Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Лаптева Вероника Алексеевна

Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников
<
Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лаптева Вероника Алексеевна. Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 173 c. РГБ ОД, 61:00-13/312-6

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСЖИЕ ОСНОВЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗНОГО И ПОНЯТИЙНОГО

КОМПОНЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕМ

РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 12

1.Анализ философских подходов к взаимодействию научного знания и художественного творчества как средств организации

познавательной деятельности 19

2.Психологические основы взаимодействия интеллектуальных и

аффективных явлений в процессе познания 36

З.Педагогические условия развития детей в процессе взаимодействия музыкального и математического компонентов

дошкольного образования 51

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 92

І.Содержание и особенности опытно-экопериментальной апробации музыкально-математической методики и критерии проверки

ее эффективности 95

2.Анализ результатов опытно-экспериментального исследования взаимодействия музыкального и математического компонентов

образования в общем развитии детей дошкольного возраста 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

ЛИТЕРАТУРА 141

ПРИЛОЖЕНИЕ! 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.... 168

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 173

Введение к работе

"Наука и искусство также тесно связаны между собой, как сердце и легкие..."- писал великий русский мыслитель Л.Н.Толстой (182, 46). В прошедшие века, которые принесли человечеству огромное количество бесценных шедевров культуры, искусство рассматривалось как ответвление науки и даже как одна из наук. "Если бы тогда кто-нибудь затеял разговор о "физиках и лириках", люди просто не поняли бы, о чем идет речь", - отмечает современный исследователь В.Н.Тростников (187,13).

Совсем короткий исторический период отделяет нас от того времени, когда, искусство и наука в процессе дифференциации стали не только различными сферами человеческой деятельности, но и оказались в некоторой оппозиции по отношению друг к другу. Следствием этого явилось практически полное отсутствие взаимосвязей научного знания и художественного творчества в процессе общего образования человека на всех этапах его осуществления. Эта проблема еще более актуальна в век техники и компьютеров, когда интеллект становится не только самым большим богатством человека, но и главным "орудием труда". Однако, это "орудие" может оказаться как социально-полезным, так и социально-опасным, в зависимости от целей и задач, для решения которых его применяют. По словам американского ученого Э.Боуэра, "...самый опасный результат образования -это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью" (124, 1). Причина такого состояния видится в потере "равновесия" интеллектуального и культурного компонентов в сознании каждого отдельного человека и в сознании общества.

Реализация данного подхода, на наш взгляд, предполагает синхронное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер человеческой психики во взаимодействии, что, в свою очередь, вызывает необходимость интеграции художественного творчества и научного знания (или их основ) в процессе образования человека. Эффективность воздействия такой интегративной системы обусловлена уровнем развития человека в образном и понятийном планах, которые существуют не безотносительно друг к другу, а во взаимодействии и взаимозависимости. И, являясь порождениями научной деятельности и художественного творчества, по всей вероятности, должны взаимодействовать на тех же принципах, какие лежат в основе взаимосвязи науки и искусства. Данные взаимосвязи были отмечены еще Платоном (145). А в последние десятилетия неоднократно подчеркивались в теоретических педагогических работах (Н.Л. Аринина, В.В. Горшкова, Н.А Дмитриева, А.Г.Егоров, Н.К. Карпова, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Силаев, Е.М. Торшилова, Ю.Г. Фохт-Бабушкии и др.). Но и по сей день в образовательном процессе ведущую роль играет интеллектуальное развитие, а художественное творчество, средства эстетического воспитания зачастую выполняют лишь иллюстративную функцию.

В практике интеллектуально-художественного обучения как основы образования в настоящее время известно лишь несколько моделей, полученных в процессе исследований, проведенных в этой области. Среди них можно назвать исследования О.С.Нечаевой (138) о взаимопроникновении гуманитарных и художественных дисциплин, С.Ю.Цикунова (199), создавшего педагогическую технологию интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников, В.В.Лубенко (112) и его модель обучения и воспитания через теорию искусств в науке в учреждениях дополнительного образования (без ограничения возраста), А.И.Кузнецова (97), выдвинувшего идею о развитии интеллекта как необходимом условии гуманизации образования. Также существует уже, получившая известность, программа дошкольного обучения "Гармония" (авт. Д.И.Воробьева), в основе которой лежит интеллектуально-художественное развитие личности через посредство изобразительной деятельности.

Гораздо шире проблема взаимосвязи науки и искусства, взаимодействия интеллектуального и художественного рассматривалась в философских исследованиях (А.В.Волошинов, М.С.Глазман, А.Н.Илиади,

М.К.Мамардашвили, Ю.И. Мирошников и др.), которые, безусловно, оказали влияние и на педагогическое сознание, но пока еще не были в достаточной степени отражены в педагогической теории и, тем более, методике.

Следует отметить еще и тот факт, что построение программ обучения, как правило, базируется лишь на возрастных психических особенностях учащихся, на основе которых создается перечень знаний, умений, навыков для усвоения. Но существенным для обучения на любом возрастном этапе является соблюдение психологического принципа единства аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский), который зачастую декларируется, но не принимается во внимание в достаточной степени. Однако, нам представляется очевидной не только обязательность учета этого принципа, но и то, что именно эта психическая особенность человека делает возможным использование науки и искусства как средств познания мира.

Все это убедило нас в необходимости педагогического обоснования процесса интеллектуально-художественного развития человека. Но в рамках данного исследования нами было принято решение теоретически обосновать процесс общего развития интеллектуально-художественными средствами на начальном этапе образования - дошкольном. Также мы постарались учесть особенности протекания познавательной деятельности, свойственные для любого из этапов непрерывной системы образования, что позволило рассматривать данное исследование как общепедагогическое.

К сожалению, процесс общего развития интеллектуально-художественными средствами на этапе дошкольного образования не получил сколько-нибудь систематического освещения в научной литературе, что приходит в противоречие с потребностями общественной педагогической практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы возможности и психолого-педагогические условия взаимодействия музыкального и математического компонентов дошкольного образования в общем развитии детей?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования выступает система дошкольного образования, а его предметом - взаимодействие музыкального и математического компонентов дошкольного образования в общем развитии детей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

Раскрыть и обосновать возможности использования музыкально-математических средств в общем развитии дошкольников.

Определить психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия музыкального и математического компонентов дошкольного образования детей.

Разработать и экспериментально проверить методику взаимодействия музыкального и математического компонентов дошкольного образования в процессе общего развития воспитанников.

Гипотеза исследования: взаимодействие музыкального и математического компонентов дошкольного образования существенно улучшит процесс общего развития детей, если: выявлены и теоретически обоснованы возможности взаимодействия музыки и математики на дошкольном этапе образования; обеспечены психолого-педагогические условия, в которых музыкально-математические средства становятся значимым фактором активизации познавательной деятельности дошкольников; разработана и реализована образовательная музыкально-математическая методика, оптимизирующая учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии; целостный, культурологический и личностно-деятельностный подходы; психологический принцип единства аффекта и интеллекта.

Источники исследования: философская, психологическая, педагогическая и научно-методическая литература, программные документы дошкольного образования, современные альтернативные программы и методики обучения дошкольников.

Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, педагогический эксперимент, включенное наблюдение, метод контрольных срезов, оценивание-рейтинг.

Опытно - экспериментальной базой исследования были дошкольные образовательные учреждения г. Москвы: АНОО Гимназия «ФОРМЕН», УВК 1659, Школа раннего развития ЦДЮТ «Россия молодая», УВК 1657. Исследованием было охвачено 133 дошкольника.

Исследование проводилось с 1996-го по 1999-й г.г. и включало три этапа.

Первый этап (1996-1997). Анализ и обобщение научной литературы. Определение исходных параметров исследования. Разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1997-1998). Эмпирическое исследование. Уточнение и обогащение его научного аппарата.

Третий этап (1998-1999). Завершение опытно-экспериментальной работы. Обобщение и систематизация полученных материалов. Литературное оформление, уточнение формулировок, корректировка текста.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: -определены условия эффективности педагогической деятельности по осуществлению взаимосвязи музыкального и математического компонентов дошкольного образования; -установлена зависимость интегрированного использования предметов «интеллектуального» и «художественного» циклов (музыки и математики) и эффективного протекания процесса общего развития дошкольников; -теоретически обоснован и экспериментально подтвержден один из способов взаимодействия музыкальных и математических средств в учебно-воспитательном процессе; -разработан вариант взаимодействия музыкального и математического компонентов в системе образования дошкольников; -выявлены этапы развития ребенка в условиях использования музыкально-математической методики.

Практическая значимость исследования: разработана и адаптирована к практике дошкольного образования музыкально-математическая методика, оптимизирующая процесс формирования элементарных математических представлений в частности и общего развития в целом; предложено методическое обеспечение, позволяющее практическим педагогам реализовать возможности музыкально-математических средств в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных задачам и логике исследования, воспроизводимостью опытных данных в массовой практике.

На защиту выносятся следующие положения. -Взаимодействие музыкального и математического компонентов дошкольного образования является целесообразным для общего развития детей. -Успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений: единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности; аналогии понятий интегрируемых областей знания; игровой деятельности как способа организации образовательного процесса. -Функционирование разработанной музыкально-математической методики эффективно при соблюдении совокупности следующих педагогических условий: художественной основы образовательного процесса; сочетания интеллектуальной и музыкально-художественной деятельности; систематичности и интенсивности учебно-воспитательного процесса; единства целей учебной и игровой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись и получили одобрение на научно-практических конференциях «Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог» (Курск, 1996), «Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе» (Москва, 1996), «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Илиадиевские чтения» (Курск, 1998); Научной сессии МПГУ (1998,1999), семинарах кафедры педагогики высшей школы

МИГУ (1996-1999). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Курского государственного педагогического университета, Курского высшего педагогического училища, а также в практику работы ряда дошкольных образовательных учреждений г. Москвы.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении определены проблема, цель, объект, предмет исследования, его задачи, гипотеза, методология и методы, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия образного и понятийного компонентов дошкольного образования в общем развитии детей» посвящена проблеме теоретического исследования взаимосвязи науки и искусства (и их основ) как средств организации познавательной деятельности и психологическому обоснованию данных возможностей для человека любого возраста, а также для обучаемого, находящегося на дошкольном образовательном этапе. Данные изыскания способствовали выдвижению теоретических положений, следование которым, согласно предположению, должно обеспечить эффективность процесса общего развития.

Вторая глава «Возможности и результаты взаимодействия музыкального и математического компонентов дошкольного образования в процессе общего развития детей» включает в себя анализ музыкально-математических средств, используемых в процессе обучения, а также обоснование их выбора, положения, на основе которых происходила оценка результатов опытно-экспериментальной работы, и ее обсуждение, которое завершается выводами относительно проведенного исследования и эффективности предложенной методики.

В заключении сформулированы выводы, полученные в результате теоретического исследования и опытно-экспериментальной апробации созданной методики; намечены перспективы дальнейших исследований в данной области научного знания.

В приложениях представлен материал эмпирического исследования.

Похожие диссертации на Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников