизировании статус сексуальности, значение которой ускользает от дескриптора.
Актуальность нашего исследования, таким образом, определяется, во-первых, повышенным интересом науки XX в. к вопросам тела и феноменологии телесности, во-вторых, изменением статуса и моделей сексуальности в культуре XX в., атакже, как следствие этого, в-третьих, повышенным вниманием к проблеме сексуальности в искусстве, в частности, в кинематографе.
Проблему нашего исследования составляет сложное взаимодействие разных значений сексуальности в современном культурном пространстве. Мы локализуем свой анализ проблемы в следующих дискурсивных полях: теория сексуальности 3. Фрейда, ее развитие у М. Фуко и Ж. Лакана (и в лаканианской традиции), кинематографическое творчество Ф. Озона. Внимание к Фуко и Лакану обусловлено связью их суждений и произведений с фрейдовскими идеями, психоаналитизмом их дискурсивности. С другой стороны, дискурсивность и Фуко, и Лакана принадлежит теоретическому пространству постмодерна, что делает ее актуальной для изучения образа сексуальности в современной культуре.
Цель исследования - выявить особенности образа сексуальности в научном и художественном дискурсах. Поставленная цель предполагала решение следующих задач: 1. Исследовать эволюцию научного дискурса сексуальности от
Величие и ограниченность теории Фрейда. - М, 2000. С. 4. классического фрейдизма до пост структурализма.
2. Идентифицировать статус сексуальности и ее эпистемологические смыслы в теории Ж. Лакана и лаканианской традиции.
3. Определить эстетический потенциал сексуальности как источника амбивалентного художественного образа в контексте лаканианской традиции.
4. Выявить особенности образа сексуальности как феномена Символического регистра (в его отношениях с Воображаемым и Реальным) в фильмах Ф. Озона.
5. Изучить особенности образа сексуальности как феномена регистра Воображаемого (в его отношениях с Символическим и Реальным) в фильмахФ. Озона.
Объект исследования - культурные смыслы сексуальности в XX в. Предмет исследования - культурные смыслы сексуальности в научном (психоаналитическом, постструкгуралистском, семиотическом) дискурсе и актуализация этих смыслов в современном кинематографе.