Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Бесаева Аза Герсановна

Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников
<
Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бесаева Аза Герсановна. Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Владикавказ, 2005. - 139 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические аспекты исследования 15

1.1. Состояние проблемы исследования . 15

1.2. Сущностная характеристика психической устойчивости организаторов здравоохранения 40

1.3. Акмеологическая модель формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 67

1.4. Критерии, показатели и уровни формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 82

Выводы по первой главе 93

Глава II Пути оптимизации формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 96

2.1. Психолого-акмеологическая диагностика формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 95

2.2. Акмеологическая авторская программа формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 114

2.3. Акмеологические условия и факторы формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 122

2.4. Психолого-акмеологическое обеспечение формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения 134

Выводы по второй главе 148

Заключение 151

Список исользованных источников и литературы 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе процессы обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и этнической среде, к условиям формирования личности. Гуманизация общественной жизни и образования определили новые условия для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей, интересов и ценностных установок. Одним из определяющих факторов развития современного российского образования стал всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Всем ходом реформирования системы среднего образования в Российской Федерации подтверждается продуктивность учета особенностей региональных образовательных систем, обращение к народно-педагогическому наследию.

Такая регионализация в контексте сохранения единого образовательного пространства страны приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных познавательных интересов учеников происходит путем погружения в этнокультуру, приобщения к российским и мировым ценностям цивилизации. Подобный подход определяет инварианты современной педагогической системы, указывающие пути и возможности ее реализации на региональном уровне.

Глобализационные процессы современной общественной жизни, усугубленные социально-политическим и экономическим кризисом, трансформацией нравственных ориентиров, также актуализируют поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей, иерархизирующих пространство нравственности.

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам.

В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила широкое развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, А.С.Макаренко И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. В современной отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, И.А.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.).

Ученые среди основных функций нравственного воспитания называют
включение учащихся в различные виды деятельности и в систему
общественных отношений, передачу социального опыта новому поколению,
внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных
принципах и нормах, формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова,
О.С.Богданова, Г.В.Вершинина, А.И.Каиров и др.). Особенности
нравственного воспитания младших школьников рассматриваются в работах
Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина
и др. Нравственное воспитание является наиболее эффективным именно в
начальной школе в силу специфики возраста (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин,
О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет таких возрастных особенностей, как
наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности,
восприимчивости (В.А.Гаврилов, Б.Т.Лихачев) обуславливает неразрывное
единство и взаимосвязь патриотического, трудового, этического и
эстетического воспитания (Н.А.Ветлугина, К.В.Гавриловец,

И.И.Казимирская, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский и др.).

Между целями и задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в современном обществе существует ряд противоречий.

Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось бы нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении ослабляют роль гуманитарных аспектов общественной жизни, что влечет за собой потерю значимости категории нравственности.

Очевидна необходимость преодоления противоречия современной общественной жизни, обусловленного тем, что младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки современной псевдокультуры искажают представления о нравственности и формируют в сознании младших школьников иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречивой оказывается ситуация и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, недостаточно полно использовала в воспитательном процессе этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к упущениям в области формирования гражданского сознания и национального самосознания. Между тем, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.

Все проявления материальной и духовной жизни этноса нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в

современной педагогике может позволить решить социальные,
общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы.
Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры
освещаются в работах Е.В.Бондаревской, Г.Н.Волкова, Д.Ж.Валеева,
Л.В.Неретиной и других. В отечественной педагогике вопрос развития
школьников на материале национальных традиций получил освещение в
педагогических исследованиях Ш.М. Ареал иева, Г.Н.Волкова,

В.М.Григорьева, А.Ш.Гашимова, Б.А.Кадырова, Т.Н.Петровой,

Я.И.Ханбикова, А.Р.Хинтибидзе, З.Б.Цаллаговой, И.А.Шорова и др.

При изучении проблемы нравственного воспитания младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций особый интерес представляли труды осетинских мыслителей, писателей, публицистов К.Л.Хетагурова, М.Туганова, И.Д.Канукова, А.А.Гассиева, Г.М.Цаголова и др.

Определенный вклад в решение вопросов изучения осетинской народной педагогики, воспитательных аспектов этнокультуры, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли ученые Республики Северная Осетия — Алания В.И.Абаев, А.Ю.Белогуров, С.Г.Ваниева, С.З.Габисова, Т.А.Гуриев, Л.К.Гостиева, Э.С.Дзуцев, З.К.Каргиева, Б.А.Калоев, З.В.Канукова, В.К.Кочисов, Т.Б.Кодзаев, К.В.Кулаев, А.М.Магометов, Б.А.Тахохов, С.В.Уарзиати, А.Х.Хадикова, Х.Х.Хадиков, А.А.Хадарцева, Е.Е.Хатаев, З.Б.Цаллагова и др.

Вместе с тем меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, . нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственного воспитания на основе этнотрадиций.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий

обусловили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования специального подхода к нравственному воспитанию младших школьников в условиях Республики Северная Осетия-Алания. В практическом плане это проблема определения содержания и методов нравственного воспитания младших школьников через этнокультурные традиции осетинского народа.

Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников».

Объект исследования: процесс нравственного воспитания учащихся начальной образовательной школы.

Предмет исследования: осетинские этнокультурные традиции в процессе нравственного воспитания младших школьников.

Цель исследования: теоретически разработать и практически апробировать систему нравственного воспитания в начальной школе на основе этнокультурных традиций осетинского народа.

В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если:

  1. усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;

  2. этнический компонент содержания нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

  3. приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности младших школьников понимать себя и

другого человека в качестве субъекта этнокультуры; 4) включение учащихся в разнообразные виды деятельности

становится отправной точкой для деятельностного освоения

пространства народной культуры. Задачи исследования:

  1. Определить специфику нравственного воспитания младших школьников.

  2. Изучить возможности и пути использования осетинских этнокультурных традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся.

  3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание младших школьников через их приобщение к этническим традициям.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Период обучения детей в начальной школе - время, наиболее целесообразное для формирования основ нравственной воспитанности учащихся. Он является существенным звеном в цепи непрерывного нравственного воспитания подрастающих поколений в дошкольных учреждениях, школах, вузах.

  2. Осетинские этнокультурные традиции, содержащие в себе большой воспитательно-образовательный потенциал и включаемые в учебно-воспитательную работу начальной школы, - существенное средство формирования нравственной культуры и поведения учащихся.

  3. Нравственное воспитание младших школьников на осетинских этнокультурных традициях наиболее эффективно при условии деятельностного использования духовного и художественного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, активном включении учащихся в творческую деятельность, а также при соответствующей подготовке учителя к осуществлению такой работы.

Стратегия деятельности педагога по нравственному воспитанию детей должна основываться на их приобщении к этнокультурным традициям как носителям национальных, художественных и духовных констант, адекватных общечеловеческим ценностям и соотносимых друг с другом как категории «частное» и «общее».

Новизна исследования заключается в следующем:

рассмотрении сущности и содержания нравственного воспитания младших школьников в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;

выявлении воспитательного потенциала осетинских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему нравственных представлений и норм;

определении и экспериментальном обоснованиипедагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания младших школьников через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса формирования нравственной культуры младших школьников на осетинских народных традициях. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.

Практическая значимость исследования состоит в создании возможностей использования нравственного потенциала народной культуры

в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий для начальной осетинской школы, а также в практике подготовки специалистов.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н.Волкова. Ценными для данной исследовательской работы являются труды этнологов, освещающих вопросы общечеловеческой культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.А.Тишков и др.), исследования психологов, обобщающих основные положения деятельностного подхода к формированию нравственной культуры (К.А.Абульханова-Славская, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др.), современные философско-культурологические теории и исследования (А.А.Дмитриева, К.В.Кулаев, П.А.Сорокин, А.Тойнби, Й.Хейзинги, А.Швейцер, О.Шпенглер, К.Ясперс), работы по теории социализации личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, А.В.Мудрик и др.).

В исследовании избранной темы большую помощь оказало изучение работ, посвященных культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа (В.И.Абаев, М.М.Блиев, Ю.С.Гаглойти, Ф.Х.Гутнов, Б.А.Калоев, М.М.Ковалевский, Г.А.Кокиев, В.А.Кузнецов, В.Ф.Миллер, А.А.Магометов, Б.В.Техов, В.Х.Тменов, В.С.Уарзиати и др.).

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте

национальной культуры (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, А.А.Леонтьев, Л.В.Неретина); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по осетинской этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Существенное значения в концептуальном плане имеют:

теория ценностей, разработанная в философско-этических исследования (Б.С.Братусь, О.Г.Дробицкий, М.С.Каган, А.И.Титаренко, Э.Фромм и др.);

концепции личностно-ориентированного обучения (Д.А.Белухин, Н.Д.Никандров, И.С.Якиманская и др.);

исследования по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (А.Ю.Белогуров, Г.Н.Волков, М.Ю.Новицкая, и др.);

основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Т.И.Руднева и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования: Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, средние общеобразовательные школы № 2, № 27 и гуманитарная гимназия № 4 г.Владикавказа, Северо-Осетинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогический факультет СОГУ.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1998) - теоретический анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Второй этап (1998-2002) - разработка методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2002-2004) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

Достоверность результатов исследования обеспечена

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, возможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах. Изложенные в диссертации положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 1-4 классах средних школ № 2, № 27 и гуманитарной гимназии № 4 г.Владикавказа, а также на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования в ходе повышения квалификации учителей начальных классов школ республики. Материалы исследования, его результаты докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики и психологии, методики начального национального обучения Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова, на ежегодных научно-практических и научно-теоретических конференциях и семинарах при Северо-Осетинском государственном университете им.К.Л.Хетагурова (1997-2004 гг.). По проблеме исследования имеется 6 научных работ, в том числе два учебных пособия. Материалы диссертации используются в учебном процессе педагогического факультета Северо-

Осетинского государственного университета и в практике работы учителей начальных классов республики.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 183 наименованиями, 3 приложения.

Состояние проблемы исследования

Деформированная, в условиях радикальных социально - экономических преобразований, государственная система здравоохранения, с ее высочайшей степенью административных методов управления, привела, в определенной степени, к неэффективности волевых рычагов воздействия. Действительно, либеральные системы здравоохранения управления административными методами не терпят по существу, а новыми адекватными методами и формами регулирования жизнедеятельности таких систем теперешние специалисты только начинают овладевать.

Цель управленческой деятельности организатора здравоохранения очень точно определена академиком Ю.П. Лисицыным (1998): «Управление - это наука, искусство, профессия и деятельность... Управление - это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы в определенных условиях и при имеющихся ресурсах»1. Таким образом, в структуре творческой готовности организатора здравоохранения должна быть сформирована способность к четкому формулированию тактических и стратегических целей обеспечения медицинской помощи в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Данный вид способностей входит в структуру ценностно-целевого компонента готовности. Особенности ценностных ориентации организатора здравоохранения связаны с характером деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), которую можно отнести к социально-значимой управленческой деятельности, определяемой как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности, направленный на удовлетворение какой-либо социально-значимой потребности (А.Л. Емельянов, 1998). Общество всегда предъявляло высокие требования к профессионализму и личности врача. Работа врача относится к числу профессий, связанных с величайшей ответственностью за жизнь и здоровье человека. Доля этой ответственности в работе организатора здравоохранения значительно возрастает, так как от его профессионализма зависит успешность деятельности всего коллектива.

Перед учеными и практиками, занятыми в той либо иной степени вопросами управления здравоохранением, встают сложные задачи. С одной стороны, теоретически осмыслить, принять и оценить закономерно складывающуюся естественным путем, качественно новую систему профессиональных и экономических взаимоотношений между производителями медицинских услуг (медицинскими работниками, лечебно-профилактическими учреждениями) и потребителями (пациентами, клиентами), в частности, в условиях системы обязательного медицинского страхования; попытаться понять сущность такой системы отношений, вскрыть и оценить глубинные процессы и закономерности ее жизнедеятельности. С другой — предложить научно-обоснованные методы активного формирования таких взаимоотношений, выработать и применить современные формы регулирования и методы управления ими.

В современных условиях развития общества увеличивающийся поток информации, трудность выбора и принятия оптимального решения - все эти классические факторы, действующие на любом уровне управленческого процесса, значительно осложняют решение обозначенной проблемы в условиях формирующейся системы здравоохранения с определенной степенью подвижности структурных и функциональных связей элементов ее составляющих.

Успешное функционирование системы здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, управление лечебно-профилактическими учреждениями в условиях складывающихся рыночных отношений (маркетинга, рынка страховых компаний, рынка медицинских услуг, спроса и предложения, свободного выбора врача, зависимости оплаты медицинского труда от объема и качества и пр.) вовсе не исключают, а наоборот, требуют активного использования принципиально новых форм и методов управления, адекватных сути рыночных социально-экономических структур (А.А.Лебедев, Ю.П. Лисицын, 1996; И.В. Поляков с соавт.,1996; А.В. Решетников, 1998 и др.).

Выработка и принятие управленческих решений начинает в большей степени опираться на сущности, в определенной степени формализованные, экономическая достоверность которых обусловлена определенными законами развития общества и закономерностями функционирования конкретных социально-экономических образований.

В этих условиях крайне необходимы глубокие научные исследования и осознанное понимание сущности самой формируемой, в период реформ общества, системы отечественного здравоохранения. Что собой представляет сущность системы отечественного здравоохранения в условиях затянувшихся реформ, каковы будут в будущем ее устоявшиеся формы и содержание, насколько высокой будет в такой системе степень реализации либеральных ценностей? В этом плане наука об общественном здоровье и здравоохранении еще не сказала своего веского слова. Сегодня однозначно можно констатировать, что изменение на рубеже веков типа и сущности системы отечественно здравоохранения идет по пути либерализации. В решении этих проблем крайне актуальны исследования структурных перемен и их медико-экономических тенденций в здравоохранении (В.К.Овчаров, В.О. Щепин, 1996).

Сущностная характеристика психической устойчивости организаторов здравоохранения

В формировании категории личности в современной акмеологии большую роль сыграли работы выдающихся отечественных исследователей. В развитие теории личности неоценимый вклад внес выдающийся отечественный невропатолог, физиолог, психолог В.М. Бехтерев, который выделял направленность, устремленность и нацеленность личности в числе главных ее качеств. Л.С. Выготским разработана идея о социальной обусловленности психической деятельности человека. Им выдвинуто положение о том, что основу трудовой деятельности составляют высшие психические функции, поэтому для детального изучения профессий наряду с аналитическим подходом необходимо использовать синтезирующий, личностный подход, позволяющий оценить трудовую деятельность в целом. Переводя на русский язык «акмеоло-гию» как «вершинологию», уместно вспомнить высказывание Л.С. Выготского о том, что отечественная психология является вершинной, т.к. определяет не "глубины", а "вершины" личности.

Отличительной особенностью акмеологических исследований является изучение личностного аспекта продуктивной профессиональной деятельности. Отмечена закономерная связь эффективной профессиональной карьеры и совокупности таких личностных факторов как: самоэффективность в сфере предметной деятельности, в сфере интернального локуса контроля, эмоциональная стабильность, низкий уровень психотизма, мотивация к карьере (Е.А. Могилевкин, 1998).

Как отмечают А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин, только в случае стабильных психологических характеристик человека, его толерантность к действию экстремальных факторов оказывается достаточно высокой. В связи с тем, что в деятельности организаторов здравоохранения проявляется большое количество экстремальных факторов, особую актуальность приобретает проблема устойчивости к их воздействию. Поэтому, в данном параграфе мы рассматриваем различные подходы к устойчивости и определяем сущность психической устойчивости как высшего проявления устойчивости в целом.

Устойчивость в живой природе

История изучения устойчивости насчитывает несколько веков, однако, до сих пор нет единого всеисчерпывающего ее определения на уровне теоретического понятия. Понятие «устойчивость» может применяться как по отношению к системам неорганической природы, так и для систем более сложных форм движения (биологической, социальной и т.п.), имея свою специфику для различных ее видов.

В рамках диссертационного исследования нас, прежде всего, интересует проблема устойчивости по отношению к живому. Если устойчивость в неживой природе представляет собой пассивную сопротивляемость разрушающим воздействиям и может быть определена только как способность системы возвращаться в первоначальное состояние после воздействия, то устойчивость живого организма, характеризующегося наличием такого важного элемента как развитие, проявляется, прежде всего, как результат его активной жизнедеятельности в ответ на различного рода воздействия с целью сохранения своей структуры.

Такое свойство отражения, как активность возникает на этапе развития, связанном с появлением органической материи.

Активность - это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

При этом координируют активность живых систем именно внутренние механизмы самоорганизации. Еще П.К. Анохин отмечал, что способность к самоорганизации - первоначальный и главнейший фактор устойчивости всей системы.

Самоорганизующиеся системы «способны сохранять» (точнее, активно поддерживать вопреки возмущающим изменениям среды) и увеличивать или даже совершенствовать свою организацию, используя при этом прошлый опыт в порядке обучения.

Следует отметить, что создание и совершенствование механизмов регуляции, при помощи которых система обеспечивает устойчивость существования, направлено в сторону оптимизации взаимодействия с внешней средой. При изменении внешней среды меняется интенсивность функциональной активности органов и тканей, и это является одной из универсальных форм регуляции при дисфункциональных воздействиях. Подобные изменения физиологических процессов, направленные на сохранение постоянства внутренней среды организма в ответ на воздействия, американский физиолог У. Кэннон (1932) предложил обозначить как гомеостаз.

Гомеостаз - подвижное равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам; поддержание постоянства различных физиологических параметров организма. Понятие гомеостаза первоначально сложилось в физиологии для объяснения постоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Затем У. Кэннон развил эту идею в учении о мудрости тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность. Получая сигналы об изменениях, угрожающих системе, организм включает устройства, продолжающие работать, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние, к прежним значениям параметров.

Принцип гомеостаза перешел из физиологии в психологию, приобретая более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной связи. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению стабильности, было перенесено на взаимодействие организма с окружением.

Психолого-акмеологическая диагностика формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения

Для объективной оценки мы использовали (кроме результатов беседы и наблюдения) психологические тесты изучения личности и состояния здоровья (16- ФЛО и тест общего здоровья Лангера-Амеля - ТОЗ), методику определения стремлений личности «MAC», методику исследования уровня тревожности «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. САН - самочувствие, активность, настроение и «Диагностику уровня эмоционального выгорания».

Основной задачей акмеологии является обеспечение оптимальности личностного и профессионального развития личности, внешне проявляющееся в виде достижения «акме» как многомерного состояния человека, которое охватывает определенный период его развития и характеризует, насколько человек состоялся как гражданин, специалист своего дела, как личность. Это порождает потребность в методах изучения этого состояния и технологиях, способствующих его достижению.

Возникновение психолого-акмеологической диагностики связано с логикой развития акмеологии как науки. Любое научное направление, в том числе и акмеология, обычно опирается на специфичные для него методы исследования. Специфика акмеологической диагностики определяется следующими принципиальными для акмеологии соображениями. Важной особенностью акмеологии как науки является опора на междисциплинарность в изучении «человека как предмета познания», что отражается в стремлении к интеграции методов различных дисциплин и полученных на их основе данных. Причем, эта особенность акмеологии соответствует стремлению к ком плексному изучению психики человека, хорошо заметному в современной психологии. Однако, в отличие от психологического изучения человека, ак-меология предполагает принципиальное расширение источников и способов получения информации о его жизни и деятельности, привлекает данные из всех дисциплин, имеющих отношение к человекознанию.

Рассмотрим особенности акмеологической диагностики подробнее.

Акмеологическая диагностика по природе своей является комплексной, основанной на широком спектре данных физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического и социологического характера, полученных методами соответствующих наук и интегрированными в единую картину индивидуального состояния. В принципе стремление к комплексности диагностики выступает в качестве важнейшей тенденцией классической психодиагностики, достаточно вспомнить историю изучения интеллекта, породившую сначала тесты интеллекта, потом тесты специальных интеллектуальных способностей и, наконец, современные комплексные тестовые батареи для исследования интеллекта. Однако если лич-ностно-профессиональная диагностика остается в традиционных рамках психологического изучения личности, то акмеологическая диагностика выходит за пределы этих рамок и привлекает данные смежных дисциплин, например, медицины, социологии и т.д. Такой подход вполне соответствует широкой междисциплинарности акмеологии и задачам нашего исследования: оптимизации формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения оперативного уровня - заведующих лечебными отделениями больниц и других лечебно-профилактических учреждений.

Отметим, что комплексность акмеологической диагностики может рассматриваться в двух планах. Во-первых, это может быть комплексное исследование актуального индивидуального состояния, о чем речь шла выше. Во вторых, можно добавить еще одно измерение исследования и рассмотреть временной аспект развития личности.

Акмеологическая диагностика особое внимание уделяет динамике развития личности и достижения ею «пиков» профессионализма и самореализации. Однако для достижения упомянутых «пиков» недостаточно лишь отслеживать особенности индивидуального развития, необходимо активно ему содействовать. Поэтому важной специфической особенностью акмеологиче-ской диагностики является ее активность по отношению к развитию личности. Такую диагностику с полным правом можно назвать «развивающей диагностикой». Развивающая диагностика, в отличие от традиционных психодиагностических подходов, относится к диагностируемой личности не как к объекту, а как к активно мыслящему, чувствующему и действующему субъекту, не навязывает ему пути и способы его развития, а позволяет на основе знания возможных сценариев такого развития самостоятельно выбрать свой жизненный и профессиональный путь. Кроме вариабельности индивидуального сценариев развития акмеологическая диагностика методически опирается на использование диагностируемого, в первую очередь, в роли эксперта (что вполне оправдано для взрослого человека и сложившегося специалиста со своим целостным жизненным и профессиональным опытом и, кроме того, соответствует сложившейся практике психодиагностики, особое внимание в последние полвека уделяющей проективным методам исследования личности) и изучение не только актуального для каждого момента времени состояния личности, но и системы ее ресурсов (психической устойчивости), определяющих потенциальные возможности оптимизации ее формирования, ее личностно-профессиональный потенциал.

Акмеологическая авторская программа формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения

Изменение психической устойчивости организаторов здравоохранения проявляется как деформация ее основных структурно-функциональных ком v понентов: интеллектуального, эмоционального, волевого, личностно профессионального.

В случае если организатор здравоохранения не может по различным причинам выбрать оптимальную стратегию поведения, подразумевающую восстановление характерного для него уровня психической устойчивости, на лицо необходимость акмеологического воздействия на него с различных сто рон. В процессе формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения на первый план выходят его цели и задачи, которые входят в состав структурных компонентов такого преодоления, и указывают на кон „ кретное содержание каждого компонента программы, в основе которой лежит предложенная модель формирования психической устойчивости ( 1.З.).

Итак, процесс повышения психической устойчивости организаторов здравоохранения подчинен следующим целям: выявить реальный уровень психической устойчивости организатора здравоохранения; разработать методы восстановления должного уровня психической устойчивости; помочь организатору здравоохранения повысить психическую устойчивость; чф? - содействовать восстановлению психосоматического благополу чия; способствовать осознанию оптимальных жизненных целей и мотивов. Для достижения поставленных нами целей необходимо решение соответствующего круга задач следующего содержания: помочь организатору здравоохранения развить способность к саморегуляции психической устойчивости; помочь изменить патогенный (не здоровый) образ мышления и определить позитивный смысл его жизни; скорректировать систему ценностей, потребностей, мотивов в направлении дальнейшего профессионально-личностного развития; выработать совместно с психологом и медицинскими работниками оптимальную стратегию его жизни, направленную на восстановление здоровья.

Безусловно, в своей работе мы не исключаем и того, что не все организаторы здравоохранения будут нуждаться в постороннем вмешательстве. Некоторые из них способны к самовосстановлению психической устойчивости самостоятельно. Однако это те лица, гармонизация компонентов психической устойчивости которых не претерпела существенных изменений.

В другом варианте, реализация целей и задач повышения психической устойчивости организаторов здравоохранения, обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов: психологов, самих организаторов здравоохране ния, социального окружения. В традиционном понимании субъектом воздей ствия является психолог, акмеолог, социальный работник, а объектом — заве дующий структурным подразделением (лечебным отделением). Однако в со временных условиях и в данной конкретной ситуации предпочтительнее ока зываются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактивность Ф и взаимодействие всех участников этого процесса (Рис. 7).

Таким образом, субъектами процесса повышения психической устойчивости организаторов здравоохранения выступают как психологи, так и сами организаторы здравоохранения, что, безусловно, активизирует процесс повышения психической устойчивости.

Значительное влияние в стимулировании организатора здравоохранения для формирования и реализации активной жизненной стратегии оказывает активность социального окружения. Сюда мы относим, прежде всего: влияние семьи, друзей и знакомых, коллег и начальников; сотрудников учреждения; психологический климат учреждения.

Реализация основных компонентов акмеологической программы повышения психической устойчивости организаторов здравоохранения обеспечивает ее результативность.

Разработка акмеологической авторской программы формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения должна включать следующие основные блоки (Рис. 8). блок — диагностический (диагностика исходного уровня психической устойчивости и профессиональной успешности, которая включает диагностику уровня развития профессионализма как базового компонента психической устойчивости организаторов здравоохранения; диагностику потребностей в повышении образовательного уровня организаторов здравоохранения).

На этом этапе учитываются общие характеристики, влияющие на формирование потребности в личностно-профессиональном развитии организаторов здравоохранения. В число этих характеристик включаются: - социальная характеристика; - социально-психологическая характеристика; - образовательная характеристика; - профессиональная характеристика; - изучение состояния здоровья.

Похожие диссертации на Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников