Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа Зангиева Марина Жураповна

Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа
<
Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зангиева Марина Жураповна. Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Зангиева Марина Жураповна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1116

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение и развитие идеи совершенной личности как составляющая системы народного воспитания у северокавказских народов 12

1.1. Идеал совершенной личности в контексте социализации общественного развития горских народов 12

1.2. Представления горцев об идеале совершенной личности 17

1.3. Совершенный человек как цель народного воспитания 28

1.4. Специфика воспитания этнического характера совершенного человек 48

Выводы 62

Глава II. Народная педагогика Северного Кавказа о факторах, средствах, методах и приемах формирования совершенной личности 65

2.1. Факторы воспитания совершенной личности в горской народной педагогике 65

2.2. Праздничная обрядность как форма воспитания и развития совершенного человека 78

2.3. Методы и приемы воспитания совершенного человека в кавказской народной педагогике 90

2.4. Средства воспитания совершенной личности 105

2.5. Отражение идеи совершенной личности в Нартовском эпосе 111

2.6. Применение идей кавказской народной педагогики об идеале совершенной личности в работе современной школы 134

Выводы 154

Заключение 157

Литература 162

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, остро встал вопрос об отношении к родному языку и культуре. Однако предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению национального языка и культуры немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, главной целью которых являются развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека. Это в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применимое к реалиям сегодняшнего времени, ибо воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое (К. Д. Ушинский). И именно идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности (Г.Н.Волков) и потому его необходимо рассматривать и как основополагающую идею этнической педагогики, и как феномен истории и культуры народа. Перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из современной системы образования оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности. В общий стандарт включаются аксиологические аспекты регионально-этнических культур, которые вошли в мировую культуру. И тогда система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся исторически в недрах регионально-этнических культур, станет, на наш взгляд, интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Национально-региональный компонент в программе обучения и воспитания потребует и адекватных ему воспитательных средств, какими и станут различные аспекты народных традиционных культур, следовательно, и программы будут инвариантными.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед национальным образованием, необходимостью возрождения родного языка, традиционной культуры воспитания, исторической памяти народа. В контексте возрождения общекавказской культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость реализации этого процесса.

Значение данного исследования также связано с задачей этнопсихологического и этнопедагогического сопровождения становления и раз-

вития национальной школы. Это тем более необходимо, что в проблеме идеала совершенного человека проявляется то общечеловеческое, которое объединяет различные народы. Это положение еще более актуализирует избранную тему, когда наряду с возрождением национальной культуры обществу необходимы объединяющие, интеграционные подходы в регулировании межэтнических отношений. И потому проблемам феномена идеала посвящено много научных изысканий, в основном философского характера.

Состояние и степень разработанности проблемы. Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах и ее основу составляли легенды о полубогах и героях. Так, в учении Конфуция воплощение этой идеи есть «совершенный муж», Ибн-Араби - «совершенный человек», получивший признание общества, у неоплатоников - «проточе-ловек», у Лукиана - деспот в своих собственных глазах, по мысли Августина - Иисус Христос. Поиск идеала предпринимали такие мыслители, как Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке; идеалом И.В.Гете был Гений, Ф.Ницше - Идея и вершина биологической революции, К.Маркса - Человек коммунистического общества.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки - A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г Песталоцци и др.

Русская педагогика важнейшим элементом совершенной личности считала нравственное начало, духовность (И.В.Киреевский, Н.И.Новиков, П.ГРедкий, К.Д.Ушинский и др.). Их идеи были продолжены и развиты в трудах И.В. Бестужева, В.И. Водорезова, ГС. Виноградова, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой и др. Все эти авторы затрагивают вопрос о методах и средствах воспитания личности на основе этических ценностей общества.

Из научных разработок, в которых воплощен педагогический подход к проблеме формирования совершенной личности, являющейся отражением этносоциальных проблем, связанных с духовностью, нравственной культурой, выделяются исследования Р.Г. Абдулатипова, М.Ю. Алексеева, Э.Ю. Баграмова, Б.Н. Бессонова, Ю.В. Бромлей, Э.М. Виноградовой, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижевой, А.Х. Здравомыслова, В.П. Зинченко, Л.В. Карасева, И.С. Кона, В.Г Крысью, Д.С.Лихачева, М.К. Мамардашвили, Г.В. Осипова, Ю.В. Семенова, ГГ. Шпета и мн.др.

Различные аспекты феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Д.М. Бурхинова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, Т.К. Искакова, A.M. Леонова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, З.М. Тамбиевой, Е.Е. Хатаева, Б.М. Ховратови-ча, З.Б. Цаллаговой и др.

Методологические и психолого-педагогические основы всестороннего воспитания подрастающего поколения в современных условиях рассматривались в трудах Б.С.Гершунского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова и др.

Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание педагоги П.И. Гнатенко, А.И. Горячева, А.Ф. Дашдамиров, АА. Иванова, В.И. Козлов, И.С. Кон, ГУ Кцоева, П.И. Кушнер, НГ. Панкова, В.В. Мавродин, Г.В. Старовойтова и др.

Этнопедагогической проблематикой активно занимаются и современные кавказские ученые: И.А. Арабов, З.Т Гасанов, А.Г Голев, М.Б. Гуртуева, В.К.Кочисов, Ю.С. Кимов, О.Д. Мукаев, Т.Г. Саидов, Б.А.Тахохов, Е.Е. Хатаев, СБ. Узденова, СР. Чеджемов и др. В диссертационных исследованиях И.И. Бираговой, И.А. Дадова, В.М. Джаша-куева, З.Т. Джелиевой, РБ. Карабашевой, П.К. Кечеруковой, А.Ю. Сла-новой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова и др. рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Тем не менее имеющиеся на сегодня научные и публицистические издания, касающиеся исследования проблем идеала совершенного человека и его формирования с педагогических позиций, не дают однозначного объяснения этого сложного социокультурного феномена, не выявляют полноту его сущности и структуры; в них феномен народного идеала не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, но это и судьбы людей, их идеалы, образ жизни. История народа, во-первых, отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека; во-вторых, историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в фольклорном творчестве.

Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоизученные аспекты данной темы; например, в современной этнопедагогической науке существует необходимость изучения феномена народного идеала человека в его развитии (генезис, эволюция понятия), что даёт более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможности их педагогической реализации. Недостаточно разработаны также вопросы преемственности народно-педагогических представлений кавказских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале. Это и обусловило выбор темы диссертационной работы, проблема которой сформулирована так: каковы условия и факторы возникновения и развития различных концепций совершенной личности, анализ общих и специфических условий формирования идеала и его роли и возможности во всестороннем развитии подрастающих поколений. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт северокавказских народов.

Предмет исследования - совершенная личность как цель воспитания в этнопедагогике народов Северного Кавказа.

Гипотеза исследования: идеи народной педагогики об идеале и формировании совершенного человека могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения национально-культурного и общечеловеческого содержания идеала и обеспечения взаимодействия учителей и родителей в формировании у школьников национального менталитета.

Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:

  1. Раскрыть сущность идеи совершенного человека в её развитии, рассматривая феномен народного идеала человека в конкретных социальных условиях.

  1. Выявить установившиеся в северокавказской народной педагогике сущностную характеристику идеала и основные требования воспитания совершенной личности.

3. На основе анализа и научно-сопоставительного обобщения
историко-педагогического процесса определить роль различных факто-

ров и методов педагогического воздействия на детей в целях воспитания совершенной личности.

4. Предложить научно-практические рекомендации по использованию материалов народной педагогики о воспитании цельной личности в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, A.M. Леонтьев, B.C. Мухинаи др.), социально-философских определений понятий «идеал» и «совершенная личность» (Г.Г. Гегель, И.И. Кант, В.Ф. Красе, Э.В. Ильенков, Э.Ф. Фромм, Г.Г. Шпет и др.); этносоциологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, В.П. Левкович, Н.Г. Панкова и др.); концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, АЛ. Бугаева, З.Б. Цаллагова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Ха-таев и др.).

В работе использованы комплексные методы исследования:

- изучение научно-педагогической, социально-философской, пси
холого-педагогической и другой литературы по теме диссертации;

анализ и обобщение педагогического опыта западных, российских и кавказских ученых по изучаемой проблеме;

проведение экспериментальной работы по исследуемой проблеме;

беседы и стандартизированные интервью с учителями и учащимися старших классов;

- сравнительный анализ статистических данных.
Источниковую основу исследования составляют:

памятники народного творчества горцев Кавказа: сказки, пословицы, поговорки, предания и легенды, притчи, историко-героические песни, трудовые и колыбельные песни;

труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли горских и других народов России;

историю-архивные документы и материалы.

Базу исследования составили средние учебные заведения Республики Северная Осетия-Алания: МОУ СОШ №5 г (г. Алагир), МОУ СОШ с. Бирагзанг

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

I этап - 2003 - 2004 годы - предварительное ознакомление с пробле
мой, определение основных направлений научного поиска, теоретико-
методологических подходов, анализ теоретических, историко-
этнографических и этнопедагогических источников с целью установле
ния степени научной разработанности проблемы; изучение опыта об
разовательных учреждений по использованию традиционной культуры
в учебно-воспитательном процессе;

II этап - 2004 - 2005 годы - обзор и обработка научной литературы по
теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуально
сти, определение методологии, методов работы, её научного аппарата;

III этап - 2006 - 2009 годы - составление курса «Развитие нацио
нального характера на народном идеале воспитания», систематизация
и обобщение материалов, их апробация и внедрение в практику, про
ведение опытно-экспериментальной работы обучения и воспитания с
учетом идей кавказской народной педагогики о совершенстве личности,
литературное оформление диссертационного исследования, издание те
зисов докладов и статей в научных сборниках, методических разработок
по результатам исследования.

Научная новизна исследования:

поставлены и решены актуальные историко-этнопедагогические и этнопсихологические проблемы формирования представлений северокавказских народов об идеале совершенной человеческой личности;

охарактеризована сущность исторической преемственности воспитательного опыта и идей народов Северного Кавказа об этом идеале;

показан процесс традиционного семейного и общественного воспитания и формирования совершенной личности;

выявлены факторы и методы воспитания совершенной человеческой личности у горцев;

- представлена технология, организационно- и психолого-педа
гогические условия воспитания школьников на народном идеале лич
ности в современной полиэтнокультурной среде.

Теоретическая значимость исследования:

- раскрыта сущность философских и психолого-педагогических
аспектов понятия «совершенная личность» в системе воспитательного
опыта и идей этносов Северного Кавказа;

научно-теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения северокавказских народов на идеал воспитания наполнены гуманистическим и патриотическим содержанием, отражают специфику уклада своей жизни и собственной национальной почвы и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность;

определены роль и соотношение взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций автора о совершенствовании приёмов и методов воспитания совершенной личности в условиях современной полиэтнокультурной и образовательной среды.

Представленные в работе теоретико-эмпирические материалы послужат основой для школьного спецкурса «Идеал, традиции и культура народов Северного Кавказа», учебно-развивающих курсов по истории, культуре, этнопсихологии и этнопедагогике, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале совершенной личности.

Достоверность результатов исследования и его обоснованность достигнута анализом, сопоставлением, сравнением и научным обобщением большого объема литературы, шедевров фольклора народов Северного Кавказа; целенаправленным изучением педагогической практики; взаимодополняемостью использованных методов исследования, их адекватностью задачам исследования; количественным и качественным анализом результатов экспериментального исследования; доказательностью и логикой непротиворечивости выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Представления северокавказских народов об идеале совершенной личности являются результатом длительного исторического развития их культуры и воспитательного опыта, накопленного тысячелетиями.

  2. В этнопедагогике народов Северного Кавказа идеальный человек это то, что соответствует характеру народа, его представлениям и психологии, определяется условиями его жизни;

- народная педагогика считала основной целью воспитания подго
товку всесторонне развитых людей, способных переносить в жизни лю-

бые невзгоды, наделённых умом, физической силой и нравственными добродетелями.

  1. Система воспитания северокавказских народов представляет собой сложный конгломерат социальных институтов - семьи, аталыче-ства, гостеприимства, куначества, побратимства, усыновления.

  2. Воспитание всесторонней и развитой личности в духе народного идеала может быть осуществлено в процессе всесторонней воспитательной деятельности семьи, школы и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических советов школ РСО-Алания, в которых проходил эксперимент (МОУ СОШ № 5 г. Алагир, МОУ СОШ с. Бирагзанг). Материалы исследования были изложены в докладах на Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве (2006), в г. Тамбове (2006 и 2007), в г. Пензе (2007), на итоговых научных конференциях в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Хетагурова в 2005-2009 гг. Разработанный спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» с 2006 года читается на факультете социологии и психологии СОГУ Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных публикациях и тезисах докладов, научно-методических рекомендациях. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики СОГУ

Структура диссертации определяется логикой исследования в соответствии с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (173 наименования).

Представления горцев об идеале совершенной личности

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из центральных мест занимает идея совершенства человеческой личности, её идеала, являющегося образцом для подражания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться [33. 12]. Ярким примером идеала горца является герой нартского эпоса - Сослан (Сосруко), отличавшийся умом, крепкой физической силой, умением плясать, играть на гармонике, представлявший собой полное олицетворение идеала совершенной личности. Другие герои эпоса - также всесторонне развитые личности. Например, Пши-Бадыноко - наихрабрейший борец за землю нартов, сообразительный, скромный, благородный и честный. Ашамез -грозный богатырь и музыкант, изобретатель свирели. Сатана (Сатаней) -умнейшая из женщин, советами которой руководствуются герои эпоса. Идея всестороннего развития личности содержится в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Идеал у горцев соответствовал «общему духу порядка», основе их жизни и деятельности. Согласно ему, главным персонажем горского общества являлся мужчина. Именно к нему, кормильцу и защитнику семьи, главному источнику нравственности для каждого члена семьи, прежде всего, предъявлялись повышенные требования, граничащие с идеалом совершенной личности. Его уделом считались самые тяжелые виды трудовой деятельности: вспашка земельного участка, сенокос, заготовка дров, строительство жилища, охота и т.д. Именно его природные данные -физическая сила, выносливость, умение находить выход из трудного положения - ставили его на роль главы семьи. Только мужчина мог выживать, жертвовать собой ради сохранения семьи, ее благополучия в труднейших условиях бытования. И потому он должен был являть собой образец физического, нравственного, трудового и умственного совершенства.

Несмотря на то, что мужчине приходилось заниматься самыми тяжелыми и непривлекательными видами трудовой деятельности, дома практически ему приходилось бывать только ночью (впрочем, тоже далеко не всегда), он никогда не помышлял (и не имел права) отказываться от их исполнения. Он понимал, что никто другой в пределах данной семьи заниматься выполнением его трудовых обязанностей не может и не должен. Поэтому передача обязанностей отца семейства (обычно старшему из сыновей) осуществлялась строго определенным образом. Когда старший из сыновей в силу своих физических возможностей был способен исполнять отцовские виды трудовой деятельности, он обязывался «духом общего порядка» выполнять их. Вначале сын исполнял отцовские обязанности под руководством отца и совместно с ним. Полную самостоятельность в исполнении отцовских трудовых обязанностей сын получал тогда, когда достигал необходимого уровня умственного и физического развития, волевых способностей, необходимых навыков в выполнении трудовых операций, когда он уже определил свое статусное место среди членов семьи, сельчан. Безнравственным для отца семейства считалось при наличии взрослого сына не привлекать его к исполнению трудовых обязанностей. Безнравственным для взрослого сына считалось уклонение от исполнения трудовых обязанностей своего отца, ибо «общий дух идеала» у горцев устанавливает: «ношу отцов младшему нести» [149. 22-28].

Согласно «общему идеалу», глава семьи не имел права пребывать дома и сидеть возле жены. Такое пребывание дома хозяина, кормильца семьи -считалось праздным времяпровождением. Любой же уход от выполнения своих трудовых обязанностей - считалось занятием безнравственным. Словом, мужской идеал требовал быть постоянно занятым на работе, и исключений здесь не было. И потому при воспитании гармонически развитой личности осуществлялся принцип, описанный еще исследователем Кавказа К.Кохом: «Горец признает только одну добродетель - мужественную силу, и к ней направлены все его поступки. Она воодушевляет его во всем, что он делает. Чем совершеннее она у какого-нибудь человека, тем больше его уважают и почитают» [91. 271]. Судя по эпическим сюжетам, пословицам, поговоркам, отражающим народное мировоззрение, понятие мужественной силы включает и беспрекословное повиновение. Главное внимание в воспитательных усилиях направлено на привитие детям умения вежливо говорить и соблюдение поведенческих установок, соответствующих возрасту.

На первой ступени возрастной иерархии мальчику прививали терпимость к физической боли. Категорически запрещалось обращаться к старшим с какими бы то ни было жалобами, что, по утверждению С.В.Кокиева, «есть результат суровой системы воспитания, внушающей горцу полнейшее пренебрежение ко всем телесным потребностям. Никакая физическая боль и страдание не должны вызывать у него ни одного стона или жалобы» [87. 96]. Благопожелания, адресованные юноше, призывают покровителей послать ему неимоверную силу и устойчивость духа [96. 26]. «И только тогда из него выйдет джигит - высокая похвала в устах горца, означающая стоика-храбреца, способного на все» (по меткому замечанию М.М.Ковалевского) [84. 282].

Вступление мальчика в систему возрастных иерархических отношений обозначалось строгим соблюдением предписаний «кеестазриуаг» - «кодекс правил в отношении уважения старших и беспрекословного послушания» [3. 589]. Для этого мальчиков допускали на семейные советы. Не вступая в разговор, занимая самые отдаленные позиции, они слушали, следили за. правилами обсуждения. Это накладывало большую ответственность на взрослых, которые тщательно следили за своими действиями и словами, строго соблюдали все этикетные регламентации, памятуя, что «сын во всем должен подражать отцу - подражать тому, что отец делает по поговорке: «вот сын, который весь в отца» [81. 175]. Этот принцип действовал в смысле подражания.

Однако мужчина даже при самых невероятных усилиях, не мог один, без женщины, достичь благополучия и изобилия в доме. «В домашнем хозяйстве все завязано на женщине»; «Изобилие исходит из женских рук». Если в доме нет изобилия и порядка, то глава такой семьи достоин сочувствия, а его жена - презрения. Для детей в традиционном быте роль матери была всегда и ближе, и роднее: «Материнское сердце для ребенка - солнце, отцовское луна» (чеч.); «Нет матери - сирота, нет отца - полусирота»(каб.). У горцев существовали свои представления о женском идеале, о чём свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки-своеобразный «кодекс чести» своеобразный «кодекс женщины», где особенно обращают на себя внимание пословицы, посвященные матери: «Если любишь свою мать, не брани мать другого человека» (инг.), «Любящий девушку влюбляется и в ее мать» (абх.), «Отец умрет - полусирота, мать умрет - круглый сирота» (адыг.), «Кто не послушает совета своей матери, тот не достигнет своей цели» (черк.) [132. 23].

У народов Кавказа также много пословиц о семейных отношениях мужа и жены: «Брак, совершенный без раздумья - недолог» (каб.), «Если жена не даст палку, и муж не станет бить» (кар.), «Любящий чужую жену становится другом ее мужа» (инг.), «Лошадь приручай лаской, жену - похвалой» (даг.), «Горец! Уважай женщину, она мать твоих детей и хранительница домашнего очага» (осет.) [132. 33]. Знаменательно, между прочим, у всех кавказцев нет ни одного анекдота про тещу. Горец даже не представляет, что можно допустить непочтительность по отношению к бабушке своих детей. Подобное наблюдается и у чувашей, вероятно, со времен Великой Булгарии, когда у горцев были интенсивными духовные взаимосвязи с предками чувашского народа [18. 18-21].

Женщина-мать как обладательница многих добродетелей, по мнению народных педагогов, должна быть: «светла душой и телом», «в делах мастерица», «любящей и заботливой матерью», «аккуратной и чистоплотной хозяйкой», «в супружестве опорой мужу и верной женой», «уважительной к родне мужа», «веселой и находчивой», «уважительной и почтительной к старшим», «доброжелательной к старшим», «нежной и красивой». И как ни странно, красота оказывается далеко не на первом месте. Видимо, это объясняется тем, что красота для женщины считается чем-то само собой разумеющимся. Кроме того, ей надлежало оберегать себя от пяти основных скверн: не завидовать другим; не соблазнять мужчин, не поддаваться плохим помыслам; не гневаться, не злиться; не заниматься пустым ненужным делом. У горцев до сих пор сохранились пословицы: «Хорош ли ребенок- узнают по матери» (черк.), «Посмотрев на мать, бери в жены — дочь» (осет.), «В семье, где добрая хозяйка, всегда люди» (даг.), «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену» (абх.), «По чистоте чашки суди о пище, по матери выбирай невесту» (инг.) [132. 26].

Воспитание идеальной женщины происходило в приобщении девочек к ценностям, нормам, приписываемым народным мировоззрением хорошей хозяйке, жене, снохе, матери. Знание правил приличия, этикета -неотъемлемое составляющее этих качеств. В основном это изъявление почтения старшим женщинам и всем мужчинам, демонстрируемое стандартным набором регламентации - поведенческих и вербальных (вставание, молчание, односложные ответы, дорогу мужчине девушка не только уступает, но не смеет пересечь даже на довольно почтительном расстоянии и т.д.).

Этико-поведенческий комплекс, моделирующий социализацию детей, предполагал некоторые требования к внешности, особенно в отношении девушек. По свидетельству педагога И.Д.Канукова, «красавица у горцев Северного Кавказа должна быть непременно... с тонкой талиею. Миниатюрность талии достигается ношением корсета из сафьяна. У европеек корсет носят как замужние, так равно и девушки, у горцев же принято носить его только девушкам» [80. 293]. Однако кавказовед А.Шегрен справедливо добавляет, что «не у всех существует обычай зашивать девушек лет с 8-ми в корсеты, этого держатся только старшины» [169. 13]. Под старшинами следует понимать в данном случае представителей высших сословий.

Специфика воспитания этнического характера совершенного человек

Воспитывая цельную личность, народная педагогика целью идеального развития ставила, прежде всего, развитие этнического характера совершенного человека. Но что означает национальный характер? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. Понятие национального характера оказалось весьма крепким орешком для психологов, педагогов, социологов. Десятки лет они затратили на попытки описать его, но до сих пор эта задача считается невыполнимой. «При нашем нынешнем ограниченном состоянии познания и исследовательской технологии, - писали американские исследователи Л.Инкельс и Д.Левинсон, - нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет национальный характер. И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризисное» [9. 152]. Поскольку очевидно, что одной нации не может не быть присуща единая «модальная личностная структура», исследование национального характера сегодня представляет собой изучение степени распространенности в рамках того или иного общества определенных личностных характеристик. Следовательно, национальный характер связан с частотой распространения. определенных типов личности в национальном сообществе и таким образом, характер нации предстает не как совокупность психологических черт, а как доминирование какого-то типа личности, наличие его как «критической массы» индивидов [47. 48-50]. Писатель Ф.Нестеров в книге «Связь времен» отмечает: «...Через многие века и эпохи, передаваясь из поколения к поколению, складывались те черты и свойства, которые вкупе составили национальный характер» [118. 23]. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» народов Кавказа имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. Но не смотря на общность взглядов кавказских жителей на идеал, все же в разных горских этносах он имеет свои особенности. Различия в основном касаются профессии, ремесла, трудовой и общественной деятельности; по нравственным же качествам идеалы во многом сходны, хотя полного тождества между ними нет.

Кавказские народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у ингушей сохранилось выражение «совершенный ингуш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представление о хорошем человеке

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть всесторонне совершенной личностью, т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности жизни. В нем должны обязательно присутствовать сила воли, презрение к смерти, воинская доблесть, непримиримость к врагу, почитание заветов дружбы, чувство собственного достоинства, самолюбие и гордость. Идеалы воспитания грузин-горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми. Они должны не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими -нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс чести рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Совершенства оцениваются ими в противопоставлении отрицательным качествам человека. Формирование положительных свойств личности они рассматривают параллельно с перевоспитанием, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание - как сопротивление дурному влиянию извне укрепляет позиции воспитателя. Формирование положительных черт личности понимается здесь как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам.

У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинство адыга. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном своего народа». Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - таким хочет видеть любой народ своих воспитанников и, исходя из этого строит свою педагогическую систему. Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-іаки близки друг к другу. Всеми народами ценятся ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. Эти нравственные качества признаются всеми народами как положительные и утверждаются ими различными способами. Отрицательные же качества: лень, трусость, малодушие, жадность, лицемерие, честолюбие, повсюду вызывают порицание. И все народы без исключения пытаются бороться с такими людьми всевозможными средствами. При этом никогда не утратят своей актуальности такие качества как почтительное уважение к старшим, добрососедские отношения, сострадание к беззащитным, слабым. Пользуются всеобщим одобрением уважение к личности, защита слабого. Все эти явления очень жизненны. Они отвечают интересам каждого народа и каждого трудового человека в отдельности, способствуют более свободному выявлению личности, раскрытию ее способностей. Подобные отношения, разумеется, не являются раз и навсегда данными, они подвержены изменениям, совершенствованию, но при этом не утрачивают своего стержня, основных понятий о добре и зле, о понятии «идеал личности». Народы создали прекрасные образцы взаимоотношений между людьми в разных сферах жизнедеятельности. Они не потеряли своего значения до сих пор, и, по-видимому, не утратят его в будущем. В личностном идеале всех народов главное .— не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала, которые формируются и развиваются в семье. Семья как первичная ячейка общества выполняет материальные и моральные функции. К первым относятся производство материальных благ, накопление и потребление. Ко вторым - воспитание детей и связи семьи с обществом. Обе эти функции находятся в диалектическом единстве. Изменение материальных функций семьи вызывает определенные изменения и характера моральных ее функций [50. 22-28]. Поэтому представляется, что при создании общекавказской модели идеального становления личности данная попытка рассмотрения начала семейного воспитания может оказаться полезной.

Суть не только в том, что истоки воспитания находятся в семье, а в том, что началом воспитания идеала в горской семье считалось строгое и обязательное распределение социально-ролевых функций между членами семьи как обязательное и необходимое условие функционирования семьи в рамках общепринятых, строго обязательных установлений и традиций. Все воспитание, социализация личности ребенка к взрослой роли происходило не просто на словах, а в процессе исполнения им строго очерченных трудовых и нравственных обязанностей в среде, где поведение каждого члена семьи регулировалось вполне определенными нравственными установлениями. Получалось, что ребенок воспитывался в такой среде, где каждый человек из окружения ребенка являлся носителем «общего духа порядка».

«Общий дух порядка» прежде всего, указывает, что каждый член семьи должен заниматься тем делом, тем видом трудовой деятельности, который ему под силу, то есть соответствует его умственным и физическим возможностям. Каждый член общества должен знать и уметь определять свое статусное положение не только во внутрисемейных отношениях, но и вне семьи, в определении вида трудовой деятельности. Словом, в любых случаях в основе знаний и умений определения статусного положения лежат умственные и физические возможности самой личности. В быте любое, даже незначительное отклонение от этого установления, приводило к значительным недоразумениям, ибо общественному мнению давало повод усомниться в умственной и физической полноценности личности.

Это установление соблюдалось всегда и везде, оно крепко сидело в сознании любого кавказца с самого детства. Требовательное отношение к определению статусного места в личности ребенка воспитывалось с самого детства всем содержанием «общего духа порядка» через систему многочисленных запретов и разрешений, поощрений и наказаний, напутствий и пожеланий, тостов и т.д. Все члены общества в своем ежечасном и ежедневном поведении, следуя предписаниям и установлениям «общего духа порядка», опосредовали среду обитания ребенка. Благодаря сказанному ребенок получал наставления не только в форме пожеланий, напутствий, запретов, но и в виде наглядного примера. В таких условиях в ребенке вырабатывался автоматизм поведения, он приобретал необходимую рассудительность, опыт и навыки в нахождении своего места среди окружающих.

Методы и приемы воспитания совершенного человека в кавказской народной педагогике

Анализ фольклорных произведений, опыт семейного и общественного воспитания, отражённого в литературных источниках, даёт основание заключить, что наиболее распространёнными методами воспитании цельного человека в кавказской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение и наказание, испытание.

Народные педагоги считали, что наиболее действенным в воспитании личности является пример, так как он обладает наглядностью и эмоциональностью. Пример действует сильнее правил и наставлений. Его применение основывается на склонности детей к подражанию взрослым. Эта склонность обусловлена отсутствием у ребёнка жизненного опыта и доверием к старшим и проявляется тем активнее, чем авторитет старших. Не зря кавказские пословицы говорили: «Лаца ма лаца ден маж, лаьцча діа ма хеца - Не хватай отца за бороду, а коль уж ухватил, не отпускай» (чеч.); «Анэм ихабзэ пхъум ибзыпхъ - Привычки матери - выкройка для дочери» (адыг.); «Янэ епльи ыпхьу къащэ - Посмотри на мать и женись на дочери» (каб.); «Цубэмэ ахэтыр цушіу мъхъу - Бычок, который вращается среди многих быков, становится хорошим быком» (адыг.); «Цасфагнды неемай хгергеджы, баех дзынэз рауайдзэзн - Сколько не бей осла, в коня он не превратится»; «Сывазллон цы уына, уый казны - Что ребенок видит, то и делает»; «Сывэгллон хистэгртэей цы хъуса, уый дзуры - Что ребенок слышит от старших, то и говорит» (осет.) [132. 432]

Благоприятное воздействие на формирование целостной личности оказывал пример героев произведений нартовского эпоса, исторических личностей. Родители делали так, что выводы, которые следовали из их героической жизни, благородного поступка, вытекали бы сами по себе.

Пример лучших людей из народа, их замечательная жизнь и деятельность оказывали сильное влияние тогда, когда не только пробуждалась мысль, но и оказывалось воздействие на чувства и волю детей.

Народная педагогика обобщила требования к родителям, воспитателям, необходимые для успеха воспитательного воздействия примера. В числе этих требований - высокий уровень их нравственности, единства слова и дела, недопустимость требования безусловного повиновения детей, уважение личности ребёнка, ответственность за воспитание перед семьёй и обществом.

Учитывая интересы ребёнка, его склонность к подражанию, народная педагогика требовала благопристойного поведения от родителей. Раз привычки матери - выкройка для дочери, а привычки отца - пример для поведения сына, то матери и отцу, как и всем, кто занимается воспитанием детей, прежде всего, нужно быть самим воспитанными, быть примером во всём. Нравственные поступки и поведение старших, их честность и требовательность к себе были наглядным образцом для детей.

Горцы считали, что только примерные родители воспитывают хороших детей. Какими бывали поведение, манеры родителей, такими качествами обладали и дети. Поэтому, насколько воспитанными вырастали дети, судили о достоинствах родителей: «Плохое потомство для родителей - страшная болезнь, а для людей - несчастье», «Недостойный весь род позорит» [2. 77]. При этом народные педагоги знали, что авторитет родителей, честь и достоинства рода особенно действенны в ранней юности, когда в моральных чувствах взрослеющего человека занимают важное место убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с людьми, мечты о будущей взрослой жизни.

В горских семьях, где отец и мать заботились о своих детях и поддерживали разумный порядок в доме, сочетая строгость и справедливость отца с добротой и мягкостью матери, они сами являлись примером в общественной жизни, всегда имели авторитет. Такие родители пользовались уважением, а дети их гордились таким авторитетом и старались нигде не уронить его. Об этом говорят следующие пословицы: «Отцовская честь детям в сбережение», «Фарн отцов в страну мёртвых не уходит» [2. 129]. Таким образом, положительный пример, авторитет родителей, старших в педагогике трудового народа определяется как значительный фактор формирования нравственного облика детей и молодёжи.

Также одним из ведущих методов нравственного воспитания в народной педагогике было убеждение. Оно означает воздействие на рассудок, чувство и волю детей с целью выработки у них нравственных черт и устранения отрицательного в поведении. С помощью разъяснений, сравнений, сопоставлений, доказательств ребёнок осознавал нормы и правила поведения, руководствовался ими в повседневной жизни и деятельности.

Убеждение детей в раннем возрасте народная мудрость рассматривала как внушение с помощью слова, задушевной беседы, необходимости выполнения норм поведения, действий и поступков, соответствующих общественным интересам. Убеждая, родители, старшие члены семьи выражали детям доверие и уважение, одобряли их положительные поступки, добрые дела, поддерживали инициативу и самостоятельность, тем самым стимулировали положительное поведение. Убеждение подростков руководилось в процессе бесед о нравственности и удовлетворения потребностей в должной нравственной деятельности. Во время бесед, создавая доверительную обстановку, родители, воспитатели передавали подросткам новые сведения о конкретных правилах поведения в общественных местах.

В процессе беседы достигалось взаимопонимание родителей, старших и молодёжи, обеспечивалась согласованность определённых действий, поступков, поведения воспитуемых. Общение способствовало также обогащению молодёжи знаниями, расширению их культурного кругозора, формированию убеждений, ценностных ориентации.

Средствами убеждения, с помощью которых народная педагогика воспитывала высокие моральные качества, был народный фольклор. Говоря об осетинских сказках как о средстве ведения этических бесед, нельзя не подчеркнуть, что в них доступно для детей выражены нравственные понятия добра и зла. Важным средством убеждения в нравственном воспитании молодого поколения являлись пословицы и поговорки. Так же, как и сказки, пословицы и поговорки имеют ярко выраженную дидактическую направленность, которая эмоционально и убедительно преподносит нравственные идеи. Объяснение, беседа и другие виды морального воздействия, насыщенные пословицами и поговорками, выразительны и более доходчивы, убедительны. Многие пословицы и поговорки прямо или косвенно поучали, давали полезные советы: «Кто трудится, тому и Уастырджи помогает», «Кто трудные дела выбирает, тот их и совершает», «Неси ношу сам, не сваливай её на чужие плечи», «Не потрудишься, не проживёшь», «Не забывай того, кто сделал тебя человеком », «Не ищи себе долю там, где не потрудился» [2. 79].

Другие пословицы и поговорки обращались к молодым и назидательно советовали: «Стремись завоевать не мир, а его мудрость», «Требуй добра от себя, а в других его ищи, найдёшь», «Что делаешь, делай по чести» [132. 44]. Метод убеждения использовался для корректирования поведения детей с помощью хорошего и порицания плохого, для объяснения характера допущенных нарушений с точки зрения принятых правил и норм поведения. Исправляя поведение ребёнка, родители создавали определённые условия, при которых требуемое действие, поступок вытекали из жизненного опыта. Использование этого метода в воспитательной практике народная педагогика связывала с предъявлением к воспитателю требования быть искренним в отношениях с детьми, не допускать равнодушия к ним.

Метод убеждения формировал нравственное сознание детей и молодёжи, которое определяло их поведение.

В педагогическом опыте горцев универсальным методом всестороннего воспитания выступали приучение и упражнения в их единстве. Семья, взрослые приучали ребёнка с малых лет вести себя в семье, общественных местах и наедине с самим собой в соответствии с нормами общежития, народными обычаями и традициями. Приучение народная педагогика рассматривала как тренировку детей в определённых действиях и поступках с целью выработки у них умений и навыков поведения. Умения раскрывались как элементарные действия, вырабатывавшиеся на основе усвоения первоначальных представлений и понятий о том, как надо вести себя в семье и обществе, и в результате многократных повторений или подражания конкретному образцу. Навыки означали самостоятельные действия, поступки, сформировавшиеся в результате самостоятельных усилий. Выработанные умения и навыки народная педагогика считала проявлением у воспитанников единства слова и действия, результатом следования или жизненным убеждениям.

Так, детей и молодёжь горцы приучали вести себя достойно за столом и на улице, приветствовать старших, благодарить за услугу, соблюдать в доме порядок и так далее. Упражнение выступало как средство реализации метода приучения. Оно способствовало закреплению необходимых качеств личности молодых людей с помощью повторного выполнения того или иного действия с соблюдением соответствующих требований. Упражнения дополнялись знанием, раскрывающим смысл и целесообразность соответствующего действия, деятельности, поведения.

Применение идей кавказской народной педагогики об идеале совершенной личности в работе современной школы

В наше сложное время не только молодое поколение пытается понять, утвердить, осознать себя как часть общечеловеческого организма, но и все общество в целом как бы заново себя осмысливает, пытается определить связь между прошлым и настоящим. Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан со своими далекими предками: с их традицией, мышлением, культурой. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок - и никто другой - свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанных человечеством, ребенок становится Человеком. В этом и состоит основная цель воспитания, которая по народным представлениям заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни. Об этом свидетельствует народный эпос. Однако эффективное использование элеменов этнопедагогики, родной литературы и родного слова в воспитании детей во многом зависит от состояния национальной системы образования, деятельности государственных и общественных организаций. В работе показано, что только национальная школа способна воплотить идею воспитания личности на основе народного идеала человека. Именно в национальных учебных заведениях происходит целенаправленное воздействие на учащихся различных факторов народного воспитания: родного языка, литературы, традиций и обрядов, элементов декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время, при недостаточно развитой системе национального образования, отсутствии научно обоснованных подходов к решению диссертационной проблемы, во всех кавказских республиках идет лишь апробация различных типов национальных, инновационных учебно-воспитательных учреждений, которые строили бы свою систему воспитания подрастающего поколения на народном идеале человека. Каждая республика вводит в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений предметы и курсы, отражающие национально-региональную специфику. К сожалению, подобный подход решает познавательные проблемы обучения, практически не касаясь воспитательных задач, вопросов развивающего обучения. Данный факт подтолкнул в 2006 году автора настоящего исследования к разработке учебно-развивающего курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который читался в рамках предмета «Традиционная культура осетин», преподающегося в 8-9-х классах средних общеобразовательных школ Республики Северная Осетия-Алания.

Основной целью данного спецкурса являлось развитие национального менталитета школьников на народных представлениях о воспитании идеального человека.

Данный спецкурс читается в 9 классе во втором полугодии и состоит из 18 уроков (по 2 урока в неделю).

Спецкурс состоит из двух разделов. В первом разделе «Сущность идеала совершенной личности в народной педагогике Кавказа» даётся понятие идеала в его социально-историческом развитии, демонстрируются представления горцев об идеале и его этническая характеристика, рассматриваются методы и приёмы воспитания совершенного человека в горской педагогике. Он состоит из 6 уроков.

Во втором разделе «Система воспитания совершенного человека в горской народной педагогике» раскрываются все стороны воспитательной системы кавказских народов. В неё входит подготовка совершенной личности, способной переносить в жизни трудности и невзгоды, наделенной умом, физической силой и нравственными добродетелями. При этом обращено внимание на поэтику народного фольклора. Данный раздел рассчитан на 12 уроков.

Методологические установки курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» включали различные формы и средства обучения и воспитания подростков. Например,, это могли быть экскурсии, беседы с интересными людьми, разнообразные игры, викторины, участие в театрализованном фольклорно-поэтическом вечере, просмотр исторического видеофильма с последующим обсуждением. Здесь, по нашему мнению, соединились элементы детского творчества и развитие у детей пространственно-исторического мышления.

Экспериментальное введение спецкурса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» в рамках официальной учебной программы «Традиционная культура осетин» показало, что:

- ребенку необходимо прививать чувство гордости прошлым своего и соседних с ним кавказских народов, указывая при этом на то, что в истории Кавказа было много трагических событий, в ней также существует огромное количество примеров человеческого совершенства, взлетов национального духа, национального самосознания, дружбы народов. При этом негативные моменты кавказской истории следует показать лишь с той целью, чтобы извлечь из них нравственный урок во избежании возможных ошибок в будущем;

- рассказы об исторических событиях и личностях на занятиях учебно-развивающего курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» помогают учащимся лучше понять этические ценности изучаемой эпохи народов. Исходя из нравственных чувств и представлений, педагог предлагает подросткам дать оценку тем или иным поступкам исторических деятелей; тем самым, в ходе обсуждения ребята приучаются к моральному выбору, сопереживанию, сочувствию, гуманности и благородству, т.е. ребята начинают стремиться к самосовершенствованию;

- данный спецкурс может входить составной частью в предмет «Традиционная культура осетин», а также другие дисциплины общеобразовательной школы: физическую культуру, трудовое воспитание, музыкальное искусство, изобразительное искусство, историю, литературу, географию, так как включает национальный компонент, и тем самым, он показывает комплексность и системность процесса воспитания школьников на народном идеале человека.

Всё это подтолкнуло нас к определению уровня сформированности у учащихся МОУ СОШ № 5(г.Алагир), МОУ СОШ (с.Бираегъзаенг) заинтересованного отношения к воспитанию у себя качеств, необходимых совершенной личности. При этом мы придерживались следующих критериев: когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно- практического. По избранным критериям и их показателям на этапе констатирующего эксперимента определили уровни усвоения школьниками этнокультурных ценностей: высокий, средний, низкий.

Констатирующий эксперимент состоит из двух этапов: анализ подготовки учителей и исследование роли и места традиционных этикетных норм поведения в формировании самосознания, совершенствовании жизнедеятельности учащихся.

На первом этапе констатирующего эксперимента нами изучена социально-психологическая и методическая готовность учителей к формированию гармонически развитой личности на примерах народной педагогики. Цель его проведения была связана с выяснением зависимости уровня воспитанности школьников и такими качествами учителя, как показатель его личностного отношения к народной педагогике, осознанием своей роли как носителя национальной культуры, отношения к причинам низкой эффективности образования, самооценка уровня владения методами воспитания.

Нами были проанализированы учебные планы, планы воспитательной работы классных руководителей, учебные программы, содержание учебных предметов, было организовано наблюдение за учебно-воспитательным процессом школ, проведены беседы с учителями, руководителями школ и родителями. Как показывает проведенное обследование, единственным предметом, всецело направленным на изучение национальных установок личности является предмет «Традиционная культура осетин», который ведут учителя-историки. Однако, несмотря на 8-летний срок его преподавания, до сих пор стабильной программы нет, а имеющиеся авторские программы в большей части составлены непрофессионально. Некоторые педагоги сами плохо знают традиционные этикетные нормы, считают их пережитком прошлого.

Учителям были предложены 2 вида вопросников, каждый из которых включал по 30 вопросов. В эксперименте приняли участие 157 учителей-предметников, из которых 55,4% (87 человек) работают в городских школах, остальные — в сельских. Стаж работы в школе у опрошенных был различным: у 2,5% учителей стаж до 5 лет, у 30% — от 5 до 10 лет, у 34% — от 10 до 20 лет, у 11% учителей стаж работы равнялся от 20 лет и выше. Из всех опрошенных все имели высшее педагогическое образование и работали в старших классах средних школ.

Похожие диссертации на Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа