Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Семеняка Татьяна Владимировна

Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы
<
Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семеняка Татьяна Владимировна. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Семеняка Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/851

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основания воспитания семейно- нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы 18

1. Понятие «семейно-нравственные ценности у школьников» 18

2. Взаимодействие преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании семейных ценностей у школьников 38

3. Педагогика создания единого воспитательного пространства семейно-нравственных ценностей у школьников 59

Глава II. Совершенствование процесса воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы 80

1. Совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин с целью воспитания у школьников семейно-нравственных ценностей 80

2. Совершенствование внеклассной работы с целью воспитания у школьников семейно-нравственных ценностей 102

3. Интеграция процессов преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании семейно-нравственных ценностей у школьников 123

Заключение 152

Список литературы 157

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена многообразием и сложностью задач воспитания человека XXI века. Процессы модернизации, происходящие в современном российском обществе, породили глубокий кризис многих сторон общественной жизни, в том числе, негативно отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, привели к девальвации семейных ценностей, отчуждению молодежи от институтов воспитания. Эта существенная трансформация отчасти привела к смене ориентиров и приоритетов в воспитательном процессе учащихся в школе, отсутствию налаженной системы взаимоотношений педагога и родителей, соответствующей требованиям времени.

Прежде всего, большинство родителей неуважительно относятся к школьным педагогам, фиксируют немощность педагогов, констатирующих те или иные черты в поведении учащихся. Дело в том, что педагоги предлагают родителям «принять меры» для исправления, не произведя профессионального анализа и не предлагая конкретных научно-методических рекомендаций.

На процесс воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников влияют объективные и субъективные факторы, педагогические условия и система взаимодействия школы и семьи. Прежде всего следует отметить, что пока не существует законодательной базы в отношении обязанностей работы педагога школы с родителями, ибо это не предусмотрено реестром его профессиональных обязанностей и оплаты такого рода труда. Основой школы является социальная норма, которую осваивает, усваивает и присваивает школьник в ходе учебного процесса и в пространстве школьных отношений. Если оба института плохо выполняют свои обязанности, то существуют государственные учреждения, профессионально контролирующие своих подопечных.

Анализ деятельности школ по воспитанию семейно-нравственных отношений у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы позволил выявить противоречия между:

- острой потребностью современного общества в воспитании семейно-нравственных ценностей у школьников и недооценкой значения процесса взаимодействия семьи и школы на практике;

существующим традиционно сложившимся подходом к определению содержания форм и методов обучения и объективными потребностями качественно нового отношения к воспитанию семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы.

Все вышесказанное определило научную проблему исследования, которая вытекает из противоречий между требованиями нашего общества о смещении границ таких общественных институтов как школа и семья в сторону взаимодействия семьи как формы общности людей, состоящей из соединенных браком мужчины и женщины, их детей и школы как социального института, передающего по исторической эстафете семейно-нравственные ценности и обучающего жить детей в мире материальных продуктов культуры.

В данном исследовании воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин рассматривается как острая необходимость поиска эффективных взаимоотношений семьи и школы, для чего нужна коррекция содержания образования, психологических установок субъектов, последовательная реализация которых обеспечит стабильность «взаимодействия субъектов».

Как показывает практика, высоким воспитательным и развивающим потенциалом, влияющим на становление системы семейно-нравственных ценностей ученика, обладает педагогическая деятельность, осуществляемая во внеурочное время. Не отрицая важности повышения уровня духовной культуры школьников на начальном этапе воспитания семейно-нравственных ценностей отметим особую актуальность внимания к художественно-творческой (исполнительской) деятельности, не только в форме репетиционной работы, наиболее эффективно осуществляемой на внеурочных занятиях, но и в формах культурно-досуговой деятельности с родителями.

Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников происходит под влиянием широкого спектра факторов. Вряд ли только некоторые из них могут претендовать на приоритетную, личностнообразующую роль в этом процессе.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ специальной литературы и диссертационных исследований, посвященных процессу воспитания семейно-нравственных ценностей подрастающего поколения обусловили обращение к разнообразным научным источникам социально-философского, социально-культурного, психолого-педагогического характера.

Данная проблема была рассмотрена учеными философами (Конфуций, Гомер, Плутарх, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Квинтилиан и др.); мыслителями - гуманистами (Ф. Рабле, М. Монтень, Т.Мор, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес и др.).

Большой научный потенциал заключен в трудах классиков мировой педагогики (Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А.Гельвеций, И.Г.Песталоцци и др.). Огромный вклад внесли отечественные ученые,

как дореволюционного (В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.), так и советского периода (А.В.Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, П.П. Блонский, В.А.Сухомлинский и др.).

Социально-психологические проблемы воспитания семейно-нравственных ценностей личности были освещены в трудах многих отечественные психологов разных времен (Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Л.Н. Божович, И.С. Кон, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн, А.Е. Личко, Л.М. Фридман, И.Ю.Кулагина и др.), потребовало необходимость внедрения их идей в институте школы и семьи на основе разработанных ими системы ценностей.

А.Н. Леонтьев, В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Х.Хекхаузен, Э.В. Соколов, Ш. Шварц и др.) заложили основы воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы.

В разработке методологического основания исследования данной темы были использованы идеи таких учёных, как М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского, В.Н. Гончарова, В.А. Дмитриенко, Н.А. Лурия, Н.Д.Никандрова, В.М. Розина, В.А. Сластенина, В.Н. Филиппова, В.Д.Шадрикова, которые внесли значительный вклад в разработку социально-философских проблем концептуализации научного стиля мышления, в определении принципов воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников.

Проблема воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в педагогических исследованиях «разбита» на ряд частных задач по развитию семейных и нравственных ценностей культуры школьников, по воспитанию отдельных качеств, умений, навыков, характеристик.

Назначение и характер взаимодействия школы и семьи раскрыты в трудах Ю.К. Бабанского, В.А. Болотова, B.C. Безрукова, А.С. Белкина, П.Ф. Каптерева, В.М. Кроля, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, А.Н.Лутошкина, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.И. Смирнова, С.Л.Соловейчик, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и т.д.

Особенно ценным для исследования является научная разработка проблем внеклассной работы со школьниками с позиций теории, методики и организации социально-культурной деятельности, которая нашла отражение в трудах А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, В.В. Корешкова, СМ. Оленева, Н.А. Паршикова, В.С.Садовской, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева,

Е.В.Утина, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др.

Проведенный нами анализ диссертационных исследований по проблеме воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы позволяет нам сделать вывод о том, что в этих исследованиях практически не затрагивается вопрос взаимодействия педагога со школьником и его семьей в контексте ценностных ориентации последнего.

Анализ специальной литературы и диссертационных исследований показал, что воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников как самостоятельная тема до сих пор не рассматривалась.

Поэтому осмысление сущности воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы требует специального научного исследования, основ ее педагогического совершенствования в учебно-воспитательном процессе, разработки технологий взаимодействия школы и семьи.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы и обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы».

Объект исследования - воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников.

Предмет исследования - процесс воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы.

Цель исследования - разработать модель по воспитанию семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы современной школы, имеющей важное значение для насыщения учебной и внеурочной деятельности на основе инновационных технологий взаимодействия педагога и школьника, педагога и семьи школьника.

В соответствии с целью исследования сформированы следующие задачи:

- раскрыть понятие семейно-нравственные ценности;

- обосновать дидактическую концепцию воспитания семейно-
нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин и внеклассной работы;

- рассмотреть эффективность дидактической концепции воспитания
семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин и внеклассной работы;

охарактеризовать педагогические закономерности формирования (создания) единого воспитательного пространства семейно-нравственных ценностей у школьников;

выявить содержание, способы, средства и формы внеурочной работы, стимулирующие педагогов, школьников и членов их семей на воспитание семейно-нравственных ценностей;

разработать авторскую модель взаимодействия школы и семьи, направленную на воспитание семейно-нравственных ценностей в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы и внедрить ее в практическую деятельность.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы будет наиболее эффективной, если:

учитываются возрастные, индивидуально психологические и физиологические особенности школьников;

именно семья будет важнейшей средой воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников, определяющих образ жизни и конструктивное поведение на уровне нормативных идеалов и личностных приоритетов;

- разработана и реализована на уровне теории и практики модель
технологии «сопряжения», взаимосвязи двух разных институтов школы и
семьи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной
работы.

Методологическую основу исследования составили:

- положения диалектико-материалистической философии о теории
познания, о ведущей роли деятельности в развитии личности, о
диалектическом единстве теории и практики;

-методологические концепции формирования личности педагога в системе педагогического образования (Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, Т.Е. Исаева, Л.Н. Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Л.Б. Соколова и др.) и педагогической культуры (В.А. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, А.В. Морозов, А.В. Мудрик, И.А. Невский, Д.В. Чернилеский и др.);

- методологические разработки в области психологии личности
(А.А. Бодалев, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и
др.) в области психологии труда (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников,
З.А.Решетова и др.), психодиагностики профессионально важных качеств
личности (В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.А. Шадриков и др.),
профессиональной ориентации, профотбора и профподготовки (В.А.
Бодров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.);

- аксиологический подход в образовательном процессе (Ю.К.
Бабанский. Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский. М.С. Каган, П.И.
Пидкасистый, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, Н.Е. Щуркова и др.);

- воспитание ценностных ориентации в семье и школе (Ю.П. Азаров,
А.Н. Леонтьев. В.Н. Мясищев. С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фелыптейн и др.).

Методы исследования.

Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются:

- теоретические методы: изучение и анализ специальной
философской, психолого-педагогической и научно-методической
литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической
документации, общетеоретические методы анализа, синтеза,
теоретического моделирования.

- общелогические методы (моделирование, сравнение). Изучение и
обобщение педагогического опыта по проблеме исследования,
концептуализация образовательной практики. Применение
методологических установок, определенных информационной
парадигмой, теорией самоорганизации.

- эмпирические методы: наблюдение и анализ практической
деятельности педагогов и школьников в рамках социально-
педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная работа по
разработанной программе воспитания семейно-нравственных ценностей у
школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и
внеклассной работы, психодиагностические (тесты на выявление уровня
интеллекта, креативности, проективные, личностные, социометрия,
анкетирование, беседа, опрос). Методы статистической обработки
данных, диагностика воспитания семейно-нравственных ценностей у
школьников на основе аксиологического подхода.

Базы исследования. Исследовательская работа проводилась в
государственном образовательном учреждении средняя

общеобразовательная школа №5 и №12 городского округа Химки Московской области управления образования Департамента образования и государственном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №709 и 759 Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Организация исследования. Исследование осуществлялось с 2004 по 2009 годы и проходило в три этапа.

На первом этапе (поисковом), (2004-2005 г.г.) было выявлено современное состояние проблемы; изучалась философская, социологическая, культурологическая, психолого-педагогическая литература по теме диссертации: анализировались различные подходы решения проблем воспитания семейно-нравственных ценностей у

школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы; определялись методологические и теоретические основы диссертации.

На втором этапе (констатирующая часть опытно-экспериментальной работы), (2005-2008 гг.) осуществлялась разработка сущности и содержания воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы; были определены основные способы взаимодействия школы и семьи; разработаны технологии взаимодействия в современной школе, направлений, форм, методов и перспектив взаимодействия с родителями в решении проблем воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Государственном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 5. В целом в исследовании участвовали 252 школьника и 197 родителей. В экспериментальных акциях участвовали 12 сотрудников департаментов образования школьников городского округа Химки Московской области и Северо-Восточного окружного управления образования г. Москвы.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) (заключительном) была завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования, сделаны научно-методические рекомендации, подведены итоги.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обоснована сущность воспитательного потенциала школьников к
восприятию семейно-нравственных ценностей в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин и внеклассной работы;

- определено понятие «воспитание семейно-нравственных
ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных
дисциплин и внеклассной работы» на основе школьной и семейной
педагогики, их духовного опыта мотивационно-потребностного развития
личности школьника, освоения им высших гуманистических ценностей
культуры, активизации самостоятельной деятельности в условиях школы
и семьи;

- выявлена системообразующая целостность воспитания семейно-
нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания
гуманитарных дисциплин и внеклассной работы, которая обеспечивается
наличием базовых ценностей, сохраняющих аксиологическую
целостность учебно-воспитательного процесса и внеурочной работы;

- рассмотрены по-новому компоненты процесса воспитания
семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания

гуманитарных дисциплин и внеклассной работы как сложное и многогранное сочетание личностных качеств педагога, его общей культуры, специальных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять проведение занятий на уроках гуманитарного цикла и внеклассной работе;

- разработана педагогическая модель, структурирующая процесс воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников как деятельности, которая становится активным носителем социальных и культурных ценностей, выработанных человечеством в ходе всего исторического развития.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: разработан понятийно-терминологический аппарат воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Выявлены теоретические положения воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы, обеспечивающие взаимодействие школы и семьи на основе освоения общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, через формирование потребности расширения круга ценностных ориентации в системе семейно-нравственных ценностей, для которой характерна динамика к изменению состава компонентов (ценности, нормы, правила, традиции, обычаи, ритуалы, архитипы).

Создана педагогическая концепция взаимодействия школы и семьи, основывающаяся на обращении к онтологическим основаниям, что позволяет реализовать идею трансформации семейно-нравственных ценностей в личностные через их предметное воплощение. Школьная и семейная педагогика позволили обосновать понятие «единая воспитательная позиция школы и семьи», определены принципы педагогической организации взаимодействия школы и семьи, введен и обоснован метод аксиологического освоения гуманистических ценностей в преподавании дисциплин данного цикла, обеспечивающий практическое освоение поведения школьников в социуме. Разработана и апробирована система воспитания у школьников ценностных ориентации в процессе обучения и внеурочное время.

В структуре образовательного процесса школьников выделены следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, включающий педагогические ситуации, педагогические задания, стимулирующие школьников на воспитание семейно-нравственных ценностей; когнитивный (задания на приобретение необходимой теоретической и практической базы для школьников в семейной жизни; креативный

(активное использование инновационных воспитательных технологий в семье).

В качестве теоретических предпосылок рассмотрены наиболее существенные компоненты дальнейшего исследования. Это создание ценностно-ориентированной педагогической среды, готовность к совместной деятельности, способность к диалогическому общению в процессе воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы, умение видеть противоречия и проблемы в школе и семье, выдвигать «встречные» оригинальные решения учебных задач, осознать ценность семейно-нравственных отношений и в будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников может осуществляться через реализацию разработанной педагогической модели посредством договоров и соглашений школы и семьи с опорой на принцип интеграции изучения гуманитарных дисциплин в сочетании с основами семейной педагогики и активным профессиональным общением с семьями школьников.

Построена педагогическая модель, которая позволяет использовать ее в средних общеобразовательных школах в воспитании семейно-нравственных ценностей у школьников.

Практическое значение имеет также апробация и внедрение в практику коррекционной деятельности психологической службы г.Химки, реализующей ценностные ориентации личности школьников и членов их семей.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении факультативных курсов в общеобразовательных учреждениях и в системе курсов повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивались методологической обоснованностью исходных
теоретических предпосылок исследования, связанных с аксиологическим
подходом к решению проблемы, разнообразием литературных
источников; опорой на широкий спектр научно-педагогических
источников, обобщающих достижения дидактики; оптимизации учебно-
воспитательного процесса в школе; реализации семейной педагогики и
технологии взаимодействия школы и семьи; адекватной его логики и
понятийно-терминологическому аппарату и совокупности

взаимодополняющих методик, которые нашли отражение в опытно-
экспериментальной части исследования. Репрезентативность
эмпирического материала, его апробация, сообщения на научных

конференциях позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись автором:

- на международных, российских, региональных межвузовских конференциях: международной научно-практической конференции «Мир культуры - культура мира» с сообщением «Культура быта - основа семейных ценностей» (Москва, 18-19 мая 2005 г.); международном «круглом столе» (Москва, 2 декабря 2006) «Творчество и создание: наука, культура, образование XXI века» с докладом «Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников во внеурочное время»; международной научно-практической конференции «Науки о культуре: современный статус» с сообщением «Взаимодействие преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании семейно-нравственных ценностей у школьников» (Москва, 13-14 декабря 2006); третьей международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современные концепции и традиции» с докладом «Педагогика создания единого воспитательного пространства семейно-нравственных ценностей у школьников» (Москва, 25-26 декабря 2007); международном круглом столе «Книга - путь к духовно-нравственному здоровью общества» с докладом «Совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин с целью воспитания у школьников семейно-нравственных ценностей» (Москва, 14 апреля 2008); международной практической конференции «Культурная политика на современном этапе: международные аспекты» с сообщением «Интеграция процессов преподавания гуманитарных дисциплин в международной образовательный модуль» (Москва, 3 июня 2009); в IV фестивале науки с докладом «Теоретические основания воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы (Москва, 9-11 октября 2009);

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на
кафедре культурно-досуговой деятельности Московского

государственного университета культуры и искусств 20 декабря 2009 года, протокол № 10.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модернизация российского образования - это сложный, многогранный и непрерывный процесс, его результатом служит переход к европейским стандартам образования как целостной системы, устремленной к построению жизненного мира школьника, ориентирующегося на общечеловеческие ценности, где семейно-нравственные занимают одно из ведущих мест. Эффективность этого процесса обусловлена влиянием социально-политической, социально-

экономической и социально-культурной ситуаций в стране, отечественными национально-культурными и историко-культурными традициями и взаимодействием школы и семьи.

  1. Методологической основой является аксиологический подход совершенствования взаимодействия школы семьи в воспитании семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы. Интеграция научных концепций, ценностно-ориентированного и активно-деятельностного подходов способствует воспитанию семейно-нравственных ценностей у школьников в зависимости от их условий жизни.

  2. Семейно-нравственные ценности школьников рассматриваются автором диссертации как модель поведения, обусловленная императивом и обеспечивающая сохранение опыта предшествующих поколений, обеспечивающих развитие духовно-нравственного, психического и физического здоровья школьников.

На уровне семейно-нравственных ценностей, воспитание представляет собой совокупность компонентов, составляющих единство рационального и эмоционального, реализующих потребности школьника в семейных отношениях, межпоколенной преемственности, в любви, дружбе, доверии, благодарности, близости интересов, существовании положительных эмоций, гедонизма и достижений. На этом уровне ценностные ориентации школьников регулируют поведение, обеспечивают способы достижения целей его жизнедеятельности, формируя его отношение к окружающему миру, себе, своему поведению, к своему образу жизни.

4. Развитие интеллекта, речи и эмоционального мира школьника из
неблагополучных семьей происходит значительно медленнее. Особую
важность здесь приобретает воспитание уважение к матери на этой основе
доброты, сердечности, уважения к отцу, что позволяет формировать
дружбу, верность, ответственность за семью.

Психологические особенности, реализующие ценностные ориентации школьника на уровне индивидуальных качеств личности и личностных приоритетов, выражаются в знаниях, умениях и навыках основ конструктивного и деструктивного поведения, влияющих на образ жизни, на преодоление девиантного поведения.

5. Отношения учителя и ученика на уроке формируются на основе
норм, регулирующих данные отношения: чуткость и уважение личности
каждого субъекта, соблюдения во всем принципа справедливости.

В связи с тем, что уклад семейной жизни значительно изменился, поэтому сегодня взаимодействие школы и семьи зависит от:

оптимизации организационно-управленческой деятельности школы;

степени сформированности устойчивой системы ценностных ориентации школьников;

реализации технологий в учебном процессе и в условиях внеурочной деятельности школы;

деятельности психологической служба школы как фактора воспитания семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, заключения, списка литературы и приложения.

Понятие «семейно-нравственные ценности у школьников»

Отсюда, анализ произведений народного творчества, опыта деятельности народа в воспитании подрастающего поколения, нашедшего отражение в обычаях, обрядах, традициях и других источниках, которое дает основание заключить, что составными частями (задачами) формирования нравственно целостной личности являлись следующие16: - добросовестное отношение к труду; - бережливость; патриотизм; - национальное достоинство; - справедливость; - забота о здоровье; - коллективизм, товарищество, дружба; - стремление к знаниям; - гуманное отношение к людям; культура поведения; - нравственный долг и совесть, честь и достоинство человека; - честность и правдивость, скромность и простота; - нравственные устои семейно-брачных отношений; религиозность. Вместе с тем также и практика показывает, что в формировании человека нового типа необходимо учитывать специфику того или иного региона, в котором сохраняются особенности быта, культуры, нравственных устоев.

Обращение к духовной культуре, вопросам эстетического воспитания позволит влиять на формирование ценностных ориентации школьников, поскольку эстетическое воспитание взаимосвязано с семейно-нравственным воспитанием.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и д.р.), -одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также и других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

Современные родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и д.р.). Взаимодействуя с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии школьника, родители ищут пути совместной деятельности с профессиональными педагогами. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их школьник.

При этом в каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. «Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться»17. Речь идет о благополучной семье, когда у родителей есть определенная система ценностей и жизненные цели. Если семья не благополучная, тогда уклад жизни в ней течет и постоянно меняется. А если в семье нет порядка, один день не похож на другой, у каждого члена семьи своя жизнь, свои интересы, то ощущения родного дома у школьника не возникает.

Итак, мир каждой семьи неповторим и уникален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом. Школьник входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. Ценность школьника подчеркивается в подобных семьях. Оптимальным условием для развития детей является любящая семья.

Любящая семья - это семья, достигшая гармонического взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми -большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. «Учить чувствовать, - писал В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Требования к школьнику, содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной системы в семье. Воспитательные системы в семьях различны не только в конкретных семьях, но и у целых народов. Например, для японской системы воспитания характерно мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте повышается строгость, требовательность. Европейская модель воспитания несколько иная: в раннем возрасте воспитание достаточно регламентировано правилами, требованиями взрослых, но по мере взросления ребенка внешний контроль ослабляется18.

В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни. В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находит отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления - определенная форма выражения требования. Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития школьника.

В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания. А.В. Петровский19 выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирно сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

При этом, семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами (детским садом, школой) в формировании таких нравственных качеств, как гуманные отношения, коллективизм. Также эмоциональное воспитание ребенка, воспитание трудолюбия, формирование положительных привычек поведения, дисциплинированность, воспитание честности — бесспорно прерогатива семьи.

Тем самым, все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию и воспитанию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которой каждый из них обладает теми или иными преимуществами. Так, школа более квалифицированно, чем семья осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей и т.д.

Взаимодействие преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании семейных ценностей у школьников

Как показывает наше исследование сегодня знания детей о семье и воспитание семейных ценностей находятся на низком и примитивном уровне, так как в общеобразовательных программах для школьных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

Исследования таких авторов как Т.А. Березина, Е.С. Бабунова, Т.М. Баринова, Н.В. Демидова говорят о том, что соответствующие знания детей иллюзорны, фрагментны, не соответствуют действительности. Поэтому на сегодняшний день появляется необходимость восполнить не достающие знания с помощью взаимодействия преподавания гуманитарных уроков и внеклассной работы.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы школьника с антропологической позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы человеческой жизни \ Гуманитарная «человекообразующая функция» - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и духовного здоровья, нравственности.

При этом гуманитарность отражена в существующих программах знакомства детей с окружающим миром, где представлены знания о семье и семейных ценностях, например, O.K. Васильева. С. А. Козлова. На протяжении содержания программ у них прослеживается идеи о ценностях семьи, проведения досуга в семье, о необходимости дарить радость близким, понимать их настроение и т.д.

Своеобразная программа формирования у школьников представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится и в народной педагогике. Нам передано бесценное наследство материальной и духовной культуры через основные положения народной педагогики. Это обращение к произведениям народного устного творчества (сказкам, пословицам, частушкам и т.д.). Тем самым, здесь прослеживается, как народ вводил школьников малых лет ребенка в мир семейной жизни.

Использование народного творчества в учебном материале в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы, что поможет педагогу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений. Укрепит их стремление «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Также художественные произведения помогают педагогу передать смысл поступков поведения персонажей, научить высказывать отношение детей к ним и умению самим во всем разобраться.

Многие авторы как Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у школьников представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях. В игровых действиях школьники воспроизводят поведение, чувства, переживания свих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Организации игры поможет система внеучебной работы в школе. При этом такая форма работы со школьниками является «практическим условием воспитания умений и навыков для достаточно высокой ступени творческой самостоятельности, инициативы, коллективизма, сознательности, гражданственности» , что составляет основу содержания семейных ценностей.

Целесообразным является просвещение семейных ценностей на занятиях гуманитарных дисциплин и внеклассной работе для школьников. Так как в основе процесса гуманизации образования лежит освещение человеческих ценностей, в том числе семейных через гуманитаризацию учебного процесса в школе. Тем самым преподаванию гуманитарных уроков можно придать новые черты и значения через воспитание семейных ценностей. Совместная деятельность и направленность преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы поможет донести ценностный смысл семейного воспитания, что является новшеством в процессе обучения.

С.Г. Вершловский подчеркивает, тем самым, что «при всем различии подходов и трактовок большинство исследователей сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие способностей школьников. Его позитивную реализацию, ... акцент на целостном развитии личности, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегуляции, приобщении к универсальным ценностям культуры. Главной инструментом становиться партнерство, тесная связь с жизнью, социальной средой» .

Здесь аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации. Осуществление воспитания подрастающего поколения невозможно без ориентации на семейные ценности, а самостоятельный выбор школьника системы ориентированного на семью поможет глубокому осмыслению необходимости применения ее в построении своей жизни. B.C. Библером, М.М. Бахтиным, М.С, Каганом, И.Н. Калинаускасом и рядом других авторов развиваются идеи о переходе человечества от волевого, монологического общения с миром, в основе которого стремление его переделать, критически оценить, привести в соответствие с идеальной моделью, к диалогу, характеризующимся взаимодействием, взаимопониманием, любовью, взаимоустремленностью. Диалоговость — это диалог человека с человеком (в частности, учитель-ученик), диалог человека с книгой, текстом, знанием, диалог с самим собой, а также диалог с миром его прошлым, настоящем и будущем. Развитие у учителей и учащихся способности к диалогу - один из путей создания в школе гуманитарной среды и становления гуманистических свойств личности, в частности, гуманитарного характера мышления через осмысление и применение на практике, прежде всего, семейных ценностей.

Такое утверждение хорошо подчеркивает высказывание В.П. Зинченко, «ценности образования, должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Несомненно, что область семейных ценностей определяет человеческое существование и одновременно является его главной ценностью. Несомненно, что поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система образования» .

Ориентируясь на развитие у школьников гуманитарного мышления как способа познания семейных ценностей, развития у них к способности к диалогу, давая им ценностные ориентиры, например, на семейно-нравственные, создавая условия для приобретения учащимися живого знания, преподаватели гуманитарных предметов вносят свой вклад в решении гуманной задачи позитивной интеграции личности в окружающий мир, ее социализации.

Как подчеркивает, Е.В. Бондаревская, «социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности»26.

Совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин с целью воспитания у школьников семейно-нравственных ценностей

Разработка в первой главе исследования теоретических положений воспитания семейно-нравственных ценностей в становлении субъективной позиции школьника в процессе его обучения могут быть объединены в дидактическую ситуацию педагогики создания единого воспитательного пространства, усиливающую их стимулирующие возможности. Однако катализатором этого процесса является объединение в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы и совершенствование данного процесса. Наиболее целостно процесс воспитания семейно-нравственных ценностей может протекать в гуманитарном пространстве урока, а также в исследовании способов совершенствования процесса воспитания в преподавании гуманитарных дисциплин, реализация которых будет проводиться в ходе педагогического эксперимента.

Анализ концептуальных психолого-педагогических, философских и научно-методических идей современной теории и практики семейного воспитания в России показал, что «семья оказывает огромное влияние на формирование жизнеполагающих ценностных ориентиров и морального облика детей»64, и является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания. Раскрывая ключевые понятия исследования «ценность», «семейно-нравственные ценности», «педагогические ценности семейного воспитания» и обобщив различные точки зрения современных ученых, мы пришли к выводу, что семейно-нравственные ценности обусловлены уникальностью и социальным значением семьи.

В исследовании автор придерживается следующего определения понятия «семейно-нравственные ценности»: это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящиеся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, интересами, потребностями, социальными отношениями.

В ходе эксперимента воспитание семейно-нравственных ценностей рассматривалось через призму гуманистических тенденций в образовании, где обоснованное в первой главе понимание субъективной позиции школьника и закономерностей его становления дает основание утверждать, что значимость процесса обучения и воспитания определяет возможности становления и осознания семейно-нравственных ценностей.

Осуществление данной идеи возможно в преподавании гуманитарных дисциплин как организационной формы обучения, которую мы понимаем через целенаправленное создаваемое общение в процессе взаимодействия учителя и школьников, которое характеризуется вариативным распределением учебно-познавательных функций, режимом — временным и пространственным, а также различной последовательностью и сочетанием звеньев учебной работы, где подобное общение создает атмосферу урока как устойчивого эмоциально-психологического настроя в классе. То есть настроения школьников, их переживания, волнения, отношение друг к другу и к окружающим событиям будут нести окраску гуманитарной направленности.

При этом «феномен отношения обуславливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член группы, определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге на общее личностное развитие каждого члена группы» .

Собственно воспитательное отношение - это создание личностно-развивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъективирования, то есть выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности. Следовательно, в «моделировании гуманитарного урока» мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации совершенствования преподавания с помощью воспитания семейно-нравственных ценностей.

В связи с этим, воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников должно осуществляться в ходе совершенствования процесса воспитания. Современные ученые Т.А. Добровольская, Л.Н. Комисарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева считают, что современная педагогика в значительной степени ориентирована на использование различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности школьника. Творчество является оптимальной деятельностью для школьников с малым социальным опытом, бедной духовной и эмоциональной сферой, и отсутствием эстетических, нравственных ценностей.

В нашем исследовании раскрывается совершенствование процесса через создания единого воспитательного пространства интегрированной педагогики как средства формирования семейно-нравственных ценностей у школьников. Нами используются элементы Арт-педагогики, которые является областью научного знания, и позволяет рассматривать совершенствования образования не только через художественное восприятие, но и всех компонентов воспитательного процесса средствами искусства. Интегрированная педагогика основывается на объединении процессов преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании семейно-нравственных ценностей. Выделяя принципы арт-педагогики, автор диссертации ориентируется на общепедагогические принципы организации и проведения воспитательной работы, а также на принципы нравственно-эстетического развития.

Воспитание и осознание новых позитивных переживаний и образов школьника рождает креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогая ему, тем самым, освободиться от негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на иной путь отношений с окружающим миром, спроецировать позитивный образ семьи.

В ходе эксперимента теоретический анализ причин, затрудняющих воспитание семейно-нравственных ценностей у школьника, обнаружил существование научной проблемы, определяющиеся недостаточностью знаний у школьников о семейно-нравственных ценностях. В связи с этим была организована опытно-эксперементальная работа, направленная на создание у школьников положительного образа семьи, освоение умений и навыков, необходимых в будущей самостоятельной семейной жизни, развитие их семейно-нравственных ценностных ориентации.

Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников осуществляется в процессе подготовки их к будущей семейной жизни. Эксперимент показал, что эффективность этого процесса зависит от создания определенных организационно-педагогических условий через совершенствование процесса воспитания в преподавании гуманитарных дисциплин. Первое условие это специально-организованная социально-педагогическая среда в школе предполагающая: жизнедеятельность школьников по типу семьи, единое жизненное пространство, единые правила и требования, традиции, выработанными этой семьей; условия максимально приближенные к домашним; организацию работы в семейной группе так, чтобы она могла реально на практике реализовывать основные функции семьи; создание «арт-педагогического пространства» 7, необходимого для эффективного творческого процесса, который обеспечит реализацию творческих возможностей школьника.

Совершенствование внеклассной работы с целью воспитания у школьников семейно-нравственных ценностей

В воспитании семейно-нравственных ценностей личности, в приобщении ее к гуманистическим идеалам необходимо совершенствование преподавания. Так как, образование подчиненное предметно-содержательному принципу, воспроизводит лишь один из процессов развития науки - усиливающуюся дифференциацию.

Очевидно, что предметная дифференциация школьных дисциплин, преобладание в содержательном и логическом построении учебного материала сциентистских основ, ведет к фрагментарности, раздробленности восприятии школьниками окружающего мира, к повышению статуса технократических и понижению гуманистических целей образования. Это, безусловно, ведет к дисгармоничности в развитии когнитивной, психоэмоциональной, операционально-деятельностной сторон самой личности школьника при воспитании семейно-нравственных ценностей.

При всем этом учет возрастных особенностей в организации учебного процесса предполагает внеклассную работу как проявление потребностей в познании действительности, в выражении собственной жизненной позиции, в общении со сверстниками. Рассмотрение внеклассной работы в школе как поле для самовыражения потребностей, например, в нравственно-духовном общении, определенным образом меняет структуру учебно-педагогического процесса.

Воспитательная работа на внеклассных занятиях и мероприятиях представлена полным циклом календарных, школьных и тематических праздничных программ для школьников. Для этого в ходе эксперимента разрабатывались сценарии утренников, викторин, КВН, бесед, тематических встреч, конкурсов, игр, эстафет, загадок, ребусов, кроссвордов и сказок. Для каждого класса была продумана культурно-досуговая программа, учитывающая познавательные интересы школьников определенного возраста. Все культурно-досуговые программы ориентированы на проведение в школе, на природе, на переменах, в группах продленного дня, во внеурочное и каникулярное время.

Преподавателям школы, методистам, социальным работникам это помогает сделать праздничные программы действительно интересными и запоминающимися школьникам, но для воспитания семейно-нравственных ценностей требуется совершенствование внеклассной работы в направлении данной ценностной ориентации.

Внеклассная деятельность школьников в процессе учебно-творческой работы представляет собой прежде всего деятельность по нравственно-духовному становлению личности. Примером совершенствования внеклассной работы могут служить детское театральное творчество, театральная постановка или «драматизация» (Л.С. Выготский), которые «определяют самый распространенный вид детского творчества» .

Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемым самим школьником, наиболее близко ориентирует его на семейно-нравственные ценности через художественное творчество с личными переживаниями.

Во-вторых, всякое театральное действие связано с игрой, являющейся с ранних лет корнем всякого усвоения семейно-нравственных ценностей через детское творчество, и поэтому наиболее синкретично, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Анализ литературы по проблемам воспитания школьников средствами театрального искусства показал, что вопросы организации художественного творчества школьников продолжают достаточно широко исследоваться. Смысл данного подхода к воспитанию заключается в усвоении нравственных ценностей, в том числе и семейно-нравственных ценностей через школьные театральные постановки.

Так, психологические аспекты духовно-нравственного творчества исследовали Л.С. Выготский, В.Л. Дранков, Б.М. Теплов и другие. Вопросами практики духовно-нравственного воспитания посредством театрального искусства занимались Ю.И. Рубин, А.П. Ершов, В.Г. Ширяев и т.п. Теоретические и практические основы сценической педагогики разработаны К.С. Станиславским, Е.Б. Вахтанговым, М.С. Кнебелем и другими.

Вместе с тем, рассмотрение потенциала школьного театрального творчества в решении проблем духовно-нравственного воспитания77 и воспитания семейно-нравственных ценностей школьников пока не стало предметом серьезного внимания исследователей.

Альтернативой может служить применение игрового метода, где учитывается свойственная каждому школьнику потребность в спонтанной творческой и игровой деятельности. Проведение школьников через систему игр-упражнений позволило: определить уровень познавательного интереса и готовности к семейно-нравственной деятельности, наметить план дифференцированных воспитательных воздействий в процессе предварительных бесед, позволяющих в коллективной игре полно раскрыть свои творческие и человеческие потребности; стимулировать творческое начало школьников, привить умение к преодолению трудностей, вызвать потребность поиска самостоятельных решений, расширить их представления о семейно-нравственных ценностях, сформировать качества, необходимые в совместной игровой деятельности. На первом этапе в игровой деятельности познавательная активность школьника во многом может быть спровоцирована педагогом. Второй этап связан с индивидуальными формами творчества, что требует осознанной познавательной активности. Здесь мы предложили школьникам упражнения, содержащие «препятствия», моделирующие творческий процесс, вызывающие активность школьников, дающие радость самостоятельных открытий.

На данном этапе мы осуществляли переход от общих игр-упражнений к групповым заданиям. Особое внимание на втором этапе было уделено созданию нравственного климата, свойственного индивидуально-коллективной форме сотрудничества, связанного с развитием критической оценки и самооценки поведения школьника.

В результате удалось подвести на наш взгляд к результату верной оценки своей деятельности, пробудить желание школьника работать над своими качествами, создать нравственную атмосферу.

На третьем этапе было необходимо решить следующие задачи: - подвести школьника к умению выражать свои мысли и чувства, свое отношение к жизни; - организовать занятия в коллективе таким образом, чтобы пробудить интерес школьника к познанию, изучению жизни, к рождению способности эмоционально (на основе эмпатийных чувств) оценивать увиденное; - приобретение навыка отбирать главное в жизненном явлении и творчески применять знания семейно-нравственных ценностей.

Предметом пристального изучения на данном этапе стали люди, окружающие школьника во всей его жизни: дома и в школе, во дворе и на улице, в коллективе и в кругу близких друзей. Стремясь расширить круг наблюдений, мы часто проводили занятия вне стен школы.

Среди многочисленных заданий отметим серии целенаправленных наблюдений, таких как «человек и природа»78, «человек и его профессия», «люблю-ненавижу», «человек и его Родина» и другие. Они помогали школьнику увидеть себя в системе духовно-нравственных и семейно-нравственных критериев, выработанных обществом. «Учили понимать и чувствовать прекрасное в природе, в людях, в себе и развивали способность сопереживания, а затем и сочувствия по отношению к окружающим, то есть способствовали росту духовной зрелости личности»79.

Похожие диссертации на Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы