Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чувство юмора как фактор самоактуализации личности Киямова, Римма Закариевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киямова, Римма Закариевна. Чувство юмора как фактор самоактуализации личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Киямова Римма Закариевна; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.].- Москва, 2013.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/72

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические направления исследования чувства юмора и самоактуализации 19

1.1 Чувство юмора как объект психологического исследования 19

1.2. Чувство юмора как многомерное свойство личности 27

1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению самоактуализации...58

Глава 2. Методологические основы изучения чувства юмора как фактора самоактуализации личности 68

2.1. Организация эмпирического исследования и общая характеристика испытуемых 68

2.2. Описание методик исследования 71

2.3. Психометрическая проверка исследовательской версии бланкового теста «Чувство юмора» 76

Глава 3. Эмпирическое исследование чувства юмора и самоакткуализации личности 88

3.3. Психологические особенности чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов 88

3.3.1. Статистическая оценка различий в структуре чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов 88

3.3.2. Психологическая структура чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов 96

3.3.3. Факторный анализ психологических особенностей чувства юмора представителей юношеского и зрелого возраста 112

3.3.4. Взаимосвязь чувства юмора и самоактуализации представителей юношеского и зрелого возрастов 114

3.4. Чувство юмора как фактор самоактуализации личности 123

3.4.1. Статистическая оценка различий в структуре чувства юмора у людей с высокими и низкими показателями самоактуализации 123

3.4.2. Психологическая структура чувства юмора у респондентов с низкими и высокими показателями самоактуализации 127

3.4.3. Факторный анализ психологических особенностей чувства юмора людей с высокими и низкими показателями самоактуализации 135

3.5. Рекомендации по коррекции и развитию чувства юмора 144

Заключение 149

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования.

Во времена перемен и острых кризисов одной из возможностей сохранения целостности и психологического благополучия личности является ее способность относиться ко всему происходящему с юмором. Проведенное в период кризиса 2008 года в нашей стране исследование показало, что основная масса людей справлялась со стрессовой ситуацией в частности, рассматривая происходящее через призму «черного» юмора (Шарапова, 2008, 2009). Известно, что с одной стороны, юмор является одной из защитных функций организма (Legman, 1975; Дедов, 2000; Цветков, 2004),одновременно он выступает и как одна из характеристик самоактуализирующейся личности (Maslow, 1970; Леонтьев, 1991; Хьелл, 2000): без чувства юмора человек не может оптимально взаимодействовать с миром, реализовывать свои возможности, адекватно оценивать других и преподносить себя. В отечественной и зарубежной психологии активно изучаются гендерные, этнические, возрастные аспекты самоактуализации личности. Растет число эмпирических исследований самоактуализации, выполненных на выборках представителей различных групп: менеджеров (Иоголевич, 2007), продавцов книг (Дворцова, Киенко, 2008), воспитателей в детском саду (Шурова, 1996) и т. д. Анализируются проблемы соотношения самоактуализации с личностными свойствами (Польская, 2005; Скворцова, 2004; Фидельман,1994 и др.). Рассматривая чувство юмора как одно из важнейших свойств самоактуализирующейся личности, исследователи (А.Маслоу, Д.А. Леонтьев, Л.А. Хьелл) считают, что его необходимо развивать и формировать для повышения стрессоустойчивости, овладения оптимальными способами социального взаимодействия, а также гармонизации всей личности в целом. В связи с этим, рассмотрение специфики взаимосвязи чувства юмора с составляющими самоактуализации является одной из перспективных областей исследования.

Существуют различные подходы к пониманию природы чувства юмора, имеющиеся эмпирические данные неоднородны, что дает основание говорить о том, что его исследование как системного свойства, в соотношении с различными личностными параметрами, в частности, его рассмотрение как фактора самоактуализации представляется актуальным. В современной отечественной психологии для изучения свойств и характеристик личности широко используется многомерно-функциональный подход. С его позиций глубоко изучены общительность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, инициативность, агрессивность, организованность, ответственность, активность, а также сочетаний отдельных черт между собой (Ершова, 2009, Каргина, 2005; Крупнов, 1988, 2006. 2007; Новикова, 2006, 2009, 2011; Полянская, 2008; Фомина, 2002, 2012; Шляхта, 2008; Вдовина, 2013 и др.). Многомерно-функционального анализа психологической структуры чувства юмора пока не проводилось. При этом очевидно, что развернутые знания о своеобразии внутренней структуры данного свойства, его роли в самоактуализационных процессах могут облегчить и систематизировать психологическую работу в различных сферах, в том числе в области психологического консультирования, психотерапии, клинической психологии, поэтому подобные труды востребованы практикой и весьма актуальны.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследования чувства юмора можно отнести к междисциплинарным – его изучали психологи (Bihrle, Brownell, 1986; Ziv, 1984; Фрейд, 1977; Минский, 1988; Лук, 1968, 1977; Иванова, Ениколопов, 2006; Станкин, 2004 и др.), психотерапевты (Prerost, 1988; Маслоу , 1999; Штроцка , 1998, Адлер, 1997; Берн, 1994; Куликов, 2001; Роджерс, 1994; и др.), философы (Декарт, 1989; Платон, 1994; Кант, 1966; Ницше, 1999; Чернышевский, 1950; Борев, 1970; Козинцев, 2007; Аверинцев, 1992; Бергсон, 1992; Лосев,1969; Дземидок, 1974; Сычев,2003; и др.), лингвисты (Артемова, 1976; Байбакова, 1976; Берков, 1957; Вартанян, 1994; Воробьева, 2010; Кулинич, 1999; Мусийчук, 2002 и др.), педагоги (Утехин, 2008; Мирзаянова, 2008; Дерман, 1937; Зинченко, 1995; Ковалев, 1983; Лисовская, 1984 и др.), эстетики (Lipps, 1898; Гартман, 1958; Бочаров, 1956; Бенуа, 1886; Гюнтер, 1992; Жан Поль, 1981; Рюмина, 2010 и др.), социологи (Zijderveld, 1983; Дмитриев, 1994; Кошелюк, Сурманидзе, 2011; Гилберт, Маклей, 1987; Латышев, 2003; Сочивко, 2009; Станкин, 2004 и др.) и пр.

