Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изокружка : На материале Республики Кыргызстан Асанов, Акылбек Иманалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асанов, Акылбек Иманалиевич. Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изокружка : На материале Республики Кыргызстан : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Исслед. центр эстетического воспитания.- Москва, 1993.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/2436-4

Введение к работе

Актуальность проблемы. Возросший на современной этапе процесс демократизации, гуманизация и гуманитаризации народного образования и просвещения со всей остротой ставит проблему совершенствования художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. В трудах НИИ художественного воспитания АПН СССР подчеркивается, что именно искусство в большей степени призвано формировать внутренний мир человека, его отношение к явлениям бытия, приобщать к национальным и общечеловеческим ценностям. Одной из центральных проблем художественного воспитания является внеклассная и внешкольная работа с детьми. В настоящее время уделяется огромное внимание поиску эффективных форм и методов внеклассной и внешкольной работы о учащимися по эстетическому воспитанию и, прежде всего, путей совершенствования рабо- ' ты кружков изобразительного искусства.

Проблемы содержания и организации внешкольной работы с детьми всегда занимали важное место в истории советской педагогики. Существенный вклад в развитие внешкольной работы с детьми внесли Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко.

В исследовании особое место занимают труды педагогов, которые рассматривали вопросы внеклассной и внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства (Я.А.Башилов, В.И. Бейер, И.Е.Гинзбург, В.Н.Кожухов, Г.В.Лабунсная, С.Д.Левин, K.U. Лепилов, Е.В.Разыграев, В.С.Щербаков и др.).

В современной педагогической и методической литературе достаточно работ, освещающих художественно-творческий подход к преподаванию изобразительного искусства в школе и во внешкольной работе (В.В.Алексеева, В.Н.Ветров, А.А.Дмитриева, Б.М.Неменский, Ю.Н.Протопопов, Н.Н.Фомина, Н.С.Чернявская, А.В.Щербаков, Б.П. Юсов и др.).

Ряд авторов (К.Ж.Амиргазин, В.И.Башта, Л.С.Беляева, Р. Ва-сынков, Л.Н.Иванова, К.Касымов, В.И.Колякина, О.В.Михайличенко и др.) в своих диссертационных исследованиях рассматривают формы и методы работы с детьми в условиях школьной и внешкольной работы в таких видах изобразительной деятельности, как графика, живопись, декоративное рисование, декоративно-прикладная деятельность, скульптура. Однако авторами не были исоледованы вопросы взаимосвязи видов художественной деятельности в процессе работы с детьми

.-2-

в условиях кружка изобразительного иокусотва.

Современная практика работы о детьми показала, что не воег-да в полной мере решаются задачи эотетического и художественного воспитания и обучения. Обучение в кружках изобразительного искусства направлено, главным образом, на овладение теоретическими и практическими навыками одного из видов художественной деятельности (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и декоративно прикладная деятельность), не учитывая при этой учебно-воспиг8гелышх возможностей других видов худокествен-- ной деятельности.

Эффективность различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи в кружках изобразительного искусства в современной педагогике недостаточно изучена, поэтому представляется актуальным всесторонний анализ существующей системы внешкольной работы с детьми и определение возможностей кружков в различных видах художественной деятельности, способствующих активизации художественно-творческого развития учащихся. Различные виды художественной деятельности в специфической форме отражают все многообразие человеческой жизни - культуру и быт определенного народа. Соприкосновение о ними дает возможность детям обогатитг уровень личного жизненного опыта, что в овою очередь является существенной предпосылкой для общего художественного развития.

Основным направлением совершенствования работы кружков изобразительного иокуоотва является возвращение к ястокзм народного декоративно прикладного иокуоотва в тармсничеснсй с^язи с другими видами изобразительного искусотва. Приобщение ребенка к культуре овоего народа непоорэдотвенно черзз изучение культуры и быта других народов о:оооботвует общегультурному развитию ребенка (Ч.Т. Айтматов, Г.Гсчев, Б.И.Неменокий, В.П.Зинченко и др.).

Приоритетной проблемой художественного воспитания в Средней Азии является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре. Исторически оиотема внешкольной работы по иокусотву

сложилась таким образом, что за основу работы о учашиииоя брались программы изокружков, разрабатывавшиеся в Москве. Зависимость, в которую попала оиотема художеогвенного образования в Кыргызстане, как и в других республиках Средней Азии, привела к отрыву от национальных традиций. Оплодотворение художественного образования традициями национальной культуры должно, по нашему убеждению, проводиться во всех формах работы с учащимися, вклю-

- 3^

чая изокружки. Данный процесс не обозначает отказ от изобрази
тельного творчества, которое за десятилетия развития.культуры
Средней Азии под воздействием европейской традиции пустило глу
бокие корни и в Кыргызстане. Педагогическая проблема состоит в
определении содержания и методов образования, сочетающих нацио
нальные традиции (заложенные в образе юрты, декоративно-приклад
ном искусстве) с европейскими традициями изобразительного твор
чества. %

Выше изложенные положения стали основой создания опытно-экспериментальной системы работы кружков изобразительного искусства с учащимися подросткового возраста в разнообразных видах художественной деятельности.

