Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование профессиональной направленности физического воспитания школьников на основе эвенкийских народных традиций 11
1.1. Теоретические основы традиций народной педагогики эвенков 11-16
1.1.1 Традиции трудового и физического воспитания малочисленных народов Севера 16-25
1.1.2 Охотничьи традиции эвенков 25-33
1.2. Психолого-педагогические особенности физического воспитания в школах малочисленных народов Севера 34-50
1.3. Содержание и региональные особенности профессионально направленного физического воспитания 51-68
Выводы по главе 1 69
Глава II. Профессионально направленный процесс физического воспитания школьников на традициях эвенкийского народа 70
2.1 Исследование профессиональной деятельности охотников-промысловиков 70-72
2.2 Моделирование профессионально направленного процесса физического воспитания будущих охотников на традициях эвенкийского народа 73-91
2.3. Результаты практической реализации модели профессиональной подготовки будущих охотников на основе эвенкийских народных традиций 92-126
Выводы по главе II 127-128
Заключение 129-131
Список использованной литературы 132-154
Приложения 155-163
- Теоретические основы традиций народной педагогики эвенков
- Исследование профессиональной деятельности охотников-промысловиков
- Моделирование профессионально направленного процесса физического воспитания будущих охотников на традициях эвенкийского народа
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений, сознательному участию в производственной деятельности. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема профессиональной подготовки школьников к традиционным промыслам.
Сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация в местах проживания малочисленных народов Севера, ухудшение условий их жизнедеятельности, а также рост безработицы резко обострили проблему профессиональной подготовки специалистов в традиционных промыслах, где наблюдается острая нехватка людей, способных заниматься охотой, рыболовством и оленеводством и быстро адаптироваться к экстремальным условиям профессионально-производственной среды.
Одним из решений данной проблемы, на наш взгляд, является введение в школах, где обучаются представители малочисленных народов Севера, профессионально направленного физического воспитания учащихся, основанной на народных традициях.
В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды выдающихся педагогов Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, КДУшинского, а также отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.
Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г.Н.Волкова, на которые опираются многие современные авторы, исследующие педагогические традиции разных народов: Д.М.Бурхинов, А.Ш.Гашимов, А.А.Григорьева, Б.А.Кадыров, Ш.А.Мирзоев, Н.Д.Неустроев, К.П.Пирлиев, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, Я.И.Ханбиков, К.С.Чиряев и др.
Изучению этнопедагогики народов Крайнего Севера посвящены работы А.Л.Бугаевой, И.А.Богданова, Н.И.Мелякова, Н.Д.Неустроева и других.
Исследованием особенностей быта, культуры, образования народов Севера занимались такие ученые, как В.Ч.Бельды, Г.М.Василевич, М.А.Кастрен, В.И.Прокопенко, В.А.Роббек, Ю.Б.Стракач, В.А.Туголуков, Л.Я.Штернберг и другие. Народные игры упоминались в трудах В.Г.Богораза, Г.М.Василевич, Л.В.Певговой, А.Н.Рейнсона-Правдина и других.
Некоторые социально-педагогические аспекты деятельности школ малочисленных народов Севера нашли отражения в работах В.Ф.Афанасьева, У.А.Винокуровой, М.Г.Воскобойникова, Д.А.Данилова, Е.П.Жиркова, А.Г.Корниловой, Ф.Ф.Кронгауза, П.И.Леонтьева, Н.И.Мелякова, Н.Д.Неустроева, А.П.Оконешниковой, Г.Ф.Севильгаева, А.Д.Семеновой, Л.И.Федоровой и других.
В ходе исследования мы опирались на труды ведущих психологов Б.Г.Ананьева, Л.И.Божовича, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.С.Кона, В.А.Петровского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.
Прикладная физическая подготовка нашла научное обоснование в фундаментальных трудах В.В.Белиновича, В.И.Ильинича, Л.П.Матвеева, Р.Т.Раевского и др.
Существенный вклад в разработку проблемы профессиональной направленности внесли исследователи А.Е.Голомшток, Л.А.Йовайша, Е.М.Павлюченков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, Н.К.Степаненков, Н.Н.Чистяков, С.Н.Чистякова, которые определили условия для создания системы профессиональной ориентации школьников, выявили особенности подготовки к выбору профессии в процессе изучения основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной деятельности.
