Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Рахматуллаева, Фируза Ибрагимовна

Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан
<
Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахматуллаева, Фируза Ибрагимовна. Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рахматуллаева Фируза Ибрагимовна; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т им. К.Ш. Джураева].- Душанбе, 2013.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/587

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические и историко педагогические основы воспитания толерантности 15-75

1.1. Сущность толерантности и её роль в формировании личности 15

1.2. Внеаудиторная работа - необходимое условие воспитания толерантности у студентов вузов 31

1.3. Специфика толерантного сознания и его влияние на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия 54

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА II . Процесс воспитания толерантности у студентов вузов в ходе внеаудиторной работы 76-134

2.1. Воспитательный процесс - сфера формирования толерантности у студентов 76

2.2. Формы, методы и технологии воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы 93

2.3. Значение опыта педагогической практики в процессе воспитания толерантности у студентов 117

Выводы по второй главе II 133

Заключение 135

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Вступление человечества в стадию перехода от индустриального общества к информационному резко повышает роль духовного фактора, включающего науку, образование и культуру. В любой социально-экономической системе, в том числе и в Таджикистане, важное значение имеет качество образования, для управления которым необходимым фактором выступает воспитательный процесс.

Процессы интеграции и глобализации, происходящие в Республике Таджикистан, приводят к росту интенсивности взаимодействия различных культур, где наблюдаются определённые социальные противоречия, решение которых требует поиска путей мирного межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, т.е. формирования личности в духе толерантности. Возрастающая мобильность населения ведёт к возникновению поликультурных сообществ, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой и культурной самобытности.

Происходящие в таджикском социуме преобразования поставили перед высшей школой страны проблему подготовки специалистов не только высококвалифицированных, но и принявших профессиональные и личностные нормы, ценности и обязанности, обладающих толерантным мышлением. Современному обществу необходим специалист, способный ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, взаимодействовать с представителями других профессиональных сообществ, как внутри страны, так и на международном уровне. Данный социальный заказ требует рассмотрения толерантности как составляющей эффективной профессиональной подготовки будущего учителя и гармоничного развития его личности в социуме. В качестве необходимого условия общения и взаимодействия людей разных культур в международной практике утверждается толерантность как общекультурная норма и личностное качество человека. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Таджикистан.

В Таджикистане вопрос толерантности неразрывно связан с установлением государства, основанном на мирном взаимодействии, и предотвращения конфликтов в политической, социальной, местнической и религиозной сферах. Толерантность полноправно считается одним из возможных путей преодоления социальной напряженности и проявлений нетерпимости, которая является одной из крупнейших глобальных проблем современного мира.

Данные проведённого исследования свидетельствуют о недостаточном уровне воспитанности толерантности студентов, как качества, необходимого для продуктивного взаимодействия, как в учебном процессе, так и в межличностном общении, причиной чего выступают несколько факторов. Во-первых, распространение в начале XXI века в Таджикистане всё более прагматического отношения к высшему образованию: диплом об окончании вуза для многих гораздо значимее содержания высшего образования, так как высокая общая культура специалиста с высшим образованием оказывается далеко не всегда необходимой и востребованной в условиях формирующегося рынка Таджикистана. Исходя из этого, высшее профессионально образование, как форма трансляции культуры и фактор воспроизводства социального субъекта, для многих таджиков перестаёт быть ценностью, потребностью, целенаправленным и контролируемым обществом и государством фактором воспроизводства культуры в каждом новом поколении. Во-вторых, необходимость воспитания толерантности связана с противоречиями между существующим в педагогическом сообществе представлении о студенческой среде, как однородной, стабильной, монокультурной и фактическим состоянии среды, как потенциально конфликтной, поликультурной, что выражается в наличии молодёжных субкультур, политических молодёжных движений, группировок.

Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Дж. Локка, Л.Н. Толстого, В.М. Золотухина, Ю.Л. Ищенко и др. Этический и социокультурный аспекты проблемы толерантности рассматриваются в работах А.В. Зимбули, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина и др.

Психологический аспект толерантности исследован в работах С.К. Бондыревой, А.Г. Асмоловым, С.Ю. Головиным, К. Роджерсом, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др.

Некоторые методологические, теоретические и технологические предпосылки и разработки проблемы воспитания толерантности представлены в идеях и подходах гуманистической педагогики и «педагогики сотрудничества» (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский и др.).

Педагогическое содержание понятия «толерантность», его основные критерии и показатели нашли отражение в работах С.К. Бондаревой, Е.Ю. Клепцовой, А.А. Пагодиной, Е.А. Стрельцовой, В.В. Шалина, Степанова П.В., Пугачевой Е. А., Маннановой М.А., Магомедовой М.З., Кудзиевой Н.Ю., Нурлигаяновой О.Б. и др.

Серьёзным достижением в адекватном современному состоянию поликультурного открытого общества понимании данного явления стали работы Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой, в которых толерантность рассматривается через уяснение основных форм нетерпимости.

Предметом исследования Г.В. Безюлевой, Е.О. Галицких, Г.М. Шеламовой и др. является роль диалога как основного способа становления толерантности, освоение диалоговых форм обучения, принятие ценности толерантного сознания, формирование опыта толерантного поведения.

Воспитание учащихся общеобразовательных учреждений разного уровня рассматриваются в диссертационных исследованиях С.К. Бондаревой, П.Ф. Комогорова, Н.А. Платоновой, И.Б. Резниковой, Зотова Н.Д., Мухаметова Г., Перонковой Е.Б., Полякова С. Д.,

Большое значение в процессе воспитания толерантности студентов имеют характеристики личности преподавателя вуза, основного транслятора культуры в процессе воспитания студентов. Он не только несёт ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного специалиста, что отражено в исследованиях проблем высшей школы в Таджикистане М.А. Арипова, Х.С. Авзалова, С.Ш. Базаровой, У.З. Зубайдова, С. Исаева, К.Б. Кодирова, И.Х. Каримовой, Б.М. Маджидовой, Г.Н. Наритдинова, А.Н. Нурова, И.О. Обидова, Б.Р. Рахимова, М.М. Сайфуллоевой, Н.Ш. Хабибовой, Ф. Шарифзода, Н.Ш. Шоева, Х.Р. Шомурадова и др.

В педагогической науке и практической деятельности вузов вопрос о воспитании толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы является одним из основных, но сравнительно новым и недостаточно целостно исследованным.

Толерантность рассматривается в работах таких учёных Таджикистана как И.Х. Каримовой, Ф. Шарифзода, М. Лутфулоева, С.Ш. Базаровой, Д. Латыпова, С.Э. Негматова, Н.Ш. Хабибовой. В системе образования Республики Таджикистан давно отмечается важность воспитания толерантности в учебно-воспитательном процессе. Так, академик И.Х.Каримова отмечает, что без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

Н.Ш. Хабибова, исследовав проблему формирования толерантности у учащихся младших классов, пришла к выводу, что толерантность – это, в первую очередь, воспитанность, требующая самоограничения и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. В основе воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью "образца" или "образца своего поведения".

Кроме того, в Таджикистане проводятся различные конференции по теме формирования толерантности или близкие к ней – Международная конференция «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира» (Душанбе, 2011, 15-16 апреля), Международная научно-практическая конференция, посвящённая Году образования и технической культуры в РТ и Году науки и инноваций в СНГ «Язык, культура, толерантность: русский язык в международном диалоге» (Душанбе, 2010), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики и компаративистики в современной парадигме языков и культур» (Душанбе, 2009) и другие конференции.

Развитие толерантности в системе высшего образования является объективной потребностью современного общества, так как постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурного Таджикистана является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социально-культурную и политическую значимость, поскольку особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей. Несмотря на такую распространённость и актуальность темы исследования, процесс воспитания толерантности в ходе внеаудиторной работы не получил специального изучения. Наукой не обозначены принципы и методы воспитания толерантности, что свидетельствует о необходимости исследования данного процесса как одного из профессионально важных качеств будущего учителя.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан», определяющей перспективу воспитания в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями, обоснована приоритетная роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания.

Проблема исследования обусловлена современными тенденциями образования, связанными с необходимостью подготовки высокопрофессиональных, нравственных, предприимчивых специалистов, способных сотрудничать, обладающих критическим мышлением, готовых к взаимодействию, как в сфере профессиональной деятельности, так и межличностных и межкультурных отношениях, что подтверждается противоречиями между:

– недостаточной заинтересованностью системы образования в воспитании толерантности у молодёжи и социальным запросом общества на него;

– недостаточной разработанностью научно-методической основы процесса воспитания толерантности в педагогической теории и практике и необходимой потребностью образования в ней;

–отсутствием разработанных методик по построению толерантной среды в образовательных учреждениях и интеграцией и ассимиляцией культур;

– актуальностью воспитания толерантности у студентов и общей интолерантностью общества.

На основании анализа имеющихся в науке исследований по данной проблеме, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости разработки модели воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работы и экспериментальной проверке эффективности условий её реализации.

Актуальность и уровень исследованности проблемы предопределили формулировку темы диссертации: «Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы» (на материалах вузов Республики Таджикистан).

Цель исследования: разработка модели воспитания толерантности у студентов в ходе внеаудиторной работы в вузе и экспериментальной проверке эффективности условий её реализации.

Объект исследования: процесс воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы в вузе будет более эффективным, если:

- определены компоненты толерантности как личностного качества студентов;

- разработана и реализована модель воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы;

- определены педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы;

- обусловлены диагностика и оценка уровней воспитанности толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в диссертации решаются следующие задачи:

- проанализировать основные идеи исследований проблемы воспитания толерантности в философии, психологии, педагогике для формирования теоретической базы исследования;

- на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований раскрыть воспитание толерантности студентов как аспект подготовки будущих специалистов и выявить педагогические условия воспитания, обеспечивающие эффективность процесса воспитания толерантности у студентов вузов;

- разработать и экспериментально проверить модель воспитания толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы.

Методологической основой исследования являются фундаментальные философские, психологические, социологические и педагогические разработки в области воспитания, что отражено в нормативно-правовых документах Правительства страны: в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», Законе Республики Таджикистан «О высшем и последипломном образовании», Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», «Национальной концепции образования»,«Государственной программе изучения русского и английского языков 2004-2014гг.» и других нормативно-правовых документах Республики Таджикистан.

При решении исследовательских задач использованы следующие подходы: гуманистический, основанный на положении о высшей ценности человека и его жизни; системно-структурный, заключающийся в рассмотрении предметов и процессов в их взаимосвязи; этнокультурный, основанный на включении элементов национальной культуры в воспитательный процесс.

В достижении цели исследования использовались методы педагогического исследования, систематизации, классификации и теоретического обобщения; принципы историзма, объективности, логического анализа и синтеза.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; тестирование; анкетирование; беседы; моделирование; экспертные оценки; обработка полученных данных методами математической статистики; педагогический эксперимент.

Этапы исследования:

Первый этап (2009-2010гг.) – поиско-теоретический. Проанализирована философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Разработана концепция, программа и методика собственного исследования, разработан понятийный аппарат, сконструирована модель воспитания толерантности.

Второй этап (2010-2011гг.) – опытно-экспериментальный. Разработана программа опытно-экспериментальной работы, отобран и систематизирован комплекс исследовательских методик (наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертные оценки, самоанализ, анализ резюме студентов, рефлексия), форм и методов воспитания (беседы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, упражнения в разрешении конфликтных ситуаций и построении продуктивной коммуникации), а также осуществлена экспериментальная апробация модели воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы и т.д.

Третий этап (2011-2013гг.) – заключительно-обобщающий. Проанализированы и интерпретированы полученные результаты, сформулированы основные выводы, осуществлено литературное оформление текста диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования: студенты 1 и 2 курсов факультета романо-германских языков, факультета восточных языков, факультета русской филологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзаде, 3 и 4 курсов факультета русского языка и литературы Таджикского национального университета, 3 и 4 курсов факультета русского языка и литературы Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни. В исследовании приняли участие 540 студентов дневного отделения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены компоненты толерантности как личностного качества студентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

- рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы;

- разработана модель воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы, представленная целевым, содержательно-процессуальным и результативными блоками;

- обосновано содержательно-контекстное отражение использования инновационных моделей в процессе внеаудиторной работы;

- выявлены разнообразные формы и методы воспитания с учётом дидактических принципов и психологических требований организации внеаудиторной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания понятия «толерантность» как личностного качества студента через характеристику компонентов и критериев оценки её воспитанности; в определении теоретических оснований построения модели воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работы; в научном обосновании педагогических условий для реализации модели воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы.

Полученные результаты исследования обогащают теорию воспитания и вносят определённый вклад в педагогическую науку, в решение актуальных проблем профессиональной подготовки будущих учителей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что систематизирован, структурирован и использован материал по воспитанию толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы, для содержательно-процессуального обеспечения воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке методических пособий, в написании учебников по проблемам воспитания толерантности у студентов, могут применяться на занятиях, спецкурсах, а также спецсеминаров по толерантности в вузах Республики Таджикистан.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Толерантность как личное качество студента выражается в понимании, принятии и признании другого, в открытости для взаимодействия, в желании и умении понимать других людей и соизмерять свои позиции с их позициями. В межличностных отношениях и общении носителей одной (родной) культуры толерантность проявляется как терпимость к инакомыслию, разным моделям коммуникативного поведения и характеризуется эмпатией, гибкостью и критичностью мышления, отсутствием напряжённости в поведении, что позволяет в качестве базовых компонентов толерантности рассматривать когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

2. Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы – это целенаправленный и поэтапно вытроенный процесс, содержание и методическое обеспечение которого позволяют получить в качестве результата положительную динамику когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов толерантности у студентов. Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы осуществляется в соответствии в разработанной моделью, представленной взаимосвязанными элементами: целью, принципами, задачами, педагогическими условиями, содержанием, методическим обеспечением процесса воспитания и его результатом.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы, являются: наличие педагогической толерантности преподавателя; осуществление персонификации толерантности в межличностной коммуникации в условиях студенческой группы; осуществление целенаправленной педагогической поддержки толерантности в системе ценностей учебной группы; вариативное использование активных методов обучения; обеспечение системности и непрерывности процесса воспитания толерантности; создание ситуаций самостоятельного выбора и присвоения элементов иноязычной культуры, организация её диалога с родной культурой и диалога с другими людьми в рамках родной культуры; создание ситуаций ценностного самоопределения студентов, выражающегося в оценочных суждениях, способах коммуникативного поведения, отношения к себе, партнёрам по общению; обеспечение усвоения иноязычной культуры на основе её понимания.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов проявляется в изучении и анализе состояния исследуемой проблемы; в конструировании и опытно-экспериментальной проверке модели воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы; в разработке программы опытно-экспериментальной проверки модели; в разработке критериально-оценочного аппарата исследования; в проведении опытно-экспериментальной работы, анализе и описании её результатов; во внедрении результатов исследования в практику и обсуждении перспектив исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии, методике), проведением эксперимента в процессе внеаудиторной работы, логичностью общей структуры исследования – его целей, задач, методов их решения; оптимальным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования; получением статистически достоверных данных; репрезентативностью выборки, на основании которой были получены результаты исследования, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений и выводов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, а также докладывались на ежегодных вузовских конференциях Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзаде, Республиканской научно-практической конферении «Развитие личности в образовательном пространстве: профессиональное становление учителя» (Душанбе, 2010), «Конференция молодых учёных» (Душанбе, 2010), «Подготовка специалистов без отрыва о производства в системе педагогического образования: проблемы и перспективы» (Душанбе, 2011).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Внеаудиторная работа - необходимое условие воспитания толерантности у студентов вузов

Поиск модели, обеспечивающей мирное и гармоничное взаимодействие представителей разных национальностей, рас, религиозных течений, культур всегда привлекала внимание философов, религиоведов, психологов, культурологов, политических, общественных и религиозных деятелей всего мира. Данная проблема изучалась на стыке педагогических, психологических, философских и культурологических наук.

Величайшие таджикские мыслители рассматривали в своих трудах принципы толерантности. Примером тому служат произведения Унсуралмаоли Кайковус, Хусайн Воиза Кошифи, Рудаки, Фирдавси, Джами, Абуали ибн Сино.

В педагогической науке за последние годы усилилось внимание к проблеме толерантности, что во многом связано с формированием культуры мира и ненасилия. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что воспитание толерантности рассматривается в исследованиях следующих российских учёных: А.Г. Асмолов, М.П. Мчедлов, К. Фопель, О.Б. Нурлигаянова, Г.У. Солдатова, Шеламова Г.М., В.И. Хлебников, П.В. Степанов, Е.А. Пугачева, О.В. Желнович, И.В. Борсук, М.А. Маннанова, Н.Ю. Кудзиева, П.Ф. Комогоров и т.д.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время проблема воспитания толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике профессиональной подготовки и будущих учителей.

На современном этапе происходит изучение этимологии понятий «толерантность» и «терпимость». В трудах М.Б. Хомякова, Г.У. Солдатовой, В.А. Лекторского, М.З. Магомедовой и других учёных толерантность рассматривается как проявление низкой социально-психологической чувствительности личности к «инаковости», вплоть до безразличия, терпимости, не содержащей милосердия и сострадания. Согласно данному мнению, толерантность представляет собой потерю национальной культурной индивидуальности.

В.И.Таланов, П.Ф. Комогоров, И.В. Шеламова, Б.С. Гершунский считают, что под толерантностью целесообразно понимать такую форму ихотношения к окружающему миру и друг к другу, которая, прежде всего, предполагает проявление согласия, способность сформулировать взвешенную точку зрения, «примиряющую» в той или иной степени полярные и внешне несовместимые компоненты явлений и объектов, что выражается такими категориями как «сосуществование» и «взаимодополняемость».

Границы толерантности рассматриваются в исследованиях К. Поппера, Ю.П. Поваренкова, Дж. Локка, М. Уолцера, Г.Л. Бардиер,М.П. Мчедлова, А.П. Садохина, Н.Г. Юровских, Н.Ю. Кудзиевой, А.Г. Асмолова, А.Ю. Ищенко и др., в которых отмечается, чтолюди призваны проявлять толерантность к представителям всех культур и народностей.Однако, с другой стороны, поведение, противоречащее законам и моральным принципам, не должно поощряться терпимостью общества. Двоякая ситуация и со степенью толерантности каждого человека - отвысокомерия до великодушия, терпимости до безразличия, всепрощения до малодушия, снисходительности до беспомощности, уважения до пренебрежения, сотрудничества до уступчивости. Все учёные единогласно отмечают, что границы толерантности должны заканчиваться там, где попираются законы и нравственные принципы, установленные обществом.

В педагогической науке Таджикистана толерантность рассматривается в работах таких учёных как И.Х. Каримовой, Ф. Шарифзода, М. Лутфулоева, Д. Латыпова, С.Ш. Базаровой, С.Э. Негматова, Н.Ш. Хабибовой. В системе образования Республики Таджикистан давно отмечается важность воспитания толерантности в учебно-воспитательном процессе. Так, академик И.Х.Каримова отмечает, что без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. По мнению академика Ф. Шарифзода, толерантность выступает объективной потребностью системы образования. Учёный считает, что воспитание толерантности имеет социально-культурную и политическую ценность в условиях поликультурного Таджикистана.

Профессор С. Сулейманов, изучив проблему толерантности, акцентирует внимание на роль ислама в обучении и воспитании толерантности у подрастающего поколения.

Согласно Н.Ш. Хабибовой, толерантность - это, в первую очередь, воспитанность, требующая самоограничения и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного.

В основе воспитания заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В Таджикистане были проведены научные конференции по теме формирования толерантности или близкие к ней - Международная конференция «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира» (Душанбе, 2011, 15-16 апреля), Международнаянаучно-практическая конференция, посвященная Году образования и технической культуры в РТ и Году науки и инноваций в СНГ «Язык, культура, толерантность: русский язык в международном диалоге» (Душанбе, 2010), Международнаянаучно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики и компаративистики в современной парадигме языков и культур» (Душанбе, 2009) и другие конференции. Развитие толерантности в системе высшего образования является объективной потребностью современного общества, так как постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурного Таджикистана является актуальной и прогрессивной тенденцией.

Воспитание толерантности в Республике Таджикистан играет особую роль при формировании личности будущего специалиста, а также имеет социально-культурную и политическую значимость, поскольку особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей. Несмотря на такую распространённость и актуальность темы исследования, процесс воспитания толерантности в ходе внеаудиторной работы не получил специального изучения. Наукой не обозначены принципы и методы воспитания толерантности, что свидетельствует о необходимости исследования данного процесса как одного из профессионально важных качеств будущего учителя.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан», определяющей перспективу воспитания в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями, обоснована приоритетная роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания.

На основании анализа исследований по вопросу воспитания толерантности, обобщения педагогического опыта, а также собственных результатов научно-исследовательской работы в данном направлении была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости разработки методов воспитания толерантности у студентов вузов в процессе внеаудиторной работыи экспериментальной проверке эффективности условий её реализации.

Актуальность и уровень исследованности проблемы предопределили название темы диссертации: «Воспитание толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы» (на материалах вузов Республики Таджикистан).

Специфика толерантного сознания и его влияние на воспитание культуры толерантности, мира и ненасилия

Воспитание - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. В основе политики воспитания многонационального общества должна стоять идея толерантности. В «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан» зафиксировано, что воспитание является социально-культурным, психолого-педагогическим явлением и служит упорядочению образа человека и развитию общества [85:195]. В вузах Таджикистана в силу известных обстоятельств учатся люди разного происхождения, веры и национальности. Исходя из вышесказанного, воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей очень важно на современном этапе развития человечества. На данный момент активно происходит смешение народов, их культур и языков, в связи с этим фактом и вызван интерес к проблеме воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур [129:9].

Среди студенческой молодёжи практически всего мира всю большую популярность обретают этнофобия, мигрантофобия, участие в различных политических организациях, основывающихся на этническом национализме. К счастью, в Таджикистане такой тенденции не было замечено. Студенты относятся к представителям других культуртерпимо и доброжелательно. При общении с представителями других национальностей молодёжь Таджикистана неиспытывает отрицательных чувств и не считает иные национальные, религиозные, идейные убеждения помехой в их взаимоотношениях. Однако уровень терпимости существенно снижается при возникновении конкурентных отношений. Зачастую скрытая агрессия по отношению к «иным» может быть приведена в действие.

Толерантность может стать ценностью человека в процессе воспитания и самовоспитания, формирования нового отношения к представителям других этнических групп, социальных общностей, борьбы со сложившимися негативными стереотипами, агрессивностью. В связи с этим анализируется понятие «воспитание толерантности» [59:29].

В процессе воспитания толерантности большую роль играют знания и открытость при общении. Воспитывая в студентах толерантность, необходимо передать им способность пойти на компромисс, сохраняя при этом уважение к другому. Толерантность является средством достижения согласия в случаях обострения этнических, политических, религиозно-нравственных, межнациональных противоречий. Как уже неоднократно выделялось в главе I, толерантность не означает безразличного отношения к противоправным проявлениям в поведении, поступках того или иного участника диалога независимо от его этнической, конфессиональной принадлежности.

Немаловажное значение в деле практического осуществления толерантного воспитания в обществе имеет образование и воспитание в вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников опросов, проведённых в период научного исследования среди учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти, так как не разработаны основы воспитания правам человека. Также причиной создавшейся ситуации выступает отсутствие заинтересованности компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов [133:108]. Так как основным источником воспитания считается сфера обучения, при воспитании педагогов требуется ввести понятие "толерантность". Воспитание толерантности должно стать ведущей образовательной задачей XXI века, так как педагоги с высоким уровнем толерантного мышления более ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических и практике. В случае возникновения проблем в педагогической деятельности они не ищут вины окружающих, а пересматривают свои отношения. Воспитывать толерантность необходимо у студентов педагогических вузов, прежде всего, по той причине, что качество личности учителя является фундаментом психологической готовности к работе в школе. Настоящего учителя, мастера своего дела отличает высокий уровень развития профессионально значимых педагогических свойств, которые, в конечном счете, определяют, качество и эффективность его деятельности [145:91]. Важной стороной профессионализма является наличие в структуре личности педагога определённых профессионально значимых черт, среди которых, наряду с рефлексивностью, эмпатичностью, присутствует такая черта как толерантность. В процессе профессионального педагогического воспитания одной из функций толерантности является гуманитарная, суть которой состоит в формировании ценностных ориентации и интересов будущего специалиста «с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности» [59:23].

Процесс исследования показал, что одной из важнейших задач вузов является воспитание толерантности. Для этого необходимо регулировать деятельность студентов путём создания таких ситуаций, которые обеспечивают выработку у них сдержанности, уступчивости, терпимости. Воспитание в духе толерантности противостоит влиянию, которое вызывает чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Подобное воспитание способствует формированию у студентов педагогических специальностей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Так как самая важная задача педагога - научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации и способность предотвратить её дальнейшее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта, то этому в первую очередь требуется обучать студентов вузов. Будущий педагог призван формировать умения и навыки гибкого реагирования на различные социальные воздействия, принятия оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.

Одним из неотъемлемых компонентов педагогической деятельности является общение. Следовательно, в процессе подготовки будущего учителя, необходимо прививать не только профессиональные способности, но и способность толерантного общения со всеми членами общества. В вузе студенты встречают множество препятствий, конфликтных ситуаций, для решения которых необходимо вырабатывать у них навыки толерантного поведения (конструктивное решение, компромисс, консенсус и др.). Результатом такого воспитания является обладание выпускниками вузов такими профессиональными качествами как терпимость, уважение к чужому мнению,доброжелательность, снисходительность, сопереживание, чуткость и т.д. Без перечисленных качеств педагогическая деятельность в принципе невозможна.

Формы, методы и технологии воспитания толерантности у студентов в процессе внеаудиторной работы

Чтобы обосновать положение о том, что толерантность является профессионально важным качеством учителя, необходимо дать понятие педагогической толерантности. Для этого необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Специфика педагогической деятельности учителя состоит в её конечной цели - формирование и развитие личности ребёнка. Задачей педагога является создание такой формы взаимодействия, при которой осуществляется сотрудничество учителя и ученика.

Как известно, взаимодействие педагога с воспитанниками непосредственно связано с толерантностью. Такие виды взаимодействия, как диалог, сотрудничество, опека, являясь характерными для педагогической деятельности, полностью соответствуютпринципам толерантности. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоционально-волевые и когнитивные компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнёрства, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, умение адекватно «принимать» свою личность. Сотрудничество подразумевает совместное определение целей взаимодействия, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Всё это в поведении проявляется следующим образом: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, вежливость, терпение, доверительность, социальная активность. Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Она подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Педагогическая толерантность есть владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установка на толерантность как активная позиция по формированию толерантности своей личности, личности учащихся и их родителей; как качество личности; как норма своего поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение. Педагогическая толерантность включает в себя все виды и уровни толерантности, она определяется целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально-личностным качеством учителя. Педагог с высоким уровнем педагогической толерантности должен выступать в роли воспитателя и обучающего.

Воспитание толерантного сознания у будущих педагогов является ведущей задачей современных вузов. Уровень сформированности толерантности педагога непосредственно влияет на всю его профессиональную деятельность, так как недостаточная сформированность вызывает неадекватное поведение педагога по отношению к студентам, непонимание внутреннего состояния воспитанника, отсутствие индивидуального подхода к студенту, недостаток воспитательных мер. Подобная ситуация обусловлена психоневрологическими расстройствами, которым может подвергаться педагог. Соответственно,педагог должен уметь самостоятельно противостоять стрессовым ситуациям, что особенно важно при воспитании толерантности. В современном мире педагогу необходимо самому искать нетрадиционные решения возникающих проблем, творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Воспитанием толерантной личности может заниматься только педагог с высоким инновационным потенциалом, выражающий готовность совершенствовать педагогическую деятельность, основываясь не только на уже известных проверенных методах и приёмах. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения. Одним из наиболее важных условий воспитания толерантности является освоение педагогом определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общении учеников друг с другом и учителем.

Следует отметить, толерантный педагогсчитает, что учащийся должен обладать такими качествами как: доброта, честность, общительность, трудолюбивость, ответственность, инициативность. А интолерантные педагоги выделяют следующие качества: трудолюбивость, дисциплинированность, внимательность, усидчивость, добросовестность, послушность. Исходя из вышесказанного, педагогу с сформировавшейся толерантностью характерна более адекватная оценка воспитанников.

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у студентов толерантного сознания. Необходимо определить эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения конфликтов, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности [152:148].

Вуз должен формировать в сознании будущего учителя понимание и проявление терпимости в различных сферах общественного сознания. Особую значимость имеют политический и религиозный подходы. В настоящее время существует множество общественных движений, политических партий, в которых может принимать участие молодёжь. Соответственно, в отношениях между личностями с различными политическими взглядами должна соблюдаться политическая толерантность. Это касается и религиозной толерантности. В обществе, где провозглашена свобода совести и вероисповедания, каждый человек волен выбирать религию, которую считает истинной, и никто не имеет права притеснять его за этот выбор. Студенты должны осознавать, что между верующими и неверующими людьми должно царить взаимопонимание и взаимоуважение.

В связи с тем, что образование играет ведущую роль при формировании толерантности, 2005-2014 гг. были символично объявлены ООН десятилетием образования для устойчивого развития. Н.Н. Моисеев в своей книге «Быть или не быть ... человечеству?» говорит, что для того, чтобы XXI век оказался «Веком свершения», а не «Веком крушения», необходимо преобразование гражданского общества, его интеллекта и воли [81:163]. Для осуществления этой цели требуется совершенствовать культуру всех людей, в том числе студентов различных вузов, особенно педагогических.

Значение опыта педагогической практики в процессе воспитания толерантности у студентов

В процессе воспитания толерантности большое значение имеют методы, формы и технология воспитательной деятельности. Методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и студентов, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Воспитательные методы должны соответствовать уровню воспитанности студентов и способствовать достижению целей воспитания.

Методы воспитания осуществляются различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля деятельности, они проявляются в различных приёмах, являющихся частью общего метода. Выделяют методы прямого и косвенного педагогического влияния. Первая группа методов предполагают реакцию и действия воспитанника, направленные на самовоспитание. Методы косвенного влияния подразумевают создание ситуаций, способствующей формированию установок воспитанника на самосовершенствование.

В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов и воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют: - методы организации коллектива (дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление); - методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение); - методы стимулирования (поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение) [93:273]. Форма воспитания подразумевает внешнее проявление процесса воспитания. Каждая форма воспитания обеспечивает решение нескольких воспитательных задач, способствуя всестороннему развитию личности. В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на три группы: 1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, кураторские часы и др.); 2) познавательные формы (тренинги, экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.); 3) развлекательные формы (вечера, КВН и т.д.)[93:275]. Технология воспитания выступает как совокупность методических установок, детерминирующих процесс использования воспитательных средств, моделирование способов достижения предполагаемого результата, реализация планов и моделей воспитания.

Технология воспитательной деятельности включает в себя стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания. Стратегия воспитания определяет перспективу и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач. Технология способствует формированию у субъектов воспитательного процесса навыков по эффективному ведению воспитательной работы и решению противоречий и недостатков, возникающих в данном процессе. Тактика воспитания основывается на выбранной стратегии и определяется на базе научных рекомендаций и реального уровня результатов воспитания. Тактикой воспитания осуществляется организация воспитательной деятельности применительно к коллективу и каждому студенту индивидуально. Техника воспитания определяет приёмы, методы и другие действия куратора, занимающегося воспитательной деятельностью. Правильно выбранная техника воспитания является гарантом успешной воспитательной деятельности педагога.

В подготовке учителя особый смысл приобретают содержание и формы воспитательной работы, способствующие воспитанию толерантности. Педагогу, воспитывающему толерантность у студентов вузов, следует учитывать, что данный процесс наиболее эффективен во время внеаудиторной работы. Причина этого заключается в неформальном общении педагога и студента, в свободе выбора форм, средств, методов воздействия, что способствует активному индивидуальному проявлению себя студентами. Для успешного воспитания толерантности вся внеаудиторная работа в вузе должна быть направлена на создание условий для лучшего раскрытия способностей студента.

Во время внеаудиторной работы возможен просмотр кино- и телефильмов, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров. Проведение различных театральных постановок ведёт к творческой активности студентов и обогащает знания о своём и других народах. Подобная работа с будущими учителями создаёт предпосылки для развития национального самосознания и формирования толерантной личности студентов. Чтобы всё перечисленное было осуществимо, требуется выполнять соответствующие педагогические условия. Во-первых, ведущую роль при воспитании толерантности играет создание благоприятной атмосферы для общения представителей разнообразных социальных, религиозных и этнических групп. Требуется проводить разъяснительные беседы по этому поводу, просматривать соответствующие фильмы, читать литературу по данной тематике. Во-вторых, требуется расширять кругозор будущих учителей, раскрывая перед ними преимущества наличия различий и многообразия в современном мире.

Кроме того, для успешного воспитания толерантности у будущих педагогов можно воспользоваться этническими играми, для которых характерна опора на индивидуальный интерес, добровольность и свобода выбора. Этнические виды спорта, подвижные игры весьма доступны, развлекательны, не требуют большого количества инвентаря и оборудования. В старину ими увлекались и стар, и млад. Возвращаясь к национальным традициям, рационально используя спортивные традиции, мы можем укрепить и физическое, и психическое здоровье молодёжи. Использование народных спортивных традиций, по мнению педагога И.В. Борсук, значительно повышает качество содержания и методики занятий, делая их яркими, эмоциональными, близкими и понятными по духу, этнопсихологически доступными. Это - часть поликультурного образования. Народные подвижные игры, содержание которых составляют эпизоды из жизни людей, явления природы, повадки животных, являются традиционным средством воспитания подрастающего поколения. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Использование игр максимально развивает в детях разнообразные двигательные навыки и умения, двигательные качества, необходимые в быту, в трудовой и оборонной деятельности, а также для психологической и физической подготовки их к труду [17:23].

При воспитании толерантности студентов вузов педагогам следует разрабатывать специальные ситуации, рассчитанные на полное погружение в ситуацию и требующие толерантного мышления. Таким образом, происходит формирование нравственного отношения студента к себе, к окружающим людям, природе. Подобные методы направлены на развитие практических умений толерантных взаимоотношений и на сообщение будущим учителям информации о толерантности, результатом чего является сохранение равновесия между практическими навыками и теоретическими знаниями.

Студенты, прошедшие курс по воспитанию толерантности в будущем перенесут свои навыки толерантности в школу, где будут работать или проходить практику. Относительно теории, студентам необходимо знать о сущности и свойствах толерантности. Воспитанию толерантности будущих учителей в процессе внеаудиторной работы способствуют такие методы как лекции-соразмышления, семинары, сфокусированные интерактивные упражнения (например, ролевые игры, воспроизводство сценариев с варьированием условий, переменой ролей), деловые игры, тренинги, разбор реальных конфликтных ситуаций и их моделирование. При работе в группах реализуется творческая деятельность, происходит сотрудничество, которое способствует сближению участников тренинга. Для успешного воспитания толерантности у будущих преподавателей необходимо разделить студентов на малые группы, что усиливает эффект сотрудничества. Работа в таких малых группах не только обеспечивает тесные личные связи между студентами во время тренинга, но и вызывает желание вести совместную работу по поиску путей развития толерантности в условиях вуза. Групповая работа побуждает участников более чётко формулировать свои выводы и затем в ходе обмена результатами работы представлять уже не себя лично, а свой коллектив и таким путём в ходе дискуссии преодолевать не только личную, но и групповую интолерантность. Дискуссия предполагает возможность обсуждения различных идей и выдвижения гипотезы. Этот метод воспитания педагогической толерантности эффективен тем, что в его процессе развиваются навыки рассуждения и прояснения понятий. При этом формируется умение вести критический диалог, который является неотъемлемым элементом проявления толерантности.

В ходе внеаудиторной работы со студентами толерантность следует вырабатывать через педагогику диалога, так как диалог способствует развитию толерантного поведения. Д.М. Татьянченко по этому поводу отмечает, что диалог лежит в основе концепции воспитания мира и толерантности [128:75]. Диалог педагога и студента полноправно считается сущностью педагогики. Значение диалога при воспитании толерантности заключается в том, что он базируется на доверии, равноправии, признания человека таким, какой он есть. Одним из важнейших компонентов диалога является сотрудничество, которое выражается через совместное определение целей взаимодействия. Диалог невозможен без таких качеств толерантной личности как доброжелательность, доверие, сопереживание, солидарность, вежливость, равноправие, опека и т.д. Опека отличается от схожего качества заботы тем, что она не унижает достоинства личности. Она невозможна в принципе без толерантных взаимоотношений.

Похожие диссертации на Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы : на материалах вузов Республики Таджикистан