Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Попинова Марина Вячеславовна

Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков)
<
Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попинова Марина Вячеславовна. Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ярославль, 2001 245 c. РГБ ОД, 61:02-13/313-X

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Возникновение и развитие воскресных общеобразовательных школ в России (50 90-е годы ХЇХ века): динамика процесса,

основные тенденции 15

1 Общая характеристика воскресных школ в России:

цель, задачи, значение, результаты 15

$2. Общественно-педагогическое движение в России в конце 50-х начале 60-х годов XIX века и создание

общеобразовательных воскресных школ 29

3. Законодательное оформление идеи воскресных аікол

и ее реализация на практике 57

Глава 11. Образование взрослых как целевая функция деятельности

воскресных школ в России конца XIX -начала XX веков ИЗ

1. Разработка принципиальных осЬтов tfft.S,AcplflJfrtf»'

образовательной модели шкод взрослых 113

^.Трансформация опыта общею образования взрослых

в учебных заведениях копна XIX начала XX веков 164

Заключение 193

Список использованных источников и литературы 197

Приложения 219

Введение к работе

Процесс социализации не заканчивается по достижении человеком какого-либо определенного возраста, ом является непрерывным. Поэтому образование взрослых во все исторические периоды считалось важнейшей социально-педагогической функцией общества. Современна» образовательная система чутко реагирует на потребности населения в знании, информации, просвещении и развитии, расширяя рынок образовательных услуг, наполняя его новым содержанием. 13 связи с этим важно обратиться к истории образования взрослых и рассмотреть его формы и содержание в разные исторические периоды. Особое значение для этого имеет анализ истории воскресных школ, период появления которых (1858-1896) считается первым этапом становления системы образования взрослых в России.

Воскресные школы в России (1858-1917 годы) понимались как способ образования взрослых крестьян, ремесленников и рабочих, ранее не имевших возможности учиться, и трудящихся детей. В рамках педагогической деятельности школ формировалось понимание ценности образования: осознавалась его значимость не только для социума, но и для отдельной личности, для раскрытия ее внутреннего духовного потенциала. Возможность самореализации и самоутверждения, заложенная в образовании, использовалась воскресными школами как мощный социализирующий фактор. Поэтому социальное значение воскресных школ заключалось не в "окультуривании1"1 простого народа, а в конструировании повой культуры и формировании новых доминант массового сознания,

В условиях современной России, строящей свое культурное пространство, моделирующей новые ментальные установки, важным является осознать ценность и значимость самой главной составляющей общественного и государственного фундамента - образования. И її данном случае возможность подобной историко-культурной рефлексии может оказаться очень полезной. Этот уровень постижения проблемы следует считать культурно-философским.

Однако анализ исторических параллелей может иметь и более конкретный, практический характер. Андрагогика педагогика взрослых является на сегодняшний день одним из перспективных и динамично развивающихся направлений педагогической науки и практики. Идеи непрерывного образования, самообразования и постоянного самосовершенствования играют все большую роль в педагогических концепциях разных стран, К примеру, образование взрослых за рубежом является многоуровневым и варьируется от уровня ликвидации неграмотности до первого уровня послешкольного образования.

В России образованию взрослых также уделяется значительное внимание. На современном лапе оно представлено двумя направлениями: обшекультурпым и профессиональным. Обшскультурное включает вечерние школы как возможность обеспечить социальную реабилитацию так называемых трудных подростков, соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии; учреждения оополншш'лынь'о обртоаитш взрослых, связанные с их личными интересами (кружки, клубы и т, п.); конфессиональные воскресные школы как форму религиозного просвещения взрослых и детей, центры образования взрослых, имеющие широкие социально-образовательные функции. Общекультурный блок как важная составная часть включен во все современные вузовские программы. Профессиональное образование направлено па переподготовку кадров, повышение их квалификации, последипломное обучение.

Научно-теоретические основы педагогики взрослых, сформированные в конце XIX начале XX веков, могут служить реальным фундаментом построения современной апдрагогической модели обучения, разработки различных обучающих технологий.

Внешкольное образование и воскресные школы как его компонент становились предметом как исторического, так и историко-педагогического анализа. Первые исторические работы по данной проблеме появились в 90-е годы XIX века. Созданию первых воскресных школ, анализу практики работы в них, роли общественных и государственных структур в развитии образования народа, обстоятельств закрытия школ в 1862 году были посвящены исследования П.В. Вахтерова, Дм. Водьфсона, П.Ф. Каптерева, М.Лемке ))16; 24; 213; 9]. Попытка создания целостной картины развития образования взрослых в воскресных школах середины XIX конца XIX века (динамика создания воскресных школ; роли правительственной, частой и общественной инициативы в организации школ, поиск путей образовательной работы со взрослыми) была сделана в работах Я.В,Абрамова, В.П.Вахтерова, Дм. Водьфсона [1,9,23].

Значение внешкольного образования, содержание принципов ею построения, разнообразие форм, развитие и трансформация его идей были предметом исследований К.А. Звягинцева, Fi.H. Медынского, С.О.Серополко, В.И.Чарполуского |124; 209; 210, 244, 65]. Выявлению общих тенденций в развитии воскресных школ середины XIX - начала XX веков была посвящена работа М.В. Чехова 1130].

Одной из характерных тенденций в исследованиях сонетских ученых можно считать их стремление включить воскресные школы не столько а культурный контекст жизни российского общества, сколько в политический. Поэтому не случайны повышенное внимание к деятельности воскресных школ конца 50-х начала 60-х годов XIX века и попытка представить ее содержание как массированную революционную народническую пропаганду. Такая интерпретация деятельности первых воскресных школ была дана 1 работах А.З.Варабой, И.Т.Дропова, Г.И.Поповой, С.Когана, Я.И.Липкова, Р.А Таубина, П.С.Ткачепко, [51, 53; 220, 221; 229; 96; 4; 73; 120; 121 ].

Вторым периодом деятельности воскресных школ, привлекшим интерес советских исследователей, были 90-е годы XIX века. В статьях А. Бланка, С.Когана, Л.Кравченко., Л.А. Мироненко, Т.Муравьевой отмечалось, что с появлением в России, первых марксистских кружков политическая роль воскресных id кол еще более повысилась, они превратились в очаги политического просвещения пролетариата в духе марксизма, занялись подготовкой кадров профессиональных революционеров [6; 96; 108; 127],

В работе Г.И.Чернявского и С.Л. Пиналова, посвященной внешкольному образованию в 1907-1917 годах, воскресные и вечерние школы были представлены как база для большевистской пропаганды [247].

В диссертационном исследовании ЯЛ. Пичкуренко (1953) данный аспект проблемы анализировался в обобщенном виде: роль воскресных школ и вечерних курсов для рабочих в распространении революционной пропаганды и освободительном движении в России была рассмотрена на протяжении 1859-1903 годов [181].

В центре диссертации Н.С.Чугуионой (1966) история создания воскресных школ Поволжья и Ура,"]а и деятельность в ттих школах учителей-демократов по пропаганде передовых идей среди учащихся. Путем сравнительного анализа специфики пропаганды в первых воскресных школах и воскресных школах 90-х годов XIX века автор пришел к выводу, что пропаганда в 90-е годы являлась более реальной. ''Революционность1' воздействия в воскресных школах 60-х годов могла заключаться в гуманизации отношений, создании нового стиля педагогического общения, расширенном содержании программ обучения, а не обязательно в прямом политическом направлении их деятельности [248).

В ряде диссертаций прослеживалась тенденция определить основные этапы развития общеобразовательной школы взрослых, раскрыт») содержательную характеристику каждого тгапа, обозначим, динамику форм образования взрослых. Так, Я, Трепшшн (1945) рассматривал развитие образования рабочих, начиная со второй половины XIX века и заканчивая сороковыми годами XX века. К го исследовательская полиция характеризовалась жесткой идеологической установкой в оценке деятельности дореволюционных воскресных школ. Инициативы правительства и, в частности, Министерства народного просвещения по обучению рабочих Я.Треиалин оценивал как "сплошное надругательство над народом" J230, с.40],

Хронологические рамки исследования И.Т.Дронова (1971) охватывали 1859-1971 годы. Историю дореволюционных воскресных школ ученый делил на 4 периода (1859-1861; 1870-1895, 1895-1907; 1907-! 917), рассматривая па каждом этапе деятельность тех воскресных школ (киевские воскресные школы, Харьковская школа Х.Д. Алчевской, школы Императорского Русского технического общества (ИРТО), петербургские воскресные школы, Пречистенские курсы для рабочих), в которых наиболее ярко развивались идеи образования и просвещения взрослых [521.

1 диссертации Б.Г.Король (1947) была рассмотрена история воскресных школ 60-80-х годов XIX века, проанализирована специфика содержания педагогического процесса в них. Особое внимание исследователь уделила анализу деятельности школ взрослых ИРТО, признав их огромную роль в распространении образования в рабочей среде. Работа Ь Г.Король была свободна от идеологической 'ізашорсшіоети",) что позволило ученому сделать объективные выводы, в том числе и в отношении истории первых воскресных школ: рост школ взрослых был следствием роста культуры общества; интеллигенция 60-х годов создала новый тип общеобразовательной школы, встреченный сочувственно и революционной демократией; только незначительная часть революционной молодежи использовала школы взрослых в целях распространения своих идей; в организации обучения взрослых, наряду с частной инициативой, несомненной была и роль правительства |99|,

В исследовании Б.К. Тебиева (1984) были раскрыты основные направления и результаты общественно-педагогического движения в области внешкольного образования конца XIX начала XX веков: факторы, тенденции и этапы развития внешкольной просветиіельной работы, ее роль в повышении политической и гражданской сознательности масс, основные формы внешкольного образования. Школам взрослых Б.К.Тебиев отвел наиболее существенную роль в структуре внешкольного образования, дал их развернутую классификацию, определи;! основные тенденции организации образовательной работы в них [226; 223' 222j,

Одной из первых попыток проследить динамику школ взрослых в начале XX века, проанализировать изменение концепции образования взрослых в первые послереволюционные годы являлась монография Б.А,Зеленко (1922) [66]. Обобщающий характер носила также и работа П.В. Горностаева, посвященная анализу развития теории общего образования взрослых, хронологические рамки которой охватывали 60-е годы XIX века - первые годы советской власти |34|.

Ряд работ был посвящен истории отдельных воскресных школ, развитию в их деятельности идей образования взрослых: И."Г.Дроиов (Пречистенские рабочие курсы), В.Г.Король; В. А.Карелин (воскресно-вечерпие школы для рабочих ИР'ГО), М.И.Мухин (Харьковская женская воскресная школа Х.Д. Алченской) [54; 98; 93; 129]. Анализировалась исследователями и роль деятелей общественно-педагогического движения в создании и развитии школ взрослых: М.Я.Блинчевская (II.В. Павлов и организация первых воскресных школ), [;.Чернышов (А.Л.Щапов и учреждение школ для народа в Казани), А.З.Барабой (роль попечителя Киевского учебного округа Н.И.Пирогова в организации первых воскресных школ), Л.П, Михайлова (роль П.А.Корфа в организации воекреено-понторительных школ и разработке содержательного компонента их деятельности) [7; 246; 3; 128].

Изменение направления в исследованиях (интерпретация, выбор проблематики, расстановка научных акцентов) произошло в 90-е годы XX века. Очень показательна в этом отношении статья Е.Р. Ольховского (1997), в которой автор продемонстрировал совершенно новую интерпретацию значения деятельности воскресных школ. По мнению исследователя, воскресные школы выполняли культурно-просветительную миссию по отношению к рабочему классу, представляли главный путь, по которому первые интеллигенты из рабочих шли к знаниям, приобщались к духовным ценностям и культуре. Основной деятельностью воскресных школ К.Р Ольховский паивал просвещение рабочих и "выработку из них интеллигентов" [138J.

В современных диссертационных исследованиях по проблеме образования взрослых большое внимание уделяется анализу государственной политики в этой области народного образования - Б.К.Тебиев (1991), Л.Н.Шевелев (1996) [225; 249], а также роли общественной и прежде всего земской инициативы по развитию системы внешкольного образования и организации воскресных и воскресно-повторительных школ в селах С.В.Ворошилова (1995), ИЛ. Кочеткова (1999) [25; ]07'|. В исследовании Н.И. Ни алее вой (199.3) в рамках общей темы образования детей-рабочих была рассмотрена деятельность школ ИРТО, организация педагогического процесса в воскресных школах, представлен анализ проектов систем внешкольного образования (конец XIX начало XX веков) [59].

В то же время, несмотря на анализ различных аспектов внешкольного образования, в настоящее время отсутствуют исследования, в которых был бы целостно показан процесс развития воскресных школ в дореволюционной России, проанализирована сто динамика, показана роль воскресных школ в области педагогики взрослых середины XIX - начала XX веков. Проблему нашего исследования составляю'/ следующие вопросы: какова роль воскресных школ России в решении задачи образования взрослых, какими средствами осуществлялось :зто образование в середине XIX - начале XX веков? Его цель - выявить тенденции развития воскресных школ как формы образования взрослых (середина XIX - начало XX веков); изучить и проанализировать процесс построения образовательной модели работы со взрослыми.

Объект исследования - развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (середина XIX - начало XX веков).

Предмет исследования - теория и практический опыт становления и развития образования взрослых посредством воскресных школ (середина XIX начало XX веков)

Задачи исследования:

Определить цел]) организации внешкольного образования в России, место воскресных школ в общей системе образования взрослых, проанализировать их воспитательно-образовательный потенциал и социализирующее значение. ,<

Раскрыть социально-экономические условия и причины создания первых воскресных общеобразовательных школ в России, факторы и динамику их развития; показать сложный и противоречивый процесс взаимодействия правичедьствепной политики и общественной инициативы в области образования взрослых (1858-1862 годы).

3. Показать тенденции развития воскресных школ середины XIX - начала XX века, проанализировать законодательное оформление идеи воскресной школы и ее реализацию на практике; рассмотреть роль государственной, общественной и частной инициативы в создании и деятельности воскресных школ, в том числе роль земства в построении региональных систем образования взрослых.

4. Проанализировать процесс конструирования образовательной модели работы со взрослыми в воскресных школах, раскрыть содержание структурных компонентов данной педагогической модели, показать их специфику.

Методологической основой нашего исследования являются принципы историзма, научности, объективности, детерминирующие анализ источников и литературы; идея взаимосвязанности и взаимообусловленности экономических, социально-политических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования взрослых. В работе использованы следующие методы историко-педагогического исследования: изучение, анализ и систематизация исторических документов, законодательных актов, архивных источников, периодической печати, исторической, иеторико-педагогической и педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ законодательного оформления идеи воскресной школы и ее реализации на практике, а также теоретической и практической составляющих образования взрослых посредством воскресных школ; системный анализ, учитывающий социальные, культурные и педагогические факторы и источники построения образовательной модели работы со взрослыми; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Исючииковаи база исследолашш: - документі)! Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) фондов Департамента полиции и III Отделения, дающие представление о процессе создания первых воскресных школ в России, его динамике, участии демократической молодежи и студенчества в деятельности воскресных школ, а также статистические данные о воскресных школах (70-00-е годы XJX века), сведения об организации педагогического процесса в воскресных школах 90-х годов XIX века, о деятельности ИР'ГО по просвещению рабочих и открытию воскресно-вечерних школ, специфике преподавания в них, о деятельности Обществ содействия народному образованию, позиции МВД по отношению к воскресным школам; документы Государственного архива Ярославской области (ГАЯО) фондов

Ярославской губернской земской управы и Ярославского губернского жандармского управления; доклады губернской и уездных земских управ, постановления уездных земских собраний по вопросам внешкольного образования, отчеты о деятельности районных центров по внешкольному образованию, сведения о работе общеземского совещания о просветительных мероприятиях, созванного Ярославской губернской земской управой в 1915 году, характеризуют деятельность Ярославского земства в сфере внешкольного образования; сборники и публикации законодательных актов и материалов правительственных органов и ведомств (МНП, МВД, Духовного ведомства, учебных округов), дающие представление о законодательном оформлении идеи воскресной школы в России; сборники по вопросам организации и деятельности общественных организаций, воскресных и вечерних школ, классов и курсов для взрослых (очерки деятельности уездных земств, отчеты о деятельности и состоянии воскресных школ, о работе Ярославского Общества для содействия народному образованию, уставы Обществ содействия народному образованию, обзоры деятельности воскресных школ); печатные труды, резолюции, дневники, отчеты, доклады, постановления, протоколы совещаний и всероссийских, региональных и общеземских съездов по вопросам народного и в том числе внешкольного образования; статистические материалы (сводки сведений о состоянии народного образования, обзорные статистические материалы); работы справочного характера (энциклопедии, ежегодники внешкольного образования, справочные книги \ю начальному народному и внешкольному образованию); - материалы периодической печати: педагогической, земской, епархиальной (статьи, заметки, обзоры, отчеты, доклады), напечатанные в журналах "Русская школа", "Вестник воспитания", "Ярославские епархиальные ведомости", "Вестник Ярославского земства"; историческая, историко-педагогическая и педагогическая литература по анализируемой проблеме (статьи, очерки, обзоры, монографии, диссертационные исследования); - научно-теоретические педагогические груды и сборники статей педагогов- практиков по проблеме образования взрослых.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что на основе анализа и систематизации документальных источников и литературы определена роль воскресных школ в общей системе образования взрослых, проанализирован их воспитательно-образовательный потенциал как важного института социализации грудящегося населения; раскрыты социально-экономические условия и причины создания первых воскресных общеобразовательных пі кол в России, показана динамика их развития на фоне противоречивого взаимодействия правительственной политики и общественной инициативы в области народного образования, выявлены тенденции в развитии воскресных школ середины XIX начала XX веков, проанализировано значение школ взрослых разных типов в формировании содержательного аспекта их деятельности, складывании основ образовательной практики; показана роль воскресных школ в становлении педагогики взрослых: представлен пронесе конструирования образовательной модели работы со взрослыми, раскрыты содержание и специфика структурных компонентов данной модели.

Теоретическая значимость пашей работы заключается в том, что вы явлены социально-экономические, культурные, общественно- педагогические факторы^ способствовавшие появлению первых воскресных общеобразовательных школ в России в конце 50-х начале 60-х годов XIX века, mejiOeinfim построения педагогического процесса, определившие последующее развитие образовательной практики данного типа школ (развивающего обучения, сотрудничества и сотворчества, индивидуализации обучения, равенства, гласности, связи школы с жизнью, объединенные общей идеей гуманизации процесса обучения); определено, что дальнейшее развитие воскресных школ в середине 60-х - конце 90-х годов XIX века представляло балансирование между официально разрешенными рамками программы начальной школы и поиском путей осуществления образовательной работы, адекватной потребностям взрослой аудитории; обоснована типология побхогіов к реализации функций образования взрослых в различных воскресных школах; трансформация опыта общего образования взрослых в конце XIX начале XX веков, вызванная ростом кулыурных потребностей населения и появлением нового социального заказа, представлена в исследовании как поиск иных форм организации просветительной работы со взрослыми и изменение ее содержания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы помогут более полно осветить историю образования взрослых в дореволюционной России, показать процесс становления и развития теории и практики педагогики взрослых до революции, зарождение и развитие идеи непрерывного образования, реализуемую, втом числе и в рамках деятельности воскресных школ. Данные материалы могут быть использованы при создании новых учебных пособий, посвященных истории школі)! и педагогики, разработке спецкурса по проблеме образования взрослых в педколледжах и вузах. В научно-теоретических и практико-методических исследованиях по современной апдрогогике дореволюционная образовательная моделі) работы со взрослыми может составить фундаментальную базу дальнейших построений.

Похожие диссертации на Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых (Середина XIX - начало XX веков)