Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ религиозности 3
1.1. Определение основных понятий 17
1.2. Теоретико-методологические основания работы 20
1.3. Представления о религиозности в работах зарубежных и отечественных учёных 25
1.4. Развитие религиозности в процессе социализации 42
1.5. Религиозность как интегративное личностное качество 49
1.6. Крайние формы проявления религиозности 53
Глава 2. Методы эмпирического исследования 60
2.1. Методики исследования религиозности 60
2.2. Методики исследования личностных качеств 75
2.3. Определение интегративных личностных качеств 78
Глава 3. Эмпирические исследования взаимосвязи религиозности и личностных качеств 91
3.1. Организация и этапы эмпирического исследования 91
3.2. Определение индивидуального уровня религиозности у молодёжи 92
3.3. Взаимосвязь религиозности и личностных качеств 97
3.4. Исследование взаимосвязи религиозности и свойств темперамента 111
3.5. Методиче ские рекомендации для практиче ских психологов 114
Заключение 116
Список литературы
- Теоретико-методологические основания работы
- Религиозность как интегративное личностное качество
- Методики исследования личностных качеств
- Определение индивидуального уровня религиозности у молодёжи
Теоретико-методологические основания работы
Явление религиозности является предметом рассмотрения различных гуманитарных наук - философии, социологии, культурологи. Данное диссертационное исследование изучает религиозность с позиции общей психологии. Религиозность связана с выходом человека за пределы своей личности в сферу трансценденций высокого порядка, в «измерение особого рода», при этом религиозность имеет свою феноменологию в реальном поведении и деятельности, проявляется на различных уровнях психического.
В связи с тем, что религиозность это мета-явление, то осмысление феномена религиозности несводимо к идеалистическим или материалистическим концепциям. В данной работе эклектика исследования преодолевается максимально научно-обоснованным подбором методологической базы изучения религиозности.
Мы считаем необходимым отделить научное познание религиозности, в основе которого лежит рациональная картина мира, от теологического, в основе которого лежит иррациональное мировоззрение. В данной диссертационной работе выделено психологическое содержание из знаний, накопленных в других областях, проведён рациональный научный анализ феномена религиозности, иррационального по своей природе. При изучении религиозности были использованы в основном научные источники. В связи с тем, что современные общественные науки пока не создали методологию и концепцию для целостного объяснения исследуемого феномена, то мы применяли те концепции, подходы и понятийный аппарат, который адекватен предмету нашего исследования или его отдельных аспектов.
В социологии религии наличие религиозности определяется по связи трех признаков (критериев): признаки религиозного сознания; признаки религиозного поведения; включенность в религиозные отношения (ГараджаВ.И., 1995). Все эти критерии религиозности, имеют психологическое содержание. Нашей целью является изучение религиозности в рамках общей психологии, соответственно исследование должно быть обращено к изучению аспектов религиозного сознания и поведения личности.
Важным элементом религиозного сознания является религиозная вера, но её сложно выделить в качестве единицы анализа из всего спектра верований личности. В связи с этим возможность для научно-теоретического осмысления и эмпирического исследования религиозности с точки зрения общей психологии открывается путём выделения религиозного поведения в качестве единицы анализа. Религиозное поведение наблюдаемо, оно проявляется в следовании религиозным традициям, углублении личности в религиозную деятельность, исполнении ритуальной стороны культа.
Всё это смещает исследовательский акцент нашей работы с изучения содержания религиозного сознания (религиозной веры, представлений) и религиозных чувств, на изучение проявления религиозности в реальном поведении и деятельности - то есть существования, бытия религиозности. И здесь нам близок экзистенциальный подход в философии [130], так как задача нашего исследования заключается в выявлении некоторого экзистенционального в религиозности, охвате самого существования феномена религиозности у конкретного человека.
В организации теоретического и эмпирического исследования религиозности в рамках нашей диссертационной работы мы опирались на подход В.Ф. Чесноковой [141], которая предлагает начинать изучение религиозности с изучения фактора поведения и обосновывает это следующим: 1. Поведение как устойчивая характеристика, позволяет отследить прочность и укорененность тех религиозных переживаний, убеждений и представлений, которые изучаются на уровне феноменов сознания; 2. Изучение элементов поведения человека сводят к минимуму субъективные интерпретации исследователя; 3. Поведенческие характеристики в силу своей реальности и доступности способствуют хорошему взаимопониманию между исследователем и его респондентом [141]. В духовном развитии человека религии - это системы духовного воспитания. Движущей силой религиозной системы - выступает религиозная деятельность по взращиванию личности соответствующей эталону и фундаментальным ценностям, заложенным в идеологическую основу религии.
Для понимания значения религиозности, которой проявляется в религиозной деятельности, мы применяем методологию деятельностного подхода. Заложенный С.Л. Рубинштейном [107] в период развития советской психологии, принцип единства психики и деятельности является одной из методологических основ нашего исследования. Согласно этому подходу у субъекта конкретной деятельности свойства личности определенным образом преобразуются, связываются друг с другом, в результате чего происходит образование новых, более обобщенных свойств с более важной структурой - интегральных свойств личности [106]. Этот принцип адекватно применим при рассмотрении религиозности, которая проявляется в религиозной деятельности и становится одним из таких новых системных свойств личности.
Для объяснения религиозности и её места в структуре личности мы применяем мультисубъектный подход В. А. Петровского [90].
Этот подход позволяет рассмотреть религиозность как внутренний субъект активности. Когда «Религиозное Я» выступает как внутренний субъект активности, который вписывается в динамическую структуру личности как «эго-система», стремящаяся стать доминирующим системообразующим фактором, предопределяющим поведение личности.
Определение религиозности как феномена не случайно, в нашем диссертационном исследовании мы опираемся на методологию интегративного подхода к психике И.С. Шемет [152]. Религиозное воздействие относится к факторам, влияющим на уровень интеграции психики, а религиозность отражает результат такого влияния, соответственно, она входит в сферу психического, феноменологически проявлена во внешний план и наблюдаема в поведении. Данный подход позволяет отнести религиозность к духовной стадии интеграции психики и рассмотреть её как интегративное личностное качество, которое отражает актуальный уровень интеграции психики.
Кроме того с позиции интегративного подхода к психике мы даём качественный анализ полученных закономерностей взаимосвязи между уровнем религиозности и личностными качествами по шкале «интеграция-дезинтеграция», интерпретируем психодиагностические шкалы личностных опросников, применяемых в эмпирической части работы и выделяем среди них интегративные личностные качества, которые отражают уровень интеграции психики;
Таким образом, религиозность можно изучать как личностное качество, как системный психический феномен, как характеристику поведения. Каждый из этих подходов имеет теоретико-методологическое обоснование.
Религиозность как интегративное личностное качество
Теоретический анализ, представленный в первой главе нашей работы, показал, что религиозность обусловлена психологическим влиянием социальной среды на личность - воспитанием и приобщением человека к религиозной деятельности. Изменения в личности, происходящие под влиянием религиозной деятельности, отражаются в появлении религиозности как личностного качества.
Качественно оценить происходящие в системе личности изменения позволяет интегративный поход к психике И.С. Шемет [152]. Интерпретация данных психодиагностических исследований через таблицу феноменологии стадий и уровней интеграции психики, даёт возможность оценить актуальный уровень интеграции психики у конкретного человека по семи стадиям на биполярной пятибалльной шкале «дезинтеграция-интеграция».
В интегративном подходе говорится, что психика - это индивидуальная система управления жизнью и поведением. В психике постоянно идёт процесс поддержания целостности, интеграции, который обеспечивают интегративные механизмы. Любое психическое воздействие ведёт к повышению интеграции психики, либо к снижению интеграции, то есть к дезинтеграции психики. Интегративным является развитие в сторону большей целостности, повышения уровня интеграции психики (Шемет И.С., 2006).
В данном подходе обозначено, что психика феноменологически проявляется на семи стадиях: телесной, эмоциональной, творческой, мыслительной, социальной, сознательной и духовной. Развитие интегративных механизмов происходит последовательно, начиная с телесной и заканчивая духовной стадией интеграции психики. Это отражено в таблице феноменологии стадий и уровней интеграции психики (Приложение 1).
Самой высшей в развитии интегративных механизмов психики является седьмая - духовная стадия, она предполагает развитие в сторону осознанного самоуправления жизнью, выражается в осознании человеком своего предназначения, понимании основополагающих законов бытия и использованию их. Духовная стадия интеграции психики наступает после развития предыдущих, то есть когда у человека развито сознание, и он включён в систему социальных отношений, это соотносится с периодом взрослого возраста.
Из этой шкалы видно, что показателем нарушения духовного развития (дезинтеграции психики на духовной стадии) будет: отказ от человеческой жизни во имя духовной, а также подмена трансцендентальной связи с Богом отправлением религиозных ритуалов и страх перед высшими силами.
Интегративный подход позволяет рассмотреть религиозное влияние как совокупность факторов интеграции и дезинтеграции психики, имеющих системное нелинейное воздействие на разные уровни психического, а религиозность рассмотреть как системный психический феномен, выражающийся в адаптации человека к требованиям религиозной системы.
Таким образом, согласно этому подходу, феномен религиозности относится к духовной стадии интеграции психики и отражается на предыдущих стадиях 51 телесной, эмоциональной, творческой, мыслительной, сознательной, социальной. Другими словами, религиозность как часть духовной стадии интеграции психики взаимосвязана с нижележащими стадиями.
И.С. Шемет обозначает, что религиозные системы являют собой внешнюю искусственную надстройку над психикой человека, заменяющую функции индивидуального управления. Под религиозным влиянием происходит «врастание» в естественные интро- и экстра- психические структуры конкретного человека внешних религиозных программ физического и эмоционального состояния, а так же способов поведения, деятельности и коммуникации.
Она говорит, что критерием интеграции-дезинтеграции любого влияния, в том числе и религиозного, является триединый результат: здоровье - развитие -субъектность предлагает рассматривать два аспекта:
Согласно интегративному подходу, от уровня интеграции психики конкретного человека будет зависеть результат религиозного воздействия, оно может приводить к большей интеграции, либо к дезинтеграции психики. Так, например, для людей с тяжёлыми хроническими заболеваниями, пережившими психотравмирующие события, нуждающихся в реабилитации, находящихся в ослабленном состоянии, то есть, согласно таблице феноменологии, имеющих низкий уровень интеграции психики на физической и эмоциональной стадии («страдающие»), обращение к религиозной деятельности, отправление религиозных ритуалов будет приводить к повышению уровня интеграции психики от - 2 до 0 на этих стадиях, поскольку многие религиозные обряды (молитвы) выстраиваются в контексте облегчения страданий, утешения.
В то же время, для спортсменов в спортивной деятельности, для здоровых людей удовлетворённых жизнью, с активной и уверенной жизненной позицией, целеполагающих, управляющих обстоятельствами, находящихся в высоком эмоциональном тоне, согласно таблице феноменологии, имеющих высокий уровень интеграции психики на физической и эмоциональной стадии +1 и +2, отправление религиозных будет приводить к дезинтеграции психики от +2 до О, иногда до -2, поскольку религиозные, в основном христианские обряды, направлены на утешение, смирение, успокоение, что будет приводить высоко интегрированного человека к снижению эмоционального тона, интереса к жизни согласно таблице феноменологии.
Так, например, с точки зрения интегративного подхода регулярная практика покаяния активирует эмоциональное состояние горя и вины за собственные действия, практика постоянной молитвы центрирует человека на страданиях, нуждах, недостатках его жизни. Молитва активирует зависимое состояние от высших сил - прошения, предъявления нужды (Василюк Ф.Е., 2005). Эти эмоциональные состояния относятся к отрицательной части шкалы «дезинтеграция-интеграция», что по закону синергии вызывает дезинтеграцию на других стадиях психики.
И.С. Шемет говорит, что «высокая субъектность предполагает повышение независимости человека от внешних влияний, к какому бы уровню психики они ни прикладывались. В этой связи религиозная адаптация является неким этапом развития духовности, за которым должна последовать рефлексия этого влияния, диалектическое отрицание и выход духа за пределы конфессиональной границы с целью поиска собственных духовных ориентиров. С точки зрения концепции интеграции психики религиозная адаптация не является необходимым условием развития духа, а является реальным современным фактором духовного влияния, последствия которого нелинейны и нуждаются в системном анализе» [155]. Для того чтобы применить интегративный подход к психике к анализу личностных качеств, мы вводим рабочее понятие - интегративные личностные качества.
Методики исследования личностных качеств
Отрицательный полюс шкалы «религиозность» соответствует уровню -1 на духовной стадии; Положительный полюс шкалы «атеизм» соответствует уровню 0 на духовной стадии; Сдвиг по шкале «атеизм-религиозность» в сторону отрицательного полюса «религиозность» свидетельствует о меньшей интеграции, сдвиг в сторону положительного полюса «атеизм» свидетельствует о большей интеграции психики на духовной стадии.
Присвоен показатель по шкале «дезинтеграция-интеграция», по шкале опросника личностные качества представлены в направлении от более низкого к более высокому уровню интеграции психики:
Религиозность (-1) - Атеизм (0). Согласно интегративному подходу к психике интегративные личностные качества обладают свойством системности, и взаимосвязаны между собой. Таким образом, значения уровня интеграции психики на всех стадиях по интегративным личностным качествам будут тяготеть друг другу.
Отсюда, более низкому уровню интеграции психики будут соответствовать интегративные личностные качества, находящиеся на отрицательной части шкалы «дезинтеграция-интеграция»: Религиозность (-1), Эмоциональная нестабильность (-1), Сдержанность (0), Подозрительность (-2), Тревожность (-2), Напряженность (-1), Практичность (0), Конкретное мышление (0), Консерватизм (-1), Подчинённость (-1), Низкая нормативность поведения (-1), Высокая нормативность поведения (0), Робость (0), Конформизм (0), Низкий самоконтроль (-1), Высокий самоконтроль (0).
Более высокому уровню интеграции психики будут соответствовать интегративные личностные качества, находящиеся на положительной части шкалы «дезинтеграция-интеграция»: Атеизм (0), Эмоциональная стабильность (0), Экспрессивность (+1) , Доверчивость (+1), Спокойствие (0), Расслабленность (0), Мечтательность (+1), Абстрактное мышление (+1), Смелость (+1), Радикализм (0) Доминантность (+1), Нонконформизм (+1).
Отсюда мы делаем вывод, что набор личностных качеств при низком и высоком уровне религиозности будет различным. При высоком уровне религиозности будут проявлены интегративные личностные качества, находящиеся на отрицательной части шкалы «дезинтеграция-интеграция», при низком уровне религиозности, наоборот, будут проявлены интегративные личностные качества, находящиеся на положительной части шкалы «дезинтеграция-интеграция». Резюме по второй главе
Во второй главе нашего диссертационного исследования мы рассмотрели основные зарубежные и отечественные методики диагностики религиозности. Авторы методик сходятся во мнении о том, что религиозность лучше всего изучать при помощи специально сконструированных опросников и анкет, в форме феноменологического интервью.
Из представленного многообразия методов мы выделили наиболее подходящий и соответствующий целям нашего исследования метод - это опросник «Индивидуальный уровень религиозности» (И.С. Шемет). Этот опросник измеряет уровень религиозности по степени включения человека в религиозную деятельность, следованию ритуальной стороне культа, соблюдению религиозных традиций, самооценки религиозности и оценки религиозности своих близких родственников по шкале «атеизм-религиозность».
В соответствии с целями по изучению взаимосвязи религиозности и личностных качеств мы осуществили подбор методов диагностики личностных черт - это 16 факторный опросник Р. Кэттелла (форма А, 187 вопросов) и опросник по определению типа темперамента Г. Айзенка (форма А, 57 вопросов).
Исследование взаимосвязи должно показать, какие личностные качества актуализируются при различных уровнях религиозности. И насколько эти качества совпадают с эталоном личности, заложенным в идеологическую основу религиозной системы, к которой относят себя испытуемые.
Все методы диагностики, которые мы применяем в эмпирической части работы, измеряют личностные свойства по биполярным метрическим шкалам, что позволяет применить мощные статистические критерии оценки взаимосвязи этих качеств между собой.
В качестве статистического критерия для оценки взаимосвязи личностных качеств и уровня религиозности нами выбран коэффициент линейной корреляции К. Пирсона (г-Пирсона). Он позволяет определить, насколько пропорциональная изменчивость двух переменных, характеризует существование линейной связи между двумя величинами.
Во второй главе мы провели методический шаг, который позволит провести интерпретацию и качественный анализ взаимосвязи религиозности и личностных качеств. Религиозность и личностные качества рассмотрены в одной системе -через интегративный подход. Для этого мы личностные качества опросника Р. Кэттелла (16 PF), опросника Г. Айзенка ЕРІ (вариант А), опросника И.С. Шемет, применяемых в эмпирической части, проинтерпретировали через таблицу феноменологии и определили среди них интегративные личностные качества.
Из них такие интегративные личностные качества, как Религиозность (-1), Эмоциональная нестабильность (-1), Сдержанность (0), Подозрительность (-2), Тревожность (-2), Напряженность (-1), Практичность (0), Конкретное мышление (0), Консерватизм (-1), Подчинённость (-1), Низкая нормативность поведения (-1), Высокая нормативность поведения (0), Робость (0), Конформизм (0), Низкий самоконтроль (-1), Высокий самоконтроль (0) - свидетельствуют о более низком уровне интеграции психики. Такие интегративные личностные качества, как: Атеизм (0), Эмоциональная стабильность (0), Экспрессивность (+1) , Доверчивость (+1), Спокойствие (0), Расслабленность (0), Мечтательность (+1), Абстрактное мышление (+1), Смелость (+1), Радикализм (0), Доминантность (+1), Нонконформизм (+1) -свидетельствуют о более высоком уровне интеграции психики. Проведённый методический анализ, позволил нам конкретизировать гипотезы эмпирической части нашего диссертационного исследования.
Определение индивидуального уровня религиозности у молодёжи
Представленный в нашем диссертационном исследовании анализ основных подходов к изучению религиозности показал, что до настоящего времени не было проведено эмпирических исследований по выявлению взаимосвязи религиозности и свойств темперамента, как врождённых характеристик индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. В данном исследовании при помощи доступных методов мы предприняли попытку рассмотреть вероятность существования врождённых детерминант формирования степени выраженности религиозности. Всё это позволило сформулировать цель нашего исследования.
Гипотеза: Следуя логике построения эмпирического исследования, при первичном изучении каких-либо психологических взаимосвязей между различными феноменами или процессами, а в нашем случае изучения взаимосвязи между индивидуальным уровнем религиозности и свойствами темперамента, нами были сформулированы две взаимоисключающие гипотезы -основная и альтернативная. Основная гипотеза данного эмпирического исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между индивидуальным уровнем религиозности и свойствами темперамента, альтернативная гипотеза содержит предположение о том, что такой связи не существует
Выборка: Участниками исследования стали 200 человек, в равном соотношении представители женского и мужского пола, возрасте от 16 до 79 лет
Проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью валидных и соответствующих заявленной цели и предмету исследования методов: Опросник «Индивидуальный уровень религиозности» И.С. Шемет [104]; Личностный опросник Г. Айзенка ЕРІ на определение типа темперамента (57 вопросов, вариант А) [4]; Оценка степени связи определялась с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона при уровне значимости р=0,05.
Среднее значение уровня религиозности по выборке 6 стен, что соответствует среднему уровню религиозности и говорит об умеренной религиозности испытуемых. Все 100% испытуемых отнесли себя к православному вероисповеданию. Описательная статистика и результаты выявления взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и свойств темперамента по опроснику Г. Айзенка осуществлялись при помощи программы Microsoft Office Ecxel 2007, результаты отражены в таблицах № 10-11.
Исследование корреляционной взаимосвязи между индивидуальным уровнем религиозности и свойствами темперамента (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) осуществлялось при помощи коэффициента корреляции К. Пирсона, при уровне значимости р=0,05, что отражено в таблице № 11.
Из таблицы № 12 видно, что по общевыборочным значениям между индивидуальным уровнем религиозности и экстраверсии-интроверсии и неиротизмом корреляционной связи не выявлено, так как значения по шкалам составляют г=0,08 и г=0,1, при р = 0,05, что ниже значений коэффициента корреляции К. Пирсона, указывающих о наличии значимых связей между показателями.
Однако была выявлена средняя корреляционная связь уровня религиозности с неиротизмом г=0,37, при р = 0,05 выявлены у возрастной группы 51-79 лет. Это означает, что при повышении уровня религиозности в данной возрастной группе повышается нейротизм.
Шкала нейротизма также была квалифицирована нами как интегративное личностное качество, которое относится к эмоциональной стадии интеграции психики. Корреляционная взаимосвязь уровня религиозности была получена именно с интегративным личностным качеством (нейротизмом). По неинтегративным личностным качествам (интроверсии-экстраверсии) корреляционных связей не выявлено. Однако данная закономерность показывает, что корреляционная связь уровня религиозности с нейротизмом выявлена только у представителей старшего поколения, в других возрастных группах такой связи не выявлено. Это требует проведения дополнительных исследований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свойства интроверсии-экстраверсии и нейротизма не связаны с индивидуальным уровнем религиозности.
По результатам проведённых нами теоретических и эмпирических исследований мы сформулировали ряд методических рекомендаций для практических психологов и психологов в образовании: 1. Для понимания индивидуальных особенностей учащихся необходимо учитывать конфессиональную принадлежность и глубинные религиозные установки семьи. 2. Для оценки особенностей личности и деятельности рекомендуем учитывать детерминанты поведения клиента и личностные черты, обусловленные религиозным фактором, например влияние глубинных религиозных установок и запретов. 3. Рекомендуем воздерживаться от любых оценок, как критических, так и одобрительных, в адрес любых религиозных систем, а так же ценностных установок клиента. 4. Рекомендуем психологам воздерживаться от трансляции клиенту или учащемуся собственных ценностно-религиозных установок. 5. При интерпретации поведения клиента рекомендуем воздерживаться от ссылок на его религиозную детерминированность. 6. Клиентам психологического консультирования для самооценки уровня интеграции психики рекомендуем использовать таблицу феноменологии стадий и уровней интеграции психики И.С. Шемет. 7. У клиентов психологической помощи уровень религиозности рекомендуем оценивать по опроснику И.С. Шемет «Индивидуальный уровень религиозности». 8. Для обеспечения психологической безопасности учащихся рекомендуем информировать их о крайних формах проявления религиозности (экстремизма, фанатизма) и о возможных социально-опасных последствиях интенсивного приобщения к религиозной деятельности. Это будет способствовать развитию рефлексии, критического мышления, осознанного выбора, росту субъектности и устойчивости к деструктивным психологическим воздействиям со стороны религиозных систем, в том числе сект.