С точки зрения постановки и решения базовых исследовательских задач, все научные работы, выполненные в области изучения юмора, можно разделить на три группы: 1) работы теоретико-методологического характера (Фрейд, 1928; Лук, 1977; Зив, 1984; Борев, 1970; Пропп, 2007; Козинцев, 2007; Кестлер, 1964; Раскин, 1985; Аттардо, 1994; Рач, 1992, Свебак, 1974; Аптер, 2001, Витч, 1998); 2) работы практико-методического характера (Иванова, 2007, Гарднер, Браунелл, 1986; Дедов, 2000; Цветков, 2004; Дмитриев, 1996; Берн, 2004; Тамберг, 2005); 3) работы, интегрирующие оба этих подхода (Мартин, 2004; МакГи, 1972; Чапмен, 1983; Дземидок, 1974; Карасев, 1999; Минский, 1988; Томас, Стревей, 2008).

В настоящее время реализуются две стратегии в исследовании чувства юмора – аналитическая, с позиций которой чувство юмора рассматривается целостно, чаще всего как эмоциональное (Фрейд, 1928; Зив, 1984), когнитивное (Кестлер, 1964; Раскин, 1985Аттардо, 1994) или социальное (Бергсон, 1992; Борев, 1970) свойство личности. В рамках аналитического подхода накоплено достаточное количество эмпирического материала, при этом чувство юмора рассматривается через призму отдельно взятых его характеристик, в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием (Абульханова-Славская, 1991; Ломов, 1984; Крупнов, 1988; Фельдштейн, 1989).

Представители поликомпонентного подхода выделяют несколько составляющих (характеристик) в структуре изучаемого свойства (Мартин, 2004; Лук, 1977; Станкин, 2004; Мусийчук, 2006). Отметим, что многие авторы склонны абсолютизировать одну из сторон этого свойства, делая акцент либо на внешне-поведенческой (формально-динамической) (Лук, 1977; Айзенк, 1942; Кеттелл, 1947; Олпорт, 1961; Фрейд, 1960; Мартин, Лефкурт, 1983; Хелл, Рач, 1985; Свебак, 1974), либо на содержательной (мотивационно-смысловой) стороне, игнорируя исследование их внутренних связей (Фрейд, 1977; Мартин, 2009; Кетаби, Симин, 2009; Адлер, 1997; Витч, 1998; Минский, 1988; Аверинцев, 1992; Демина, Ральникова, 2000; Глинка, 2004; Лук, 1977; Сычев, 2003; Дедов, 2000; Цветков, 2004 и др.).

Вопреки очевидности взаимосвязи когнитивных, регуляторно-динамических, мотивационных и результативных аспектов чувства юмора, они, чаще всего, рассматриваются отдельно, без учета их взаимосвязи и взаимовлияния. Данное противоречие можно решить в рамках многомерно-функционального подхода (А.И. Крупнов), предполагающего изучение самого чувства юмора, в единстве регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых характеристик, которые обеспечивают готовность и стремление субъекта к реализации того или иного отношения определенным способом. Если следовать логике предложенного подхода, изучение чувства юмора как свойства личности должно включать в себя анализ функционального единства установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих.

Научная задача исследования – изучение психологического феномена чувства юмора как фактора самоактуализации личности, с учетом результатов которого обосновать программу развивающей, психокоррекционной и психотерапевтической работы с ней.

Объект исследования – чувство юмора как системное свойство самоактуализирующейся личности.

Предмет исследования – психологические особенности чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов с разным уровнем самоактуализации.

Цель исследования – с позиций системного подхода выявить и описать структурно-содержательные особенности чувства юмора как базового показателя самоактуализирующейся личности в юношеском и зрелом возрастах.

Гипотезы исследования:

1. Чувство юмора — системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик, обеспечивающее когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия.

2. Чувство юмора —свойство, по-разному проявляющееся на разных этапах онтогенеза и во многом определяющее успешность самоактуализации личности. Это должно найти отражение в различной степени выраженности его основных компонентов и качественных особенностях внутренней структуры у людей с высокими и низкими самоактуализационными показателями.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами в диссертационном исследовании решались следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать основные подходы к изучению чувства юмора и самоактуализации, проанализировать специфику психологической структуры чувства юмора как многомерно-функционального личностного свойства;

2) разработать и апробировать методику диагностики чувства юмора с позиции многомерно-функционального подхода;

3) выявить психологические особенности чувства юмора, соотношение его компонентов с характеристиками самоактуализации у представителей юношеского и зрелого возрастов;

4) рассмотреть структурно-содержательные характеристики чувства юмора у людей с разным уровнем самоактуализации;

5) разработать рекомендации по развитию и гармонизации чувства юмора.

Теоретико-методологической основой исследования послужили базовые принципы психологии: принципы активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности (Ананьев,1980; Андреева, 1988; Анохин, 1979; Блонский, 1964; Выготский, 1983; Давыдов, 1986; Запорожец, 1986; Зинченко, 1991; Леонтьев, 1991; Ломов, 1984; Лурия, 1979; Петровский, 2002; Рубинштейн,2007; Талызина, 1998 и др.); культурологический подход и культурно-историческая концепция формирования личности (Бахтин, 1990; Выготский, 1983; Зинченко, 1991; Исаев, 2007; Колесникова, 2005; Мамардашвили, 1990 и др.); подход к изучению человека в системе его взаимоотношений с социумом (Абульханова-Славская,1980; Ананьев,1980; Андреева, 1988; Волков, 2002; Выготский, 1983; Мясищев, 1957; Парыгин, 1999; Шадриков, 1982 и др.); теоретические положения отечественной психологии о системном характере свойств личности (Небылицын, 1976; Петровский, 1981, 1996; Ломов, 1984; Абульханова-Славская, 1985, 1990, 1991; Рейнвальд, 1987; Анцыферова, 1990; Фельдштейн, 2005 и др.); концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, реализованная в целом ряде исследований (Кудинов, 1994, 1997, 1999; Волк, 1996; Прядеин, 1999; Фомина, 2002; Каргина, 2005; Новикова, 2006, 2009; Селиверстова, 2007; Шляхта, 2008; Полянская, 2008; Ершова, 2009; Бойко, 2009 и др.); работы по изучению чувства юмора теоретико-методологического и практико-методического характера (Фрейд, 1928; Лук, 1977; Зив, 1984; Кестлер, 1964; Раскин, 1985; Аттардо, 1994; Рач, 1992, Витч, 1998; Иванова, 2007, Гарднер, Браунелл, 1986; Берн, 2004; Тамберг, 2005; Мартин, 2004; МакГи, 1972; Чапмен, 1983; Дземидок, 1974; Минский, 1988; Томас, Стревей, 2008); теории самоактуализации, самореализации и саморазвития личности (Рубинштейн, 1973; Лисовская, 1981; Франкл, 1990; Леонтьев, 1992; Мухаметджанов, 1992; Роджерс, 1994; Цукерман, 1994; Слободчиков, 1995; Перлз, 1996; Коростылева, 1997, 2005; Олпорт, 1998; Брылева, 1998; Маслоу, 1999; Витин, 2002; Шостром, 2003; Осипова, 2004; Асмолов, 2007; Кудинов, Крупнов, 2008 и др.).

Методы исследования. В работе использовались методы теоретического анализа литературы, эмпирические методы: бланковый тест «Чувство юмора», разработанный Ершовой Р.В. и Киямовой Р.З. на основе бланковых тестов по диагностике свойств личности А.И. Крупнова, базой которых является многомерно-функциональная модель анализа свойств личности (Крупнов, 2008) в двух вариантах: для самих респондентов и для экспертов; для исследования предпочтений мотивационных тем юмора использовалась методика " Тест юмористических фраз" (ТЮФ) (А. Г. Шмелев и А. С. Бабина), использующая прием свободной тематической классификации многозначных стимулов — юмористических фраз; самоактуализация изучалась с помощью самоактуализационного теста (САТ), (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, М.В. Кроз).

При обработке результатов исследования были задействованы методы математической статистики (коэффициент Альфа Кронбаха, t-критерий Стьюдента, корреляционный, факторный анализ) с использованием пакета Statistica for Windows 7.0.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 164 человека – жители городов Подмосковья (Коломна, Воскресенск, Озеры, Луховицы, Зарайск): 70 представителей зрелого возраста (от 25 до 50 лет) и 94 представителя юношеского возраста (от 17 до 24 лет). В основу выделения групп респондентов взята классификация Дж. Биррена (Birren, 1964), Д. Бромлей (Bromley, 1966) и периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.).

Этапы исследования.

На первом этапе (2010–2011 гг.) исследования был произведен анализ научной литературы по проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, формулировались гипотезы исследования, подбирались адекватные целям и задачам методы и методики исследования, была разработана методика диагностики чувства юмора, составлена программа эмпирического исследования.

Второй этап (2011–2012 гг.) – эмпирический – сформирована эмпирическая выборка, проведена диагностика чувства юмора и самоактуализации, обработаны первичные данные психодиагностики, проведена психометрическая проверка бланкового теста «Чувство юмора».

Третий этап – заключительный (2012–2013 гг.). Осуществлялась вторичная обработка полученных эмпирических данных (корреляционный, факторный анализ) и их качественная интерпретация, обобщены результаты всех этапов исследования, сформулированы его выводы, на основе сделанных выводов были разработаны практические рекомендации по развитию и формированию чувства юмора, оформлен окончательный текст диссертационной работы.

В ходе исследования была решена научная задача, которая заключалась в выявлении психологических особенностей чувства юмора как фактор самоактуализации личности на этапах юности и зрелости.

На основании выполненных исследований лично соискателем получены новые научные результаты, отличающиеся от данных других авторов, а именно:

1. Впервые введено уточненное понятие чувства юмора как системного свойства личности, включающего в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающего когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия.

2. Обоснована и доказана на теоретическом и эмпирическом уровнях, продуктивность многомерно-функционального подхода в изучении чувства юмора как функционального единства установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих.

3. Разработана, апробирована, психометрически проверена методика диагностики чувства юмора как системного свойства личности.

4. Доказано, что чувство юмора может рассматриваться как фактор самоактуализации личности: в юношеском возрасте, оно в первую очередь, облегчает самоактуализационные процессы в креативной, творческой деятельности, в зрелости же интенсифицирует процессы, связанные с поддержкой, гибкостью поведения, самоуважением, самопринятием, ориентацией во времени. Изменение внутренней структуры чувства юмора: утрата роли инструментально-стилевых и усиление значимости содержательно-смысловых показателей в его структуре может рассматриваться как условие, обеспечивающее качество и полноту самоактуализации. Эти результаты существенно дополняют и конкретизируют немногочисленные научные данные о соотношении чувства юмора и самоактуализации.

5. Разработаны базирующиеся на многомерно-функциональной диагностике рекомендации по гармонизации и развитию чувства юмора.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что осуществленное в нем изучение чувства юмора как фактора самоактуализации личности содержательно конкретизирует концептуальные основы многомерно-функционального подхода в области исследования базовых свойств личности:

– в научный оборот введено уточненное понятие чувства юмора, как системного свойства личности, включающего в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающего когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия;

- теоретически и эмпирически обоснована продуктивность многомерно-функционального подхода в изучении и формировании чувства юмора, как функционального единства установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих;

- раскрыты психологические особенности векторного развития чувства юмора от юношеского до зрелого возраста у людей с высокими и низкими самоактуализационными показателями;

- в научный оборот введены новые эмпирические данные, раскрывающие сущностные характеристики психологических особенностей чувства юмора как фактора самоактуализации личности.

Представленные в работе данные о структуре, психологических особенностях чувства юмора и его связи с самоактуализацией, вносят вклад в рассмотрение различных предметных отношений субъекта и доказывают идею системного многомерного строения целостной личности, отражающего ее сущностные характеристики, вносят определенный вклад в общую психологию, психологию личности, возрастную, социальную, педагогическую и клиническую психологию.

Значение результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

– разработана и апробирована авторская методика изучения чувства юмора, которая может применяться для объективной диагностики и развития данного свойства личности;

– полученные результаты о взаимосвязи психологических особенностей чувства юмора и самоактуализации могут использоваться в психоконсультационной практике, психотерапии и клинической психологии, для диагностики достигнутой ступени развития личности;

– предложены методические рекомендации по гармонизации и развитию чувства юмора;

– результаты проведенного исследования обеспечивают эффективность индивидуальной психологической работы через реализацию личностно-ориентированного подхода к диагностике, развитию чувства юмора личности;

– в процессе исследования были созданы, апробированы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы, оптимизирующие процесс преподавания психологических дисциплин, проведения семинаров и тренингов;

– основные теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть использованы при преподавании курсов «Психология личности», «Дифференциальная психология», «Психология развития», «Общая психология», в практике консультативной работы, психолого-педагогического сопровождения студентов, преподавателей, а также в процессе кадрового отбора, организации переобучения и повышения квалификации специалистов.

Достоверность и надежность результатов исследования обосновывалась: для теории — реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования на всех этапах; для экспериментальной работы — использованием адекватных объекту, целям и задачам исследования методов, стандартизированных методик, репрезентативностью выборки; использованием современных методов математической и статистической обработки данных. Надежность результатов исследования подтверждена ретестовыми испытаниями, корреляционным анализом и проверкой опросника чувства юмора на внутреннюю согласованность с использованием коэффициента альфа Кронбаха.

Личный вклад автора состоит в непосредственном получении всех данных, их апробации, обработке и интерпретации, а также подготовке публикаций по теме исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Чувство юмора – это системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия.

2. Чувство юмора как системное свойство личности имеет общие моменты и специфические особенности у различных по возрасту и уровню самоактуализации групп испытуемых. Основные особенности чувства юмора у молодых людей и взрослых проявляются в смене по мере взросления регуляторной доминанты на мотивационно-смысловую, что приводит к снижению трудностей в проявлении данного свойства и свидетельствует о глубоком усвоении и присвоении этого свойства человеком.

3. Независимо от возраста плохое владение навыками юмора, неумение шутить затрудняют процессы самоактуализации: человек неправильно ориентируется во времени и характеризуется высокой степенью зависимости, конформности и несамостоятельности, а неуверенность, тревожность и пассивность в восприятии и воспроизведении юмора приводит к тому, что он не принимает себя таким, какой он есть.

4. С возрастом теснота связи структурных компонентов чувства юмора с переменными самоактуализации увеличивается. Хорошее владение юмором в юношеском возрасте способствует самореализации в креативной, творческой деятельности. Чувство юмора взрослых интенсифицирует самоактуализационные процессы, связанные с поддержкой, гибкостью поведения, самоуважением, самопринятием, ориентацией во времени.

5. Изменение внутренней структуры чувства юмора: утрата роли инструментально-стилевых и усиление значимости содержательно-смысловых показателей может рассматриваться как условие, обеспечивающее качество и полноту самоактуализации. Центральное место в структуре чувства юмора людей с низким уровнем самоактуализации занимают продуктивный компонент, агармонические переменные динамического и эмоционального компонентов, а также операциональные трудности (недостаточное владение приемами юмора, технологией шутки), что свидетельствует о незавершившихся процессах становления инструментально-стилевых параметров свойства и может рассматриваться как фактор, затрудняющий самоактуализационные процессы. Чувство юмора зрелой самоактуализирующейся личности – свойство, ведущую роль в структуре которого играют результативно-целевые показатели: самоактуализационные процессы сопряжены с четким осознанием целей, выраженной социоцентрической мотивацией и высокой результативностью деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии психологического факультета Московского государственного областного социально-гуманитарного института, а также на следующих научных конференциях: IX Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России» (г. Коломна, МГОСГИ, 2011); 15-х Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (г. Москва, РУДН, 2012); Международной научно-практической конференции «Комплексные исследования личности: методология, теория и практика» (г. Москва, РУДН, 2012); XI Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России» (г. Коломна, МГОСГИ, 2013); I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире» (г. Москва, РУДН, 2013); 16-х Межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (г. Москва, РУДН, 2013); III Международном научном форуме студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых» (г. Новосибирск, 2013).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка (328 наименований, в том числе 116 источников на иностранном языке) и пяти приложений. Диссертация проиллюстрирована 9 таблицами и 19 рисунками. Объем работы 216 страниц.

Чувство юмора как многомерное свойство личности

Юмор всегда был важной составляющей жизни человека. Большинство исследователей приходит к выводу о том, что способность воспринимать и воспроизводить юмор является тем, что отличает нас от животных и является сугубо «человеческим» проявлением. Многие исследователи сталкивались с проблемой определения юмора. Через всю историю исследований комического проходят утверждения о невозможности идентифицировать данное определение. Большая путаница возникает по многим причинам. По существу, каждый человек для себя интуитивно понимает, что такое юмор, но вот выразить это в словесной форме становится большой проблемой. Одной из проблем при изучении существующих теорий юмора, становится то, что многие теоретики юмора под этим словом понимают и комическое, и остроумие, а некоторые под «комическим» понимают юмор. Определения данной категории продолжают меняться. Даль определяет юмор как «веселую острую, шутливую складку ума, умеющую подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов и обычаев; удаль, разгул иронии» (Даль, 1863-1866). Брокгауз и Ефрон в «Малом энциклопедическом словаре» определяли юмор, как особую манеру художественного изображения; соединение комизма с серьезностью, «возвышенное в комическом», добродушное осмеивание людских пороков и слабостей с целью вызвать мысль о контрасте низменного и пошлого с возвышенным и идеальным и создание в зрителе и в читателе после смеха тихую грусть от сознания несовершенства человеческой природы [34]. І

Тема юмора, смеха и остроумия была объектом рассуждения философов еще с древних времен. Первым, кто уделил внимание изучению смешного, принято называть Платона (427-348 до н.э.). В трактате "Республика" он рассмотрел отрицательные последствия безумного смеха (Блэкберн, 2009). Платон не объяснял природу смешного, но приходил к выводу о том, что смех может иметь различные последствия, даже для жизни целого государства. Аристотель (384-322 до н.э.) в «Риторике» отмечал две основные черты комического: «Смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». Позже эти идеи нашли свое подтверждение в работах Канта и Шопенгауэра. В отличие от Платона, Аристотель допускал, что в умеренных количествах юмор может быть полезным. Своё объёмистое сочинение посвятил изучению юмора Квинтиллиан. Он считал, что юмор необходим для умственной разрядки, отдыха, снятия напряженности. Отводя смеху лишь сферу отдыха и развлечения, философ предъявляет социальные ограничения по отношению к предмету смеха, полагая, что смех может подорвать существующие общественные отношения. Идеи Лукиана о природе смешного восходят к идеям Аристофана. Он говорит о воспитательной цели смешного - это исправление пороков и развитие умения воздерживаться от них. ; Т.Гоббс истоки юмора видел в субъективных переживаниях человека. Главным тезисом его концепции является утверждение о чувстве превосходства, лежащего в основе комического: «...Страсть смеха есть не что иное, как внезапное чувство тщеславия, возникающее в нас под влиянием неожиданного представления о каких-нибудь наших личных преимуществах и сравнения последних со слабостями, которые мы замечаем в данный момент в других людях или которые нам самим были свойственны в прежнее время...» [188, с.27]. Также исследователь говорил о социальной значимости юмора, благодаря которому появляется возможность достигнуть более высокого статуса в социальной группе и обществе в целом.

Центральное место юмору в своей концепции отдает мыслитель и писатель Жан Поль. Понятие юмора для него основано на бесконечном контрасте идеи разума и самого мира, конечного в целом. Автор говорил, что юмор - это творческий динамический принцип, основанный на свободе, способный преодолевать все конечное и относительное с точки зрения бесконечности, признак самой жизни в ее развитии, движении, переломах и конфликтах, противостоящий всякой статике и теоретизированию [68]. Таким образом, в юморе преобладает субъективный контраст, как ссужаемое смешному существу противоречие между "подстановкой нашего знания" и его действием. Жан Поль отдавал предпочтение рационалистическим корням юмора, ограничивающих его царством рассудка, а также подчеркивал субъективную первооснову в смехе. Он наделял юмор свойством целостности и совокупности. Рассматривая детально юмор, Жан Поль говорил о том, что юмор в своей основе глубоко серьезен, он вызывает смех, "в котором есть величие и боль" [68, с. 152], по сути тем самым объединяя философский принципиальный смысл и житейскую легкость. Ирония, юмор и комическое, соединяясь вместе, дают широкий принцип построения мира. . , і Концепция Г.Гегеля является субъективной, поскольку он называет юмор определенным субъективным отношением к миру, когда субъект, сосредотачиваясь на своей внутренней жизни, остается равнодушен к внешней реальности. Случайность и субъективность, согласно Гегелю, есть основные характеристики субъективного юмора. Юмор, по Гегелю, это средство, способное "расшатать и разложить всякую определенность" ограниченного содержания отдельного человеческого существования, которое есть предмет современного искусства [48]. Г.Гегель также говорил о социальной важности смеха, как средстве очищения общества от отживших идей.

К.Маркс и Ф. Энгельс говорили об историчности смеха, признавая разрушительную роль смеха, который обнажает социальные противоречия и проявляет нежизнеспособность идеалов. Об историчности смеха говорил также и А.И. Герцен, полагая, что смех возникает только в свободном и свободолюбивом обществе. Также юмор понимается им как действенное, общественно значимое орудие борьбы с ложными идеалами [188].

Описание методик исследования

Рассмотрение проблемы самоактуализации является одной из задач психологии в течение длительного времени. Аристотель рассматривал душевные способности относительно тела лишь в проявлении их потенции; проявление и раскрытие зависит от того, что влияет на душу человека: от физических проявлений до духовных. Однако, проявление данной потенции возможно только лишь при наличии активности со стороны субъекта, т.е. «самостоятельная душевная работа» и есть процесс формирования личности [134, с. 12].

В Средние Века проблема самосовершенствования была объектом рассмотрения Марсилио Фичино - главы Платоновской академии во Флоренции. На первое место в познании исследователь ставил именно внутренний опыт и активность интеллекта. Душа, по Фичино, обладая априори высшими референциями, оживляя нижние ступени бытия, с помощью интеллекта ведет личность к высшей степени нравственного развития [172]. Позднее, данные взгляды находят отражение в работах А.Маслоу посвященных самоактуализации. Пико дела Миранделло, являясь последователем Фичино, также отмечал, что человек возвышается именно благодаря разуму, в котором и заключается способность осознать себя и выступить творцом собственной жизни.

С наступлением эпохи Возрождения мыслители-гуманисты также рассматривали проблему самоактуализации. Ян Амос Коменский, чешский философ и педагог, считал, что академические учебные работы будут более успешными, если каждый будет заниматься тем, к чему в наибольшей степени лежат его природные способности. Таким образом, задачей педагога становится своевременная работа с детьми по выявлению задатков и максимальному их раскрытию, способные к музыке должны стать музыкантами, к химии и биологии - врачами и т.д. При этом исследователь разрабатывал идею непрерывности образования, включающую высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста», где самосовершенствованием могли заниматься люди зрелого возраста [110].

Жан-Жак Руссо, развивая идею о природном совершенстве детей, указывал, что педагогу необходимо обращать внимание на развитие активности, самостоятельности и любознательности именно с учетом склонностей личности. Строя свою работу с расчетом на интерес ребенка, можно добиться максимальных результатов [ 172].

Как считает Ш.Бюлер само понятие «самоактуализация» берет начало в работах Ницше и Юнга и проявляется по-разному у К.Хорни, Ф. Фромм-Райхман, Э. Фромма, К. Гольдштейна, А. Маслоу и иных авторов, предпринимающих попытки создания теорий конечных жизненных целей [230]. Концептуальную, в психологическом плане, трактовку, которую используют в современных теориях, впервые осветил именно вьщающиися физиолог и психолог Курт Гольдштейн [250]. По Гольдштейну, в основе движущих сил здорового организма лежит тенденция максимально полно реализовать свои возможности, свою сущность. Автор утверждает, что «в состоянии изоляции, как например, у больных людей ... преобладает тенденция снять любое возникающее напряжение. Однако, у здоровых результатом нормального процесса стабилизации является формирование определенного уровня напряжения, который обеспечивает возможность дальнейшей упорядоченной активности» [250]. При рассмотрении самоактуализации, Гольдштейн выделяет как негативные, так и позитивные последствия для индивида, поскольку процесс самоактуализации может приносить определенный дискомфорт в связи с неизбежным конфликтом сил внешнего окружения. Возможность одновременного развития себя и ближнего доступна только на высшей ступени самоактуализации.

Концепция «стремления к актуализации», принадлежащая К.Роджерсу, имеет много общего с идеями Гольдштейна. Наряду с Маслоу, он выступает автором полноправной психологической теории самоактуализации. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность, стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности [173]. Несмотря на определенные общие моменты в теории с Гольдштейном, Роджерс вводит отличие: в течение времени развития и формирования личность стремится к актуализации, при этом векторы актуализации организма и актуализации личности могут не совпадать, быть противоположными (неконгруэнтными), что может стать причиной невроза. Схожую мысль выдвигала К.Хорни, говоря, что благоприятная среда способствует реализации потенциала, а неблагоприятная - приводит к переходу от потенциального «Я» к идеальному «Я» [199].

Разработчиком фундаментальной психологической теории самоактуализации стал Абрахам Маслоу, который определял потребность в самоактуализации как «желание человека самоосуществиться» [279]. По Маслоу, самоактуализация проявляется лишь у небольшого количества людей (около 1%), но может ощущаться, тем не менее, как влечение, стремление, надежда на что-то, чего еще нет. Таким образом, самоактуализация - это не конечное состояние, а процесс выявления и реализации своих возможностей. Наблюдая за психологически здоровыми и максимально отражающими человеческую сущность людьми (Эйнштейн, Линкольн, Джефферсон, Рузвельт, Торо и др.), Маслоу вьщелил 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся личностям: 1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. 2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. 3) Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения. 4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы. 5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне. 6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. 7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

Статистическая оценка различий в структуре чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов

Интересным нам показался и тот факт, что минимальные показатели по методике получили агармоничные переменные регуляторно-динамического аспекта - аэнергичность и астеничность, что свидетельствует о том, что чувство юмора - свойство, востребованное и, соответственно, активно и часто используемое большинством респондентов в жизни.

Незначительное число статистически значимых различий в выраженности параметров чувства юмора в сравниваемых группах позволяет предположить, в юношеском и зрелом возрастах происходит донастройка, качественное совершенствование, индивидуальная корректировка чувства юмора.

Анализ данных самоактуализационного теста, полученных с использованием Т-критерия Стьюдента, дает основание говорить о некоторых различиях в уровне сформированности этого показателя у представителей юношеского и зрелого возрастов (см. Таблица 5, Рис. 6).

Достоверные различия (р=0,002) обнаружены по показателю креативности, на уровне тенденции (р=0,06) различия выявлены по параметрам гибкости поведения и принятия агрессии.

Юноши и девушки, в большей степени, нежели взрослые характеризуются развитой творческой направленностью личности, зрелых респондентов отличает более слабый творческий потенциал. Происходит процесс естественного отбора, все псевдотворческие порывы у зрелых людей постепенно вытесняются рутинными делами и обязанностями, настоящее же творчество развивается и совершенствуется, становясь потребностью, т.е. можно говорить о количественных потерях в пользу качественного совершенства. У молодежи же большое количество творческих инициатив зачастую отличается неустойчивостью, быстропроходимостью, сомнительным творческим ресурсом. Кроме того, важным является и то, что молодые люди проявляют креативность, в первую очередь, в экспериментировании с внешностью и поведением, у зрелых людей креативность прочно ассоциируется с профессиональной деятельностью, или творчеством.

По степени гибкости поведения, направленного на реализацию своих ценностей в поведении, зрелые респонденты быстрее, чем молодежь реагируют на изменяющуюся ситуацию, проявляют гибкость, разумность в применении некоторых стандартных принципов. Юноши и девушки же, в свою очередь, чаще демонстрируют догматизм, проявляющийся в очень жестком следовании общим принципам. Что вполне объяснимо более глубоким и всесторонним жизненным опытом представителей старшего поколения.

Шкала принятия агрессии, которая измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство, показала, что в зрелом возрасте люди чаще стараются скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе: общество не одобряет проявления агрессивности, данное качество оценивается взрослыми людьми как деструктивное, нарушающее взаимодействия с внешним окружением, это заставляет брать агрессивные проявления под контроль. У молодых людей же спонтанность и непредсказуемость поведения является ценной личностной характеристикой. И поскольку отличительной особенностью временной перспективы современной молодежи является гедонистическое настоящее и эгоцентрическая направленность (Ершова Р.В., 2008, 2009), все это в совокупности способствует выработке именно такой стратегии поведения.

Незначительное число статистически значимых различий в выраженности параметров самоактуализации в сравниваемых группах позволяет предположить, что стремление к самоактуализации не зависит от возраста и проявляется как устойчивая тенденция в исследуемые возрастные периоды, что согласуется с идеей А. Маслоу о проявлении самоактуализации, как тенденции в направлении роста или потребности в росте, которая существует внутри человеческого бытия.

Анализ данных теста юмористических фраз, полученных с использованием Т-критерия Стьюдента, не выявил статистически значимых различий в предпочтениях определенной тематики юмора у представителей юношеского и зрелого возрастов (см. таблицу 6).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предпочтение той или иной тематики юмора не зависит от возраста. Однако, наиболее предпочитаемыми темами у любой группы испытуемых являются темы человеческой глупости, секса и вредных привычек, т.е. наиболее табуируемые обществом проблемы оптимальнее всего выступают в качестве разрядки и ослабления напряжения, срабатывает так называемый механизм «запретный плод - сладок». Выводы: Статистический анализ бланкового теста «Чувство юмора» и самоактуализационного теста с использованием t-критерия, позволил обнаружить следующее:

1. Возраст накладывает свой отпечаток на процессы восприятия и воспроизведения юмора. Для молодежи в большей мере характерна эгоцентрическая мотивационная направленность юмора: желание обесценить других с помощью юмора, возвыситься над окружающими, что может быть результатом ограниченности возможностей молодых людей заявить о себе, показать себя в выгодном свете. У молодежи несколько более выражена интернальная регуляция чувства юмора, по сравнению с взрослыми. Молодые люди считают, что в достижении своих целей необходимо пользоваться юмором, следовательно, идет работа над развитием чувства юмора, которое для молодежи является важным аспектом саморазвития. При этом, временем становления чувства юмора, как личностного свойства, является более ранний период онтогенеза, в студенческом и зрелом возрастах происходит его донастройка, индивидуальная корректировка..

2. Статистическая оценка самоактуализационных составляющих личности представителей юношеского и зрелого возрастов выявила различия в степени креативности как ведущей самоактуализационной характеристики. Студенты превосходят показатели взрослых респондентов, что вероятнее всего связано со склонностью молодежи к экспериментированию, в частности с различными видами творческой (псевдотворческой) деятельности и более взвешенной позицией по отношению к своим возможностям творить со стороны зрелых людей. По степени гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении зрелые люди отличаются большей гибкостью поведения, реакцией на изменяющуюся ситуацию, проявляют разумность в применении некоторых стандартных принципов. В свою очередь, молодежь жестче следует установленным правилам и принципам. Данные результаты неудивительны, поскольку молодые люди в силу возраста не имеют достаточного опыта самостоятельного принятия решений, а также находятся в рамках образовательного процесса, сопровождаемого определенными стандартными требованиями. С возрастом человек приобретает способность анализировать многочисленные требования и выстраивать свое существование с разумным применением данных принципов в своей жизни. Возрастным отличием в проявлении самоактуализации личности является способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. С возрастом жизненная необходимость заставляет людей подавлять и скрывать собственную агрессивность, как социально неприемлемую черту. Молодежь в этом плане является более аутентичной и не стесняется открыто демонстрировать агрессивное поведение.

Статистическая оценка различий в структуре чувства юмора у людей с высокими и низкими показателями самоактуализации

На следующем этапе мы рассмотрели корреляционные связи характеристик чувства юмора и переменных самоактуализации. Начнем с описания общих для обеих групп испытуемых связей компонентов чувства юмора с переменными самоактуализации (см. рис. 13).

Как видно из рисунка 13, наиболее тесно связанным с самоактуализацией становится рефлексивно-оценочный компонент чувства юмора. Нами выявлена обратная связь операциональных трудностей с ориентацией во времени и поддержкой, а личностных трудностей - с поддержкой самоуважением и самопринятием.

Мы приходим к выводу, что независимо от возраста плохое владение навыками юмора, неумение шутить и невозможность реализовывать юмор приводит к тому, что человек не может реализовываться как самоактуализирующаяся личность, неправильно ориентируется во времени и характеризуется высокой степенью зависимости, конформности и несамостоятельности. При этом неуверенность, тревожность и пассивность при восприятии и воспроизведении юмора приводит к тому, что человек становится не способным адекватно оценить себя. Таким образом, мы доказываем тот факт, что чувство юмора является одной из важнейших характеристик самоактуализирующейся личности, без которого невозможно полноценно реализовать себя.

Нами также была выявлена связь продуктивного компонента с ориентацией во времени и самоуважением. Человек, использующий юмор для достижения результатов, как в предметной, так и в субъектной сфере правильно ориентируется во времени, способен жить настоящим, чувство юмора помогает адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Заключительно корреляцией, общей для обеих групп испытуемых, стала связь осмысленности и познавательных потребностей. То есть выраженность у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире приводит к тому, что человек начинает интересоваться и механизмами протекания юмора, становясь обладателем глубинных познаний о способах восприятия и воспроизведения указанного свойства.

На рисунке 14 представлены специфические для студенческой части выборки корреляционные связи чувства юмора и переменных самоактуализации (см. приложение 2).

Наиболее связанным со структурой чувства юмора признаком самоактуализации стала креативность. Она коррелирует с осмысленностью когнитивного компонента, со стеничностью эмоционального компонента и интернальностью регуляторного компонента. Таким образом, выраженность творческой направленности личности повышает активность и степень получения удовольствия от восприятия и воспроизведения юмора, а также увеличивает заинтересованность в получении более глубинных знаний о природе чувства юмора. Это говорит о том, что юмор помогает молодым людям самореализоваться, в первую очередь, в творчестве, он становится одним из способов продемонстрировать свою необычность, креативность.

Еще одной отличительной чертой, присущей молодежи, стала связь субъектности продуктивного компонента с принятием агрессии и ценностной ориентацией. Молодые люди, использующие юмор для решения личных проблем, придерживаются тех идеалов и ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности, а также принимают свою агрессивность как природное свойство.

При рассмотрении осведомленности когнитивного компонента чувства юмора мы выявили прямую связь с ориентацией во времени и обратную корреляцию с контактностью. Наличие у человека общего, недифференцированного представления о конкретных функциях чувства юмора и его проявлении в деятельности, с одной стороны, позволяет жить более полной жизнью, а с другой стороны, такие люди могут иметь трудности в общении, т.е. для легкости общения и для более уверенного пользования юмором необходимы целостные представления о природе юмора.

Обратная связь социоцентричности мотивационного компонента с контактностью свидетельствует о том, что молодые люди, стремящиеся использовать чувство юмора для помощи другим, сами могут испытывать трудности в межличностном взаимодействии. ;

Заключительной, специфической для представителей юношеского возраста, стала обратная связь рефлексивно-оценочного компонента с гибкостью поведения и представлениями о природе человека. Неумение шутить, невозможность реализовывать юмор, неуверенность и тревожность в восприятии и воспроизведении юмора приводит к догматизму, очень жесткому следованию общим принципам, субъект считает человека в сущности плохим, а зло - характерным для природы человека, что в очередной раз подтверждает, что для достижения самоактуализации необходимо наличие возможности воспринимать и воспроизводить юмор.

В группе зрелых испытуемых нами было выявлено более чем в три раза больше специфических корреляций (38 корреляций у зрелых респондентов в сравнении с 12 у юношей и девушек) чувства юмора с переменными самоактуализации (см. рис.15, приложение 2). Данный факт свидетельствует о закономерном процессе становления и развития любого психического свойства: процессе дифференциации и интеграции компонентов и переменных чувства юмора и самоактуализационных показателей личности. Более тесная связь чувства юмора с самоактуализацией у взрослых, еще раз подтверждает вывод о том, что роль чувства юмора в самоактуализационных процессах постепенно увеличивается.

Похожие диссертации на Чувство юмора как фактор самоактуализации личности