Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению психологического пространства личности 14
1.1 Анализ теоретических концепций, обосновывающих понятие психологического пространства личности 14
1.2 Структура и функции психологического пространства личности. 28
1.3 Характеристики психологического пространства личности 40
Глава 2 Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии. 5 3
2.1 Эмпатия как предмет психологического анализа 53
2.2 Уровни и структура эмпатии 65
2.3 Взаимообусловленность формирования психологического пространства личности и эмпатии 74
Глава 3 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи психологического пространства личности и эмпатии 91
3.1 Организация и методы эмпирического исследования 91
3.2 Анализ и интерпретация особенностей психологического пространства личности и эмпатии респондентов 98
3.3 Полоспецифичность исследуемых феноменов у студентов-гуманитариев 114
3.4 Анализ взаимообусловленности психологического пространства личности и эмпатии гуманитариев 123
3.4.1 Специфика взаимосвязи структурно-содержательных характери стик психологического пространства личности и эмпатии гуманитариев. 123
3.4.2 Взаимообусловленность исследуемых характеристик в контексте психологической суверенности респондентов 135
Заключение 161
Список литературы 171
- Характеристики психологического пространства личности
- Уровни и структура эмпатии
- Анализ и интерпретация особенностей психологического пространства личности и эмпатии респондентов
- Специфика взаимосвязи структурно-содержательных характери стик психологического пространства личности и эмпатии гуманитариев.
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время одной из значимых характеристик личности становится гармоничность организации ее внутреннего мира, согласованность потребностей и целей, позволяющая человеку в полной мере реализовать свои возможности и быть успешным в различных сферах деятельности. Сложность и интенсивность социально-психологических процессов предъявляют особые требования к личной автономии, свободе и ответственности; ставят человека перед необходимостью созидания и удержания суверенного бытия. С другой стороны, наше общество стремительно входит в информационную эпоху, когда персональные контакты все более обезличиваются, и человеку становится все сложнее самоопределяться в мире людей, вещей и технологий. Эмпатия сегодня выступает не только как механизм интерперсонального взаимодействия, личное свойство или качество, но и как ресурс, позволяющий удерживать свою целостность в меняющемся мире. Можно полагать, что не случайно в психологии личности и психологии межличностных отношений сохраняет востребованность понимание эмпатии, предложенное Р. Даймондом еще в 1949 г.: «Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». Тем не менее, до сих пор отсутствуют исследования, в которых осуществлялась бы прямая попытка установить взаимосвязь между структурно-содержательными характеристиками психологического пространства личности и эмпатией. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что проблема выявления указанной взаимосвязи долгое время не была снабжена соответствующим теоретико-методологическим обеспечением. Проблемы эмпатии с трудом покидали пространство философской этики и эстетики, в которой они и возникли (Дж. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр и др.). Однако это способствовало пониманию эмпатии как сложного полифеноменального явления и повлияло на ее дальнейшее изучение, продолженное такими исследователями, как Ж. Пиаже, X. Кохут, К. Роджерс, M.L. Hoffman, L.B. Murphy, J.L. Sulzer, R. Burglass, A. Mehrabian, N. Epstein, L.S. Cottrel, R. Dymond и др. По мере того, как эмпатия стала обретать характер интенционального акта, направленного на познание личности другого (М. Шелер), открылся еще один канал проникновения эмпатии в психологию -через сторонников экзистенциального крыла гуманистической психологии (Р. Мей, Дж. Бьюдженталь и др.). В отечественной психологии проблема эмпатии развивалась на основе присущего нашей науке холистического понимания ее предмета (Н.Н. Обозов, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.С. Гончаренко и др.).
Что касается проблематики, связанной со становлением психологического пространства человека, то она развивалась параллельно с проблемой эмпатии, фактически не пересекаясь с ней. Психология должна была пройти свой путь к субъекту и тому, что составляет содержание его бытия (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский,
В.Э. Чудновский, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь и другие в отечественной науке; Ф. Брентано, Э. Гуссерль, В. Дильтей, У. Джемс, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, К. Левин, Э. Ясперс в зарубежной). Понятие психологического пространства подчеркивало несмешиваемость субъекта с миром, одновременно утверждая их единство. Особенности этого пространства с разных методологических позиций раскрывают понятия «смысловое поле» (Л.С. Выготский), «жизненное пространство» (К. Левин), «транссубъективное пространство» (Д.Н. Узнадзе), «жизненный мир» (Л. Бинсвангер, Ф.Е. Василюк), «личностное пространство» (К. Ясперс), «многомерный мир» (А.Н. Леонтьев), «многомерное пространство жизни» (В.Е. Клочко). Понятие психологического пространства личности, в том или ином контексте, присутствует в работах У. Джемса, Э. Эриксона, Ф. Перлза, В.П. Зинченко, В.Э. Чудновского, А.Б. Орлова, А.Ш. Тхостова и др. В концепции С.К. Нартовой-Бочавер получил развитие феномен психологической (личностной) суверенности как способности личности контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство.
Со временем наметился стык между двумя этими сравнительно независимыми предметными полями (психологическое пространство личности - эмпатия). Как отмечает А.Г. Асмолов, «исходный замысел культурно-исторической психологии» заключался в познании механизмов преобразования культуры в мир личности. В современных теориях, развивающих основные идеи культурно-исторической психологии, центральным звеном в механизме преобразования культуры в мир человека выступает коммуникация. В теории самоорганизующихся психологических систем (Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко и др.), коммуникации рассматриваются в своем порождающим эффекте - они формируют транссубъективное (многомерное) пространство человека как ближайшее основание его многомерного бытия, выступая в качестве онтологического основания его жизни. При таком понимании межличностная коммуникация выступает в качестве «транскоммуникации» (В .И. Кабрин).
Замысел нашего исследования возник из представления о том, что если эмпатия является важнейшим звеном коммуникации, то она, будучи в ее составе, не может не влиять на качество психологического пространства личности, порождаемого коммуникативными процессами. Цель исследования заключалась в поиске и обнаружении этой взаимосвязи. Учитывая, что для представителей коммуникативных профессий, специалистов-гуманитариев овладение эмпатией является едва ли не ведущим признаком профессиональной компетентности (И.М. Юсупов, О.А. Клиценко, Н.В. Бачманова и др.), а подготовка специалистов-гуманитариев, ориентированная лишь на академические знания, не дает полноценного результата, т.к. без практического овладения эмпатией невозможно глубокое взаимопонимание сторон коммуникативного взаимодействия, то проблема исследования конкретизировалась в проблему выделения и анализа структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности студентов-гуманитариев,
взаимосвязанных с уровневой и структурной спецификой эмпатии.
Объект исследования: психологическое пространство личности.
Предмет исследования: взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии студентов, изучающих гуманитарные науки.
Исходя из цели и гипотезы исследования, ставились следующие задачи:
Исследовать структурно-функциональные характеристики психологического пространства личности и структурно-уровневые особенности эмпатии студентов.
Выявить структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности, взаимосвязанные с показателями эмпатии студентов-гуманитариев.
Определить структурно-уровневые особенности эмпатии студентов, обладающих различными уровнями суверенности психологического пространства личности.
Выявить специфику взаимосвязей исследуемых феноменов в контексте суверенности психологического пространства личности студентов-гуманитариев.
Гипотеза исследования представлена следующими допущениями:
Структурная организация психологического пространства личности студентов взаимосвязана с уровневой и структурной спецификой эмпатии.
Направленность на взаимопонимание в ходе коммуникативного взаимодействия для студентов-гуманитариев обладает большей значимостью, чем для студентов, ориентированных на мир символов и знаков.
Суверенность психологического пространства личности студентов-гуманитариев должна коррелировать с более высоким уровнем эмпатии при сбалансированности ее структурных составляющих.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория Л.С. Выготского в динамике ее развития, антропологические построения С.Л. Рубинштейна в рамках концепции «Человек и мир», системные построения в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки, Р. Мэй и др.); субъектно-деятельностный подход (А.В. Брушлинский и его последователи); психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; концепция «помогающих отношений» К.Г. Роджерса; модели системно-структурного описания эмпатии (Н.Н. Обозов, И.М. Юсупов, В.В. Бойко); средового (К. Лоренц, А.Ш. Тхостов, М. Черноушек), субъектно-средового (С.К. Нартова-Бочавер) подходов.
Результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна:
выделены, теоретически и экспериментально обоснованы и описаны структурно-содержательные характеристики психологического пространства личности студентов-гуманитариев;
показана роль суверенности психологического пространства личности как базовой характеристики в формировании личности гуманитариев;
выявлены характеристики психологического пространства личности, находящиеся в значимой взаимосвязи с общим уровнем и со структурными компонентами эмпатии;
уточнена рабочая классификация уровней суверенности психологического пространства личности, на основе которой определены количественные и качественные характеристики психологического пространства личности студентов, изучающих гуманитарные специальности;
установлены параметры, находящиеся в значимой созависимости с уровнем и спецификой эмпатии студентов-гуманитариев, обладающих различным уровнем суверенности психологического пространства личности;
выявлены уровни эмпатии, взаимосвязанные с уровнями суверенности психологического пространства личности: адекватный уровень позволяет проявлять эмпатию более значимо при сбалансированности ее структурных составляющих; неадекватные уровни - детерминируют пониженный уровень эмпатии;
установлены содержательные различия в проявлении характеристик психологического пространства личности и эмпатии в контексте личностной направленности и индивидуальных особенностей респондентов.
Теоретическая значимость исследования:
-углублено представление о психологическом пространстве личности как о полифакторном феномене в русле психологии субъекта и самосознания;
обоснованы структурно-содержательные характеристики и особенности формирования психологического пространства личности и эмпатии студентов-гуманитариев;
уточнена классификация уровней суверенности психологического пространства личности студентов-гуманитариев, на основе которой определены его количественные и качественные характеристики;
обоснована специфика структурных компонентов психологического пространства личности студентов в зависимости от их полоспецифичности и личностной направленности;
показана продуктивность анализа эмпатии не только как механизма межличностного взаимодействия, но и в контексте формирования субъектности;
результаты исследования значительно конкретизируют и углубляют понятие об организации психологического пространства личности гуманитариев в совокупности его структурно-содержательных характеристик; позволяют раскрыть роль эмпатии как значимой составляющей «Я», обусловливающей личностную направленность, степень ее ориентации на других и выступающей индикатором, сигнализирующим об успешной реализации значимой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- полученные данные дают возможность адресно направить внимание спе
циалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздей
ствия при формировании личностной и профессиональной идентичности;
содержащиеся в работе положения и выводы могут найти применение при организации спецкурсов, тренингов и семинаров по обучению персонала; в работе специалистов, направленной на разрешение вопросов самоопределения, личностного роста, осмысления человеком его жизненного мира, на помощь в принятии себя и другого и раскрытии эмпатийного потенциала;
результаты исследования могут существенно дополнить курсы по общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития;
предложенная классификация уровней суверенности психологического пространства личности может быть использована для создания системы личност-но-ориентированной подготовки выпускников вузов.
В работе использовались следующие методы и методики: 1) теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; 2) эмпирические, включающие беседу, а также пакет психодиагностических методик: опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности»; тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева; морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной; тест-опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна; методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик; 3) интерпретационно-описательные; 4) количественные и качественные методы обработки данных: подсчет мер центральной тенденции по выборкам данных, коэффициент а-Кронбаха, методы определения достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни и Н-критерию Крускала-Уоллиса, факторный анализ, корреляционный анализ по методу Спирмена.
Экспериментальной базой исследования служили: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский военный институт, Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Организация и этапы исследования. Исследование включало в себя три этапа. На I этапе (2005-2006 г.г.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе анализа литературы по тематике исследования; уточнялась тема, объект и предмет, его цели, задачи, гипотеза, методы, составлялся план эмпирического исследования, формировался банк диагностических методик. На II этапе (2006-2008 г.г.) было организовано и проведено экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи психологического пространства личности и эмпатии; осуществлен качественный и количественный анализ результатов и их интерпретация. На III этапе (2009-2010 г.г.) были систематизированы основные результаты исследования, завершено оформление диссертации и ее обсуждение, сделаны выводы, определены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень и структурные компоненты эмпатии и психологическое пространство личности взаимосвязаны через такие показатели, как личностная суверенность, ценностные и смысложизненные ориентации. Степень значимости и спе-
цифика данных взаимосвязей задается уровнем личностной суверенности.
Для лиц, не ощущающих свое психологическое пространство суверенным, выделяются показатели, находящиеся в значимой созависимости с уровнем и структурой эмпатии: для лиц, испытывающих депривацию психологического пространства - факторы личностной суверенности и осмысленности жизни; для лиц, ориентированных на чрезмерную его защиту - факторы ценностно-смысловой сферы.
Суверенность психологического пространства личности взаимосвязана с более высоким уровнем эмпатии при сбалансированности ее структурных составляющих. Факторы, отражающие специфику взаимосвязей между структурно-содержательными характеристиками психологического пространства личности и эмпатии, обладают высокой значимостью, положительной направленностью и обусловливают качество межличностного взаимодействия.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась анализом отечественных и зарубежных научных работ по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и задачам, применением известных количественных и качественных методов исследования, соотнесением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик, сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами, полученными другими авторами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-методологических семинарах и заседаниях кафедры психологии личности и специальной психологии НГПУ (2008-2010), кафедры психологии и психофизиологии НГУЭУ (2007-2010); представлялись на всероссийских (Калуга, 2006; Бийск, Иваново, 2007) и международных конференциях (Пенза, 2007; Москва, Новосибирск, 2008-2009, Кемер (Турция), 2010), на IV съезде РПО «Психология - Будущему России» (2007). Полученные результаты вошли в материалы лекций и семинаров по курсам «Психология личности» и «Социальная психология», при создании учебного пособия «Технология проведения психологического тренинга». На основе результатов исследования была разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга развития личностной и профессиональной идентичности студентов-психологов НГУЭУ (2007-2009), в результате реализации которой был достигнут значимый коррекционно-оптимизирующий эффект в гармонизации структурных составляющих психологического пространства личности студентов и развитии эмпатии как профессионального навыка. Результаты исследования нашли свое применение при организации тренингов по обучению персонала компаний ООО «ПКФ ТОРН» г. Якутска и ООО «Маркетинг Лэнд» г. Новосибирска (2008-2010), а также использовались в качестве исходных положений при реализации гранта НГУЭУ «Проектирование научно-методического межкафедрального центра по обеспечению формирования и оценке компетенций выпускников» (2010-2011).
Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 17 работ, из них 5 - в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации соответствует логике и форме построения научного исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список из 280 наименований (246 - отечественных и 34 - зарубежных авторов) и 10 приложений. Работа содержит 7 таблиц, 15 рисунков.
Характеристики психологического пространства личности
Исследование психологического пространства личности и суверенности, как его характеристики, имеет глубокие корни как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Традиции исследования данного понятия связаны с опе-рационализацией категории субъекта, содержание которой позволяет уточнить природу психологической суверенности и возможные направления ее исследования. Как отмечал В.П. Зинченко, проблема образования человека, его жизненного пространства при ее постановке как психологической проблемы вызывает трудности на всех уровнях анализа: методологическом, теоретическом и собственно методическом. Это и является одной из основных причин того, что: «энергия развития, человеческая сущностная сила, человеческая самость - это ключевые понятия, практически отсутствующие в психологии развития» [74, С. 139].
Понятие о внутреннем мире человека возникло исторически с появлением сознания, которое определило субъект-объектное противостояние: «все, что может быть отражено, оказалось объектом, а поток сознания, направленный на объекты, стал принадлежностью и отличительным признаком субъекта, который обнаруживает себя лишь в месте столкновения с иным (объектом), то есть на границах своего бытия» [137, С. 27].
Благодаря сознанию человек сумел выделить себя из среды как фигуру на ее фоне. Но не только сознание стало определяющим признаком внутреннего мира человека: от общего для племени коллективного бессознательного отделилось личное бессознательное как знак того, что цели сообщества в целом и отдельных его членов могут не совпадать [204].
В толковом словаре русского языка субъектом обозначается «тот (или то), кто (или что) познает, мыслит, действует, в отличие от того, на что направлены мысли и действие» [199, С. 127]. Хотя понятие это использовалось еще Аристо телем, только с XVII века оно начало применяться для обозначения психолого-теоретико-познавательного «Я», противопоставляемого чему-то другому - «не-Я», предмету или объекту [139].
Дуалистическая концепция Р. Декарта способствовала противопоставлению субъективного и объективного, логическому переходу от знания вообще к знанию разумному [57]. Его учение усилило роль сомневающегося сознания и возвело его в ранг высшей познающей инстанции. Опираясь на работы Декарта, предлагали свое видение внешнего и внутреннего и другие философы. Так, Б. Спиноза, не противопоставляя протяжение и мышление, рассматривал в них два модуса целостной субстанции [191]. В работах А. Шопенгауэра [223] развиваются идеи постулирования воли к жизни как потребностей субъекта, важности представлений для понимания содержания мира (который не существует изначально, а является результатом символического творчества субъекта), неотвратимости столкновения интересов в мире, наполненном жизнью, и выстраивания границ. Для философа мир вещей служит выражением и отражением человека - и, поэтому, значим и охраняем.
В. Вундт [47] разделял субъект и объект, обращая внимание, что каждый опыт включает содержание, данное человеку, и способ восприятия субъектом этого содержания. Первое направление опыта обращено к объекту в его свойствах, мыслимых независимо от него, второе направление исследует психология, рассматривая содержание опыта в тех свойствах, которые ему приписываются самим субъектом.
Ф. Брентано [33], полагавшим, что каждый психический феномен характеризуется интенцией к объекту, а структурность мира задается структурностью сознания, было предложено другое понимание субъект-объектных взаимоотношений По его мнению, граница между внешним и внутренним условна. Как причинно-следственные отношения между физическим и психическим разнородны и обратимы; как физическое, так и психическое могут вызываться и физическими, и психическими причинами.
Аналогичный подход характерен и для Э. Гуссерля [57], для которого «жизненный мир» (как объект внимания) характеризуется единством субъективного и объективного, где это единство имеет источник в субъекте и центрировано вокруг эмпирического Эго. Автор утверждал, что любое познание осуществляется опосредствованно, в единстве субъекта и его бытия, сквозь призму телесности и ценностей жизненного мира,
К. Ясперс [246] выделил критерии нормального (не патологического) самосознания, среди которых можно отметить активность, единство, идентичность «Я» и противоположение «Я» и «не-Я». Человек, с точки зрения автора, обнаруживает себя как субъекта и мир как объект посредством механизма отчуждения-присвоения. При этом, отчуждаться могут как объекты (в том числе и социальные), так и собственные переживания субъекта, выходя за пределы его субъектности.
Э.В. Ильенков отмечал, что «личность существует в том пространстве, где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого в одно культурно-историческое образование, в «тело», созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное «неорганическое тело» [77, С. 12]. Разгадка структуры личности, утверждает автор, находится в пространстве вне органического тела индивида, во внутреннем пространстве личности, в котором «сначала возникает человеческое отношение к другому индивиду, чтобы затем - вследствие взаимного характера этого отношения - превратиться в то «отношение к самому себе», опосредованное через отношение «к другому», которое и составляет суть личностной - специфически человеческой природы индивида» [Там же, С. 17].
У. Джемс [61] стал одним из первых, кто описал сложность субъективной природы человека. Он указывал, что довольно трудно провести черту между тем, что человек называет самим собой и своим. «Наши чувства и поступки по отношению к некоторым принадлежащим нам объектам в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим. Наше доброе имя, наши дети, наши произведения могут быть нам так же дороги, как и наше собственное тело, и могут вызывать в нас те же чувства, а в случае посягатель ства на них - то же стремление к возмездию... Тот же самый предмет рассматривается нами иногда как часть нашей личности, иногда просто как «наш», а иногда - как будто у нас нет с ним ничего общего. Личность человека есть общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети и друзья, его репутация и труды, его имение, яхта и капиталы. Если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно - он торжествует; если нет - он огорчен; каждый из перечисленных объектов неодинаково влияет на состояние его духа, но все они оказывают ...сходное воздействие на его самочувствие» [61, С. 81]. Джемс указал на смешанную природу личности: «самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом» и предложил познаваемый элемент определять как «эмпирическую личность» [Там же, С. 80].
Понимая слово «личность» в очень широком смысле, писал У. Джемс, мы можем, прежде всего, «подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о себе и самосохранение). Составные элементы личности также могут быть разделены на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность» [61, С. 81].
С.Л. Рубинштейн, анализируя эти положения, отмечал, что, «личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим. Иначе: человек есть то, что он имеет... То, что человек считает своим, в значительной мере определяет и то, чем он сам является. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал, то общественное целое, в которое он себя включил» [169, С. 243].
Уровни и структура эмпатии
В период обострения экономических, политических, этнокультурных и образовательных проблем все более актуальной становится потребность в конкретизации соотношения «рациональность - этика - интерсубъективность», в тщательном изучении структуры и функции субъективности, в исследовании праксиса «жизненного мира» личности. Многие специалисты обращаются к тем структурам жизни, на основе которых формируются различные габитусы, неспециализированные и специализированные техники «быть» и «иметь». Исследуя эти структуры, ученые пытаются найти допредикативные основания понимания и отчуждения, эмоционально-познавательного отношения к миру [58].
С одной стороны, эмпатия как эмоциональная единица была введена сравнительно недавно и является тем психологическим понятием, которое недостаточно изучено в области экспериментальной психологии, но, с другой стороны, в теоретическом контексте существуют десятки определений, предлагаются различные модели эмпатического процесса, стадии, уровни, этапы ее становления. Исторически, развитие представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого субъекта [40].
Генезис эмпатии берёт своё начало в философии эстетиков, где она понималась как «сопереживание», «сострадание». В более позднем периоде эмпатия обозначалась либо этическим понятием «симпатия» (Г. Спенсер [190, 230], А. Шопенгауэр [223], М. Шелер [220]), либо эстетическим понятием «вчувство-вание» (Т. Липпс [см. 261, 262]).
Г. Спенсер [190] определял симпатию, как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованность в их судьбе. Он выделял два типа симпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную). Согласно взглядам А. Шопенгауэра [223], симпатия - сострадание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхож дения. Для него сострадание является свойством самой жизни, когда человек забывает о различиях между собой и другими.
Как механизм познания рассматривал симпатию (эмпатию) и М. Шелер [220, 275]. Для него симпатия - не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Автор определял симпатию как подлинную форму отношений между людьми и разработал классификацию форм симпатии от низших к высшим. Среди высших форм представляют интерес те, которые в дальнейшем описывались в различных психологических исследованиях. Это такие, как «сопереживание» - состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием; «сочувствие» - участие в переживании другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности, это - более высокое, рациональное состояние, истинная симпатия, в результате которой происходит истинная реализация человечности.
Как отмечает G. Jahoda [261, 262], Т. Липпс разрабатывал другое направление в изучении эмпатии. С его точки зрения, вчувствование - специфический вид познания сущности предмета или объекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, проецируя в него свое «Я». Вчувствование (Einfuhlung (нем.) - «вчувствоваться в...») в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта. Наблюдая мимику чужого лица, субъект инстинктивно подражает ей, что вызывает соответствующую этой мимике эмоцию. Таким образом, вчуство-вание происходит путем подражания (имитации экспрессии другого).
В работах многих исследователей конца XIX - начала XX века симпатия рассматривается как свойство животных и человека и как первичная эмоция. Согласно взглядам Т. Рибо [165], на низшем психофизиологическом уровне развития эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком - как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки. В. Штерн [225] считал симпатию первичной эмоцией, на основе которой развиваются социальные чувства. Он разделял «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими» (сострадание, со-радость). Первые, по его мнению, служат предпосылкой возникновения вторых. Любовь к близким ведет через подражание и обучение к формированию способности реагировать на страдания других людей, к развитию альтруистического поведения.
Само понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Е. Titchener, опираясь на представление Т. Липпса о вчуствовании («Einfuhlung») как перцептивном акте [см. 245, 261]. В последующие годы этот термин приобрел множество лексических и психологических значений, во многом потеряв свою специфику [161,231].
W. McDougall [118], S.E. Asch и F.H. Allport [см. 78] рассматривали эмпа-тию на уровне инстинкта и рефлекса без учета многообразия социальных ситуаций и различных форм реагирования на них человека. W. McDougall выдвинул теорию происхождения симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных, важного для выживания стада. Для него симпатия - аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции. F.H. Allport обратил внимание на то, что в экспериментах W. McDougall заражались экспрессивно выраженными эмоциями менее 50 % испытуемых, в то время как симпатия как инстинкт должна была проявиться у всех. S.E. Asch выделял сопереживание и сочувствие как два типа симпатии. Сопереживание - это переживание сходной эмоции с объектом, направленное на себя и эгоистичное по природе. За ним следует реакция избегания, так как оно тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны.
В классическом психоанализе (3. Фрейд [208, 209], А. Адлер [5]) при анализе эмпатии внимание акцентировалось на бессознательном эмоциональном заражении и имитационной идентификации поведения.
Бихевиористское понимание эмпатии (A. Bandura [249], Б.Ф. Скиннер [181]) представлено идеями о том, что любое научение происходит посредством подкрепления, которое может быть положительным или отри цательным. Поведение субъекта определяется воздействием на него социальной среды, психологическим же состояниям субъекта отводится самое незначительное место. Положительное подкрепление стимулирует субъекта к соблюдению норм, а отрицательное способствует поведению, вытесняющему негативные эмоции от возможных карательных санкций. Авторы сделали вывод, что наблюдатель переживает состояние объекта через механизм замещающего побуждения, функцией которого является социальное научение. При этом эмпа-тия выступает не только как реакция на уже случившееся переживание, но и как предвосхищение этой реакции. Другое направление было связано с имитацией одобряемого поведения: научение чувствам происходит через одобрение поведения ребёнка. Постоянно одобряемое поведение закрепляется и воспроизводится ребёнком уже без поощрения [249].
Ж. Пиаже, в русле интеллектуалистического направления в психологии, было введено понятие «децентрация» [159]. Децентрация противопоставляется им детскому эгоцентризму и рассматривается как потребность ребёнка во взаимодействии, требующая учёта точек зрения других людей. Ж. Пиаже было установлено, что с возрастом межличностная децентрация качественно изменяется: она переходит от непосредственного восприятия ситуации к её воображаемому состоянию, однако эмоциональный отклик в форме сочувствия на переживания респондента не приводит к развитию альтруистических чувств и возникновению устойчивого мотива помощи другому. Процесс децентрации не затрагивает нравственного знания.
Анализ и интерпретация особенностей психологического пространства личности и эмпатии респондентов
Наиболее значимо данные тенденции проявляются в отношении проникающей способности и идентификации в эмпатии. При этом, если проникающая способность в эмпатии положительно взаимосвязана как со всеми областями личностной суверенности (0,39 - с общим показателем суверенности), с факторами, определяющими осмысленность жизни (0,36 - с общим уровнем СЖО) и ценностными ориентациями личности (0,35 - с ориентацией на саморазвитие, 0,39 - с направленностью на реализацию социальных контактов), то идентификация в эмпатии находится с данными факторами в обратной зависимости (с общим показателем суверенности: -0,37; с общим уровнем СЖО: -0,29).
Таким образом, с развитием суверенности психологического пространства личности и осмысленности жизни, у респондентов можно ожидать большего проявления коммуникативного свойства, позволяющего создавать атмосферу открытости, доверительности и задушевности, но, наряду с этим у них может снижаться способность к подражанию, гибкость и подвижность эмоций.
С.К. Нартова-Бочавер приводит данные о том, что «люди, не знающие физического насилия или обобществления личной собственности, более дружелюбны, причем верно и обратное: физическое подавление и деприватизация сочетаются с агрессивностью (р 0,05)» [139, С. 240].
Эмоциональный канал эмпатии демонстрирует тенденции к отрицательным взаимосвязям со сферами осмысленности жизни (-0,21 - с общим уровнем СЖО) и ценностных ориентации (-0,30 - с ориентацией на сохранение индивидуальности; -0,25 - со стремлением к достижению престижа в обществе), то есть реализация этих факторов может способствовать снижению способности респондентов входить в эмоциональный резонанс с окружающими. Рациональный канал эмпатии, а также социальные установки, регламентирующие отношение к другой личности практически не нашли своих взаимосвязей с составляющими психологического пространства личности.
Как это уже отмечалось в контексте анализа взаимосвязей факторов, составляющих психологическое пространство личности, мы считаем важным, что проявление эмпатии респондентов, принимавших участие в исследовании, в большей степени взаимосвязано именно с реализацией жизненных ценностей гуманистической направленности, причем, данная взаимосвязь (за исключением эмоционального канала) проявляется положительно. Следовательно, именно руководство морально-нравственными принципами, саморазвитие, расширение числа и качества социальных связей, реализация творческих возможностей будут способствовать развитию эмпатии, и, следовательно, формированию системного образа мира гуманитарно-ориентированной личности.
Проявление индивидуально-типологических тенденций также находится в определенной зависимости от специфики личностного пространства респондентов. Так, выраженность экстраверсии имеет устойчивые тенденции к прямой взаимозависимости с факторами - составляющими личностного пространства респондентов (с общим показателем суверенности: 0,37; с общим уровнем СЖО: 0,29). Это верно и в контексте проявления спонтанности (0,37 - с уровнем удовлетворенности результатам прожитой жизни). Напротив, ригидность, интроверсия, сензитивность и, особенно, тревожность характеризуются направ-ленностями к отрицательным взаимосвязям с факторами психологического пространства. Что касается лабильности - ее проявление никак не связано с особенностями личностного пространства респондентов. Данные установки сохраняются и в контексте специфики взаимосвязей индивидуально-типологических характеристик со стремлением к реализации исследуемых терминальных ценностей.
Помимо этого, обнаружены устойчивые тенденции к взаимосвязям (р 0,05) некоторых индивидуально-типологических характеристик с проявлением эмпатии. Так, экстравертированность может способствовать повышению общего уровня эмпатии (0,35), проникающей способности в эмпатии (0,34), спонтанность - проявлению умений создавать атмосферу открытости (0,35); направленности мышления на понимание другого (0,21), она прямо взаимосвязана и с общим уровнем эмпатии (0,39). Сензитивность прямо взаимосвязана с эмоциональным каналом эмпатии (0,37). Интровертированность личности может выступать в качестве препятствия для проявления эмпатии, особенно ее эмоционального канала (-0,29), также как и тревожность, снижающая возможность проявления интуиции (-0,34) и проникающей способности в эмпатии (-0,39).
Следовательно, с повышением соматического благополучия личности, с одной стороны, ее самостоятельности в выборе социальных связей и контактов, сформированности смысложизненных ориентации (особенно - удовлетворенности процессом протекания жизни), с другой, можно ожидать актуализации потребности во взаимодействии с социальной средой и средовой оценке. Напротив, с уменьшением проявления данных факторов, может ожидать усиления внутреннего напряжения, требующего дополнительного расхода психической энергии, снижающего активность и энергетичность личности [184]. Наличие внутреннего напряжения может снижать и стремление личности к реализации жизненных ценностей (особенно - стремления к саморазвитию и реализации творческих возможностей). Открытость внешнему миру способствует проявлению эмпатии, а социальная дистантность, замкнутость и самопогруженность, также как и проявление тревожности, препятствует проявлению эмпатийных качеств.
При изучении характеристик студентов-гуманитариев и студентов, ориентированных на сферу символов и знаков (см. Приложение К: Таблица К. 2) обнаружено, что если взаимосвязи структурных составляющих психологической суверенности и осмысленности жизни обладают высокой значимостью и прямой направленностью для всех респондентов, принимавших участие в исследовании, то в отношении других исследуемых параметров обнаружена определенная специфика (Таблицы 5,6).
Так, отрицательная взаимосвязь идентификации в эмпатии с показателями психологической суверенности и осмысленности жизни у лиц знаковой (сигно-мической) направленности проявляется более значимо (-0,55). При этом у данных респондентов имеют место взаимосвязи средней тесноты и положительной направленности показателей личностной суверенности и осмысленности жизни с рациональным каналом эмпатии (направленности внимания и мышления на состояние другого), которые у гуманитариев отсутствуют. Гуманитариев также характеризуют более тесные положительные взаимосвязи психологического пространства личности и проникающей способности в эмпатии (0,39).
Специфика взаимосвязи структурно-содержательных характери стик психологического пространства личности и эмпатии гуманитариев.
Итак, для лиц с депривированным психологическим пространством личности выявлено: - уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными уровнево-структурными факторами психологического пространства личности. По критерию направленности это взаимосвязь является прямой для соотношения - общий уровень эмпатии - параметры личностной суверенности и осмысленности жизни; и обратной для соотношения - способность сопереживать и соучаствовать другим - стремление к реализации собственных жизненных ценностей; - ригидность находится в обратной взаимосвязи средней тесноты с уровнем эмоционального и интуитивного проявления эмпатии, и в прямой - как с уровнем осмысленности жизни, так и с направленностью на социальные установки, регламентирующие проявление интереса к другой личности. Следовательно, консервативность привычек и суждений помогает при формировании смысловой картины мира с учетом требований социума, но снижает способности к сопереживанию и соучастию; - сензитивность отрицательно взаимосвязана с уровнем осмысленности жизни и рядом терминальных ценностей, то есть способность реагировать на слабые воздействия из внешней среды снижает осмысленность жизни и может приводить к отказу от реализации жизненных ценностей; - ориентация на реализацию терминальных ценностей отрицательно взаимосвязана с верой в возможность осуществлять контроль над жизненными процессами. То есть респондентов, ощущающих депривацию психологического пространства личности, характеризует сомнение в возможности контролировать процессы воплощения в жизнь ценностно-значимых факторов, а формиро 153 вание смысложизненных ориентации может происходить на фоне отказа от их реализации; - рост эмпатии респондентов будет проявляться только при условии сформированности адекватного психологического пространства личности.
У гуманитариев, ориентированных на чрезмерную защиту психологического пространства личности, взаимосвязь эмпатии с факторами, составляющими личностное пространство, в большей степени проявляется в отношении формирования жизненных смыслов и ценностей (Приложение Н, Таблица Н. 3). Выявлена отрицательная взаимосвязь общего уровня эмпатии с уровнем суверенности установок и ценностей (-0,59). Эмоциональный канал отрицательно взаимосвязан с общим уровнем смысложизненных ориентации (-0,57), в том числе - с удовлетворенностью жизненными целями (-0,55), с развитием «Локу-са контроля - жизнь» (-0,39). Такая же взаимосвязь имеется в проявлении эмоционального канала и ориентации как на достижение престижа в обществе (-0,43), так и на сохранение индивидуальности (-0,49).
Интуитивный канал положительно взаимосвязан, как с показателями осмысленности жизни (с общим уровнем СЖО: 0,54), так и с определенными жизненными ценностями: со стремлением к расширению социальных контактов (0,46), к завоеванию признания в обществе путем следования социальным требованиям (0,47).
У респондентов, ориентированных на чрезмерную защиту психологического пространства личности, выявлена обратная взаимозависимость уровня личностной суверенности с такой индивидуально-типологической характеристикой, как тревожность (-0,56). Вместе с тем, проявление тревожности имеет тенденцию к обратной взаимосвязи с большинством факторов осмысленности жизни и стремлением к реализации жизненных ценностей (например, с направленностью на достижения: -0,48; с ориентацией на повышение престижа в обществе: -0,49).
Анализ взаимовлияния индивидуально-типологических характеристик и проявления эмпатии показывает наличие устойчивых тенденций к отрицатель 154 ным взаимосвязям способности к идентификации в эмпатии с выраженностью лабильности, проявляющейся в изменчивости эмоционального настроя (-0,39) и интровертированности, как ориентации на собственную позицию (-0,35). Следовательно, для лиц, ориентированных на чрезмерную защиту психологического пространства личности, определено: - уровень и структурные составляющие эмпатии находятся в значимой взаимосвязи средней тесноты с основными характеристиками ценностно-смысловой сферы психологического пространства личности. По критерию направленности это взаимосвязь является обратной для соотношений: общий уровень эмпатии - суверенность ценностей и осмысленность жизненных целей; эмоциональный канал эмпатии - общий уровень осмысленности жизни; и прямой для соотношения: интуитивный канал - общий уровень осмысленности жизни и стремление к реализации жизненных ценностей; - тревожность, как индивидуально-типологическая характеристика находится в обратной взаимосвязи средней тесноты как с уровнем психологической суверенности, так и с направленностью на достижение престижа, т.е., ориентация на чрезмерную защиту респондентами своего личностного пространства и дальнейшее развитие представлений о себе как о сильной личности, способной строить жизнь в соответствии со своими соображениями, снижает напряжение, требующее дополнительного расхода психической энергии; - установка на достижение престижа в обществе и сохранение личной индивидуальности находится в обратной взаимосвязи средней тесноты с проявлением эмоционального канала эмпатии, т.е. реализация ценностей эгоистической направленности понижает способность сопереживать и соучаствовать окружающим;