Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Экологическое воспитание сельских школьников как педагогическая проблема 15
1.1. Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования 15
1.2. Экологический потенциал этнокультурных ценностей 27
1.3. Психолого-педагогические условия использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании 66
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей 80
2.1. Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания 80
2.2. Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников 107
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме 121
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 137
Заключение 138
Библиография 142
Приложение
- Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования
- Психолого-педагогические условия использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании
- Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания
- Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. Биосфера, как и её отдельные экосистемы, способна переносить значительные антропогенные нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы.
Человек не может жить вне природы, он всегда пользовался её ресурсами. Но возникновение и развитие цивилизации, особенно научно технический прогресс, способствовали усилению экспансии человечества в биосфере, которая ярко проявляется в регионах с развитыми государствами. Продолжающийся рост давления на природу, нарушающий её естественные возможности, негативно сказывается на условиях жизни не только сегодняшних жителей, но может сделать невозможной жизнь последующих поколений.
Серьёзность и сложность современного общественного развития определяется не только ухудшением состояния природы, экономики, других сфер жизни общества, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, поведением (А.Яшин). В связи с этим возникает необходимость воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой.
Осознание этих глобальных проблем мировым сообществом детерминировало необходимость создания на уровне ООН глобальной сети экологического образования и воспитания всех слоев населения. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование и воспитание населения, особенно подрастающего поколения [55, 56,57], [49, 50, 51, 52], [165, 168], [103, 101, 105].
Экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений и государственной политики в области образования. Так, согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования. К числу его составляющих относится экологическое воспитание школьников, направленное, во-первых, s.m адекватное осознание себя как биологический вид, живущий в биосфере наряду с другими формами жизни, не менее значимыми, чем человек, того, что всё живое имеет право на благоприятную среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем,
• природных и природно-антропогенных объектов. Во-вторых, понимание того, что человек, хотя и обладает культурным наследием, не является доминантой биосферы, а оно накладывает ответственность за сохранность всех форм жизни и всей её закономерной целостности (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин).
Таким образом формируется экологическое мировоззрение, основой которого является зоологическая культура, адекватный уровень сформированности которой призван обеспечивать устойчивое развитие социума.
Корни экологических мыслей уходят в глубокую древность. В историческом культурном наследии разных этносов содержится немало
• возможностей, актуальных и полезных сведений, фактов, возрождение которых может активизировать и развивать процесс экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Сущность его заключается в формировании ответственно-позитивного, нравственно-эстетического отношения школьников к природе как социальной и личностной ценности. Сегодня эта идея настолько обоснованна, что в педагогической науке приоритетное направление приобретает вопрос о разработке технологий его построения по формированию и развитию экологической воспитанности, которая должна стать составной частью как личностной, так и общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе ценностный исторический, философский, нравственный, эстетический опыт этносов.
Следовательно, становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учёта его экологической роли в изменении естественной среды, в связи с чем в современной педагогической деятельности экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе.
Ещё античные мыслители (Аристотель, Демокрит, Платон,), затем классики мировой и отечественной педагогики (А. Дистервег, А.Я. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский К.Д.Ушинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда - необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которое находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.
В связи с обострением экологической кризисной ситуации со второй половины двадцатого века начинается интенсивное исследование проблем экологического образования и воспитания.
В рамках социально-философского направления анализируются сущность экологической культуры, её структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути её развития (Э.В.Гирусов, Д.С.Лихачев, А.Н.Моисееь, К.П.Шилин).
Общие подходы, отражающие принципы и задачи экологического образования и воспитания школьников, основные средства его реализации определяют ведущие российские учёные (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Л.П.Пчелко, И.Т.Суравегина и др.). Исследователи справедливо считают, что экологическая культура является важным критерием оценки всесторонней развитости личности, выражением её ответственного отношения к социоприродной среде.
В современных исследованиях (А.М.Галеева, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев, А.А.Плешаков, Н.Ф.Реймгрс, В.А.Сластенин, И.В.Цветкова и др.) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры идёт от эмпирических знаний и примитивных локальных форм природопользования к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.
Процесс формирования экологической культуры может осуществляться через развитие соответствующего сознания. Механизмы развития сознания личности и экологического сознания находим в научных трудах учёных (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.Д.Дерябо, Л.С.Рубинштейн, В.А.Ясвин и др.).
За последнее время в нашем обществе наблюдается рост этнического самосознания. С принятием Закона РФ «Об образовании» активизировались научные исследования проблем этнокультурного наследия. Приобщение к этнокультурным ценностям подрастающего поколения, на наш взгляд, способствует формированию у них того миропредставления, которое сконцентрировано в специфическом отношении человека данной культуры к миру природы. И отношение выступает доминантой любой традиционной этнокультуры и этнопедагогики.
Различным аспектам этнокультурных ценностей посвящены научные исследования учёных (А.М.Вавилов, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Ме-жуев, И.А.Шоров и др.).
Одной из ключевых идей адыгской традиционной культуры является идея изначальной «кровной родственности» человека с природой, от которой он не отделяет себя, в которой он находит силы для физического развития и духовного роста. Об этом свидетельствуют пословицы: «Кто выращивает лес, тот не уничтожает его» («Мэзыр зыгъэк1ырэм мэзыр зэрипхъожьырэп»). Жъоным дэмышъхьахырэр фыгум щыкЬрэп - Кто не запаздывает с пахотой, тот вдоволь имеет пшено Г24, 55].
В научных трудах учёных (Т.Д.Алибердов, П.У.Аутлев, Б.Х.Бгажноков, А.Х.Зафесов, Х.М.Казанов, М.В.Кантария, Э.Л.Коджесау, С.Х.Мафедзев, В.М.Межуев и др.) раскрывается содержание этнокультурных ценностей адыгов, отражающее их этноэкологический компонент.
Конструирование и реализация национально-регионального компонента государственного стандарта образования - требование сегодняшнего дня при построении содержания и технологий экологического образования и воспитания с опорой на этнокультурные ценности. Решению аспектов этой проблемы посвящены научные исследования А.А.Афашаговой, М.С.Багова, Н.Ш.Блягоз, которые представляют научно-практический интерес для нашего исследования.
Анализ научной, научно-методической литературы показывает, что в перечисленных исследованиях не затрагиваются вопросы экологического воспитания сельских старших школьников в процессе их обучения естественно-биологическим наукам в контексте народной педагогики и этноэкологической культуры.
Следует обратиться также к практике экологического воспитания школьников. Как показывают наши многолетние наблюдения и личный опыт, в настоящее время прослеживаются противоречия:
- между объективно растущими требованиями к личности в контексте отношений в системе «природа — человек - социум» и уровнем экологической грамотности и сформированности экологической культуры;
- между растущим уровнем экологических знаний учащихся и возможностью их применения в практической деятельности школьников по охране и восстановлению природных ценностей, т.е. знания не «работают».
Отсюда возникает педагогическая проблема «снятия» этих противоречий. С учетом актуальности и современных требований к экологическому воспитанию школьников, недостаточной разработанности теории и практики экологического воспитания сельских старших школьников с опорой на этнокультурные ценности, слабой ориентации учебных программ на практическую экологическую деятельность обучаемых, а также обозначенной в нашем исследовании проблемы мы определяем тему диссертационного исследования: Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей (в условиях полиэтнической среды).
Объект исследования - процесс экологического воспитания учащихся в средней общеобразовательной сельской школе в условиях полиэтнической среды.
Предмет исследования - педагогические условия экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей в условиях полиэтнической среды.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить педагогические условия экологического воспитания учащихся в контексте этнокультурных ценностей и экспериментально апробировать их эффективность в условиях сельской полиэтнической среды.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность ключевых понятий исследования: «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», «этнокультурные ценности», «полиэтническая среда» и определить теоретические основания процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей в условиях полиэтнической среды.
2. Собрать, проанализировать и систематизировать этнокультурные ценности адыгского и русского народов, провести их классификацию в целях отбора материала, имеющего отношение к проблеме экологии и экологического воспитания школьников.
3. Теоретически обосновать модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе.
4. Определить педагогические условия процесса экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей.
5. Модернизировать содержание экологического воспитания школьников на основе этнокультурных ценностей адыгского и русского народов, разработать обогащенную программу «Биология с основами этноэкологии», обосновать ее эффективность.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что процесс экологического воспитания сельских школьников можно организовать на высоком уровне эффективности, если:
- учебно-воспитательный процесс модернизирован и активизирован в контексте творческого освоения этнокультурных ценностей народов в условиях многоаспектных взаимодействий в системе «природа - человек - социум»;
- определены в комплексе условия, содержание и технология экологического воспитания сельских школьников в учебное и во внеучебное время, учитывающих в педагогической деятельности потенциал этнокультурных ценностей.
« - школьники включаются как субъект в такую созидательно практическую деятельность, при которой позитивное нравственно-эстетическое взаимодействие с природой приобретает смыслообразующий характер; образовательное учреждение выступает как единая открытая экосистема, где интегрируются воспитательные возможности педагогов, школьников, родителей и региональных социальных институтов.
Методологические основы исследования - мы основывались на положениях философской и педагогической антропологии о деятельностной и творческой природе человека, об интегральной сущности личности, о том, что человек как целостное образование не воспитывается по частям, а синтетически # (А.С. Макаренко) под воздействием комплекса факторов, - как социальных, так и природных, как общих, так и регионально- и национально - специфических, о единстве мира, взаимосвязи и взаимообусловленности его компонентов.
Теоретическими предпосылками нашего исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощении единства биологической природы и социальной сущности (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилёв, Н.Ф.Реймерс, П.Тейяр де Шарден, Р.Штейнер, А.В. Яблоков); идея о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервег, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский); осуществление экологического подхода в педагогике и психологии (Д.Ж.Гибсон, С.Д.Дерябо, • И.Д.Зверев, А.И.Кочетов, Н.М. Мамедов, Э.И. Моносзон, С.Л.Соловейчик, В.Е. Соколов, И.Т. Суравегина, В.А.Ясвин); этнопедагогизация и этноэкологизация воспитательной среды, получившие отражение в трудах ученых-педагогов, методистов, этнографов (А.А. Афашагова, К.И.Бузаров, Н.Ш. Блягоз, М.С. Багов, Г.Н.Волков, В.А.Данилов, М.Р. Кудаев, З.К. Меретукова, И.А. Щоров).
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов.
Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, естественно-научной литературы в аспекте избранной темы, анализ учебных программ, теоретическое моделирование, концептуальная разработка проблемы.
Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опрос информаторов, опытная работа, педагогический эксперимент.
Математические методы обработки результатов исследования.
Цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая основа определили логику нашей работы, которая осуществлялась в три этапа.
Этапы исследования:
1. 1995-1998г.г. - изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулирование ее теоретических основ, разработка научно-исследовательского аппарата и методики экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
2. 1999-2002г.г. - сбор фактического материала, содержащего этноэкологический потенциал, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента.
3. 2003-2004 г.г. - анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление диссертационной работы и автореферата диссертации.
Научная новизна исследования:
Обоснован экологический потенциал и значимость этнокультурных ценностей в процессе экологического воспитания школьников; уточнена сущность базовых ключевых понятий исследования: «этнокультурная традиция», «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «этноэкология», «этнокультурные ценности», «полиэтническая среда»; выявлены система научных взглядов на проблему взаимодействия природы и социума, состояние разработанности темы исследования.
Определены педагогические и технологические параметры, обеспечивающие успешность экологического воспитания школьников в условиях сельской поли?тнической среды, выявлены критерии и уровни их нравственно-экологической воспитанности.
Обогащено содержание экологического образования школьников на основе этнокультурных ценностей, разработаны и апробированы авторская модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды и программа «Биология с основами этноэкологии».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены теоретические основания и проведена систематизация существующих ПОДХОДОЕ к проблеме экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды; оно вносит значительный вклад в теорию экологического образования и воспитания сельских школьников. Предложенные педагогические условия экологического воспитания сельских школьников с использованием этнокультурных ценностей, теоретико-методологическое их обоснование и методическое обеспечение обогащают педагогический инструментарий, теоретическую и концептуальную базу экологического образования и воспитания.
В работе поставлены и решены задачи, направленные на разработку важных сторон проблеиы использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании сельских школьников, не нашедших еще полного освещения в педагогической теории и литературе.
Практическая значимость исследования состоит в определении содержания, критериев и уровня экологической воспитанности школьников в условиях сельской полиэтнической среды. В работе обозначены возможности использования общепедагогических и этнокультурных ценностей в целях разработки методики экологического воспитания школьников. Обогащенная и апробированная авторские модель и программа «Биология с основами этноэкологии» и результаты исследования могут быть использованы в практике экологического воспитания сельских школьников.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
- обоснованностью и чёткостью теоретико-методологических положений исследования;
- применением комплекса исследовательских методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования;
- экспериментальной проверкой основных положений диссертации, подтверждённых методами математической статистики, количеством школьников, принимавших участие в эксперименте (180 человек в экспериментальных классах и 170 человек в контрольных классах).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективность экологического воспитания школьников предполагает систему педагогических условий, составляющими которых являются: психолого-педагогический компонент (система целостного педагогического процесса, направленная на формирование и развитие экологически культурной личности); технологический компонент (обеспечивает организацию и реализацию педагогического процесса, эффективное функционирование инструментария педагогической деятельности); нравственно-эстетический компонент (обеспечивает усвоение знаний через мотивацию их жизненной необходимости, способствует воспитанию отношения школьника к природным объектам, опосредованное его отношением к другим людям и самому себе как к субъектам единой экосистемы).
2. Этнокультурные ценности адыгского и русского народов содержат значительный познавательно-воспитательный потенциал, педагогическая актуализация которого обеспечивает эффективную и развивающую направленность экологического воспитания сельских школьников в условиях модернизации образования.
3. Модель структуры процесса экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды.
4. Авторская обогащенная программа «Биология с основами этноэкологии» в контексте этнокультурных ценностей.
5. Этнопедагогические особенности актуализации экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась, прежде всего, в ходе организации и проведения педагогического эксперимента в Еленовской средней школе №15 и в Хатукайской средней школе №2 Красногвардейского района Республики Адыгея.
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на семинарах, «круглых столах», ежегодных педагогических чтениях для работников системы образования и родителей района и республики, на республиканской конференции по охране природы «Экология и мы» (Майкоп, 1995), на научно-практических конференциях (Майкоп, 1996, 1997,2004).
Результаты исследования изложены автором в публикациях:
1. Шовгенова Л.М. Экологическое образование и воспитание сельских школьников в процессе изучения естественных наук.
2. Шовгенова Л.М. Проблемы экологии и воспитания экологической культуры у учащихся национальной школы.
3. Шовгенова Л.М. Воспитывающая роль обычаев, традиций и наблюдений за природой в изучении биологии в школе.
4. Шовгенова Л.М. Народные обычаи и традиции в воспитании экологической культуры у учащихся средней школы.
5. Шовгенова Л.М. Адыгские обычаи - наследие отцов - в нашей жизни.
6. Шовгенова Л.М. Теоретическое осмысление роли этнопедагогики в экологическом воспитании школьников.
7. Шовгенова Л.М. Формирование экологического сознания через народные традиции.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Общий объём диссертации 141 страниц, в том числе 9 таблиц, 5 рисунков.
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи; осмыслены методология и методы исследования; сформулирована гипотеза; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлены выносимые на защиту положения.
Первая глава посвящена теоретическому осмыслению педагогических основ использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании; в главе раскрывается сущность экологического потенциала этнокультурных ценностей как важного компонента экологического воспитания, определяются психолого-педагогические основы их использования в формировании экологически воспитанной личности в условиях сельской школы.
Во второй главе раскрываются особенности экологического образования и воспитания сельских школьников в учебное и во внеучебное время, определяются возможности трансляции этнокультурных ценностей в современную образовательную практику. Описаны организация и результаты экспериментальной работы по исследуемой теме.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сделаны выводы; подтверждена рабочая гипотеза и решены поставленные задачи. Выделены актуальные аспекты проблемы, которые нуждаются в дальнейшем научном осмыслении.
В библиографическом списке литературы содержится 199 работ.
В приложениях представлены опросники, анкеты по выявлению уровня сформированности биологических аспектов экологических и этнокультурных знаний, авторская программа.
Теоретические основы экологического воспитания школьников в условиях модернизации образования
В настоящее время в связи с обострением экологического кризиса, в котором имеют место существенные противоречия во взаимоотношениях общества и природы, стала ощущаться проблема необходимости воспитания экологически грамотного, здорового поколения. Экологическое образование, как одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, стало актуальным во всём мире.
В последние десятилетия деятельность человека привела к возникновению таких экологических проблем, как парниковый эффект, кислотные дожди, повышение уровня загрязнения окружающей среды всевозможными токсикантами, обеднение экосистем. Современная экология, на наш взгляд, больше, чем, любая другая область знаний, отражает реальное состояние окружающей среды. Угроза экологического кризиса в последние десятилетия связана не только с ростом технической мощи общества, но и является следствием нарушения человеком основных законов саморазвития природных процессов. В результате этого исчезли многие виды животных (мамонты, стеллерова корова и др.), загрязняются реки, озёра, океаны, воздух, почва, уменьшаются площади лесов.
А.В.Яблоков отмечает, что «проблема сокращения биологического разнообразия - одна из самых страшных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший втлд восстановить принципиально невозможно. У нас в стране исчезает примерно 1 вид млекопитающих за 3-5 лет...» [195,7]. Антропогенное воздействие выражается в человеческом эгоцентризме, неумении мыслить глобально при локальных действиях. В своей статье «Наступило время Всемирной академии экологии» доктор биологических наук Н.Ф.Реймерс отмечает, что «вспышка СПИДа - реакция природы на экологически неверную сратегию борьбы с эпидемическими заболеваниями. Многие их возбудители были уничтожены (во благо), и это освободило для вируса СПИД в человеке экологическую нишу. (Надо было их либо только предельно ослабить, либо одновременно с уничтожением заменить безопасными видами - аналогами.) И теперь, ошибись медики хотя бы единственный раз в поисках лекарств от СПИДа и вызови мутацию, невольное изменение его (а он в 10 раз изменчивей многоликого вируса гриппа!) и, не дай
Бог, эта мутация позволит вирусу СПИДа распространяться воздушно капельным путём - через 20 лет от миллиардов людей на Земле останутся отдельные особи. Если останутся ...» [148,10].
Потребление сырьевых ресурсов в военных целях является ещё одним драматическим примером, усугубляющим современные экологические трудности. Немалый экологический ущерб был нанесён природе и во время второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) «военные действия на большой территории почти во всех географических зонах мира, на трёх континентах (Европа, Азия, Америка) и двух океанах (Атлантический и Тихий) нанесли экологический ущерб: уничтожение сельскохозяйственных угодий, посевов и
лесов в широком масштабе в СССР, Польше, Норвегии и других европейских странах; затопление низменностей (в Голландии затоплено морской водой 17% пашни); радиоактивное заражение Хиросимы и Нагасаки; разрушение экосистем многих островов в Тихом океане; повышенное потребление природных ресурсов» [27,33].
Целлюлозно-картонные комбинаты, производящие бумагу, допускают немало вредных выбросов в окружающую среду. Но появляются предприятия, которые не засоряют природу. Одним из таких является ЗАО «Картонтара» в г.Майкопе. Это - уникальное предприятие с усовершенствованной технологией. Новые технологии позволили отказаться от серосодержащих реагентов, диоксидов, щёлочи и т.д. Заглушили котёл содового цеха и самая высокая труба в Адыгее перестала чадить. Отходы производства стали органическими, поэтому население использует их как удобрение на приусадебных участках. Примеры рационального использования природных ресурсов вызывают у подростков положительные эмоции, воспитывают в них волевые качества личности, направленные ьи охрану природы.
Воспитание экологически культурной, высоконравственной личности поможет решить экологическую проблему. В сельских условиях важным воспитательным фактором при этом является природа. «Природа - не только среда окружающая нас, но и всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это краевая нить мировоззренческих убеждений...» [127,95].
Воспитание экологически воспитанной личности невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей. Поэтому народная педагогика занимает существенную роль в решении этой задачи. Ещё на ранних стадиях своего развития народ, накапливая знания в повседневной жизни, наставлял, воспитывал и обучал своих детей, из поколения в поколение передавая свой общественно-исторический опыт, своё духовное богатство.
Изменения, происходящие в обществе, повлекли за собой изменения в образовании. Философско-педагогическое осмысление новых направлений педагогической теории, направленных на воспитание интеллектуальной личности с высоким нравственно-экологическим потенциалом - требование всех этапов развития человечества.
История становления в народной педагогике принципа природосообразности является примером экологизации обучения и воспитания. Труды Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменского, И.Т.Песталоцци стали теоретической основой идеи природосообразного воспитания. Я.А.Коменский впервые отметил, что человек является органической частью природы и подчиняется всем её законам. Поэтому все педагогические средства воздействия на ребёнка должны быть природосообразными. Вопросы воспитания и обучения Я.А.Коменский рассматривал как единый педагогический процесс формирования личности. Принцип природосообразности воспитания, по мнению Я.А.Коменского предполагает необходимость изучения законов духовной жизни ребёнка и выбор индивидуальных педагогических воздействий на него. Признание общих принципов развития природы и человека легло в основу педагогического метода воспитания Я.А.Коменского.
Ж.Ж.Руссо рассматривает воспитание как педагогический процесс трёх взаимосвязанных факторов (воспитание природой, людьми и вещами), обеспечивающих естественное развитие ребёнка.
Развивая идею природосообразного воспитания И.Г.Песталоцци считает, что природа, окружающая человека, совершенна и подчиняется своим законам. Наблюдая за ней и подражая ей можно научиться многому. «Механизм чувственной человеческой природы по существу своему подчиняется тем же законам, согласно которых физическая природа повсеместно развивает свои силы» [139,236]. Если следовать этим законам, то знания, приобретаемые человеком, формируют его сознание. К этим знаниям должны добавляться новые, создавая целостное представление о предмете.
Следует отметить, что на протяжении тысячелетий взаимодействия человека с природой накапливался богатейший арсенал «эмпирических знаний, которые по своему характеру существенно приблизились к научным. Этому содействовало наличие системы накопления знаний и передачи их подрастающему поколению. Эволюция первоначальных представлений человека об окружающем его органическом мире, как ошибочных, так и правильных, происходило под влиянием именно умственного воспитания, осуществляемого в процессе трудовой деятельности» [30,214].
Стремительно происходящие перемены в развитии общества привели к сверхвысоким темпам развития науки и техники. Произошел рост антропогенного воздействия на природу, которое привело к изменениям в отношениях «человек - природа».
Психолого-педагогические условия использования этнокультурных ценностей в экологическом воспитании
Воспитание экологически культурной личности через формирование экологического сознания — психолого-педагогический процесс, для реализации которого необходимо уточнить основополагающие понятия исследуемой проблемы. Мы обратились к определениям ученых. Ведущими понятиями являются «экологическое воспитание», «экологическое образование». «Экологическое воспитание, - как определяет Н.Н. Моисеев, - должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанное на представлении о своем единстве с Природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию Природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества. В этом и состоит принцип современного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразия и богатства» [120, 226].
И.В.Цветковой экологическое воспитание раскрывается «как формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности» [187].
«Экологическое образование - это процесс, направленный на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного, обобщающего характера», - пишет С.Д. Дерябо.
Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что в основе экологического воспитания личности лежат знания. Знания, получаемые школьником в продуктивной, творческой, эмоционально значимой деятельности, закладывают фундамент экологической культуры. Таким образом, экологическое образование, нам представляется, как психолого-педагогический процесс, направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности, при котором учащиеся овладевают естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, осваивают основы диалектического восприятия окружающего мира, формируется экологическое сознание и в целом экологически культурная личность.
Анализ понятий и терминов позволяет утверждать, что экологическое образование носит интегративный характер. Воспитание экологически культурной личности ставит задачу разработать систему экологического воспитания и образования. Следует шире внедрять новые технологии, учитывающие в учебно-воспитательном процессе психофизиологические особенности подростков. Практический опыт и результаты исследований подтверждают, что эффективность учебно-воспитательного процесса определяются межличностными отношениями учителя и ученика. Действенность предъявляемых учителем требований зависит от того, как он сам относится к ним. Важным условием психолого-педагогического воздействия на подростка является социальное взаимодействие, содержание и формы конкретных межличностных отношений. При этом использование форм и методов опыта народного воспитания зачастую определяют положительный результат педагогического процесса. Регулирующими факторами учебной деятельности, формирующими экологически культурную личность, являются познание, переживание, мотивация, оценивание, принятие решений, контроль и запоминание. В своем единстве они составляют психическую регуляцию экологической деятельности, что активизирует процессы формирования нравственности, убеждений, ответственности человека по отношению к социуму и природе.
Анализ научных трудов свидетельствует о том, что проблемы экологического воспитания и образования привлекают пристальное внимание таких исследователей в области философии и экологии, как П.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, и др., культурологии - М.С. Коган, Д.С. Лихачев, Н.Н. Моисеев и др., педагогики и психологии - С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, К.Д.Зыков, Б.Т.Лихачев, В.Е.Соколова, И.Т.Суравегина, А.Е.Тихонова, А.А.Плешаков, В.И. Цветкова, В.А. Левин, и др. Ученые сходятся во мнении о том, что экологически культурная личность имеет нравственные убеждения, представляющие собой сплав биоэкологических знаний и эмоционального восприятия и ответственного отношения к окружающей природе. «Главное -формирование человека, его нравственный мир и в какой-то мере отношение к окружающему, - дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством», - отмечает Д.С. Лихачев [97, 168]. Проблема взаимоотношений «человек» - «природа» во многом зависит от нравственных качеств личности, т.к. в них выражаются социальные позиции личности.
Воспитание экологически культурной личности не представляется возможным без формирования нравственности. Учеными СП. Барановым, К.И. Бузаровым, В.В. Вороновым, И.П. Подласым, И.Ф. Харламовым, И.А. Шоровым и др. отмечена сущность нравственного воспитания в научной и народной педагогике.
Результатом нравственного воспитания, по В.В.Воронову, является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами [36].
Правило поведения человека, которое носит общий характер и на основании которого оценивается человеческий поступок у адыгов, называется хабзэ, т.е. норма поведения. Хабзэ — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации [193].
Формирование экологической нравственности должно осуществляться с опорой на нравственное воспитание. Экологическая нравственность нам представляется как отражение в поведении социальной позиции личности, опирающаяся на нравственные убеждения (знания, перешедшие во внутреннее содержание подростка), направленные на проявление высокой гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и применение правильных технологий при воздействии на природу, а также на ее развитие.
Ответственность - одна из волевых качеств личности, способствующее проявлению потребности сохранения окружающей среды, формирование, которой происходит в единстве с другими волевыми качествами, такими как целеустремленность, умение мобилизовать свои возможности, осуществление контроля над своими действиями.
«Ответственность, по определению СМ. Кузнецова, является формой проявления сознания личностью своей субъективности и в зависимости от неё, возможностей изменять социальную среду и самого себя. Функция ответственности заключается в организации и регуляции в настоящем, прогнозировании будущего, моральном и правовом контроле над ним, а также над поведением в целом» [89,8].
Проанализировав причины экологического кризиса, нами сделан вывод о том, что низкий уровень развития ответственности культивирует потребительское отношение к природе, а значит и к человеку вообще. Совершенно справедливо мнение о том, что «забота о природе - это забота о человеке, беспокойство об окружающей среде - это беспокойство о том, кого эта самая среда окружает. Без здоровой природы нет здорового человека фактически и нравственно» [9,4], - весьма убедительно подчеркивает Р.И. Александрова.
Программное и прикладное обеспечение содержания экологического воспитания в учебном процессе - одна из основ экологического воспитания
На современном этапе реформирования общеобразовательной школы экологическое воспитание личности основано на дидактической системе, формирующей экологическое сознание. Личность, в сознании которого утвердилась потребность ответственного отношения к природе, будет осуществлять экологически осознанное отношение к ней. Важно здесь осмыслить и понять, в чем выражается ответственное отношение человека к природной среде.
А.Н. Захлебный считает, что ответственное отношение к окружающей среде выражается в следующих характеристиках личности: - в готовности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде в соответствии с моральным долгом и нормами права общества; - в способности осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде [49,10].
Разрабатывая модель экологического образования и воспитания, мы опирались на основные принципы, сформулированные учёными (А.Н.Захлебный, М.Д. Зверев, Н.М Мамедов, И.Т. Суравегина, и др.): - содержание общего образования должно отражать междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; - экологический материал изучается непрерывно, систематически; - формирование интеллектуально-волевой сферы личности осуществлять комплексно; - базовые знания изучать во взаимосвязи с краеведческим материалом.
Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, принципы, на основе которых должно конструироваться содержание экологического образования. В соответствии с предметом нашего исследования формирование экологического сознания должно осуществляться на базе всех фундаментальных законов науки о жизни.
По мнению академика В.Е. Соколова, профессора Н.М. Черновой экология принимается в современной школе по междисциплинарному принципу, «где почти игнорируются её фундаментальные научные биологические основы, а основное внимание сосредоточено на следствиях -экологических катастрофах разного ранга, и при этом очень слабо изучаются те принципиальные возможности грамотного отношения к природе, которые создаются в результате глубокого проникновения в основные экологические законы» [158, 25].
В своем исследовании мы попытались создать модель экологического образования и воспитания, которая, на наш взгляд, является одной из возможностей формирования экологического сознания и экологического воспитания подростков. Необходимым условием экологического воспитания личности является правильно организованная деятельность подростка, которая способствует развитию экологического сознания. В его основе лежит высокий мыслительно-аналитический уровень деятельности и поступков учащихся в природной среде.
Учитывая то, что при изучении биологии в школе недостаточно внимания уделяется разработке этнорегионального компонента экологического образования и воспитания, нами были использованы возможности предмета, стимулирующие формирование поведенческой мотивации учащихся в общении с природой.
При разработке содержания этнорегионального компонента формирования экологического сознания, были использованы принципы регионализации, гуманизации и экологизации знаний учащихся. Придавалось важное значение этнопедагогическим аспектам воспитания экологически культурной личности с глубокими этноэкологическими знаниями.
Реализация концептуальной модели экологического образования с учетом этноэкологического компонента не противоречит стратегии непрерывного и системного подхода к изучению биологии.
Этноэкологический компонент выполняет системообразующий фактор в связи с тем, что отражает особенности взаимосвязей между компонентами окружающей среды. Модель составлена с учётом требований общенаучной теории моделирования. Результаты психолого-педагогических исследований, а также этнокультурного наследия легли в основу модели. Следует выделить несколько этапов создания модели: 1. Изучение сущности проблемы и подбор фактического материала; 2. Проектирование самой модели; 3. Использование ее на практике.
По содержанию модель соответствует структуре программы по биологии в средней общеобразовательной школе. Логическое обоснование модели определило этапы опытно-экспериментального процесса. - постановка целей и задач исследуемой проблемы; -изучение федеральных стандартов системного подхода к экологическому образованию и воспитанию; - разработка модели экологического образования в курсе биологии с использованием этноэкологического наследия; - апробация модели; - анализ результатов исследования и определение практических предложений по обновленной модели обучения.
Схема модели структуры экологического воспитания сельских школьников в условиях полиэтнической среды представлена на рисунке 2.
Для разработки планирования уроков и методики использования этнорегиональных и этнографических ценностей мы обратились к трудам ученых (Г.Н. Волков, В.Ю. Львова, З.А. Хусаинова, И.А. Шоров, и др.), к сбору, изучению, систематизации собранного полевого материала, содержащих этноэкологические знания русских и адыгов. Эффективность учебно-воспитательного процесса, в значительной мере, зависит от качества и содержания проводимых уроков и внеклассных мероприятий. Обогащение урока элементами практической деятельности, этноэкологическими и этнографическими знаниями позволяет повысить результативность обучения и воспитания, позволяет оживить учебную деятельность. В результате, в биологии находят отражение не только научные знания, но и крупицы народной мудрости, выраженные в народных традициях, обычаях, приметах, легендах, пословицах и т.д., что повышает интерес к изучаемому предмету и познавательную активность учащихся.
Анализ школьных программ и учебников показал, что они содержат, в основном, биологический аспект естественнонаучных знаний. Авторами школьных учебников (В.П. Корчагина, Т.И. Серебрякова, Ю.И. Полянский) дается представление о ключевых биоэкологических понятиях: вид, видообразование, среда обитания, биотоп, симбиоз, дивергенция, биогеоценоз, смена биогеоценозов и др. Изучение биоэкологических знаний позволяет сформировать у учащихся ценностное представление об окружающей среде, осознать последствия антропогенного воздействия на природу, формирует естественнонаучное мировоззрение.
В ходе эксперимента выяснилось, что использование этнорегионального аспекта биоэкологических знаний народов, способствует формированию экологической ответственности, нравственности, культуры подростков.
Обогащение содержания внеучебной работы в контексте этнокультурных ценностей и экологического воспитания школьников
Сельская школа располагает большим потенциалом экологического воспитания личности. Потенциал этот весьма полезно реализовать при организации внеучебной деятельности школьников.
При проведении внеклассных мероприятий нами использовались методы и формы педагогического воздействия на эмоционально-чувственную сферу подростков.
Доминирующими формами работы стали классные часы, праздники, развивающие игры, предметные недели, научно-практические конференции. Использование в практике обучения и воспитания народной мудрости, богатой знаниями, накопленными народом путем практического взаимодействия с природой, позволяют воздействовать Нч эмоционально-чувственную сферу подростков, что способствует эмоциональному восприятию природы, развивая такие качества, как экологическая воля, сознательное стремление к познанию законов природы, единегшя с окружающей средой. «Эмоциональный фон, имеющий мировоззренческую основу, проявляется в подростках через умение чувствовать природу, стремиться к единению с ней» [20].
Согласно определения Е.Д. Макарова «Чувствование природы - это проявление синтеза человеческих качеств, когда люди сознательно стремятся к единению с природой или бессознательно действуют как частица природы. Чувствование - очень сильное психическое свойство человека, благодаря которому он может отказаться от предстоящего действия, если оно каким-то образом нарушает жизнь природы» [104,21].
Внеклассная рабо/а в школе, направленная на формирование экологической нравственности, позволяет выделить факторы, влияющие на ее формирование. Этноэкологические ценности влияют на духовное и физическое развитие личности.
В Хатукайской СШ № 2 Красногвардейского района Республики Адыгея был проведен экспериментальный классный час вместе с классным руководителем А.А. Уэтлевой «Адыги и природа». Он имел целью показать пример взаимоотношения народа с природой в разных сферах жизни, вспомнить этнокультурные ценности. Материал классного часа, по мнению заместителя директора по воспитательной работе С.Х. Биржевой, был интересным, содержательным и вызвал у ребят потребность узнать побольше о народной медицине адыгов, об их обычаях, обрядах и традициях, связанных с заботой о больных. Из материала устного журнала, в котором принимали участие, школьники узнали о том, что «в народе имелись радикальные методы лечения, которые медицина считает вполне приемлемыми и широко внедряет в практику» [14,288]. Узнали о методах залечивания ран, нанесенных огнестрельным и режущим оружием, довольствуясь терапевтическими средствами; о том, что адыги были знакомы и с лечебными свойствами минеральных вод. Минеральная вода излечивала ревматизм, накожные болезни,
раны, об этом свидетельствовали сообщения подготовленные учащимися. Новым для ребят явилось и то, что адыги подарили миру победу над оспой, ознакомившись с воспоминаниями Абри де ла Мотрэ: «Я находил черкесов все более красивыми, по мере того, как мы продвигались между гор. Так как я не встречал никого, отмеченных оспой, я пришел к мысли спросить их, нет ли каких-либо секретов, чтобы гарантировать себя от опустошений, которые этот враг красоты производил среди стольких народов. Они мне ответили утвердительно и сообщили, что это средство заключается в том, чтобы привить ее или передать тем, кого надо этим предохранить, взяв гной зараженного и смешав с кровью путем уколов, которые им делали. Другой более естественный способ передачи оспы, как мне рассказывали, чтобы класть в постель вместе с больным этой болезнью того, кому хотят ее привить, предварительно дав ему слабительного; это делается до того, как оспинки созреют. Родители так озабочены красотой своих детей, что они их часто относят на расстояние одного дня и более от своего жилья в селения, где узнают, что кто-нибудь там заболел оспой» [1,142].
Другой путешественник, английский врач-хирург Джон Кук, в середине XVIII века писал об этом явлении у адыгов: «... заражают детей следующим образом и, как говорят, без всякой опасности: они посылают подарок (без которого, как их заставляет думать суеверие, оно не будет иметь действие) больному ребенку, который во время худшего периода болезни разрешают им привязать себе под мышку небольшой кусочек хлопка, зашитый в кусочке хлопчатобумажной материи, на противоположной стороне которого, прикасающейся к выделительным железам, привязан кусочек свинца. Этот препарат остается прикрепленным к больному ребенку до тех пор, пока оспа не отпадет и не высохнет, приблизительно 3-4 дня, затем его относят прямо к тому ребенку, который намечен для заражения, и прикрепляют таким же образом к его подмышке, где он остается в течение 3-4 дней и обычно заражает ребенка» [1,178].
Интересным, повышающим познавательную активность ребят является и то, как отмечает М.-К.З. Азаматова, историк-этнограф, что «знахари пытались лечить оспу путем окуривания больных дымом, зажигая кусочек осиного гнезда, кормили больного обрядовым печеньем, без соли, шептали молитвы, продували лицо больного.
Лечение проводилось в тихой комнате, в которой устраивали качели. Каждый, кто заходил в комнату (не член семьи), должен был покачаться на качелях, прежде чем подойти к больному. Пели песни о «госпоже оспе», ее представляли коварной женщиной и призывали «Псыхъогуащ» - богиню речных ресурсов. В комнате в уголке горела восковая свеча, перед ней ставили чашку с водой и «1анэ» - столик с едой, как дар «Псыхъогуащ». Стелили циновку, на нее клали пуховую подушку, рядом ставили медный таз с кумганом - поливальник с водой, мыло и полотенце, которое висело на колышке из стены. Организовывали жертвоприношение на имя «Псыхъогуащ», устраивали угощение. На крыльце дома висел медный предмет и перед входом в дом каждый молоточком стучал в него, чтобы при входе к больному не могли проскочить нечистые силы. На подобных церемониях присутствовали и представители мусульманского духовенства, они вполголоса читали молитву, а знахари делали заговоры, ворожили: то закапывали черную курицу у порога, то пускали дым из сушеной мяты вокруг больного, и за все это получали вознаграждение продуктами, одеждой и деньгами» [8,95].
На другом классном часе учащиеся узнали о давно забытом обряде, имевшем место у адыгов - кіапщ.
Классный руководитель А.А. Уэтлева рассказала учащимся о том, что «человеку, у которого на руке или на ноге наложен гипс, устраивали кіапщз -комбинированная форма лечения человека, получившего ранение или перелом кости» [103,21]. Во время кіапщ больного отвлекали от боли, поднимали ему настроение. Таким образом, кіапщ является одним из методов психологического воздействия на больного. Учащимися был подготовлен материал о значении и сущности обряда в форме сообщений, которые были рассказаны и инсценированы одноклассниками.