Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Тимофеева Ольга Станиславовна

Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
<
Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимофеева Ольга Станиславовна. Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2005 196 с. РГБ ОД, 61:06-13/96

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования педагогического наследия В. А. Сухомлинского по проблеме воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям 13

1.1. Уважительное отношение как психолого-педагогическая категория 13

1.2. Уважительное отношение к родителям в системе народной педагогики 31

1.3. Общественно-исторические предпосылки обращения В. А. Сухомлинского к проблеме воспитания уважительного отношения детей к родителям 50

1.4. Ведущие направления воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям 77

Выводы по первой главе 89

Глава 2. Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в теории и практике В. А. Сухомлинского 92

2.1. Концепция воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям 92

2.2. Модель реализации концепции В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям в современном образовательном процессе начальной школы 113

2.3. Педагогический потенциал программ начального образования в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям... 120

Выводы по второй главе 131

Заключение 134

Список использованной литературы и источников 140

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество испытывает дефицит этической культуры, гуманных отношений, уважительного отношения ребенка к предметному миру, другим людям и самому себе. Положительный опыт этически правильного поведения находит выражение в формах, передаваемых из поколения в поколение. Сегодня самоочевидность этических ценностей в молодежной среде перестает быть обязательной. Социальная среда не способствует привитию молодежи этических норм поведения, а современная школа решает эту проблему бессистемно.

В этой связи возникает необходимость обращения к исследованиям теории и практики воспитания второй половины 40-х — 60-х годов XX века. Именно в это время происходит активный поиск возможностей становления и развития этической культуры личности школьников. В советский период идеи гуманистического воспитания развивали многие педагоги. Особый интерес и значимость представляет педагогическое наследие выдающегося ученого-новатора, гуманиста В. А. Сухомлинского, в котором значительное место занимают проблемы педагогического взаимодействия семьи и школы.

Проблема воспитания уважительного отношения детей к родителям в контексте педагогического наследия В. А. Сухомлинского рассматривалась в различных областях науки с разных позиций: в трудах философов рассмотрены взгляды В. А. Сухомлинского на проблемы этического развития личности (Л. М. Архангельский, В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробниц-кий); изучены теоретические предпосылки идеи В. А. Сухомлинского о формировании человеческих отношений, основанных на уважении, в трудах классиков педагогической науки А. Дистервега, П. Ф. Каптерева, Я. А. Ко-менского, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Угличского; рассмотрены взгляды В. А. Сухомлинского на воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте (Ш. А. Амонашвили, О. С. Богда-

4 нова, Г. Ф. Гаврилычева, И. Н. Федотова, М. А. Хитири). В исследованиях, посвященных изучению педагогического наследия В. А. Сухомлинского (А. М. Аллагулов, М. В. Богуславский, Л. С. Бондарь, А. Ю. Гранкин, М. И. Мухин, О. Б. Петренко, А. Я. Попова, В. Г. Рындак, В. А. Сахаров, А. А. Семез, О. В. Сухомлинская и др.), рассматривались отдельные аспекты теории и практики семейного воспитания: проблемы совместной воспитательной деятельности семьи и школы; воспитание любви к матери; воспитание моральных ценностей младших школьников.

Анализ теоретических работ и образовательной практики показывает, что, несмотря на разностороннее изучение проблемы воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям, до сих пор отсутствуют концептуальные ориентиры в ее решении.

В рассматриваемой проблеме можно выделить противоречия между:

объективной потребностью общества в уважительном отношении детей к родителям и недостаточным применением педагогического опыта В. А. Сухомлинского в воспитании данного феномена;

значительным потенциалом педагогического наследия В. А. Сухомлинского в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям и фрагментарным его использованием в современной начальной школе;

потребностью образовательной практики начальной школы в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в контексте идей В. А. Сухомлинского.

Осознание данных противоречий обусловило постановку проблемы исследования: определение сущности и концептуальных положений воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования:

5 «Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского».

Цель исследования: обосновать концепцию воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского.

Объект исследования: теоретическое и практическое наследие В. А. Сухомлинского.

Предмет исследования: воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в «Родительской педагогике» В. А. Сухомлинского.

Цель, объект, предмет исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. Определить сущностные характеристики понятия «уважительное отношение к родителям».

  2. Выявить общественно-исторические (социокультурные, психолого-педагогические) предпосылки обращения В. А. Сухомлинского к проблеме воспитания уважительного отношения детей к родителям.

  3. Обосновать педагогический потенциал произведений В. А. Сухомлинского в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям.

  4. Разработать модель реализации концепции В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям в начальной школе.

Хронологические рамки исследования: 40—70-е годы XX века — период становления и развития педагогической системы В. А. Сухомлинского, разработки и пополнения содержания концепции семейного воспитания, явившихся теоретической базой для реализации идеи воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в практике Павлышской средней школы. В то же время логика исторического и логического, предписывающая анализировать динамику протекания определенных процессов в

их единстве и неразрывности, обусловила необходимость обращения к более ранним, а также современным периодам истории педагогики.

Географические рамки исследования охватывают территорию Киевской Руси с X по XVIII в., Российской империи — с XVIII в. по 1917 год, СССР — с 1922 по 1991 г., Российской Федерации — с 2000 по 2005 г. Особое внимание было уделено Кировоградской области (УССР) в 1940—1970-е гг.

Общую методологическую основу исследования составляют положения диалектики, основанные на принципах исторического и логического анализа, научной достоверности и объективности; системного и конкретного рассмотрения изучаемых документов, фактов и явлений.

Философский уровень исследования базируется на положениях о диалектике общего, особенного и единичного (Г. Ф. Гегель, Н. О. Лосский, Н. К. Рерих); теории становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон). Общенаучный уровень исследования составляют: концепция философии и методологии образования (М. В. Богуславский, В. В. Краевский, 3. И. Равкин, А. А. Романов); системный подход (И. В. Блауберг, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Е. Н. Степанов). Конкретно-научный уровень исследования: концептуальные положения о целостности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, В. А. Сластенин); деятельностный подход (Л. С. Выготский, Н. М. Борытко, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина); личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); теория педагогического взаимодействия (В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий); аксиологический подход (В. П. Бездухов,

A. В. Кирьякова, О. В. Сальдаева, В. П. Тугаринов); теория семейного воспита-.
ния (Ю. П. Азаров, И. В. Бестужев-Лада, Э. К. Васильева, А. Ю. Гранкин, И. В.
Гребенников); концепция отношений личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев,

B. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн); теория возрастных особенностей младших
школьников (А. Л. Венгер, В. В. Давыдов, А. А. Люблинская, В. С. Мухина,
Р. В. Овчарова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин).

Источниковая база исследования: научная литература и диссертационные исследования по истории образования и педагогической мысли в России; педагогические труды В. А. Сухомлинского; публикации российских и зарубежных исследователей о деятельности и творческом наследии педагога; материалы педагогической печати; архивные документы: материалы фонда им. В. А. Сухомлинского при АПН Украины (г. Киев), Центрального государственного архива высших органов Украины (г. Киев), материалы и документы Педагогически-мемориального музея им. В. А. Сухомлинского при Павлышской средней школе (с. Павлыш Кировоградской области); учебно-тематические планы, программы обучения и воспитания в современной начальной школе.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2000 по 2005 год.

На первом этапе (2000—2003 гг.) был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; накапливался фактический материал и определялись тема, ведущие проблемы, цель, задачи, предмет и объект исследования. На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; историко-логический, генетический, сравнительно-сопоставительный и системный анализ педагогического опыта В. А. Сухомлинского.

На втором этапе (2003—2004 гг.) были изучены архивные и мемуарные материалы, результаты диссертационных исследований; проанализирован опыт школ г. Оренбурга в плане обращения к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского; осуществлен системно-структурный анализ собранного материала и его оценка. Основные методы исследования: теоретическое моделирование, абстрагирование, экстраполяция, аналогия, индукция и дедукция; методы опроса (интервью, беседы с учениками В. А. Сухомлинского, педагогами, работавшими в Павлышской средней школе).

На третьем этапе (2004—2005 гг.) проводилась корректировка разработанных теоретических положений, систематизировался практический ма-

8 териал; оформлялись материалы диссертации. Методы исследования: обобщение и систематизация материалов исследования. Научная новизна исследования:

  1. Определены сущностные характеристики понятия «уважительное отношение к родителям».

  2. Выявлены общественно-исторические предпосылки (социокультурные, психолого-педагогические) обращения В. А. Сухомлинского к проблеме воспитания уважительного отношения детей к родителям на основе анализа идей классиков отечественной и зарубежной педагогики (П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского).

  3. Разработана модель реализации концепции В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям, включающая цель, концептуальную идею, принципы, содержание, направления (работа с детьми, работа с родителями); методы, средства, формы воспитания, результат, и определены педагогические условия ее реализации в современном образовательном процессе начальной школы: активизация сотрудничества школы и семьи; включение произведений В. А. Сухомлинского в содержание современных программ начального обучения; создание в семье гуманно-личностной среды; повышение авторитета родителей; учет психолого-педагогических особенностей младшего школьника.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении истории педагогики по проблеме нравственно-этического и семейного воспитания за счет:

обоснования концепции воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского;

выявления педагогического потенциала произведений В. А. Сухомлинского в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям.

9 Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что проанализированный опыт воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинско-го стал основой:

разработки научно-методического обеспечения процесса воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям, включающего: тематические планы работы с произведениями В. А. Сухомлинского, вопросы и задания для работы учителей и родителей с детьми; методические рекомендации по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям с вопросами и заданиями к иллюстрациям по произведениям В. А. Сухомлинского; разработку содержания уроков по воспитанию уважительного отношения младших школьников к родителям (1—4 классы);

составления хрестоматии произведений В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям, позволившей определить содержание программ начального обучения в возрастном аспекте.

Материалы исследования могут быть использованы при создании целевых программ и проектов, направленных на формирование этической культуры личности в современном образовательном процессе начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: системным характером его теоретико-методологических оснований; построением исследования на основе единства индуктивного и дедуктивного подходов; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; многообразием задействованного в исследовании фактического материала; преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уважительное отношение к родителям как интегративная характеристика личности отражает сформированность когнитивного (знания о содер-

10 жании понятия «уважительное отношение»), эмотивного (умение различать эмоциональное состояние родителей и адекватно на него реагировать; проявление сочувствия, сорадования к родителям), деятельностного (поступки, действия, направленные на оказание помощи родителям, проявление заботы о них) компонентов.

  1. Основными общественно-историческими предпосылками обращения В. А. Сухомлинского к проблеме воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям явились социокультурные (усиление внимания общества к вопросам педагогической культуры родителей; развитие идеи укрепления взаимосвязи школы и семьи в воспитательной работе) и психолого-педагогические (обращение к традициям народной педагогики; практике воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в Павлышской средней школе).

  2. Педагогический потенциал произведений В. А. Сухомлинского в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям как этической норме аккумулирует: слово, обращенное к человеческому сердцу, разъясняющее нравственные истины, понятия, нормы (утверждает в душе ребенка одновременно с познанием истин переживания и чувствование); обращение к красоте, чувствование и переживание красоты (только слияние умного и красивого дает высоконравственное; постижение красоты побуждает беспокойство, тревогу, стремление сделать окружающее лучше, чем оно есть; школьник учится видеть красоту человека и его души, стремится утвердить прекрасное в отношении к другому; красота и живая мысль органически связаны; воспитание потребности в красивом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его отношения); литературные и сказочные герои (благодаря встрече со сказочными персонажами ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение); этическая ценность произведения (человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни ребенка; ли-

тературные персонажи, в поступках которых проявляется благородство, забота о близких людях, любовь к окружающему, вызывают гамму позитивных человеческих чувств и способствуют формированию нравственного облика младшего школьника, ориентируют на глубокое чувство удовлетворения от уважительного отношения к родителям).

4. Концепция воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского отражает логику и внутреннюю динамику исследуемой проблемы и включает:

- ведущую идею (интеграция педагогических воздействий семьи и шко
лы, направленных на осознание младшим школьником Родителей как выс
шей ценности);

-закономерности (зависимости отношений родителей друг к другу, к детям и самим себе, отношения детей к окружающим людям от мудрости родительской любви);

принципы (требовательной любви к ребенку; педагогической справедливости; исключения физических наказаний; справедливости поощрения детей; воспитания разумных потребностей; учета идеи долженствования);

содержание (предъявление родителями требований; предупреждение детских обид; недопустимость физической силы, страха и угроз в воспитании ребенка; разумное поощрение ребенка; осознание детьми чувства долга перед родителями);

-методы («убеждение словом»; пример родителей; общение с людьми двух поколений — родителями, бабушкой и дедушкой; «воспитание правдой»; справедливая и твердая родительская власть, основанная на авторитете; «воспитание лаской»; побуждение к положительным действиям и поступкам);

- средства (традиции: семейного воспитания, включение ребенка в тру
довую деятельность; книга: домашнее чтение, индивидуальное чтение, сказ
ка; совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей; природа);

- формы (этические беседы; сборы-диспуты; деятельность кружков; встречи с родителями; «уроки мышления среди природы»),

5. Модель реализации концепции В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям в образовательном процессе начальной школы интегрирует цель, концептуальную идею, принципы, содержание, направления, методы, средства, формы воспитания; педагогические условия и результат.

Эффективность функционирования модели обеспечивается совокупностью педагогических условий: активизация сотрудничества школы и семьи; включение произведений В. А. Сухомлинского в содержание современных программ начального обучения; создание в семье гуманно-личностной среды; повышение авторитета родителей; учет психолого-педагогических особенностей младшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета; докладывались на международных (Киев, 2003; Санкт-Петербург, 2004; Москва, 2004; Оренбург, 2004; Полтава, 2005), всероссийских (Арзамас, 2004; Уфа, 2004), региональной (Оренбург, 2003), вузовских (Оренбург, ОГПУ, 2003, 2004, 2005) научно-практических конференциях; нашли отражение в научных статьях, тезисах и учебных пособиях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

Уважительное отношение как психолого-педагогическая категория

Логика параграфа предполагает рассмотрение категории «отношение» в рамках трех научных аспектов: философского, психологического и педагогического. Исследование отношений как философской категории открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания. Изучением категории «отношение» занимались многие отечественные ученые (Г. М. Гак, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Р. А. Зобов, В. Н. Сагатовский, В. И. Свидерский и др.).

Философы рассматривают «отношение» как одну из основных логико-философских категорий, отражающих способ (род) бытия и познания [210, с. ПО], как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира.

Основу исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи объективного и субъективного в отношениях. Философы приходят к единому мнению в том, что отношения личности — результат материальной, экономической основы общества. Однако при ответе на вопрос, являются ли отношения личности по своей природе объективными, их мнения разделились.

Ряд исследователей, в частности Г. М. Гак, считает, что отношения личности объективны, так как они есть проявление экономических отношений [40]. Придерживающиеся другой точки зрения полагают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания. Третья группа ученых рассматривает отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» [58, с. 38; 62]. По их мнению, отношение имеет материальные основы, в нем реализуются объективно существующие потребности личности, класса, общества в целом; но, с другой стороны, оно всегда так или иначе отражается в сознании и оформляется в виде определенных целей.

Таким образом, в отношениях можно выделить как элемент объективности, так и элемент субъективизма. Отношения личности объективны, поскольку в них реализуются объективные цели, потребности, опыт общества, но в то же время субъективны, потому что процесс их реализации зависит от воли, желания человека, проходит через его сознание, окрашивается его личными эмоциями, настроениями, желаниями. Отношение — это единство выражения «внутренней сущности субъекта и отношений объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта» [17, с. 87]. Объективным моментом является социальное положение личности, определяемое системой общественных отношений. Под социальным положением личности понимается совокупность ее общественных связей, которые складываются в процессе деятельности.

Раскрытие психологической природы отношений, психологических данных о становлении тех или иных отношений личности к действительности остаются открытыми.

Отечественные психологи активно оперировали понятием «отношение» в различных исследованиях и разнообразных контекстах: Л. С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребенка [38]; для С. Л. Рубинштейна отношение у ребенка к другому является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе [141]; А. В. Петровский вводит отношения в социально-психологический контекст, это — многоуровневая система межличностных связей [125]; для В. Н. Мясищева отношение — система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [113]; у А. Н. Леонтьева отношение — смысловая сфера сознания, направленность личности [101]. Все же четкого определения понятия «отношение» так и не было выработано, на это неоднократно указывала Л. И. Божович, признавая важность его включения в изучение личности ребенка [24]. Категория «отношение» представляет собой целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира.

В исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева рассматривается психологическая природа отношений, их развитие, основные виды [7, 75]. Именно Б. Г. Ананьев подчеркивал, что необходима дифференциация таких понятий, как «общение» и «отношение».

Разделяя мысли Б. Г. Ананьева о структуре системы личностных отношений, А. А. Люблинская выдвинула концепцию трех основных сторон отношения, трех групп его компонентов: мировоззренческо-познавательных, эмоционально-волевых и действенных. Любое личностное отношение, по А. А. Люблинской, можно считать сформированным только при достаточной развитости основных компонентов указанных сторон в их единстве [103, с. 32]. Такая сложная структура отношения позволяет рассматривать его как системное личностное образование. Мировоззренческо-познавательная сторона наиболее ярко выражена такими качествами личности, как познавательная активность, разнообразные познавательные интересы, широта кругозора. Эмоционально-волевая сторона как проявление нравственных чувств человека наиболее четко видна в органическом слиянии с волевым усилием личности, выраженным в сознательной дисциплине. В действенной стороне отношения можно выделить такие качества личности, как самостоятельность и творческая активность.

Уважительное отношение к родителям в системе народной педагогики

Коренные изменения в социально-политической и экономической жизни в последнее десятилетие способствовали возникновению понимания жизненной необходимости обращения к отечественным духовным традициям народного воспитания. Опора на национальные традиции в вопросах воспитания предполагает востребованность норм и правил народной педагогики, которая определяет самые глубинные процессы, происходящие в духовно-нравственном мире человека.

Народная педагогика — это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции; предполагает передачу социального опыта, норм поведения, той или иной идеологии [36].

На протяжении веков в культуре каждого народа в рамках семейного института ребенок постигал нормы поведения в обществе. Важнейшее моральное качество, которое прививалось детям, — уважение к родителям и старшим по возрасту. Детям внушалась недопустимость глумления над слабыми, над собственной матерью.

Для рассмотрения средств, методов воспитания у детей чувства любви, уважения к своим родителям, используемых различными народностями, необходимо обратиться к опыту наших предков. Нами будут рассмотрены традиции семейного воспитания, в том числе воспитания уважительного отношения детей к родителям, следующих народностей: абхазской, грузинской, дагестанской, ингушской, карачаевской, осетинской, русской, татарской, украинской, чувашской.

Выбор именно этих народностей не случаен. Например, в рамках русского православия, системы древнерусского воспитания лежат богатые традиции воспитания почтения к родителям; в традициях татарской, украинской, чувашской народных педагогик — возвеличивание роли родителей в жизни ребенка, особенно матери. Как свидетельствуют многочисленные литературные источники, именно у народов Кавказа наблюдается сложившаяся веками система воспитания детей в уважении, почтительности к старшим. Обратимся к традициям абхазской народной педагогики.

В абхазской народной педагогике ведущие основы нравственности закреплены в апсуаре. Апсуара можно сравнить с религией. Она содержит святые истины, нравственные законы, понятия, морально-психологические категории и другие нормы этнического самовыражения.

Старейшины рода, общины, люди, умудренные опытом жизни, являлись олицетворением апсуара, лучшими ее проводниками, служили живым примером для окружающих. Старшие являлись самыми уважаемыми в семье и были окружены почетом и особым вниманием. В свою очередь, они насаждали в своем потомстве чувство взаимной любви и уважения.

Абхазское изречение «Кто не чтит старшего, у того нет Бога» часто можно услышать, особенно при благословении пожилых людей. В этих словах выражается почтительное отношение к старшему, подчеркивается принцип его главенства.

Особое положение старших в семье и обществе находит отражение в абхазском фольклоре, в частности, в кратких изречениях, пословицах: «После Бога старейший говорит», «Старший, что тень от зноя», «В молодости почитай старцев, чтобы тебя почитали в старости» [66].

Взаимоотношения в семье — между мужем и женой, родителями и детьми, между самими детьми и другими членами семьи были определены твердо установленными нормами, в основе которых лежит любовь, честность, забота друг о друге, чувство ответственности друг перед другом. Нравственное воспитание дети проходили как в семье, так и в обществе. Воспитателями были не только родители, но и любой взрослый человек, особенно старейшина. Старший, будь он родственник, сосед или чужой человек, имел право сделать замечание детям за любой их проступок.

Важное значение придавалось привитию детям отрицательного отношения к безнравственным поступкам. Родители внушали им: «Не позорь своих родителей», «Не запятнай чести и имени отца и матери» [217]. Народная педагогика применяла самые различные методы воспитания у детей уважительного отношения к родителям. Один из них, используемый в абхазских семьях, характеризуется следующим образом: «Родители успешно пользуются методом, который можно применять повсюду в мире. Он состоит в том, что взрослые ведут между собой поучительный разговор в присутствии детей, которые, возможно, не принимают участия в этих беседах, но хорошо все слышат. Темой разговора может быть чье-то примерное поведение, какой-то поучительный случай или чей-то плохой поступок, каких в жизни нужно избегать. Ребенок при этом не должен даже догадываться, что весь этот разговор взрослые ведут специально для него» [98].

Грузинская народная педагогика. В Грузии существуют глубокие национальные традиции воспитания уважения и заботливого отношения к родителям. Достаточно отметить этимологию некоторых грузинских слов, дословный перевод которых на русский язык звучит следующим образом — мать-язык, мать-земля, мать-Родина, мать-хлеб. Грузинская народная поэзия полна примерами восхваления матери, преклонения перед нею. Грузинские мыслители Я. Гогебашвили, Д. Гурамишвили, С. Орбелиани, Ш. Руставели, А. Церетели, И. Чавчавадзе в своих произведениях неоднократно отмечали необходимость почитания родителей своими детьми [218].

Концепция воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям

На первоначальном этапе педагогической деятельности В. А. Сухомлинского процесс выработки конкретных методических рекомендаций, важных методологических и теоретических построений происходил под воздействием ситуативных требований. Но уже к середине 60-х годов в его творчестве просматривается целостная педагогическая концепция воспитания уважительного отношения детей к родителям.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий ведущий замысел. Понятие концепции, как правило, характеризуется следующими структурными компонентами: ведущая идея, цель и задачи, закономерности, принципы, содержание, методы, средства, формы воспитательного воздействия. Для обоснования концепции воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям потребовалось выделение в «Родительской педагогике» В. А. Сухомлинского ряда компонентов (рис. 5).

Концепция воспитания уважительного отношения детей к родителям рассматривается применительно к младшему школьному возрасту. В. А. Су хомлинский считал, что база уважительного отношения к родителям должна формироваться на ранних этапах развития личности — в младшем школьном возрасте, периоде приобщения ребенка к миру: «Упустить младший возраст, значит, упустить все» [186, с. 30].

Деятельность Павлышской средней школы наряду с воспитанием позитивного отношения детей к окружающим людям, основанного на уважении, предполагала и осуществление педагогизации родителей. Педагогический инструментарий работы с детьми и родителями в нашем исследовании рассматривается в единстве двух направлений: работа с детьми; работа с родителями. 7. Работа с детьми 1. Ведущая идея: интеграция педагогических воздействий по восприятию младшим школьником родителей как высшей ценности. 2. Цель: воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям. Задачи: - воспитание позитивного отношения младшего школьника к окружающему; - воспитание культуры интимно-родственных отношений. 3. Закономерности воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям: - «от того, как относятся родители друг к другу, зависит то, как смотрят их дети на мир и на самих себя» [174]; - «от мудрости родительской любви зависит то, как дети будут относиться к окружающим людям» [177]; - «от того, как родители относятся к своим отцу и матери, будет зависеть отношение их детей к ним» [181, с. 70]. Закономерности воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, методы и формы, то есть в принципах. 4. Принципы воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям. В «Родительской педагогике» В. А. Сухомлинского можно выделить следующие принципы воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям: требовательная любовь к ребенку, основанная на уважении его личности; педагогическая справедливость, исключение физических наказаний, справедливость поощрения детей, воспитание разумных потребностей, учет идеи долженствования. 4.1. Принцип требовательной любви к ребенку, основанной на уважении его личности. Из данного принципа следуют правила: - требования родителей должны выражаться не только в запрещениях, но главным образом в «побуждении ребенка к определенным положительным действиям» [174, с. 444]; - «иногда допустимо разрешать ребенку то, что не совсем желательно для родителей, и разрешать только потому, что желание ребенка слишком сильно, а прямой запрет может вызвать у него тяжелые переживания» [186, с. 190]; - важно добиться того, чтобы ребенок на основе личного опыта понял ошибочность своего желания, чтобы у него пробудилось добро, стремление к действиям, поступкам, желательным родителям, без посягательства на его личность. Со стороны родителей в этом случае необходимо «чуткое, великодушное отношение к своему ребенку» [186, с. 191].

Принцип педагогической справедливости. Правила, вытекающие из принципа педагогической справедливости: - родителям необходимо сдерживать свое дурное настроение, не быть раздражительными, чтобы не обидеть ребенка; - «откровенный, задушевный разговор отца, матери, их доброе слово, прямота и искренность, доброжелательность исключают несправедливость в отношениях к детям, предупреждают детские обиды» [179, с. 9]. 4.3. Принцип исключения физических наказаний. Правила, связанные с данным принципом, следующие: - «воспитание высокой культуры желаний личности — это непременная предпосылка того, чтобы необходимость в наказаниях вообще не возникала» [174, с. 280]; - не допускать наказаний, оскорбляющих достоинство личности ребенка, потому что такие наказания унижают и ожесточают воспитанника. 4.4. Принцип справедливости поощрения детей определяется совокупностью правил: - поощряя, воспитателю необходимо стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а нравственными мотивами; - поощрение не предполагает противопоставление воспитанника остальным детям; - необходимо учитывать, что неумеренные похвалы приводят к зазнайству. 4.5. Принцип воспитания разумных потребностей. Правила, вытекающие из принципа: - акцентирование внимания родителей на необходимости развития у детей потребности в познании, общении, труде, духовности, нравственной деятельности, в личностном самовыражении; - создание условий, способствующих развитию у детей мотивов, ценностных ориентации в сфере потребностей.

Модель реализации концепции В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям в современном образовательном процессе начальной школы

В наиболее общем виде понятие «модель» определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования.

Практическая и познавательная ценность модели в нашем исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в исследовании.

Представленная в данном параграфе модель направлена на преобразование современного образовательного процесса начальной школы и рассматривается в качестве педагогического инструментария реализации концепции воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям (на основе положений теории и практики семейного воспитания В. А. Сухомлинского). Модель интегрирует цель, концептуальную идею, принципы, содержание, направления (работа с детьми, работа с родителями); методы, средства, формы воспитания; педагогические условия и результат (рис. 8). Уточним сущность вышеперечисленных компонентов.

Целью модели является актуализация у младшего школьника чувства уважения к родителям. Под «актуализацией» следует понимать процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать чувство уважения — значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка.

В. А. Сухомлинский не употреблял термин «актуализация». Но изучение его теоретико-публицистических работ и творческого опыта свидетельствует о том, что вся его воспитательная работа была направлена на то, чтобы сделать для ребенка актуальными нравственные идеи, стимулируя эмоционально-ценностное отношение к ним: «Чем ярче личное эмоциональное отношение к моральной идее, тем глубже моральные чувства» [180, с. 246]. Поэтому мы считаем правомерным использование данного понятия по отношению к творчеству павлышского педагога.

Теоретическим основанием модели являются: традиции народной педагогики, транслирующие опыт различных народностей, этносов по воспитанию уважительного отношения детей к родителям; опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики по проблеме воспитания уважительного отношения детей к родителям; теория семейного воспитания в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского («Родительская педагогика» В. А. Сухомлин-ского); опыт Павлышской средней школы по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям.

Модель основана на следующих принципах воспитания: комплексности, единства школьного и семейного воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип комплексности отражает целостность педагогической системы В. А. Сухомлинского по воспитанию уважительного отношения младшего школьника к родителям. Своеобразие взглядов и опыта В. А. Сухомлинского в организации процесса воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям состояло в том, что он «не придавал ни одному средству педагогического влияния самодовлеющего значения, а использовал их в системе, во взаимосвязи и взаимообусловленности» [77, с. 14].

Важное место в педагогической системе В. А. Сухомлинского занимает проблема продуктивного взаимодействия школы и семьи по вопросу воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям. Опираясь на традиции народной педагогики, павлышскии педагог интегрировал воспитательные возможности школы и семьи, рассматривая «школьно-семейное» воспитание как целостную систему. Следовательно, принцип единства школьного и семейного воспитания является основополагающим в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей получил в наследии павлышского новатора качественно новую трактовку. В результате его усилий этот принцип из декларируемого, провозглашаемого идеала стал превращаться в реально реализуемую технологию воспитания младших школьников.

В контексте воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям данный принцип предполагает необходимость «как можно глубже знать мир каждого ребенка, его индивидуальные особенности и возможности» [111, с. 39]. В связи с этим актуальным является обращение В. А. Сухомлинского к вопросам дифференциальной психологии и в первую очередь осознанию существующих в детском возрасте межиндивидуальных и типологических различий. Его мысли по этому вопросу, как следует из материалов исследования, пронизаны стремлением, с одной стороны, выявить и как можно точнее описать определенные типы школьников, классифицированные по тому или иному признаку, а с другой — строить образовательный процесс с учетом полученных данных: «Помните, что нет и не может быть абстрактного ученика» [111, с. 39].

Рассмотренные принципы определяют содержание воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям: предъявление со стороны родителей требований, побуждающих ребенка к положительным действиям; исключение несправедливости в отношении родителей к детям; недопустимость физической силы, страха и угрозы в воспитании ребенка; разумное поощрение, способствующее воспитанию культуры поведения; осознание детьми чувства долга перед родителями.

Направлениями воспитания уважительного отношения к родителям в практике Павлышской средней школы являются: работа с детьми по воспитанию уважительного отношения к родителям; педагогическое просвещение родителей, способствующее более успешной актуализации чувства уважения к ним.

Решение исследуемой проблемы обеспечивает совокупность принципов, методов, средств и форм.

Определение общеметодологических принципов модели потребовало формулировки конкретных принципов организации работы с детьми в контексте идей В. А. Сухомлинского: требовательная любовь к ребенку, основанная на уважении его личности; педагогическая справедливость, исключение физических наказаний, справедливость поощрения детей, воспитание разумных потребностей, учет идеи долженствования.

Похожие диссертации на Воспитание уважительного отношения младшего школьника к родителям в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского