Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Баранникова Дарья Александровна

Этапы становления европейской экзистенциальной психологии
<
Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии Этапы становления европейской экзистенциальной психологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баранникова Дарья Александровна. Этапы становления европейской экзистенциальной психологии : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Москва, 2006.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/354

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИ

1.1. Основные понятия европейского экзистенциализма. Религиозный экзистенциализм 8

1.2. Основные понятия феноменологии. Представители феноменологического движения. 19

1.3. Психологическое разрешение экзистенциальной философии 34

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Дазайн-анализ как одно из направлений прикладной экзистенциальной психологии 45

2.2. Анализ логотерапии как дополнения к психотерапии 68

2.3. Европейский экзистенцанализ и его исторический смысл 75

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

3.1. Российская экзистенциальная философия 102

3.2. Основные направления западной прикладной экзистенциальной психологии в России 115

3.3. Представители российской экзистенциальной практической психологии 122

ВЫВОДЫ 129

Библиография 136

Введение к работе

В современном понимании существует традиционная, академическая, психология человека детерминированного и, призванная служить ей дополнением, психология человека недетерминированного, экзистенциальная.

Российские психологи рассматривают экзистенциальные проблемы с позиций интегративного гуманистического подхода. При помощи диалектической логики они работают с экзистенциальными содержаниями, опираясь при этом не только на европейские традиции, но и на достижения российской экзистенциальной философии.

Интерес к экзистенциализму в России привел к попыткам установления корреляций между экзистенциальными понятиями, понятиями отечественной психологии и клинической медицины. Сегодня экзистенциальный подход используется в решении широкого круга психологических проблем (семейные проблемы, детская психология, посттравматическое стрессовое расстройство, личностные нарушения и многие другие). Интеграция экзистенциальной психологии в отечественную говорит об открываемых ею методологических и методических возможностях.

Экзистенциальная психология вобрала в себя основные направления гуманистической психологии XX го века. К концу XX го и в начале XXI го века она достигла высокой степени проработанности как в теоретическом,

так и в прикладном аспектах, получила широкое распространение во всём мире, что определяет возможность анализа развития направления. Экзистенциальная психология раскрывает противоречие, обусловленное применением научного подхода к субъективности человеческого бытия. Анализ этапов становления европейской экзистенциальной психологии и разрешения этого противоречия в экзистенциализме является актуальной задачей исследования.

Методологической основой исследования являются принципы категориального анализа, введенного М. Блоком и разработанного М. Г. Ярошевским: учет социально-исторических условий появления и развития данной научной школы, изучение идеогенеза, когнитивного стиля и оппонентного круга и анализ состояния психологической науки в определенный исторический период.

Объект исследования - европейская экзистенциальная психология.

Предмет исследования - история становления европейской экзистенциальной психологии.

Цель исследования - выявить основные этапы становления европейской экзистенциальной психологии.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные направления европейской экзистенциальной психологии;

  2. Выявить основные этапы становления экзистенциальной психологии;

  3. Провести сравнительный анализ западной и отечественной экзистенциальной философии.

Научная новизна работы и ее теоретическое значение обусловлены описанием истории становления европейской экзистенциальной психологии. Впервые выделены ее этапы и дан анализ современного состояния экзистенциальной психологии. Теоретическая

значимость работы определяется отражающимися в ней актуальными методологическими тенденциями современной психологической науки: интеграцией гуманистического и естественнонаучного знания и выработкой единого научного понятийного аппарата.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретическая проработка экзистенциальной психологии облегчает ее сближение с научно-практической и экспериментальной сферой. Она также обусловлена универсальностью экзистенциальных, духовных феноменов при решении психологических проблем. Их понимание имеет большое значение для работы в области семейной, медицинской психологии, психологии труда, психологии развития и многих других отраслях психологии.

Методы исследования: историко-генетический, историко-функциональный, категориальный анализ, метод систематизации психологических высказываний.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологическими позициями, целостным подходом к исследованию проблемы, применением методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам.

Положения, выносимые на защиту: 1. История идеогенеза европейской экзистенциальной психологии заключала в себе следующие этапы ее становления:

общеметодологический этап заключался в том, что на нем была выдвинута идея об индивидуальном человеческом бытии и этической сфере личности, как основе философского знания.

феноменологический этап означил появление феноменологии, ставшей методом экзистенциальной философии и психологии. В

основу феноменологии легла идея о необходимости объединения научного познания и индивидуального человеческого опыта.

психологоонтологическіиї этап был связан с созданием экзистенциально-психологической теории (Dasein-анализ), основной категорией которой являлась категория опыта. Основным понятием Dasein-анализа стало понятие миропроекта.

психологоантропологическгш этап был связан с появлением логотерапии, основанной на идее саморегуляции личности, при помощи ее духовной сферы и опираясь на находимые в окружающем мире личностные смыслы; а также с формированием двух первых экзистенциальных психотерапевтических методов (дерефлексия и парадоксальная интенция).

практикоориептироваппый этап европейской экзистенциальной психологии заключался в создании теории Персоны (свободное внутреннее начало в человеке, не поддающееся научному описанию), ответственной за аутентичный диалог между внутренним и внешним миром личности. Теория Персоны послужила основой для

*, экзистенцаналитической психотерапии, обладающей обширным

арсеналом психотерапевтических методов.

  1. Экзистенциализм на уровне философского знания содержал в себе тенденции развития в научно-психологическую теорию и затем в психотерапию.

  2. Становление экзистенциальной психологии на ее основных этапах заключалось в своеобразном решении противоречия между субъектом и объектом исследования в научном толковании человеческого бытия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использовались при чтении лекций в Московском педагогическом государственном университете, в докладах на

аспирантском объединении и на заседаниях кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 235 источников, из них 30 на иностранном языке, объем текста составляет 151 страницу машинописного текста.

Основные понятия европейского экзистенциализма. Религиозный экзистенциализм

В первой главе исторический смысл экзистенциальной психологии будет рассматриваться на уровне истоков, тенденций и предпосылок феноменологического метода.

Философией существования, или же экзистенциальной философией, называют философское течение, которое возникло после первой мировой войны в Германии (Ясперс К., Хайдеггер М), с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы

Германии. Французский экзистенциализм приобрел особое влияние во время второй мировой войны (Сартр Ж.-П., Камю А.). Единство этого разнообразного течения состояло в возврате к великому датскому философу Серену Кьеркегору (1813 - 1855), лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии. С. Кьеркегор ввел и остальные основные понятия экзистенционализма: существующего мыслителя (мыслитель, поставивший мышление на службу собственного существования), экзистенциальной личности (себя познающее и создающее бытие), выбора (выбор личностью себя как многообразной конкретности, находящейся в неразрывной связи с миром), историчности (субъективная структурная форма таких сущностей, которые определены в их внутреннем бытии тем, что они обладают историей, их существование и цель заданы из мира, в котором человек живет), повторения (заново осуществляющаяся в душе отдельного человека наличествовшая ранее возможность экзистенциального существования). Внешней социальной причиной возникновения экзистенциальной философии послужили трагические исторические обстоятельства периода первой и второй мировых войн. Общей прикладной проблемой экзистенциализма на тот момент стала проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе, пережившем кризис. Философия полагала своей целью помощь человеку в нахождении своего Я в самых трагических и безнадежных ситуациях. Для многих экзистенциальных мыслителей того времени характерен интерес к социальным и политическим проблемам. К. Ясперс, например, написал цикл работ, посвященных опасности атомной войны и прекращения истории человечества. Французские экзистенциалисты Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар были участниками и идеологами движения Сопротивления. Сложившаяся во время войны ситуация служила поводом для выявления смысла человеческого существования (выбор «сопротивления» заключался в том, что человек, глядя в лицо смерти, находил опору в своем существовании). Как реакция на стандартизацию двадцатого века возникло понятие «Man», усредненного человека у М. Хайдеггера.

В смысле движения философской мысли формирование экзистенциальной философии происходило в русле критики метафизики. Критика эта была связана с тем, что многие мыслители девятнадцатого века развивали свои идеи, противопоставляя их ставшей уже классической философии Г.В.Ф. Гегеля, в частности его философии истории. Они стремились обратить философию к вопросам индивидуального человеческого бытия; так французский философ А. Бергсон (1859 - 1911) создал теорию активизма, главная идея которой в том, что восприятие и психика в целом ставятся в зависимость от целостного, актуального человеческого действия. Восприятие измеряет способность к действию. Актуальность восприятия в его активности, в движениях, которые его продолжают. В. Дильтей (1833 - 1911), создатель Философию Жизни, считал, что вместо разума необходимо познавать человека в целом, к человеческому бытию должно быть жизненное отношение, а не познавательное. Такое же жизненное отношение лежит в основе дильтеевой философии истории, в которой история рассматривалась как жизнь с точки зрения целостного человечества.

Дазайн-анализ как одно из направлений прикладной экзистенциальной психологии

Чтобы понять, откуда появился Dasein-анализ Л. Бинсвангера, важно представлять себе тот контекст, в котором этот метод зарождался. Именно критическое отношение к методологическим основаниям психоанализа привело Л. Бинсвангера к созданию собственной версии Dasein-анализа. Движение в сторону формирования этой версии началось еще до выхода книги М. Хайдеггера «Бытие и время», о чем свидетельствует реферат, написанный Л. Бинсвангером в 1922 г. по просьбе Швейцарского психиатрического общества. Этот реферат свидетельствует о тех надеждах, которые Л. Бинсвангер связывал с феноменологией. Также в нем содержится реакция на «Общую психопатологию» К. Ясперса, вышедшую в 1913 г.

При написании этого труда К. Ясперса интересовали не факты сами по себе, а проблемы, способы постановки вопросов и методы. Обилие различных подходов и направлений требовало их дифференциации и систематизации. Феноменологический метод вводился как вынужденное дополнение к методам естественных наук. Он важен для психиатра как чисто эмпирический метод исследования, возможный только благодаря информации, поступающей от больного. Психопатолог же изучает то, что выразимо в понятиях и правилах, что можно сообщить другим. Для психопатологии главная цель - наука. Важна помощь феноменологии в воссоздании предмета, изучаемого психопатологией, т. к. в отличие от естественных наук мы этот предмет можем только представить, а не воспринять. Но тем не менее основные научные принципы сохраняются: точные описания, ясные понятия для обозначения, выявление родства

феноменов, порядка их исследования. Речь идет о представлении чужого психического; о вчувствовании, о понимании, о сравнении, символизации. Главное - выявить в понятиях то, что действительно происходит с больным, что мы можем различать и описывать, каким образом это «нечто» существует в сознании. Принципиальное требование - отбросить все навязанные теории, конструкции, суждения. Нужна феноменологическая непредвзятость. Но в то же время, цель - не в накоплении все новых и новых бесчисленных фактов, а, скорее, в полном исследовании каждого отдельного случая. Такое тщательное исследование отдельных случаев нужно привести к феноменологически общему, помочь узнать идентичное в многообразном.

В то же время по мнению К. Ясперса мы не располагаем планом человеческого бытия как целого. Позднее в издании «Общей психопатологии» 1973 года, полемизируя с Л. Бинсвангером, он напишет: «Мы можем систематизировать методы изучения человеческого, но нам не дано создать его всеобъемлющую схему... Когда Л. Бинсвангер пытается исследовать человека с точки зрения всего лишь одной теории, когда он отвергает представление о человеке как о конгломерате, то есть единстве соматической, психической и духовной субстанций и заявляет о необходимости прийти к «исходной, фундаментально-онтологической идее экзистенциальности», он допускает философскую и эпистемологическую ошибку. Формулируя задачу таким образом, он смешивает философское озарение с чисто научными методами; в итоге философское видится как нечто прозаичное, напрочь лишенное обаяния и размаха»1. Все, что можно сделать, это обсудить ряд аспектов, в которых проявляются реалии психического мира. Более того, по мнению К. Ясперса, чем больше попыток свести личность к типичному и регулярному, тем очевидней становится невозможность растворить индивида в психологическоих, понятияхдак как личность до конца непознаваема, а нам доступно лишь частичное знание бесконечности. Сделанное автором определение личности как единства психологически понятных взаимосвязей сразу обнаруживает, какая фактически непреодолимая задача возникает перед исследователем, который стремится пройти путь от отдельных фактов к этому единству. Сходные сложности возникают и при постижении целостности поведения человека, целостности его психического мира, целостности бытия человека в мире и т. д. К. Ясперс почти отождествляет такие понятия, как душа, психическая жизнь, психическая субстанция. При этом, поскольку в психопатологии речь идет о познании чужой психики, чужой души и возможности ее объективировать, К. Ясперс определяет душу как до конца не объективируемое обрамление бытия, или как «обрамляющее»,, внутри которого пребывают все отдельные факты. Все это означает, что нельзя говорить о душе как об объекте, обладающем устойчивыми свойствами, душа есть целое, которое охватывает и «внутренний мир», и «окружающий мир», душа должна рассматриваться как бытие в собственном мире. Иными словами, если мы объективируем душу, то нам будет сложно (или невозможно) преодолеть возникшую расчлененность и достигнуть целостности. Если же мы будем рассматривать психическую жизнь как поток, то возникнут проблемы с выделением строго определенных отдельных феноменов, т. е. исходного фактического материала. Но и этим сложности не завершаются, поскольку непреодоленным оказывается дуализм души и тела.

Итак, понимая философский методологический характер тех проблем, которые затрудняют развитие психопатологии, К. Ясперс очень сдержанно оценивает возможную помощь психопатологии как науке со стороны философии и феноменологии.

Российская экзистенциальная философия

Традиции российской экзистенциальной философии развивались в русле религиозного экзистенциализма. К представителям российского религиозного экзистенциализма относятся Н. А. Бердяев (1874 -1948) и Л. И. Шестов (1866-1938).

Прежде всего, нас интересуют философско-исторические взгляды Н. А. Бердяева. Для него человек существует между двумя мирами: миром кесаря и миром Божьим. Первый означает все, что связано с причинно-следственностью. Он есть история и повседневность, не дающие человеку возможность осуществиться в качестве духовного, богоподобного существа. Совокупность явлений, препятствующих такому осуществлению, Н.А. Бердяев называет объективацией. К объективации относятся государство, общество, технический прогресс, церковь (как социальный институт)... и т.д. Все они ставят себя выше человека, в котором видят то ли часть себя, то ли средство собственной экспансии. Мир объективации - мир средне-нормального человека, das Man по М. Хайдеггеру. Таковым был фарисей в эпоху Христа, в нынешнюю - это буржуа. Буржуазность - несвобода духа, подавленность духа внешним затверделым миром, зависимость от временного и тленного, неспособность прорваться к вечному. «С уровнем буржуа считается история, когда создает государство, право, хозяйство, обычаи и нравы, идол научности. И в этом надо искать объяснения того, что в движении истории есть какая-то безвыходность, что все ее достижения неудачливы»1. История - это арена борьбы между буржуа за власть, и любая идея устроения человеческого счастья на земле только орудие этой борьбы. Всякая революция заканчивается воцарением буржуа. "Сама идея абсолютной рационализации жизни, абсолютной социальной гармонии -буржуазная идея и против нее должен восстать человек из подполья"1. Объективация препятствует и неформальному общению. "Пространство и время нашего объективированного мира есть источник одиночества и вместе с тем призрачного преодоления одиночества. Люди разъединяются между собой, пространством и временем, и они соединяются в пространстве и времени не в подлинном существовании, не в подлинном общении, а в объектности, в социальной обыденности"2. Технизацию современного общества, переход от органичности к организованности Н.А. Бердяев считает крайним проявлением объективации.

Для Н.А. Бердяева очень важно донести до своего читателя, что человек есть существо теоандрическое. Существование Бога доказывается антропологически: «Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному есть обнаружение божественного в человеке, человеческое свидетельство о существовании Бога, а не только мира. Понимание Бога, как самодостаточного и бездвижного существа, есть ограниченная и отвлеченная рациональная мысль, такое понимание не дано в духовном опыте, в котором отношения с Богом всегда драматичны. Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в Духе...В бытии есть уже объективация, или мертвящая отвлеченность понятия, или идеализированная природная необходимость и социальное принуждение»3. Н. А. Бердяев утверждает, что есть только богочеловеческая человечность, что Бог человечен, а сам по себе человек бесчеловечен. Но так же как человек нуждается в Боге, Бог нуждается в человеке. Они находятся в состоянии диалога, и человек, рождаясь в Боге, обогащает его божественную жизнь. Бог противопоставляется Н.А. Бердяевым объективации, Бог - это Дух, основное свойство которого свобода. На основе противоположения царства Духа и царства Кесаря Н. А. Бердяев представляет себе положение человека в истории: «Дух не открывается прогрессивно в историческом процессе, и торжествуют явные и злые процессы, но нужно видеть повсюду возможные зачатки и наитие Духа и духовного царства. Отношение человека к Богу предполагает драматическую борьбу между царством Духа и царством Кесаря, прохождение через дуализм во имя окончательного монизма, который может раскрыться лишь эсхатологически».

Похожие диссертации на Этапы становления европейской экзистенциальной психологии