Объект исследования - художеотвенно-творческое развитие учащихся в кружках изобразительного иснусства.

Предмет исследования - теория и практика обучения различным видам художественной деятельности в условиях кружка изобразительного искусства.

Цель исследования - выявление наиболее эффективных путей и методов совершенствования внешкольной работы в процессе приобщения учащихся к различным видам художественной деятельности. Задачи исследования

I. Провести исторический анализ содержания и методов художественного и эстетического воспитания школьников в кружках изобразительного искусства в системе внешкольной работы.

. 2. Проанализировать современную практику кружков изобразительного искусства в системе внешкольной работы.

3. Выявить влияния различных видов художественной деятельности на художественно-творческое развитие учэшихся. Гипотеза исследования

Художественно-творческое развитие учащихся изпкружков в Кыргызстане будет соответствовать задачам возрождения национальной культуры в том случае, если система занятий будет преобразована с учетом национальных традиций художественного воспитания, в котором ведущее место занимало декоративно-прикладное творчество; изобразительная деятельность при этом должна находиться в проблемно-тематической зависимости от задач изучения национального искусства; взаимосвязь декоративной и изобразительной деятельности может быть обеспечена синкретическим характером национальной культуры, нашедшей свое воплощение в единстве человека, природы и архи-

тектуры (юрта).

Наиболее полноценное влияние на художественно-гворчеокое развитие учащихся оказывает педагогическое руководство, ведущая деятельность в кружке определяется профессиональным интересом учителя.

Методологической основой исследования являются основные положения эстетики об особенностях художественного отражения действительности; о природе и взаимодействии различных видов иокусств; основные положения современной педагогики и психологии, касающиеся теории и методики художественного образования. Научно-методическая литература, охватывающая вопросы национальной культуры и образования.

Методы исследования: анализ исгорико-теоретической литературы по педагогике, психологии, эстетике; изучение учебных программ; обобщение опыта проведения внешкольной работы по изобразительному искусству, анализ рисунков школьников; педагогический эксперимент, анкетирование; наблюдения процеооа художественной деятельности подростков; беседы с руководителями кружков изобразительного искусства.

Исследование проводилось в два этапа. В ходе первого этапа конствтируютзго эксперимента (1988-1990 гг.) был сбследсван опыт работы кружков изобразительного искуоотва в Дьорцэх и Домах пионеров и школьников городов Москвы, Алка-Аты, Дглмйула, Ташкента, Бишкека, Карэкола. В эксперименте участвовало 250 учащихся; 30 руководителей кружков изобразительного иокусства. Ча втором ггапс в консгетируащзи Сформирующем экоперлмеюе (1990-КЭ2 тт. ї приняли учаотие 200 кружковцев Центра детско-юношеского творчества, средних общеобразовательных школ г. Кгракол и пгт.Ак-Суу Республики Кыргызстса.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые дан широкий исторический анализ развития отечественной системы преподавания изобразительного иокусства в условиях внешкольной ра-0оты с детьми.

Обосновано значение национальной культуры в содержании занятий кружков изобразительного искусства. Практически и теоретически доказана целесообразность применения различных видов художественной деятельности.в кружках изобразительного искусства.

Обосновано, что эффективное использование различных видов художественной деятельности в кружках изобразительного искусства

способствует активизации художественно-творческого развития учащихся подросткового возраста. А также установлено, что в процессе приобщения учащихся к различным Еидаи художественной деятельности в кружках, рисунки детей экспериментальных групп существенно отличаются своей оригинальностью, выразительностью и художественной грамотностью от творческих работ учащихся, занимающихся только изобразительной деятельностью.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов и результатов в кружках изобразительного искусства, при разработке программ для кружковых занятий.

Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя с учащимися подросткового возраста, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности руководителя кружка, применением разнообразных, взаимно дополняющих методов сбора педагогических фактов, сочетанием качественного и количественного анализа при обработке полученного материала.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории изобразительного искусства НИИ ХВ АПН СССР*. По теме диссертации были сделаны доклады на Всесоюзной конференции, посвященный проблемам эстетического и художественного образования в истории педагогической науки и советской школы (г. Москва, 1990 г.); на научно-практической конференции, семинаре аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР (IC89 г.); на научно-методических конференциях преподавателей Иссык-Кульского педагогического института (1986 г.).

Результаты исследования внедрены в практику учителей и руководителей кружков, изостудий, а также в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в Центре детско-юнощеского творчества города Караколи пгт.Ак-Суу Республики Кыргызстан.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка" использованной литературы. В тексте диссертации-имеются графики, таблицы.

* Ныне Исследовательский центр эстетического воспитания РАО.'

Похожие диссертации на Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изокружка : На материале Республики Кыргызстан