В ряде диссертационных исследований раскрывается содержание подготовки учащихся к выбору профессии с учетом сельской социальной среды (ААГригорьева, АДСеменова, Ф.ДТоварищева), региональных особенностей (Г.Р.Волков, Т.Т.Саввинов, И.И.Черкасова), возрастных особенностей
старшеклассников (А.В.Мордовская).
Вопросы физического воспитания в условиях Якутии раскрываются в трудах К.Алаас, А.Н.Варламова, В.Х.Иванова, В.П.Кочнева, Н.Н.Курилова, М.И.Лыткина, Д.Н.Платонова, И.И.Портнягина, Г.В.Роббека, Н.К.Шамаева и др.
Несмотря на многочисленность опубликованных работ по этнопедагогике остается практически не освещенным важный компонент культуры малочисленных народов Севера - содержание физического воспитания с учетом национальных традиций и обычаев того или иного народа (эвенков, эвенов, долган, чукчей, юкагиров и др.).
Проведенный нами анализ научных исследований по изучению деятельности общеобразовательных школ, где обучаются представители малочисленных народов Севера, привел нас к выявлению различных противоречий их жизнедеятельности, в частности, к выводу о том, что проблема обучения и воспитания подрастающего поколения на народных традициях, остаются практически не исследованными, в том числе и проблема профессиональной подготовки будущих охотников, в то время, когда охота является одним из основных видов традиционных промыслов и средств к существованию малочисленных народов Севера. Теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Профессиональная направленность физического воспитания школьников на основе эвенкийских народных традиций».
Объект исследования - процесс профессионально направленного физического воспитания школьников на основе эвенкийских народных традиций.
Предмет исследования - содержание профессионально направленного физического воспитания школьников.
Цель исследования - определить педагогические условия осуществления профессионально направленного физического воспитания школьников на основе эвенкийских народных традиций.
Исходя из основной цели, выдвигаются следующие задачи исследования:
изучить традиции народной педагогики эвенков, теоретические основы и особенности профессионально направленного физического воспитания школьников;
разработать модель профессиональной подготовки будущих охотников, основанную на эвенкийских народных традициях;
определить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных умений и навыков будущих охотников, предусматривающие нравственные и трудовые традиции эвенкийского народа.
Гипотеза исследования. Профессионально направленное физическое воспитание школьников в эвенкийской школе будет эффективным, если:
в программу по физической культуре будут включены элементы традиционного физического воспитания с учетом региональных и этнопсихо-логических особенностей обучающихся;
в учебно-воспитательный процесс будут внедрены народные традиции воспитания;
направленное воспитание личности создаст условия для самоутверждения через профессиональное самоопределение и осознание специфики профес-сиональной деятельности охотников. Методологической основой исследования явились идеи классиков
педагогики о необходимости использования народного педагогического опыта в учебно-воспитательном процессе; основные положения личностно-ориентированной педагогики; положения материалистической философии об активной сущности человеческой деятельности, о роли труда в развитии человека; ведущие принципы современное государственной политики в области образования: гуманизация, демократизация, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, свободное развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации личности.
Методы исследования. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация), общепедагогические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической, историко-этнографической, учебно-методической, культурологической, этнопсихологической и этнопедагогической литературы по исследуемой проблеме; социолого-педагогические измерения (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа); педагогический эксперимент; тестирование уровня физической подготовленности; прогностические методы (моделирование, экспертные оценки и самооценки учащихся); методы статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
обоснована роль традиций народов Севера в современной системе школьного образования; доказана необходимость включения актуальных элементов традиционного воспитания в учебно-воспитательный процесс национальных школ;
определены педагогические условия, обеспечивающие осуществление профессиональной направленности физической подготовки школьников (будущих охотников);
выявлены критерии, показатели и уровни сформированности умений и навыков будущих охотников, основанные на нравственных и трудовых традициях эвенкийского народа;
разработана модель профессиональной подготовки будущих охотников на эвенкийских народных традициях;
экспериментально доказана эффективность предложенной профессионально-направленной программы по подготовке будущих охотников. Практическая значимость исследования. Результаты исследования
могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ
малочисленных народов Севера, в педагогических вузах и колледжах, в институтах повышения квалификации учителей, на факультетах и институтах физической культуры в качестве материала для лекционных и практических занятий.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 1992 по 1999 годы на базе Кутанинской, Хатыстырской и Угоянской эвенкийских национальных школ Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
Первый этап (1992-1993 гг.). Изучение и анализ философской, социологической, этнографической, исторической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования. Сформулирована тема, определены цели и задачи, разработана методика и составлена программа эксперимента. Проанализировано 195 уроков, проведенных учителями физической культуры.
Второй этап (1994-1999 гг.). Организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Апробированы программы профессиональной направленности физического воспитания школьников. Проведены анкетирование учителей физической культуры, специалистов-охотоведов и беседы с учителями-предметниками, родителями, старожилами наслегов, передовыми охотниками-промысловиками, знатоками народных эвенкийских игр, состязаний, традиций.
На основе анализа результатов проведенного опытно-экспериментального исследования внесены коррективы в содержание заключительного этапа педагогического эксперимента; завершена опытно-экспериментальная работа.
Третий этап (2000-2002 гг.). Проведена количественная, качественная обработка собранного материала и результатов опытно-экспериментальной работы; корректировка теоретических выводов и рекомендаций работы; оформление диссертационного исследования.
Экспериментом было охвачено 250 учащихся, 50 охотников-промысловиков, 75 знатоков народных традиций, 13 учителей физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались и получили положительную оценку: на региональном семинаре национальных школ Алданского улуса Республики Саха (Якутия) (п. Кутана, 1993 г.); на Экспертном Совете Министерства образования Республики Саха (Якутия) (Якутск, 1995 г.); на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов (Якутск - 1995, 1997, 1999 гг.); на республиканской научно-практической конференции «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале XXI века: состояние, проблемы и перспективы» (г. Якутск - 1999, 2001 гг.); на республиканской научно-практической конференции «Этнопедагогические аспекты воспитания детей» (г. Якутск, 2000 г.), на Лаврентьевских чтениях (г.Якутск, 2000 г.); на научно-методических конференциях по проблемам физического воспитания в г. Хабаровске (1996, 1997, 2000 гг.); на региональной научно-практической конференции «Проблемы и пути развития физического воспитания, ЛФК и педагогической валеологии среди детей дошкольного и школьного возраста» (г. Нижневартовск, 1997 г); на VII Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (г. Нижнекамск, 2000 г.).
Достоверность полученных результатов и объективность исследования обеспечиваются применением комплексной методики исследования, личным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, целенаправленным системным анализом массовой практики передового опыта и полученных выводов.
На защиту выносятся:
Модель профессиональной подготовки будущих охотников на основе эвенкийских народных традиций.
Критерии (теоретическая, профессионально-прикладная, морально-волевая, физическая подготовленность); показатели (знание
охотничьих обрядов, обычаев, заповедей, запретов-оберегов,
традиционных игр, упражнений и состязаний; владение основными
движениями в самобытных физических упражнениях и состязаниях,
основными умениями и навыками охотника; проявление морально-
волевых качеств; развитие физических качеств) и уровни (низкий,
средний, высокий) сформированности профессиональных знаний и
умений, основанные на традициях эвенкийского народа.
3. Педагогические условия, обеспечивающие реализацию
профессионально направленного физического воспитания школьников и результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность предлагаемой модели.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Теоретические основы традиций народной педагогики эвенков
Истоки науки о воспитании уходят в далекое прошлое народа. Прежде всего, учение о воспитании исходило из античной философии Сократа, Платона, Аристотеля. С тех давних пор почти все мыслители обращались к проблеме воспитания так называемых добродетелей. Дальнейшее развитие философской мысли рождало все новые подходы к решению проблем воспитания, совершенствования человека в целом (П.Верджерио, И.Кант, Ж.К.Сартр и др.).
История педагогической мысли показывает, что самые ценные педагогические сочинения имеют глубокие народные корни. Отсюда следует, что современные направления, пути, методы и приемы совершенствования учебно-воспитательной работы в национальной школе необходимо находить в передовых традициях народной педагогической мысли.
Мыслители XIX века Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский и другие, выступая на темы воспитания, всегда обращались к прогрессивным идеям и опыту народного воспитания, призывали всячески пользоваться ими в своей деятельности.
Выдающийся труд Я.А.Коменского «Материнская школа» основан на народном идеале воспитания в семье.
Французский просветитель Ж.Ж.Руссо считал одним из испытанных средств воспитания детей - труд. Он говорил, что труд является неизбежной обязанностью общественного человека. Стремился соединить интеллектуальное развитие детей с трудовым воспитанием. Он рекомендовал, чтобы мальчик Эмиль сам изготовлял себе необходимые предметы. Ж.Ж.Руссо учил уважать личность ребенка, изучать его интересы, учитывать возрастные и психологические особенности. В каждом ребенке, по его справедливому мнению, от природы заложены хорошие задатки.
Знаменитый швейцарский педагог и мыслитель И.Г.Песталоцци, основатель народной школы на родном языке, также опирается на богатый арсенал педагогической мысли и практики родного народа. Он требовал, чтобы в народных школах все содержание и методы обучения были основаны на законах развития человеческого ума.
С глубоким уважением относилсяк педагогической мысли народа, к его великому опыту воспитания и обучения подрастающего поколения великий русский педагог К.Д.Ушинский. Определяя цели, характер и методы народного воспитания и обучения, он пришел к выводу, что у каждого народа, будь это большой или малый народ, существует своя, отвечающая его интересам и стремлениям система воспитания. Он подчеркивал, что система воспитания и обучения в каждой местности связана с условиями исторического развития самого народа, с его нуждами, потребностями и интересами.
Принцип воспитания реальной жизнью заложен в основу новой парадигмы образования. Из принципа природосообразности воспитания впоследствии развилось положение о связи обучения и воспитания с жизнью, которое несет в себе главную идею воспитания в реальной жизни и в труде. Еще в 1916 г. П.П.Блонский писал: «Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни». По его мнению, в народной школе ребенок должен научиться жить. Аналогичного взгляда придерживался и другой известный педагог С.Т.Щацкий. Он считал школу своеобразным социальным ферментом, где ученик учится жить и работать только на жизненном опыте, где составной частью педагогического процесса является включение детей в производительный, общественно полезный труд, в решение актуальных для жизни общества проблем.
Данное положение нашло практическую реализацию в опыте А.С.Макаренко, который на этом пути открыл и утвердил ряд новых педагогических положений. Опыт лучших школ и в настоящее время подтверждает то, что превращение школы в частицу реальной жизни создает оптимальные условия для эффективной организации воспитания. А.С.Макаренко в своих сочинениях делал акцент на социальной обусловленности формирования личности, ее совершенствования [142].
В.А.Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. Придерживаясь идеи всестороннего развития личности, он исходил из ее целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального. Им были поставлены вопросы о таких личностных ценностях, как доброта и милосердие, совесть и способность понимать другого человека, а также о подготовке ребенка к жизни, в которой происходит борьба добра и зла, о неизбежности горя, страданий и т.д. [231].
В середине XIX в. ряд ученых, педагогов-мыслителей стали специально обращаться к проблемам народной педагогики. В 1857 г. вышла в свет книга А.Духновича «Народная педагогика в пользу ученых и учителей», в которой хотя и нет анализа сущности народной педагогики, но в публицистическом плане отмечается значение народного творчества. В 1861 г. В.И.Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 г. впервые в более широком аспекте Д.Булгаковский и Г.Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение в народном быту. Продолжая эту традицию, М.Я.Никифоровский собирает бытующие среди простых людей Белоруссии поверья, обряды, легенды, сказания и делает их достоянием общественности. Большой научный интерес представляет попытка Е.А.Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь, А.Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился этнограф и педагог Г.С.Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний и умений», - утверждал Г.С.Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С.Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания, следует назвать народной педагогикой [46].
Наиболее полно и всесторонне проблемы народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности. Он впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации». На его фундаментальные труды опираются многие современные авторы, исследовавшие педагогические традиции разных народов: Д.М.Бурхинов, А.Ш.Гашимов, А.А.Григорьева, Б.А.Кадыров, Ш.А.Мирзоев, Н.Д.Неустроев, К.П.Пирлиев, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, Я.И.Ханбиков, К.С.Чиряев др.
Одним из положительных явлений национальной культуры народов России является система норм и традиций семейного воспитания. Многообразие ныне действующих этнопедагогических систем воспитания сформировалось на основе древних, своеобразных родовых обычаев и традиций. Именно традиции обеспечивают связь времен и поколений, передачу жизненного опыта. Необходимость их использования в воспитании диктуется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами взаимоотношения поколений, становления народного мировоззрения.
Не останавливаясь на анализе всех определений, мы в данном исследовании будем придерживаться понятия «традиция», данного в философском словаре: «Традиция ( лат. передача, передание) -исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установки, идеи и ценности, нормы поведения и т.д.; элементы социально-культурного наследия, сохранившиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени» [130].
Исследование профессиональной деятельности охотников-промысловиков
Для выявления комплекса профессионально важных физических качеств, личностных свойств и особенностей трудовой деятельности охотников-промысловиков, их отношения к профессионально направленному процессу физического воспитания и составления профессиограммы было проведено анкетирование среди передовых охотников-промысловиков (приложение 1). Всего в опросе приняло участие 50 охотников, средний возраст которых составляет 35 лет, средний стаж работы 12 лет.
По данным анкетирования основные производственные движения охотников-промысловиков, осуществляются при усилиях практически всех мышечных групп. В общем объеме движений, сопровождающих профессиональную деятельность, 36,1% опрошенных указывают на ведущую роль мышц нижних конечностей, 32,5% - мышц верхних конечностей, 20,7% - мышц спины. 98% охотников-промысловиков в качестве основной позы, в которой приходится трудиться в течение рабочего дня, отмечают свободную позу и только 2% - вынужденную.
Показательным является характер двигательной активности охотников-промысловиков: средний суточный километраж, по данным проведенного опроса, в осенне-зимний период составляет 19 км., а в зимне-весенний период- 13 км.
Из анализа анкет установлено, что все анкетируемые работают в таежных условиях, вне помещения. Отрицательными основными обстоятельствами, снижающими эффективность работы, называют низкую температуру воздуха (в зимнее время), отсутствие проложенных троп, освещения и отсутствие выходных дней во время промысла. Большинство опрошенных к концу рабочего дня испытывают сильную усталость (64,9%), среднюю степень усталости - 24,3% и незначительно устают- 10,8%.
Среди факторов, влияющих на утомление, выделяют следующие: рассеянное внимание (18,6%), повышение раздражительности (15,9%), частая смена позы (13,4%), снижение интереса к работе (10,1%), понижение точности основных рабочих движений ( 10,1%), замедление движений (10,1%), ухудшение настроения (6,5%), сонливость (5,6%), головная боль (3,2%).
Немаловажен тот факт, что большая часть исследуемых нами охотников-промысловиков отмечают прямую связь между утомляемостью в процессе работы с недостаточной физической подготовленностью. Так считают 83% опрошенных, 12% такую связь не наблюдают и 5% затрудняются ответить.
Определенную ценность представляет информация о психофизической сфере, обеспечивающей продуктивную работу: подвижность суставов, хорошая реакция, способность быстро принимать решения, хорошая память, глазомер, способность длительное время поддерживать определенную позу.
Некоторые результаты анкетного опроса позволяют оценить отношение респондентов к физической культуре, к традиционным играм, упражнениям, видам спорта и профессионально направленному физическому воспитанию. Охотники-промысловики в своих ответах подчеркивают важность в подготовке будущих охотников традиционных видов спорта, игр и упражнений и предлагают использовать их на занятиях физической культуры для освоения необходимых двигательных умений и навыков, улучшения физической подготовленности, быстрой адаптации к будущей профессии, а также отмечают необходимость специальной физической подготовки будущих охотников, что повысит успешное освоение профессии и устойчивость к экстремальным условиям труда. 100% респондентов считают, что каждый охотник должен обладать практически всеми перечисленными морально-волевыми качествами: целеустремленность и решительность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, честность, отсутствие зависти, уважение старших и женщин,отрицательное отношение к алкоголю и наркотикам.
Полученные данные об особенностях трудовой деятельности и психофизических качест охотников промысловиков помогли нам в осуществлении дальнейшей опытно-экспериментальной работы.
Моделирование профессионально направленного процесса физического воспитания будущих охотников на традициях эвенкийского народа
Методологическую роль в построении модели профессиональной подготовки будущих охотников на основе эвенкийских народных традиций сыграли концепции личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), концепции саморазвития личности (Л.Н.Куликова, Ю.И.Турчанинова и др.) [30,217,270,127,238].
Для изучения характеристик исследуемого объекта нами выбран метод моделирования, позволяющий создать воспитательную модель, соответствующую реально существующему профессионально направленному процессу. При этом мы опирались на определение В.В. Краевским модели как системы элементов, воспроизводящей определенные стороны, связи, функции предмета исследования [119].
При конструировании модели профессиональной подготовки будущих охотников на основе эвенкийских народных традиций изучены различные подходы к моделированию образовательных процессов (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, Н.Ф.Талызина, В.А.Якунин и др.). Сопоставление основных характеристик моделей, разработанных исследователями, показывает, что они различаются по характеру структурирования педагогической деятельности и структуре подготовки объекта к выполнению определенных функций [16, 24, 125, 233, 271].
На основе изученных эвенкийских народных традиций, теоретических основ профессионально направленного физического воспитания в школах малочисленных народов Севера, а также особенностей трудовой деятельности охотников-промысловиков нами разработана модель профессиональной подготовки будущих охотников, которая состоит из трех основных блоков: образовательного, профессионального и оздоровительного. Модель профессиональной подготовки будущих охотников на основе эвенкийских народных традиций представлена на схеме 1 (с. 75). В образовательный блок входит теоретическая подготовка будущих охотников - спецкурс «Основы охотничьего промысла», который включает 8 разделов (приложение 2):
1. Охотничьи угодья;
2. Виды и численность охотничьих животных на территории Республики Саха (Якутия);
3. Охотничье оружие и снаряжение эвенков;
4. Охотничье собаководство;
5. Ловчие птицы;
6. Самоловные орудия добычи охотничьих животных;
7. Расселение охотничьих животных по территории Республики Саха (Якутия);
8. Основы товароведения продукции охотничьего хозяйства.
9. Эвенкийские народные традиции: заповеди иты, запреты-обереги, охотничьи обряды.
Ниже приведены заповеди иты, зхапреты-обереги, охотничьи обряды, которые были включены в содержание спецкурса, так как они имеют очень большое воспитательное значение и отражают народную мудрость эвенков.
Заповеди иты - Живя на средней земле нашей Дулин Буга, эвенк должен помнить всегда восемнадцать основных заповедей, которые называют словом иты:
1. Земли и Неба благословением живет человек. Небо-родитель дает. Небо-родитель кормит. Противного ему не- задумывай, противного ему не делай
2. Всех и все земля растит, человек тоже его соринка. Все, что даруется Небом-родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Еще ни один человек не умер от того, что накормил сироту, поэтому Небо-родитель, благословляя, даст пищу тебе.
Жизнь прожить - не один горный перевал перевалить. Еще никто на свете, не испытав невзгод, не жил (дословно: еще никто, не переходя вброд бед, не жил). Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. Без женщины-матери как бы ты родился? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит, (дословно: пальцем своим растит).Матери, родителей и предков тропу торя, по следу идя, живи.
6. Как люди достойные живи (дословно: по следу человека иди), не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не няньчи, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т.е. слушай советы старших).
7. Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», - не говори, не думай. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй.
8. Недобрыми мыслями далеко не уйдешь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.
9. Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невинному вину находить - самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью стать может.
10. Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают.
11. Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицом к лицу свое же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут, будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землей скрыться - земля тверда, если захочешь на небо улететь - небеса высоко слишком.
12. Доброе и справедливое слово вечно, от ребенка твоего к потомству шагать будет. Недоброе слово вполуха слушай, через другое выпускай, не оставляя в нутре своем.
13. Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.
14. Сам свой рот кормя и воспитывая, живи.
15. День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.