Содержание к диссертации
Введение
Глава 1.Епархиальные училища как один из типов среднего женского учебного заведения
1.1. Предпосылки возникновения епархиальных женских училищ 13
1.2. Цели и задачи образования и воспитания в епархиальных женских училищах 36
1.3. Этапы развития епархиальных женских училищ 57
Глава 2. Содержание и организация учебно-воспитательной работы в епархиальных женских училищах и управление ими 76
2.1. Содержание образования, организационные формы и методы обучения и воспитания 76
2.2. Организация учебной и воспитательной работы епархиалок во внеурочное время 100
2.3. Управление епархиальными училищами и руководство учебно-воспитательной работой 116
Заключение 130
Список литературы 135
Приложения 173
- Предпосылки возникновения епархиальных женских училищ
- Цели и задачи образования и воспитания в епархиальных женских училищах
- Содержание образования, организационные формы и методы обучения и воспитания
Введение к работе
Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений. Преобразование школы в современных условиях значительно повышает роль изучения истории развития российской системы образования. Наметившаяся в конце уходящего столетия тенденция внедрения новых типов средних учебных заведений потребовала детального осмысления деятельности тех школ дореволюционной России, к которым обратилась с целью заимствования современная практика.
Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Делаются попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.
Сферой научного интереса настоящего исследования выступают епархиальные женские училища, просуществовавшие вплоть до 1918 г. и составлявшие наряду с другими учебными заведениями, такими как институты благородных девиц, гимназии Министерства народного просвещения, гимназии Ведомства императрицы Марии, училища духовного ведомства, систему среднего женского образования в России.
В арсенале историко-педагогических исследований по женскому образованию существует достаточно много работ, касающихся почти всех видов учебных заведений, однако практически не изученными до сих пор остаются закрытые женские училища духовного ведомства и полузакрытые епархи-
альные женские училища. Изучение этих учебных заведений позволит внести некоторый вклад в формирование целостного научного взгляда на систему развития женского образования в дореволюционной России. Разработка этой проблемы может представлять интерес и для православной церкви, предпринимающей шаги к воссозданию сети православных учебных заведений, в том числе и женских.
Исходное историко-педагогическое положение о необходимости проникнуть в традиции отечественного опыта обучения и воспитания девочек, понять культурно-историческое влияние на становление системы женского образования в России, дать целостное представление о средних женских учебных заведениях середины XIX - начала XX в., и делает данное исследование научно значимым.
Таким образом, изучение причин возникновения, становления и развития епархиальных женских училищ как части женского образования в дореволюционной России, анализ содержания и специфики воспитания и образования в них должны послужить восстановлению недостающего звена в определении общей системы отечественного образования.
Степень разработанности. Руководствуясь тем, что епархиальные женские училища функционировали не изолированно, а в рамках системы женского образования, правомерно, как нам представляется, обратить внимание на основные работы, в которых отражены процессы становления и развития среднего женского образования. На необходимость серьезного внимания к женскому образованию в России указывают труды великих русских педагогов И.И.Бецкого, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, а также представителей православной церкви - Московского митрополита Филарета(Дроздова),
архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, епископа Томской епархии Макария, преосвященного Нафанаила и других \
Вместе с тем следует отметить, что исследования состояния женского
среднего образования в педагогической литературе XIX - начала XX в. пред
ставлены главным образом работами обзорного характера, материалами
журнальной публицистшси и мемуарами. В некоторых из них содержится
сравнительно-исторический подход к анализу целей и задач образования,
сопоставления традиций русского и западноевропейского жен-
ского воспитания2 .
В советский период при изучении общих и частных проблем женского образования исследователи Н.А.Зиневич, В.П.Лапчинская, К.И.Львов, Н.И.Молодых, Ф.Ф.Шамахов широко использовали фактологический материал, включая биографии и творческое наследие отечественных педагогов, послуживший основательной базой для последующих исследований данной проблематики3 . На материалы этих авторов опиралось и комплексное исследование НИИ общей педагогики АПН СССР " Очерки истории школы и пе-
1 См.: Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. -СПб.:Тип. при
Имп.Акад.наук, 1764. -12 е.; Каптерев П.Ф. Идеалы женского образования // Образование. -1898. -№4.- С.1-
20.; Макарий. Образование, права и обязанности женщин. -СПб.:А.П.Лопухина, 1903.- 33 с; Никольский С.
Взгляд Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, по вопросу о школьном образовании девиц
духовного звания//Черниговские епархиальные ведомости. -1888. -№8. -С.215-220,; Нафанаил. Руководство
по управлению и ходу духовного для девиц училища в г. Архангельске. - Архангельск: Тип. наел. Горяйно-
ва, 1864.- 48 с; Переписка Великой княгини Ольги Николаены, с высокопреосвященнейшим Филаретом,
митрополитом Московским // Чтение в Обществе Любителей Духовного Просвещения. -1893. -№10. -С.1-6.;
Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. соч. Т.З.- М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
2 См.: Игнатович В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. -СПб., б/г. - 73 с; Ма
линовский Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа.- 1914. -№9-
10. -С. 129 - 160. ; Максимович Л. Женские училища ведомства МНП в губерниях Санкт-Петербургского
учебного округа. - СПб., 1865.-84с. ;Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и об
ществе // Современник. -1860. - №4; Овцын В. Развитие женского образование в России, -СПб., 1887. -42 с.
; Осинин А. Исторические заметки о положении и образовании женщины // Женское образование. -1883. -
Кн. 6 - 8. ; Пиллер О. Итоги женского образования в России и его задачи. - СПб., 1888. - 26 с. ; Острогор
ский В.П. Двадцатипятилетие женских гимназий в России // Вестник Европы. -1889. -№ 4.
3 См.: Зиневич Н. А. Главный педагогический институт, его история и значение для педагогического образо
вания России : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1943. -24 с.; Лапчинская В.П. Возникновение женских
гимназий в России и история первых лет их деятельности (Петербург, 1858 -1866 гг.): Автореф. дис. ...
канд. пед. наук. - М., 1951. -16 с; Львов К.И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем: Авто
реф. дис. ... до-pa пед. наук. - М., 1946. - 20 с.; Молодых Н.И. История московских Высших женских кур-
дагогической мысли народов СССР "! . Однако и в этом труде сведения об образовании в епархиальных женских училищах носят сюжетный характер, являются проходными, не имеющими самостоятельной научной ценности.
В начале 90-х гг. XX в. наметились новые подходы к истории женского образования. Исследования С.Р.Нашхоевой и Е.И.Перфильевой включают в себя осмысление как содержания образования женских средних учебных заведений дореволюционной России, так и их организации 2 . Но и в этих научных разработках проблема образования и воспитания в епархиальных женских училищах оказалась практически не раскрытой.
Следует отметить, что научные исследования женского образования в России дают основание достаточно широко представить состояние развития средних женских учебных заведений середины XIX - начала XX в., с тем чтобы определить место епархиальных женских училищ в общей их системе. Отсутствие фактических научных материалов по епархиальным женским училищам подчеркивает значение изучения журнальных публикаций дореволюционных изданий. Освещением проблем образования дочерей духовенства занимались главным образом такие журналы, как "Странник", "Русская школа", "Народное образование", "Чтение в обществе любителей духовного просвещения", "Христианские чтения", "Православное обозрение", "Женское образование", "Вестник Западной России", "Церковноприходская школа", публиковавшие статьи о значении образова-
сов: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. -М., 1940. -17 с. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков: Автореф. дис.... д-ра пед. наук.- Томск, 1958.- 41 с.
1 См.: Очерки истории школы и педагогической мысли СССР (XVI11 - первая половины XIX века)/ Отв.
ред. М.Ф.Шабаева. - М.: Педагогика, 1973. -605с.; Очерки истории школы и педагогической мысли СССР
(вторая половина XIX века)/Отв. ред. А.И.Пискунов. -М.: Педагогика, 1978. -599с; Очерки истории шко
лы и педагогической мысли СССР (конец XIX -начало XX века)/Отв. ред. Э.Д.Днепров. -М.: Педагогика,
1991. -445с
2 См.: Нашхоева СР. Нравственно-эстетическое развитие воспитанниц женских учебно-воспитательных
заведениях закрытого типа в России (до начала XX века): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1997. -16 с;
Перфильева Е.И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX века (40 -е - 60 -е
годы): Автореф. дис.... канд. пед. наук. -Н.Новгород, 1992. -18 с.
ния для девиц духовного звания, о сопоставлении духовного и светского воспитания девочек.
В публикациях священников и светских исследователей обосновывалась необходимость специального образования для дочерей духовенства и описывалась деятельность епархиальных женских училищ \ Следует отметить, что в некоторых работах высказывались конкретные предложения по реформированию епархиальных женских училищ, которые частично были реализованы в период 1896-1918 гг. Так, А.Голиков, А.Преображенский, И.Сперанский и Д.Семенов настаивали на необходимости составить и утвердить новый устав, соответствующий современным требованиям, назначить пенсию служащим, преобразовать все епархиальные женские училища в шестиклассные с одногодичным курсом, открыть при каждом училище педагогический класс и начальную школу для педагогической практики воспитанниц, предоставить права домашних наставниц ученицам, окончившим педагогический класс и т.д.
В труде Е.О.Лихачевой, включающем историю развития русского женского образования с XI в. до 80-х гг. XIX в., две главы отведены непосредственно епархиальным женским училищам 2 . Несмотря на то что работа содержит большой фактический материал, охарактеризовать все преобразования, происходившие в процессе развития епархиальных женских училищ,
См.: Буйнищшй А. Значение женщины и необходимость для нее образования // Волынские епархиальные ведомости. -1881. - № 25,26 .- С. 373 - 435.; Голиков А. О подготовке воспитанниц епархиальных женских училищ к учительству в народных школах // Народное образование. -1896. - Кн. 9. - С. 5 -22; Кн. 10. -С. 57 -67; Кн. 11. - С. 16 - 36.; Иванцов-Платонов A.M. Об образовании девиц духовного происхождения вообще и применительно к потребностям духовенства Московской епархии в частности // Православное обозрение. -1871. -№2. -С. 273 - 287.; Краснов М. Епархиальные женские училища // Образование. -1892. -№2. - С. 221 -227.; Маслов В. По вопросу об училищах для девиц духовного звания // Дух христианина. -1864. -№11. -С. 71 - 84.; Преображенский А. Положение епархиальных женских училищ // Народное образование. - 1899. -№5. - С. 37 - 44. ; Ромашков Д.И. О духовном образовании // Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. -1893. - кн. 10. - С. 531 - 547; Семенов Д. Епархиальные женские училища за первое пятидесятилетие их существования // Русская школа. - 1893. -№ 9,10. - С. 26 -37, №11. -С. 29 - 48; №12. - С. 12 -17; Сперанский И. Мысли о воспитании девиц // Оренбургские епархиальные ведомости. -1909. -№ 49. -С. 742-744.
2 Лихачева Е. Материалы по истории женского образования в России (1856-1880 гг.). -СПб.:Тип. М.М.Стасюлевича,1901. - 648 с.
автору так и не удалось в связи, по-видимому, с обширностью задач, стоящих перед исследованием.
Наиболее существенным источником для раскрытия истории возник
новения епархиальных женских училищ и характера их учебно-
воспитательной работы являются краткие исторические очерки отдельных
училищ, помещавшиеся в епархиальных ведомостях или издававшиеся от
дельными небольшими брошюрами. Авторами этих изданий были инспекто
ра и преподаватели епархиальных женских училищ, среди которых такие
выдающиеся деятели, как В.Боголепов, Н.Владимирский, В.Лебедев,
А.Преображенский, А.Сперанский, ими же выдвигалась идея сделать епархиальные женские училища предметом специального исторического исследования1 . Ни в одной из указанных работ не был представлен научный анализ деятельности данного типа учебного заведения, так как они содержали в большей степени описание финансовых и хозяйственных проблем, чем учебно-воспитательных вопросов.
Анализ и обобщение имеющихся исследований, посвященных деятельности епархиальных женских училищ, выявил их общую направленность - преобладание фактического материала над теоретической разработкой проблем; разобщенность исследований и отсутствие их систематизации.
Данная работа представляет собой первую попытку целостного рассмотрения возникновения и развития епархиальных женских училищ в дореволюционной России с учетом всех аспектов их деятельности.
1 См.: Боголепов В. Тамбовское епархиальное женское училище. -Тамбов, 1885. -140с; Владимирский В. Расширение и обновление казанского епархиального женского училища. - Казань, 1900. -23 с; Лебедев В. Историческая записка о Тамбовском епархиальном женском училище за пятьдесят лет его существования, 1863 -1913 годы. - Тамбов, 1914. -104 с; Московское Филаретовское епархиальное женское училище. Историческое изложение его судьбы в пятидесятилетний период ( 1832 -1882 годы). -М., 1883. -198 с; Преображенский А. История Владимирского епархиального училища за первый период его существования ( 1865 -1879 гг.). - Владимир, 1902. - 552 с.
Историко-педагогическая значимость и актуальность избранной проблемы в отечественной педагогической науке определили тему исследования - "Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX в.) "
Объект исследования - развитие среднего женского образования в России в середине XIX - начале XX в.
Предмет исследования - становление и деятельность епархиальных женских училищ.
Цель исследования - охарактеризовать процесс развития и деятельности епархиальных женских училищ как одного из типов среднего учебного заведения в дореволюционной России.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
Выявить причины возникновения епархиальных женских училищ.
Раскрыть цели и задачи воспитания и образования в епархиальных женских училищах.
Определить основные этапы развития епархиальных женских училищ.
Проанализировать содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы в епархиальных женских училищах в урочное и внеурочное время.
5. Охарактеризовать систему управления епархиальными женскими
училищами.
Методы исследования: сравнительно-исторический анализ литературных и архивных источников, материалов периодической печати, обобщение и систематизация изучаемых фактов.
Источники исследования:
уставы, правительственные и синодальные постановления, циркуляры по духовному ведомству;
годовые отчеты епархиальных женских училищ, всеподданнейшие доклады обер-прокурора Святейшего Синода, отчеты о ревизиях епархиальных женских училищ, которые отражали фактическое состояние этих училищ;
учебники и учебные пособия, используемые в епархиальных женских училищах;
научно-педагогическая литература;
общая и педагогическая периодика середины XIX - начала XX в.;
юбилейные сборники, мемуарная и художественная литература.
Для решения поставленных исследованием задач потребовалось обращение не только к опубликованным источникам, но и к документальным архивным фондам - Государственного архива Российской Федерации в Санкт-Петербурге (ф. 797 Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, ф. 802 учебного комитета при Святейшем Синоде, ф. 815 Александро-Невской лавры), Исторического архива Москвы (ф. 203 Московской духовной консистории), Тульского областного государственного архива (ф. Р-3932 М.А.Дружинина, археолога, этнографа и краеведа), Тверского областного государственного архива (ф. 845 Тверского епархиального женского училища).
Достоверность исследования обеспечивается использованием многочисленных документальных архивных материалов и научным подходом к их анализу, адекватным задачам исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоят в том, что:
1) впервые охарактеризованы епархиальные женские училища как тип средних учебных заведений, созданных по инициативе православного духовенства середины XIX - начала XX в. в целях подготовки будущих жен священнослужителей и учительниц начальных школ;
выделены три основных этапа возникновения, развития и реформирования епархиальных женских училищ (1868-1895, 1895-1907, 1907-1918 гг.), характеризующиеся изменениями целей и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с усилением их педагогической направленности;
показаны особенности содержания учебно-воспитательной работы в епархиальных женских училищах, заключающиеся в том, что наряду с общеобразовательной и общепедагогической подготовкой, воспитанницы также получали вероучительные, медицинские, сельскохозяйственные, швейные и кулинарные знания, необходимые для будущих жен священнослужителей;
раскрыта специфика управления епархиальными женскими училищами, состоящая в строгой иерархии ( Святейший Синод, епархиальный архиерей, съезд духовенства, совет училища) и предусматривающая совместное решение учебно-воспитательных, хозяйственных, финансовых и кадровых проблем духовными и светскими лицами; прослежены изменения в структуре управления училищ на протяжении полувека (1868 -1918 гг.).
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при разработке содержания основного и факультативных курсов по истории педагогики России (середина XIX - начало XX в.).
Основные положения, выносимые на зашиту:
1. Концепция образования дочерей православного духовенства, со
вместно разработанная церковными и государственными деятелями, заложи
ла основы теоретических представлений о целях и задачах их воспитания и
образования и послужила отправным моментом при создании епархиальных
женских училищ.
2. В становлении епархиальных женских училищ в соответствии с эво
люцией их целей и задач выявлены три основных этапа: на первом (1868 -
1895 гг.) - утвержден устав, закрепляющий за епархиальными женскими училищами статус среднего учебного заведения; разработаны учебные планы и программы, предусматривающие подготовку будущих жен священнослужителей и учительниц начальных школ; на втором (1895 - 1907 гг.) - в связи с усилением педагогической направленности изменены учебные планы и программы, созданы экспериментальные педагогические классы и определена база педагогической практики для воспитанниц (приюты, воскресные и церковноприходские школы и т.д.); на третьем (1907 - 1918 гг.) - законодательно закреплены дополнительные педагогические классы и начальные школы для педагогической практики при каждом училище.
3. Особенность организации обучения и воспитания в епархиальных
женских учшіищ^заіопочалась не только в обеспечении воспитанниц образо
ванием, соответствующим уровню светских средних женских учебных заве
дений, но и в целенаправленной их подготовке по вероучению, медицине,
сельскому хозяйству, кулинарии, шитью и педагогике в связи с будущей дея
тельностью на поприще жены священнослужителя и учительницы начальных
школ.
4. Руководство епархиальными женскими училищами осуществлялось в
соответствии со сложившейся иерархией управления, верхнюю ступень ко
торой занимал Святейший Синод, затем епархиальный архиерей, съезд духо
венства и, наконец, совет училища, состоявший из представителей духо
венства и светских лиц и наделенный широкими полномочиями во всех об
ластях училищной жизни - учебно-воспитательной, организационно-
финансовой, хозяйственной и кадровой.
Предпосылки возникновения епархиальных женских училищ
В России до середины XIX в. социальных и экономических потребностей в женском равноправии и просвещении не существовало. В допетровской России сложился культурно-исторический тип русской женщины, принципиально отличный от западноевропейского идеала. Самобытность русского женского характера питали нравственно-педагогические корни русской старины, незыблемо прочные народные традиции. Народная педагогика стала основой сложившейся в течение веков индивидуальности женского характера. Общественное сознание, характерное для России 18 - начала 19 в., восприняло прежде всего общечеловеческие и педагогические идеалы западного феминизма. Деятельность Екатерины Второй в области женского просвещения была попыткой соединить западноевропейское просветительство с социально-педагогическими условиями самодержавной России. "Екатерина Вторая, не имея даже на Западе образца, решила насадить женское образование в России, она решила дать такое образование и воспитание женщинам, благодаря которому создалась бы новая порода людей ,л.
Началом создания средних женских учебных заведений в России можно считать 1764 г., когда русский педагог И.И. Бецкой по настоянию Екатерины Второй основал Смольный институт для воспитания благородных девиц. По уставу " Общества благородных девиц " воспитательная сторона составляла главный предмет заботы учредителей. Основное внимание уделялось физическому, физико-моральному, собственно-моральному и дидактическому воспитанию, посредством обучения. Под влиянием идей Я.А. Ко-менского, Ж.Ж. Руссо и других западных гуманистов учительницам предписывалось воспитывать доверчивое и дружелюбное отношение в детях. Из воспитательных средств совершенно исключалось принуждение. В "Инструкции князю Салтыкову" Екатерина писала: "Отнюдь их высочеств не v принуждать к учению, но представлять им, что они учатся ради себя и своей пользы "2.
После смерти Екатерины управление " Обществом воспитания благородных девиц" взяла на себя Императрица Мария Федоровна. Она внесла существенные изменения в жизнь Смольного и особенно в содержание образования учащихся. Согласно новому учебному плану, предполагалось дать девицам практическое направление в обучении и воспитании, чтобы они выходили из института не только просвещенными, но и хорошими женами, матерями и хозяйками.
Реформаторская деятельность императрицы Марии проявилась и в учреждении ряда новых институтов. Так, в начале XIX века были открыты институты для всех слоев общества и всякого звания, целью которых было "приготовление девиц к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они, со временем, могли быть добрыми женами и полезными матерями семейства"3. Институты Ведомства императрицы Марии разделялись на три разряда. В первой четверти XIX века было открыто восемь институтов первого разряда, три второго и один третьего разряда. В институты первого разряда принимались дочери потомственных дворян и лиц, приобретших военные и гражданские чины не ниже штаб-офицерского. Институты второго разряда были открыты для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов, а третьего разряда - для прочих свободных сословий.
Все институты благородных девиц были закрытыми учебными заведениями, в которых девочки пребывали все время своего обучения. Дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов находились в них на полном содержании. За счет родителей обучались дети купцов, почетных граждан и лица иного звания, не обложенных "подушным окладом"1 . Следует отметить, что выпускницы этих институтов в середине XIX в. считались самыми образованными женщинами.
Цели и задачи образования и воспитания в епархиальных женских училищах
В середине XIX века все возникшие в епархиях женские училища для девиц духовного звания, не состоявшие под покровительством императрицы, открывались с разрешения Святейшего Синода, и в качестве руководства для каждого из них утверждался собственный устав. Но поскольку училища были неодинаковы по своему назначению - одни выполняли благотворительную миссию и назывались приютами или сиротовоспитательными учреждениями, а другие предназначались для образования дочерей духовенства, то и уставы, и внутренний уклад этих училищ имели значительные отличия. Следовательно, единый подход к организации такого рода учебно-воспитательного учреждения для девиц духовного звания отсутствовал, в то же время в Министерстве народного просвещения и в Ведомстве учреждений императрицы Марии цели и задачи женского образования имели совершенно определенное звучание.
В 1862 г. был утвержден полный устав женских училищ для приходящих девиц Ведомства учреждений императрицы Марии, позже переименованных в гимназии. Цель этих учебных заведений сводилась к тому, чтобы предоставить " возможность, не отлучая детей от семейной жизни, давать им образование, соответствующее будущим их потребностям "1. На основании этого устава курс обучения был разделен на семь классов, но из-за недостатка денежных средств для устройства семи классов его можно было разделить на три двухгодичных класса.
Одновременно с устройством училищ для приходящих девиц Ведомства учреждений императрицы Марии, подобные училища возникли и в Министерстве народного просвещения. В мае 1858 г. было официально утверждено "Положение о женских училищах ведомства МНП". По этому положению их цель состояла в том, чтобы "сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства "!.
В 60-х гг. XIX века начинается значительный рост числа частных средних женских учебных заведений. Большинство из них ставили перед собой цель обеспечить воспитанниц разносторонним образованием, исходя из того, что " школа должна заботиться о гармоничном развитии всех человеческих способностей, она должна сообщать надлежащее развитие всем умственным силам человека, давать прочные научные знания, работать над физическим воспитанием, формировать характер (заботясь главным образом о развитии воли, выдержки, терпеливости), развивать религиозно-нравственные чувства и заботиться о развитии эстетических наклонностей ".
Характер и задачи обучения в частных гимназиях формулировались по образцу мужских гимназий. Разница состояла только в целях обучения и распределении учебного материала по классам. Если " мужскими гимназиями правительство имеет в виду подготовить для государства развитых работников, деятелей для государственных потребностей, чиновников разных видов профессий", то цель средней женской школы - подготовить хозяйку дома, мать3.
В этой связи педагогические коллективы женских частных гимназий отвергали старые формы казенной гимназии и вводили в свою практику новые начала. Так, в некоторых гимназиях была отменена балльная система аттестации учащихся, исключены наказания и награды (кроме золотых и серебряных медалей по окончании общего курса). Руководящим принципом преподавания в них ставилось развитие интереса к знанию и самостоятельной мысли. " В основу отношений учащихся и учащих положено то начало, что школа должна быть естественным продолжением правильно поставленной семьи; нравственный авторитет преподавателей и воспитателей должен являться главным средством для побулсдения учениц к правильным занятиям и хорошему поведению; порядок и дисциплина в школе доллшы дерлсаться, главным образом, этим авторитетом в связи с ясным сознанием самих учащихся о необходимости внутренней и внешней дисциплины своего поведения"1.
Содержание образования, организационные формы и методы обучения и воспитания
Умственному, нравственному и эстетическому воспитанию, развитию самодеятельности воспитанниц епархиальные женские училища уделяли большое внимание во внеурочное время. Продуманная организация разнообразной внеклассной работы развивала детские способности и интересы, отвечала разнообразным запросам учащихся, углубляла их любовь и привязанность к училищу.
Наиболее распространенными видами внеклассных занятий в то время были чтения с "туманными картинами", литературные вечера, вокально-литературные утренншш, костюмированные вечера.
Чтения с "туманными картинами" (с использованием технического средства обучения - светоскопа) устраивались преподавателями словесности, истории и географии. Для такого мероприятия, как правило, из классической литературы отбирались те повести, рассказы, мемуары или стихотворения, которые способны были обогатить восприимчивые души девочек высокими идеалами, благородными чувствами, могли возбудить в детских сердцах любовь к истине, стремление к добру и развить в них познавательный интерес ко всему, что их окружает. Во время таких чтений преподаватели заостряли внимание воспитанниц на выдающихся событиях истории или современной жизни, разъясняли смысл и значение того или иного явления, анализировали вызвавшие его причины. Темы чтений преподаватели утверждали на училищном совете.
В 1902 г. в Петербургско-Исидоровском епархиальном училище в течение учебного года было организовано 12 таких чтений. Одни из них были посвящены выдающимся личностям Александру Невскому, М.Ю.Ломоносову, Христофору Колумбу, Александру Второму и др. На других использовался географический материал об открытии Америки, о землетрясениях, о загадочной стране Турции и ее народе, о небесных светилах, о различных чудесах природы, о великанах и карликах в мире животных, о каменном угле и т.д.1 .
В некоторых училищах, например в Казанском, для чтений приглашались преподаватели из других учебных заведений. Так, преподаватель Родио-новского института П.А.Пономарев рассказывал епархиалкам о доисторическом периоде в развитии человека, демонстрировал обширную коллекцию предметов каменного, бронзового и железного веков. Преподаватель Первой Казанской гимназии П.Нечаев прочел лекцию о жидком воздухе, сопровождаемую с опытами. Преподаватель той же гимназии Н.К.Горталов рассказал о Палестине, о Балканских славянских государствах, и о Японии, по ходу рассказа он показывал предметы этнографии этих народов.
Кроме чтений с "туманными картинами", в училищах организовывались литературные домашние вечера, в которых принимали участие сами епархиалки. Литературные вечера помогали девочкам в первую очередь развивать свою речь, с тем, чтобы по выходу из училища они могли владеть хорошим русским языком и "восхищать своих будущих учеников свободной красивой речью". Характерны для этого времени воспоминания С.А.Сытиной об одной из своих воспитанниц - ученице 4 класса Соне Нечаевой, которая демонстрировала на литературном вечере содержание комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". "Это был наш педагогический праздник, маленькая девочка с необыкновенно подвижными чертами лица, соблюдая строгую серьезность, вызывала в слушателях взрыв хохота, мастерски изображая грубость и порочность мелких чиновников, подчеркивая их испуг перед мистихиального женского училища, протоиреяческим ревизором, речь взяточника-городничего к тупым исполнителям его приказаний, болтовню провинциальных сплетников Бобчинского и Добчинского, вранье и хвастовство авантюриста Хлестакова и вульгарное кокетство смешных барынь: мы недоумевали, откуда у девочки этот неподдельный комизм; это был, разумеется врожденный талант; но и работа учителя была заметна: ученица хорошо усвоила черты допотопных характеров, старых плутов"1.